Файл: Анализ содержания организации и руководства игровой деятельности детей дошкольного возраста в режиме дня доо в группах детей раннего, младшего и старшего дошкольного возраста..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 419

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В младшей группе часто возникают недоразумения во время игры именно потому, что участники не придерживаются основных правил общей деятельности. Как мы уже знаем, дети определяют правила творческих игр, исходя из ролей. Ребенок, исполняющий определенную роль, должен вести себя так, как это делает лицо, которое изображается. Педагог должен учить детей критически оценивать поведение своих товарищей в игре, сравнивать, соответствуют ли их действия тому, как бывает в жизни. Тем самым дети постепенно приучаются к точному выполнению правил игры. Приведу еще один пример. Дети играли в «корабль». Там был капитан и пассажиры. Вдруг Оля, которая путешествовала со своей дочкой-куклой, поднялась и хотела уйти. Но другие пассажиры возмутились: «Ты не можешь сойти, кругом же вода!» Но Оля все-равно хотела уйти. Начался спор, крик. Пришлось вмешаться воспитателю: «Если Оля не хочет ехать, то пусть она сойдет. Но здесь кругом вода, она может утонуть. Товарищ капитан причальте к берегу, к пристани». Капитан причалил, Оля сошла, и дети продолжили игру. Этот пример показывает, что когда воспитатель правильно руководит детьми, они уже в младшей группе привыкают критически оценивать поведение в игре своих товарищей. Поэтому совсем не следует бояться споров, возникающих из-за нарушения правил: дети учатся рассуждать и сравнивать, лучше осознают действительность, уточняют свои представления о ней, укрепляют правильные взаимоотношения.

В возрасте от 3 до 5 лет необходимы игры для ребенка со сверстниками на темы, близкие их опыту и отражающие события общественной жизни. Игры в это время служат средством формирования социального сознания ребёнка, познания мира и его преобразования, объединяют детей в коллектив, при этом создаются условия для всех видов самостоятельной детской деятельности.

Планирование системы педагогических мероприятий, с одной стороны, должно направлять детей на отображение в игре разнообразных, новых для них явлений окружающей действительности, с другой стороны, усложняет способы и средства воспроизведения этой действительности. Знания детей об окружающей жизни, полученные из разных источников, определяют содержание игровых задач, тему сюжета. От умелого усложнения способов и средств решения игровых задач зависит формирование самой игры.


Расширение знаний детей предусматривается на занятиях или во время специальных наблюдений. При этом устанавливается связь между прошлым опытом детей и новыми знаниями. Приобретенные сведения и впечатления детей учитываются при планировании работы по руководству игрой.

Образ взрослого характеризуется не только атрибутами, но и ограничениями, набором специфических действий. Но на первом этапе подготовки мы еще не требуем от малыша выполнения специфических ролевых действий. Вместе с тем, игры «во взрослых» нужны малышу. Это отвечает его внутренним потребностям, потребностям его развития – растущему интересу к взрослым и их занятиям. Выход из этого противоречия в следующем методическом приеме, суть которого такова. Играя с детьми в хорошо знакомые и усвоенные ими игры, воспитатель в удобный для этого момент дает образец вхождения в образ взрослого: обозначает себя представителем какой-либо профессии, используя для этого выразительный атрибут, им показывает два-три игровых действия. А вот детей к этому игровому действию не побуждает, т.к. это было бы преждевременным.

Одним из эффективных приёмов формирования игровых умений и навыков является совместная игра взрослого и детей. Как правило, дети приходят во 2-ю младшую группу с элементарными умениями самостоятельно действовать с игрушками. Если ребёнок не овладел игровыми действиями, воспитатель показывает их.

Такие игры следует применять не менее 3-х раз в неделю во 2-й половине дня. Воспитатель фиксирует в календарном плане цель и сюжет игры, имена её участников.

Педагог должен знать, какие сюжеты целесообразно подбирать для игр детей. Необходимо чтобы, сюжеты были простыми для понимания ребёнка; они должны отражать близкие и знакомые действия окружающей жизни – приготовление пищи, уборку помещения, стирку, лечение в поликлинике,  поездку в транспорте и т.д.

Темы можно брать из известных детям сказок и литературных произведений, а также придумывать самим, используя реальные факты и события (врач и больные дети, продавец  и покупатель).

Как правило, воспитатель сам вначале выполняет главную роль, потом поручает её кому-нибудь из детей, помогая ребёнку, если он затрудняется. При этом педагог продолжает участвовать в игре, взяв на себя второстепенную роль.

Эффективным приёмом является также игры педагога с игрушками на глазах воспитанников. Однако не следует при этом превращать показ игровых действий  в специальное задание. Например, воспитатель говорит как бы сам себе: «Ой, какая милая кукла сидит одна!», обращается к кукле: «Как тебя зовут? Света! Давай ты будешь моя дочка, а я твоя мама». Берёт куклу в руки, ходит с нею по группе. «А где будет наш дом? Вот здесь. Вот твоя кроватка, будешь в ней спать, а сейчас я тебя покормлю. Доченька хочешь кушать?  Пойду, сварю обед?» Воспитатель изображает приготовление обеда и т.д.Важно чтобы воспитатель проявлял интерес к игре, эмоционально выражал своё отношение партнёрам по игре, к совершаемым действиям. Закончив игру, педагог может сказать: «Хорошо я поиграла! Пусть кто хочет, тоже поиграет. У нас много кукол, мишек, зайчат».



Не надо настаивать, чтобы дети сразу проявляли активность и самостоятельность. Описанный методический приём позволяет увидеть детям целостную игровую деятельность взрослого, перенять её и перевести в самостоятельную деятельность. При этом малыши расширяют сюжет предложенный, воспитателем, за счёт новых игрушек и новых действий. Так дети переходят к активному игровому поведению.

В играх, возникающих по инициативе самих детей, отражаются умения, приобретённые дошкольниками в совместных со взрослыми играх, в процессе наблюдений за игрой воспитателя. Педагог помогает воспитанникам развивать игру, используя совет, напоминание, введение новой игрушки, показ незнакомого действия. Если этого не делать, самостоятельная игра быстро прекращается на однообразных действиях с одной и той же игрушкой.

При организации игр в младших группах одно из важнейших условий: умение играть со сверстниками. На данном возрастном этапе существуют 2 вида игр: игра «рядом» и простейшие формы совместной игры, основанные главным образом на интересе малышей к действиям сверстников с игрушками, а также на личных симпатиях.

В процессе игры педагог приучает воспитанников доброжелательно относиться друг к другу, не отнимать игрушки, не разрушать постройки. Чтобы предотвратить возникновение отрицательных форм взаимоотношений, педагог должен быть предельно внимательным к совместным играм детей, активно направлять и регулировать взаимоотношения воспитанников, которые на этой возрастной ступени ещё только начинают складываться.

Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельность. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребенок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишен увлекательной игры.

Большинство игр отражает труд взрослых; дети подражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя,  шофера, летчика, космонавта. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие.

Основной путь воспитания в игре – влияние на ее содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов.                  

Тема игры – это то  явление жизни, которое будет изображаться: семья, детский сад, школа, путешествия, праздники. Одна и та же тема включает в себя различные эпизоды в зависимости от интересов детей и развития фантазии. Таким образом, по одной теме могут создаваться различные сюжеты. Каждый ребенок изображает человека определенной профессии (учитель, капитан, шофер) или члена семьи (мама, бабушка). Иногда разыгрываются роли животных, персонажей из сказок. Создавая игровой образ, ребенок не только выражает свое отношение к выбранному герою, но и проявляет личные качества. Все девочки бывают мамами, но каждая придает роли свои индивидуальные черты. Так же и в сыгранной роли летчика или космонавта сочетаются черты героя с чертами ребенка, который его изображает. Поэтому роли могут быть одинаковыми, но игровые образы всегда индивидуальны.


Методические приемы приносят результат в тех случаях, если воспитатель применяет их системно, учитывает общие тенденции психического развития детей, закономерности формируемой деятельности, если педагог хорошо знает и чувствует каждого ребенка.

Педагогические рекомендации.

1.   Педагогам необходимо стараться не занимать время, отведенное для игры другими видами деятельности.

2.   Создать игровую среду в соответствии с возрастными особенностями, учитывать уровень развития детей, игровая среда должна быть динамичной. Атрибуты сюжетно-ролевой игры должны быть расположены в легко- доступном для детей месте. Иногда атрибуты формируются в специально установленном порядке, а иногда детям предоставляется возможность создать игровую среду самостоятельно.

3.   Эффективным приемом руководства играми детей младшего дошкольного возраста является прямое участие педагога в игре детей на главных ролях, причем первоначально рекомендуется использовать индивидуальную игру с данным ребенком, а в конце четвертого года жизни рекомендуется применять игру педагога с подгруппой детей.

4.   В руководстве детей большое место занимает косвенные приемы руководства, чтобы не мешать ребенку самостоятельно играть, т.к. только самостоятельная сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени способствует развитию ребенка.

5.   Руководство игрой должно строиться на основе результатов наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей.

6.   Педагог должен как можно чаще ставить ребенка в позицию «взрослого». Это способствует развитию самостоятельности у детей.

Воспитатель должен уделить внимание:

-        обеспечению условий для возникновения и развития игровой

деятельности (достаточное количество времени для игры; наличие площади

для развертывания игровых действий, необходимых игрушек и пособий, и

правильное их расположение в группе; обогащение детей впечатлениями и

хорошее их самочувствие);

-        знать методику руководства игровой деятельностью; методы и приемы, направленные на поддержание и улучшение эмоционально-положительного состояния детей; обеспечение активности играющих; своевременное переключение с одного вида деятельности на другой, какими методами и приемами это достигается, направление детей на игру.

Рекомендации для родителей

1.Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка было как можно больше раз- нообразных игр и игрушек, которые надо осознанно выбирать, а не бес- порядочно накапливать.


2.Заранее согласовывайте с ребенком  требования к хранению и

уборке игрушек. Продумайте, как можно временно сохранять детские

постройки и конструкции. За неимением места для длительной демонстрации «празднуйте результат» (награждайте автора аплодисментами,

зарисовывайте его постройку и т.п.) - и только после этого убирайте

игрушки для хранения.

3.Вспоминайте свое детство и рассказывайте ребенку о том, как вы

играли сами и со своими друзьями. По желанию ребенка показывайте

известные вам детские игры.

4.Наблюдайте за играми ребенка дома и по желанию рассказывайте о них воспитателям; интересуйтесь, во что ребенок предпочитает играть в детском саду.

5.Проявляйте уважение к личности ребенка, считайтесь с поэтапностью становления игровой деятельности и не пытайтесь искусственно ее ускорять.

6.Тактично, ненавязчиво предлагайте ребенку помощь в создании

игровой среды («Может быть, тебе для приготовления обеда понадобится моя кастрюля? А хочешь, я помогу тебе сделать гараж для твоей машины?» и т.п.). Отказ ребенка воспринимайте как должное («Конечно, тебе виднее. Но если тебе что-то понадобится, то я буду рада тебе помочь»). Все последующие обращения ребенка расценивайте как проявление к вам доверия и уважения за ваши деликатность и такт.

7.Проявляйте инициативу и выражайте искреннее желание участвовать в игре.

8.Получив согласие ребенка на ваше участие в игре, поинтересуйтесь своей ролью («А кем я буду?») и безоговорочно, с благодарностью примите ее.

9.В случае если вы не понимаете ситуацию и желания ребенка,

уточните у него важные для развертывания сюжета обстоятельства,

связанные с характеристикой героя, его поведением и т.п. («А какой я буду лисой - доброй или злой?»).

 10. Действуя в роли, проявляйте инициативу и самостоятельность, старайтесь мотивировать поступки того героя, чью роль вы выполняете. Если возникнут трудности - не теряйтесь, не прекращайте игру, а спрашивайте у ребенка, как вам следует поступить («Что мне дальше делать?»).

 11. По окончании игры выразите ребенку  удовлетворение и выскажите надежду на то, что и в следующий раз он пригласит вас участвовать в ней.

 12. Оказывайте постоянное внимание и проявляйте уважение к детским играм.

 13. Выражайте одобрение и восхищение по поводу того, что дети самостоятельны и инициативны в своих играх («Какой ты молодец (умница)! Как  тебе удается все это самому (самой) придумать?»).