Файл: Развитие технического мышления учащихся средствами познавательных задач на уроках технологии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 200
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Опора на показатели развития каждого из компонентов позволяет повысить точность оценки сформированности каждого компонента, что в свою очередь помогает объективно оценить успешность решения комплексных творческих технических задач и определить уровень развития технического мышления учащегося.
Осуществляя с помощью системы заданий развитие каждого из обозначенных компонентов в отдельности с целью достижения более высокого уровня их сформированности, необходимо отслеживать динамику их развития для выявления слабо сформированных компонентов и своевременного внесения корректив в процесс обучения.
Исходя из разработанных показателей, нами были определены три уровня развития технического мышления: низкий, средний, высокий.
Низкийуровеньразвитиятехническогомышления: учащийся показывает знание лишь единичных понятий, условных знаков; испытывает большие трудности при выполнении практических заданий, решение осуществляет лишь на эмпирическом уровне; с трудом объясняет принцип действия простейших механизмов; не способен объединять разрозненные сведения в систему и вычленять ее составляющие.
Среднийуровеньразвитиятехническогомышления: демонстрирует хорошие знания устройств и принципов действий основных механизмов, основных технических терминов, понятий, основных условных изображений; понимает принцип функционирования основных технических объектов; понимает основные элементы языка техники; умеет применять знания и умения в конкретных ситуациях; в новых ситуациях применение знаний и умений
вызывает значительные затруднения; умеет достаточно быстро находить решение задачи.
Высокийуровеньразвитиятехническогомышления: демонстрирует умение анализировать состав, структуру, устройство и принцип работы технических объектов в измененных условиях; определять новизну в задаче, сопоставлять с известными классами задач; аргументировать свои действия, полученные результаты и делать выводы, гибко переключается с отражения одних свойств объектов на другие [33, c.75].
На констатирующем этап экспериментального исследования была проведена диагностика технического мышления учащихся по тесту Беннета (см. Приложение А). Данная методика выявила технические способности личности.
Тест представляет собой 15 заданий в виде рисунка и нескольких вариантов ответа. Учащимся нужно выбрать один правильный ответ. По количеству правильных ответов делается вывод об уровне сформированности технического мышления. Уровень может быть высоким, средним и низким.
По результатам выполнения данной методики был определен уровень технического мышления учащихся (таблица 2).
Таблица 2 – Уровень технического мышления на констатирующем этапе
Группы | Уровни, % | ||
Низкий | Средний | Высокий | |
Контрольная | 45 | 45 | 10 |
Экспериментальная | 35 | 50 | 15 |
Результаты диагностики показали, что 15% учащихся ЭГ
и 10% учащихся КГ имеют высокий уровень технического мышления. Эти учащиеся правильно ответили на большинство вопросов. Средний уровень технического мышления имеют 50% учащихся ЭГ и 45% учащихся КГ. Низкий уровень технического мышления имеют 35% учащихся ЭГ и 45% учащихся КГ. Статистическая обработка результатов исследования показала, что на констатирующем этапе достоверных различий в развитии технического мышления учащихся экспериментальной и контрольной групп не выявлено. Таким образом, результаты исследования показали, что для половины учащихся характерны средний и низкий уровень технического мышления. На следующем этапе в экспериментальной группе была апробирована программа с применением технических задач и активных методов обучения.
2.2 Развитие технического мышления учащихся средствами познавательных задач на уроках технологии на формирующем этапе эксперимента
На формирующем этапе экспериментальной работы с целью выявления влияния познавательных задач на уровень развития технического мышления у учащихся в образовательной области «Технология» при изучении разделов «Технологии художественной обработки древесины» и «Технологии обработки конструкционных материалов» была создана экспериментальная группа в 7 классах:
Деревообработка.
Киянка. Ручка для инструмента. Солонка. Панно в стиле геометрической резьбы. Ложка.
Металлообработка.
Открывалка. Украшения из медной проволоки. Панно в стиле тиснения по фольге. Панно в стиле чеканки [54]. (см. Приложение Б, В)
Каждая практическая работа имеет свое место в изучаемых разделах.
В процессе выполнения данных работ, учащиеся осваивают следующие виды технологий обработки материалов: разметка, пиление столярной ножовкой, строгание, сверление, правка и рихтовка, гибка металла, пиление слесарной ножовкой, резание слесарными ножницами, рубка металла, соединения на гвоздях, шурупах, клею, врезкой, заклепками, зачистка, шлифовка изделий. Также получают навыки декоративно – прикладных технологий обработки материалов: выпиливание лобзиком, выжигание, резьба по дереву, тиснение по фольге, чеканка.
Развитие технического мышления учащимся осуществляется в процессе решения технических задач в проблемных и допроблемных ситуациях.
Допроблемная ситуация характеризуется тем, что перед учащимся не возникает затруднений в решении какой-либо технической задачи: он либо действует по образцу, который демонстрирует, либо использует стандартный способ, адекватный для решения данной задачи. В этом случае инерция действия оказывается своеобразным психологическим механизмом допроблемной ситуации.
Проблемная ситуация в технической деятельности возникает в том
случае, когда учащийся сталкивается с новой, субъективно неразрешимой технической задачей. В этом случае феномен инерции действия оказывает, как правило, отрицательное воздействие на техническую деятельность и приводит к неуспеху.
Основной задачей учителя при организации эффективного учебно-познавательного процесса является включение в изучаемый материал занимательных моментов, элементов новизны и неизвестности, что способствует развитию познавательного интереса и формированию познавательных потребностей.
Познавательный интерес формируется в процессе обучения через предметное содержание деятельности и складывающиеся отношения между участниками учебного процесса. Этому способствует широкое использование фактора новизны знаний, элементов проблемности в обучении, привлечении данных о современных достижениях науки и техники, показ значимости знаний, умений, навыков, организация самостоятельных работ творческого характера, организация взаимообучения, взаимоконтроля учащихся и т.п.
Создание мотива урока, заинтересованности в нем, желание активно работать я считаю, что это один из самых важных компонентов урока.
И для этого на своих уроках использую познавательные (побуждение к поиску альтернативных решений, игра, выполнение нешаблонных заданий); эмоциональные (поощрение создание ситуации успеха, свободный выбор заданий); волевые (информирование об обязательных результатах обучения, самооценка и коррекция деятельности, рефлексия поведения) и социальные (создание ситуации взаимопомощи, самопроверки) методы.
Принципиально важно, чтобы дети на каждом уроке переживали радость открытия, чтобы у них формировалась вера в свои силы и познавательный интерес. Одной важной составляющей познавательной активности является проблемное обучение.
Таким образом, первый уровень развития технического мышления учащихся связан преимущественно с допроблемными ситуациями. Здесь учащиеся еще не конструируют, не изобретают ничего нового. Их репродуктивная деятельность направлена на