ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 681
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
71
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
ходе сэндвича»: сначала тренер показывает правильный способ действия, затем неправильный способ, только что продемонстри- рованный игроком, а после вновь правильный способ.
2.5. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И ТЕОРИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Соревновательная деятельность является одним из видов чело- веческой деятельности, ей в целом свойственны все основные поло- жения общей теории деятельности (Леонтьев А.Н., Выгот ский Л.С.).
Спортивную деятельность, как и любую другую, необходимо рас- сматривать целостно как систему, поскольку она образована из разнородных элементов взаимосвязанных между собой таким об- разом, что только вся эта система элементов в определенных связях и отношениях дает возможность решать задачи и реализовывать деятельность (Н.Ф.Талызина). Избирательность, направленность деятельности определяются различного рода ценностями, целями, установками, потребностями, эмоциями, прошлым опытом чело- века
32
. А.Г.Асмолов отмечает, что психология издавна описывала и изучала зависимость восприятия, представления, мышления от того, «что человеку нужно», — от его потребностей, мотивов, уста- новок, эмоций. Данная зависимость находит прямое отражение в спортивной деятельности — от избирательности восприятия, обу- словленной предшествующим контекстом, до пристрастности от- ражения, обусловленной мотивами личности, то есть до раскрытия личностных смыслов тех или иных событий.
К элементам деятельности как системы относятся: мотив, цель, предмет, ориентировочная основа, операционный состав или состав действий.
В качестве мотива выступает объект, который удовлетворяет какую-либо потребность. Одной потребности недостаточно, что- бы вступить в отношения с миром. Необходим именно мотив, как предмет, в котором потребность опредмечивается: данный предмет начинает выступать в новом качестве, как предмет, способный удо- влетворить потребность. Именно предмет, находящийся вне чело- века, становится мотивом. Деятельность в этом случае связывает, опосредует отношение человека с миром. Мир при этом выступает
32
Асмолов А. Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы не- классической психологии. — М.: Смысл, 2002.
72
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
своей объективной стороной, как содержащий предмет потребно- сти, а человек — субъективной стороной, как тот, кто с пристрасти- ем относится к миру в силу наличия потребностей. А.Н.Леонтьев пишет: «Мы называем деятельностью не процесс. Этим термином мы обозначаем только такие процессы, которые осуществляя то или иное отношение человека к миру, отвечают особой, соответ- ствующей им потребности... мы называем деятельностью процес- сы, которые психологически характеризуются тем, что то, на что направлен данный процесс в целом (его предмет), всегда совпадает с тем объективным, что побуждает субъекта к данной деятельно- сти, то есть мотивом»
33
. Для спортивной деятельности характерно большое разнообразие мотивов. В этой связи спортивному психо- логу важно помочь атлету в определении и осознании их. Работа с мотивационной сферой атлета является одной из основных в прак- тической деятельности спортивного психолога.
В работе Н.Б. Стамбуловой «Психология спортивной карье- ры» отмечается, что мотив определяет выбор человеком жизненно- го пути в целом, в то время как цель отражает намерения человека пройти по данному пути
34
. Если мотивы могут не осознаваться че- ловеком, то цель всегда осознанна. Под целью понимается мыс- ленный образец результата деятельности, которая является «ито- гом мысленной работы, в процессе которой человек пытается в идеальной форме разрешить противоречие между требованиями спортивной деятельности, ее конкретными условиями, с одной стороны, и собственными возможностями, способностями адап- тироваться к этим условиям и требованиям»
35
. В этой связи цель можно рассматривать как регулятор активности, который опреде- ляет выбор средств достижения результата деятельности.
К средствам спортивной деятельности относятся двигатель- ные, умственные, технико-тактические действия (физические упражнения). Совокупность рациональных способов выполнения физических упражнений образует технику определенного вида спорта
36
Способ действий атлета определяется условиями его деятель- ности. С одной стороны выделяют объективные условия — специ-
33
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М., 1972. — С.509-510 34
Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры: Учеб. пособие. —
СПб. — 1999. — С.66-67.
35
Там же.
36
Там же. — С.68.
73
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
фика вида спорта, требования, регламент проведения спортивной деятельности, и субъективные условия, к которым относятся за- датки спортсмена, психофизиологические особенности, его опыт.
Субъективные условия спортивной деятельности формируются в процессе подготовки спортсмена, которая включает в себя теоре- тическую, физическую, технико-тактическую, психологическую тренировку атлета.
В ходе тренировочного процесса у спортсмена вырабатыва- ется индивидуальный стиль деятельности (ИСД) — устойчивая индивидуально-специфическая система психологических средств, приемов, навыков, методов, способов выполнения той или иной деятельности (Е.А. Климов). ИСД позволяет людям с разными психофизиологическими особенностями, типами темперамента, характером (В.Я. Мерлин, Е.А. Климов) достигать равной эффек- тивности при выполнении одной и той же деятельности разными способами, компенсируя при этом индивидуальные особенности, препятствующие достижению успеха. Основной проблемой изуче- ния ИСД является динамика изменения его у разных людей в за- висимости от специфических объективных требований различных видов деятельности. В этой связи спортивному психологу следует оказывать содействие как тренеру, так и спортсменам в помощи формирования адекватного стиля деятельности в выполнении тех или иных упражнений, спортивных приемов, техник уже на ран- ней стадии становления спортивного мастерства.
В работах Е.А. Климова приводятся данные о том, что у одно- го и того же человека индивидуальный состав движений разли- чен в зависимости от выполняемых действий и деятельности.
В наибольшей степени это зависит от свойств нервной системы.
Например, для спортсменов-гимнастов, с подвижностью нерв- ных процессов при подготовительной команде к шагу вперед, характерно отклонение туловища назад. Предположительно оно служит средством предотвращения фальстарта. У гимнастов с инертными нервными процессами это движение не наблюдалось.
Важно отметить, что в процессе научения и тренировки эти раз- личия не сглаживаются, а обостряются. Следовательно, они за- висят не от научения, а от типологических свойств. Усвоение этих типологически обусловленных структур движений сопровожда- ется сглаживанием типологических различий в продуктивности трудовых и спортивных действий. Следовательно, эти структуры
74
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
выполняют компенсирующую функцию, что и является основным признаком ИСД.
Другой аспект индивидуального стиля движения — функци- ональные качественные особенности. Одна и та же средняя ско- рость исполнительного движения при определенной его длине у подвижных испытуемых достигается, благодаря высокой началь- ной величине ускорения (экстренность ускорения) и дальнейшего уменьшения этой величины. У инертных людей та же средняя ско- рость достигается, благодаря равномерному и длительному нарас- танию ускорения. На пример, при выполнении затяжного сальто боком инертные акробаты распределяют усилия и движения так, чтобы по возможности избежать экстренных смен состояний.
Спортсмены заблаговременно входят в группировку, чтобы обе- спечить своевременный выход из нее и приземление. Подвижные атлеты могут позволить себе более продолжительную фазу полета и меньше времени оставить на группировку и приземление, та- ким образом, у инертных актлетов замедление движений компен- сирует трудность перехода от предшествующей серии движений к последующей. Точно так же большее латентное время движений у инертных атлетов компенсируется большей длительностью их ускорения. Компенсаторная функция указанных качественных особенностей движения — один из признаков их отношения к
ИСД. Другой признак заключается в том, что эти движения суще- ствуют не изолированно, а взаимно связаны и образуют целостную структуру, единый симптомокомплекс, в котором были выделены следующие типологические факторы, его составляющие, — им- пульсивность, тревожность и интроверсия.
Проблема изучения движения также являлась центральной для ведущего отечественного психолога Н.А.Бернштейна
37
. Он был од- ним из первых, кто подробно описал кольцевую структуру регуля- ции двигательного акта. Им был сформулирован принцип сен- сорных коррекций, согласно которому для совершения ре ального движения нужно учитывать изменения внешней среды. По мнению
Н.А.Бернштейна, упражнение — это деятельное строительство, по- скольку построение навыка является смысловым цепным действием, в котором важно соблюдать правила его построения. Н.А.Бернштейн выделил следующие уровни построения движения:
37
Бернштейн Н.А. Очерки о физиологии движений и физиологии ак- тивности. — М., 1966.
1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 53
75
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Уровень А — самый низкий и филогенетически самый древ- ний. Он заведует тонусом мышц. Самостоятельно им регули руются непроизвольная дрожь, стук зубами от холода или страха и т.п. На него поступают сигналы от мышечных проприорецепторов, кото- рые сообщают о степени напряжения мышц, а также от органов равновесия.
Уровень В — уровень мышечно-суставных увязок, или уро- вень синергий. На этом уровне перерабатываются в основном сигналы от мышечно-суставных рецепторов, которые сообщают о взаимном положении и движении частей тела. Он берет на себя за- дачу внутренней координации сложных двигательных ансамблей.
К собственным движениям этого уровня относятся потягивания, мимика и другие.
Уровень С — уровень пространственного поля. На него по- ступает информация о внешнем пространстве. На нем строятся движения, приспособленные к пространственным свойствам объ- ектов — к их форме, положению, длине, весу и пр.
Уровень D — уровень предметных действий. Это корковый уровень, который заведует организацией действий с предметами.
К нему относятся все орудийные действия, манипуляции с пред- метами.
Уровень Е — это уровень интеллектуальных двигательных актов, в первую очередь, речевых движений, движений письма, а также движений символической или кодированной речи.
По мнению Н.А. Бернштейна, двигательный навык есть коор- динационная структура, представляющая собой освоенное умение решать тот или иной вид двигательной задачи. Координация дви- жений есть преодоление избыточных степеней свободы движуще- гося органа, то есть превращение его в управляемую систему. Весь процесс построения двигательного навыка целесообразно разбить на два периода. Границей между ними служит завершение факти- ческой разверстки компонентовов строящегося движения по фо- новым уровням и начало освоения последними всей совместной уровневой работы по реализации данного движения. Первый пе- риод включает: 1) установление ведущего уровня, 2) определение двигательного состава движения, 3) выявление адекватных кор- рекций для всех деталей и компонент движения, характера и сте- пени точности, требующихся от этих коррекций, и номенклатуры отвечающих им фоновых уровней, 4) фактическое переключение
76
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
фоновых коррекций в соответствующие низовые уровни, то есть процесс автоматизации.
Ко второму периоду — периоду стабилизации двигательного навыка — относятся: 1) осваивание фоновыми уровнями компо- нент двигательного состава, переключенных в них в порядке ав- томатизации, и срабатывание отдельных фоновых уровней с ве- дущим и между собой; 2) стандартизация двигательного состава и его компонент; 3) стабилизация двигательного акта — укрепление устойчивости его сторон и деталей против сбиваемости.
Отбор юных атлетов в спортивные школы и клубыпроводят по степени сформированности двигательных навыков в спорте
Тренеры, руководители команд стараются предопределить раз- витие и профессиональное становление спортсмена на основании тех или иных особенностей выполнения игровых или спортивных действий. На наш взгляд, такая позиция тренеров является не всег- да оправданной. По мнению Л.С.Выготского любой природный органический дефект — социальное явление и любой природный материал может быть преобразован, стать фундаментом построе- ния полноценного социального индивида. Проблема лишь в том, чтобы найти средство для его преобразования.
Культурно-историческая теория Л.С.Выготского является не- сомненно актуальной для современной психологической науки, в частности, и для психологии спорта. Л.С.Выготский выделял выс- шие психические функции, под которыми понимались сложные формы сознательной психической деятельности, осуществляемые на основе соответствующих мотивов, регулируемые соответствую- щими целями и программами и подчиняющиеся всем закономер- ностям психической деятельности. Они формируются прижизнен- но под влиянием социальных факторов, опосредованы по своему психологическому строению (речью), динамичны по организации и произвольны по своему способу осуществления.
Л.С.Выготский писал, что для управления своими психиче- скими функциями, человеку нужно их осознавать. Если нет их представленности в психике, то нужен процесс экстериоризации, процесс создания внешних средств. По этому принципу проис- ходит процесс коррекции и формирования не только своего по- ведения профессионалами различных специальностей, в том числе и спортсменов, но и саморегуляция функционального состояния человека. Например, посредством биологической обратной связи
77
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
осуществляется прием управления натуральными функциями — биоритмами мозга человека.
Л.С.Выготский заложил основу понимания социально- психологической природы человека и среды, в которой он развива- ется. Это направление в дальнейшем получило название экологи- ческой психологии. Ярким представителем экологического подхо- да является У.Бронфенбреннер. В построении своей концепции он опирался на идеи Л.С.Выготского (в первую очередь, на его тезис о социальном происхождении высших психических функций и о ро- ли социальной ситуации развития в их становлении). Анализируя социальную ситуацию развития, У.Бронфенбреннер подчеркивал три ее наиболее важных составляющих: деятельность человека, социальные роли, с которыми он сталкивается и межличностные отношения, в которые он вступает.
У.Бронфенбреннер определил экологический подход как
«научное изучение прогрессивного взаимного приспособления на протяжении всей жизни активного, развивающегося челове- ческого существа и изменяющихся свойств непосредственного окружения, в котором живет человек... этот процесс подвержен влиянию взаимоотношений в рамках данного окружения, а также со стороны более широкого контекста, в который это окружение включено»
38
. Следует обратить внимание на то, что субъект, соглас- но приведенному определению, активно формирует собственное развитие. Между субъектом и социальной средой существуют от- ношения обратимости — окружение влияет на субъекта и само изменяется в ходе взаимодействия с ним.
Говоря об экологическом окружении человека, то, по мнению
У.Бронфенбреннера, оно представляет собой систему встроенных друг в друга структур подобно матрешкам. В качестве исходной матрешки можно рассматривать микросистему. «Микросисте- ма — это паттерн деятельностей, ролей и межличностных взаи- модействий, переживаемых развивающимся человеком в данном окружении с конкретным набором физических характеристик и присутствием людей, которые обладают собственным темперамен- том, личностью и убеждениями»
39
. Здесь важно заметить, что речь идет не просто об объективном окружении, а о специфике пере-
38
Bronfenbrenner U. Ecological systems theory // Annals of Child Deve lop- ment. — 1989. — №6. — Р.188.
39
Bronfenbrenner U. Ecological systems theory // Annals of Child Develop- ment. — 1989. — №6. — Р.227.