ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 691
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 ... 34 35 36 37 38 39 40 41 ... 53
311
ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ПЕРЕЖИВАНИЕ ТРАВМЫ
спорта (командный или индивидуальный) также имеет существен- ное влияние на реакции получения травмы игроком и последствия ее как для игрока, так и для коллектива. Высокостатусный трав- мированный игрок может испытывать чувство вины за то, что
«подвел» команду, не смог принести ей пользу. Но в то же самое время, команда может выступить катализатором реабилитацион- ного процесса. Поддержка со стороны других игроков, создание условий, при которых игрок может быть востребованным, нуж- ным коллективу, все это способствует скорейшему выздоровлению и восстановлению травмированного атлета.
Временная перспектива в отношении травмы (количество предполагаемых пропущенных матчей, игр, сезонов) оказывает огромное воздействие на психологическое состояние спортсмена
9
Атлету очень тяжело смириться с тем, что он выбывает из спорта на продолжительное время, потеряет физическую форму, отстанет от партнеров и соперников.
Существуют и половые различия в особенностях получения и переживания травм. Так, атлеты-женщины имеют больший риск получения травм, связанных с коленями
10
. С. Волтери и коллеги
11
отмечают, что вероятность того, что спортсмены мужчины и жен- щины будут обращаться за медицинской помощью, различна. В то же время копинг-стратегии преодоления боли и травм сходны у мужчин и женщин.
По мнению Ф. Флинт
12
, продуктивным для восстановитель- ного процесса является знание атлетом особенностей протекания реабилитационного периода (какие ощущения являются нормаль- ными для определенной стадии восстановления, как контролиро- вать реабилитационный процесс). Так, для спортсменов-новичков переживание опыта, связанного с травмой, всегда является мощ- ным стресс-фактором. Большинство страхов и беспокойств про- исходит вследствие отсутствия знаний о том, каких последствий ожидать. Также возникают новые телесные ощущения, изменяются
9
Weiss M.R., Troxel R.K. Psychology of the injured athlete //Athletic Trai- ning. — 1986. -№21. — Р.104-109.
10
Hutchinson M. R., Ireland M. L. Knee injuries in female athletes // Sports
Medicine. — 1995. — №19. — Р.288-302.
11
Walter S.D., Sutton J.R. McIntosh J. M., Connelly C. Th e aetiology of sport injuries // Sports Medicine. — 1985. №2. — Р.47-58.
12
Flint F.A. Integrating sport psychology and sports medicine in research: Th e dilemmas // Journal of applied sport psychology. — 1998. — №10. — Р.83-102.
312
ГЛАВА 7. ПСИХОЛОГИЯ СПОРТИВНОЙ ТРАВМЫ
привычные реакции у спортсменов, что, в свою очередь, приводит к увеличению уровня тревожности.
Дискуссионным моментом остается определение боли как побочного продукта спортивной травмы. Согласно Р. Мелзак и
П.Волл
13
, общепринятого определения боли, также как и травмы, не существует. Боль определялась как сенсорное ощущение, вы- званное стимулами, приведшими к травме или угрожающими по- вреждению тканей, причиняющее страдание. По мнению Р. Мел- зак и П. Волл, ни одно из этих описаний адекватно не определяет понятие боли. Как правило, предполагается, что травма и боль непосредственно связаны друг с другом, в то время как в действи- тельности довольно часто встречаются травмы без боли и болевые ощущения при отсутствии травмы.
При определении боли необходимо учитывать следующие критерии: индивидуальные различия в терпимости, адекватно- сти языка для описания боли, социологические нормы, влияющие на экспрессию боли, диагностические средства, индивидуальные различия спортсменов. Боль является многомерным конструктом, включающим физиологический, психологический и социологиче- ский компоненты.
Также необходимо принять во внимание тот факт, что тело человека обладает способностью «забывать» реальное чувство боли. Согласно Л. Пен и К. Фишер
14
, боли не существует как тако- вой пока кора головного мозга не получит информацию о болевом ощущении. Травмированный спортсмен может вспомнить посред- ством когнитивных или аффективных процессов, что травма была болезненной, но точно описать отчетливые ощущения в большин- стве случаев не представляется для него возможным.
До не давних пор, измерение болевых ощущений происходило лишь по одному параметру — интенсивности с использованием математических шкал. Для упрощения диагностики уровня ин- тенсивности боли применялись визуальные шкалы, оценивающие экспрессию лица. Наибольшее распространение это получило в детских больницах. Впоследствии стали разрабатываться опро- сные методы для получения информации о боли травмированного атлета. Путем применения различных опросников медицинский персонал смог получать информацию о качестве и количестве бо-
13
Melzack R., Wall P. Th e challenge of pain. London: Penguin. — 1988.
14
Pen L. J., & Fisher C. A. Athletes and pain tolerance // Sports Medicine. —
1994. -№18.
313
ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ПЕРЕЖИВАНИЕ ТРАВМЫ
левых ощущений, об очаге боли и возможности его распростране- ния, о временном диапазоне болезненных ощущений.
Но, несмотря на использование современных медицинских технологий, необходимо учитывать индивидуальные различия спортсменов. Т. Линденфелд, И. Нойс и М. Маршал
15
отмечают, что даже в рамках одного вида спорта, игроки могут обладать раз- личной болевой терпимостью. Это приводит к тому, что один атлет возвращается к соревнованиям значительно раньше другого при схожести полученных ими травм. Проблеме индивидуальных раз- личий к терпимости боли посвящено большое количество работ:
Б. Бакстон, Д. Перин, Р. Хетсзлер, К. Хо, Д. Грик
16
анализировали этнический аспект болевых ощущений; М. Мейерс, А. Бурджеос,
С. Стюарт, А. Леунес
17
исследовали проблемы оценивания болевых ощущений; социологический аспект боли рассмотрен в работах Г.
Никсон
18
Значительное число научных исследований посвящено вопро- сам социальной поддержки спортсмена во время реабилитацион- ного периода. Несомненно, что ближайшее социальное окружение оказывает большую пользу спортсмену на этапе восстановления после травмы. Но для атлета также является важным сохранить в этот период тесный контакт со своей командой, со своим коллек- тивом. Это помогает спортсмену почувствовать свою значимость и поддержку со стороны коллег. В период восстановления атлета не- обходима интеграция усилий физиологов, психологов, спортсме- нов, всех, кто оказывает влияние на травмированного игрока.
В некоторых этнических группах, социальных сообществах, семьях занятие спортом считается легкомысленным делом, кото- рому не следует уделять особого внимания. В этом случае предпо- лагается низкий уровень социальной поддержки травмированного спортсмена, вследствие чего психологические реакции на травму могут быть обострены. Аналогичным образом складывается си-
15
Lindenfeld T. N., Noyes E R., & Marshall M. T. Components of injury repor- ting systems // American Journal of Sports Medicine. — 1998. — №16.
16
Buxton B.P., Perrin D.H., Hetzler R.K., Ho K.W., Gieck J.H. Pain and ethnicity in athletes //Journal of Sport Rehabilitation. — 1993. — №2. — Р.13-19.
17
Meyers M.C., Bourgeois A.E., Stewart S., Le Unes A. Predicting pain response in athletes: Development and assessment of the Sports Inventory of Pain // Journal of
Sport & Eхercise Psychology. — 1992. — №14. —P.249-261.
18
Nixon H.L. Accepting the risks of pain and injury in sport: Mediated cultural in fl uences on playing hurt // Sociology of Sport Journal. — 1993. — №10. — Р.183-
196.
314
ГЛАВА 7. ПСИХОЛОГИЯ СПОРТИВНОЙ ТРАВМЫ
туация в случае непринятия или неодобрения семьей спортсмена его профессии, например, если родители выступали против заня- тия ребенка футболом, то в ситуации травмы атлету будет гораздо сложнее проходить восстановительный период.
Рис. 7.1. Факторы, влияющие на исследования в области психологии спортивной травмы
Травмированный спортсмен
Влияние спорта
Влияние травмы
Влияние индивида
Влияние социума
Особенность вида спорта
Причина травмы
Возраст, пол, общее здоровье атлета
Социальная поддержка
(друзья)
Статус атлета
Получение травмы (макро/
микро)
Опыт переживания травм
Предрасполга- ющие факторы и жизненный опыт
Индивидуаль- ный/командный вид спорта
Сложность травмы
Доступность спортивной медицинской помощи
Этнические предпосылки, основания
Продолжитель- ность травмы в сезоне
Травмирован- ная часть тела (верхняя, нижняя)
Терпимость к боли, экспрессия
Поддержка семьи
Тренер
Потенциальное влияние на карьеру
315
ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ПЕРЕЖИВАНИЕ ТРАВМЫ
Ф. Флинт
19
предлагает интегральную схему описания факто- ров, влияющих на особенности проведения исследований в обла- сти психологии спортивной травмы (рис. 7.1).
К. Эймс и Д. Дуда
20
предлагают модель восстановления спор- тсмена после травмы, основу которой составляет реализация про- граммы работы с атлетами, ориентированной на задачу (рис. 7.2).
Базисом этой программы является принцип целеполагания, вклю- ченности атлетов в решении задач. Выбор задач определяется сте- пенью их доступности и достижимости спортсменами.
На рис. 7.2 схематично представлены факторы, оказывающие влияние на переживания и состояния спортсмена на пред и пост-
19
Flint F.A. Integrating sport psychology and sports medicine in research: Th e dilemmas // Journal of applied sport psychology. — 1998. — №10. — Р.83-102.
20
Ames C. Achievement goals, motivational climate, and motivational pro- cesses. In G. C. Roberts (Ed.), Motivation in sport and exercise. — Champaign, IL:
Human Kinetics, 1992. — P.161-176.
Рис. 7.2. Модель восстановления спортсмена после травмы
Полное восста- новление спорт- смена, в том числе его уровня мотивации
Собственный уровень моти- вации атлета, постановка им целей
Переживание атлета
Приобретенные атлетом жизненные навыки
Восстановительный период в реа би ли- тационном центре.
Работа с уровнем мотивации атлета
Интенсификация восстановительного периода. Повышение мотивационного уров- ня спортсмена
Навыки, ориентированные на задачу, возможности постановки целей, исполь- зуемые спортсменом в зависимости от времени и ситуации
Предтравмирую- щая стадия
Предтравмирую- щая стадия
Стадия восстановления
Стадия спортивной деятельности
Стадия травмы
316
ГЛАВА 7. ПСИХОЛОГИЯ СПОРТИВНОЙ ТРАВМЫ
трав мирующих стадиях. Основным предметом работы спортив ного психолога, в данном случае, является мотивационный уровень атле- та. Именно мотивационный фактор играет важную роль не только в продолжительности восстановительного периода, но и в формиро- вании и восстановлении спортивных навыков и функций.
Если процесс реабилитации находится на начальном этапе, то травмированный спортсмен лишен привычного ежедневного общения с тренером. Он не принимает участия в тренировочном процессе. Как правило, для травмированного атлета создается ин- дивидуальная программа, по которой он занимается изолированно.
Данная ситуация является очень сложной и фрустрирующей для эго-ориентированных спортсменов, поскольку у них отсутствует возможность поддержания своей самооценки и самоэффективно- сти за счет других атлетов. Все это может привести к негативным эмоциям, депрессиям.
На этапе, когда спортсмен уже может тренироваться с общей группой, возможны ситуации чрезмерного «рвения» атлета. Спор- тсмены достаточно болезненно реагируют и переживают потерю формы, навыков, уровня мастерства по сравнению с другими игро- ками. В данной ситуации спортсмену важно самостоятельно ста- вить перед собой цели, к достижению которых он бы стремился.
В программе, ориентированной на задачу, предлагаются сле- дующие принципы реабилитации спортсменов:
1. Использование спортсменом навыков по «самоорганиза- ции и самоуправлению»; установление программы, плана по реа- билитации.
2. Создание условий для самооценивания и регистрации за- писей; что является необходимым для учета спортсменом собствен- ного прогресса, сопоставления результатов в восстановительный период. Л. Иевлева и Т. Орлик
21
, Д. Гоулд
22
и другие авторы подчер- кивают важность фиксирования целей именно на бумаге. С. Дениш с коллегами
23
отмечает значение количественного аспекта записы- ваемого материала и выделяет ценность позитивного изложения
21
Ievleva L., Orlick T. Mental paths to enhanced recovery from a sports injury //
D. Pargman (Ed.). Psychological bases of sport injuries. — Morgantown. WV: Fit ness
Information Technology, 1993.
22
Gould D. Goal setting for peak petfonnance. — Mountain View, CA: Mayfi eld
Publishing Company, 1983.
23
Danish S.J., Petitpas A.I., Hale B.D. A developmental-educational intervention model of sport psychology // Th e Sport Psychologist. — 1992. — №6. — Р.403-415.