Файл: Теоретические основы организации и планирования сбытовой деятельности предприятия.rtf
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По данным таблицы построим рисунок основных показателей хозяйственной деятельности за 2009 - 2011гг (см. рисунок 17).
По данным рисунка сделаем следующие выводы:
- выручка от реализации увеличилась в 2011 году по сравнению с 2009 на 187 954,7руб. или на 198%;
- себестоимость реализованной продукции увеличилась с 2009 года на 132 848,4руб. или на 186%;
- в итоге ежемесячная чистая прибыль фирмы увеличилась на 29 352руб. и составила 51 242,8 руб. в 2011г., против 21 890,8 в 20069г. или на 215%.
Рисунок 17 - Основные показатели хозяйственной деятельности за 2009 -2011 гг.
Для планирования деятельности ИП Волкова Л.Б., как и для любого другого предприятия, чрезвычайно важно найти точку, т.е. объем производства и продаж, при котором нет убытка и нет прибыли, другими словами определяем критический объем производства, его формула следующая (данные для расчета берем из данных таблицы 2):
, (1)
где Qкр.- критический объем производства;
F - постоянные затраты;
P - цена продукции;
Vед. - переменные затраты на 1 кг. продукции.
Постоянные затраты складываются следующим образом: 1916,6 + 64700 + 1000 + 1000 = 68616,6 руб. Переменные затраты складываются: 197 005 + 18 910 + 2 000 = 217 915 руб.
Переменные затраты на 1кг продукции равны: 217 915/6 200 = 35,14 руб.
.
Производство продукции больше величины равной 2 653кг дает прибыль предприятию. В структуре основных средств предприятия большую часть занимают агрегаты для поддержания низкой температуры свежезамороженных продуктов и полуфабрикатов, в совокупности они составляют 78.2%. Это объясняется их высокой стоимостью. Структура и удельные веса основных средств не поменялись в течении всего времени работы предприятия, так как новых средств не поступало и использующиеся средства не выводились из оборота, и никаких переоценок не проводилось. Данные о движении основных производственных фондов ИП Волкова Л.Б. отражены в таблице 7.
Таблица 7 - Данные о движении основных производственных фондов ИП Волкова Л.Б., руб.
Показатель | 2009г. | 2010г. | 2011г. | 2011г. к 2009г., в % |
Среднегодовая стоимость ОПФ | 48 181,55 | 67 906,8 | 98 000,4 | 203 |
Стоимость ОПФ на начало года | 90 773,6 | 78 065,2 | 69 084,7 | 76 |
Стоимость ОПФ на конец года | 72 857,5 | 58 286,0 | (предварительно) 52 382,9 | 71 |
Стоимость вводимых в году ОПФ | - | - | - | - |
Стоимость новых вводимых ОПФ | - | - | - | - |
Стоимость выводимых ОПФ | - | - | - | - |
Первоначальная стоимость основных средств составляет 105 227,20 рублей. Из таблицы 1 видно, что среднегодовая стоимость ОПФ увеличилась на 203% в 2011 по сравнению с 2009 годом. Стоимость ОПФ на начало года снизилась на 76% в 2011 году по сравнению с 2009 годом, а стоимость на конец года снизилась на 71% за аналогичный период. Снижение обусловлено начислением и списанием амортизации ОПФ и, как следствие, снижение их стоимости. За исследуемый период времени никаких новых основных производственных фондов не вводилось и не выводилось.
2.3 Организация и планирование сбытовой деятельности ИП Л.Б. Волкова
Выбор каналов сбыта и вся последующая организация распределение продукта зависит от влияния факторов, среды фирмы, как внутренних, так и внешних (см. приложение А, рисунок А.2).
Проанализируем данные факторы относительно ИП Волкова Л.Б.:
1) Особенности товара. Продукция ИП Волкова Л.Б. занимает следующее место в классификации видов товаров:
- по назначению - это продукция потребительского назначения;
- по потребительским привычкам - продукция повседневного спроса.
Продукции соответствует совокупность следующих специфических требований:
- по способу хранения, необходимо в каждой торговой точке, равно как и у производителя, наличие холодильных установок, что требует дополнительных затрат, но предприниматели нашли выход из положения, совместив одну холодильную установку для реализации нескольких видов товара (мороженое, продукты глубокой заморозки, пельмени);
- по срокам хранения не возникает дополнительных проблем, т.к. товар не является скоропортящимся, что является одним из его достоинств, срок хранения достигает до 6 месяцев при особом температурном режиме;
- по условиям транспортировки - если фирма находится на довольно большом расстоянии от фирмы - производителя, то в летний период могут возникнуть проблемы с перевозкой продукции, необходимо будет пользоваться только изотермическим транспортом, поддерживающим температуру хранения, что приведет к увеличению расходов. Но пока у ИП Волкова Л.Б. заключены договора только с магазинами и павильонами, работающими в городе Ростове-на-Дону, проблем с доставкой продукции не возникает.
Рассмотрев данный фактор (особенности товара), влияющий на сбыт можно сделать следующий вывод по сбытовой политике: направленность на массового потребителя.
2) Производственные ресурсы ИП Волкова Л.Б. являются материальной основой принятия всего комплекса решений по организации сбытовой деятельности, т.е. учитывается возможность обеспечения её финансовыми, материальными, трудовыми и информационными ресурсами, так и экономическая целесообразность связанных с этим издержек.
Лепщицы пельменей работают в две смены по 6 человек, норма выработки для каждой лепщицы составляет 17 кг, исходя из этих данных, можно вычислить количество продукции которое выпускает предприятие в один рабочий день: 2(смены)
× 6(лепщиц) × 17 (кг, норма выработки одной лепщицы) = 206кг.
На основании этих данных можно посчитать объем реализации за месяц, его рассчитывают следующим образом. Объем реализации ИП Волкова Л.Б. в месяц составляет: 206кг × 30 дней (количество рабочих дней) = 6 200кг. Пельмени упаковываются массой в 1кг в каждый упаковочный мешок.
Начав выпуск пельменей, в первое время, ИП Волкова Л.Б. использовал в качестве упаковки обычные полиэтиленовые мешочки, расходуя на упаковочные материалы следующую сумму (объем реализации составлял 6 000кг, пельмени упаковывались по 1кг в 1 полиэтиленовый мешочек, цена одной упаковки 0,50руб.): 6 000 упаковок×0,50 руб. (цена 1 упаковки) = 3 000 руб.
Так как на рынке присутствовало множество продавцов, деятельность которых была неуполномочена, а происхождение товара, которым они торговали сомнительно, кроме того, доставая копии сертификатов на пельмени, они выдавали свою продукцию за продукцию известных производителей пельменей, в том числе и за продукцию ИП Волкова Л.Б., руководство фирмы пришло к выводу, что необходимо упаковывать свою продукцию в специальные упаковочные мешочки. Теперь на упаковке, кроме информации о составе, сроках хранения, дате выработки, энергетической ценности продукта, содержится надпись, сразу привлекающая к себе внимание ярким и крупным шрифтом: «Покупайте нашу продукцию только в оригинальной упаковке».
Теперь на упаковочные материалы ИП тратит: 6 200 упаковок × 1,20 руб. (цена одного упаковочного мешка) = 7 440 руб.
В связи с предпринятыми действиями руководства предприятия, объем реализации увеличился на 1 200кг пельменей в месяц, т.е. введя новшества, касающиеся упаковки предприятие забрало себе ту нишу рынка, которую занимали продавцы с сомнительным товаром. Т.е. издержки составили: 7 440 руб. + 1 000 руб. = 8 440 руб., что увеличило расходы по сбытовой деятельности на: 5 440 руб.
В то же время валовой доход предпринимателя возрос на 18 008,8 руб., т.е. делаем вывод, что средства, потраченные ИП Волкова Л.Б. на сбытовую деятельность, оправдали свою экономическую целесообразность.
Данные по деятельности ИП Волкова Л.Б. представлены в таблице 8 и таблице 9.
Таблица 8 - Смета производственных затрат по элементам (на объем продукции - 1200кг)
Элемент | Суммы | Метод расчета |
Наименование элемента | | |
1) Сырье и материалы в т.ч.: | 38 130,0 руб. | |
- мука | 4 290 руб. | 1 200×0,55×6,5 = 4 290 руб. |
- говядина | 14 400 руб. | 1 200×0,2×60,0 = 14 400,0 руб. |
- свинина | 14 400 руб. | 1 200×0,2×60,0 = 14 400,0 руб. |
- вкусовые добавки | 3 600 руб. | 1 200×0,5×6 = 3 600 руб. |
- упаковка | 1 440 руб. | 1 200×1,2 = 1 440 руб. |
2) Амортизация. | 500.00 руб. | |
3) Аренда помещения, включая коммунальные услуги и энергозатраты. | 3 660 руб. | 1 200×61,0×5% = 3 660 руб. |
4) Затраты на заработную плату в т.ч. | 12 514,2 руб. | |
- лепщицы | 8 355,8 руб. | 6 200кг / 1200кг = 5,17; 43 200руб. / 5,17 = 8 355,8руб. |
- разнорабочий | 773,6 руб. | 4000руб. / 5,17 = 773,6руб. |
- кладовщик | 1 160,5 руб. | 6 000руб. / 5,17 = 1 160,5руб. |
- водитель | 870,4 руб. | 4 500руб. / 5,17 = 870,4руб. |
- бухгалтер | 1 353,9 руб. | 7 000руб. / 5,17 = 1 353,9 |
5) Транспортные расходы. | 387 руб. | 2 000руб. / 5,17 = 387руб. |
Итого затрат: | 55 191,2 руб. | |
Основные показатели финансовой деятельности (объем продаж 1 200кг) приведены в таблице 9.
Таблица 9 - Основные показатели финансовой деятельности (объем продаж 1200кг)
Показатели | Сумма | Метод расчета |
1) Выручка от реализации | 73 200 руб. | 1 200 × 61 = 73 200 руб. |
2) Себестоимость продукции | 55 191,2 руб. | |
3) Валовая прибыль | 18 008,8 руб. | 73 200 - 55 191,2 = 18 008,8 руб. |
Рассмотрим факторы (особенности товара, производственные ресурсы) которые относятся к внутренней среде фирмы, т.е. руководство предприятия имеет возможность управлять ими.
Следующие факторы, влияющие на выбор канала сбыта, действуют извне.
3) Потребители. В данном случае руководство предприятия воспользовалось следующей стратегией охвата рынка - недифференцированный маркетинг, т.е. решило пренебречь различиями в сегментах и обратилось ко всему рынку сразу с одним предложением - пельмени мясные, сконцентрировав усилия не на том, чем отличаются друг от друга нужды клиентов, а на том, что в них общее.
Предприятие разработало товар, который показался привлекательным возможно большему числу покупателей, полагаясь на метод массового распределения и массовой рекламы.
Пельмени это такой продукт, который пользуется спросом у различных слоев населения, с различным уровнем дохода, отличается хорошими вкусовыми качествами, простотой и быстротой приготовления.
На изготовление пельменей в домашних условиях уходит довольно много времени. ИП Волкова Л.Б. предложил на рынок пельмени, выработанные из продукции только высшего качества, слепленные вручную, не уступающие по своему качеству домашним пельменям, что позволило массовому потребителю получить свой любимый продукт отличного качества по разумной цене, сэкономив при этом массу времени. Проанализировав данный фактор, приходим к выводу, что предприятие создало товар, рассчитанные на самые крупные сегменты рынка.