Файл: Развитие технического мышления учащихся средствами познавательных задач на уроках технологии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 198
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ориентированными комплексными дисциплинами (экономика, эргономика, информатика, инженерная экология и др.) позволяет выработать у школьников творческий подход к будущей деятельности, научить мыслить творчески, комплексно, системно, продуктивно, уметь находить нужную информацию, решать сложные задачи, все, что обеспечивает постепенный процесс развития технического мышления [33, c.18].
Методика формирования конструктивно-технического и технологического компонентов в процессе технического мышления и формирование его в образовательной области «Технология» должны базироваться на учете особенностей свойств технического мышления. Любому виду мышления присуще разделение на практическое и теоретическое, тогда в понятие технического мышления также входит практическое и теоретическое [33, c.34].
Развитие технического мышления обуславливается разными функциями знаний, которые необходимы для познания окружающего мира: средств производства (техники, орудий труда и т.д.), духовных ценностей.
Технические способности занимают одно из ведущих мест, это обусловлено тем, что они связаны с потребностями технического производства, его техникой и технологией, научно-техническим прогрессом.
Существует несколько аспектов развития технических способностей: общий аспект – это способности к разнообразным видам технической деятельности; групповой аспект – этот аспект направлен на выявление к отдельным групповым видам деятельности: конструированию, рационализаторству, изобретательству; узкий аспект – это выявление узко
направленных способностей: конвейерное производство, железнодорожный транспорт и др.
В настоящее время из всего многообразия технической деятельности можно выделить следующие ее виды [2, c. 213]:
На рисунке 1 изображена связь в системе технической деятельности, технических способностей и технического мышления.
Техническая деятельность
Технические способности
Техническое мышление
Мануальная ловкость
Пространственное воображение
Наблюдательность
Рисунок 1 – Техническое мышление как составляющая системы технической деятельности
Анализируя представленную систему на рисунке 1, можно проследить, что техническое мышление является частью этой системы. Исходя из этой системы рассмотрим каждый компонент.
Наблюдательность– важнейшее качество человека, которое развивается в процессе правильно организованного наблюдения.
Наблюдение – особая форма восприятия, характеризующаяся организованностью, целенаправленностью, осмысленностью, и активностью. В структуре технических способностей наблюдатель проявляется в своеобразном восприятии технических объектов и технической деятельности.
Пространственноеизображение, как составляющая технических способностей, придает технической деятельности творческий характер. Пространственное воображение – есть внутренний момент графической деятельности, и то и другое не только взаимосвязано, но и неразрывно.
Мануальнаяловкость, как компонент технических способностей проявляется в техническом мастерстве, предполагающее умелое, быстрое и точное обращение с техническими приспособлениями, инструментами, механизмами [3, c.6].
Ведущим свойством технических способностей выступает техническое
мышление, которое проявляется в понимании и самостоятельном творческом, продуктивном решении технических задач.
Главная функция технического мышления состоит в решении технических задач. В процессе решения задач формируются необходимые качества технического мышления.
Для технологических задач в образовательной области «Технология» характерны следующие три момента: во-первых, определенная цель, стремление получить ответ на поставленный вопрос; во-вторых, необходимость учесть имеющиеся условия, исходные данные, связанные с достижением цели; в-третьих, применение способов решения задач, соответствующих имеющимся условиям [15, c.164].
Каждый из указанных трех моментов обладает рядом особенностей в процессе решения технологических задач школьниками в образовательной области «Технология». В процессе своей работы учащийся должен уметь самостоятельно или с помощью учителя, четко и грамотно ставить вопросы, на которые ему предстоит ответить, решая технологическую задачу. Этому надо специально обучать. Далее, условия, исходные данные далеко не всегда даются в готовом виде; многие из них надо находить самостоятельно, определять, достаточны ли они для решения технологической задачи. Однако наибольшие трудности связаны со способами решения задачи. Как известно, способы решения любой задачи основаны на применении в конкретных условиях общих принципов, на подведении заданного частного случая под определенное общее правило.
Навыки технического мышления приобретаются учащимися на уроках технологии в результате практики. Работая на станке, ученик в течение длительного времени изготовляет различные детали по готовым технологическим картам или следуя указаниям
учителя. В процессе длительной практики учащийся многократно изготовляет одинаковые детали. В результате такого повторения у учащихся накапливается опыт и вырабатываются навыки технического мышления [21, c.55].
Развитие технического мышления в этих условиях протекает крайне медленно и зависит от количества деталей, изготовленных за период обучения, и их разнообразия.
Такой длительный и трудный путь можно намного сократить, если развивать у учащегося навыки технического мышления и умение применять его в практической работе, как при анализе разработанного технологического процесса, так и при разработке нового.
Техническое мышление означает, что мышление развивается не только под влиянием социальных условий, но и под влиянием развития общественных потребностей, запросов развивающегося материального производства и социально-исторических перспектив развития общества, но имеет и внутренние условия своего развития. Мышление всегда представляет развивающуюся систему знания о предмете [62, c.25].
Смысл технического мышления состоит в решении задач, в процессе их решения и формируются необходимые качества технического мышления.
Чтобы решить технологическую задачу необходимо:
При решении конструкторских или технологических задач есть свои особенности: в процессе работы человек должен уметь самостоятельно, ясно и компетентно поставить вопросы, на которые ему следует ответить
Методика формирования конструктивно-технического и технологического компонентов в процессе технического мышления и формирование его в образовательной области «Технология» должны базироваться на учете особенностей свойств технического мышления. Любому виду мышления присуще разделение на практическое и теоретическое, тогда в понятие технического мышления также входит практическое и теоретическое [33, c.34].
Развитие технического мышления обуславливается разными функциями знаний, которые необходимы для познания окружающего мира: средств производства (техники, орудий труда и т.д.), духовных ценностей.
Технические способности занимают одно из ведущих мест, это обусловлено тем, что они связаны с потребностями технического производства, его техникой и технологией, научно-техническим прогрессом.
Существует несколько аспектов развития технических способностей: общий аспект – это способности к разнообразным видам технической деятельности; групповой аспект – этот аспект направлен на выявление к отдельным групповым видам деятельности: конструированию, рационализаторству, изобретательству; узкий аспект – это выявление узко
направленных способностей: конвейерное производство, железнодорожный транспорт и др.
В настоящее время из всего многообразия технической деятельности можно выделить следующие ее виды [2, c. 213]:
-
Выполнение трудовых операций и приемов в функционируемых технологических процессах. Этот вид деятельности наиболее простой и монотонный, все элементы трудового процесса запрограммированы заранее, и человек, включенный в производственный процесс, представляет одно из автоматизированных звеньев. -
Разработка и реализация технологических процессов. Этот вид деятельности содержит значительную долю интеллектуального труда. -
Управление автоматически протекающими технологическими процессами. Он несет большую интеллектуальную нагрузку. Требуется составление реального производственного процесса заданному образцу, определение характера имеющихся и возможных отклонений и путей их предупреждения и ликвидации. -
Сборка, наладка и регулировка различного оборудования. Этот вид деятельности намного сложнее и разнообразнее. Для его выполнения требуется разработать технологические процессы, выполнить разнообразные практические действия.
На рисунке 1 изображена связь в системе технической деятельности, технических способностей и технического мышления.
Техническая деятельность
Технические способности
Техническое мышление
Мануальная ловкость
Пространственное воображение
Наблюдательность
Рисунок 1 – Техническое мышление как составляющая системы технической деятельности
Анализируя представленную систему на рисунке 1, можно проследить, что техническое мышление является частью этой системы. Исходя из этой системы рассмотрим каждый компонент.
Наблюдательность– важнейшее качество человека, которое развивается в процессе правильно организованного наблюдения.
Наблюдение – особая форма восприятия, характеризующаяся организованностью, целенаправленностью, осмысленностью, и активностью. В структуре технических способностей наблюдатель проявляется в своеобразном восприятии технических объектов и технической деятельности.
Пространственноеизображение, как составляющая технических способностей, придает технической деятельности творческий характер. Пространственное воображение – есть внутренний момент графической деятельности, и то и другое не только взаимосвязано, но и неразрывно.
Мануальнаяловкость, как компонент технических способностей проявляется в техническом мастерстве, предполагающее умелое, быстрое и точное обращение с техническими приспособлениями, инструментами, механизмами [3, c.6].
Ведущим свойством технических способностей выступает техническое
мышление, которое проявляется в понимании и самостоятельном творческом, продуктивном решении технических задач.
Главная функция технического мышления состоит в решении технических задач. В процессе решения задач формируются необходимые качества технического мышления.
Для технологических задач в образовательной области «Технология» характерны следующие три момента: во-первых, определенная цель, стремление получить ответ на поставленный вопрос; во-вторых, необходимость учесть имеющиеся условия, исходные данные, связанные с достижением цели; в-третьих, применение способов решения задач, соответствующих имеющимся условиям [15, c.164].
Каждый из указанных трех моментов обладает рядом особенностей в процессе решения технологических задач школьниками в образовательной области «Технология». В процессе своей работы учащийся должен уметь самостоятельно или с помощью учителя, четко и грамотно ставить вопросы, на которые ему предстоит ответить, решая технологическую задачу. Этому надо специально обучать. Далее, условия, исходные данные далеко не всегда даются в готовом виде; многие из них надо находить самостоятельно, определять, достаточны ли они для решения технологической задачи. Однако наибольшие трудности связаны со способами решения задачи. Как известно, способы решения любой задачи основаны на применении в конкретных условиях общих принципов, на подведении заданного частного случая под определенное общее правило.
Навыки технического мышления приобретаются учащимися на уроках технологии в результате практики. Работая на станке, ученик в течение длительного времени изготовляет различные детали по готовым технологическим картам или следуя указаниям
учителя. В процессе длительной практики учащийся многократно изготовляет одинаковые детали. В результате такого повторения у учащихся накапливается опыт и вырабатываются навыки технического мышления [21, c.55].
Развитие технического мышления в этих условиях протекает крайне медленно и зависит от количества деталей, изготовленных за период обучения, и их разнообразия.
Такой длительный и трудный путь можно намного сократить, если развивать у учащегося навыки технического мышления и умение применять его в практической работе, как при анализе разработанного технологического процесса, так и при разработке нового.
Техническое мышление означает, что мышление развивается не только под влиянием социальных условий, но и под влиянием развития общественных потребностей, запросов развивающегося материального производства и социально-исторических перспектив развития общества, но имеет и внутренние условия своего развития. Мышление всегда представляет развивающуюся систему знания о предмете [62, c.25].
Смысл технического мышления состоит в решении задач, в процессе их решения и формируются необходимые качества технического мышления.
Чтобы решить технологическую задачу необходимо:
-
иметь установленную цель и стремиться получить конкретный ответ; учитывать условия и исходные данные, необходимые для достижения цели; -
применять такие способы решения задач, которые соответствуют имеющимся условиям [63, c. 49].
При решении конструкторских или технологических задач есть свои особенности: в процессе работы человек должен уметь самостоятельно, ясно и компетентно поставить вопросы, на которые ему следует ответить