Файл: Психологияспорта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 678

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   53

59
КОГНИТИВНАЯ ТЕОРИЯ И ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
ло больше, потому что она выглядит выше» и т.д.). При неверном следовании инструкции, экспериментатор также поправлял детей.
Что касается детей, занимавших по результатам проведенных проб промежуточное положение, то половина из них получила ин- струкции аналогичные тем, что получили дети в группе, не проде- монстрировавших сохранение, а половина — инструкции, которые дали детям из группы, продемонстрировавших сохранение.
В третьей части эксперимента каждый ребенок и эксперимен- тальной, и контрольной групп вновь индивидуально тестировался по заданиям Ж. Пиаже. При этом детям экспериментальной груп- пы взрослый предварительно говорил: «Теперь я хочу узнать, как же ты считаешь на самом деле. Больше мы не играем в игру. Скажи, как ты думаешь». В контрольной группе дети просто дважды ре- шали задания на сохранение.
Результаты показали, что в сравнении с контрольной груп- пой, в экспериментальной группе более половины детей, не про- демонстрировавших сохранение и часть детей, занимавших пере- ходное положение, показали результат, соответствующий уровню сохранения. При этом ни один ребенок из подгруппы детей, про- демонстрировавших сохранение, не «спустился» на более низкий уровень. Подобное явление наблюдалось у некоторых детей, за- нимавших промежуточное положение и получивших инструкцию на «не сохранение», однако эти результаты значимо не отличались от результатов, полученных в контрольной группе. Таким образом, было показано, что механизм когнитивного диссонанса оказывает существенное влияние на результаты суждения детей.
Применительно к спортивной психологии, в качестве при- мера действия механизма разрешения когнитивного диссонанса, можно рассмотреть поведение людей, ведущих малоподвижный образ жизни. Известно, что сидячий образ жизни приводит к раз- личным заболеваниям, поэтому люди, придерживающиеся его, как правило, испытывают когнитивный диссонанс: с одной стороны, они признают, что ведут малоподвижный образ жизни, а с дру- гой — что он может привести к нежелательным последствиям для здоровья. Одним из способов выхода из этого противоречия явля- ется изменение собственной изначальной позиции (например, за- нятия спортом), и в этом случае мы можем говорить об изменении установок субъекта.
Теория когнитивного диссонанса может быть успешно при- менена для того

, чтобы прогнозировать вероятность изменения по- ведения человека в подобных ситуациях. Например, известно, что

60
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
при возрастании социального давления на индивида (например, в случае проповедования активного образа жизни) когнитивный диссонанс будет снижаться, и хотя субъект может начать занимать- ся физическими упражнениями, его поведение не будет связано с изменением жизненной позиции, а значит, не будет носить долго- временного характера. Наоборот, когда индивид имеет возмож- ность выбора или он находится в ситуации, когда у него возникает ощущение свободы выбора (заниматься спортом или нет), высокий уровень когнитивного диссонанса приведет к тому, что выбранная альтернатива не только повлечет изменения в поведенческом, но и в ценностно-смысловом аспекте. В этом смысле борьба с малопод- вижным образом жизни, которая ведется с помощью «запугивания» различными заболеваниям, угрожающим малоподвижным людям, как правило, оказывается неудачной, поскольку его приверженцы устраняют когнитивный диссонанс, прибегая к новым знаниям
(например, о том, что выполнение систематических упражнений требует очень больших усилий). Поэтому важно не просто подчер- кивать угрозу физическому здоровью индивида в случае малопод- вижного образа жизни, но и передавать сообщения, разрушающие негативные представления о занятии спортом.
Заметим, что если, например, обратиться к проблеме преодо- ления излишнего веса, то в целом ряде случаев люди от него стра- дающие, не обладают позитивным образом Я. Поэтому утверж- дения типа «излишний вес приводит к заболеваниям» или «люди с излишним весом физически неподвижны (а физическая непод- вижность приводит к заболеваниям)» не создают когнитивного диссонанса, а наоборот, находятся в соответствии с негативной эмоциональной самооценкой индивида. Более того, когда человек с излишним весом начинает заниматься физкультурой, он подверга- ется диссонансу, поскольку «люди с излишним весом не занимают- ся физическими упражнениями». В этом смысле данная проблема успешнее решается тогда, когда в начале у субъекта создается поло- жительный, принимаемый им самим образ своего физического Я и уже потом создается ситуация, провоцирующая возникновение когнитивного диссонанса.
В работе Н.Хатзисарантиса и его коллег приняли участие бо- лее 90 учащихся школ
14
. Эксперимент проводился индивидуаль-
14
Chatzisarantis N., Hagger M., Wang J. An Experimental Test of Cognitive
Dissonance Th eory in the Domain of physical Exercise // Journal of Applied Sport
Psychology. — 2008. — №20.


61
КОГНИТИВНАЯ ТЕОРИЯ И ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
но. Испытуемому демонстрировалось видео, в котором человек на протяжении минуты наступал и соступал со скамьи (подобно упражнениям в степ-аэробике). После этого экспериментатор со- общал о том, что задача испытуемого заключается в том, чтобы практиковать степ со скамьей (стулом) три раза в неделю по 20 минут на протяжении трех недель. При этом испытуемые инфор- мировались о том, что они должны будут носить во время занятий специальное устройство, которое будет фиксировать их физиче- ские усилия (данная процедура была введена для того, чтобы из- бежать обмана со стороны испытуемых). Испытуемые были разде- лены на три группы. Первой группе давалась инструкция свобод- ного выбора: «Теперь Вам нужно принять решение, будете ли Вы заниматься этим. Решать Вам». Второй группе не оставляли права выбора: «Теперь у Вас вообщем-то нет выбора и Вы должны за- ниматься этим как мы и договорились». Как показали результаты исследования, указанное упражнение расценивалось учащимися как «скучное», то есть не желаемое для выполнения, поэтому оно вызывало у испытуемых некомфортное переживание когнитив- ного диссонанса (типа «умные люди не занимаются выполнением скучных заданий»). Было обнаружено, что испытуемые из второй группе, согласившиеся на выполнение задания, изменили к нему свое отношение, в то время как ни один испытуемый из первой группы не сделал этого. Самоотчеты учащихся также продемон- стрировали, что во втором случае уровень изначального диском- форта был значимо выше, чем в первом случае. Таким образом, полученные данные подтверждают теорию когнитивного диссо- нанса: в случае, когда сам субъект несет ответственность за при- нимаемое решение в ситуации фрустрации, он склонен изменять свое отношение в соответствии с выбранной альтернативой; когда же субъект принуждается к выполнению какого-либо решения, его собственные установки по отношению к выполняемым действиям не изменяются.
На наш взгляд, в практике применения когнитивной теории важно обратиться к рационально-эмотивной бихевиоральной терапии, разработанной А. Эллисом. По его мнению, спортсме- ны и любители не достигают высоких результатов в спортивной деятельности или в занятиях физической культурой, потому что навязывают себя неверное мышление, порождающее целый ряд ошибочных установок. Например, если человек убежден, что он не должен избегать физических упражнений, то избегая, он считает


62
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
себя неадекватным. Это порождает утверждение: «Если я не буду заниматься, то буду неадекватным человеком». В результате воз- никает чувство вины, ненависти к себе, что отнюдь не способству- ет занятиям спортом. Согласно подходу А. Эллиса невротическое поведение связано с сознательным удержанием одного, двух или трех абсолютно верных в глазах индивида (но на самом деле оши- бочных) утверждений: «Я должен делать все абсолютно хорошо и должен быть одобряем окружающими, иначе я никчемный чело- век», «Другие люди должны относиться ко мне абсолютно справед- ливо, иначе они плохие», «Условия, в которых я живу, должны быть удобны и не должны требовать от меня делать то, чего я не хочу, иначе жизнь ужасна». Наличие таких утверждений в сознании че- ловека приводит к его низкой устойчивости к фрустрации и, как следствие, к недостаточным усилиям в деятельности.
Как указывает А.Эллис: «Было показано, что когда акцент де- лается на процедуре обретения самоконтроля… это приводит к результатам, которые также хороши и чаще даже значительно луч- ше тех, которые получаются с помощью внешнего воздействия на индивида»
15
. Другими словами, человек должен обрести контроль над своими иррациональными убеждениями. Для этого, например, предлагается подвергать сомнению эти убеждения, постоянно за- давая такие вопросы, как: «Почему это я не справлюсь с этим?»
Или: «Почему это мне нужно внешнее давление, чтобы занимать- ся?» Такие вопросы могут помочь осознать бессодержательность установок и обрести реальные внутренние мотивы занятий.
Вот пример 50-летнего человека, который получил рекоменда- ции от врача к ежедневным занятиям, но пренебрег ими. В резуль- тате через некоторое время его здоровье ухудшилось, но желания заниматься так и не появилось. Тогда, вступив в диспут со своими убеждениями, он сформулировал следующее: «Мне нужно зани- маться регулярно, но нет такого закона, который говорит, что мне нужно это делать. Ничего плохого в том, что я веду себя так глупо нет. Ведь это не значит, что я плохой человек. Хотя у меня не полу- чалось заниматься раньше, я ведь не неудачник. Я могу собраться с силами и начать заниматься. Возможно, это будет последнее, что я сделаю. Ведь если я не буду заниматься, это может быть послед- ним, чего я не сделаю». Подобная работа над иррациональными
15
Ellis A. Th e Sport of Avoiding Sports and Exercise: A Rational Emotive
Behavior Th erapy Perspective // Th e Sport Psychologist. — 1994. — №8. — Р.251.