Файл: Лекция 21. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства. Ответственность за нарушение трудового законодательства Аннотация.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 224

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4 нормы следует, что в соответствии с трудовым законодательством регулирование отношений, входящих в предмет трудового права, может быть осуществлено путем заключения, изменения, дополнения коллективных договоров, соглашений, а также трудовых договоров.
11.
Принцип ведения коллективных переговоров при регулировании трудовых отношений
Данный принцип базируется на то, что возникающие при регламентации трудовых отношений разногласия должны быть урегулированы в рамках установленных законодательством примирительных процедур, которые непосредственно связаны с ведением коллективных переговоров.
12.
Принцип обязательности возмещения работнику вреда, причиненного в процессе трудовой деятельности
Данный принцип реализуется через право работников, которым причинен вред в процессе трудовой деятельности, требовать его возмещения и обязанности работодателя возместить этот вред в порядке и на условиях, предусмотренных трудовым законодательством. Принцип обязательности возмещения работнику вреда, причиненного при исполнении трудовых обязанностей, предполагает возможность обращения с требованиями об этом к работодателю не только пострадавшего работника, но и его представителей, в частности, профсоюзов, членов семьи.
13.
Принцип установления государственных гарантий прав работников и государственного контроля за их соблюдением
Исходя из этого принципа органы государственной власти обязаны следить за соблюдением установленных прав работников.
14.
Принцип обеспечения защиты трудовых прав
При реализации данного принципа основной ценностью признаются права и свободы гражданина в сфере труда.
15.
Принцип обеспечения права на ведение индивидуальных и коллективных трудовых споров

5 16.
Принцип выполнения работником возложенных на него трудовым договором обязанностей
Статья 2 ТК РФ обязывает стороны трудового договора соблюдать его условия, в частности, работодатель вправе требовать от работника исполнения трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя, работники вправе требовать от работодателя соблюдение обязанностей, трудового законодательства.
17.
Принцип обеспечения обязательного социального страхования работников
18.
Принцип защиты трудовых прав не запрещенными законом способами
Исходя из ч. 2 ст. 45 Конституции РФ, ст. ст. 21, 23, 379 - 380 ТК РФ каждый работник вправе защищать свои права и свободы всеми способами, которые не запрещены законом.
Статья 353 Трудового Кодекса РФ возлагает контроль за соблюдением и выполнением законодательства в сфере труда на федеральную инспекцию по труду, а также на Ростехнадзор и Федеральную службу по защите прав потребителей и благополучия человека.
Федеральная инспекция труда – это централизованная единая система, в состав которой входит федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение федерального надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, регулирующих отношения в сфере труда, и его территориальных органов.
Основные полномочия Федеральной инспекции труда закреплены в статьях Трудового кодекса РФ. Помимо закрепленных полномочий,
Федеральная инспекция труда консультирует и информирует работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных актов в сфере труда.
Статьи 357 – 359, 364 ТК РФ регламентируют деятельность инспекторов труда. В статье 357 ТК РФ дается определение и перечень прав


6 инспекторов труда, в статье 358 ТК РФ описываются обязанности, а 359 регламентирует независимость государственных инспекторов труда. В статье
364
ТК РФ описывается ответственность инспекторов за противоправные действия или бездействия.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и
атомному надзору (Ростехнадзор) - федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет выработку и реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности, а также в сфере технологического и атомного надзора, выполняет функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей
(
кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.
Статьи 366,367 и 368 Трудового Кодекса РФ регламентируют деятельность других государственных ведомств в сфере регулирования труда. К таким ведомствам может быть также отнесена Государственная санитарно-эпидемиологическая служба (входит в структуру Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека).
Федеральная государственная санитарно-эпидемиологическая
служба осуществляет надзор и контроль в сфере обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия предназначено для реализации государственной политики по надзору в сфере санитарно-

7 эпидемиологического благополучия работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, в том числе при подготовке и выполнении космических полетов, проведении водолазных и кессонных работ, а также населения отдельных территорий по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.


1
Лекция12. Миграционное право в части, относящейся к
социально-трудовой сфере.
Получение разрешения на привлечение и использование иностранных
работников.
Заключение трудового договора с иностранным гражданином
Ответственность за нарушение миграционного законодательства
Последние изменения в миграционном законодательстве в 2016 году
В настоящее время набирает популярность приглашать для выполнения отдельных видов работ иностранных работников, в связи с чем миграционное право может считаться одной из наиболее быстро развивающихся отраслей права.
Статус иностранного гражданина определяется исходя из требований предъявляемых Федеральным законом от 25 июля 2002г.№115 – ФЗ «О правовом положении на иностранных граждан в Российской Федерации».
Все иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие на территории Российской Федерации, имеют право осуществлять трудовую деятельность только при уведомлении территориального органа Главного управления по вопросам миграции МВД России.
Однако, следует понимать, что правовой статус иностранного гражданина определяет пакет разрешительных документов для работы на территории РФ, а также ограничительные рамки в этой сфере.
Для привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности на территории РФ работодатель обязан получить разрешение на привлечение иностранных работников.
Разрешение на привлечение и использование иностранных работников является документом, подтверждающим право работодателя на привлечение использование иностранных работников на территории
Российской Федерации.

2
Для получения разрешения на привлечение, использование иностранных работников работодатель подает непосредственно или отправляет по почте заказным письмом в органы миграционной политики заявление по установленной форме к которому прилагаются следующие документы:
1.
Для юридического лица: a.
копия свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц b.
копия свидетельства о постановке на учёт налоговый орган по месту пребывания
2.
Для индивидуального предпринимателя: a.
копия свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей b.
копия документа удостоверяющий личность и место регистрации индивидуального предпринимателя c.
копия свидетельства о постановке на учёт налоговый орган по месту регистрации
3.
проект трудового договора или другие документы подтверждающий предварительным договорённостям на странами гражданами или зарубежных партнёрами а намерений и обусловив привлечение на странных работников
4.
документ об оплате государственной пошлины за выдачу работодателя разрешение на привлечение и использование иностранных работников предусмотренных Налоговым Кодексом Российской Федерации
Решение о выдаче разрешения на привлечение иностранных работников принимается органом миграционной политики в течение 30 дней со дня подачи заявления, в случае если для принятия решения о выдаче такого разрешения требуется проведение экспертизы документов, решение принимается в 15- дневный срок после получения экспертного заключения, но не позднее 45 дней со дня получения заявления.


3
Действия выданного разрешение может быть приостановлено, если работодатель:

не обеспечил получение иностранным гражданином, привлекаемым к труду, разрешение на работу;

не уведомил в 3-дневный срок орган миграционной политики о месте пребывания иностранного гражданина;

не уведомил в десятидневный срок налоговый орган по месту своего учёта о прибытии иностранного гражданина к месту работы или месту пребывания, получении иностранным гражданином разрешение на работу, либо заключении с иностранным гражданином нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ;

не направил в 3-дневный срок в орган миграционной политики информацию о нарушении иностранным работником условий трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работы, а также досрочном расторжении договора
Работодатель обязан представить уведомление в отношении каждого принимаемого и увольняемого иностранца, уведомления рекомендуется подавать лично в территориальный орган Главного управления по вопросам миграции МВД России. Формы и порядок подачи уведомления, а также правила заполнения бланка установлены Приказом ФМС России от
28.06.2010
№ 147.
С 2015 года направлять уведомления следует даже в случае приема или увольнения иностранцев, которым для трудоустройства не требуются разрешительные документы, в том числе имеющих статус беженца, имеющих временное убежище, участвующих в программе добровольного переселения, а также граждан стран – участниц ЕАЭС.
Срок уведомления - 3рабочих дней с даты заключения (фактического допуска к работе) или расторжения трудового договора.

4
Помимо уведомления о приеме и увольнении работника-иностранца организация обязана предоставить территориальному органу Главного управления по вопросам миграции МВД России информацию:
– о прибытии (убытии) в место пребывания (из него) сотрудника- иностранца, прибывшего на основании визы и имеющего статус временно пребывающего – не позднее семи дней со дня приезда/отъезда (п. 3 ст. 20
Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»);
– о прибытии (убытии) в место пребывания (из него) сотрудника- иностранца, прибывшего в безвизовом порядке и имеющего статус временно пребывающего – не позднее семи дней со дня приезда/отъезда, если работодатель – принимающая сторона (п. 3 ст. 20 Закона № 109-ФЗ);
– в отношении иностранных граждан – высококвалифицированных специалистов, необходимо уведомить об их прибытии (убытии) в место пребывания (из него) не позднее семи дней со дня приезда/отъезда, а также о фактической выплате зарплаты – ежеквартально не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом (п. 3 ст. 20 Закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ, п. 13 ст. 13.2 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ);
– о предоставлении иностранному работнику-студенту отпуска без сохранения зарплаты единовременной продолжительностью более одного календарного месяца в течение года – не позднее трех рабочих дней с даты предоставления отпуска.
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   23

Заключение трудового договора с иностранным гражданином
При заключении трудового договора с иностранным гражданином необходимо потребовать у работника следующие документы:
– разрешительные документы в зависимости от статуса;
– договор (полис) добровольного медицинского страхования, действующий на территории РФ (предъявление данного документа не требуется, если работодатель заключил с медицинской организацией договор о предоставлении работнику-иностранцу платных медицинских услуг, а

5 также в других случаях, предусмотренных федеральными законами или международными договорами РФ) – при приеме временно пребывающего иностранного гражданина;
– общие документы, предусмотренные ст. 65 ТК РФ.
При этом с работников-иностранцев не нужно требовать документы воинского учета (иностранный гражданин должен представить документы воинского учета только в случаях, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, указами
Президента
Российской
Федерации, постановлениями
Правительства
Российской Федерации (ст. 327.3 ТК РФ), а с высококвалифицированных работников, которые временно пребывают в России – свидетельство обязательного пенсионного страхования (временно пребывающие на территории России высококвалифицированные иностранные работники не подлежат обязательному пенсионному страхованию (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в
Российской Федерации»), поэтому свидетельство обязательного пенсионного страхования данным работникам не оформляется).
Следует отметить, что помимо основных пунктов, регламентированных ч. 1 ст. 57 ТК РФ, трудовой договор с иностранным гражданином должен содержать:
– сведения о разрешении на работу или патенте и условие об указании оснований оказания такому работнику медицинской помощи в течение срока действия трудового договора с указанием реквизитов договора (полиса)
ДМС;
– сведения о разрешении на временное проживание – для временно проживающих;
– сведения о виде на жительство – для постоянно проживающих.
Необходимо отметить, что в рамках ратифицированного Российской
Федерацией Соглашения от 15.04.1994 «О сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов» в

6 трудовые договоры иностранных работников, прибывших на территорию РФ из Таджикистана, Казахстана, Молдавии, Украины, Узбекистана, Киргизии,
Армении, Азербайджана, Белоруссии, должны быть внесены пункты о:

основных реквизитах работодателя и работника;

профессиональных требованиях к работнику,;

сведениях о характере работ;

условиях труда и его оплаты;

продолжительности рабочего дня и отдыха:

условиях проживания;

сроке действия трудового договора, условиях его расторжения;

порядке покрытия транспортных расходов.
В таблице 1 представлены основные особенности работы с иностранными гражданами.
Таблица 1 – Особенности миграционного законодательства в сфере работы с иностранными гражданами
Статус работника-
иностранца
Разрешительные
документы,
необходимые
работнику
Разрешительные
документы,
необходимые
работодателю
Ограничения при
осуществлении
трудовой
деятельности
Работник – гражданин республик
Беларусь, Армения,
Казахстан или
Кыргызской
Республики
Не требуются
Не требуются
Нет