Файл: 1. Характеристика основных теорий финансовых рисков.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 293

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Производственный риск это риск, в большей степени обусловленный отраслевыми особенностями бизнеса, т.е. структурой активов, в который фирма решила вложить свой капитал.

Производственные риски делят на следующие виды: -неисполнения хозяйственных договоров; -изменения конъюнктуры рынка; - усиления конкуренции; -возникновения непредвиденных затрат и снижения доходов; -потери имущества предприятия; - невостребованности произведенной продукции; - форс-мажорные риски.

Финансовый риск – это неопределенность, непредсказуемость любых действий, связанных с финансовыми отношениями. Основной единицей измерения финансовых рисков является потеря в виде убытков или снижения доходов. Финансовые риски подразделяются на три вида:

1. риски, связанные с покупательной способностью денег (инфляционные и дефляционные риски, валютные риски, риски ликвидности); 2. риски, связанные с вложением капитала (инвестиционные риски); 3. риски, связанные с формой организации хозяйственной деятельности организации.

Риск снижения финансовой устойчивости предприятия определяется несовершенством структуры капитала (чрезмерной долей используемых заёмных средств на предприятии), что вызывает дисбаланс положительного и отрицательного денежных потоков предприятия по объёмам.

Риск неплатёжеспособности предприятия определяется снижением уровня ликвидности оборотных активов, что вызывает дисбаланс положительного и отрицательного денежных потоков предприятия во времени.

Риск снижения доходности включает следующие разновидности: процентные риски; кредитные риски.


36.Сущность и составляющие эффекта финансового левериджа.

Одна из главных задач финансового менеджмента - это максимизация капитала при заданном уровне финансового риска. Одним из методов решения этой задачи является финансовый леверидж. Он характеризует использования предприятием заемных средств, которые влияют на изменение коэффициента рентабельности собственного капитала.

Финансовый леверидж - это объективный фактор, который возникает с появлением заемных средств в объеме используемого капитала.

Показатель, отражающий уровень дополнительно получаемой прибыли на собственный капитал при различной доли использования заемных средств называется эффектом финансового левериджа.

ЭФЛ = (1 - Cнп) x (КBРа - ПК) х ЗК/CК, Cнп - ставка налога на прибыль; КBРа - коэффициент валовой рентабельности активов, %; ПК - средний размер процентов по кредиту, %; ЗК - заемный; CК - собственный капитал.

ЭФЛ проявляется в разности между стоимостью заемного и размещенного капиталов, что позволяет увеличить рентабельность собственного капитала и уменьшить финансовые риски.

Положительный эффект финансового рычага базируется на том, что банковская ставка в нормальной экономической среде оказывается ниже доходности инвестиций. Отрицательный эффект проявляется, когда рентабельность активов падает ниже ставки по кредиту, что приводит к ускоренному формированию убытков.

Формула эффекта финансового левериджа разделяется на три составных элемента:

(1 - Снп) - это налоговый коллектор финансового левериджа, который показывает в какой степени проявляется эффект финансового левериджа в связи с различными уровнями налогообложения прибыли.

(КВРа - ПК) - это дифференциал финансового левериджа, который показывает разницу между коэффициентом валовой рентабельности и средним размером процента за кредит.

ЗК / СК - коэффициент финансового левериджа или плече финансового левериджа, характеризует сумму заемного капитала, используемого предприятием в расчете на единицу собственного капитала.

Дифференциал финансового левериджа является главным условием, формирующим положительный эффект финансового левериджа. Этот эффект проявляется только в том случае, если уровень валовой прибыли

, генерируемый активами предприятия, превышает средний размер процента за используемый кредит. Коэффициент финансового левериджа является тем, который вызывает положительный или отрицательный эффект, получаемый за счет соответствующего его дифференциала. При положительном значении дифференциала любой прирост коэффициента финансового левериджа будет вызывать еще больший прирост коэффициента рентабельности собственного капитала, а при отрицательном значении дифференциала прирост коэффициента финансового левериджа будет приводить к еще большему темпу снижения коэффициента рентабельности собственного капитала.

37.Использование валютных фьючерсных контрактов на пути снижения уровня финансового риска.

Валютный фьючерсный контракт - это стандартизированный биржевой контракт между биржей и участником торгов на проведение расчетов, основой для которых является разница между ценой покупки/продажи контракта и его рыночной ценой на момент проведение расчетов. Рыночная цена контракта привязана к текущему валютному курсу выбранной валютной пары с поправкой на срок до истечения контракта. Предметом торгов является значение валютного курса на дату истечения контракта. Так же существует поставочный фьючерс, который представляет собой стандартизированный биржевой контракт между биржей и участником торгов на поставку одной валюты против другой по определенному ценой контракта курсу. Дата поставки определена условиями, оговоренными в спецификации контракта.

Если фьючерс является расчетным, то в соответствии с его спецификацией во временные промежутки, определенные биржей происходит расчет прибыли или убытка по занимаемой позиции и зачисление или списание средств со счета участника торгов в зависимости от разницы цены покупки/продажи контракта и рыночной цены контракта на момент проведения расчетов. Подобный расчет прибили/убытка происходит вплоть до истечения срока действия контракта. Стандартный срок для фьючерсного контракта – три месяца.

В случае хеджирования фьючерсными контрактами прибыль/убыток на биржевом счете соотносится с убытком/прибылью по открытой валютной позиции.

Принцип механизма хеджирования с использованием фьючерсных контрактов основан на том, что если предпринимательская фирма несет финансовые потери из-зa изменения цен к моменту поставки как продавец валюты или ценных бумаг, то она выигрывает в тех же размерах как покупатель фьючерсных контрактов на такое же количество валюты или ценных бумаг, и наоборот.


При сделках с фьючерсом, рыночный риск – риск изменения цены фьючерсного контракта в неблагоприятном направлении. Если в данном случае имеется хеджируемый актив, прибыль/убыток по фьючерсному контракту компенсируется убытком/прибылью по базовому активу; в случае отсутствия базового актива – прибыль/убыток по фьючерсу является результатом спекулятивной операции.

Риск нехватки ликвидности на счете участника торгов состоит в том, что перерасчет имеющихся на счете участника торгов средств может потребовать списания суммы, большей, чем остаток средств на счете. Следствием возникновения данного риска является принудительное закрытие брокером открытых позиций участника торгов по имеющимся фьючерсным контрактам, по которым возникает недостаток средств.

38.Базовые концепции и принципы управления финансовыми рисками в хозяйствующих субъектах.

Управление финансовыми рисками базируется на определенных принципах, основными из которых являются следующие:

1. Осознанность принятия рисков. Менеджер должен сознательно идти на риск, если он надеется получить соответствующий доход от осуществления той или иной операции. 2. Управляемость принимаемыми рисками. В состав портфеля финансовых рисков должны включаться только те из них, которые поддаются нейтрализации в процессе управления, независимо от их объективной и субъективной природы. Риски неуправляемые, например форс-мажорной группы, можно либо игнорировать, либо передать внешнему страховщику или партнерам по бизнесу. 3. Сопоставимость уровня принимаемых рисков с уровнем доходности проводимых операций заключается в том, что предприятие должно принимать в процессе осуществления своей деятельности только те виды финансовых рисков, уровень которых компенсируется адекватной величиной ожидаемой доходности. Операции, риски которых не соответствуют требуемому уровню доходности, должны быть отвергнуты или, соответственно, должны быть пересмотрены размеры премии за риск. Ожидаемая доходность должна как минимум превышать стоимость капитала, необходимого для покрытия принимаемых рисков. 4. Сопоставимость уровня принимаемых рисков с возможными потерями предприятия. Возможный размер финансовых потерь предприятия в процессе проведения той или иной рисковой
операции должен соответствовать доле капитала, которая зарезервирована для его покрытия. Иначе наступление рискового случая повлечет за собой потерю определенной части активов, обеспечивающих операционную или инвестиционную деятельность предприятия, т. е. снизит его потенциал формирования прибыли и темпы дальнейшего развития. 5. Учет фактора времени в управлении рисками. Чем длиннее период осуществления операции, тем шире диапазон сопутствующих ей финансовых рисков, тем меньше возможностей обеспечивать нейтрализацию их негативных последствий. 6. Учет стратегии предприятия в процессе управления рисками. Ориентация на генеральную стратегию развития позволяет сосредоточить основные усилия на тех видах риска, которые сулят предприятию максимальную выгоду, определить предельный объем рисков, которые можно взять на себя, выделить необходимые ресурсы для управления ими. 7. Учет возможности передачи рисков. Принятие ряда финансовых рисков несопоставимо с возможностями предприятия по нейтрализации их негативных последствий. В то же время необходимость реализации той или иной рисковой операции может диктоваться требованиями стратегии и направленности хозяйственной деятельности. Включение их в портфель рисков допустимо лишь в том случае, если возможна частичная или полная их передача партнерам по бизнесу или внешнему страховщику.

39. Сущность ССП как инструмента стратегического планирования в риск-менеджменте.

ССП — это система управления, которая позволяет организации четко сформулировать планы на будущее и стратегию и воплотить их в реальные действия. Она обеспечивает обратную связь между внутренними бизнес-процессами и внешними показателями, необходимую для повышения стратегической эффективности и достижения результатов.

Основными предпосылками разработки и внедрения ССП являются следующие: · проблема оценки эффективности деятельности подразделений и бизнеса в целом; · проблема контроля реализации стратегических решений.

ССП помогает связать воедино все компоненты компании и заставляет их работать как единый механизм для реализации общей стратегии.

Методология ССП представляет основные факторы деятельности компании — такие как обслуживание клиентов, операционную и финансовую эффективность — в виде набора определенных показателей. Организация фиксирует и анализирует эти показатели, чтобы понять, достигаются ли стратегические цели.