Файл: Методические рекомендации по выполнению дипломного проекта для специальности 23. 02. 07.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 328
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Площади складских помещений дорожных СТОАопределяются по укрупненным нормам из расчета 5... 7 м2 на один рабочий пост.
Площади административно-бытовых помещенийопределяются из расчета: для конторских помещений — 6...8 м2, бытовых помещений — 2...4 м2 на одного работающего на станции.
Площадь помещения для обслуживания клиентовпринимается из расчета: для городской станции — 9... 12 м2, для дорожной станции — 6...8 м2 на один рабочий пост.
Таблица 4- Данные для расчёта производственной программы:
Пример расчета:
По данным предприятия годовая программа обслуживания автомобилей на СТО – Nсто -11176 шт.
Трудоемкость работ на посту определяется по формуле
Тп = (Lr * N * t * Kп) / 1000 (2)
где Lг-годовой пробег одного автомобиля (Lг= 16,5 тыс. км);
N -число автомобилей, обслуживаемых на станции;
t- удельная трудоемкость ТО и ТР на 1000 км пробега;
Кп - доля работ на посту при ТО и ТР (КП = 0,7 - 0,8).
Тп = (16500 * 11176 * 2,0 * 0,7) / 1000 = 258165,6 чел-ч.
Годовой фонд времени поста станции
Фп = Дрг * Тсм * С * η (3)
где Дрг - число дней работы городской станции в году;
Тсм - продолжительность смены;
С - число смен;
η - коэффициент использования рабочего времени (η = 0,9).
Фп = 354 * 10 * 1 * 0,9 = 3276 ч.
Число рабочих постов ТО и ТР городской станцииможно определить из выражения
Хг = (Тп * φ) / (Фп * Rср) (4)
где Тп- трудоемкость комплекса работ, выполняемых на посту, чел.-ч;
Фп - годовой фонд времени поста, ч;
Rср - средняя численность рабочих на одном посту (Rср = 1 - 2 чел.).
Хг = (258165,6* 1,2) / (3276* 2) = 8,31 ≈ 8 шт.
Общая трудоемкость работ городской станции распределяется по видам работ в зависимости от числа рабочих постов, а доля работ, выполняемая на постах или производственных участках, зависит от вида работ.
Таблица №5 – Трудоемкость по видам работ
Автомобилеместа ожидания и хранения
Автомобилеместа ожидания — места в производственной зоне, занимаемые автомобилями, ожидающими постановки их на рабочие посты. Общее число автомобилемест на производственных участках СТОА принимается 0,5 на один рабочий пост.
Автомобилеместа хранения— места, занимаемые в зоне хранения автомобилями, готовыми к выдаче и принятыми в ремонт. В холодных климатических зонах хранение осуществляется в закрытых помещениях, а в других климатических зонах — на открытой стоянке под навесом.
Для городских станций общее число автомобилемест хранения принимается
из расчета 3 автомобилеместа на один рабочий пост.
На территории, прилегающей к административному корпусу станции предусмотрена открытая стоянка для автомобилей персонала и клиентуры из
расчета 7—10 автомобилемест на 10 рабочих постов.
Расчет численности производственных рабочих СТОА
Число производственных рабочих рассчитывается по формулам:
- явочное (5)
- штатное (6)
где - годовая трудоёмкость соответствующей зоны цеха.
- годовой производственный фонд времени рабочего места (номинальный).
- годовой производственный фонд времени рабочего времени штатного рабочего.
= 64541,4/ 2070 = 31,2 ≈ 31 чел.
= 64541,4/ 1860 = 34,7 ≈ 35 чел.
Таблица 6 – Персонал по видам работ
По итогам выполнения раздела сделать вывод
3. Технологическая часть
В разделе необходимо:
Оформляется процесс в виде разработанной технологической карты.
В соответствии с индивидуальным заданием необходимо разработать технологический процесс технического обслуживания, диагностики или текущего ремонта автомобилей (агрегата), либо одну из операций по этим воздействиям.
Технологический процесс ТО, диагностики или ТР представляет собой совокупность операций по соответствующим воздействиям, которые выполняются в определенной последовательности с помощью различного инструмента, приспособлений и других средств механизации с соблюдением технических требований (технических условий).
Технологический процесс ТО и диагностики оформляется в виде операционно-технологической или постовой технологической карты.
Операционно-технологическая карта отражает последовательность операций видов ТО (диагностики) или отдельных видов работ по этим воздействиям по агрегату или системе автомобиля. В соответствии с требованиями она выполняется на форматах 1 и lа.
Постовая технологическая карта отражает последовательность операций ТО (диагностики) по агрегатам (агрегату) и системам (системе), которые выполняются на одном из постов ТО (диагностики). В соответствии с требованиями постовая технологическая карта выполняется на форматах 2 или 2а.
Технологический процесс ТР топливной аппаратуры, разборочно-сборочные, вулканизаторные, шинные, аккумуляторные, арматурно-кузовные, столярные, обойные работы ТР оформляются в виде маршрутной карты.
Маршрутная карта отражает последовательность операций по ремонту агрегата или механизма автомобиля в одном из подразделений ТР. В соответствии с требованиями гост З.105-84 маршрутная карта выполняется на форматах 1 или 1 а.
Технологическая операция ТО, диагностики или ТР представляет собой совокупность переходов, которые выполняются в определенной последовательности с помощью различного инструмента и приспособлений с соблюдением технических требований (технических условий).
Технологические операции ТО, ДИОГНОСТИКИ или ТР оформляются в виде операционных карт слесарных, слесарно-сборочных и электромонтажных работ по ГОСТ 3.1407-86, формат 1 или lа.
Для разработки технологических карт процессов и операций необходимо использовать специальную техническую литературу, в которой освещены вопросы типовой технологии выполнения ТО и ремонта подвижного состава автомобильного транспорта.
Образец технологической карты
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (Наименование )
Трудоемкость, чел.час.
По итогам выполнения раздела сделать вывод
4. Организационная часть
4.1 Выбор и обоснование метода организации технологического процесса ТО и ТР
Методы технического обслуживания и организация работ ТО и ТР. В зависимости от числа постов для данного вида ТО и уровня их специализации различают два основных метода организации работ по техническому обслуживанию автомобилей - метод универсальных и метод специализированных постов.
Посты при любом методе могут быть тупиковыми или проездными (прямоточными).
Сущность метода универсальных постов состоит в том, что все работы, предусмотренные для данного вида ТО, выполняются в полном объеме на одном посту группой исполнителей, состоящей из рабочих различных специальностей или рабочих-универсалов.
Одна из форм метода универсальных постов - обслуживание с переходящими специа-лизированными звеньями (бригадами) рабочих или отдельными исполнителями. Сущность такой формы организации ТО-1 или ТО-2 заключается в следующем. На АТП организуют несколько универсальных (тупиковых или проездных) постов и столько же звеньев (бригад) рабочих, специализирующихся по видам работ ТО или по агрегатам, системам автомобиля. Обязательным условием при организации работ по этому методу является кратность сменной (суточной) программы по ТО данного вида числу постов (автомобиле-мест) и, следовательно, числу переходящих специализированных звеньев рабочих. При работе соответствующей зоны ТО в одну смену суточная программа равна сменной.
Например, если сменная программа ТО-1 равна 12 обслуживаниям, то число специа-лизированных звеньев и число постов зоны ТО-1 может быть равно 2, 3, 4. Или при числе постов зоны ТО-2, равном 3, сменная программа ТО-2 должна быть равна 3 или 6 обслу-живаниям, т. е. для зоны ТО-2 отношение сменной программы к числу постов не должно превышать 2, а быть равным 1 или 2.
Трудоемкость работ для каждого звена подбирается с таким расчетом, чтобы они начинали и заканчивали работы одновременно на всех постах. После выполнения предус-мотренного объема работ специализированные звенья меняются местами, т. е. переходят со своим инструментом, приспособлениями на другие посты по установленной схеме, используя при этом специальные передвижные тележки.
Число переходов в общем случае будет на единицу меньше числа постов данной зоны ТО-1.
Такая организация ТО более прогрессивна, хотя полностью недостатки метода уни-версальных постов она не устраняет, так как применение высокопроизводительного обо-рудования затруднено или его требуется большое количество.
Сущность метода специализированных постов состоит в том, что весь объем работ данного вида ТО распределяется по нескольким постам. Посты и рабочие на них спе-циализируются либо по видам работ (контрольные, крепежные, смазочные и т. д.), либо по агрегатам, системам автомобиля. Кроме того, на АТП организуются отдельные спе-циализированные посты, на которых производят определенные виды работ или операций независимо от вида ТО. Это могут быть: централизованные посты смазки, посты для контроля и установки передних колес; для контроля и регулировки тормозных качеств автомобиля; про качки тормозной системы и т. д.
Метод специализированных постов, может быть поточным и операционно-постовым (последний не получил широкого применения в практике). Поточный метод то является наиболее прогрессивным, но его применение дает технико-экономический эффект только для АТП с большим числом одномарочного и однотипного подвижного состава.
При этом методе все работы выполняются на нескольких специализированных постах, расположенных в определенной технологической последовательности, совокупность которых называется линией обслуживания. Посты на линии обслуживания могут располагаться как прямоточно, т. е. по направлению движения автомобиля, так и в поперечном направлении.
В зависимости от характера работы поточных линий различают потоки непрерывного и прерывного (периодического) действия. Поток непрерывного действия применяется чаще всего на АТП при производстве ЕО, реже TO-1. Потоки периодического действия в основном при меняются на АТП для TO-1, реже ТО-2.
Площади административно-бытовых помещенийопределяются из расчета: для конторских помещений — 6...8 м2, бытовых помещений — 2...4 м2 на одного работающего на станции.
Площадь помещения для обслуживания клиентовпринимается из расчета: для городской станции — 9... 12 м2, для дорожной станции — 6...8 м2 на один рабочий пост.
Таблица 4- Данные для расчёта производственной программы:
Марка автомобилей | Количество автомобилей шт. | Среднесуточный пробег, км | Продолжительность рабочей смены, ч | Количество рабочих смен в году |
| | | | |
Пример расчета:
По данным предприятия годовая программа обслуживания автомобилей на СТО – Nсто -11176 шт.
Трудоемкость работ на посту определяется по формуле
Тп = (Lr * N * t * Kп) / 1000 (2)
где Lг-годовой пробег одного автомобиля (Lг= 16,5 тыс. км);
N -число автомобилей, обслуживаемых на станции;
t- удельная трудоемкость ТО и ТР на 1000 км пробега;
Кп - доля работ на посту при ТО и ТР (КП = 0,7 - 0,8).
Тп = (16500 * 11176 * 2,0 * 0,7) / 1000 = 258165,6 чел-ч.
Годовой фонд времени поста станции
Фп = Дрг * Тсм * С * η (3)
где Дрг - число дней работы городской станции в году;
Тсм - продолжительность смены;
С - число смен;
η - коэффициент использования рабочего времени (η = 0,9).
Фп = 354 * 10 * 1 * 0,9 = 3276 ч.
Число рабочих постов ТО и ТР городской станцииможно определить из выражения
Хг = (Тп * φ) / (Фп * Rср) (4)
где Тп- трудоемкость комплекса работ, выполняемых на посту, чел.-ч;
Фп - годовой фонд времени поста, ч;
Rср - средняя численность рабочих на одном посту (Rср = 1 - 2 чел.).
Хг = (258165,6* 1,2) / (3276* 2) = 8,31 ≈ 8 шт.
Общая трудоемкость работ городской станции распределяется по видам работ в зависимости от числа рабочих постов, а доля работ, выполняемая на постах или производственных участках, зависит от вида работ.
Таблица №5 – Трудоемкость по видам работ
Виды работ | Объём работ % | Трудоемкость чел-ч. |
Диагностирование | 5 | 12908,28 |
ТО в полном объеме | 25 | 64541,4 |
Смазочные | 5 | 12908,28 |
Развал, схождение колес | 7 | 18071,5 |
Ремонт и регулировка тормозов | 8 | 20653,2 |
Электротехнические, по приборам систем питания, аккумуляторные | 12 | 41306,5 |
Шиномонтажные | 14 | 36143,1 |
Ремонт агрегатов и узлов, слесарно-механические, кузовные | 24 | 51633,12 |
Итого | 100 | 258165,6 |
Автомобилеместа ожидания и хранения
Автомобилеместа ожидания — места в производственной зоне, занимаемые автомобилями, ожидающими постановки их на рабочие посты. Общее число автомобилемест на производственных участках СТОА принимается 0,5 на один рабочий пост.
Автомобилеместа хранения— места, занимаемые в зоне хранения автомобилями, готовыми к выдаче и принятыми в ремонт. В холодных климатических зонах хранение осуществляется в закрытых помещениях, а в других климатических зонах — на открытой стоянке под навесом.
Для городских станций общее число автомобилемест хранения принимается
из расчета 3 автомобилеместа на один рабочий пост.
На территории, прилегающей к административному корпусу станции предусмотрена открытая стоянка для автомобилей персонала и клиентуры из
расчета 7—10 автомобилемест на 10 рабочих постов.
Расчет численности производственных рабочих СТОА
Число производственных рабочих рассчитывается по формулам:
- явочное (5)
- штатное (6)
где - годовая трудоёмкость соответствующей зоны цеха.
- годовой производственный фонд времени рабочего места (номинальный).
- годовой производственный фонд времени рабочего времени штатного рабочего.
= 64541,4/ 2070 = 31,2 ≈ 31 чел.
= 64541,4/ 1860 = 34,7 ≈ 35 чел.
Таблица 6 – Персонал по видам работ
Виды работ | Объём работ % | Количество чел. |
Диагностирование | 5 | 0,5 |
ТО в полном объеме | 25 | 1,5 (2) |
Смазочные | 5 | 0,5 |
Развал, схождение колес | 7 | 0,7 (1) |
Ремонт и регулировка тормозов | 8 | |
Электротехнические, по приборам систем питания, аккумуляторные | 12 | |
Шиномонтажные | 14 | |
Ремонт агрегатов и узлов, слесарно-механические, кузовные | 24 | |
Итого | 100 | 31 (31) |
По итогам выполнения раздела сделать вывод
3. Технологическая часть
В разделе необходимо:
-
описать техническое обслуживание и технологию ремонта узла двигатлея; -
описать техническое обслуживание и технологию ремонта прибора электрооборудования и электронную систему автомобиля; -
описать техническое обслуживание и технологию ремонта узла шасси;
Оформляется процесс в виде разработанной технологической карты.
В соответствии с индивидуальным заданием необходимо разработать технологический процесс технического обслуживания, диагностики или текущего ремонта автомобилей (агрегата), либо одну из операций по этим воздействиям.
Технологический процесс ТО, диагностики или ТР представляет собой совокупность операций по соответствующим воздействиям, которые выполняются в определенной последовательности с помощью различного инструмента, приспособлений и других средств механизации с соблюдением технических требований (технических условий).
Технологический процесс ТО и диагностики оформляется в виде операционно-технологической или постовой технологической карты.
Операционно-технологическая карта отражает последовательность операций видов ТО (диагностики) или отдельных видов работ по этим воздействиям по агрегату или системе автомобиля. В соответствии с требованиями она выполняется на форматах 1 и lа.
Постовая технологическая карта отражает последовательность операций ТО (диагностики) по агрегатам (агрегату) и системам (системе), которые выполняются на одном из постов ТО (диагностики). В соответствии с требованиями постовая технологическая карта выполняется на форматах 2 или 2а.
Технологический процесс ТР топливной аппаратуры, разборочно-сборочные, вулканизаторные, шинные, аккумуляторные, арматурно-кузовные, столярные, обойные работы ТР оформляются в виде маршрутной карты.
Маршрутная карта отражает последовательность операций по ремонту агрегата или механизма автомобиля в одном из подразделений ТР. В соответствии с требованиями гост З.105-84 маршрутная карта выполняется на форматах 1 или 1 а.
Технологическая операция ТО, диагностики или ТР представляет собой совокупность переходов, которые выполняются в определенной последовательности с помощью различного инструмента и приспособлений с соблюдением технических требований (технических условий).
Технологические операции ТО, ДИОГНОСТИКИ или ТР оформляются в виде операционных карт слесарных, слесарно-сборочных и электромонтажных работ по ГОСТ 3.1407-86, формат 1 или lа.
Для разработки технологических карт процессов и операций необходимо использовать специальную техническую литературу, в которой освещены вопросы типовой технологии выполнения ТО и ремонта подвижного состава автомобильного транспорта.
Образец технологической карты
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (Наименование )
Трудоемкость, чел.час.
№ операции | Содержание операции | Инструмент, оборудование | Технические условия |
| | | |
| | | |
По итогам выполнения раздела сделать вывод
4. Организационная часть
4.1 Выбор и обоснование метода организации технологического процесса ТО и ТР
Методы технического обслуживания и организация работ ТО и ТР. В зависимости от числа постов для данного вида ТО и уровня их специализации различают два основных метода организации работ по техническому обслуживанию автомобилей - метод универсальных и метод специализированных постов.
Посты при любом методе могут быть тупиковыми или проездными (прямоточными).
Сущность метода универсальных постов состоит в том, что все работы, предусмотренные для данного вида ТО, выполняются в полном объеме на одном посту группой исполнителей, состоящей из рабочих различных специальностей или рабочих-универсалов.
Одна из форм метода универсальных постов - обслуживание с переходящими специа-лизированными звеньями (бригадами) рабочих или отдельными исполнителями. Сущность такой формы организации ТО-1 или ТО-2 заключается в следующем. На АТП организуют несколько универсальных (тупиковых или проездных) постов и столько же звеньев (бригад) рабочих, специализирующихся по видам работ ТО или по агрегатам, системам автомобиля. Обязательным условием при организации работ по этому методу является кратность сменной (суточной) программы по ТО данного вида числу постов (автомобиле-мест) и, следовательно, числу переходящих специализированных звеньев рабочих. При работе соответствующей зоны ТО в одну смену суточная программа равна сменной.
Например, если сменная программа ТО-1 равна 12 обслуживаниям, то число специа-лизированных звеньев и число постов зоны ТО-1 может быть равно 2, 3, 4. Или при числе постов зоны ТО-2, равном 3, сменная программа ТО-2 должна быть равна 3 или 6 обслу-живаниям, т. е. для зоны ТО-2 отношение сменной программы к числу постов не должно превышать 2, а быть равным 1 или 2.
Трудоемкость работ для каждого звена подбирается с таким расчетом, чтобы они начинали и заканчивали работы одновременно на всех постах. После выполнения предус-мотренного объема работ специализированные звенья меняются местами, т. е. переходят со своим инструментом, приспособлениями на другие посты по установленной схеме, используя при этом специальные передвижные тележки.
Число переходов в общем случае будет на единицу меньше числа постов данной зоны ТО-1.
Такая организация ТО более прогрессивна, хотя полностью недостатки метода уни-версальных постов она не устраняет, так как применение высокопроизводительного обо-рудования затруднено или его требуется большое количество.
Сущность метода специализированных постов состоит в том, что весь объем работ данного вида ТО распределяется по нескольким постам. Посты и рабочие на них спе-циализируются либо по видам работ (контрольные, крепежные, смазочные и т. д.), либо по агрегатам, системам автомобиля. Кроме того, на АТП организуются отдельные спе-циализированные посты, на которых производят определенные виды работ или операций независимо от вида ТО. Это могут быть: централизованные посты смазки, посты для контроля и установки передних колес; для контроля и регулировки тормозных качеств автомобиля; про качки тормозной системы и т. д.
Метод специализированных постов, может быть поточным и операционно-постовым (последний не получил широкого применения в практике). Поточный метод то является наиболее прогрессивным, но его применение дает технико-экономический эффект только для АТП с большим числом одномарочного и однотипного подвижного состава.
При этом методе все работы выполняются на нескольких специализированных постах, расположенных в определенной технологической последовательности, совокупность которых называется линией обслуживания. Посты на линии обслуживания могут располагаться как прямоточно, т. е. по направлению движения автомобиля, так и в поперечном направлении.
В зависимости от характера работы поточных линий различают потоки непрерывного и прерывного (периодического) действия. Поток непрерывного действия применяется чаще всего на АТП при производстве ЕО, реже TO-1. Потоки периодического действия в основном при меняются на АТП для TO-1, реже ТО-2.