Файл: курс лекций ТО и практика СКМ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2021

Просмотров: 775

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

46

Какая

 

программа

 

необходима

?

  

В

 

мировой

 

социокультурной

 

практике

 

существует

 

два

 

крайних

 

вариан

-

та

 

культурной

 

программы

в

 «

американском

» 

духе

 - «

мягкий

» 

вариант

 

сводит

 

программу

 

к

 

совокупности

 

поступивших

 

заявок

 

и

 

проектов

; «

жесткий

» 

пред

-

полагает

 

трудоемкое

 

исследование

конкретизацию

 

приоритетов

 

в

 

расписан

-

ные

 

по

 

конкретным

 

срокам

 

виды

 

работ

 

на

 

перспективу

Следует

 

только

 

пом

-

нить

что

 

в

 

любом

 

варианте

 

материалы

 

как

 «

большой

» 

программы

 (

в

 «

жест

-

ком

» 

варианте

), 

так

 

и

 

конкретные

 

проекты

 

в

 

рамках

 

схемы

 

приоритетов

  (

в

 

«

мягком

» 

варианте

должны

 

иметь

 

не

 

только

 

полное

 

рабочее

 

исполнение

включающее

 

подробно

 

прописанные

 

проблему

идею

цели

задачи

содержа

-

ние

обоснование

 

обеспечения

схему

 

контроля

 

реализации

Необходимо

 

также

 

иметь

 

аннотацию

 

программных

 

документов

их

 

краткий

 

вариант

 

для

 

использования

 

в

 

качестве

 

раздаточного

рекламного

 

материала

исполь

-

зуемого

 

в

 PR-

акциях

 

продвижения

 

программы

Кто

 

будет

 

разрабатывать

 

программу

?  

Разработкой

 

программы

 

могут

 

заниматься

 

непосредственно

 

сами

 

со

-

трудники

 

аппарата

 

управления

 

соответствующего

 

государственного

 

органа

Однако

 

опыт

 

показывает

что

 

у

 

такого

 

пути

 

имеются

 

существенные

 

не

-

достатки

:   

во

-

первых

разработка

 

перспективной

 

программы

 

требует

 

серьез

-

ного

 

отвлечения

 

от

 

текущих

 

дел

что

 

зачастую

 

не

 

идет

 

на

 

пользу

 

ни

 

текущим

 

делам

ни

 

разработке

во

-

вторых

чиновник

остающийся

 

в

 

кругу

 

хорошо

 

ему

 

знакомых

 

текущих

 

проблем

с

 

большим

 

трудом

 

может

 

выйти

 

за

 

их

 

горизонт

что

 

принципиально

 

необходимо

 

при

 

такой

 

разработке

Поэтому

 

в

 

высшей

 

степени

 

целесообразно

 

привлекать

 

для

 

такой

 

разработки

 

независимых

 

спе

-

циалистов

хорошо

 

ориентирующихся

 

в

 

современных

 

культурных

 

процессах

их

 

динамике

местных

 

особенностях

 

и

 

традициях

Опыт

 

показывает

что

 

не

-

бесполезным

 

оказывается

 

привлечение

 

специалистов

 

из

 

гуманитарных

 

вузов

научных

 

центров

.  

Однако

по

 

мнению

 

специалистов

полностью

 

перепоручать

 

разработку

 

сторонним

 

специалистам

 

не

 

следует

 — 

разработка

 

может

 

оказаться

 

излишне

 

абстрактной

 

и

 

утопичной

вариантом

 

безответственного

 

прожектерства

иг

-

рой

 

ума

представляющей

в

 

лучшем

 

случае

теоретический

 

интерес

 — 

не

 

бо

-

лее

Поэтому

 

в

 

группу

 

разработчиков

 

обязательно

 

должны

 

войти

 

также

 

мест

-

ные

 

работники

 

культуры

как

 

наиболее

 

опытные

 

и

 

компетентные

 

из

 

них

так

 

и

 

молодые

инициативные

 

и

 

перспективные

 

специалисты

Существенно

 

об

-

легчит

 

разработку

 

полноценной

 

программы

а

 

главное

 — 

последующую

 

реа

-

лизацию

привлечение

 

к

 

ее

 

разработке

 

представителей

 

местной

 

зако

-

 


background image

 

47

нодательной

 

и

 

исполнительной

 

власти

  (

депутатов

  — 

членов

 

комиссии

 

по

 

культуры

ведущих

 

чиновников

 

соответствующих

 

служб

), 

а

 

также

 

предста

-

вителей

 

общественности

  (

творческих

 

союзов

общественных

 

организаций

), 

ведущих

 

журналистов

интересующихся

 

проблемами

 

местной

 

истории

тра

-

диций

 

и

 

культурной

 

жизни

Организационно

 

привлечение

 

всего

 

этого

 

круга

 

лиц

 

может

 

быть

 

оформлено

 

в

 

виде

 

комиссии

 

по

 

разработке

 

программы

соз

-

дания

 

временного

 

трудового

 

коллектива

 

и

 

т

д

С

 

активными

 

участниками

 

разработки

 

могут

 

быть

 

заключены

 

конкретные

 

договоры

 

подряда

трудовые

 

соглашения

договоры

 

на

 

куплю

-

продажу

 

интеллектуальной

 

собственности

Как

 

будет

 

разрабатываться

 

программа

?

  

Сама

 

разработка

 

включает

анализ

 

состояния

 

сферы

 

культуры

 

в

 

регио

-

не

проведение

 

специального

 

исследования

 (

опросов

анкетирования

наблю

-

дений

контент

-

анализа

 

документов

 

и

 

прессы

), 

проведение

 

семинаров

кон

-

ференций

 

и

 

т

п

Такой

 

путь

однако

серьезно

 

задерживает

 

и

 

удорожает

 

раз

-

работку

На

 

основе

 

исследований

 (

по

 

которым

 

представляется

 

аналитический

 

отчет

надо

 

выработать

 

рекомендации

и

 

только

 

на

 

их

 

основе

 — 

собственно

 

проектную

 

часть

 

программы

Существенно

 

повышает

 

эффективность

 

и

 

ре

-

зультативность

 

разработки

 

технология

 

апробационно

-

поисковых

 

деловых

 

игр

хорошо

 

зарекомендовавшая

 

себя

 

на

 

практике

С

 

ее

 

помощью

 

можно

 

в

 

сжатые

 

сроки

за

 

счет

 

интенсивной

 

работы

 

не

 

только

 

получить

 

содержатель

-

ный

 

программный

 

документ

но

 

и

 

сформировать

 

группы

 

поддержки

 

и

 

реали

-

зации

 

этой

 

программы

.  

Кто

 

и

 

как

 

будет

 

осуществлять

 

программу

?

  

Поскольку

 

к

 

участию

 

в

 

игре

 

привлекались

 

специалисты

-

практики

 

сфе

-

ры

 

культуры

 

и

 

сопряженных

 

с

 

нею

 

сфер

 

деятельности

между

 

ними

 

в

 

процес

-

се

 

игры

 

сложились

 

определенные

 

контакты

 

и

 

даже

 

сотрудничество

 

на

 

стади

-

ях

 

поиска

 

решения

 

реальных

 

проблем

выработки

 

конкретных

 

проектов

 

та

-

ких

 

решений

то

 

одним

 

из

 

важных

 

результатов

 

игры

 

является

 

не

 

только

 

по

-

лучение

 

проекта

 

программного

 

документа

но

 

и

 

формирование

 

инициа

-

тивных

 

групп

коллективов

 

единомышленников

что

 

решающим

 

образом

 

ска

-

зывается

 

зачастую

 

на

 

ходе

 

и

 

результатах

 

внедрения

 

программ

Собственно

 

проект

 

программы

 

после

 

его

 

оформления

 

должен

 

пройти

 

традиционные

 

ста

-

дии

 

согласования

 

и

 

утверждения

Целесообразно

 

также

 

провести

 

презента

-

цию

 

программы

 

с

 

широким

 

привлечением

 

СМИ

Однако

 

успех

 

дела

 

в

 

реали

-

зации

 

программы

в

 

конечном

 

счете

прежде

 

всего

зависит

 

от

 

средств

акку

-

мулированных

 

для

 

ее

 

осуществления

Решение

 

этой

 

важнейшей

 

задачи

 

от

-

 


background image

 

48

нюдь

 

не

 

сводится

 

к

 

борьбе

 

за

 

выделение

 

бюджетных

 

средств

 

и

 

предполагает

 

интенсивные

 

усилия

 

в

 

духе

 

фандрейзинговой

 

технологии

Технология

 

фандрейзинга

 

в

 

социально

-

культурной

 

сфере

 

Конкретной

 

менеджментной

 

и

 

социально

-

культурной

 

технологией

по

-

зволяющей

 

консолидировать

 

усилия

 

и

 

средства

 

государства

бизнеса

 

и

 

обще

-

ственности

 

выступает

 

фандрейзинг

 (fundraising) – 

деятельность

 

по

 

привлече

-

нию

 

и

 

аккумулированию

 

финансовых

 

средств

 

из

 

различных

 

источников

 

на

 

реализацию

 

социально

-

культурных

 

проектов

 

и

 

программ

.  

По

 

своим

 

целям

 

и

 

содержанию

 

эта

 

технология

 

близка

 

к

 

поиску

 

и

 

при

-

влечению

 

инвестиций

Однако

 

если

 

в

 

последнем

 

случае

 

основанием

 

для

 

при

-

влечения

 

потенциальных

 

инвесторов

 

является

 

перспектива

 

извлечения

 

при

-

былей

 

из

 

реализации

 

долговременных

 

коммерческих

 

или

 

промышленных

 

проектов

то

 

фандрейзинг

 

ориентирован

 

на

 

реализацию

 

отдельных

 

или

 

крат

-

ковременных

 

проектов

 

и

 

программ

не

 

имеющих

 

непосредственной

 

коммер

-

ческой

 

выгоды

Сказанное

 

не

 

означает

однако

что

 

фандрейзинг

 

это

 

нечто

 

сугубо

 

благотворительное

В

 

этой

 

технологии

 

тесно

 

переплетаются

 

интересы

 

государственных

 

органов

 

власти

делового

 

мира

общественности

профес

-

сиональных

 

сообществ

возможности

 

коммерческой

 

и

 

некоммерческой

 

дея

-

тельности

Иначе

 

говоря

фандрейзинг

 

позволяет

 

плести

 

из

 

конкретных

 

инте

-

ресов

имеющих

 

конкретное

 

финансовое

 

выражение

 (

кто

 

и

 

за

 

что

 

готов

 

пла

-

тить

 

деньги

реальную

 

ткань

 

обеспечения

 

культурной

 

жизни

Технологическое

 

содержание

 

фандрейзинга

 

Источники

 

финансирования

 

в

 

сфере

 

культуры

Мировой

 

опыт

 

финан

-

сирования

 

поддержки

 

и

 

развития

 

сферы

 

культуры

 

знает

 

три

 

основных

 

типа

 

экономики

 

культуры

 

в

 

зависимости

 

от

 

механизма

 

ее

 

финансирования

«

Романский

» 

тип

  (

например

в

 

Италии

Испании

во

 

Франции

), 

когда

 

культура

 

финансируется

 

преимущественно

 

централизованно

за

 

счет

 

госу

-

дарственных

 

средств

Так

в

 

Италии

 

финансирование

 

культурных

 

акций

 

и

 

ис

-

кусства

 

могут

 

осуществлять

 

только

 

правительственные

 

организации

 

или

 

ча

-

стные

 

лица

пользующиеся

 

доверием

 

государства

разновидностью

 

и

 

край

-

ним

 

выражением

 

этого

 

типа

 

была

 

советская

 

экономика

 

культуры

Недаром

 

до

 

сих

 

пор

  "

утверждается

что

 

и

 

в

 

условиях

 

рынка

 

российской

 

экономике

 

культуры

 "

ближе

 

французский

 

путь

". 

"

Германский

тип

характерный

 

для

 

ФРГ

 

и

 

стран

 

Скандинавии

В

 

этом

 

случае

 

центральными

 

властями

 

оказывается

 

только

 

патерналистическая

 

под

-

держка

а

 

государственное

 

финансирование

 

осуществляется

 

преимуществен

-

но

 

из

  

местных

 

бюджетов

 

и

 

через

 

независимые

 

структуры

 

и

 

фонды

 


background image

 

49

"

Англо

-

американский

тип

когда

 

государство

 

выступает

 

лишь

 

вдохновителем

 

и

 

патроном

 

определенных

 

направлений

а

 

финансиро

-

вание

 

осуществляется

 

за

 

счет

 

привлечения

 

частного

 

капитала

в

 

том

 

числе

 

за

 

счет

 

налоговых

 

льгот

Такая

 

типология

 

сводится

 

к

 

трем

 

система

 

фандрейзинга

 

в

 

социально

-

культурной

 

сфере

 

со

 

следующими

 

механизмами

1)

 

централизованно

непосредственно

 

через

 

государственные

 

структуры

2)

 

государственные

 

средства

 

объединяются

 

с

 

привлекаемыми

 

иными

 

средствами

 

и

 

через

 

независимые

 

или

 

местные

 

структуры

т

.

е

с

 

максималь

-

ным

 

использованием

 

местного

 

самоуправления

 

и

 

самоорганизации

 

сферы

 

культуры

 

и

 

искусства

;  

3)

 

практически

 

исключительно

 

за

 

счет

 

спонсорства

 

и

 

благотворительно

-

сти

но

 

с

 

государственным

 

политическим

 

и

 

правовым

 

регулированием

 (

прин

-

цип

 "

длинной

 

руки

"). 

Применительно

 

к

 

российским

 

социально

-

экономическим

 

условиям

возможные

 

источники

 

финансирования

 

имеют

 

следующую

 

структуру

1. 

Бюджетные

  (

государственные

): 

бюджет

 

текущего

 

содержания

фи

-

нансирование

 

потребителя

 

социально

-

культурных

 

услуг

программы

феде

-

ральные

региональные

межрегиональные

отраслевые

межотраслевые

ме

-

стные

2. 

Внебюджетные

  (

негосударственные

): 

спонсорство

 

и

 

благотвори

-

тельность

коммерческие

 

и

 

некоммерческие

 

организации

граждане

между

-

народные

 

программы

 

и

 

проекты

гранты

премии

стипендии

коммерческая

 

деятельность

платные

 

услуги

дополнительная

 

коммерческая

 

деятельность

банк

 

культуры

страховая

 

деятельность

Негосударственная

 

поддержка

 

социально

-

культурной

 

сферы

 

Российская

 

сфера

 

культуры

 

динамично

 

реагирует

 

на

 

социальные

 

и

 

экономические

 

изменения

 

в

 

обществе

в

 

том

 

числе

 

и

 

на

 

постепенное

 

приве

-

дение

 

технологии

 

менеджмента

 

в

 

соответствие

 

с

 

принципиальной

 

многоук

-

ладностью

гибкостью

 

и

 

пластичностью

 

самой

 

сферы

 

культуры

Например

те

 

же

 

учреждения

 

культуры

 

и

 

те

 

же

 

работники

 

культуры

как

 

и

 

всегда

собст

-

венно

занимаются

 

подготовкой

 

и

 

проведением

 

выставок

конкурсов

фести

-

валей

концертных

 

программ

вечеров

 

и

 

т

.

п

Сегодня

 

существенно

 

меняется

 

заказчик

 

этих

 

мероприятий

 

и

 

акций

Несколько

 

отходят

 

с

 

первого

 

плана

 

(

вместе

 

с

 

бюджетным

 

финансированием

органы

 

государственной

 

власти

Но

 

деятельность

 

коммерческих

 

структур

банков

промышленных

 

и

 

сельскохо

-

 


background image

 

50

зяйственных

 

предприятий

 

и

 

организаций

партий

общественных

 

движений

 

проявляет

 

все

 

большую

 

заинтересованность

 

в

 

сфере

 

культуры

В

 

этом

 

плане

 

они

 

даже

 

оказываются

 

зачастую

 

более

 

заинтере

-

сованными

 

в

 

сотрудничестве

чем

 

сама

 

сфера

 

культуры

 

и

 

работники

 

культу

-

ры

привыкшие

 

к

 

государственному

 

финансированию

 

и

 

дотациям

Несмотря

 

на

 

трудности

 

с

 

бюджетным

 

финансированием

например

в

 

Санкт

-

Петербурге

 

не

 

закрылся

 

ни

 

один

 

театр

наоборот

открылись

 

еще

 

девять

Ярким

 

событи

-

ем

 

в

 

театральной

 

жизни

 

города

 

стал

 

уже

 

регулярный

 

театральный

 

фестиваль

 

стран

 

Балтики

не

 

имеющий

 

практически

 

бюджетной

 

поддержки

В

 

России

как

 

и

 

во

 

всем

 

мире

политика

экономика

коммерция

 

не

 

могут

 

полноценно

 

и

 

эффективно

 

действовать

 

без

 

сотрудничества

 

со

 

сферой

 

культуры

Кроме

 

того

бурно

 

развивается

 

некоммерческий

 

маркетинг

 

и

 

деятель

-

ность

 

соответствующих

 

некоммерческих

 (

нонпрофитных

организаций

фон

-

дов

организаций

движений

агентств

бюро

Их

 

работа

 

во

 

многом

 

заключа

-

ется

 

в

 

поддержке

 

культурных

 

проектов

 

и

 

программ

учреждений

 

культуры

творческих

 

союзов

объединений

исполнителей

 

и

 

коллективов

Основные

 

формы

 

негосударственной

 

поддержки

 

социально

-

культурной

 

сферы

Сфера

 

организационно

-

экономического

 

сотрудничества

 

бизнеса

 

и

 

со

-

циально

-

культурной

 

сферы

 

достаточно

 

богата

 

формами

Следует

 

различать

 

три

 

основных

 

их

 

вида

спонсорство

патронаж

 

и

 

благотворительность

.  

Спонсорство

 – 

это

 

целевые

 

субсидии

 

для

 

достижения

 

взаимных

 

целей

т

.

е

взаимовыгодное

 

сотрудничество

фактически

реализация

 

совместных

 

проектов

Спонсорская

 

поддержка

 

оформляется

 

договором

содержащим

 

вза

-

имные

 

обязательства

 

сторон

  (

спонсирующего

 

и

 

спонсируемого

). 

Обычно

 

речь

 

идет

 

о

 

конкретных

 

временных

хотя

 

и

возможно

масштабных

 

проектах

Спонсирование

 

может

 

осуществляться

 

в

 

виде

 

выделения

 

финансовых

 

средств

  (

субсидировании

), 

оплаты

 

счетов

возвратных

 

или

 

частично

-

возвратных

 

платежей

закупок

 

оборудования

инвентаря

учреждения

 

пре

-

мий

стипендий

гонораров

призов

 

и

 

т

.

д

В

 

любом

 

случае

 

условия

на

 

кото

-

рых

 

предоставляется

спонсорская

 

поддержка

должны

 

быть

 

оформлены

 

спе

-

циальным

 

договором

 

и

 

прилагаемыми

 

к

 

нему

 

специальными

 

протоколами

Патронаж

  – 

покровительство

не

 

только

 

финансовое

но

 

и

 

организа

-

ционное

оказываемое

 

на

 

стабильной

 

и

 

долговременной

 

основе

Обычно

 

па

-

тронируются

 

конкретные

 

учреждения

 

и

 

организации

отдельные

  

лица

.   

Па

-

тронаж

   

может

  

оформляться

   

долговременным

 

договором

 

или

 

даже

 

органи

-

зационными

 

документами

когда

 

патрон

 

входит

 

в

 

круг

 

соучредителей

 

учреж

-

 


Смотрите также файлы