Файл: Анализ содержания организации и руководства игровой деятельности детей дошкольного возраста в режиме дня доо в группах детей раннего, младшего и старшего дошкольного возраста..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 415

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
игрушки со звуками стиральной машины, микроволновки, холодильника. Существуют и игрушки, имитирующие звуки настоящих музыкальных инструментов.

Погремушка хороша тем, что ее не обязательно покупать. Можно сделать из подручных материалов:  «Киндер сюрприза», насыпав туда сахар, крупу, фасоль. Для ребенка постарше можно сделать погремушку из пластиковой бутылки или даже из воздушного шарика. Более мелодичный, «музыкальный» звук издают так называемые звенящие шары и неваляшки.

Когда ребенок становится постарше, можно начинать знакомить его с природой звука. Для этого понадобятся инструменты как минимум трех групп:

Ударные:

начать лучше с ударных, в них все как-то понятней– стукнул, шлепнул – вот и звук. Детки постарше начинают осваивать палочки. А с помощью палочек уже можно играть и на барабане, и на ксилофоне, и на металлофоне, и на чем угодно. Ну а если вашему ребенку по душе русские инструменты, то среди них ударных тоже много: это и деревянные ложки, и трещотка, и рубель (это ребристая доска для стирки белья)

стирать – так вот, наши предки с помощью специальных палочек и ее в музыкальный инструмент превращали).

состав симфонического оркестра входит), состав симфонического оркестра входит),


Духовые: у духовых инструментов другой способ извлечения звука дунул – зазвучало! А с помощью определенных манипуляций можно еще и звуки разной высоты издавать, целую мелодию сыграть! Начинать, опять же, надо с чего попроще – со свистулек. Можно простейшую «свистульку» и самим сделать – из стеклянной бутылки, частично наполненной водой. Если дунуть в горлышко под определенным углом – бутылка зазвучит. А меняя количество воды, можно и высоту звука менять. Есть и инструменты посложнее - губные гармошки, игрушечные дудочки и флейты. Ну а если ребенка это увлечет - тем лучше.

Струнные: в этих инструментах звук издает колеблющаяся струна. Ее можно увидеть, пощупать. Строго говоря, такие  инструменты редко бывают «игрушечными», на них как-то не принято играть «просто так». Но что мешает попробовать? Если моторика ребенка уже достаточно развита, чтобы «щипать» отдельные струны, можно предложить гусли, балалайку,  домру, гитару,  хоть арфу – главное, чтобы это доставляло вам и малышу удовольствие.

Движение под музыку (танцы и музыкальные игры) учат ребенка лучше управлять своим телом; 

Музыка - величайший источник нравственного развития. Она открывает перед ребёнком мир ощущений, переживаний, и позволяет в самой доступной форме знакомится с окружающими явлениями.

4.3. Условия развития детской музыкальной деятельности

Музыкально - творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом.

Как утверждают выдающиеся психологи Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, Б.М.Теплов, Д.Б. Эльконин и др., основой музыкально - творческих способностей являются общие способности. Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: сфере социальных отношений, психомоторной, творческой, художественной, музыкальной сфере, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей.



Психологические составляющие творческой деятельности – это гибкость ума, систематичность и последовательность мышления, диалектичность, готовность к риску и ответственность за принятое решение (Симановский А.Э.) Это можно назвать творческим мышлением. Своеобразие детского творчества заключается также в том, что оно основано на такой ярко выраженной особенности дошкольников, как подражание. Оно находит широкое отражение в игровой деятельности детей — образной реализации их впечатлений от окружающего мира.

Исследования в области социологии, психологии, педагогики свидетельствуют об особой роли искусства в образовании, о его целительной силе и здоровьесберегающем значении в жизни ребенка. Именно в детстве ребенок особенно предрасположен к восприятию и освоению разных видов художественной деятельности, к проявлению себя в творчестве ярко, эмоционально, активно.

Л.С.Выготский назвал этот возраст наиболее чувствительным, сензитивным, благоприятным для обогащения памяти и чувств, уточнения представлений, развития творческого воображения.

По словам П.П.Блонского, «каждый ребенок в потенциале творец всяких, в том числе эстетических ценностей: строя домик, он проявляет свое архитектурное творчество, лепя и рисуя, он скульптор и живописец.

По мнению Л.С. Выготского, основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе такой деятельности .

Именно дошкольный возраст, по утверждению А.В. Бакушинского, являет основу творческого потенциала личности, выделив необыкновенную яркость, силу и «совершенство детского творчества – первого периода», считая, что «всякий воспитательно – образовательный комплекс должен быть комплексом творческого задания сообразно стадии развития ребенка. Так как творчество ребенка – по преимуществу творчество художественное, этот комплекс для возраста детства должен быть основан на разрешении художественно – творческой задачи».

Каждый ребенок, с одной стороны, предрасположен к восприятию и действию в разных видах искусства, потому что у него есть глаза, уши, он может двигаться, разговаривать, общаться. А, с другой стороны, только с помощью разных видов художественной деятельности можно равноценно развивать у него данные природой качества: зрение – с помощью изобразительного искусства, слух – на занятиях музыкой, красоту движений – в танце, умение общаться и представлять себя – на занятиях театром, грамотно выражать свои мысли через художественное слово.


-понятие «творчество» предполагает акцентирование новизны и оригинальности создаваемых воображением образов;

-побуждение к творческой деятельности предполагает возникновение яркого эмоционального переживания и стремления выразить это переживание доступными ребенку способами, это стремление предполагает наличие у ребенка доверия к миру, к конкретному взрослому;

-источником творчества является реальная деятельность ребенка, вся его жизненная практика;

-механизмом творческой деятельности является творческое воображение, которое проявляется в ситуациях неопределенности, когда неясны способы решения возникающих в деятельности задач.

Дошкольное детство - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. Дошкольный возраст - это возраст, когда творческая деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т.е., увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности.

Дошкольникам доступны почти все виды художественно-творческой деятельности — составление рассказов, придумывание стихов, пение, рисование, лепка, танцы, музыка. Естественно, они отличаются значительным своеобразием, которое выражается в наивном, непосредственном отображении действительности, в необыкновенной искренности, в вере в правдивость изображаемого, в отсутствии заботы о зрителях и слушателях. Но в тоже время, уже на этапе дошкольного возраста происходит развитие художественных творческих способностей детей, которые проявляются в возникновении замысла, в претворении его в деятельности, в умении комбинировать свои знания и впечатления, в большой искренности при выражении чувств и мыслей.

А в свою очередь, способность к творчеству развитие творческих способностей выступает психологическим ядром одаренности, которая будет развиваться в последующие возрастные периоды.

        


4.4.Формирования музыкально-творческих способностей

Главная особенность музыкально-творческих способностей — их развитие на основе восприятия художественного образа — музыки.

В музыкальной педагогике существует ряд теоретических и экспериментальных работ, где дается высокая оценка воспитательному значению творчества. Б.М. Теплов, например, считает, что любое творчество ребенка связано, прежде всего, с эмоциональным откликом на музыку, и оно чрезвычайно полезно в период начального обучения, когда закладываются основы ценностного отношения к музыке. Согласно мнению Н.А. Ветлугиной, творчество есть важное условие и средство развития способности образного видения.

Блестящим примером выявления возможностей музыкальной деятельности в развитии творческих музыкальных способностей служит опыт Б.Л. Яворского. Основные положения его работ следующие:

— все проявления творческой инициативы детей ценны, поэтому главная задача педагога — всемерно стимулировать их;

— важным средством активизации творческих способностей является комплекс всех видов музыкальной деятельности, когда дети могут проявить себя в самых различных направлениях;

— педагогическая ценность детского творчества заключена в самом процессе творчества.

Ученый, вскрывая природу творческого процесса, показал, что в развитии творческих способностей существуют определенные этапы:

— накопление впечатлений;

— выражение творческого начала в зрительных, сенсомоторных, речевых направлениях;

— двигательные, речевые, музыкальные импровизации, иллюстративность в рисовании;

— создание собственных композиций, которые являются отражением художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного, пластического;

— собственно музыкальное творчество (написание песен, пьес для фортепиано).

Идеи Б.Л. Яворского нашли широкое воплощение в музыкальном воспитании дошкольников, где, например, музыкально-творческие способности формируются на основе игры на инструментах, движении, пении, декламации и др.

Исследуя музыкальное творчество, Б.В. Асафьев писал: «...единственным выходом, по существу оздоравливающим музыкальный детский инстинкт, является вызывание творческого дара: способности изобретения и комбинирования материала. Воспитывать же музыкально-творческие способности следует... потому, что каждый, кто хоть немного ощутил в какой-либо сфере искусства радость творчества, будет в состоянии воспринимать и ценить все хорошее, что делается в этой сфере, и с большей интенсивностью, чем тот, кто только пассивно воспринимает. Музыкальное творчество не проявляется только в сочинении "сложных музык", оно гораздо многообразнее и разветвлённее, чем кажется. Вызвать его — это значит, прежде всего, обратить у детей внимание на то, что они поют и играют, т.е. на музыкальный материал».