ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 710
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
246
ГЛАВА 6. КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СПОРТЕ
было наглядно продемонстрировано восприятие независимости животным собственного поведения и конечного результата (бо- лью). Анализ поведения детей с выученной беспомощностью по- казал, что для них характерна низкая личная ответственность за происходящее, а в случае принятия ответственности — приписы- вание результатов собственного поведения стабильным признакам
(способностям), а не динамичным (усилие).
В эксперименте К. Двек приняли участие 12 учащихся 8-13 лет с ярко выраженной выученной беспомощностью. Дети были разделены на две группы. В течении 25 занятий они решали ариф- метические задачи. При этом экспериментатор говорил о том, что задачи решаются на время: для того, чтобы получить один балл необходимо решить две задачи за одну минуту. Во время каждого занятия дети совершали 15 подобных проб. В первой группе экс- перимент был организован таким образом, что все дети успевали решать необходимое количество задач и поэтому находились в ситуации постоянной похвалы. Во второй группе предполагалось изменение процесса атрибуции у детей. Для этого дети переживали ситуацию неуспеха: к концу занятия детям давали меньше времени для выполнения заданий. Экспериментатор обращал внимание на то, сколько ученику не хватило времени и подчеркивал, что «это значит тебе нужно было сильнее стараться». Трижды (в начале, в середине и в конце всех 25 занятий) испытуемые переживали си- туацию неуспеха, когда экспериментатор сообщал о том, что время кончилось и что необходимо переходить к следующим занятиям.
Как показало исследование, «дети, которые обучались приписы- вать неудачи недостаточному усилию, после столкновения с ситуа- цией неуспеха, далее упорно продолжали решать задачи. … пять из шести детей после переживания неуспеха показали лучшие результаты в сравнении с предыдущим днем. … В противовес из- начальным ожиданиям испытуемые, которые испытывали лишь успех, не показали какого-либо улучшения при столкновении с неудачей»
20
Эти исследования говорят о том, что оптимально органи- зовывать разогрев необходимо не с простых, а со сложных зада- ний. Успех в них будет оцениваться как релевантный, а неудача как нерелевантная. Наоборот, неудача в легкой задаче будет оце-
20
Dweck C.S. Th e role of expectations and attributions in the alleviation of learned helplessness // Journal of Personality and Social Psychology. — 1975. —
№2. — Р.683.
1 ... 26 27 28 29 30 31 32 33 ... 53
247
ВНУТРЕННИЙ ДИАЛОГ КАК МЕХАНИЗМ САМОРЕГУЛЯЦИИ
нена как релевантная, а успех — как нерелевантный. Вот почему, например, подчеркивается сложность задач, которые выполняют дети в школе.
Позднее в работе Д. Гудхарт
21
исследовалось влияние пози- тивного и негативного мышления на решение анаграмм. Перед вы- полнением задания испытуемые повторяли утверждения, которые воспроизводили: а) ситуацию успеха на экзамене («Все думали, что тест будет тяжелый, но только не я»; «Я могу понять все, если по- стараюсь»; «Если я думаю, что я что-то знаю, то обычно я прав» и др.); б) ситуацию неуспеха на экзамене («Все думали, что тест легкий, но я так не считал»; «Когда мне кажется, что я что-то знаю, обычно получается, что я ошибаюсь»; «Не важно как сильно я ста- раюсь — обычно мне не удается разобраться» и др.); в) позитивную социальную ситуацию («Я легко нахожу общий язык с людьми»;
«Многие люди любят со мной общаться»; «Наверное я очень инте- ресный человек» и др.); негативную социальную ситуацию («Здесь у всех есть друзья, кроме меня»; «Мне сложно говорить с незнако- мыми людьми»; «Я все время говорю невпопад» и др.). При этом испытуемые должны были не просто повторять эти утверждения, но описать на листе бумаги ситуацию, которая произошла с ними, соответствующую ситуации, задаваемой предложениями. После этого непродолжительного упражнения половина испытуемых должна была сделать прогноз относительно успешности разгадки ими анаграмм. Таким образом, авторы хотели проследить влия- ние положительного и негативного мышления, связанного и не связанного с экспериментальной ситуацией (предполагалось, что ситуация экзамена, в отличие от социальной ситуации, в большей степени связана с экспериментальной ситуацией), а также нали- чие или отсутствие прогнозирования собственной деятельности испытуемого на решение мыслительных задач. Испытуемые были разделены на 8 групп (в каждой по 18-32 человека).
Результаты оказались неожиданными. В случае, когда ис- пытуемые оказывались в условиях негативного мышления (вне зависимости от соотнесенности ситуации к эксперименту), они прогнозировали более высокие результаты, чем испытуемые, во- влеченные в положительное мышление. Испытуемые, демонстри- ровавшие негативное мышление в ситуации экзамена, показали
21
Goodhart D.E. Th e eff ects of positive and negative thinking on performan- ce in an achievement situation // Journal of Personality and Social Psychology. —
1986. — №1.
248
ГЛАВА 6. КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СПОРТЕ
более высокие результаты, чем испытуемые, придерживавшиеся позитивного мышления. Однако эта закономерность подтверди- лась для групп, не совершавших прогноза; в случае прогнозирова- ния ситуация была противоположна. Точно также, когда испытуе- мые демонстрировали негативное мышление в случае социальной ситуации, они показывали более высокие результаты, чем испы- туемые, демонстрировавшие позитивное мышление лишь в случае прогнозирования. В отсутствии прогнозирования закономерность была противоположной.
По-видимому, можно говорить и об объяснении результатов с точки зрения оптимума мотивации: когда испытуемые вовлека- лись в негативное переживание прошлой экзаменационной ситуа- ции, совершение прогноза создавало излишнюю отрицательную мотивацию. Наоборот, отсутствие прогноза в случае негативного мышления относительно социальной ситуации, не создавало не- обходимой мотивации. Так или иначе, это исследование показа- ло, что «субъекты, которые активизировали негативные мысли относительно предыдущих стрессовых событий, стимулированы прикладывать больше усилий, чтобы избежать отрицательных ре- зультатов, что привело даже к лучшим результатам в сравнении с испытуемыми, которые применяли позитивное мышление отно- сительно прошлого опыта»
22
Существуют различные объяснения того, почему внутренний диалог оказывает такое влияние. Некоторые авторы (Д. Ландин, Э.
Геберт) утверждают, что его эффективность объясняется повыше- нием уровня внимания. При этом предполагается, что внимание является неоднородным процессом — выделяется внимание, обра- щенное вовне (на происходящее вокруг) и на себя (на свои чувства и мысли). Кроме того, внимание может быть распределено широко или узко. Поэтому, например, отдающий пас футболист должен быть ориентирован вовне максимально, а принимающий, наобо- рот, сконцентрирован на конкретной задаче. Другим словами, в качестве объяснительной используется, в первую очередь, теория информационной обработки. Повышение внимания способствует отсечению «лишней» информации и упрощает эффективное вы- полнение деятельности.
22
Goodhart D.E. Th e eff ects of positive and negative thinking on performance in an achievement situation // Journal of Personality and Social Psychology. — 1986. —
№1. — Р.122.
249
ВНУТРЕННИЙ ДИАЛОГ КАК МЕХАНИЗМ САМОРЕГУЛЯЦИИ
Так, в одном исследовании
23
в работе с обучающимися ударам в теннисе были использованы четыре ключевых слова, контроли- рующих фокусировку и широту внимания. Первое слово было
«мяч». Оно произносилось начинающим игроком, когда мяч вы- летал для подачи. Второе слово «отскок» произносилось в момент, когда мяч отскакивал от корта. Слово «удар» переносило фокус внимания на ракетку в момент ее контакта с мячом. Слово «го- тов» переносило внимание вновь на машину, подавающую мячи.
Результаты показали, что применение подобных слов привело к серьезному повышению результатов, имеющих долговременный эффект. В дальнейшем в работе Д. Ландина и Э. Геберта было по- казано, что применение подобных ключевых слов оказывается эффективным и для выполнения более серьезных упражнений в теннисе спортсменами-профессионалами
24
Дж. Харди утверждает, что основная причина успешно- сти применения внутреннего диалога связана с повышением уверенно сти в себе и обретении контроля над собой. Речь идет об уже упоминавшемся понятии самоэффективности. А. Бандура считал, что на самоэффективность оказывают влияния следующие факто ры: предыдущий опыт; наблюдение; вербальное убеждение и интерпретация физиологического и эмоционального состояния.
Третий фактор имеет непосредственное отношение к внутренне- му диалогу.
Не менее важной является теория Л.С .Выготского, который одним из первых разделил речь субъекта на обращенную во вне и на себя (индивидуальную и социальную). В логике Л.С. Выготского внутренний диалог переходит от более развернутого к более сжа- тому, проговариваемому «про себя». Поэтому применение громкой речи обычно связано с переживанием напряжения при выполне- нии деятельности (например, усилении давления, при обучении новым действия и т.д.).
Не менее важным вопросом является вопрос об экологич- ности обобщения полученных данных о внутреннем диалоге. Так, например, было показано, что если более 70% американских элит- ных фигуристов используют позитивный внутренний диалог, то
23
Ziegler S. G. Eff ects of stimulus cueing on the acquisition of groundstrokes by be ginning tennis players. //Journal of Applied Behavior Analysis. — 2001. — №20.
24
Landind D., Hebert E.P. Th e infl uence of self-talk on the performance of skil- led female tennis players // Journal of Applied Sport Psychology. — 1999. — №11.
250
ГЛАВА 6. КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СПОРТЕ
это верно менее, чем для 40% для корейских спортсменов. Точно также для японской культуры в целом более свойственно обра- щать внимание на неуспехи и проблемы с целью их осознания и преодоления. Хотя, например, тайваньские дети зачастую имеют более высокий академический уровень в сравнении с американ- скими сверстниками, они оценивают себя ниже. В одном иссле- довании было обнаружено различие в реагировании на обратную связь. Если канадские участники больше работали над вторым за- данием в случае, если им было сказано, что они справились с пер- вым, то японские участники, наоборот, демонстрировали большее упорство, когда им сообщали о неудачном выполнении первого задания
25
Обнаруженные закономерности были подтверждены в ис- следовании Х. Питерса и Дж. Уильямса
26
, в котором приняли уча- стие 54 европейских американца и 26 выходцев из восточной Азии
(Китая, Японии, Сингапура и Тайваня). Испытуемым говорилось о том, что в ходе эксперимента будет исследовано влияние эмоцио- нального интеллекта и других факторов на координацию глаза и руки. Для этого испытуемым предлагалось метать дротики в ми- шень. Сначала им предлагалось сделать несколько тренировочных бросков, а затем после 10 минут выполнения задания, испытуемые заполняли опросник, оценивающий уровень и направленность внутреннего диалога. После этого экспериментатор сообщал ре- зультаты выполнения задания (позитивный — «Вы выполнили задание лучше 82% участников» и негативный — «Вы выполнили лучше 27% участников») и просил перейти к следующему тесту.
Однако перейти к следующему заданию не удавалось по причи- не подстроенной неисправности в компьютере. Экспериментатор удалялся якобы за помощью и говорил испытуемому, что он мо- жет либо кидать дротики, либо просто посидеть и подождать. В течение последующих 12 минут регистрировалось поведение ис- пытуемых. Оказалось, что европейские американцы, получившие положительную обратную связь, в дальнейшем больше использо- вали позитивный внутренний диалог в сравнении с азиатами и американцами, получившими негативную обратную связь. В целом
25
Подробнее см. Heine S. J. Self as cultural product: An examination of East
Asian and North American selves // Journal of Personality. — 2001. — №69.
26
Peters H.J. Williams J.M. Moving Cultural Background to the Foreground:
An Investigation of Self-Talk, Performance, and Persistence Following Feedback //
Journal of Applied Sport Psychology. — 2006. — №18.
251
УМСТВЕННЫЙ ОБРАЗ В СТРУКТУРЕ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
американцы чаще использовали позитивный внутренний диалог, что указывает на необходимость учета культурных различий при использовании различных когнитивных техник в работе со спор- тсменами.
6.2. УМСТВЕННЫЙ ОБРАЗ В СТРУКТУРЕ
СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Э. Уайт и Л. Харди определяют умственное представление как
«опыт, который имитирует реальный опыт. Мы можем видеть об- раз, чувствовать движения в образе или чувствовать запах, вкус или слышать звуки в отсутствии звука. Иногда люди считают, что это легче делать при закрытых глазах. Это отличается от сновиде- ний, поскольку мы бодрствуем во время создания образа».
27
В то же время это отличается от повторения, поскольку при выполне- нии визуализации субъект не получает реальной обратной связи от окружающего мира. В настоящее время известно более 200 ис- следований, подтверждающих эффективность использования ум- ственного образа в различных видах спорта. Так, Дж. Мамассис и
Дж. Доганис
28
показали на примере занятий в течении полугода с пятью профессиональными игроками в теннис, что использова- ние умственного образа может привести к сокращению процента ошибок до 4% случаев.
Существуют различные типы умственных образов: когни- тивный, связанный с практикой навыка и общими стратегиями игры, и мотивационный, ориентированный на постановку целей и образов, связанных с общим физиологическим и эмоциональным подъемом. При этом в рамках когнитивного выделяются: общий когнитивный — для повторения стратегий игры (например, пред- ставление действий оппонента), специфический когнитивный об- раз, связанный с повторением конкретных навыков, их закрепле- нием и изменением. Вот как описывают применение КО образа спортсмены: «Ночью я мысленно повторяю путь несколько раз, составляю план того, что я должен сделать»; «Я представляю как я быстро и плавно двигаюсь и все делаю правильно. Я думаю, как
27
White A., Hardy L. An In-Depth Analysis of the Uses of Imagery by High-
Le vel Slalom Canoeists and Artistic Gymnasts // Th e Sport Psychologist. — 1998. —
№12. — Р.389.
28
Mamassis G., Doganis G. Th e Eff ects of a Mental Training Program on Ju ni- ors Pre-Competitive Anxiety, Self-Confi dence, and Tennis Performance // Journal of
Applied Sport Psychology. — 2004. — №16.