ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 690
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
317
ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ПЕРЕЖИВАНИЕ ТРАВМЫ
текста. В частности, использование таких терминов как «хотеть», вместо «должен», «следует» подчеркивает личностный вклад спор- тсмена в достижение целей. Д. Джилборн с соавторами
24
пишет, что спортсмены в меньшей степени придерживаются программы целеполагания, когда они находятся продолжительное время вне медицинской экспертизы, вне контактов с врачами. В связи с этим спортивному психологу следует учитывать данный факт и содей- ствовать установлению и поддержанию контакта между атлетом и медицинскими сотрудниками команды.
3.Вовлечение атлетов в процесс принятия решений во вре- мя восстановительного периода. В. Бегс
25
отмечает, что процесс це леполагания должен быть демократичным, поддерживающим спортсмена. М. Тубс, А. Менто, Р. Стил и Р. Каррен
26
считают, что цели, обсуждаемые коллегиально., намного предпочтительнее це- лей, предписанных в директивном порядке.
Программа постановки целей задается, как правило, физиоте- рапевтом или тренером. В таких программах важную роль играют такие факторы, как текущая стадия восстановления спортсмена, его предыдущий опыт и уровень знаний. Если на начальных эта- пах восстановления спортсмена процесс реабилитации осущест- вляется в основном под руководством врача, физиотерапевта или тренера, то уже на финальных стадиях ведущее место отводится тренерскому штабу, персоналу команды.
4. К. Эймс
27
предлагает использование критерия индивидуаль- ного прогресса спортсмена как оценочного средства восстанови- тельного периода, тем самым, акцентируя внимание атлета на уров- не достижения в овладении им профессиональным мастерством.
Если рассматривать временной аспект периода реабилитации травмированного атлета, то следует отметить, что он является
24
Gilbourne D., Taylor A.H., Downie G., Newton, Goal-setting during sports in- jury rehabilitation: a presentation of underlying theory, administration procedure and an athlete case study // Sports Exercise and Injury. — 1996. — №2. — Р.192-201.
25
Beggs W.D. Goal setting in sport // Jones J.G., Hardy L. (Eds.). Stress and per formance in sport. — Chichester: Wiley, 1990.
26
Tubbs M. E. Goal setting: A meta-analytic examination of the empirical evi- dence // Journal of Applied Psychology. — 1986. — №71. — Р.474-483; Mento A.J. Steel
R., Karren R.J. A meta-analytic study of the eff ects of goal setting on task performance
// Organizarional Behavior & Human Decision Processes. — 1987. №39. — Р. 52-83.
27
Ames C. Achievement goals, motivational climate, and motivational pro ces- ses // Roberts G.C. (Ed.). Motivation in sport and exercise. — Champaign, IL: Hu man
Kinetics, 1992. — P.161-176
318
ГЛАВА 7. ПСИХОЛОГИЯ СПОРТИВНОЙ ТРАВМЫ
сложным, динамичным, в итоге которого происходит восстановле- ние анатомической целостности организма как результата система- тического биологического восстановительного процесса (рис. 7.3).
В случае повреждения мягких тканей (мышц, связок) и костных тканей восстановление включает в себя три стадии: воспалитель- ную фазу, регенерирующую фазу и фазу созревания. Во время этих стадий выделяются специфические химические вещества и гормо- ны, которые и обеспечивают процесс восстановления.
Предтравмирую- щая стадия
Восстановление после травмы
Восстановление функций
Промежуточный этап восстановления
Возобновление тре- нировочного процесса
Восстановление уровня исполнитель- ского мастерства
Восстановление игровой формы
Рис. 7.3. Восстановление после травмы:
временная перспектива
Важно анализировать основные психологические проблемы, которые переживают травмированные спортсмены на различных стадиях реабилитации
28
. В этой связи представляется необходи- мым рассказать спортсмену о возможных последствиях его нега- тивного эмоционального состояния или поведения, определить совместно с атлетом причины такого настроения. Все это будет способствовать снятию напряжения, избавлению от навязчивых мыслей, которые препятствуют расслаблению спортсмена и сосре- доточения его на курсе лечения.
Л. Иевлива и Т. Орлик
29
провели исследование, целью кото- рого было установление взаимосвязи между различными психоло- гическими факторами и временем восстановления после травмы.
В исследовании приняло участие 32 пациента с травмами колена и лодыжки. Испытуемые заполняли опросник, диагностирующий
28
Brewer B.W., Van Raalte J.L., Petitpas A.J., Sklar J.H., Ditmar T.D. Prevalence of psychological distress among patients at a physical therapy clinic specializing in sports medicine //Sports Medicine, Training and Rehabilitation. — 1995. — №6. —
Р.139-145.
29
Ievleva L., Orlick T. Mental paths to enhanced recovery from a sports injury //
Pargman D. (Ed.). Psychological bases of sport injuries. — Morgantown. WV: Fit ness
Information Technology, 1993.
319
ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ПЕРЕЖИВАНИЕ ТРАВМЫ
у них положительное отношение к жизни (позитивное мировос- приятие), перспективы на будущее, уровень стресса и стрессоу- стойчивости, уровень социальной поддержки, целеполагания и применение позитивного внутреннего диалога. В результате бы- ло обнаружено, что субъекты, которые выздоравливали быстрее остальных, имели более высокие баллы по всем вышеперечислен- ным переменным, чем испытуемые, поправляющиеся медленнее.
При этом основными переменными, связанными со скоростью выздоровления, оказались целеполагание и позитивный внутрен- ний диалог. Внутренний диалог для индивидов, которые выздо- равливали быстрее, характеризовался такими предложениями как
«Я смогу сделать все, что угодно», «Я не болею», «Мне не больно».
Они ставили цели, относящие к их текущему моменту жизни — пе- риоду восстановления, а не долгосрочной перспективе, например, возвращению в спорт. Пациенты, поправляющиеся медленнее, ча- сто использовали такие выражения как «Почему я?» или «Что за глупые вещи приходится делать». Исследователи сделали вывод, что психологические навыки могут играть важную роль в процес- се восстановления, поскольку такие методы, как целеполагание, внутренний диалог, применение умственного образа находятся в рамках контроля травмированных спортсменов.
Б. Брюер
30
провел серию исследований, целью которых было оценивание испытуемыми определенных психологических техник, используемых в реабилитационном процессе. В первом исследо- вании нетравмированным студентам (161 человек) предлагалось оценить способы, используемые в физиотерапевтическом лечении: целеполагание, умственное представление и консультирование. Во втором исследовании травмированные атлеты (20 человек) ранжи- ровали свои представления о тех же методах. Обеими группами все техники оценивались позитивно. Наиболее положительно данные группы отметили метод целеполагания.
М. Росс и Р. Бергер
31
провели исследование, в ходе которого 60 прооперированных в области коленного сустава спортсменов были в случайном порядке распределены по двум группам. Контрольная
30
Brewer B.W., Jeff ers K.E., Petitpas A.J., Van Raalte. J.L. Perceptions of psy- cho lo gical interventions in the context of sport injury rehabilitation // Th e Sport Psy- chologist. — 1994. — №8. — Р.176-188.
31
Ross M. J., Berger R. S. Eff ects of stress inoculation training on athletes’ post surgical pain and rehabilitation aft er orthopaedic injury // Journal of Consulting and
Clinical Psychology. — 1996. — №64. — Р.406-410.
1 ... 35 36 37 38 39 40 41 42 ... 53
320
ГЛАВА 7. ПСИХОЛОГИЯ СПОРТИВНОЙ ТРАВМЫ
группа проходила только физиотерапию, в то время как в группе
«лечения» (экспериментальная группа) помимо физиотерапевти- ческих процедур, проводились сеансы по релаксации, использова- нию умственного образа, положительного самовнушения, а также осуществлялось информирование о последствиях операции. Ре- зультаты показали, что спортсмены в группе «лечения» наиболее безболезненно пережили постоперационный период, испытывали меньше тревоги во время реабилитационного процесса; они также быстрее достигли прежнего уровня физической формы, чем атле- ты контрольной группы.
В тоже время ряд авторов (С. Гордон, М. Поттер, И Форд и др.) высказывают опасения об эффективности применения таких пси- хологических техник без предварительного, более тщательного и основательного обучения
32
Т. Петрие
33
проводил исследование с гимнастками, учащимися колледжа, и обнаружил, что высокий уровень жизненного стресса связан с увеличением травматизма. Поскольку любая травма вы- зывает у спортсмена стресс, атлет начинает действовать с чувством тревоги быть травмированным снова, что не может не отразиться на его профессиональной спортивной деятельности. Попытки по- стоянного избегания травмоопасных ситуаций в спорте зачастую приводят к повреждениям, так как повышенный уровень стресса у атлета мешает ему полностью сосредоточиться на своей деятель- ности, тем самым, увеличивая риск получения травмы.
7.2. МОДЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ
НА СПОРТИВНУЮ ТРАВМУ
Рассмотрение концептуальных моделей психологической ре- акции на спортивную травму необходимо начать с работ М. Веис и Р. Троксел
34
, которые первыми показали важность исследова- ния личностных и ситуативных факторов, влияющих на пере-
32
Gordon S., Potter M., Ford I.W. Toward a psychoeducational curriculum for training sport-injury rehabilitation personnel // Journal of applied sport psychology. —
1998. -№10. — Р. 140-156.
33
Petrie T.A., Falkstein D.L., Methodological, measurement, and statistical issues in research on sport injury prediction // Journal of applied sport psychology. —
1998. — №10. — Р. 26-45.
34
Weiss M.R., Troxel R.K. Psychology of the injured athlete // Athletic Trai- ning. — 1986. — №21. —Р. 104-109.
321
МОДЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ НА СПОРТИВНУЮ ТРАВМУ
живание атлетом травмы. Стоит отметить, что во время прове- дения их исследования существовало ограниченное количество эмпирических данных, вследствие этого исследователи большей частью связали свою модель с психологией спортивного стресса.
М. Веис привел иллюстрацию основной модели стресса Г. Селье как наиболее адекватной для понимания психологии спортивной травмы. Спортивная травма понималась как стрессор, который требует когнитивных оценок. В свою очередь эти оценки влияют на эмоциональную реакцию, что отражается уже на поведенче- ском уровне спортсмена.
В интегрированной модели реакции на спортивную травму, разработанной М. Виес-Бьернсталом и коллегами
35
, которая пред- ставлена на рис. 7.4, показаны предтравмирующие и посттравми- рующие факторы, обуславливающие психологическую реакцию атлета, которая изменяется с течением времени. Личностные и ситуативные факторы неизменно находятся в основании этого ди- намичного процесса и влияют на его развитие. Двунаправленные стрелки в середине модели иллюстрируют динамичную природу восстановительного процесса.
Доминирующая линия-указатель означает, что когнитивные оценки влияют на эмоции, что, в свою очередь, отражается на поведении. Конечно же, влияние в обратном направлении также возможно. Спортсмены оценивают свою возможность справиться с последствиями травмы. Б. Брюер и коллеги
36
установили, что когнитивное оценивание значимо коррелирует с общим расстрой- ством настроения спортсменов, то есть чем ниже спортсмен оце- нивает свою возможность справиться с последствиями травмы, тем в большей степени выражено эмоциональное расстройство атлета.
Б. Брюер
37
рассматривает в своей работе факторы, влияю- щие на соблюдение правил спортсменами во время реабилитации.
Автор выделяет два вида факторов: личностные и ситуационные.
35 Tracey J. Th e Emotional Response to the Injury and Rehabilitation Process
// Journal of applied sport psychology. — 2003. — №15. — Р. 279-293.
36 Brewer B. W., Van Raalte J. L., Petitpas A. J., Sklar J. H., Ditmar T.D. Prevalence of psychological distress among patients at a physical therapy clinic specializing in sports medicine// Sports Medicine, Training and Rehabilitation. — 1995. — №6. —
Р. 139-145.
37 Brewer B.W. Adherence to sport injury rehabilitation programs //Journal of applied sport psychology. — 1998. №10. —Р. 70-82.
322
ГЛАВА 7. ПСИХОЛОГИЯ СПОРТИВНОЙ ТРАВМЫ
Психологическая реакция на травму
Личностные факторы
Ситуационные факторы
Рис. 7.4. Интегрированная модель психологической реакции на травму
1. Травма: история; серь- езность; тип; причина; статус больного
2. Индивидуальные различия:
2.1.Психологические:
личность; самовосприя- тие; самомотивация; мо тивационная направ- ленность; терпимость к боли; спортивная нагрузка; копинг навыки; история стрессоров; настроение
2.2.Демографические:
гендер, возраст, этнос, со- циоэкономический статус, предшствующий спортив- ный опыт
2.3.Физические:
использование эргогенных средств;неупорядоченное питание
1. Спорт: тип; уровень участия; время в се- зоне; игровой статус соревнования / игры
2. Социальный: влияние партнеров; влияние тренера; семейные отношения; влияние спортивных врачей; обеспечение со- циальной поддержки; спортивная этика
3. Окружение: реабили- тационное окружение; доступность к реаби- литации
Когнитивная оценка:
приспособление цели; степень воспринимаемого реабилитационного процесса; само- восприятие; вера; чувство утраты или горя; когнитивный копинг
Психосоциальная и физическая реаби- литаций
Поведенческая реакция:
соблюдение правил реабилитационного процесса; использование социальной поддержки; симуляция; рискованное поведение; копинг поведение
Эмоциональная реакция:
Страх неизвестности; напряжение, раздражение, депрессия, фрустрация, скука, позитивное отношение/мировоз- зрение; горе, эмоциональный копинг
Реакция на спортивную травму и процесс реабилитации
Копинг ресурсы
История стрессоров
Спортивная травма
Способы воздействия
Личность
Предтравмирующая стадия
Посттравмирующие факторы
Стресс
323
МОДЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ НА СПОРТИВНУЮ ТРАВМУ
К личностным относится, прежде всего, самомотивация, которая понимается как стиль поведения человека в независимости от ситуативных воздействий. К ситуационным факторам относятся преимущественно многочисленные переменные, которые влия- ют на процесс реабилитации, среди них: восприятие спортсме- ном окружения, обстановки, в которой осуществляется лечение атлетов, собственно состояние спортсменов, обусловленное реа- билитационной ситуацией, уверенность в эффективности прово- димого лечения, комфортность медицинских условий, принятие и одобрение атлетами предлагаемого реабилитационного графи- ка, восприятие реабилитационной нагрузки во время процесса лечения, социальная поддержка спортсменов во время лечения, значимость реабилитации для атлета, его ожидания с этим свя- занные и др.
Б. Брюер отмечает
38
, что проблема строгости соблюдения спортсменами реабилитационных программ, имеет и теоретиче- ские основания — мотивационную теорию личностных инвести- ций, согласно которой мотивация строгого выполнения реабилита- ционной программы определяется личностными стимулами, верой в себя, свои возможности и факторами взаимодействия индивида с его окружением.
Другой подход к спортивной реабилитации основывается на защитной теории мотивации
39
. Согласно этой концепции, привер- женность спортсменов программе реабилитации определяется их восприятием серьезности угрозы травмы их здоровью, верой, что требуемое поведение будет способствовать предотвращению этой угрозы.
Д. Вильямс и М. Андерсен
40
в своей работе рассматривают мо дель соотношения стресса и травмы. Как указывают авторы, когда спортсмен переживает стрессовую ситуацию (на соревнова- ниях или на сложной тренировке), то на уровень реакции и пере- живания атлетов влияют следующие факторы: опыт переживания стрессогенных ситуаций, количество и значимость стрессовых
38
Brewer B.W. Adherence to sport injury rehabilitation programs // Journal of applied sport psychology. — 1998. №10. —Р. 70-82.
39
Maddux J.E., Rogers, R.W. Protection motivation and self-effi cacy: A re vi- sed theory of fear appeals and attitude change // Journal of Experimental Social Psy- chology. — 1983. — №19. — Р. 469-479.
40
Williams J.M. Andersen M.B. Psychosocial antecedents of sport injury: Review and critique of the stress and injury model // Journal of applied sport psychology. —
1998. — №10. — Р. 5-25.