ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 684
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
78
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
живания его субъектом. Другими словами, они должны об ладать для него значением. Микросистемой человека может быть его семья. Иллюстрацией влияния микросистемы может выступить проведенное изучение поведения детей родителей, переживших
Великую депрессию в США. Став взрослыми, эти дети были бес- покойными родителями, имевшими сложности в личной жизни.
Более того, даже дети их детей имели ярко выраженные трудности в поведении. Важно подчеркнуть, что речь идет не о наследовании темперамента, а о переживании конкретных обстоятельств в весь- ма сложной экономической ситуации.
Мезосистема, по мнению У.Бронфенбреннера, состоит из связей между несколькими окружениями (микросистемами), в которых находится человек (например, дом и школа или дом и работа). Применительно к спортивной психологии команда традиционно рассматривается как микросистема. Однако це- лый ряд исследований показывает, что физическая активность и успешность спортивной карьеры зависят от взаимоотношений молодых спортсменов с родителями. Родители оказывают столь сильное влияние на молодых спортсменов, поскольку именно они вовлекают ребенка в спорт, обучают первым спортивным навы- кам, вкладывают деньги, время и эмоции в карьеру ребенка. Фак- тически именно родитель выступает в роли значимого другого, начиная со среднего дошкольного возраста, и определяет сферу интересов ребенка
40
В отличие от мезосистемы, экзосистема содержит связи между окружениями, хотя бы в одном из которых субъект не находится, но события, происходящие в нем, оказывают влияние на окруже- ние, в котором развивается субъект. Например, для молодого спор- тсмена это может быть работа родителей — если она находится далеко, то они не смогут часто поддерживать его.
Макросистема состоит из переплетения микро-, мезо- и экзо- систем в рамках данной культуры, субкультуры или иного более широкого контекста, связанного с возможностями развития, жиз- ненными стилями, источниками развития (в качестве макросисем могут выступить социальный класс, этнические или религиозные группы, сообщества — то есть те социальные структуры, которые обладают общими вышеперечисленными свойствами: особыми
40
Веракса А.Н. Особенности отношений межличностной значимости в дошкольном возрасте // Психология отношений межличностной значимости.
М.Ю.Кондратьев, Ю.М.Кондратьев. — М.: ПЕР СЭ, 2006.
79
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
жизненными стилями, экономическими источниками, системой взглядов и убеждений и т.д.).
Р.Уильямс и его коллеги
41
обратились к такой острой пробле- ме в спорте, как злоупотребление алкоголем среди спортсменов.
Ежегодно с 1970 по 2005 год в США от злоупотребления алкоголем погибал один университетский спортсмен. По данным различных исследователей спортсмены в университете чаще злоупотребляют алкоголем, чем обычные студенты (примерно 28% против 14%).
При этом спортсмены чаще испытывают последствия употребле- ния алкоголя, как например, вождение автомобиля в нетрезвом виде или проявление агрессивного поведения под влиянием ал- коголя.
Для того, чтобы эффективно бороться с подобной тенденци- ей, авторы прибегают к экологическому подходу, используя все уровни экологической ниши спортсменов. Так, на уровне индивида необходимо информировать спортсменов о влиянии алкоголя на спортивную деятельность. По данным исследования Националь- ной университетской ассоциации спортсменов США, проведенно- го в 2006 году, 60% спортсменов убеждены в том, что употребление алкоголя не влияет на их профессиональные результаты.
На уровне мезосистемы необходимо обратиться к групповым нормам взаимодействия со сверстниками. Как показали исследо- вания, более 70% студентов переоценивают степень употребления алкоголя университетскими сверстниками. Между тем восприятие норм употребления алкоголя является одним из наиболее сильных предикторов употребления алкоголя.
Исходя из логики здравого смысла, спортсмены должны сле- дить за своим физическим состоянием, а потому в сравнении с обычными сверстниками должны быть более внимательны к сво- ему здоровью. Авторы работы считают, что в качестве одной из причин употребления алкоголя выступает культурно обусловлен- ная связь: многие спортивные мероприятия сопровождаются упо- треблением алкоголя; алкоголь также занимает лидирующее место в маркетинговых спортивных кампаниях. В связи с этим на уровне макросистемы необходимо не просто описание позиции админи- страции в отношении приема алкоголя спортсменами, но и четкое обозначение правил, санкций и иных последствий.
41
Williams R., Perko M., Belcher D., Leaver-Dunn D., Usdan S., Leeper J. Use of social ecology model to address alcohol use among college athletes // American
Journal of Health Studies. — 2006. — №4.
80
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Как отмечал У.Бронфенбреннер, в психологической науке мы сталкиваемся с большим количеством исследований «странного поведения в странных ситуациях со странными взрослыми в са- мые короткие промежутки времени»
42
, когда доминирует либо ла- бораторный эксперимент, либо метод опросников, а метод наблю- дения в естественных условиях становится невостребованным. В то же время продуктивность экологического подхода к изучению деятельности спортсменов оказывается весьма высокой. Так, в ис- следовании начинающих фигуристов (9-10 лет) Т. Рыбы
43
исполь- зовался феноменологический метод интервью. По мнению Т. Ры- бы, не следует принижать значение собственного опыта ребенка за переживания в фигурном катании. Оказалось, что причины удо- вольствия от фигурного катания у детей были самыми разными.
Для кого-то на первый план выходило ощущение собственного те- ла (в этом смысле особенно ярко переживались детьми прыжки); кто-то получал удовольствие от демонстрации другим успешного выполнения действий; некоторые дети получали удовольствие от интерпретации музыки, под которую происходило катание и др.
Таким образом, можно констатировать, что в отечественной психологической науке, разрабатываемой в течение уже не одного столетия, заложен огромный потенциал. Работы Л.С. Выготского,
С.Л. Рубинштейна, А.Р. Лурия, Н.А. Бернштейна, П.Я. Гальперина,
А.В. Запорожца и других представителей культурно-исторической психологии и психологии деятельности служат фундаментом ре- шения не только теоретических, но и практических задач, стоящих перед современной психологией спорта.
42
Bronfenbrenner U. Th e Ecology of Human Development. — Cambridge,
1979. — Р.19.
43
Ryba T.V. Researching children in sport: methodological refl ections // Journal of Applied Sport Psychology. — 2008. — №20.
81
СПОРТ И ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ
*
Г л а в а 3
Психические расстройства составляют около 30% от обще- го числа заболеваний, не ведущих к летальному исходу, причем самые распространенные заболевания, такие, как депрессия, тре- вожные расстройства и химические аддикции затрагивают до 18% населения. Эти расстройства более всего распространены среди молодежи. Одна из главных причин этого заключается в том, что, несмотря на существование достаточно эффективных средств ле- чения, молодые люди в меньшей степени склонны обращаться за профессиональной помощью. Тот факт, что профессиональные спортсмены, с одной стороны, в большинстве своем являются мо- лодыми людьми, а с другой стороны то, что среди элитных спор- тсменов проблемы психики склонны рассматриваться как не стоя- щие внимания, ведет к почти полному игнорированию попыток лечения в случаях психического неблагополучия
1
Несмотря на наличие многочисленных работ, раскрывающих положительную связь между физическими упражнениями и пси- хическим здоровьем
2
, распространенность и специфика психи- ческих расстройств среди спортсменов до сих пор достоверно не установлена. По различным оценкам 10-15% профессиональных спорт сменов имеют те или иные психические проблемы, вклю- чая серьезные психические заболевания такие, как биполярное аф фективное и иные расстройства психотического спектра
3
. Ес- ли в 1952 году непосредственно перед началом первой для СССР
* Данный раздел написан при участии аспиранта ВНИИФК К.С.Смир но ва.
1
Schwenk T.L. Th e stigmatisation and denial of mental illness in athletes // Br
J Sports Med. — 2000. — №34. — P.4-5.
2
Landers D.M. Th e Infl uence of Exercise on Mental Health // Series 2, Number
12, PCPFS Research Digest; Gleser J., & Mendelberg H. Exercise and sport in mental health: A review of the literature // Israel Journal of Psychiatry and Related Sciences,
1990. — №27. — P.99—112; Kelley G., Tran Z.V. Aerobic exercise and normotensive adults: A meta-analysis. // Medicine and Science in Sports and Exercise, 1995. —
№27(10). — P.1371-1377; Shephard R.J. What is the optimal type of physical activity to enhance health? // Br. J. Sports Med. — 1997. — №31. — P.277-284.
3
Moran M. More Athletes Sprint To Sport Psychiatrists // Psychiatric News.
April 4. — 2003. — Vol.38 — №7. — P.32
82
ГЛАВА 3. СПОРТ И ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ
Олимпиады в Хельсинки среди советских олимпийцев было 8,4% с теми или иными функциональными отклонениями в нервно- психической сфере, то в 1960 году перед Олимпиадой в Риме та- ких спортсменов стало уже 14,8%. Обследование участников ряда сборных команд страны, проведенное в 1991 году, задолго до на- чала соревнований, показало, что у 47% есть симптомы нервно- психического неблагополучия
4
Распространенность и специфичность протекания психиче- ских заболеваний у спортсменов послужили почвой для разви- тия особого направления в спортивной медицине — спортивной психи атрии. Эволюция спортивной психиатрии началась с разра- ботки когнитивных и поведенческих методов улучшения спортив- ных результатов. Однако к настоящему времени область проблем, разра батываемых спортивными психиатрами, значительно расши- рилась и сегодня включает в себя и лечение психических болезней атлетов
5
Особого внимания заслуживают разрушительные патологи- ческие тенденции, распространяющиеся среди спортсменов. По мнению многих специалистов, в области медицины современный
«спорт высших достижений» все больше выходит за рамки пределов возможностей человеческого организма. Вот как описывает свой опыт работы во время Олимпийских игр 1988 года Р.Нидеффер:
«Я провел много времени, помогая спортсменам и тренерам спра- виться с давлением, созданным спонсорами, агентами и репорте- рами. Тренерам угрожали судебными делами и крушением карье- ры. Все — личные тренеры, агенты атлетов, официальные лица, репортеры и политики — старались указывать, что и кому делать.
И в центре этого находились спортсмены… Мы чувствовали зна- чительное увеличение уровня психопатологий в сравнении с Игра- ми 1984 года. Я видел более высокий уровень враждебности и вы- сокий уровень недоверия… Мы видели атлетов, у которых были галлюцинации, атлетов, которые хотели совершить суицид или убийство…»
6
Последствия чрезмерных нагрузок, выведение организма че- ловека и его психики на критические режимы функционирования,
4
Алексеев А. Психические дисгармонии // sportspravka.com
5
Begel D., Burton R.W. Sport Psychiatry: Th eory And Practice // Book News,
Inc. — 1999.
6
Nideff er R. Psychological Services for the U.S. Track and Field Team // Th e
Sport Psychologist. — 1989. — №3. — Р.355-356.
1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 ... 53
83
СПОРТ И ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ
нередко приводят к неоправданному травматизму спортсменов, иногда к инвалидности, а в отдельных случаях — и к трагическо- му смертельному исходу. Так успех в 1970-х российской гимнаст- ки Ольги Корбут, отличавшейся миниатюрными размерами тела, породил мнение об обязательной связи между маленьким ростом и успехом в гимнастике. Тренеры, замечая малейшие изменения в форме спортсменок, часто связанные с половым созреванием, за- ставляли своих подопечных терять вес, что для многих спортсменок послужило причиной нарушения менструального цикла, а некото- рых привело к летальному исходу, вызванному анорексией. Внима- ние спортивных психиатров к данной проблеме, в частности, ста- тья «Физические и эмоциональные проблемы элитных гимнасток», способствовало увеличению минимального допустимого возраста для выступления на Олимпийских Играх с 15 до 16 лет
7
Остро также стоит проблема жестокости, особенно в таких видах спорта, как футбол и хоккей. Так, наряду с развитием со- временного профессионального спорта, все чаще говорят о его дегуманизации, о предательстве в спорте самых элементарных гуманистических принципов и ценностей, о проявлении жесто- кого поведения в спортивных поединках
8
. Коммерциализация и политическая подоплека соревнований часто способствуют не- спортивному поведению, стремлению к победе любой ценой. Под- стегиваемые СМИ и косвенным образом поощряемые проявления агрессии закрепляются в форме устойчивых паттернов поведения и порой являются причиной асоциального поведения спортсменов в повседневной жизни.
В обществе, которое обожествляет мускулистость и все реже характеризуется как «чувствительное» и «прогрессивное», психи- ческие заболевания остаются связанными с высоким риском стиг- матизации и в большинстве случаев не распознаются на ранних стадиях. «Вывихнул ли ты колено, совершил преступление или провалил допинг-тест — команда всячески поддержит тебя и по- может вернуться в большой спорт, однако стоит тебе пожаловаться на психическую травму, это сразу же резко ухудшит отношение к
7
Tofl er I., Morse E.D., Miller M.D. Th e Interface between sport psychiatry and sports medicine // Saunders (Philadelphia). — 2005.
8
Пристинский В.Н., Курысько Н.А., Пристинская Т.Н., Нотченко В.Д.