ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.11.2021
Просмотров: 775
Скачиваний: 2
46
Какая
программа
необходима
?
В
мировой
социокультурной
практике
существует
два
крайних
вариан
-
та
культурной
программы
:
в
«
американском
»
духе
- «
мягкий
»
вариант
сводит
программу
к
совокупности
поступивших
заявок
и
проектов
; «
жесткий
»
пред
-
полагает
трудоемкое
исследование
,
конкретизацию
приоритетов
в
расписан
-
ные
по
конкретным
срокам
виды
работ
на
перспективу
.
Следует
только
пом
-
нить
,
что
в
любом
варианте
материалы
как
«
большой
»
программы
(
в
«
жест
-
ком
»
варианте
),
так
и
конкретные
проекты
в
рамках
схемы
приоритетов
(
в
«
мягком
»
варианте
)
должны
иметь
не
только
полное
рабочее
исполнение
,
включающее
подробно
прописанные
проблему
,
идею
,
цели
,
задачи
,
содержа
-
ние
,
обоснование
обеспечения
,
схему
контроля
реализации
.
Необходимо
также
иметь
аннотацию
программных
документов
,
их
краткий
вариант
для
использования
в
качестве
раздаточного
,
рекламного
материала
,
исполь
-
зуемого
в
PR-
акциях
продвижения
программы
.
Кто
будет
разрабатывать
программу
?
Разработкой
программы
могут
заниматься
непосредственно
сами
со
-
трудники
аппарата
управления
соответствующего
государственного
органа
.
Однако
опыт
показывает
,
что
у
такого
пути
имеются
существенные
не
-
достатки
:
во
-
первых
,
разработка
перспективной
программы
требует
серьез
-
ного
отвлечения
от
текущих
дел
,
что
зачастую
не
идет
на
пользу
ни
текущим
делам
,
ни
разработке
;
во
-
вторых
,
чиновник
,
остающийся
в
кругу
хорошо
ему
знакомых
текущих
проблем
,
с
большим
трудом
может
выйти
за
их
горизонт
,
что
принципиально
необходимо
при
такой
разработке
.
Поэтому
в
высшей
степени
целесообразно
привлекать
для
такой
разработки
независимых
спе
-
циалистов
,
хорошо
ориентирующихся
в
современных
культурных
процессах
,
их
динамике
,
местных
особенностях
и
традициях
.
Опыт
показывает
,
что
не
-
бесполезным
оказывается
привлечение
специалистов
из
гуманитарных
вузов
,
научных
центров
.
Однако
,
по
мнению
специалистов
,
полностью
перепоручать
разработку
сторонним
специалистам
не
следует
—
разработка
может
оказаться
излишне
абстрактной
и
утопичной
,
вариантом
безответственного
прожектерства
,
иг
-
рой
ума
,
представляющей
,
в
лучшем
случае
,
теоретический
интерес
—
не
бо
-
лее
.
Поэтому
в
группу
разработчиков
обязательно
должны
войти
также
мест
-
ные
работники
культуры
,
как
наиболее
опытные
и
компетентные
из
них
,
так
и
молодые
,
инициативные
и
перспективные
специалисты
.
Существенно
об
-
легчит
разработку
полноценной
программы
,
а
главное
—
последующую
реа
-
лизацию
,
привлечение
к
ее
разработке
представителей
местной
зако
-
47
нодательной
и
исполнительной
власти
(
депутатов
—
членов
комиссии
по
культуры
,
ведущих
чиновников
соответствующих
служб
),
а
также
предста
-
вителей
общественности
(
творческих
союзов
,
общественных
организаций
),
ведущих
журналистов
,
интересующихся
проблемами
местной
истории
,
тра
-
диций
и
культурной
жизни
.
Организационно
привлечение
всего
этого
круга
лиц
может
быть
оформлено
в
виде
комиссии
по
разработке
программы
,
соз
-
дания
временного
трудового
коллектива
и
т
.
д
.
С
активными
участниками
разработки
могут
быть
заключены
конкретные
договоры
подряда
,
трудовые
соглашения
,
договоры
на
куплю
-
продажу
интеллектуальной
собственности
.
Как
будет
разрабатываться
программа
?
Сама
разработка
включает
:
анализ
состояния
сферы
культуры
в
регио
-
не
,
проведение
специального
исследования
(
опросов
,
анкетирования
,
наблю
-
дений
,
контент
-
анализа
документов
и
прессы
),
проведение
семинаров
,
кон
-
ференций
и
т
.
п
.
Такой
путь
,
однако
,
серьезно
задерживает
и
удорожает
раз
-
работку
.
На
основе
исследований
(
по
которым
представляется
аналитический
отчет
)
надо
выработать
рекомендации
,
и
только
на
их
основе
—
собственно
проектную
часть
программы
.
Существенно
повышает
эффективность
и
ре
-
зультативность
разработки
технология
апробационно
-
поисковых
деловых
игр
,
хорошо
зарекомендовавшая
себя
на
практике
.
С
ее
помощью
можно
в
сжатые
сроки
,
за
счет
интенсивной
работы
не
только
получить
содержатель
-
ный
программный
документ
,
но
и
сформировать
группы
поддержки
и
реали
-
зации
этой
программы
.
Кто
и
как
будет
осуществлять
программу
?
Поскольку
к
участию
в
игре
привлекались
специалисты
-
практики
сфе
-
ры
культуры
и
сопряженных
с
нею
сфер
деятельности
,
между
ними
в
процес
-
се
игры
сложились
определенные
контакты
и
даже
сотрудничество
на
стади
-
ях
поиска
решения
реальных
проблем
,
выработки
конкретных
проектов
та
-
ких
решений
,
то
одним
из
важных
результатов
игры
является
не
только
по
-
лучение
проекта
программного
документа
,
но
и
формирование
инициа
-
тивных
групп
,
коллективов
единомышленников
,
что
решающим
образом
ска
-
зывается
зачастую
на
ходе
и
результатах
внедрения
программ
.
Собственно
проект
программы
после
его
оформления
должен
пройти
традиционные
ста
-
дии
согласования
и
утверждения
.
Целесообразно
также
провести
презента
-
цию
программы
с
широким
привлечением
СМИ
.
Однако
успех
дела
в
реали
-
зации
программы
,
в
конечном
счете
,
прежде
всего
,
зависит
от
средств
,
акку
-
мулированных
для
ее
осуществления
.
Решение
этой
важнейшей
задачи
от
-
48
нюдь
не
сводится
к
борьбе
за
выделение
бюджетных
средств
и
предполагает
интенсивные
усилия
в
духе
фандрейзинговой
технологии
.
Технология
фандрейзинга
в
социально
-
культурной
сфере
Конкретной
менеджментной
и
социально
-
культурной
технологией
,
по
-
зволяющей
консолидировать
усилия
и
средства
государства
,
бизнеса
и
обще
-
ственности
выступает
фандрейзинг
(fundraising) –
деятельность
по
привлече
-
нию
и
аккумулированию
финансовых
средств
из
различных
источников
на
реализацию
социально
-
культурных
проектов
и
программ
.
По
своим
целям
и
содержанию
эта
технология
близка
к
поиску
и
при
-
влечению
инвестиций
.
Однако
если
в
последнем
случае
основанием
для
при
-
влечения
потенциальных
инвесторов
является
перспектива
извлечения
при
-
былей
из
реализации
долговременных
коммерческих
или
промышленных
проектов
,
то
фандрейзинг
ориентирован
на
реализацию
отдельных
или
крат
-
ковременных
проектов
и
программ
,
не
имеющих
непосредственной
коммер
-
ческой
выгоды
.
Сказанное
не
означает
,
однако
,
что
фандрейзинг
это
нечто
сугубо
благотворительное
.
В
этой
технологии
тесно
переплетаются
интересы
государственных
органов
власти
,
делового
мира
,
общественности
,
профес
-
сиональных
сообществ
,
возможности
коммерческой
и
некоммерческой
дея
-
тельности
.
Иначе
говоря
,
фандрейзинг
позволяет
плести
из
конкретных
инте
-
ресов
,
имеющих
конкретное
финансовое
выражение
(
кто
и
за
что
готов
пла
-
тить
деньги
)
реальную
ткань
обеспечения
культурной
жизни
.
Технологическое
содержание
фандрейзинга
Источники
финансирования
в
сфере
культуры
.
Мировой
опыт
финан
-
сирования
поддержки
и
развития
сферы
культуры
знает
три
основных
типа
экономики
культуры
в
зависимости
от
механизма
ее
финансирования
:
«
Романский
»
тип
(
например
,
в
Италии
,
Испании
,
во
Франции
),
когда
культура
финансируется
преимущественно
централизованно
,
за
счет
госу
-
дарственных
средств
.
Так
,
в
Италии
финансирование
культурных
акций
и
ис
-
кусства
могут
осуществлять
только
правительственные
организации
или
ча
-
стные
лица
,
пользующиеся
доверием
государства
,
разновидностью
и
край
-
ним
выражением
этого
типа
была
советская
экономика
культуры
.
Недаром
до
сих
пор
"
утверждается
,
что
и
в
условиях
рынка
российской
экономике
культуры
"
ближе
французский
путь
".
"
Германский
"
тип
,
характерный
для
ФРГ
и
стран
Скандинавии
.
В
этом
случае
центральными
властями
оказывается
только
патерналистическая
под
-
держка
,
а
государственное
финансирование
осуществляется
преимуществен
-
но
из
местных
бюджетов
и
через
независимые
структуры
и
фонды
.
49
"
Англо
-
американский
"
тип
,
когда
государство
выступает
лишь
вдохновителем
и
патроном
определенных
направлений
,
а
финансиро
-
вание
осуществляется
за
счет
привлечения
частного
капитала
,
в
том
числе
за
счет
налоговых
льгот
.
Такая
типология
сводится
к
трем
система
фандрейзинга
в
социально
-
культурной
сфере
со
следующими
механизмами
:
1)
централизованно
,
непосредственно
через
государственные
структуры
;
2)
государственные
средства
объединяются
с
привлекаемыми
иными
средствами
и
через
независимые
или
местные
структуры
,
т
.
е
.
с
максималь
-
ным
использованием
местного
самоуправления
и
самоорганизации
сферы
культуры
и
искусства
;
3)
практически
исключительно
за
счет
спонсорства
и
благотворительно
-
сти
,
но
с
государственным
политическим
и
правовым
регулированием
(
прин
-
цип
"
длинной
руки
").
Применительно
к
российским
социально
-
экономическим
условиям
,
возможные
источники
финансирования
имеют
следующую
структуру
:
1.
Бюджетные
(
государственные
):
бюджет
текущего
содержания
;
фи
-
нансирование
потребителя
социально
-
культурных
услуг
;
программы
:
феде
-
ральные
,
региональные
,
межрегиональные
,
отраслевые
,
межотраслевые
,
ме
-
стные
.
2.
Внебюджетные
(
негосударственные
):
спонсорство
и
благотвори
-
тельность
:
коммерческие
и
некоммерческие
организации
,
граждане
;
между
-
народные
программы
и
проекты
:
гранты
,
премии
,
стипендии
;
коммерческая
деятельность
:
платные
услуги
,
дополнительная
коммерческая
деятельность
,
банк
культуры
,
страховая
деятельность
.
Негосударственная
поддержка
социально
-
культурной
сферы
Российская
сфера
культуры
динамично
реагирует
на
социальные
и
экономические
изменения
в
обществе
,
в
том
числе
и
на
постепенное
приве
-
дение
технологии
менеджмента
в
соответствие
с
принципиальной
многоук
-
ладностью
,
гибкостью
и
пластичностью
самой
сферы
культуры
.
Например
,
те
же
учреждения
культуры
и
те
же
работники
культуры
,
как
и
всегда
,
собст
-
венно
,
занимаются
подготовкой
и
проведением
выставок
,
конкурсов
,
фести
-
валей
,
концертных
программ
,
вечеров
и
т
.
п
.
Сегодня
существенно
меняется
заказчик
этих
мероприятий
и
акций
.
Несколько
отходят
с
первого
плана
(
вместе
с
бюджетным
финансированием
)
органы
государственной
власти
.
Но
деятельность
коммерческих
структур
,
банков
,
промышленных
и
сельскохо
-
50
зяйственных
предприятий
и
организаций
,
партий
,
общественных
движений
проявляет
все
большую
заинтересованность
в
сфере
культуры
.
В
этом
плане
они
даже
оказываются
зачастую
более
заинтере
-
сованными
в
сотрудничестве
,
чем
сама
сфера
культуры
и
работники
культу
-
ры
,
привыкшие
к
государственному
финансированию
и
дотациям
.
Несмотря
на
трудности
с
бюджетным
финансированием
,
например
,
в
Санкт
-
Петербурге
не
закрылся
ни
один
театр
,
наоборот
,
открылись
еще
девять
.
Ярким
событи
-
ем
в
театральной
жизни
города
стал
уже
регулярный
театральный
фестиваль
стран
Балтики
,
не
имеющий
практически
бюджетной
поддержки
.
В
России
,
как
и
во
всем
мире
,
политика
,
экономика
,
коммерция
не
могут
полноценно
и
эффективно
действовать
без
сотрудничества
со
сферой
культуры
.
Кроме
того
,
бурно
развивается
некоммерческий
маркетинг
и
деятель
-
ность
соответствующих
некоммерческих
(
нонпрофитных
)
организаций
:
фон
-
дов
,
организаций
,
движений
,
агентств
,
бюро
.
Их
работа
во
многом
заключа
-
ется
в
поддержке
культурных
проектов
и
программ
,
учреждений
культуры
,
творческих
союзов
,
объединений
,
исполнителей
и
коллективов
.
Основные
формы
негосударственной
поддержки
социально
-
культурной
сферы
.
Сфера
организационно
-
экономического
сотрудничества
бизнеса
и
со
-
циально
-
культурной
сферы
достаточно
богата
формами
.
Следует
различать
три
основных
их
вида
:
спонсорство
,
патронаж
и
благотворительность
.
Спонсорство
–
это
целевые
субсидии
для
достижения
взаимных
целей
,
т
.
е
.
взаимовыгодное
сотрудничество
,
фактически
,
реализация
совместных
проектов
.
Спонсорская
поддержка
оформляется
договором
,
содержащим
вза
-
имные
обязательства
сторон
(
спонсирующего
и
спонсируемого
).
Обычно
речь
идет
о
конкретных
временных
,
хотя
и
,
возможно
,
масштабных
проектах
.
Спонсирование
может
осуществляться
в
виде
выделения
финансовых
средств
(
субсидировании
),
оплаты
счетов
,
возвратных
или
частично
-
возвратных
платежей
,
закупок
оборудования
,
инвентаря
,
учреждения
пре
-
мий
,
стипендий
,
гонораров
,
призов
и
т
.
д
.
В
любом
случае
условия
,
на
кото
-
рых
предоставляется
"
спонсорская
поддержка
,
должны
быть
оформлены
спе
-
циальным
договором
и
прилагаемыми
к
нему
специальными
протоколами
.
Патронаж
–
покровительство
,
не
только
финансовое
,
но
и
организа
-
ционное
,
оказываемое
на
стабильной
и
долговременной
основе
.
Обычно
па
-
тронируются
конкретные
учреждения
и
организации
,
отдельные
лица
.
Па
-
тронаж
может
оформляться
долговременным
договором
или
даже
органи
-
зационными
документами
,
когда
патрон
входит
в
круг
соучредителей
учреж
-