Файл: Лекции по зарубежной литературе_Набоков В_2000 -512с.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.11.2021
Просмотров: 4204
Скачиваний: 12
470 ВЛАДИМИР НАБОКОВ
ных в субъективные, отчего бы не предположить, что
когда- то сюда упала настоящая капля и каким-то
образом филогенетически закрепилась в виде пятна?
Но, наверное, самое забавное следствие нашей экстра-
вагантной веры в природное бытие математики было
предъявлено несколько лет назад, когда предприимчи-
вый и остроумный астроном выдумал способ привлечь
внимание марсиан, если таковые имеются, посредством
изображающих какую-нибудь несложную геометриче-
скую фигуру гигантских, в несколько миль длиной,
световых линий, в основе чего лежала надежда, что,
распознав нашу осведомленность о наличии треуголь-
ников, марсиане сразу придут к выводу, что возможен
контакт с этими разумными теллурийцами.
Здесь здравый смысл шныряет обратно и хрипло
шепчет, что хочу я того или нет, но одна планета плюс
другая будет две планеты, а сто долларов больше пяти-
десяти. Возрази я, что одна из планет может оказаться
двойной или что небезызвестная инфляция славится
своим умением сократить за ночь сотню до десятки,
здравый смысл обвинит меня в подмене общего част-
ным. Но такая подмена опять-таки один из центральных
феноменов в том мире, куда я вас приглашаю на экс-
курсию.
Я сказал, что мир этот хорош — и «хорошесть» его
есть нечто иррационально-конкретное. Со здравомыс-
ленной точки зрения «хорошесть», скажем, чего-то съе-
добного настолько же абстрактна, как и его «плохость»,
раз и та и другая — свойства, не представляемые ясным
рассудком в виде осязаемых и отдельных объектов. Но,
проделав такой же мысленный фокус, какой необходим,
чтобы научиться плавать или подрезать мяч, мы осозна-
ем, что «хорошесть» — это что-то круглое и сливочное,
красиво подрумяненное, что-то в чистом фартуке с
голыми теплыми руками, нянчившими и ласкавшими
нас, что-то, одним словом, столь же реальное, как хлеб
или яблоко, которыми пользуется реклама; а лучшую
рекламу сочиняют хитрецы, умеющие запускать шутихи
индивидуального воображения, это умение — как раз
коммерческий здравый смысл, использующий орудия
иррационального восприятия в своих совершенно раци-
ональных целях.
ИСКУССТВО ЛИТЕРАТУРЫ... 471
Ну а «плохость» в нашем внутреннем мире чужак; она
от нас ускользает; «плохость», в сущности, скорее не-
хватка чего-то, нежели вредное наличие; и, будучи аб-
страктной и бесплотной, она в нашем внутреннем мире
реального места не занимает. Преступники — обычно
люди без воображения, поскольку его развитие, даже по
убогим законам здравого смысла, отвратило бы их от
зла, изобразив гравюру с реальными наручниками; а
воображение творческое отправило бы их на поиски
отдушины в вымысле, и они бы вели своих персонажей
к успеху в том деле, на каком сами бы погорели в
реальной жизни. Но, лишенные подлинного воображе-
ния, они обходятся слабоумными банальностями вроде
триумфального въезда в Лос-Анджелес в шикарной кра-
деной машине с шикарной же блондинкой, пособившей
искромсать владельца машины. Разумеется, и из этого
может получиться искусство, если перо писателя точно
соединит нужные линии, но само по себе преступ-
ление — настоящее торжество пошлости, и чем оно
удачнее, тем глупее выглядит. Я никогда не признавал,
что задача писателя — улучшать отечественную нравст-
венность, звать к светлым идеалам с гремящих высот
случайной стремянки и оказывать первую помощь ма-
ранием второсортных книг. Читая мораль, писатель
оказывается в опасной близости к бульварной муре, а
сильным романом критики обычно называют шаткое
сооружение из трюизмов или песчаный замок на люд-
ном пляже, и мало есть картин грустнее, чем крушение
его башен и рва, когда воскресные строители ушли и
только холодные мелкие волны лижут пустынный песок.
Кое-какую пользу, однако, настоящий писатель, хотя
и совершенно бессознательно, окружающему миру при-
носит. Вещи, которые здравый смысл отбросил бы как
никчемные пустяки или гротескное преувеличение, твор-
ческий ум использует так, чтобы сделать несправедли-
вость нелепой. Наш настоящий писатель не задается
целью превратить злодея в клоуна: преступление в лю-
бом случае жалкий фарс, независимо от того, принесет
обществу пользу разъяснение этого или нет; обычно
приносит, но задача или долг писателя не в этом. Огонек
в писательских глазах, когда он замечает придурковато
разинутый рот убийцы или наблюдает за розысками в
472 ВЛАДИМИР НАБОКОВ
богатой ноздре, учиненными крепким пальцем уединив-
шегося в пышной спальне профессионального тира-
на, — огонек этот карает жертву вернее, чем револьвер
подкравшегося заговорщика. И наоборот, нет ничего
ненавистнее для диктатора, чем этот неприступный,
вечно ускользающий, вечно дразнящий блеск. Одной из
главных причин, по которой лет тридцать назад ленин-
ские бандиты казнили Гумилева, русского поэта-ры-
царя, было то, что на протяжении всей расправы: в
тусклом кабинете следователя, в застенке, в плутающих
коридорах по дороге к грузовику, в грузовике, который
привез его к месту казни, и в самом этом месте, где
слышно было лишь шарканье неловкого и угрюмого
расстрельного взвода, — поэт продолжал улыбаться.
Земная жизнь всего лишь первый выпуск серийной
души, и сохранность индивидуального секрета вопреки
плоти — уже не просто оптимистическая
догадка и даже не вопрос религиозной веры, если по-
мнить, что бессмертие исключено только здравым смыс-
лом. Писатель-творец — творец в том особом смысле,
который я пытаюсь передать, — непременно чувствует,
что, отвергая мир очевидности, вставая на сторону ир-
рационального, нелогичного, необъяснимого и фунда-
ментально хорошего, он делает что-то черновым образом
подобное тому, что
[двух страниц в оригинале не хвата-
ет.
—
Фр. Б.]
под облачными небесами серой Венеры.
Здесь здравый смысл меня прервет и скажет, что
если и дальше потакать этим бредням, то можно по-
просту рехнуться. И впрямь можно, если болезненные
преувеличения нашего бреда оторвать от холодного и
сознательного труда художника. Сумасшедший боится
посмотреть в зеркало, потому что встретит там чужое
лицо: его личность обезглавлена; а личность художника
увеличена. Сумасшествие — всего лишь больной оста-
ток здравого смысла, а гениальность — величайшее ду-
ховное здоровье, и криминолог Ломброзо все перепутал,
когда пытался установить их родство, потому что не
заметил анатомических различий между манией и вдох-
новением, между летягой и птицей, между сухим сучком
и похожей на сучок гусеницей. Лунатики потому и
лунатики, что, тщательно и опрометчиво расчленив
привычный мир, лишены — или лишились — власти
ИСКУССТВО ЛИТЕРАТУРЫ... 473
создать новый, столь же гармоничный, как прежний.
Художник же берется за развинчивание когда и где
захочет и во время занятия этого знает, что у него внутри
кое-что помнит о грядущем итоге. И рассматривая за-
вершенный шедевр, он видит, что пусть мозги и про-
должали незаметно шевелиться во время творческого
порыва, но полученный итог — это плод того четкого
плана, который заключался уже в исходном шоке, как
будущее развитие живого существа заключено в генах.
Переход от диссоциации к ассоциации отмечен свое-
го рода духовной дрожью, которую по-английски очень
расплывчато называют inspiration. Прохожий начинает
что-то насвистывать именно в тот момент, когда вы
замечаете отражение ветки в луже, что, в свою очередь
и мгновенно, напоминает сочетание сырой листвы и
возбужденных птиц в каком-то прежнем саду, и старый
друг, давно покойный, вдруг выходит из былого, улыба-
ясь и складывая мокрый зонтик. Все умещается в одну
сияющую секунду, и впечатления и образы сменяются
так быстро, что не успеваешь понять ни правила, по
которым они распознаются, формируются, сливают-
ся, — почему именно эта лужа, именно этот мотив, —
ни точное соотношение всех частей; так кусочки карти-
ны вдруг мгновенно сходятся у вас в голове, причем
самой голове невдомек, как и отчего сошлись все части,
и вас пронзает дрожь вольного волшебства, какого-то
внутреннего воскрешения, будто мертвеца оживили иг-
ристым снадобьем, только что
у вас на
глазах. На таком ощущении и основано то, что зовут
inspiration, — состояние, которое здравый смысл непре-
менно осудит. Ибо здравый смысл скажет, что жизнь на
земле, от улитки до утки, от смиреннейшего червя до
милейшей женщины, возникла из коллоидного углеро-
дистого ила под воздействием ферментов и под услуж-
ливое остывание земли. Хорошо — пусть у нас по жилам
льется силурийское море; я согласен даже на эволюцию,
по крайней мере как на условную формулу. Пусть
практические умы умиляются мышами на побегушках у
профессора Павлова и колесящими крысами д-ра Гриф-
фита и пусть самодельная амеба Рамблера окажется
чудной зверушкой. Но нельзя забывать: одно дело —
нашаривать звенья и ступени жизни, и совсем другое —
474 ВЛАДИМИР НАБОКОВ
понимать, что такое в действительности жизнь и фено-
мен вдохновения.
В приведенном мной примере — мотив, листва,
дождь — имеется в виду сравнительно несложная фор-
ма. Такие переживания знакомы многим, необязательно
писателям; большинство просто не обращает на них
внимания. В моем примере память играет центральную,
хотя и бессознательную роль и все держится на иде-
альном слиянии прошлого и настоящего. Вдохновение
гения добавляет третий ингредиент: во внезапной вспыш-
ке сходятся не только прошлое и настоящее, но и
будущее — ваша книга, то есть воспринимается весь
круг времени целиком — иначе говоря, времени больше
нет. Вы одновременно чувствуете и как вся Вселенная
входит в вас, и как вы без остатка растворяетесь в
окружающей вас Вселенной. Тюремные стены вокруг
эго вдруг рушатся, и не-эго врывается, чтобы спасти
узника, а тот уже пляшет на воле.
В русском языке, вообще-то довольно бедном аб-
страктными понятиями, для творческого состояния есть
два термина: «восторг» и «вдохновение». Разница между
ними главным образом температурная: первое — жаркое
и краткое, второе — холодное и затяжное. До сих пор я
говорил о чистом пламени «восторга», исходного восхи-
щения, при котором еще нет никакой сознательной
цели, но без которого невозможно связать разрушение
прежнего мира с построением нового. Когда настанет
срок и писатель примется за собственно сочинение
книги, он положится на второй — ясный и устойчи-
вый — вид, на «вдохновение», на испытанного товари-
ща, который поможет воссоединить и заново построить
мир.
Силе и оригинальности первичной судороги восторга
прямо пропорциональна ценность книги, которую на-
пишет писатель. В самом низу шкалы — та слабенькая
дрожь, которая доступна среднему сочинителю, когда
ему, скажем, вдруг откроется внутренняя связь между
фабричными трубами, чахлой дворовой сиренью и блед-
нолицым ребенком; но сочетание до того незатейливо,
тройной символ до того очевиден, мост между образами
до того истоптан литературными паломниками и изъез-
жен телегами с грузом шаблонных идей, итоговый мир