Файл: Роль органов службы занятости в реализации гражданами права на труд и обеспечении занятости населения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
К концу рассматриваемого периода наблюдается рост интереса к бизнес-образованию в области экономики, юриспруденции, менеджмента, при этом рабочие профессии и инженерные специальности в учебных заведениях оказываются невостребованными. Сохраняется солидная база для подготовки кадров у предприятий, которая в условиях общего кризиса не может работать в полную силу.
Таким образом, проблемы занятости и трудоустройства регулировались тем или иным образом в течение всей истории России. Отмена крепостного права в России дала начало новому этапу трудовых отношений, и необходимость их регулирования на государственном уровне, однако официально проблема безработицы и занятости населения с применением мер государственной поддержки начала решаться только в начале ХХ века. Были приняты первые нормативно-правовые акты, согласно которым открывались биржи труда. Началось активное взаимодействие с профсоюзами.
1.2 Полномочия органов службы занятости населения в Российской Федерации.
В соответствии со ст. 37 Конституции Российской Федерации [1] каждый гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. В апреле 1991г. Верховным Советом РФ был принят Закон РФ Закон от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения Российской Федерации» [9]. В России была создана Федеральная служба занятости и Государственный фонд занятости населения.
В соответствии со статьей 37 Конституции РФ [1] каждый имеет право на труд, а также право на защиту от безработицы. В статье 39 Конституции [1] закреплено право каждого на социальное обеспечение, в том числе по безработице. Содействию занятости способствуют и такие конституционные права и свободы, как право на образование, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавание, право на свободное использование своих способностей для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статьи 34, 43, 44 Конституции РФ) [1].
Осуществляемая при реализации вышеуказанных прав и свобод трудовая, творческая, предпринимательская и иная экономическая деятельность, профессиональное обучение представляют собой различные формы занятости. В соответствии со статьей 18 Конституции РФ [1], права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Приведенные выше конституционные положения имеют не только самостоятельное значение специфических средств правового воздействия на отношения по обеспечению занятости, но и получают развитие в соответствующих актах федерального законодательства, которые предусматривают конкретные организационно-правовые формы обеспечения занятости, закрепляют права и обязанности участников правоотношений, складывающихся в связи с осуществлением конституционных прав и обязанностей, устанавливают механизм обеспечения их реализации, ответственность за невыполнение обязанностей.
В системе этих нормативно-правовых актов федерального законодательства главенствующая роль принадлежит Закону Российской Федерации от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» [9], который является комплексным законодательным актом, регулирующим отношения в сфере содействия занятости населения. Как сказано в преамбуле данного закона, он определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы. Закон о занятости включает 6 глав и 37 статей.
В Законе о занятости нашли закрепление и развитие основные права гражданина в сфере занятости, - право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду (статья 1); право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения (статья 8); право граждан на консультацию, профессиональную ориентацию, содействие в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства, психологическую поддержку, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, получение информации в органах службы занятости (статья 9); право граждан на профессиональную деятельность за пределами территории РФ (статья 10); а так же право граждан на обжалование решений, действий или бездействия органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, либо в суд (статья 11).
Закон о занятости не только закрепляет основные права и свободы в сфере занятости, но и устанавливает гарантии их реализации, закрепляет основы правового механизма регулирования организации занятости населения. В соответствии со статьей 12 указанного Закона, государство гарантирует всем гражданам свободу выбора рода деятельности, в том числе работы с разными режимами труда; охрану труда; правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу в соответствии с законодательством о труде; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости.
Специальные гарантии установлены для безработных граждан. Для них предусматриваются бесплатная профориентация, профессиональная подготовка и повышение квалификации по направлению органов службы занятости; обеспечение социальной поддержки; компенсация материальных затрат в связи с направлением на работу или обучение в другую местность по предложению органов службы занятости; бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение; возможность участия в оплачиваемых общественных работах.
К числу гарантий государства в реализации права граждан на труд отнесено и обеспечение социальной поддержки безработных граждан. В соответствии со статьями 28-36 Законом о занятости, социальная поддержка безработных граждан осуществляется путем выплаты им пособий по безработице, стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, оказания материальной и иной помощи. Законом устанавливаются размеры, порядок, условия и сроки выплаты пособий по безработице, стипендий и иных социальных выплат безработным.
Более чем за 20 летнее существование Закон о занятости претерпел ряд (а точнее 24) изменения и дополнения. В том числе 1 изменение внесено в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 16.12.1997 № 20-П. Однако следует заметить, что за время существования Закона о занятости в Росси уже произошло два кризиса: первый – Азиатский финансовый кризис 1998 года и второй – Мировой финансовый кризис 2008 года.
Одни из первых изменений и дополнений Закона о занятости относятся к 20 апреля 1996 г. (Закон от 19 апреля 1991 г. был изложен в новой редакции), 21 июля 1998 г., от 30 апреля 1999 г. и от 17 июля 1999 г. После 20 апреля 1996 г. последние два изменения были наиболее значительными. Так, Федеральным законом от 30 апреля 1999 г. были внесены изменение и дополнения в 6 статей (3,28,29,30,31 и 35).
Наиболее важными являются дополнения п. 1 ст. 28 о том, что государство гарантирует безработным выплату пособия по безработице, в том числе, в период временной нетрудоспособности безработного, а так же исключение абзаца шестого п.1 ст. 28, устанавливавшего предельный срок выплаты пособия по временной нетрудоспособности в 30 календарных дней, и абзаца второго п. 4 ст. 35, который предусматривал прекращение выплаты пособия по безработице в период временной нетрудоспособности безработного, а также нетрудоспособности, длящейся свыше 30 календарных дней в течение 12-месячного периода безработицы. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" внес изменения и дополнения в 13 статей (2,3,4,7,13,23,24,29,30,31,33,34,35).
Серьезному изменению подверглась ст. 2 Закона от 12 апреля 1991 г. (в ред. от 20 апреля 1996 г.). Абзац второй данной статьи был заменен нормой о том, что занятыми не считаются лица, работающие на общественных работах (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в п.3 ст. 4 данного Закона). В новой редакции изложен абзац 6 ст. 2. Уточнены работы по договорам гражданско-правового характера, при наличии которых граждане считаются занятыми. К ним отнесены выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам,
Кроме того, занятыми признаны члены производственных кооперативов (артелей). Уточнены также причины временного отсутствия работника на рабочем месте (абзац 10). Наконец, ст.2 дополнена новым абзацем (11, а по новому исчислению - 10).
Весьма важным является изменение редакции абзаца четвертого п.4 ст. 4. Теперь положение о том, что подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте РФ в установленном порядке, а не средней заработной платы, как это было ранее. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ.
Пункт 2 ст.7 дополнен абзацем вторым. Согласно этому дополнению ораны государственной власти субъектов РФ в связи с осложнением ситуации, касающейся занятости населения на отдельных территориях, разрабатывают и реализуют мероприятия по стабилизации положения на рынке труда. Порядок отнесения территорий к напряженным по ситуации, сложившейся на рынке труда, определяется Правительством РФ. Пункт 1 ст. 24 Закона дополнен абзацами вторым и третьим. Здесь дается определение понятия общественных работ, а также указывается, какая деятельность не относится к общественным работам. Изменена также редакция абзаца второго пункта 3 ст.24. В соответствии с данными изменениями за безработными гражданами участвующими в общественных работах сохраняется право на получения пособия по безработице.
Федеральным законом от 17 июля 1999 г. в Закон «О занятости населения в Российской Федерации»" внесены ряд изменений, касающихся размеров выплат безработным гражданам. Теперь размеры заработка, для исчисления стипендии, выплачиваемой в период обучения (ст.29), пособий по безработице (ст.30,31,33,34) будут соизмеряться не только с минимальной заработной платой, но и с прожиточным минимумом, исчисленным в соответствующем субъекте РФ.
К полномочиям Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относится оказание в соответствии с законодательством о занятости населения следующих государственных услуг:
-содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
-информирование о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации;
-организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
-организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования;
-психологическая поддержка безработных граждан;
-профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан, включая обучение в другой местности;
-организация проведения оплачиваемых общественных работ;
-организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;
-социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
-содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации;
-содействие гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению службы занятости;
-выдача заключений о привлечении и об использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.
Предметом и целями деятельности органов занятости является обеспечение государственных гарантий жителей муниципальных образований в области занятости населения; оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации государственных услуг в сфере