Файл: Методические рекомендации по выполнению дипломного проекта для специальности 23. 02. 07.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 330

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Перемещение автомобилей по постам поточной линии может осуществляться своим ходом (с периодическим пуском и остановкой двигателей), перекатыванием вручную автомобилей, установленных на роликовых тележках по рельсам, при помощи конвейеров (напольных, подвесных), иногда кран-балками и другими способами. Обслуживание на потоке имеет целый ряд достоинств по сравнению с методом универсальных постов. Недостатком любой поточной линии является невозможность изменения объема работ на каком-либо из постов, если для этой цели не предусмотреть заранее резервных «скользящих» рабочих, включаемых в выполнение дополнительно возникших работ сопутствующего ремонта. Поэтому для сохранения расчи-танного такта линии следует в составе специализированной бригады предусматривать одного - двух слесарей-ремонтников, а также неполностью загруженного бригадира, общий резерв времени которых должен составлять примерно 15% всего объема работ на линии.

Наличие дополнительного поста (тамбура) на самой линии или отдельно от нее, на котором можно было бы завершить работы, по каким-либо причина м не выполненные на потоке, также позволяет сохранить ритмичность в работе поточной линии.

При поточном методе проведения ТО-1 и ТО-2 специализацию постов следует предус-матривать по типовой технологии выполнения регламентных работ по видам технического обслуживания. Научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ) разработаны типовые схемы поточных линий ТО-1 с различной пропускной способностью для грузовых и автобусных АТП, а также типовые схемы организации процесса ТО-2 для раз-личных по мощности АТП.

При выборе схемы организации ТО-2 определяющим критерием является сменная прог-рамма по ТО-2. При программе, равной двум - трем обслуживаниям грузовых автомобилей в смену, принимается схема с постами тупикового типа, при программе четыре - пять обслу-живаний применима схема с 4-постовой поточной линией, а при программе шесть-семь и более обслуживаний - 5-постовая поточная линия. При выполнении ТО, допускаются проведение часто повторяющихся операций сопутствующего ремонта при общем их объеме, не превы-шающем 20% трудоемкости соответствующего вида ТО.

К таким операциям относятся, например, при ТО-2 замена рулевых тяг, тормозных колодок, карданного вала, навесных устройств двигателя и т. п.


При проведении ТО-2 непоточным методом смазочно-очистительные операции рекомен-дуется выполнять на посту смазки линии TO-1 или на общих специализированных постах смазки для ТО и ТР. Последнее рекомендуется и для TO-1 при организации работ на универсальных постах.

Для наиболее полного использования площадей и технологического оборудования TO-1 и ТО-2 иногда целесообразно проводить на одних и тех же постах (линиях), но в разное время суток (совмещенная зона TO-1 и ТО-2). Как правило, ТО-1 проводится в межсменное время, а ТО-2 - в рабочее время. Через неделю бригада меняется сменами работы. При такой организации производства ТО исполнители бригад должны знать и уметь выполнять любые работы как TO-l, так и ТО-2 в полном объеме.

Организация и содержание уборочно-моечных работ ЕО.

Для зоны внешнего ухода по рекомендациям Гипроавтотранса при числе однотипных автомобилей на АТП более 50 ед. выполнять мойку подвижного состава следует механи-зированным способом.

В помещении для мойки автомобилей допускается производить уборку подвижного состава, дозаправку маслом, охлаждающей жидкостью, другие работы ЕО. Отсюда следует, что наиболее целесообразным методом организации работ по внешнему уходу для АТП со списочным составом более 50 автомобилей и наличием не менее трех постов, последовательно расположенных друг за другом, является поточный метод.

Число рабочих постов на линии ЕО назначают исходя из содержания работ и техно-логической последовательности их выполнения. Например, при наличии трех постов для зоны ЕО грузовых автомобилей на первом посту можно выполнять уборку кузова, кабины, очистку шасси от снега, грязи, льда в осеннее-весенний периоды, на втором посту - обмывать автомобиль с помощью механизированной моечной установки (с ручной домывкой при необходимости), на третьем - сушить автомобиль теплым или холодным воздухом или обтирать вручную, здесь же можно предусмотреть дозаправку автомобиля.

Гипроавтотранс рекомендует уборочные и моечные работы ЕО подразделять на туалетные и углубленные. Туалетные работы ЕО включают: уборку внутренних помещений кабины грузового автомобиля, кузова легкового автомобиля и автобуса, грузовой платформы авто-мобиля и прицепного оборудования; наружную мойку; обтирку или обдув; очистку нижних частей подвижного состава от снега, грязи, льда в осенне-весенний период. Туалетные работы ЕО выполняются по потребности (полностью или частично) в период массового возвращения подвижного состава с линии, по которому не планируется проведение работ по ТО, ТР или диагностированию.



Углубленные работы ЕО выполняются после туалетных работ ЕО в обязательном порядке по подвижному составу, который будет направлен на ТО, ТР или диагностирование и, кроме выше перечисленных туалетных работ ЕО, он должен быть подвергнут мойке снизу (мойка двигателя и его сушка выполняются по потребности). При необходимости углубленные работы ЕО по подвижному составу, направляемому на ТО, ТР или диагностирование, выполняются в пpoцecce проведения туалетных работ ЕО.

Производственные площади, оборудование и исполнители для туалетных и углубленных работ ЕО остаются, как правило, теми же, но при этом следует учесть, чтобы исполнители были загружены полностью в течение рабочей смены.

Нужно иметь в виду, что для ритмичной работы поточной линии ЕО пропускная способность всех постов линии (включая посты с ручной уборкой, домывкой, дозаправкой и пр.) должна быть равна пропускной способности основной моечной установки.

Кроме того, применение механизированных средств на одном или нескольких постах поточной линии ЕО, но при наличии ручных работ на других постах приводит к значительному увеличению числа рабочих на этих постах.

Учитывая, что частичная механизация работ ЕО на потоке не обеспечивает надлежащего эффекта по сокращению и численности рабочих, необходимо стремиться к максимальной механизации работ на всех постах линии.

Выбор метода обслуживания.

При проектировании (реконструкции) зон ТО (ЕО, ТО-1, ТО-2) дипломник должен выбрать и обосновать метод организации производства технического обслуживания по теме проекта, установленной в задании на проектирование. На выбор метода обслуживания влияют следующие факторы:

  • сменная программа по ТО данного вида;

  • количество и тип подвижного состава;

  • характер объема и содержание работ по данному виду ТО (постоянный или пере-менный);

  • число рабочих постов для ТО данного вида;

  • период времени, отводимый на обслуживание данного вида;

  • трудоемкость обслуживания;

  • режим работы автомобилей на линии.

Необходимыми условиями проведения ТО-1 и ТО-2 на потоке являются следующие:

  • сменная программа по технологически совместимому подвижному составу должна быть не менее: для ТО-1 12-15, для ТО-2 5-6 обслуживаний (при наличии диагностических комплексов соответственно 12-16 и 7-8);

  • наличие трех и более рабочих постов для ТО-1 одиночных автомобилей, автопоездов - двух и более; для ТО-2 одиночных автомобилей четырех рабочих постов и более, автопоездов - трех и более;

  • расчетное число линий обслуживания данного вида должно быть целым числом с допустимыми отклонениями от него ±0,1 в пересчете на одну линию.


При соблюдении всех этих условий для зон ТО-1 и ТО-2 экономически целесообразным является поточное производство с применением конвейера или других механизмов для принудительного перемещения автомобилей.

Если хотя бы одно из условий, приведенных выше, не выполняется, то применение конвейера или другого дорогостоящего оборудования для перемещения автомобилей считается экономически нецелесообразным, хотя принцип расположения постов в линию может соблюдаться, как и при поточном методе.

В таких случаях для зон ТО-1 и ТО-2 можно рекомендовать метод универсальных постов с переходящими специализированными звеньями (бригадами) рабочих, а для зоны ТО-2, кроме того, операционно-постовой метод обслуживания в несколько приемо-заездов.

Особенности организации работ на станции технического обслуживания автомобилей

Станции технического обслуживания автомобилей представ­ляют собой многофунк-циональные предприятия, которые выпол­няют широкий спектр работ и услуг по обслуживанию и ремонту автомобилей. В номенклатуру услуг СТОА могут входить следую­щие виды работ:

  • уборочно-моечные;

  • предпродажная подготовка автомобилей;

  • гарантийное обслуживание и ремонт автомобилей;

  • послегарантийное обслуживание и ремонт автомобилей;

  • диагностирование технического состояния автомобилей, аг­регатов и узлов;

  • противокоррозионная подготовка кузовов автомобилей;

  • восстановительный ремонт автомобилей;

  • капитальный ремонт агрегатов и узлов;

  • продажа автомобилей, запасных частей, материалов и при­надлежностей;

  • хранение автомобилей;

  • техническая помощь на автодорогах;

• сервисное обслуживание водителей и пассажиров.
Потребителями услуг СТОА могут быть как физические, так и юридические лица, как правило, не имеющие собственной про­изводственной базы для выполнения заказываемых услуг или на­ходящиеся вдали от своей производственной базы.

Станции технического обслуживания автомобилей классифи­цируют в зависимости от их назначения, мощности, местораспо­ложения и специализации. По принципу назначения и размещения станции технического обслуживания подразделяют­ся на городские и дорожные.

Городские станции обслуживания предназначены для обслу­живания автомобилей физических и юридических лиц, располо­женных в черте города, дорожные станции — для оказания техни­ческой помощи автомобилям и сервисных услуг водителям и пас­сажирам, находящимся в пути.

По размерам и производственной мощности станции подразделяются на малые (до 5 рабочих постов); средние (от 6 до 15 постов); большие (более 15 рабочих постов).

По характеру выполняемых работ городские станции могут быть фирменными, спе-циализированными и универсальными. Фирмен­ные станции, как правило, создаются заводами-производителя­ми автомобилей для реализации и обслуживания своих автомоби­лей в данном городе или регионе. Специализированные станции обслуживают одну или несколько определенных марок автомоби­лей обычно по договору с заводами-изготовителями или выпол­няют отдельные виды работ. В последние годы вгородах России большое распространение получили небольшие (на два-три по­ста) станции, выполняющие отдельные виды работ, такие как мойка, замена масла, обслуживание и ремонт электрооборудова­ния, топливной аппаратуры, тормозной системы, аккумуляторов, шин и т.д. Такие станции строятся отдельно или при АЗС и отно­сятся к малым специализированным городским станциям. На уни­версальных станциях могут обслуживаться автомобили различных типов, марок и моделей. Универсальные станции могут быть со­зданы для обслуживания грузовых автомобилей и автобусов, для обслуживания легковых автомобилей или обслуживания всех ти­пов автомобилей.