Файл: Психологияспорта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 688

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

324
ГЛАВА 7. ПСИХОЛОГИЯ СПОРТИВНОЙ ТРАВМЫ
событий в жизни спортсмена, каждодневные трудности; личност- ные характеристики атлета (стрессоустойчивость, локус контро- ля, уровень соревновательной тревожности, уровень мотивации достижений, поиска новых ощущений, чувства когерентности) и копинг-ресурсы (общие стратегии копинг-поведения, социальная поддержка, стресс-менеджмент, навыки саморегуляции и медико- ментозная помощь). Главная гипотеза этой модели заключается в том, что те люди, которые имели большое количество стрессовых расстройств, также обладающие личностными характеристиками, обостряющими и усугубляющими стрессовое состояние (тревож- ность), не имеющие достаточного количества копинг-ресурсов, попав в стрессовую ситуацию, будут оценивать и воспринимать ее как более опасную и энергозатратную, чем субъекты с противо- положным психосоциальным профилем. В связи этим, повыша- ется риск получения спортсменами травмы более тревожными ат летами (рис. 7.5).
Предтравмирую- щая стадия
Личностные особенности
Потенциально стрессовые спортивные ситуации
История стрессоров
Копинг-ресурсы
Травма
Психологическое воздействие
Реакция на стресс
Когнитивная оценка
Физиологические изменения
Рис. 7.5. Реакция спортсмена на стресс
Спортсмен оценивает как требования, предъявляемые ситуа- цией, с которой он непосредственно сталкивается в профессио- нальной деятельности, так и свои возможности ее разрешения, по- следствия неудачи или успеха. Стрессовая реакция более вероятно будет проявляться при высокой тревожности спортсмена и повы- шенной значимости ситуации. Соответственно эти когнитивные оценки и физиологическая реакция на стресс будут постоянно из- меняться и влиять друг на друга. Например, расслабленное состоя-

325
МОДЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ НА СПОРТИВНУЮ ТРАВМУ
ние атлета может способствовать диффузии негативных факторов, тогда как повышенная тревожность может привести к чрезмерной активации организма посредством эндокринной и симпатической нервной системы.
Согласно модели, представленной на Рис.6, опыт переживания стрессовых расстройств (история стрессоров) непосредственно влияет на уровень стрессовой реакции. Личностные особенности и копинг-ресурсы атлета могут препятствовать возникновению у него острой стрессовой реакции или травмы.
Категория история стрессоров включает в себя негативные жизненные события (развод, смерть близкого человека). Иссле- дования подтверждают взаимосвязь между высоким уровнем стресса в жизни человека и его заболевания, даже несчастными случаями
41
. По данным Т. Холмс
42
, 50% процентов испытуемых из обследованных им спортсменов, имеющих высокие показатели по оценке уровня стресса, в течение следующего сезона подвер- гались спортивным травмам, которые вынуждали их пропустить как минимум три игровых дня. Соответственно только 9% и 25% спортсменов с низким и средним уровнем стресса переживали по- добные травмы.
В исследованиях, посвященных отношению факторов ри- ска получения травмы и жизненных событий, среди жизненных событий выделялись негативные, позитивные события и под- считывалось общее количество событий. Было обнаружено, что исключительно негативная оценка жизненных событий связана с риском получения атлетом травмы
43
. По другим данным, пози- тивные жизненные события и их общее количество также увели- чивают риск травмы. Например, Б. Блеквел, П. Маккулаг
44
пока- зали, что общее количество событий наиболее связано с риском получения травмы, в то время как позитивные события увеличи-
41
Stuart J.C., Brown B.M. Th e relationship of stress and coping ability to incidence of diseases and accidents // Journal of Psychosomatic Research. — 1981. —
№25. — Р.255-260.
42
Holmes T.H. Psychological screening // Football injuries. Washington. —
DC: National Academy of Sciences, 1970.
43
Meyers M.C. Bourgeois A. E., Stewart S.,LeUnes. A. Predicting pain response in athletes: Development and assessment of the Sports Inventory of Pain // Journal of
Sport & Exercise Psychology. — 1992. — №14. — Р.249-261.
44
Blackwell B., McCullagh P. Th e relationship of athletic injury to life stress, competitive anxiety and coping resources // Athletic Training. — 1990. — №25. —
P.23-27.


326
ГЛАВА 7. ПСИХОЛОГИЯ СПОРТИВНОЙ ТРАВМЫ
вают вероятность получения серьезной травмы. Т. Петрие
45
об- наружил, что именно позитивные жизненные события являются предикторами травмы, поскольку спортсмены нередко относят к положительным событиям изменение уровня ответственности в команде, получение премии, надбавки к заработной плате, что в будущем может оказывать давление, соответственно повышать тревожность, уровень стресса, являющегося во многих случаях причиной травмы.
Обращает на себя внимание тот факт, что в работах, посвя- щенных предупреждению спортивных травм, практически не встречается рассмотрение таких факторов травматизма, как недо- статочная физическая подготовка атлетов. Организм спортсмена может не выдержать нагрузки, которой подвергается во время тре- нировок или соревнований. Также важным аспектом травматиз- ма является нерационально составленный режим труда и отдыха, ненадлежащим образом подготовленный спортивный инвентарь, несоблюдение техник безопасности при работе на спортивных снарядах, невыполнение установок тренера, отсутствие навыков по использованию методов саморегуляции, что например, может проявляться в различных контактных видах спорта (регби, бокс), когда атлет неоправданно грубо и жестко действует в тренировоч- ной ситуации.
В работах Д. Вильямс
46
рассматривается взаимосвязь между личностными особенностями спортсменов и копинг-ресурсами.
Например, если атлет находится в позитивном настроении, то в этом случае ему легче будет использовать копинг-ресурсы в стрес- совой ситуации.
Д.Купал
47
в своей работе рассматривает методы психологиче- ского воздействия на спортсмена во время периода травмы как средство психологической реабилитации. К методам относятся раз- личные практические ментальные техники, основная цель которых состоит в определении субъективной значимости травмы для атле-
45
Petrie. T.A. Th e moderating eff ects of social support and playing status on the life stress-injury relationship // Journal of Applied Sport Psychology. — №5. —
P.1-16.
46
Williams J.M., Andersen M.B. Psychosocial antecedents of sport injury:
Re view and critique of the stress and injury model // Journal of applied sport psy- chology. — 1998. — №10. — Р.5-25.
47
Cupal D.D. Psychological Interventions in Sport Injury Prevention and Re ha- bilitation // Journal of applied sport psychology. — 1998. — №10. — Р. 103-123.

327
СТРАТЕГИИ СОВЛАДАНИЯ СО СПОРТИВНОЙ ТРАВМОЙ
та. Согласно данным ряда работ
48
, программа физической реабили- тации спортсмена проходит более быстро и эффективно, если при этом используются техники, использующие воображение атлета в сочетании с физической нагрузкой и тренировкой атлетов
49
На Олимпийских играх в Калгари Д. Мей и Л. Браун
50
предло- жили программу предупреждения спортивных травм и реабилита- ции после них, в которой использовались когнитивные, бихевио- ральные, и гуманистические принципы работы со спортсменами
(как индивидуально, так и с группой). Основной акцент в работе делался на таких аспектах как контроль внимания, использование умственного образа и другие техники. В результате работы Д. Мей и Л. Браун с горнолыжной командой США удалось добиться сни- жения травматизма, при этом отмечалось увеличение самоуверен- ности и самоконтроля спортсменов.
7.3. СТРАТЕГИИ СОВЛАДАНИЯ
СО СПОРТИВНОЙ ТРАВМОЙ
Стратегии совладания (или копинг-стратегии) отражают когнитивные и поведенческие процессы, которые применяются спортсменом для разрешения внешних и внутренних конфликтов.
Согласно С. Фолкман и Р. Лазарус
51
копинг-стратегии включают в себя эмоционально фокусированный и проблемно фокусиро- ванный копинг. Эмоционально фокусированный копинг — это реактивный процесс, целью которого является изменение эмоци- онального восприятия ситуации (включая такую стратегию, как релаксация), проблемно фокусированный копинг — проактивный процесс. Он включает в себя стадию препланирования и стадию изменения способа действий по отношению человека к окружению или изменение самого состояния спортсмена, с целью оптимиза- ции конкретной ситуации (сбор информации, целеполагание, ре- шение проблем).
48
Brewer B.W. Adherence to sport injury rehabilitation programs // Journal of ap plied sport psychology. — 1998. — №10. — Р. 70-82.
49
Davis J. Sports injuries and stress management: An opportunity for research
// Th e Sport Psychologist. — 1991. №5. — Р.175-182.
50
May J.R., Brown L. Delivery of psychological services to the U.S. alpine ski team prior to and during the Olympics in Calgary // Th e Sport Psychologist. —
1989. — №3. — P.320-329.
51
Lazarus R.S., Folkman S. Stress, appraisal, and coping. — New York: Springer,
1984.


328
ГЛАВА 7. ПСИХОЛОГИЯ СПОРТИВНОЙ ТРАВМЫ
А. Ньювенхус, Ю. Ханин и Ф. Бакер
52
анализируют работу спортивного психолога, которая была проведена со спортсменом- профессионалом парусного спорта. В этой работе использова- лась модель индивидуальной зоны оптимального функциониро- вания, согласно которой различаются три уровня переживания профессионально-исполнительского мастерства:
1. Ситуационный (состояние спортсмена)
2. Относительно стабильный, постоянный (устойчивая лич- ностная характеристика)
3. Мета-переживание (знания, аттитюды)
Поскольку спортивная деятельность носит повторяющийся характер, ситуационные характеристики состояния спортсмена, такие как тревожность, имеют большие шансы перейти в устой- чивые личностные черты. Очень важно, чтобы атлет осознавал свои переживания во время успешного или неуспешного выпол- нения своей деятельности. Как результат, происходит развитие мета-переживаний. Например, спортсмен заметил, что высокая тревожность в определенной ситуации помогает ему сосредото- читься или не мешают выполнять деятельность. Это знание, на- шедшее подтверждение в постоянном самонаблюдении, приводит к положительному аттитюду по отношению к тревожности, что в свою очередь является индикатором готовности атлета к соревно- ваниям в контексте мета-переживаний
53
Мета-переживание обычно включает в себя три взаимосвя- занных аспекта: осознание атлетом события, принятие (аттитюд) и действие. Осознание отражает восприятие или знание пережи- ваемых ситуационных состояний; принятие относится к принятию
(позитивный аттитюд) или отрицанию (негативный аттитюд) этих переживаний, как имеющих положительный или отрицательный эффект на индивидуальное исполнение деятельности спортсмена; действия относятся к навыкам, умениям и стратегиям, которые атлет постоянно развивает и адаптирует к своей деятельности.
С этой точки зрения, эффективные (и неэффективные) копинг- стратегии обычно основываются на мета-переживаниях, которые активируются конкретной ситуацией, имеющей место в деятель- ности спортсмена.
52
Nieuwenhuysa A., Hanin Y.I., Bakker F.C., Performance-related experiences and coping during races: A case of an elite sailor // Psychology of Sport and Exercise. —
2000. — №9. — Р.61-76.
53
Hanin Y.L., Syrja P. Performance aff ect in soccer players: An application of the
IZOF model // Int. Journal of Sports Medicine. — 1995. — №16. —Р.264-269.

1   ...   36   37   38   39   40   41   42   43   ...   53

329
СТРАТЕГИИ СОВЛАДАНИЯ СО СПОРТИВНОЙ ТРАВМОЙ
Ю. Ханин
54
пишет, что мета-переживания формируются, ког- да спортсмены (и тренеры) постоянно и осознанно анализируют причины, которые привели к успеху, к улучшению исполнитель- ской деятельности. Мета-переживания определяют восприятие спортсмена и обуславливают выбор копинг-стратегии и способа саморегуляции.
Процесс копинга является сложным, динамичным, централь- ное место в котором занимает оценка. В этой связи представляется важным определить, как спортсмены оценивают стрессоры, какие методы используются для их преодоления и как копинг отражает- ся на последующих реакциях атлета и на использовании процесса копинга в дальнейшем.
В своей работе Р. Лазарус и С. Фолкман
55
проводят разли- чение между первичными и вторичными оценками. Первичные оценки — это то, как человек оценивает ситуацию с точки зрения личностной значимости в отношении своих ценностей, намерений и целей. Вторичные оценки относятся к когнитивно-оценочному процессу, который фокусируется на том, что может быть сделано касательно стрессовой ситуацией, в особенности, когда были сде- ланы первичные оценки потери/вреда или угрозы для человека. В сущности, вторичные оценки обеспечивают когнитивное основа- ние для копинга.
К когнитивным оценкам потери/вреда относятся пережива- ния боли, травмы, повреждения, которое уже случилось с атлетом.
Примером таких оценок в стрессовой спортивной ситуации может служить следующее заявление спортсмена: «Я начинаю терять уве- ренность», «Я чувствую, что ситуация безнадежна», «Я чувствую себя беспомощным». Оценки угрозы — это потенциальные собы- тия, которые спортсмен рассматривает как угрожающие ему, они еще не произошли, но антиципируются атлетом (страх сделать ошибку). Примеры таких оценок: «Я чувствую, что проиграю», «Я чувствую огромное напряжение», «Я переживаю беспокойство, что же произойдет дальше»
56 54
Hanin Y. L., Syrja P. Performance aff ect in soccer players: An application of the IZOF model // Int. Journal of Sports Medicine. — 1995. — №16. —Р.264-269.
55
Lazarus R.S., Folkman S. Stress, appraisal, and coping. — New York: Springer,
1984.
56
Anshel M., Raviv S., Jamieson J. Cognitive appraisal and coping strategies fol lo wing acute stress among skilled competitive male and female athletes // Journal of Sport Behavior. — 2001.

330
ГЛАВА 7. ПСИХОЛОГИЯ СПОРТИВНОЙ ТРАВМЫ
Р. Лазарус и С. Фолкман выделяют также оценки «вызова». В целом они более позитивны, относятся к антиципации благопри- ятного для атлета результата («Я могу сделать это», «Я готов»», Я контролирую ситуацию», «Я работаю очень усердно и смогу по- бедить моего опытного противника»).
В спортивной психологии выделяются несколько основных копинг-стратегий. Одна из них сводится к активизации внимания спортсмена, усилению бдительности. Эта стратегия характеризует- ся активностью атлета, направленной на редукцию влияния стрес- сора или уменьшения влияния негативных факторов на мысли, чувства, эмоции атлета. Вторая копинг-стратегия характеризует- ся избеганием спортсменом стрессовой ситуацией. Она получила название «подавление», «игнорирование». Атлет старается укло- ниться от источника стрессора путем переключения внимания на решение других задач.
По мнению Г. Кроне
57
, спортсменам следует использовать вто- рую стратегию для снятия эмоционального напряжения в задачах с неопределенными и меняющимися обстоятельствами («плохая погода», «выговор тренера», «судейский штраф»). Первая страте- гия является предпочтительной в условиях высокого контроля над ситуацией, когда получение информации и социальной поддерж- ки — наиболее желательны и спортсмен располагает достаточным временным ресурсом для анализа стресс-факторов (допущение ошибки, реакция на боль). Г. Кроне показал, что успешные про- фессиональные теннисисты, использующие стратегию избегания, переживают меньше тревоги из-за ошибок, чем их менее успешные коллеги.
Таким образом, одна и та же ситуация может интерпретиро- ваться спортсменами по-разному. Атлет, допустивший ошибку во время соревнования, может воспринять стрессор как угрожающий его самооценке, в то время как другой спортсмен может принять данную ситуацию как ситуацию «вызова».
П. Крокер
58
отмечает, что спортсмены женщины в основном используют эмоционально фокусированный копинг и больше нуж- даются в социальной поддержке, чем мужчины. Пример копинг- стратегии для молодых спортсменов приводится в работе M. Ан-
57
Krohne, H. W. Coping research: current theoretical and methodological developments // Th e German Journal of Psychology. — 1988. — №12. — P. 1-30.
58
Crocker, P. R. E. Managing stress by competitive athletes: ways of coping //
International Journal of Sport Psychology. — 1992. — №23. — P.161-175.


331
СТРАТЕГИИ СОВЛАДАНИЯ СО СПОРТИВНОЙ ТРАВМОЙ
шел
59
, смысл которых состоит в том, что если тренер называет тебя неудачником — не слушай его, но когда он начинает объяснять, почему он тебя так назвал — слушай, и ты станешь лучше.
Целью исследования А. Пенсгард и Г. Робертс
60
явилось из- учение взаимосвязи между уровнем достижения цели и копинг- стратегии совладения со стрессовой ситуацией. В исследованиях, посвященных этой проблеме, показано, что эго-ориентированные спортсмены испытывают больше стресса в ситуации выполнения деятельности. Атлеты, которые преимущественно ориентированы на задачу и имеют внутренний критерий достижения успеха, лучше справляются со стрессом, нежели спортсмены эго-ориентированные, имеющие внешний критерий успеха. В работе А. Пенсгард и П. Ро- бертс было установлено, что высокая эго-ориентация в большей степени связана с такой копинг-стратегией, как фокусировка на проблеме; высокий уровень эго-ориентации связан с использовани- ем копинг-стратегии спортсменами-женщинами, в отличие от муж- чин. В целом, спортсмены с высокой ориентацией на задачу (низкая эго-ориентация) более активно применяют копинг-стратегии в по- пытке преодоления стрессовой ситуации, что является особенно актуальным на Олимпийских играх (максимальная степень сорев- новательной ситуации), где другие спортсмены являются главным потенциальным источником стресса.
Атлеты, ориентированные на задачу, в большей степени ищут эмоциональную поддержку: симпатию, понимание, вне зависи- мости от состояния атлета, поскольку они мало озабочены тем, что о них думают люди. Преимущественно эго-ориентированные спортсмены будут менее открыты другим людям, так как, по их представлению, это может быть интерпретировано как проявле- ние слабости.
Использование эмоционально или проблемно фокусированно- го копинга зависит от стрессора. Проблемно фокусированный ко- пинг применяется в основном, когда люди чувствуют, что для реше- ния проблемы может быть сделано что-то конструктивное; в случае эмоционально фокусированного копинга стрессор рассматривается как сложная ситуация, которую нужно суметь пережить.
59
Anshel, M. H. Toward validation of a model for coping with acute stress in sport // International Journal of Sport Psychology. — 1990. — №21. — P.58-83.
60
Pensgaard A. M., Roberts G.S. Achievement goal orientations and the use of coping strategies among Winter Olympians // Psychology of Sport and Exercise. —
2003. — №4. — Р.101-116.