ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 694
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
111
ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ В СПОРТЕ
ятельности по той причине, что она сама по себе является возна- граждением. Наоборот, внешняя мотивация имеет место там, где реализация деятельности основывается на получении внешнего подкрепления — трофеев, медалей, гонораров или одобрения со стороны окружающих. Известным примером, который демонстри- рует опасность преобладания внешней мотивации, является ис- следование М. Леппера и Д. Грина
8
. В дошкольном возрасте у детей наблюдается большой интерес к рисованию: за год ребенок может сделать более 700 рисунков. Экспериментаторы создавали ситуа- цию, в которой дошкольникам предлагали красивые карандаши. В течение некоторого времени дети просто рисовали этими каранда- шами, а затем их стали вознаграждать за рисование. В результате дети стали рисовать не потому, что им хотелось этим заниматься, а потому что они получали за это награду. Можно было бы пред- положить, что поощрение должно всегда увеличивать стремление детей рисовать. Однако реально, действия на основе этой пози- ции привели к уменьшению значимости внутренней мотивации и к снижению желания рисовать в свободное время. В спорте также наиболее ценна не внешняя, а внутренняя мотивация, ведущая к самосовершенствованию спортсмена, за которым следуют и соот- ветствующие награды.
Рассмотрим еще один эксперимент, моделирующий исполь- зование внешней мотивации в более старшем возрасте
9
: 40 уча- щихся шестых классов должны были в индивидуальном порядке решать анаграммы из 3, 4, 5 и 6 букв. После ознакомления с во- семью анаграммами (по две анаграммы каждой сложности) детям демонстрировались стопки, обозначенные как анаграммы из 3, 4,
5 и 6 букв. Школьникам говорилась о том, что решение каждой анаграммы ограничено по времени двумя минутами и что всего нужно будет решить восемь анаграмм. При этом сам школьник может выбирать, какую анаграмму решать, поскольку в каждой стопке есть восемь анаграмм. В первой группе детям говорилось о том, что это игра, которая называется «Расшифруй буквы». Детям второй группы сообщалось, что это особое задание, предназна- ченное для развития чтения и речи, поэтому после выполнения
8
Подробнее см. Lepper M.R., Greene D. Turning Play into Work: Eff ects of
Adult Surveillance and Extrinsic Rewards on Children’s Intrinsic Motivation / Journal of Personality and Social Psychology. — 1975. — №31.
9
Harter S. Pleasure Derived from Challenge and the Eff ects of Receiving Gra- des on Children’s Diffi culty Level Choices // Child Development. — 1978. — №49.
112
ГЛАВА 4. ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ И ЭМОЦИЙ В СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
задания они получат оценку («пять» — если все анаграммы будут расшифрованы правильно, «четыре» — если правильно сделано шесть анаграмм и т.д.). Результаты показали, что дети в первой группе чаще всего выбирали анаграммы из 5 букв, в то время как дети из второй группы выбирали анаграммы из 3-4 букв. Дети из первой группы говорили о том, что они испытывают сильное удо- вольствие от решения сложных задач (что помимо вербального от- чета проявлялось в улыбках и смехе). Во второй группе школьники наоборот выбирали более простые задания и испытывали меньшее удовлетворение от их успешного выполнения. Это исследование показывает, что введение внешней оценки (внешней мотивации) значительно снижает желание субъекта демонстрировать макси- мальные усилия.
В сфере физических навыков были получены аналогичные результаты. Так, в одном исследовании подростки были разде- лены на две группы: одни выполняли задание на координацию, стараясь освоить новый для них навык, другие — были нацелены на то, чтобы получить лучший результат в сравнении с другими участниками. После выполнения задания испытуемые имели воз- можность либо продолжить выполнение задания, либо заняться чем-то другим. Как и предполагалось, в группе, направленной на соперничество, участники в свободное время в среднем провели в два раза меньше времени над выполняемым в эксперименте за- данием, в сравнении с участниками группы, которая не была моти- вирована на конкуренцию. Таким образом, можно утверждать, что соревнование снижало внутреннюю мотивацию и повышало роль мотивации внешней
10
. В работе К. Ходжа и коллег было показано, что испытуемые, имевшие ориентацию на выполнение задачи, об- ладали внутренней мотивацией и получали большее удовольствие от спорта в сравнении с испытуемыми, которые имели внешнюю мотивацию
11
Одно из наиболее полных объяснений причин возникновения внутренней мотивации приводится в рамках теории когнитивной оценки. Согласно этой теории внутренняя мотивация является функцией восприятия человеком самоопределения и компетентно-
10
Подробнее см. Vallerand R.J., Gauvin L.I., Halliwell W.R. Negative Eff ects of Competition on Children’s Intrinsic Motivation // Journal of Social Psychology. —
1986. — №126.
11
Подробнее см. Hodge K., Allen J., Smellie L. Motivation in Masters sport:
Achie vement and social goals // Psychology of Sport and Exercise. — 2008. — №9.
113
ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ В СПОРТЕ
сти. Так и спортсмен, который считает, что занятие тем или иным видом спорта — результат его свободной воли, и спортсмен, кото- рый считает себя способным, будут, скорее всего, обладать сильной внутренней мотивацией. Также в теории рассматривается роль на- граждений, которые могут выполнять контролирующую или ин- формационную роли. В случае, когда субъект ощущает, что он на- ходится под контролем вознаграждения, уровень его самоопреде- ления снижается, что приводит к снижению уровня внутренней мотивации. Аналогично внешнее вознаграждение, получаемое вне зависимости от результатов деятельности, приводит к снижению оценки собственной компетентности. Поэтому в качестве рекомен- дации для появления внутренней мотивации выступает делегиро- вание ответственности, свободы выбора действия, что, наоборот, создает ощущение внутреннего контроля ситуации. Информаци- онный аспект вознаграждения имеет две стороны — позитивную
(когда, например, спортсмен достигает цели и тем самым повышает оценку собственной компетентности) и негативную (когда цель не достигается, и оценка компетентности снижается). Этот параметр подчеркивает необходимость внешней награды для развития вну- тренней мотивации. Так, в одном эксперименте хоккеисты были разделены на две группы: первая периодически (в зависимости от успешно совершенного действия) получала положительное подкре- пление, а вторая не получала никакой обратной связи
12
. Как и пред- полагалось в рамках теории когнитивной оценки, в первой группе уровень внутренней мотивации был намного сильнее.
В рамках теории постановки целей феномен мотивации свя- зывается с целеполаганием субъекта. В этом отношении часто при- водится пример работы над собой Джона Нейбера — американско- го пловца, который хотел получить золотую медаль на дистанции
400 метров. На Олимпийских играх 1972 года ему не хватило для первого места 4 секунд, поэтому он поставил перед собой цель — к
1976 году проплывать дистанцию на 4 секунды быстрее. Он разбил свою общую цель на подцели — одна секунда в год, 0,08 секунды в месяц и 0,02 секунды в неделю. В результате в 1976 году он стал
Олимпийским чемпионом. Не менее известно высказывание леген- дарного тренера Винса Ломбарди о том, что у многих спортсменов есть воля к победе, но лишь у некоторых воля к тренировкам. Дей-
12
Подробнее см. Vallerand R.J. Eff ect of Diff erential Amounts of Positive
Feed back on the Intrinsic Motivation of Male Hockey Players // Journal of Sport Psy- chologist. — 1983. — №6.
114
ГЛАВА 4. ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ И ЭМОЦИЙ В СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
ствительно, ежедневное достижение целей требует от спортсмена больших постоянных усилий.
Целеполагание как важный метод построения деятельности был продемонстрирован в исследованиях Э. Локке в 1960-х годах.
В эксперименте одну группу рабочих просили выполнять деятель- ность как можно лучше, а перед другой ставили конкретные цели.
Оказалось, что вторая группа была значительно успешнее первой.
Предполагается, что постановка целей является столь эффектив- ной, потому что она направляет внимание, мобилизует усилия и усиливает настойчивость.
В качестве основных правил постановки целей можно при- вести следующие:
цели должны быть конкретными и содержать в себе специ-
• фичный результат (например, цель «похудеть на три кило- грамма» эффективнее цели «немного сбросить вес», так как она допускает мониторинг процесса ее достижения);
цели должны требовать усилия, но при этом быть дости-
• жимыми (в противном случае уровень приверженности деятельности резко снизится)
цели должны быт четко определены во времени, что дает
• возможность рассчитать оптимальное усилие;
цели должны быть разбиты на подцели, стадии, чтобы про-
• цесс достижения цели был постепенным.
Одним из эффективных методов использования постановки целей является выполнения рутинных действий. Т. Орлик считает, что для поддержания концентрации нужно использовать следую- щие действия:
общие действия перед соревнованием, которые структури-
• руют время спортсмена и настраивают его на соревнование
(разогрев, проверка корта, использование техник концен- трации и образа);
действия во время соревнований, которые разбивают до-
• стижение общей цели на подцели (например, мысленное повторение плана соревнования и его сравнение с ходом соревнования);
действия, направленные на возвращение фокуса в сорев-
• новательный процесс и отвлечение от совершенных оши- бок, неожиданных событий и пр. (например, спортсмен может сказать «всякое бывает», чтобы отреагировать на увиденное, но при этом не потерять основную цель. Он
1 ... 10 11 12 13 14 15 16 17 ... 53
115
ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ В СПОРТЕ
может глубоко вдохнуть или подумать о том, что он мо- жет сделать в данныый момент). Одна из формул, при- меняемая в этих случаях звучит следующим образом —
«зафиксируй, забудь и фокусируйся», то есть спортсмен должен, например, отметить допущенную ошибку, забыть о ней на время соревнований и сфокусироваться на до- стижении цели.
Большинство видов спорта являются командными. В связи с этим особую актуальность приобретают проблемы постановки групповых целей, то есть «будущего результата, желаемого доста- точным количеством членов команды, чтобы мотивировать груп- пу работать на достижение заданной цели».
В одном исследовании
13
изучались групповые цели 187 спор- тсменов, представляющих 13 ведущих спортивных клубов. Испы- туемые отмечали, что среднее количество целей, стоящих перед командой в тренировочном процессе 1.75, в то время как в сорев- новательной деятельности — 2.65. Исследователи установили, что
25% этих целей были специфичными и хорошо определимыми; большинство целей тренировочного процесса являлись процес- суальными (к процессуальным целям относятся, например, в хок- кее — увеличение количества выигранных вбрасываний, в баскет- боле — количество перехватов). При этом стратегические цели пре- валировали над целями совершенствования физической формы.
По мнению ряда исследователей, групповые цели улучшают групповое исполнение.
14
Эффективность групповых целей увеличи- вается, когда они конкретны и представляются достаточно сложны- ми для человека.
15
При этом использование краткосрочных и долго- срочных целей приводит к более высоким результатам, нежели ког- да используются лишь одни долгосрочные цели; без краткосрочных целей долгосрочные задачи могут быть упущены
16 13
Brawley. L.R., Carron. A.V., Widmeyer. W.N. Th e nature of group goals in sport teams: A phenonemonological approach // Th e Sport Psychologist. — 1992. —
№6. — Р. 323-333.
14
Becker L.J. Joint eff ect of feedback and goal setting on performance: A fi eld study of residential energy conservation // Journal of Applied Psychology. — 1978. —
№63. — Р. 428-433.
15
Weingart L.R. Impact of group goals, task component complexity, eff ort, and planning on group performance // Journal of Applied Psychology. — 1992. №77. —
Р.682-693.
16
Gould D. Goal setting for peak performance (2nd ad.). — Mountain View,
CA: Mayfi eld Publishing Company, 1993.
116
ГЛАВА 4. ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ И ЭМОЦИЙ В СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Продолжительность долгосрочной цели не превышает одно- го спортивного сезона, т.к. по окончании этого срока спортсмен не может быть уверен, что не сменится политика команды, его не выставят на трансфер (то есть продадут в другой спортивный клуб). Краткосрочные цели могут относиться, например, к перио- дам одного матча: сделать определенное количество бросков, по- паданий, перехватов и т.д. Эти цели должны быть определенными, достаточно сложными, но, самое главное, реалистичными, выпол- нимыми — то есть опираться на возможности и опыт команды.
Специфика командных видов спорта заключается в том, что в ней каждый спортсмен чувствует свою причастность и несет от- ветственность за успехи всей команды (в то время, как, например, работник завода Форд может не разделять ведущие цели своей компании). Выяснение принятия целей команды каждым спор- тсменом представляется чрезвычайно важным аспектом. Оно должно происходить с участием тренера и каждого игрока лично.
Нельзя проводить обсуждение поставленных задач со всем кол- лективом сразу. Тренер должен предложить каждому спортсмену письменно выразить свое мнение, какие цели он видит, насколько они кажутся ему достижимыми.
Динамика достижения кратких и долгосрочных целей долж- на быть отслежена и представлена спортсменам. В Национальной
Хоккейной Лиге в раздевалке у каждой команды имеется специ- альная доска, на которой отмечены статистические показатели побед, поражений, набранных очков на текущий момент. Данная процедура станет более эффективной, если будут отражаться так- же текущие результаты в сравнении с намеченными целями
17
Важной представляется система награждения спортсменов команды. Когда Майк Кинен был назначен главным тренером команды Чикагские Черные Ястребы в 1988 году, первое, что он потребовал, это сократить все индивидуальные поощрения и на- граждения спортсменов. Вместо этого им была введена командная система бонусов, которая основывалась на результатах выступле- ния всей команды. Например, каждый спортсмен получал 200 дол- ларов, если команда набирала 6 очков в пяти игровых отрезках и еще 100 долларов, если команда пропускала меньше трех голов за игру в течение этого промежутка времени. Хотя премиальные
17
Widmeyer W.N., Ducharme K. Team building through team goal setting //
Journal of applied sport psychology. — 1997. — №9. — Р.97-113.
117
ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ В СПОРТЕ
были небольшими по сравнению с заработной платой игроков, составлявшей около 200 тысяч долларов на тот момент времени, тем не менее, они оказались эффективными побудителями груп- повой сплоченности и результативности команды. Тренеры, руко- водители и даже игроки команды отметили, что эта схема сделала игроков менее эгоистичными. В любительском спорте, где система денежных поощрений часто невозможна, тренеры и спортивные психологи прибегают к публичному освещению положительных результатов выступления команды.
Как уже было сказано, актуализация мотивации и постановка целей невозможна без совместной работы спортсмена и тренера.
Выделяется два основных стиля тренерской работы: контролирую- щий (основанный на постоянном управлении поведением спор- тсмена) и автономно-поддерживающий (связанный с возможно- стью самостоятельного экспериментирования атлета). Примене- ние автономно-поддерживающего стиля дает большую свободу спортсмену, способствует развитию внутренней мотивации, в то время как контролирующий стиль опирается на внешнюю моти- вацию. Справедливости ради нужно заметить, что в ряде случаев стиль руководства тренера становится результатом восприни- маемой мотивации спортсмена. Это было продемонстрировано в исследовании, когда участники эксперимента, игравшие роль учителя, должны были помочь в выполнении задания субъектам, которые в одном случае выступали как обладающие внутренней мотивацией, а в другом — как обладающие мотивацией внешней.
Оказалось, что «учителя» демонстрировали либо контролирую- щий, либо автономно-поддерживающий стиль в зависимости от представления о мотивации «студента»
18
Тренерам рекомендуется создавать мотивационный климат, ориентированный на достижение мастерства, а не получение кон- кретных результатов. Для этого следует снизить значимость побе- ды и сместить акцент на такие мотивы участия, как развитие навы- ка, усилия, ощущения принадлежности команде и т.п. В противном случае при обладании климата, построенного на эго вовлечении, тренер способствует развитию внутрикомандного соперничества, наказывает атлетов за ошибки. В первом случае спортсмены испы-
18
Подробнее см. Pelletier L.G., Vallerand R.J. Supervisors’ Beliefs and Subor- dinates’ Intrinsic Motivation: A Behavioral Confi rmation Analysis // Journal of Per- sonality and Social Psychology. — 1996. — №71.
118
ГЛАВА 4. ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ И ЭМОЦИЙ В СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
тывают большее удовольствие от спорта и занимаются спортом в силу действия внутренней мотивации; во втором — удовольствие от спорта становится меньше и действие внутренней мотивации сменяется действием мотивации внешней. Кроме того, спортсме- ны, которые воспринимали командный климат как ориентирую- щий на задачу, считают, что для достижения успеха самым глав- ным фактором является приложение собственного усилия; спор- тсмены, которые воспринимают климат как ориентированный на эго, убеждены, что успех связан с врожденными способностями и умением применять тактики обмана
19
. Понятно, что в силу особен- ностей мотивирования самих тренеров (оценки их деятельности по результатам выступления команды), нередко они формируют направленность типа «эго вовлечение», руководствуясь при этом также предположением, что процентное соотношение побед и по- ражений определяет и отношение команды к тренеру. Однако в работе С. Камминг и коллег
20
было показано, что это мнение оши- бочно. В исследовании участвовало более 250 игроков в баскетбол в возрасте 10-15 лет из 50 команд, входящих в городскую баскет- больную лигу. Результаты показали, что игроки, которые оценива- ли климат как ориентированный на задачу, получали от игры боль- ше удовольствия, выше оценивали своего тренера и проявляли большее желание взаимодействовать с тренером в последующем, чем игроки, которые оценивали климат как эго ориентированный.
Как отмечают авторы, «результаты исследования поддерживают точку зрения, согласно которой победа не является главным пока- зателем получения удовлетворения от спорта. На самом деле, наи- более сильным предиктором удовольствия в молодежном спорте был мотивационный климат, установленный тренером»
21
. Более того, как отмечают авторы, одни из самых нелюбимых игроками тренеров, имеют чрезвычайно высокий показатель побед.
19
Treasure D.C., Roberts G.C. Relationship between Female Adolescents’ Achi- evement Goal Orientations, Perceptions of the Motivational Climate, Beliefs About
Success, and Sources of Satisfaction in Basketball. // International Journal of Sport
Psychology. — 1998. — №29.
20
Cumming S.P., Smoll F.L., Smith R.E., Grossbard J.R. Is Winning Everything?
Th e Relative Contributions of Motivational Climate and Won-Lost Percentage in
Youth Sports // Journal of Applied Sport Psychology. — 2007. — №19.
21
Cumming S.P., Smoll F.L., Smith R.E., Grossbard J.R. Is Winning Everything?
Th e Relative Contributions of Motivational Climate and Won-Lost Percentage in Youth
Sports // Journal of Applied Sport Psychology. — 2007. — №19. — Р.331.