Файл: Анализ содержания организации и руководства игровой деятельности детей дошкольного возраста в режиме дня доо в группах детей раннего, младшего и старшего дошкольного возраста..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 414
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сейчас для нас, музыкантов, вышло много разных программ. Но несмотря на обилие казалось бы правильных слов, которые мы находим в большинстве этих программ, о необходимости развития у детей любви к музыке, творческого начала, способностей, эмоциональности на практике существует натаскивание навыкам и умениям в разных видах деятельности, которые потом служат нам для составления диагностики в каждой возрастной группе. Очень легко продекларировать: « Необходимо сформировать на выходе из сада у ребёнка основу музыкальной и общей культуры». Это же огромный пласт, который только совместными усилиями с родителями можно приподнять. А порою родителей самих воспитывать надо. Они у нас только хорошо научились жаловаться по каждому поводу.
И получается: в детском саду натаскиваем, потом в школе опять сплошное натаскивание, за ним - тестирование, а потом приходит уже сформировавшийся человек в институт - а знаний-то у него и нет, одно сплошное надувательство. Всё, он вырос потребителем, а не созидателем! Нельзя из образования делать сферу услуг.
Ребята в любом возрасте с большим желанием включаются в сюжетно - ролевые и театрализованные игры, которые сочетают в себе разные виды искусства: и театр, и оперу, и художественное слово, и изобразительное искусство. В нашем садике я делала постановку детской оперы «Муха - Цокотуха» Красева с ребятами подготовительной к школе группы. Включились в работу: как сами дети, так и их родители. Родители сшили костюмы, учили с детьми слова, оформляли зал для постановки, ходили в выходные на репетиции, а у ребятишек глаза как горели! Выучили роли и музыкальные партии, затем записали всю постановку на диск, послали его на фестиваль «Театральные таланты», нас отобрали в финал, который проходил на сцене кукольного театра. Ребята, как настоящие артисты, выступали на настоящей сцене, получили диплом лауреатов 2 степени. Их пригласили в святое святых: ребята увидели, как хранятся куклы, «спят на верёвочках». А это дорогого стоит! Я думаю, что они это своё первое выступление на настоящей сцене запомнят на всю жизнь. И, конечно, музыкальное оформление «Мухи - Цокотухи» - отдельная песня, нашла её в Интернете. И, самое главное, эта детская опера была написана в прошлом веке только для детей с целью развития музыкального, эстетического, театрального и общего развитии. Побольше бы таких произведений! Музыкальные дети были задействованы в постановке «Мухи Цокотухи», а остальные не были задвинуты
, нет, они приняли участие в Рождественской постановке «Что приснилось Жене» и выступали на сцене в Центре ремёсел, заняли почётное 3 место среди школ и детских садов.
Вот и получается, что эти музыкально – театрализованные представления являются методом ненавязчивого воспитания и обучения, одной из форм организации деятельности детей. Театральная постановка явилась игрой, а игра в дошкольном возрасте - ведущая деятельность, «внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития». В своей работе я использую «Музыкальный калейдоскоп» И. А. Кутузовой и А. А. Кудрявцевой и «Навстречу музыке» И. В. Гроздовой, Е. . Лютовой и Е. В. Никитиной.
Решение проблем
Современные цели и задачи дошкольного воспитания обозначены во ФГОСах. Введение Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования привело к изменениям в области целевых установок, принципов и методов, форм организации педагогической деятельности, способов взаимодействия всех участников образовательного процесса. Образовательная область «Музыка» перестала существовать отдельно и была объединена с «Художественным творчеством» в образовательную область «Художественно-эстетическое развитие».
ФГОС дошкольного образования решает задачи музыкального образования дошкольников:
● охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия);
Здесь важно соблюдать режимные моменты, перед каждым занятием – регулярная протирка пола и проветривание. Включать между разными формами музыкальной деятельности на занятиях дыхательную и пальчиковую гимнастику.
● сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой. Здесь необходимо тщательное обследование ребенка!
● формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных и интеллектуальныхкачеств: физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности;
● обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
● формирование социо - культурной (музыкально – образовательной) среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
Положительным моментом для отслеживания результатов воспитательно-образовательного процесса является и новое требование, обозначенное в ФГОСах: проведение мониторинга не по полученным знаниям, умениям и навыкам, а по формируемым всем коллективом педагогов дошкольного учреждения интегративным личностным качествам детей.
«Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)».
Это положение стандарта возлагает на музыкального руководителя огромную работу по формированию мировоззренческих позиций у ребенка, развитие способности любоваться красотой искусства, природы, чувствовать гармонию и радоваться своей причастности к творчеству. Суметь сформировать устойчивую потребность в общении с музыкальным искусством, развить чувственное, эмоциональное отношение к музыкальной деятельности – вот основная задача педагога - музыканта в ДОУ. Приоритет чувственного, эмоционального восприятия, а не черствых, безжизненных профессиональных знаний теории музыки
4.2. Особенности музыкального воспитания и развития детей в семье
Самые лучшие условия воспитания, в том числе и музыкальные, должны быть созданы в семье. Так как не все дети до трех лет посещают детские сады. Родители, взяв на себя ответственную роль педагога, должны помнить, что это период чрезвычайно важен для последующего развития ребенка. В самом раннем возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно развить у детей музыкальные способности, приобщить их к музыке, сформировать у них положительное к ней отношение. Родители должны знать методы и приемы, формы организации музыкально воспитания в семье, понимать значение музыкального воспитания, повышать свой собственный культурный уровень.
Привить детям любовь к музыке сможет только тот человек, который сам любит, понимает, разбирается как в современной, классической и народной музыке.
Основными задачами музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении:
- обогатить духовный мир ребёнка музыкальными впечатлениями
- вызвать интерес к музыке,
- передать традиции своего народа,
- сформировать основы музыкальной культуры;
Развивать музыкальныеи творческие способности в процессе различных видовмузыкальной деятельности:восприятие, исполнительство, творчество, игра на детских музыкальных инструментах).
Все задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей всемье, вмузыкальных кружках, студиях, в музыкальных школах; посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт.
Выбор музыкальных произведений, которые ребёнок слушает дома, зависит отмузыкального вкуса и музыкального опыта семьи, её общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культуры народа. Если ребёнок слышит народные мелодии с раннего детства, он естественно проникается народно - песенными интонациями. Они становятся ему привычными родными. Ребёнку важно прочувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт её восприятия, различить смену настроений, прислушаться к звучанию различных музыкальных инструментов.
Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие произведения или фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной оркестровкой (пьесы Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, П. И. Чайковского М. И. Глинки) и более скромная по выразительным средствам, но вызывающая чувство восхищения старинная музыка А
. Вивальди, И. С. Баха, В. А. Моцарт
Я думаю, что игра на инструментах - интересная полезная музыкальная деятельность детей. Это позволяет украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству. В процессе обучения игре на инструментах хорошо формируется слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. Развивается самостоятельность в действиях ребенка, его внимание и организованность. Поэтому дети должны слышать, что родители поют или играют на гитаре, на фортепиано, на губной гармошке. Детей должны окружать «живые звуки». Это важно, когда ребенок только познает мир. Постепенно дети начинают подпевать или подыгрывать. У них развивается слух и мышление.
Родители должны помогать ребенку, осваивать настоящий музыкальный инструмент. Это может быть тростниковая дудочка или губная гармошка или что-то другое. Хорошо, если родители что-то играют, а ребенок помогает, к примеру, на барабане.
Элемент игры должен сохраняться, но такие занятия надо продолжать и осваивать что-то новое. Обязательно показывать, что уже умеет ребенок, друзьям, бабушкам и дедушкам. Для ребенка важно признание и похвала.
Предлагаю использовать Музыкальные игрушки. Выбор игрушек для ребенка очень важен. Музыкальные игрушки нравятся всем детям. Родители должны заинтересованно играть с детьми в игрушки и помогут развить воображение и интеллект. «Нажималки» оказывают на ребенка такое же действие, как и любая звучащая музыка:
- влияют на настроение и поведение ребенка (медленная музыка успокаивает, бодрая - возбуждает)
- стимулирует речевое и эмоциональное развитие, улучшает наглядно-образное мышление.
Мягкие игрушки нравятся всем детям. Их можно кормить, одевать, укладывать с собой в кроватку. А если игрушка умеет еще и «петь», то заниматься с ней вдвойне веселей! Одними из самых популярных, по крайней мере среди моих знакомых, являются обучающие игрушки, озвучивающие буквы, цифры, несложные стишки-потешки и детские песенки. Это весело, а самое главное ребенок во время игры узнает что-то новое.
Игрушки, имитирующие настоящие звуки познакомят ребенка с окружающим миром. Для большей «достоверности» можно использовать игрушки, имитирующие, причем часто вполне правдоподобно, реальные звуки: игрушки с голосами домашних животных, с голосами диких зверей и птиц и т.д. Мальчикам наверняка придется по душе музыкальная игрушка автомобильной тематики со звуками сирены, сигнализации, клаксона, работающего двигателя. Девочкам –