Файл: Психологияспорта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 687

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
91
СПОРТ КАК МЕТОД ЛЕЧЕНИЯ
Эндорфиновая модель предполагает, что психологические эф- фекты от физических упражнений, в частности эйфория, вызваны высвобождением и последующим связыванием эндогенных опиа- тов. Эта гипотеза основана на данных, полученных при анализе концентрации опиатов в мозговых рецепторах мышей после при- нудительной физической нагрузки. Было продемонстрировано, что мыши могут стать «плавательными наркоманами», если их ре- гулярно вынуждать плавать. Прямое исследование концентрации данных веществ в мозге почти невозможно, в первую очередь, с этической точки зрения, поэтому их содержание в крови исследу- ется за пределами гемато-энцефалического барьера. Тем не менее, сообщалось о наличии позитивной связи между концентрацией эндорфинов и физической нагрузкой, что выражалось в улучше- нии аффективного состояния. Однако в ряде исследований утверж- дается, что упражнения не могут каким-либо образом изменять пропускную способность по отношению к эндорфинам гемато- энцефалического барьера, поэтому возможно говорить только об их содержании в крови вне мозга и, поскольку ГЭБ препятствует попаданию опиатов в мозг, проверка эндорфиновой модели весьма затруднена. Несмотря на малое количество доказательств, эта мо- дель востребована и пользуется большой популярностью.
Популярны также объяснения, связанные с уровнем самоо- ценки и степенью мастерства. В данных моделях утверждается, что физическая активность улучшает физические способности, что по- ложительно сказывается на самоотношении и ведет к повышению самооценки. В частности, это выражается в том, что люди с вы- сокой самооценкой гордятся своими телами, и это способствует продолжению тренировок. Регулярные занятия спортом, в свою очередь, приводят к дальнейшему улучшению внешнего вида, спо- собствующему поддержанию высокого уровня самооценки. Уяз- вимым для критики в данной гипотезе является предположение о том, что за физическими упражнениями обязательно следует про- приоцептивная обратная связь, свидетельствующая о позитивных изменениях физического состояния, и приводящая впоследствии к улучшению психологического состояния. Но в ряде случаев это не находит подтверждения.
Гипотеза отвлечения внимания также является популярной при объяснении положительного влияния занятий спортом на психическое здоровье. Сформулированная как результ сравне- ния
эффективности техник медитации, релаксации и физических

92
ГЛАВА 3. СПОРТ И ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ
упражнений при лечении тревожных пациентов, она утверждает, что физическая активность может служить в качестве деятельно- сти, отвлекающей внимание от стрессирующих стимулов и эмо- ций
25
Сейчас также проводятся исследования влияния физических упражнений на активность мозга. Об этом подробно написано в соответствующем разделе главы спортивной психофизиологии.
Возможно, эти исследования будут способны прояснить механиз- мы положительного влияния физической нагрузки на психическое состояние человека.
3.2. ПАТОПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО СПОРТА
Спортсмены детского возраста все чаще попадают во внима- ние спортивных психологов и психиатров. Отмечается, что исто- рически психиатры не занимались особенностями развития детей- спортсменов. Основным предметом изучения всегда были физи- ческие и моторные аспекты развития взрослых спортсменов. Но зачастую именно невключение в команду и падение самооценки, оказывают решающее влияние на дальнейшую судьбу в спорте
26
В последнее время у многих специалистов стало вызывать беспокойство появление негативного явления, связанного с не- обоснованно ранним выбором «узкой» спортивной специали- зации. Все чаще в спорт высших достижений тренеры стали во- влекать слишком молодых людей и детей. Спортивные специа- листы признают пагубное влияние такого раннего вовлечения с этической, физиологической и воспитательной точек зрения
27
Незаменимость и необходимость двигательной активности для жизнедеятельности ребенка не вызывают сомнений, но при этом важно помнить о том, что существует ее оптимум для каждого возраста. Двигательная активность ниже оптимума ведет к за-
25
Daley A.J. Exercise therapy and mental health in clinical populations: is exercise therapy a worthwhile intervention? // Advances in Psychiatric Treatment,
2002, 8, 262-270; Landers D.M. Th e Infl uence of Exercise on Mental Health // Series
2, Number 12, PCPFS Research Digest, 1996.
26
Begel D., Burton R.W. Sport Psychiatry: Th eory And Practice // Book News,
Inc. 1999 27
Пристинский В.Н., Курысько Н.А., Пристинская Т.Н., Нотченко В.Д.
Гуманистические ценности физической культуры и спорта как средство фор- ми рования нравственной эстетической культуры человека // Славянский го- сударственный педагогический университет, ноябрь 2008.

93
ПАТОПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО СПОРТА
держке роста и развития, а также к снижению рабочих и адап- тивных возможностей развивающегося организма, а выраженная гипокинезия — к изменениям, которые относятся к предпатоло- гическим и патологическим состояниям. В то же время чрезмер- ная подвижность (спортивная гиперкинезия) может привезти к возникновению специфического комплекса функциональных на- рушений и клинических изменений, в первую очередь, со сторо- ны центральной нервной системы, нейрорегуляторного аппарата, сердечно-сосудистой, эндокринной и иммунной систем, что тре- бует прекращения спортивных тренировок и оказания серьезной медицинской помощи.
Для достижения результатов мирового уровня современно- му спортсмену нужно превратить себя в тренировочную машину, которая проводит две-три тренировки в день, служа результа- там и предельно сокращая любую другую деятельность — уче- бу, работу, творчество, семью. Сегодняшние результаты во всех спортивных видах так выросли, что достигнуть уровня высших достижений смогут только спортсмены, которые узко специали- зировались в самом раннем возрасте. Ообенно это касается игро- вых видов спорта.
Для некоторых видов спорта (например, гимнастика) воз- раст 20 лет уже близок к ветеранскому. Несмотря на увеличение спортивного долголетия, реальное повышение результатов пос- ле 30 лет возможно лишь в видах спорта, требующих, в первую очередь, выносливости. Существует некая конс танта, постоянная величина различного стажа тренировки в разных видах спорта, обусловленная биологическими законами развития двигательных качеств человека в онтогенезе, различными сроками специализа- ции и возрастным диапазоном максимальных достижений в раз- ных видах физических упражнений. Для гимнас тики, плавания, фехтования, фигурного катания, тенниса оптимальный возраст начала занятий — 7-9 лет; для баскетбола, батута, лыжного и па- русного спорта — 9-11 лет; для борьбы, водного пола, волейбо- ла, академической гребли, конькобежного спорта, легкой атлетики, прыжков в воду, современного пятиборья, футбола, хоккея — 10-
11 лет; для санного спорта, пулевой стрельбы, стрельбы из лука, гребли на байдарках и каноэ — 11-12 лет; для велосипедного спор- та, бокса — 12-13 лет.
Специализация (учебно-тренировочные занятия) начинается после начальной подготовки с 8 до 15 лет, в зависимости от вида


94
ГЛАВА 3. СПОРТ И ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ
спорта. Самая ранняя специализация — в плавании — с 8 лет; гим- настике, теннисе, фигурном катании — с 9 лет. Самая поздняя — в боксе, велоспорте, тяжелой атлетике — с 14 лет
28
Помимо негативного влияния ранней специализации внима- ние специалистов привлекают особые патологические паттерны поведения, формирующиеся как у самого молодого спортсмена, так и у его окружения. При характеристике личности молодого атлета, отмечается крайне сильная зависимость его самооценки от успеха или неуспеха на арене соревнований. Являясь едва ли не единственным и уж точно ведущим и доминирующим видом дея- тельности, в которую оказывается вовлечен ребенок, спортивная деятельность формирует особую ценностную структуру лично- сти, когда каждая неудача становится значимым ударом по пред- ставлению молодого спортсмена о себе как о личности в спорте.
Дальнейшего исследования требуют такие актуальные проблемы, как жестокость и агрессия в детском спорте, а также изучение про- текания у детей-спортсменов состояний психики, близких к пато- логическим, но широко распространенным среди детей, таким, как страхи, тревога и иные эмоциональные проблемы, а также явления ретардации и акселерации.
Говоря о патологических паттернах в поведении людей, окру- жающих молодого спортсмена, необходимо остановиться на так называемом «достижении через посредника» — синдроме, охва- тывающем широкий спектр поведения родителей и тренеров, на- чиная с нормальной гордости и заканчивая эксплуатацией и же- стокостью
29
. Являясь объектом, с помощью которого родители и тренеры реализуют свои амбиции, выраженные во фразе одного тренера «я не могу упустить свой шанс вырастить великого спор- тсмена», дети несут на себе бремя ответственности перед своим окружением и постоянно подвергаются стрессу, вызванному ис- кусственной ситуацией развития, который характеризуется жест- кими ограничениями в тех видах деятельности, которые являются основными для ребенка, а именно: игра, коммуникативная и об- разовательная деятельность.
28
Поляков С., Корнеева И. Не для рекордов, а ради здоровья // Ме ди- цинская газета. — 2004. — №13.
29
Tofl er I., Krener Knapp P., Larden M., Achievement by Proxy Distortion in Sports: A Distorted Mentoring of High-Achieving Youth. Historical Perspectives and Clinical Intervention with Children, Adolescents, and their Families // Clinics in
Sports Medicine. — 2005. — Vol.24(4). October.


95
ДЕПРЕССИИ В СПОРТЕ
3.3. ДЕПРЕССИИ В СПОРТЕ
Как уже отмечалось, депрессии весьма распространены в ро- фессиональном спорте, и потому мы остановимся на них более подробно. Депрéссия — это психическое расстройство, характе- ризующееся депрессивной триадой: снижением настроения, утра- той способности переживать радость (ангедония), нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и т.д.) и двигательной заторможенностью. При депрессии снижена самооценка, наблюдается потеря интереса к жизни и привычной деятельности. При длительном течении вре- мени (свыше четырех-шести месяцев) депрессия рассматривается как психическое заболевание. В настоящее время именно депрес- сия — наиболее распространенное психическое расстройство. Ею страдает 10 % населения в возрасте старше 40 лет. Из них 2 /3 — женщины. Среди лиц старше 65 лет депрессия встречается в три раза чаще
30
До сих пор распространено неадекватное представление об этом заболевании, несмотря на значительные изменения в пони- мании этого психологического состояния, произошедшие, благо- даря просветительской работе. Если в 1991 году 38% американцев считали, что депрессия является серьезным заболеванием, а не
«периодом плохого настроения, который можно по желанию пре- кратить в любой момент», то в 2001 так считали уже 55%. Тем не менее, опрос, проведенный в 1999 году среди чернокожих амери- канцев, показал, что 63% рассматривают депрессию как слабость характера. Каждый шестой человек имеет хотя бы один депрессив- ный эпизод за свою жизнь.
До сих пор нет официальной статистики распространенно- сти депрессии среди спортсменов. Однако женщины-спортсмены также гораздо чаще, чем мужчины, заявляют о том, что имели де- прессивные эпизоды. В большинстве случаев депрессия связана с физической травмой в случае замедленного или затрудненного восстановления.
Существует мнение, что число лиц, страдающих от психиче- ских заболеваний, должно быть ниже среди спортсменов, посколь- ку профессиональный спорт является своеобразным способом се- лекции слабых и нездоровых. Однако часто депрессия, проявляю-
30
Katon W., & Schulberg H. Epidemiology of depression in primary care //
General Hospital Psychiatry. — 1992. — №14. — P.237-247.

96
ГЛАВА 3. СПОРТ И ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ
щаяся обычно после двадцати лет, затрагивает спортсменов, уже достигших спортивных высот. Также бытует мнение, что сами по себе занятия спортом должны препятствовать развитию депрес- сии. Тем не менее, в исследованиях, направленных на изучение влияния занятий спортом на состояние депрессивных больных, физические упражнения почти никогда не были единственным средством лечения. Психиатры утверждают, что любой человек, перенесший депрессию, скажет вам, что пробежка — это едва ли не самое последнее, что может принести облегчение в данном со- стоянии, при условии, что она вообще может быть совершена. Уже отмечавшийся выше высокий уровень отрицания психических проблем среди спортсменов затрудняет раннюю диагностику и лечение депрессии. Еще одним фактором, зачастую усугубляю- щим течение психического заболевания у спортсмена, является то, что подающим надежды в спорте молодым людям «многое про- щается»: и странности, и отклонения в поведении, неприемлемые для любого другого. Все это списывается за счет особенности и талантливости спортсмена, что препятствует своевременному об- ращению за помощью.
3.4. ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ
НАРУШЕНИЯ СПОРТСМЕНОВ
Сфера психосоматических расстройств спортсменов пред- ставляет собой совершенно особое и разработанное в недоста- точной степени поле исследования. Особенности формирования образа тела спортсменов, необыкновенная ценность здоровья, особое отношение к травме, совершенство в овладении тем или иным специфическим моторным навыком, часто измененные бо- левые пороги и общая чувствительность — эти и множество дру- гих причин влияют на взаимоотношения в сфере психосоматики.
Они характерны для каждого вида спорта. Выявление внутрилич- ностых полигональных психосоматических и соматопсихических взаимоотношений у спортсменов — сложнейшая проблема в со- временной науке о спорте, лежащая на стыке психологии, биоло- гии, медицины и педагогики. Одним из конфликтных проявлений вышеуказанных взаимоотношений является психотравматиза- ция. В целом, исследования демонстрируют большую озабочен- ность спортсменов своим соматическим состоянием, более высо-


97
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ СПОРТСМЕНОВ
кие показатели ипохондричности, при этом более выраженную склонность отрицать влияние стресса на себя
31
В первую очередь, мы хотели остановиться на проблеме пере- тренированности спортсменов. Общепринятым среди ученых, за- нимающихся проблемой спорта, тренеров и спортсменов является положение, что успех в видах на выносливость требует постоян- ного прироста тренировочных нагрузок и, вместе с тем, перетре- нированность является фактором, препятствующим достижению пиковой формы. Установлено, что перетренированность может вызывать переутомление и истощение. Так у 64% элитных бегунов на длинные дистанции женского пола и 66% мужского подобное состояние наблюдалось хотя бы раз на протяжении спортивной карьеры
32
. Восстановление после интенсивной тренировки, вызы- вающей нормальное утомление, как правило, занимает 12-24 часа.
Однако иногда спортсменам оказывается недостаточно ночного сна и последующего дня отдыха для восстановления. Спортсмен может достичь точки, после который становится невозможным за- вершение одного или нескольких тренировочных микроциклов.
Причиной этого является хроническое утомление. Тренеры и уче- ные из США, занимающиеся исследованием спорта, использовали термин «staleness» для описания подобного состояния, в то вре- мя как в европейских работах на эту тему использовался термин
«overtraining». Различие в значении этих терминов определяется тем, что истощение (staleness) скорее характеризует результат, а перетренированность (overtraining) — процесс
33
Термины «выгорание», «истощение», «синдром хронического утомления» и «перетренированность» в литературе употребляют- ся для описания сходных состояний. Синдром перетренирован- ности может рассматриваться в двух ключах:
Не проходящее состояние утомления и падения спортивных результатов, следующее за периодом интенсивных тренировок или соревнований и длящееся, по меньшей мере, две недели. Для уста- новления диагноза необходимо исключить возможность какой-
31
Currie A., Potts S.G., Donovan W., Blackwood D. Illness behaviour in elite middle and long distance runners // Br. J. Sports Med. —1999. — №33. — P.19-21.
32
Morgan W.P., Brown D.R., Raglin J.S., O’Connor P.J., Ellickson K.A. Psycho- logical monitoring of overtraining and staleness // Br. J. Sports Med. — 1987. —
№21. — P.107-114.
33
Budgett R. Overtraining syndrome // Br. J. Sports Med. — 1990. — №24. —
P.231-236.

98
ГЛАВА 3. СПОРТ И ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ
либо физической патологии. Стресс, возникающий в результате нагрузок, рассматривается как основной фактор в этиологии.
Спортсмены, постоянно страдающие от вирусных инфекций в течение периодов интенсивных тренировок или соревнований, могут быть перетренированы, что и вызывает пониженную сопро- тивляемость организма инфекциям.
Выгорание и истощение обычно имеют то же значение, что и синдром перетренированности в первом значении.
Клиническая картина синдрома перетренированности вы- глядит следующим образом: спортсмены чувствуют утомление, снижение результатов и не могут восстановиться после макси- мальной нагрузки за двое суток или после двух недель трениро- вок с уменьшенной нагрузкой. Обладая высокой мотивацией до- стижения, спортсмены, как правило, в ответ на ухудшение формы начинают тренироваться больше, что приводит к еще большему ухудшению результатов. Часто картина выглядит иначе: интенсив- ные тренировки в течение двух-трех месяцев позволяют достичь оптимальной формы, но после этого спортсмен заболевает вирус- ной инфекцией (ОРЗ, ОРВИ), которая приводит к потере формы.
Поскольку достижение оптимальной формы планируется к важ- ным соревнованиям, итоговым результатом перетренированности становится пропуск соревнования или неудовлетворительный ре- зультат. После недельного отдыха спортсмен опять приступает к тренировкам, но достижение высокой спортивной формы опять сопровождается заболеванием
34
Симптомами синдрома перетренированности являются по- стоянное ощущение утомления, также и во время отдыха, чувство беспомощности, потеря интереса к достижению высоких результа- тов, эмоциональная лабильность и снижение либидо. Около 90% атлетов отмечают повышенную тревожность, признаки депрессии и нарушения сна: затрудненность засыпания, кошмары и даже лу- натизм, 70% — раздражительность. Также в качестве симптомов отмечается потеря аппетита, снижение веса, тяжесть и болевые ощущения в мускулах и интенсивное потоотделение.
Физиологическими признаками синдрома являются повы- шенная частота сердечных сокращений после пробуждения, рез- кие постуральные изменения кровяного давления и ЧСС и за-
34
Morgan W.P., Brown D.R., Raglin J.S., O’Connor P.J., Ellickson K.A. Psy- cho logical monitoring of overtraining and staleness // Br. J. Sports Med. — 1987. —
№21. — P.107-114.