Файл: Рабочая программа по русскому языку для учащихся 8 классов разработана на основе Федерального закона 273фз Об образовании в Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 257

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями. «Пиковая дама» и «Маленькие трагедии» в музыке, театре и кино.
Краеведение: дорогами Гринева и Пугачева (по страницам пушкинской повести и географическому атласу).
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной «Адресаты лирики А.С. Пушкина».
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ
Кавказ в жизни и творчестве. Поэма «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа - основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри - любимый идеал Лермонтова» (В.
Белинский).
Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; романтическое движение; поэтический синтаксис (риторические фигуры). Романтические традиции.
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составления цитатного плана, устное сочинение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «М.Ю. Лермонтов на Кавказе».
Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «М.Ю. Лермонтов – художник»
Н.В. ГОГОЛЬ
Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу . Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.
Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации комический рассказ.
Развитие речи: различные виды чтения и комментирования, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, инсценировка, сценическая история пьесы.
Краеведение: Петербург в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.
Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной «Долго ли смеяться над тем, над чем смеялся еще Н.В.
Гоголь?»; час эстетического воспитания «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин».
И.С. ТУРГЕНЕВ
Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини. Теория литературы : лирическая повесть, тропы и фигуры и художественной стилистике повести.
Развитие речи различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном.
Связь с другими искусствами: подбор музыкальных фрагментов для возможной инсценировки, рисунки учащихся.
Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной (тема дискуссии формулируется учащимися)


Н.А.НЕКРАСОВ
Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны», «Зеленый шум».
Человек и природа в стихотворении.
Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа.
Связь с другими искусствами: использование музыкальных записей.
А. А.ФЕТ
Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы...», «Целый мир от красоты...».
Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики А.А. Фета.
Развитие речи: выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Стихи и песни о родине и родной природе поэтов 19 века»:
Н. И. Гнедич «Осень»; П . А . В я з е м с к и й «Береза», «Осень»; А.Н. П л е щ е е в «Отчизна»; Н.П.О г а р е в«Весною», «Осенью» ;
И.З. Суриков «После дождя»; И.Ф. Анненский « Сентябрь», «Зимний романс» и другие
А.Н. ОСТРОВСКИЙ
Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка» -своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами.
Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.
Теория литературы: драма.
Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению.
Связь с другими искусствами: прослушивание грамзаписи, музыкальная версия «Снегурочки». А.Н. Островский, Н.А. Римский-
Корсаков.
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола
- рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви - основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.
Теория литературы: автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа.
Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план сочинение-рассуждение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся

Из литературы 20 века (14 ч)
М. ГОРЬКИЙ
Основные вехи биографии писателя. Рассказы «Мой спутник», «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.
Теория литературы: традиции романтизма, жанровое своеобразие (песня, сказка), образ-символ.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, цитатный план, сочинение с элементами рассуждения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, кинематографические версии ранних рассказов М.
Горького.
В.В..МАЯКОВСКИЙ
Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихотворении В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».
Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «В.В. Маяковский - художник и актер».
О серьезном- с улыбкой (сатира начала 20 века) Тэффи «Свои и чужие»; М.М. З о щ е н к о «Обе зьяний язык». Большие проблемы
«маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота - к фельетону, от фельетона - к юмористическому рассказу.
Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о понятиях
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, составления словаря лексики персонажа.
Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» - по выбору.
Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества лирике Н. Заболоцкого 50-60-х годов.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочинение-рассуждение.
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Что есть красота?..».
В.П. АСТАФЬЕВ
Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.
Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к сочинению, подбор эпиграфа.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Музы не молчали»:
А.А. Ахматова. «Нежно с девочками простились...»; Д.С. Самойлов. «Перебирая наши даты...»; М.В. Исаковский .«Враги сожгли родную хату»; К.М. Симонов. «Жди меня»; П.Г. Антокольский.«Сын» (отрывки из поэмы); О.Ф. Берггольц .«Памяти защитников»;
М. Джалиль. «Мои песни», «Дуб»; Е.А. Евтушенко .«Свадьбы»; Р.Г. Гамзатов. «Журавли» и др.
А.Т. ТВАРДОВСКИЙ
Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью - даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной - один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав.


Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского.
Развитие речи: различные виды чтения, цитатный план.
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Судьба Отчизны»: Л.Л. Блок. «Есть минуты, когда не тревожит...»;
В.В. Хлебников. «Мне мало нужно...»; Б.Л. Пастернак. «После вьюги»; М.В. Исаковский. «Катюша»; М.Л. Светлов. «Веселая песня»;
Л.Л. Вознесенский. «Слеги»; Г.И. Рождественский .«Мне такою нравится земля» ;В.С. Высоцкий .«Я не люблю» и др.
В.Г. РАСПУТИН
Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского».
Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.
Теория литературы: развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе.
Развитие речи: составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку - диспуту.
Связь с другими искусствами: повесть В. Распутина на киноэкране
Из зарубежной литературы (6 ч)
У. ШЕКСПИР
Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта» на русской сцене. Теория литературы: трагедия (основные признаки жанра).
Связь с другими искусствами: история театра.
М. СЕРВАНТЕС
Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземлённое, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе.
Дон кихотство.
Теория литературы: роман, романный герой.
Развитие речи: дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся.

Тематическое планирование
№ урока
Тема урока
Количество
часов
Основные виды деятельности учащихся
Введение (1 ч)
1
Художественная литература и история
1
Составление вопросов к статье учебника, беседа, анкетирование, письменный ответ на вопрос
Из устного народного творчества (3 ч)
2, 3
Исторические песни: «Возвращение Филарета», «Разин и девка- астраханка», ( по выбору). Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне.
2
Работа с учебником, сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение, исследовательская работа с текстом, беседа
4
«Солдаты освобождают Смоленск», «Иван Грозный молится о сыне»
Средства выразительности, проблематика в исторической песне и песне- плаче.
1
Работа с учебником, беседа, выразительное чтение, исследовательская работа с текстом, работа с иллюстрацией учебника, репродукцией картины И.Е. Репина
Древнерусская литература (4 ч)
5
«Слово о погибели Русской земли». Тема добра и зла в произведениях.
1
Лексическая работа, выразительное чтение, сообщения учителя и учащихся, исследовательская работа с текстом
6
«Житие Сергия Радонежского». Глубина и сила нравственных представлений о человеке.
1
Составление цитатного плана статьи учебника, работа с иллюстрациями учебника, сообщении учителя и учащихся, исследовательская работа с текстом, художественный пересказ
7
«Житие Александра Невского». Благочестие, доброта, открытость, святость, служение Богу – основные проблемы житийной литературы
1
Сообщения учителя и учащихся, художественный пересказ, выразительное чтение, работа со статьей учебника и иллюстрациями.
8
Р р. Нравственный идеал человека в древнерусской литературе
1
Составление (устно или письменно) текста на предложенную тему.
Из литературы 18 века (4 ч)
9, 10
Державин Г.Р. Поэт и государственный чиновник. Тема поэта и поэзии в стихотворении «Памятник». «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть -основные мотивы стихотворений).
2
Составление вопросов к статье учебника, ответы на вопросы, работа с иллюстрациями, выразительное чтение, сообщения, учащихся, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, составление сравнительных таблиц
11
Карамзин Н.М. Основные вехи биографии. Карамзин и
Пушкин. «Бедная Лиза»- новая эстетическая реальность.
1
Работа со статьями и иллюстрациями учебника, составление обобщающей и сравнительной таблиц, составление вопросов к статье учебника, сообщение учащегося
12
Карамзин Н.М. «Бедная Лиза». Основная проблематика и тематика, новый тип героя. Образ Лизы
1
Выразительное чтение, формулирование письменного ответа на вопрос
Из литературы 19 века (38 ч)
13,14
Поэты круга Пушкина: Основные темы, мотивы лирики
В.А.Жуковского.
2
Работа со статьями учебника, составление сравнительной таблицы, лексическая работа, работа с репродукциями картин художников
15
Поэты круга Пушкина. Основные темы и мотивы лирики К.Ф. Рылеева.
1
Составление плана статьи учебника, выразительное чтение,


Стихотворения «К временщику», «Иван Сусанин» беседа, работа с репродукциями картин художников, составление историко-литературного комментария.
16
Пушкин А.С. Тематическое богатство поэзии
1
Конструирование вопросов к статье учебника, сообщения учителя и учащихся, лексическая работа. Выразительное чтение, беседа, работа со статьёй учебника
17
Пушкин А.С.Повесть «Капитанская дочка». Творческая история повести, проблематика. Система образов повести. Композиция. Образ рассказчика.
1
Сообщения учителя и учащихся, пересказ статьи учебника, работа с иллюстрациями, лексическая работа, беседа
18,19
Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Формирование характера
Петра Гринева.
2
Составление цитатного плана главы романа, художественный пересказ, исследовательская работа с текстом, беседа
20
Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Падение Белогорской крепости
1
Составление плана, подбор тезисов, беседа, составление рассказа о герое, исследовательская работа с текстом
21
Пушкин А.С.Повесть «Капитанская дочка» Образ Маши Мироновой.
1
Работа со статьями учебника, чтение по ролям, работа с иллюстрациями, пересказ, составление тезисного и сложного планов эпизодов романа, беседа
22,23
Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Образ Пугачева.
2
Работа со статьями учебника, чтение по ролям, работа с иллюстрациями, пересказ, составление тезисного и сложного планов эпизодов романа, беседа
24, 25
Рр. Классное сочинение по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
2
Творческая работа
26
Лермонтов М.Ю. Кавказ в жизни и в творчестве.
1
Составление тезисного плана статьи учебника, сообщения учителя и учащихся, комментирование материалов выставки, выразительное чтение, беседа
27
Лермонтов М.Ю. «Мцыри»-романтическая поэма о вольнолюбивом юноше.
1
Выразительное чтение наизусть, сообщения учителя и учащихся, работа со статьей учебника, беседа
28
Композиция и художественные особенности поэмы Лермонтова М.Ю.
«Мцыри»
1
Выразительное чтение наизусть, сообщения учителя и учащихся, работа со статьей учебника, беседа
29
«Мцыри – любимый идеал поэта» В. Белинский.
1
Творческая работа
30
Гоголь Н.В. Интерес писателя к театру. Творческая история комедии
«Ревизор»
1
Сообщения учителя и учащихся, составление вопросов к статье учебника, построение диалога, работа с портретом писателя, лексическая работа
31
Гоголь Н.В. «Ревизор». Хлестаков и «миражная» интрига.
1
Чтение по ролям, исследовательская работа с текстом, сообщения учителя и учащихся, работа с репродукцией картины К. Брюллова «Последний день Помпеи»
32, 33
Гоголь Н.В. «Ревизор». Русское чиновничество в сатирическом изображении автора.
2
Выразительное чтение по ролям, беседа, сообщения учителя и учащихся, составление цитатного плана. Характеристики образа героя
34
Гоголь Н.В. «Ревизор». Хлестаковщина как общественное явление.
1
Выразительное чтение по ролям, беседа, составление плана ответа
35
Рр. Подготовка к сочинениюпо комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
1
Творческая работа
36
Тургенев И.С. Любовь в жизни писателя. Повесть «Ася».
1
Сообщения учителя и учащихся, исследовательская работа с текстом, выразительное чтение, беседа


37,38
Тургенев И.С. Повесть «Ася». Образ Аси: любовь, нежность, верность – основное в образе героини.
2
Исследовательская работа с текстом, выразительное чтение, художественный пересказ, лексическая работа, беседа
39, 40
Некрасов Н.А. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. Человек и природа в стихотворениях Некрасова.
2
Составление тезисного плана статьи учебника, сообщения учителя и учащихся, выразительно чтение, лексическая работа, беседа
41, 42
Фет А.А. Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии поэта «Учись у них: у дуба, у берёзы», «Целый мир красоты».
Гармония чувств, единство с миром природы, духовность - основные мотивы лирики Фета.
2
Лексическая работа, составление плана статьи учебника, работа с иллюстрациями, беседа, исследовательская работа с текстом
43
Островский А.Н. Краткие сведения о писателе
1
Работа со статьей учебника, сообщения учителя и учащихся, заполнение рефлексивной таблицы, беседа
44
Островский А.Н. Пьеса «Снегурочка». Своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки
1
Сообщения учителя и учащихся, составление комментариев образов героев сказки, беседа
45
Островский А.Н. Пьеса «Снегурочка». Народные обряды, элементы фольклора в сказке
1
Сообщения учителя и учащихся, составление комментариев образов героев сказки, беседа
46
Толстой Л.Н. Вехи биографии писателя. «Отрочество».
1
Составление рассказа о жизни и творчестве Л.Н. Толстого, выразительное чтение, художественный пересказ, лексическая работа, беседа
47,48
Толстой Л.Н. «После бала». Становление личности в борьбе против жестокости и произвола.
2
Выразительное чтение, исследовательская работа с текстом, дискуссия
49
Толстой Л.Н. «После бала». Приёмы создания образов.
1
Выразительное чтение, исследовательская работа с текстом, дискуссия
50
Контрольное тестирование по теме «Литература 19 века».
1
Контроль знаний
Из литературы 20 века (14 ч)
51
Горький М. Свобода и сила духа в изображении Горького. Рассказ
«Макар Чудра».
1
Художественный пересказ, беседа, сообщения учителя и учащихся, работа со статьей учебника, выразительное чтение, чтение стихотворения наизусть, работа с иллюстрациями
52
Горький М. «Песня о Соколе». Специфика песни и романтического рассказа
1
Работа со статьей учебника, выразительное чтение, чтение стихотворения наизусть, работа с иллюстрациями
53
Художественное своеобразие ранней прозы Горького. Рассказ «Мой спутник»
1
Художественный пересказ эпизода, составление рассказа о герое, сопоставительной таблицы, выразительное чтение, беседа, работа с учебником
54
Маяковский В.В. Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы» , поэт и толпа в стихотворениях поэта. «Хорошее отношение к лошадям»
1
Составление плана статьи учебника и рассказа о писателе, комментарий к книжной выставке, посвященной жизни и творчеству писателя, слайдовой презентации, сообщения учителя и учащихся
55
Тэффи Н.А. «Свои и чужие». Большие проблемы «маленьких» людей.
1
Выразительное чтение, лексическая работа, заполнение таблицы, обобщающей результаты исследования текста, беседа
56
Зощенко М.М. «Обезьяний язык». Человек и государство.
Художественное своеобразие рассказа.
1
Составление плана статьи учебника, художественного пересказа, комментариев к слайдовой презентации, письменного высказывания на заданную тему