Файл: Учебное пособие Рязань, 2016 3 содержание предисловие 5.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 155

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

55
Признание получила и интоксикационная теория развития ши- зофрении. Если следовать ей, шизофрения развивается на базе онто- генетических особенностей под влиянием неблагоприятных условий окружающей среды. Ее возникновение обусловлено интоксикацией организма из-за попадания в него нерасщепленных и недоокисленных продуктов белкового обмена (фенолкризолов, нитролов, аммиака и т.п.), которые блокируют окислительно-ферментативные процессы в ткани мозга. Возникающая гипоксия является причиной морфологи- ческих и нейродинамических изменений в ЦНС.
Психиатр В.П. Протопопов развил концепцию И.П. Павлова о том, что патогенез шизофрении обусловлен снижением интенсивно- сти основных корковых процессов, повышением их патологической инертностью. В основе механизма развития шизофрении лежит за- предельное торможение. Ряд шизофренических симптомов (катато- ния, мутизм, негативизм и пр.) являются следствием этого запредель- ного торможения в коре мозга. Но развитие шизофрении не исчерпы- вается только запредельным торможением – истинный механизм воз- никновения этого процесса изучен недостаточно.
Согласно нейрохимической теории, шизофренический процесс рассматривается с точки зрения расстройства метаболизма. Результа- ты биохимических исследований позволяют сделать вывод о том, что в патогенезе шизофрении ведущую роль играет дисбаланс дофами- нергической активности, а также других нейротрансмиттеров: серо- тонина, гамма-аминомасляной кислоты, глутамата, норадреналина, ацетилхолина и различных нейропептидов. Данные биохимических

56 исследований доказывают связь между продуктивными расстрой- ствами и повышенной дофаминергической активностью в мезолим- бическом тракте, а также между первичными негативными симпто- мами и сниженной дофаминергической активностью в мезокорти- кальном тракте. Полученные данные позволили сформулировать
«дофаминовую гипотезу» шизофрении, которая явилась базисом для обоснования применения нейролептиков при шизофрении. Суще- ствует множество других теорий: иммунологическая, социо- культурная, теория повреждения плода. Все это говорит о том, что нельзя рассматривать этиологию шизофрении в рамках одной теории.
Шизофрения обычно имеет хроническое течение и неизбежно ведет к дефектам мышления, нарушениям эмоциональной и волевой сферы и другим изменениям личности. У детей дошкольного и млад- шего школьного возраста по сравнению с взрослыми людьми намно- го сложнее диагностировать шизофрению. Это связано с тем, что ти- пичные симптомы заболевания у детей сглажены и, кроме того, рано начавшийся процесс (особенно в первом критическом периоде) за- держивает развитие ребенка настолько, что тяжело отграничить ши- зофренический процесс от олигофрении.
Вообще, в детском и подростковом возрасте шизофренический процесс тесно связан с критическими периодами. Каждый из них накладывает определенную специфику на заболевание, изменяя его течение, прогноз.
Мы говорим о детях и, конечно, их организм находится в непре- рывном росте и развитии. Шизофренический процесс нарушает есте-


57 ственный ход развития, и мы можем наблюдать в клинической кар- тине и психические и соматические нарушения. В детском возрасте шизофрения имеет более тяжелое течение. Это связано с тем, что мозг ребенка не до конца сформирован и на вредное воздействие от- вечает более обширными и общими реакциями.
Для детской шизофрении характерен полиморфизм симптомов и синдромов, для нее характерны различные варианты течения. На пер- вый план у детей обычно входят кататонические расстройства, двига- тельные нарушения, рудиментарный бред со страхом и тревогой, нарастающий аутизм. Для взрослой шизофрении характерны слухо- вые галлюцинации, а у детей младшего возраста обычно преобладают зрительные галлюцинации.
Описание наиболее типичных психопатологических состояний
Все разнообразие шизофренических проявлений у детей и под- ростков можно разделить на четыре основные психопатологические состояния, характерных для любой формы шизофрении.
1. Бредоподобное фантазирование - встречается чаще всего у детей младшего возраста.
Бредоподобное фантазирование сначала мало чем отличается от простых детских фантазий, но далее наблюдается характерная ото- рванность фантазий от реальности. Ребенок живет стереотипной иго- ревой жизнью, которая совершенно противоположна реальным ве- щам. В своем фантастическом мире ему разрешено все, что недо- ступно в повседневной жизни. В таких фантазиях ребенок реализовы- вает то, что неосуществимо в настоящей жизни. Ребенок мечтает о

58 могуществе, сверхспособностях, открытии неизведанных стран, увле- кается философией: «Что такое время? Что такое жизнь?».
Представляя себя, например, зайцем ребенок может отказывать- ся от обычной еды и требовать траву или сено.
2. Абулия у детей школьного возраста
В таком случае ребенок замыкается в себе, становится апатич- ным и вялым, теряет активность, малодоступен и непонятен для окружающих. Ранними признаками шизофрении являются нараста- ющая вялость, длительная бездеятельность, падение работоспособно- сти, снижение психической активности. Родителями и учителями та- кие проявления расцениваются как лень ребенка. Далее снижение ак- тивности ребенка проявляется более резко. Ребенок ничем не интере- суется, не выполняет свои обязанности, часами и днями лежит в по- стели, ходит кругами по комнате, не ходит в школу, у него нет ника- ких желаний и стремлений, не общается с друзьями и близкими, ста- новится неряшливым, отказывается от гигиенических процедур. В итоге, ребенок прекращает выполнять элементарные действия, например, если его не усадить за стол и не покормить, то он не будет просить есть и весь день просидит на одном месте.
Со снижением волевой активности часто наблюдается нелепые, немотивированные, импульсивные поступки. На фоне спокойного со- стояние ребенок может резко закричать, ударить, укусить или поце- ловать первого попавшегося, грязно выругаться. Часто к этим прояв- лениям присоединяются галлюцинации, бред воздействия.
3. Эмоциональная тупость


59
Эмоциональная тупость является наиболее постоянным и харак- терным проявлением шизофрении. На фоне снижения эмоциональной сферы ребенок становится безразличным ко всему, что раньше инте- ресовало, разрывает контакты с окружающими, равнодушен к близ- ким, друзьям, себе самому.
Больной ребенок теряет чувство такта, становится грубым, воз- никают вспышки ярости, а на сильные раздражители, наоборот, часто нет никакой реакции. В тяжелых случаях расстройство эмоций пере- ходит в эмоциональную тупость. В таком случае, ребенок практиче- ски теряет переживания, он ничему не радуется, не печалится, не тре- вожится, ничто его не интересует, то есть нарастает оскудение чувств, возникает полное равнодушие ко всему.
4. Разорванность мышления так же является типичным при-
знаком шизофрении
Она характеризуется полным отрывом мышления от реальной жизни, склонностью к символизму и бесплотному мудрствованию.
Одни дети перестают разговаривать, другие говорят очень много, не- которые повторяют отдельные фразы или слова.
Речь изобильна редкими, вычурными словами, в письменной ре- чи преобладают завитки, вычурные буквы, множество знаков препи- нания, символических обозначений и пр.
Основные симптомы ранней детской шизофрении
Развитие шизофрении сопровождается появлением множества симптомов. Уже в младенчестве можно заметить определенные пси-

60 хофизиологические особенности, говорящие о нарушениях в сфере формирования потребностей. У детей наблюдаются беспокойство с нарушением сна ночью, тревожный плач, плаксивость днем, снижает- ся аппетит, дети отказываются от груди. Часто отмечается плохое развитие моторики, повышенная возбудимость или двигательная пас- сивность.
Диссоциация развития проявляется рядом парадоксальных реак- ций. Например, ребенок не реагирует на грубый дискомфорт (гром- кий шум, сырые пеленки, одиночество) и активно проявляет недо- вольство при ласковом прикосновении, тихих звуках, купании.
На фоне дефицитарной психической деятельности разворачива- ется комплекс дисфункций психофизиологического развития: наблю- дается слабость эмоционально-волевых реакций, коммуникативных связей. Лицо ребенка гипомимично, отсутствует "ищущий взгляд", при нормально развивающемся слухе наблюдается задержка предре- чевого развития, невыразительность, бедность звуков, отсутствие ре- акции на голос близких и их появление. Ребенок не стремится при- влекать внимание взрослых движением, игрушками, звуками, не вступает с ними в контакт.
Ценны в плане прогностической информативности состояния двигательного возбуждения на фоне эмоционального спокойствия, сочетающиеся с моторным регрессом, и рассматриваются как небла- гоприятные.
В дошкольном периоде развития ребенка наблюдаются: дефицит правил взаимоотношений, дефицит активности по бытовым прави-


61 лам, дефицит общения с нарушением развития активных форм речи
(артикуляция, выразительность, спонтанность). Пассивная речь раз- вивается хорошо иногда даже с опережением. Дети редко жалуются, в случае конфликтов реагируют криками и агрессией.
На фоне соответствующего возрасту интеллектуального и рече- вого развития наблюдается сниженное развитие практических навы- ков, снижена адаптация к новым условиям, черты чудаковатости и необычности в речи, мышлении, поведении.
Очень высок уровень реактивного общения при дефиците ини- циативного. У некоторых детей можно констатировать наличие черт аутизма.
В младшем дошкольном возрасте основным видом деятельности является игра. У больных детей игры настолько своеобразны и инди- видуальны, что другие дети не могут принять в них участие. Отсут- ствует ролевая игра, но детей можно привлечь в игры с правилами.
Эти игры должны быть с четкими и ясными правилами, жесткой по- следовательностью событий.
В младшем школьном возрасте у детей наблюдается высокий уровень обобщения по формальным признакам (например, плащ и день обобщаются, потому что оба - длинные), склонность к схема- тизму. Интеллект не страдает, но мышление формально-отвлеченное, дети отстают в приобретении, обобщении, сохранения опыта обще- ния.
Ведущая деятельность в этом периоде - учебная. Из-за раннего развития формально-логического мышления, дети проявляют высо-

62 кий уровень абстракции, они склонны к различным классификациям, к построению графиков, таблиц, схем. Готовы к неожиданным сопо- ставлениям и ассоциациям.
Развлечения у детей односторонни и однообразны. Обычно это бессодержательные и оторванные от реальности увлечения. При об- щении больные дети не стремятся быть понятыми другими детьми.
Из-за недостаточной нацеленности на общение и усвоение соци- альных норм у ребенка сильно затруднено формирование соответ- ствующих мотивов учебной деятельности.
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Основные формы шизофрении у детей и подростков
У детей и подростков встречается несколько форм шизофрении.
Кататоническая форма. Кататоническая форма шизофрении характеризуется нарастающей отрешенностью от реального мира, за- мкнутостью, депрессией, но чаще всего при ней наблюдается катато- ническое возбуждение, переходящее в ступор, застывание в причуд- ливых позах, напряжение мышц, неподвижность, отказ от речевого контакта, негативизм, отказ от еды.
Такая форма часто проявляется остро на фоне нормального пси- хического состояния. Больной ребенок находится в состоянии то рез- кого двигательного возбуждения с агрессивными и импульсивными поступками, то в состоянии полной обездвиженности. У ребенка наблюдаются однообразные игры с игрушками, стереотипные движе- ния, размахивание руками. Ребенок может застывать в однообразных

63 позах, не реагировать на окружающее, не отвечать на вопросы за- бившись в угол.
Для этой формы характерны неоднократные чередования ступо- ра с застыванием и возбуждения, прерываемые длительными ремис- сиями, при этом переходы совершаются внезапно для окружения.
При остром течении шизофрения ограничивается несколькими при- ступами ступора и возбуждения и затем наступает выздоровление.
При хроническом течении заболевания у ребенка нарастают явления заторможенности и вялости с редкими, но продолжительными ремис- сиями, начинаются выраженные изменения психики в виде эмоцио- нального уплощения и прогрессирующего слабоумия. Таким образом, при этой форме шизофрении характерны как длительные ремиссии, так и полное выздоровление.
Гебефреническая или юношеская форма шизофрении. Обычно наблюдается в юношеском периоде и характеризуется медленным те- чением. Заболевание развивается постепенно, появляются жалобы на бессонницу, головную боль, рассеянность. После появления жалоб могут пройти годы, прежде чем болезнь начнет проявляться, поэтому окружающие часто не могут отметить начало болезни. Ведущий при- знак этой формы шизофрении - двигательное возбуждение, дурашли- вость с немотивированным весельем.
Постоянно наблюдаются дурашливость, одинаковые и нелепые выходки, нелепая манерность и веселость, чудачество, кривляние и гримасничанье. Нередко имеются галлюцинации и бред, носящий из- менчивый и отрывочный характер.

64
В одних случаях изменения психики неглубокие, трудоспособ- ность больного сохраняется, но является крайне сниженной. В боль- шинстве же случаев исходом болезни является слабоумие с характер- ной дурашливостью. Неблагоприятный прогноз такой формы шизо- френии объясняется ее развитием в юношеском возрасте, вследствие чего нейроны коры больших полушарий головного мозга быстро по- гибают.
Простая форма шизофрении. Начинается в любом возрасте, но чаще встречается в детстве и реже - в юношестве. Главными призна- ками болезни являются прогрессирующая утрата интересов, эмоцио- нальное безразличие, прогрессирующая вялость, замкнутость и сни- жение интеллектуальных показателей. Периодически возникают гал- люцинации и параноидное состояние, сопровождающиеся агрессив- ностью и злобностью по отношению к близким и родным людям, ко- торые часто настойчиво требуют, чтобы ребенок посещал школу. Де- ти уходят из дому, проводя время в бесцельных гуляниях по улицам, легко вовлекаются в антисоциальные компании. Родственники начи- нают отмечать болезненное состояние лишь тогда, когда оно достига- ет выраженного развития, проявляясь эмоциональной тупостью, не- мотивированным упрямством, нелепыми рассуждениями. Течение заболевания может быть разным, но чем меньше возраст, в котором начался патологический процесс, тем более выраженный интеллекту- альный ущерб будет нанесен. В лучшем случае больной приспосаб- ливается к простой трудовой деятельности, пользуясь репутацией