Файл: Психологияспорта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 682

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

63
КОГНИТИВНАЯ ТЕОРИЯ И ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
установками позволила клиенту перестать ругать себя за избега- ние занятий, повысить тем самым устойчивость к фрустрации и приступить к занятиям.
Не менее продуктивным оказалось использование методы погружения в наиболее неблагоприятные для людей образы. До- вольно часто «оправданием» для избегания занятий выступает страх ошибиться, получить травму, испытать негативную оцен- ку окружающих. Проживая эти ситуации в своем воображении многократно, многие люди понимает, что в подобных ситуациях нет ничего страшного. И даже когда то, чего они опасались, про- исходит на самом деле, они оказываются к ним подготовленными.
Как пишет А.Эллис, во многих случаях люди убеждены, что за- нятие спортом для них по тем или иным причинам теперь будет ужасным. Задача же консультанта состоит в том, чтобы показать, что занятие спортом может приводить к временным стеснениям и беспокойству, но ничего невыносимого в этом нет. Более того, в целом ряде случаев консультант намеренно старается поставить клиента в неприятную для него ситуацию, поскольку ее пережи- вание укрепляет уверенность в себе. Например, один теннисист, получив травму, опасался возвращаться на корт. Оказалось, что он боялся выглядеть плохо в глазах своей девушки. Всего лишь не- сколько принудительных тренировок с ее присутствием позволили игроку принять себя таким, какой он есть, принять его окружение и вернуть уверенность. Также консультант нередко использует юмор, чтобы показать клиентам, какой длинный путь они проде- лали, чтобы избежать физических упражнений, которые приносят массу положительных эмоций.
Применение когнитивной и бихевиоральной теории доста- точно широко обсуждается в рамках изучения работы тренера.
Как известно, тренер проводит со спортсменом продолжитель- ное количество времени, поэтому он, как это следует из теории социального научения, выступает для него в качестве поведен- ческой модели. В последнее время в качестве оптимальной мо- дели эффективности тренеров выступает модель, предложенная
Д.Фельтц и ее коллегами
16
. Понятие самоэффективности было введено в психологию А.Бандурой. По его мнению существуют
16
Feltz D., Chase M., Moritz S., Sullivan P. A Conceptual Model of Coaching
Effi cacy: Preliminary Investigation and Instrument Development // Journal of
Educational Psychology. — 1999. — №4.

64
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
четыре основных источника самоэффективности: выполнение действия (которое проявляется в моделировании, систематиче- ской десенсебилизация или самоинструктировании), викарный опыт (символическое моделирование и непосредственное на- блюдение), вербальное убеждение (убеждение, интерпретация) и эмоциональный подъем (релаксация, символическая десенсе- билизация, отношение)
17
. Под эффективностью тренеров при этом понимается «степень убежденности тренера в своих воз- можностях влиять на обучение и результаты спортсменов. Под результатами спортсменов (помимо результатов выступлений) подразумеваются психологические навыки, ценности и умение работать в команде»
18
. Д.Фельтц и коллеги предложили оценивать эффективность тренеров по следующим основным факторам: уверенность в возможности выполнять роль лидера и трениро- вать спортсменов (стратегическая эффективность); уверенность в возможности изменять психологические состояния и способно- сти спортсменов (мотивационная эффективность); уверенность в возможности диагностировать и развивать технические навыки
(техническая эффективность); уверенность в возможности вли- яния на личностное становление спортсменов (эффективность построения характера). Было продемонстрировано, что тренеры, обладающие высокой эффективностью, имели значимо больше побед, а их игроки были значительно более удовлетворены своей деятельностью в сравнении со спортсменами тренеров, имеющих низкую эффективность. При этом высоко эффективные тренеры больше использовали положительное подкрепление (похвалу и подбадривание), в то время как тренеры с низкой эффективно- стью, в основном, прибегали к инструктированию спортсменов.
Также в исследовании Ф. Салливана и О. Кент
19
было показа- но, что тренеры, которые используют положительную обратную связь со спортсменами (подбадривание и похвала в сравнении с инструктированием и организацией) обладают более высокой уверенностью в собственных способностях.
17
Подробнее см. Bandura A. Self-effi cace: Toward a Unifying Th eory of
Behavioral Change // Psychological Review. — 1977. — №2.
18
Feltz D., Chase M., Moritz S., Sullivan P. A Conceptual Model of Coaching
Effi cacy: Preliminary Investigation and Instrument Development // Journal of
Educational Psychology. — 1999. — №4. — Р.765.
19
Sullivan P., Kent A. Coaching Effi cacy as a Predictor of Leadership Style in
Intercollegiate Athletics // Journal of Applied Sport Psychology. — 2003. — №15.


65
КОГНИТИВНАЯ ТЕОРИЯ И ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
В работе Р. Вайнберга и коллег
20
изучались техники и способы взаимодействия со спортсменами, которые используют тренеры по теннису. Наиболее широко используемыми стратегиями оказались стратегии, которые находятся под контролем тренеров: усиление внутренней речи, вербального убеждения, инструкций, упражне- ний. Наоборот, стратегии, которые в меньшей степени контроли- ровались тренерами, использовались реже: релаксация, идентифи- кация с успешными игроками и др. Это исследование показывает, что несмотря на то, что в спортивной психологии показана целе- сообразность применения моделирования, релаксации и образных средств, тренеры не склонны их использовать.
К. Хени и коллеги
21
в результате организованных занятий в фокус-группах тренеров выявили около 200 типичных «тренер- ских» проблем, то есть проблем, порождаемых поведением самого тренера. В качестве основных проблем выступили: мошенничество
(использование стероидов, нечестных приемов борьбы), дискри- минация (неодинаковое отношение к спортсменам), насилие (сек- суальное или физическое насилие, применяемое к спортсменам), неуважение (проявляемое как к спортсменам, так и к другим тре- нерам), несоблюдение стандартов тренера (забота лишь о победе, а не о состоянии спортсменов; нежелание принимать современ- ный опыт). Заметим, что в 1994 году в Канадской профессиональ- ной ассоциации тренеров был принят этический кодекс тренеров
(аналогичный кодекс в США был принят в 1995 году). Этот кодекс был частично заимствован из кодекса Канадского психологическо- го общества. В нем представлены основные принципы поведения тренера. Например, тренеры должны постоянно пополнять соб- ственные знания о спорте; они не должны причинять вреда спор- тсменам (избегать сексуальных отношений, заботится о здоровье спортсменов) и др.
В проведенном Д. Гоулдом и коллегами
22
опросе приняли уча- стие 153 тренера по теннису в возрасте от 24 до 68 лет и опытом
20
Weinberg R., Grove R., Jackson A. Strategies for Building Self-Effi cacy in
Tennis Players: A Comparative Analysis of Australian and American Coaches // Th e
Sport Psychologist. — 1992. — №6.
21
Haney C., Long B., Howell-Jones G. Coaching as a profession: Ethical concerns // Journal of Applied Sport Psychology. — 1998. — №10.
22
Gould D., Medbery R., Damarjan N., Lauer L.A Survey of Mental Skills
Training Knowledge, Opinions, and Practices of Junior Tennis Coaches // Journal of
Applied Sport Psychology. — 1999. — №11.

66
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
тренерской работы от 1,5 до 45 лет, которые отвечали на вопрос о роли психологии в спорте. Результаты опроса показали, что боль- шая часть тренеров считает, что их ученики испытывают слож- ности в работе над психологическими аспектами игры, а это, в свою очередь, мешает им играть на максимальном уровне своих возможностей. Практически все тренеры отметили, что хотели уделять этому аспекту тренировки больше времени. В качестве основных препятствий на пути этой деятельности отмечались: не- хватка знаний, недостаток соответствующих моделей поведения, нехватка времени и на последнем месте — недостаточный интерес со стороны спортсменов. При этом большая часть опытных тре- неров, в сравнении с молодыми тренерами, отмечали важность психической подготовки спортсменов, необходимость привлече- ния родителей, применение директивного стиля взаимодействия к молодым спортсменам и более демократического к спортсменам опытным.
В интервью журналу «Спортивный психолог» известный аме- риканский тренер по плаванью Дж. Каунсилман
23
говорил о том, что хороший тренер должен, в первую очередь, полагаться на себя, на свой опыт взаимодействия со спортсменом, а не на какие-либо психологические исследования, то есть быть самостоятельным ис- следователем и психологом. В исследовании Т. Хансона и Д. Гоул- да
24
на выборке в 28 тренеров по бегу было показано, что тренеры недостаточно точно оценивают тревожные состояния спортсме- нов. При этом в основном они опираются на изменение в поведе- нии спортсменов: выражение лица, частое посещение туалета и отсутствие отдыха.
В работе Л. Кеноу и Дж. Уильямс
25
члены баскетбольных ко- манд оценивали тревожность тренеров, а те, в свою очередь, оце- нивали тревожность спортсменов. Полученные результаты срав- нивались с самоотчетами спортсменов и тренеров. Оказалось, что если тренеры достаточно точно оценивали тревожность спортсме- нов, то спортсмены существенно переоценивали тревожность тре-
23
Kimiecik J., Gould D. Coaching Psychology: Th e Case of James “Doc”
Counsilman // Th e Sport Psychologist. — 1987. — №1.
24
Hanson T., Gould D. Factors Aff ecting the Ability of Coaches to Estimate
Th eir Athletes’ Trait and State Anxiety Levels // Th e Sport Psychology. — 1988. —
№2.
25
Kenow L., Williams J. relationship Between Anxiety, Self-Confi dence, and
Evaluation of Coaching Behaviors // Th e Sport Psychologist. — 1992. — №6.


1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   53

67
КОГНИТИВНАЯ ТЕОРИЯ И ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
неров. При этом более тревожные спортсмены оценивали трене- ров как более неуверенных в себе.
Н.Хагеман и коллеги
26
исследовали способность тренеров принимать решения с помощью компьютерной симуляции. В сце- нарии испытуемый должен был управлять топливной компани- ей. В течении 20 циклов (20 воображаемых месяцев) испытуемый должен был принимать необходимые решения для повышения уровня дохода компании. При решении задачи испытуемые име- ли возможность управления 12 переменными, однако зависимость между ними не всегда была линейной. Кроме того, в сценарии со- держались скрытые переменные. В исследовании приняли участие
38 тренеров высокого уровня (первой и второй национальной ба- скетбольной лиги) и 48 тренеров из низшей лиги. Результаты по- казали, что тренеры высокого класса имели в среднем 5,42 месяцев прироста капитала, а тренеры низшей лиги — 3,65 месяцев. По- лученные данные говорят в пользу того, что успешные тренеры обладают в целом более высоким уровнем развития познаватель- ных способностей (в частности, способности принятия решений), которые, исходя из логики здравого смысла, имеют не самое ре- шающее значение в спорте.
Особый интерес представляет опыт известных тренеров. В исследовании Д. Гоулда и коллег
27
участвовали 10 тренеров в воз- расте от 47 до 68 лет, имевших суммарное соотношение побед и поражений 1447 к 427 при 15 ничьих. Все тренеры были номи- нантами в программе «Тренер года» по версии Национальной американской футбольной лиги 1995-2000 годов. Проведенное с каждым тренером интервью позволило раскрыть общий для них подход, связанный с соблюдением следующих принципов в работе со спортсменами: отношение к молодым игрокам как к взрослым; тактичное взаимодействие; постановка четких целей и правил по- ведения; необходимость индивидуальной обратной связи; исполь- зование юмора; построение диалога с молодыми тренерами; во- влечение родителей; акцентирование внимания на необходимости обучения (например, использование неизвестных для начинающих игроков слов); воспитание ценностей и обучение жизненным на-
26
Hagemann N., Strauss B., Busch D. Th e complex problem-solving competence of team coaches // Psychology of Sport and Exercise. — 2008. — №9.
27
Gould D., Collins K., Lauer L., Chung Y. Coaching Life Skills through
Football: A Study of Award Winning High School Coaches //Journal of Applied Sport
Psychology. — 2007. — №19.

68
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
выкам (ориентировка игроков в сторону использования их талан- та; избегание слова «победа», а использование вместо этого слова
«достижение»; обучение игроков умению мотивировать себя и партнеров по команде и т.д.).
По мнению Дж. Каунсилмана тренеру необходимо сочетать групповые и индивидуальные методы психологической работы со спортсменами. «Тренер не должен забывать о том, что психология тренерства связана не только с тем, как повысить результаты вы- ступлений спортсменов, но и с тем, как удовлетворить их человече- ские потребности. Им нужна любовь, понимание, ощущение при- надлежности. Если я могу удовлетворить эти потребности, тогда я выполняю свою работу, вне зависимости от соотношения побед и поражений»
28
В своей работе он руководствуется простым законом: необхо- димо повторять положительные эмоции. «Люди, которые трени- ровали меня, когда я был молодым спортсменом, позволяли мне переживать все по-своему. Они не заставляли меня делать лучше, проплыть еще ярд, как это делают современные тренеры и роди- тели. Они делают плавание неприятным, стрессовым опытом для многих ребят»
29
. Поэтому и общение со спортсменами, по мнению
Дж. Каунсилмана, следует начинать с положительных эмоций, а лишь потом говорить о каких-либо ошибках.
Если обратиться к психоанализу, бихевиоризму и когнитив- ным теориям, то можно увидеть, что в их рамках рассматривается такой актуальный для тренеров вопрос как применение поощре- ния и наказания в воспитательном процессе. В процессах наказа- ния различаются два типа стратегий — объектная и субъектная.
Объектная стратегия проявляется в том, что всячески подчеркива- ются объективные свойства результатов действий и объективные свойства санкций, которые будут применены. Субъектная стра- тегия основана на том, что взрослый обращает внимание на лич- ностный аспект совершенного ребенком действия и его санкций.
Более сильное воздействие оказывает вторая стратегия, поэтому ее применение требует очень взвешенного отношения.
28
Kenow L., Williams J. Relationship Between Anxiety, Self-Confi dence, and
Evaluation of Coaching Behaviors // Th e Sport Psychologist. — 1992. — №6. —
Р.355.
29
Kenow L., Williams J. Relationship Between Anxiety, Self-Confi dence, and
Evaluation of Coaching Behaviors // Th e Sport Psychologist. — 1992. — №6. —
Р.352.


69
КОГНИТИВНАЯ ТЕОРИЯ И ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
В качестве правил наказания можно выделить следующие рекомендации. Во-первых, наказание (как и поощрение) должно следовать сразу же за проступком. В этом случае в сознании че- ловека легко устанавливается связь между стимулом и реакцией, и он понимает, какая форма поведения нежелательна. Во-вторых, наказание не должно ограничивать активность, поскольку оно должно устранять неприемлемые формы поведения, но при этом не снижать репертуар положительных форм поведения.
Психологически не допускаются следующие виды наказа- ний. Прежде всего, нельзя использовать физические наказания, поскольку они провоцируют страх, порождают тревогу и пони- жают самооценку. Главная проблема, которая возникает в связи с этим, состоит в том, что если субъект оценивает себя отрицательно
(обычно такая оценка является скорее бессознательной), то он ока- зывается пассивным. Кроме того, у субъекта появляется необхо- димость повышать самооценку, а наиболее доступным способом в этом случае становится агрессивное поведение по отношению к другим, например, более слабым членам команды.
Согласно бихевиористской позиции нежелательно не толь- ко само физическое наказание, но и его угроза. Особенно опасна угроза физического наказания, исходящая от близкого человека — она рождает чувство страха, вины, вызывает обиду, провоциру- ет обман, желание отомстить и ведет к искажению морального поведения. Также негативно влияет повторяющаяся вербальная агрессия, которая проявляется в различных грубых выражениях.
В этом случае также развивается неуверенность, отрицательная самооценка.
Американский психолог Дж. МакКорд
30
специально зани- малась изучением роли наказаний. Она установила, что сильное наказание (которое угрожает непосредственно самому ребенку или затрагивает его интересы) не предотвращает нежелатель- ную форму поведения. Если же наказание оказывается не очень сильным и связано больше с интересами другого человека («Я расстроюсь и уйду»), то оно вероятнее прекратит нежелательное поведение.
Кроме того, продуктивным в качестве метода наказания явля- ется использование возможности самостоятельного исправления
30
Подробнее см. McCord J. Questioning the Value of Punishment // Social
Problems. — 1991. — Vol. 38. — №2(May).— P.167-179.

70
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
последствий. В этом случае человек без принуждения и какого- либо стимулирования приходит к исправлению ситуации, что по- зволяет ему избежать чувства вины.
Как показано в описанных выше исследованиях, поощрение является эффективным способом воздействия на спортсменов, к которому прибегают наиболее успешные, уверенные в себе тре- неры. Известный баскетбольный тренер Дж.Вуден не часто ис- пользовал похвалу в том виде, какой ее привыкли воспринимать спортсмены. Вот как рассказал об этом баскетболист: «Как сту- дент, который совершал множество ошибок во время практики, я получал массу указаний. Я получал информацию, и именно она была мне нужна. На ее основании я мог делать суждения или вно- сить изменения…. Если бы большинство стратегий тренера Ву- дена были бы позитивными («молодец») или негативным («нет, неправильно»), я бы тогда оставался с оценкой, а не со способом решения проблемы. Кроме того, поправки в виде информации не были нападками на меня как на личность. Новая информация на- правлялась на действие, а не на действующего…»
31
. Этот пример показывает большие возможности эффективного применения со- циального моделирования в работе со спортсменами.
Дж.Каунсилман также отмечал, что помимо поощрения и на- казания, необходимо ставить перед спортсменами реалистичные цели. При работе с молодыми ребятами некоторые тренера приво- дят их к выгоранию, потому что обещают то, чего не может быть.
При этом, по мнению Дж.Каунсилмана, можно не вести журналы, записи и т.д., поскольку это отнимает массу времени. Дж.Вуден не уделял во время своих тренировок инструктированию более 20 секунд. Все тренировки были тщательно распланированы по вре- мени и каждая записана на карточках. При этом карточки были и у помощников тренера, что делало процесс тренировки макси- мально насыщенным: игроки ни минуты не стояли без дела. По мнению Дж.Каунсилмана, основная задача спортивного психолога состоит в том, чтобы понять, что такое наилучшее окружение для тренировочного процесса.
Дж.Вуден считал, что во время тренировок наиболее адекват- ный способ инструктирования состоит в так называемом «под-
31
Gallimore R., Th arp R. What a Coach Can Teach a Teacher, 1975-2004: Refl ec- tions and Reanalysis of John Wooden’s Teaching Practices // Th e Sport Psychologist. —
2004. — №18. — Р.128.