Файл: Роль органов службы занятости в реализации гражданами права на труд и обеспечении занятости населения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 142
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
содействия занятости и защиты от безработицы; реализация государственной политики в области охраны труда на территории муниципального образования; обеспечение соблюдения трудового законодательства в организациях.
Виды деятельности:
- регистрация граждан в целях содействия в поиске подходящей работы, а также регистрация безработных граждан;
- оказание в соответствии с законодательством о занятости населения следующих государственных услуг:
-содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
- информирование о положении на рынке труда;
- организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
- организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования;
- психологическая поддержка безработных граждан;
- профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан, включая обучение в другой местности;
- организация проведения оплачиваемых общественных работ;
- организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 23 лет, имеющих среднее профессиональное и высшее образование и ищущих работу впервые;
- социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
- содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации;
- содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости;
- подготовка предложений о привлечении и об использовании иностранных работников;
- осуществление полномочия министерства по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом в денежной форме в соответствии с утвержденным в установленном порядке перечнем.
Таким образом, органы службы занятости являются неотъемлемой частью в жизни нашего общества, осуществляющие правоприменительные функции в сфере труда, функции по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, а также, обеспечивающие социальную поддержку и материальную помощь безработному в период поиска работы.
Служба занятости руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации [1], Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» [9], другими законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации.
Основные положения государственной политики в сфере занятости населения закреплены в законодательстве Российской Федерации.
Они представляют собой соответствующую систему нормативных правовых актов, которые определяют правовые, организационные и экономические основы отношений, возникающих в связи с обеспечением занятости и реализацией права граждан на труд.
Законодательство о занятости населения основывается, в первую очередь,
на Конституцию Российской Федерации [1], которая является основным законом и провозглашает базовые права людей в сфере труда. Так, в соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации [1] труд в нашей стране является свободным, то есть каждый гражданин имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Также рассматриваемая статья устанавливает, что принудительный труд в стране запрещен.
Например, Конституция Российской Федерации закрепляет следующие права граждан в сфере труда:
– право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;
– право на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
– право на защиту от безработицы;
– право на индивидуальные и коллективные трудовые споры;
– право на отдых [1].
Следует отметить, что гарантии государства по реализации прав граждан Российской Федерации в сфере занятости населения, которые проживают за пределами страны, определяются международно-правовыми актами в сфере занятости.
Международные правовые акты, признанные нашим государством, приобретают обязательную юридическую силу и становятся частью национального законодательства. К правовым актам международного значения
относятся: межгосударственные, межправительственные договоры, соглашения, конвенции.
Из действующих на сегодняшний день в Российской Федерации международных нормативных актов в области занятости можно выделить две основные группы:
– Всеобщая декларация прав человека, принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года
– международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принят резолюцией 2200А (XXI) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 16 декабря 1966 года
– международный пакт о гражданских и политических правах, принят резолюцией 2200А (XXI) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 16 декабря 1966 года
– конвенция Международной организации труда № 122 о политике в области занятости, принята Генеральной конференцией Международной организации труда на ее 48-ой сессии, 9 июля 1964 года
– декларация относительно целей и задач Международной организации труда, принята Генеральной конференцией Международной организации труда на ее 26-ой сессии, 10 мая 1944 года
– декларация об основополагающих принципах и правах в сфере труда, принята Генеральной конференцией Международной организации труда на ее
86-й сессии, 18 июня 1998 года и прочие
Часть указанных документов ратифицирована государством еще в период существования СССР, но это не умаляет их значения в правоприменительной практике, так как современная Россия официально признала все международные акты, ратифицированные СССР, и взяла на себя все обязательства по ним.
Законодательным актам федерального уровня, объединяющим нормы, относящиеся к сфере содействия занятости, также является Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ. Он устанавливает государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан, способствует созданию необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений [3].
Положения Конституции РФ [1] и актов международного значения отображаются в правовых актах федерального уровня, которые регламентируют права и обязанности сторон правоотношений, устанавливают способы обеспечения их реализации, а так же устанавливают ответственность за невыполнение обязанностей.
Российской Федерации от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», который является комплексным законодательным актом. Данный закон определяет гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, устанавливает компенсации, а также закрепляет основные права граждан в области занятости [9].
Так, например, статья 12 закрепляет следующие гарантии:
– свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда;
– защита от безработицы;
– бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости;
– информирование о положении на рынке труда.
– социальная поддержка;
– бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и
психологической поддержке, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по направлению органов службы занятости;
– бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования [9].
Также согласно закону в Российской Федерации действует информационно-аналитическая система – Общероссийская база вакансий «Работа в России», которая содержит информацию о работодателях, испытывающих потребность в работниках, наличии свободных рабочих мест гражданах, ищущих работу, и иную информацию.
Следует отметить, что наряду с законами в Российской Федерации действуют также подзаконные акты, которые имеют весьма большое значение, так как они играют вспомогательную роль, детализируя положения закона.
Отдельные вопросы в области регулирования занятости закреплены в Указах Президента Российской Федерации и Постановлениях Правительства Российской Федерации.
Например, на сегодняшний день в стране действуют следующие Постановления Правительства Российской Федерации, которые обеспечивают создание и деятельность органов системы занятости:
– Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 №324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости»;
Виды деятельности:
- регистрация граждан в целях содействия в поиске подходящей работы, а также регистрация безработных граждан;
- оказание в соответствии с законодательством о занятости населения следующих государственных услуг:
-содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
- информирование о положении на рынке труда;
- организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
- организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования;
- психологическая поддержка безработных граждан;
- профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан, включая обучение в другой местности;
- организация проведения оплачиваемых общественных работ;
- организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 23 лет, имеющих среднее профессиональное и высшее образование и ищущих работу впервые;
- социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
- содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации;
- содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости;
- подготовка предложений о привлечении и об использовании иностранных работников;
- осуществление полномочия министерства по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом в денежной форме в соответствии с утвержденным в установленном порядке перечнем.
Таким образом, органы службы занятости являются неотъемлемой частью в жизни нашего общества, осуществляющие правоприменительные функции в сфере труда, функции по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, а также, обеспечивающие социальную поддержку и материальную помощь безработному в период поиска работы.
1.3 Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность органов службы занятости населения.
Служба занятости руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации [1], Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» [9], другими законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации.
Основные положения государственной политики в сфере занятости населения закреплены в законодательстве Российской Федерации.
Они представляют собой соответствующую систему нормативных правовых актов, которые определяют правовые, организационные и экономические основы отношений, возникающих в связи с обеспечением занятости и реализацией права граждан на труд.
Законодательство о занятости населения основывается, в первую очередь,
на Конституцию Российской Федерации [1], которая является основным законом и провозглашает базовые права людей в сфере труда. Так, в соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации [1] труд в нашей стране является свободным, то есть каждый гражданин имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Также рассматриваемая статья устанавливает, что принудительный труд в стране запрещен.
Например, Конституция Российской Федерации закрепляет следующие права граждан в сфере труда:
– право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;
– право на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
– право на защиту от безработицы;
– право на индивидуальные и коллективные трудовые споры;
– право на отдых [1].
Следует отметить, что гарантии государства по реализации прав граждан Российской Федерации в сфере занятости населения, которые проживают за пределами страны, определяются международно-правовыми актами в сфере занятости.
Международные правовые акты, признанные нашим государством, приобретают обязательную юридическую силу и становятся частью национального законодательства. К правовым актам международного значения
относятся: межгосударственные, межправительственные договоры, соглашения, конвенции.
Из действующих на сегодняшний день в Российской Федерации международных нормативных актов в области занятости можно выделить две основные группы:
-
Документы Организации Объединенных Наций (ООН), наиболее значимыми в регулировании занятости, из которых для Российской Федерации являются:
– Всеобщая декларация прав человека, принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года
– международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принят резолюцией 2200А (XXI) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 16 декабря 1966 года
– международный пакт о гражданских и политических правах, принят резолюцией 2200А (XXI) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 16 декабря 1966 года
-
Документы Международной организации труда (МОТ), среди которых наибольшее значение для Российской Федерации имеют:
– конвенция Международной организации труда № 122 о политике в области занятости, принята Генеральной конференцией Международной организации труда на ее 48-ой сессии, 9 июля 1964 года
– декларация относительно целей и задач Международной организации труда, принята Генеральной конференцией Международной организации труда на ее 26-ой сессии, 10 мая 1944 года
– декларация об основополагающих принципах и правах в сфере труда, принята Генеральной конференцией Международной организации труда на ее
86-й сессии, 18 июня 1998 года и прочие
Часть указанных документов ратифицирована государством еще в период существования СССР, но это не умаляет их значения в правоприменительной практике, так как современная Россия официально признала все международные акты, ратифицированные СССР, и взяла на себя все обязательства по ним.
Законодательным актам федерального уровня, объединяющим нормы, относящиеся к сфере содействия занятости, также является Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ. Он устанавливает государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан, способствует созданию необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений [3].
Положения Конституции РФ [1] и актов международного значения отображаются в правовых актах федерального уровня, которые регламентируют права и обязанности сторон правоотношений, устанавливают способы обеспечения их реализации, а так же устанавливают ответственность за невыполнение обязанностей.
-
системе нормативных правовых актов федерального законодательства главенствующая роль в регулировании занятости принадлежит Закону
Российской Федерации от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», который является комплексным законодательным актом. Данный закон определяет гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, устанавливает компенсации, а также закрепляет основные права граждан в области занятости [9].
Так, например, статья 12 закрепляет следующие гарантии:
– свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда;
– защита от безработицы;
– бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости;
– информирование о положении на рынке труда.
-
свою очередь безработным гражданам гарантируются:
– социальная поддержка;
– бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и
психологической поддержке, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по направлению органов службы занятости;
– бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования [9].
Также согласно закону в Российской Федерации действует информационно-аналитическая система – Общероссийская база вакансий «Работа в России», которая содержит информацию о работодателях, испытывающих потребность в работниках, наличии свободных рабочих мест гражданах, ищущих работу, и иную информацию.
Следует отметить, что наряду с законами в Российской Федерации действуют также подзаконные акты, которые имеют весьма большое значение, так как они играют вспомогательную роль, детализируя положения закона.
Отдельные вопросы в области регулирования занятости закреплены в Указах Президента Российской Федерации и Постановлениях Правительства Российской Федерации.
Например, на сегодняшний день в стране действуют следующие Постановления Правительства Российской Федерации, которые обеспечивают создание и деятельность органов системы занятости:
– Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 №324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости»;