Файл: Психологияспорта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 692

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

105
СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СПОРТСМЕНОВ
ской патологии. Однако многие специалисты отмечают, что тен- денция к «патологизации» данного феномена пока не подкрепля- ется достаточным количеством исследований, обосновывающих целесообразность введения его в сферу психической патологии.
Часто то, что описывается как подобная зависимость, является особой формой протекания расстройства пищевого поведения.
Многие заявляемые характеристики зависимости от физических упражнений также свойственны для пищевых расстройств
40
. Так в одной работе было показано, что у 28% людей, страдающих от неадекватного пищевого поведения, физические упражнения име- ют компульсивный характер, в другой же утверждалось, что 93% пациентов с расстройствами пищевого поведения чувствуют, что их потребность в физической активности часто неконтролируе- ма, при этом 78% тренируются постоянно и интенсивно. Концепт
«вторичной зависимости» от физических упражнений использу- ется именно для описания интенсивных физических тренировок, характерных для пациентов с расстройствами пищевого поведе- ния. Оценки распространенности зависимости от физических упражнений очень сильно разнятся. Исследование
41
, проведенное на 188 посетителей фитнес-залов и лиц, занимающихся бегом, не выявило ни одного однозначно зависимого. В то же время другие работы
42
показывают достаточно высокий уровень распростра- ненности данного заболевания. В одной работе при обследовании
49 бегунов 22% были отнесены к группе зависимых, а из 40 людей, регулярно совершающих пробежки, 70% были описаны как «зави- симые в умеренной или выраженной степени». Однако отсутствие валидных методов оценки данного вида зависимости, распро- страненное смешение понятий «зависимость» и «увлеченность», а также то, что в данных работах не производилась диагностика расстройств пищевого поведения, не позволяют распространить эти выводы на популяцию
43 40
Bamber D., Cockerill I.M., Rodgers S., Carroll D. Diagnostic criteria for exer- cise dependence in women // Br. J. Sports Med. — 2003. — №37. — P.393-400/
41
Hamer M., Karagoeghis C.I., Vlachopoulos S.R. Motives for exercise par ti- cipation as predictors of exercise dependence among endurance athletes // Journal of sports medicine and physical fi tness. — 2002. — Vol.42. — №2. — P.233-238.
42
Bamber D., Cockerill I.M., Carroll D. Th e pathological status of exercise de- pendence // Br. J. Sports Med. — 2000. — №34. — P.125-132.
43
Gleaves D.H., Williamson D.A., Fuller R.D. Bulimia nervosa symptomatology and body image disturbance associated with distance running and weight loss //Br. J.
Sports Med. — 1992. — №26. — P.157-160.


106
ГЛАВА 3. СПОРТ И ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ
Если описываемая форма зависимости является патологич- ной, то лица, страдающие ею, должны демонстрировать выражен- ность патопсихологической симптоматики, сравнимой с иными видами зависимостей. Так, например, 60% патологических гембле- ров имеют выраженные и длительные расстройства настроения,
40% — расстройства тревожного спектра и 87% — расстройства личности, 41% людей, зависимых от героина, имеют депрессию.
Синдром отмены, наиболее характерный и общий для всех форм зависимости, был обнаружен у людей, зависимых от физических упражнений. Он основывается на следующих ощущениях, опи- сываемых у данной категории лиц при прекращении тренировок: чувство вины, тревожности, упадок настроения, раздражитель- ность. Однако степень тяжести этого синдрома, его клинический статус нуждаются в более точном определении.
Для подтверждения клинического характера данного вида зависимости необходимо исследование психического дистресса вне синдрома отмены, чему до сих пор было уделено очень мало внимания. Также необходимо выявление личностных особенно- стей аддиктов данного типа, свойственных для лиц с аддикциями, таких, как повышенный уровень психотизма и импульсивности, обнаруженные у патологических гемблеров и наркоманов.
Многие исследователи считают адекватным для выявления данной зависимости критерий частоты /длительности трениро- вок. Например, «зависимые от бега» характеризуются как лица, совершающие тренировки, по меньшей мере, пять раз в неделю, в течении минимум 15 часов в неделю, более 20 недель подряд. Одна- ко данный подход крайне уязвим для критики, поскольку ограни- чивается лишь описанием поведения и не опирается на внутрен- ние механизмы, что не позволяет, используя его, отличить просто увлеченных спортом от зависимых от него
44 44
Wheeler G.D., Wall S.R., Belcastro A.N., Conger P., Cumming D.C. Are ano- rexic tendencies prevalent in the habitual runner? // Br. J. Sports Med. — 1986. —
№20. — P.77-81.

1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   53

107
ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ И ЭМОЦИЙ
В СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
*
Г л а в а 4
4.1. ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ В СПОРТЕ
Когда речь заходит о мотивации, которая толкает спортсмена к участию в соревнованиях, то чаще всего говорят о мотивации достижения. В работах Дж.Николс и Дж.Дуды представлено раз- деление мотивации достижения на эго ориентацию и ориентацию на задачу. Вовлечение эго происходит в том случае, когда личный успех и навыки соотносятся с окружающими, то есть когда спор- тсмен может показать свое превосходство над другими спортсме- нами. Усилия атлета прикладываются к достижению результата, что может приводить к использованию недозволенного поведения.
Когда же субъект ориентирован на задачу, успех связан с овладе- нием навыками, выполнением задачи или приложением усилия.
Как пишет Дж.Николс, «эго ориентация применяется к состояни- ям, когда индивид старается показать свои способности в срав- нительном аспекте. Использование менее дифференцированного подхода приводит к менее выраженному вопросу самооценивания.
Скорее, здесь речь идет о совершенствовании мастерства субъекта по выполнению задачи, а не способностей в логике их сравнения со способностями других индивидов»
1
. В психологической лите- ратуре можно обнаружить свидетельства того, что любая ситуа- ция воспринимается либо как ориентированная на эго, либо как ориентированная на выполнение задачи. Например, интеллек- туальное тестирование, как правило, выступает в виде задания, ориентированного на эго, поскольку предусматривает сравнение результатов субъекта с нормами. Так как сам субъект осведомлен о необходимости такого сравнения по результатам выполнения тес- та, то закономерным является наблюдающееся повышение уров-
* Работа поддержана грантом на тему «Разработка инновационных мето- дов психологической работы со спортсменами» в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы.
1
Nicholls J.G. Achievement Motivation: Conceptions of Ability, Subjective Ex- pe rience, Task Choice, and Performance // Psychological Review. — 1984. — №3. —
Р.329.

108
ГЛАВА 4. ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ И ЭМОЦИЙ В СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
ня тревожности у испытуемых. Это также объясняется тем, что в основе представления об интеллектуальных тестах лежит предпо- ложение о том, что они направлены на измерение способностей, таких свойств индивида, которые существенно не изменяются вне зависимости от прикладываемых индивидом усилий на протяже- нии взрослой жизни. Когда же субъект воспринимает результат выполнения задачи как зависящий от его старания, отношение к ситуации закономерно меняется, и он старается максимально при- ложить усилия для ее выполнения.
Также в случае эго ориентации индивид фактически зависит от уровня развития способностей окружающих его людей. Если индивид воспринимает себя как обладающего невысокими способ- ностями, то вместо того, чтобы приложить силы к их развитию, он будет сосредоточен на избегании ситуаций, демонстрирующих его слабость в сравнении с индивидами, обладающими высокими способностями. Подобное доминирование мотивации избегания неудач предполагает либо выбор объективно простых ситуаций, на- ходящихся в зоне актуального развития индивида (и, следовательно, не способствующих его развитию), либо выбор ситуаций, которые превосходят возможности индивида, обладающих высоким уровнем развития способностей, что также не является примером стратегии совершенствования собственных навыков, знаний и т.п.
Уровень развития способностей во многом определяет само- оценку спортсмена. Люди, обладающие высоким уровнем уве- ренности, реагируют на ситуации, связанные с эго ориентацией, повышением результатов, в то время как результаты людей, об- ладающих средним и низким уровнем уверенности в себе, в подоб- ных ситуациях снижаются
2
. В случае ориентации на задачу, даже если спортсмен воспринимает себя как обладающего меньшими способностями в сравнении с другими спортсменами, он может считать себя компетентным и успешным, если он сфокусирован на конкретном критерии выполнения задачи.
Существует множество эмпирических данных, показываю- щих, что спортсмены, нацеленные на выполнение задачи, обладают адаптивным поведением, они способы проявлять упорство в слу- чае неудачи, ставить перед собой непростые по достижению цели вне зависимости от воспринимаемого собственного уровня компе-
2
См., например, Perez R.C. Th e Eff ect of Experimentally Induced Failure,
Self-Esteem, and Sex on Cognitive Diff erentiation // Journal of Abnormal Psycho- logy. — 1973. — №81.


109
ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ В СПОРТЕ
тентности
3
. Так, например, в работе Ф. Абрахамсена и коллег
4
были обследованы 190 элитных спортсменов. Было показано, что когда спортсмен воспринимает климат команды как ориентированный на результат, уровень его тревожности значительно выше, чем у спортсмена, который воспринимает климат как ориентированный на выполнение задачи. Эго-ориентированные спортсмены склон- ны прибегать к нарушению правил, добиваться победы «любой ценой». Подобная направленность также отражается и на уровне развития морального сознания спортсменов: он выше у спортсме- нов, ориентированных на выполнение задачи
5
Влияние эго-ориентации и ориентации на выполнение задачи ярко демонстрируется в анализах индивидуальных случаев. В каче- стве примера можно привести серию интервью, которые провели
В. Крейн и коллеги с бывшей гимнасткой С., начавшей занятия спортом с 3 лет
6
. Впервые она приняла участие в соревнованиях, когда ей было 7 лет. В 9 лет она занималась в день от 5 до 8 часов с командой, посещала три раза в неделю дополнительные индивиду- альные занятия, а также занималась дома (что в сумме составляло
8-12 часов в день). Ей предоставили возможность тренироваться с потенциальной Олимпийской сборной, однако в 17 лет она по- лучила серьезную травму, которая привела к параличу на 10 дней.
Врачи не рекомендовали С. продолжать заниматься спортом, но ее родители и тренер настояли на этом. Заняв на местном чемпионате второе место, С. ушла из спорта. Она не смогла также тренировать спортсменов, поскольку переживала свою неспособность демон- стрировать высокие успехи из-за проблем с шеей. На момент ин- тервью С. обучалась на спортивного менеджера.
В ходе бесед со спортсменкой авторы увидели, как мотиваци- онный климат, создаваемый тренерами и родителями, способство- вал усилению ее эго-ориентации. Достаточно рано С. была нацеле-
3
См., например, Duda J.L., Hall H. Achievement goal theory in sport. Recent extensions and future directions // Handbook of Sport Psychology. — N. Y., 2001.
4
Abrahamsen F., Roberts G., Pensgaard A. Achievement goals and gender eff ects on multidimensional anxiety in national elite sport // Psychology of Sport and
Exercise. — 2008. — №9.
5
Подробнее см. Tood D., Hodge K. Moral Reasoning and Achievement mo- ti vation in Sport: A Qualitative Inquiry // Journal of Sport Psychology. — 2001. —
№1.
6
Krane V., Greenleaf C., Snow J. Reaching for Gold and the Price of Glory: A
Mo tivational Case Study of an Elite Gymnast // Th e Sport Psychologist. — 1997. —
№11.


110
ГЛАВА 4. ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ И ЭМОЦИЙ В СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
на на состязание с другими детьми и стремление к превосходству над ними. Как заметила сама С., тренеры неоднократно говорили ей о том, что со своими соперниками нельзя говорить, потому что они враги. Тренеры также подталкивали ее к экстремальным физическим нагрузкам. Например, правилом одного тренера бы- ло 10 отжиманий за каждое падение с бревна (при этом не имело значения, происходило ли это на этапе освоения навыка или на этапе его оттачивания). Поэтому в среднем, по признанию С., в ходе каждой тренировки она отжималась около 400 раз. Не менее показательным было и отношение тренеров к травмам: «Он про- сто сходил с ума, если я получала травму. Он сильно раздражался и кричал «Нет, опять!»… Он думал, что травма — это нехватка концентрации»
7
Тренер также полностью контролировал питание спортсмен- ки. Каждая гимнастка вела дневник, в который записывала всю пищу, принятую за день. Если тренер находил что-либо запре- щенное, то он начинал унижать спортсменку на глазах всей ко- манды: «О, ты съела сегодня шоколадку, не могу поверить, что ты это сделала!» и т.д. Родители также возлагали на С. большие на- дежды, как в отношении тренировок, так и в отношении преодо- ления последствий травм, правильного образа жизни и др. Такой контролирующий стиль взаимодействия проявлялся и в том, что сама С. со временем стала нуждаться в обратной связи, оценки своих усилий. На первый план для нее выходил результат соревно- ваний как показатель ее превосходства над другими участниками.
Поэтому второе и третье места на состязаниях воспринимались гимнасткой как провал. Доминирование эго-ориентации мешало спортсменке адаптироваться к новой ситуации. Как она сказала,
«большим стрессом для меня было обучение новым правилам и навыкам… я становилась злая на себя, что не могу сделать все бле- стяще». Этот пример убедительно показывает, какие объективные негативные последствия (например, повторные травмы), а также субъективные отрицательные переживания провоцирует домини- рование эго-ориентации.
Эго-направленность и направленность на результат имеют очевидное отношение к следующим видам мотивации — внутрен- ней и внешней. Внутренняя мотивация связана с совершением де-
7
Krane V., Greenleaf C., Snow J. Reaching for Gold and the Price of Glory: A
Motivational Case Study of an Elite Gymnast // Th e Sport Psychologist. — 1997. —
№11. — Р.59.