ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.11.2021
Просмотров: 771
Скачиваний: 2
31
Использование
нормативного
метода
предполагает
наличие
и
использо
-
вание
нормативной
базы
,
которая
включает
в
себя
:
ü
систему
показателей
,
выбранных
в
качестве
нормативных
;
ü
методику
расчета
количественных
значений
этих
показателей
;
.
ü
расчет
(
определение
)
конкретных
нормативных
количественных
зна
-
чений
показателей
;
ü
утверждение
конкретных
норм
и
нормативов
;
ü
процедуру
пересмотра
норм
и
нормативов
.
Наличие
нормативной
базы
существенно
облегчает
планирование
,
зада
-
вая
конкретные
показатели
желаемых
результатов
,
существенно
облегчается
и
упрощается
система
контроля
(
как
отклонения
в
ту
или
иную
сторону
от
нор
-
мативных
показателей
по
итогам
деятельности
),
а
также
организация
заработ
-
ной
платы
и
стимулирования
(
в
соответствии
со
степенью
выполнения
соответ
-
ствующих
норм
).
Однако
,
несмотря
на
то
,
что
существуют
местные
,
отраслевые
и
межотраслевые
нормы
,
создание
нормативной
базы
–
это
процесс
,
всегда
идущий
«
снизу
»,
а
совершенствование
нормирования
–
прерогатива
,
законода
-
тельно
закрепленная
за
руководством
организации
.
В
сфере
культуры
используются
различные
нормы
и
нормативы
,
прежде
всего
,
связанные
с
планированием
финансовой
и
хозяйственной
деятельности
:
затраты
труда
,
использования
финансовых
ресурсов
и
основных
фондов
,
расхо
-
да
материалов
,
энергии
,
топлива
.
Так
,
нормы
расхода
(
затрат
)
времени
учиты
-
вают
затраты
времени
на
осуществление
единицы
работы
.
Не
зная
реальных
за
-
трат
времени
,
нельзя
спланировать
время
,
требуемое
для
подготовки
конкрет
-
ного
вечера
,
лекции
,
цикла
и
т
.
д
.
Разработка
норм
времени
в
обязательном
по
-
рядке
предполагает
учет
специфики
конкретных
учреждений
и
местных
усло
-
вий
.
Сделать
это
можно
с
помощью
систематического
проведения
хронометра
-
жей
,
фотографий
рабочего
дня
,
анализа
договорных
обязательств
,
на
основе
ко
-
торых
могут
быть
выявлены
нормы
времени
,
трудозатрат
и
т
.
п
.
на
проведение
конкретных
мероприятий
и
работ
.
Нормы
обслуживания
выражают
количество
посетителей
,
кружков
,
кол
-
лективов
,
оборудования
на
одного
работника
.
Величиной
,
обратной
норме
об
-
служивания
,
является
норма
численности
,
т
.
е
.
число
работников
,
не
обходи
-
мых
для
проведения
единицы
работы
.
По
этим
нормам
часто
планируются
штатные
расписания
.
Реже
применяются
в
практике
планирования
нормы
труда
и
нормы
выработки
,
в
которых
выражается
объем
работы
в
единицу
времени
.
В
основном
эти
нормы
используются
при
планировании
сдельно
оплачиваемых
работ
по
хозяйственному
содержанию
и
благоустройству
.
32
Рассмотренные
нормы
относятся
к
нормам
затрат
труда
,
поскольку
обес
-
печивают
при
планировании
эффективность
использования
трудовых
ресурсов
.
Кроме
них
в
практике
планирования
широко
применяются
нормы
и
нормативы
использования
финансовых
ресурсов
,
определяемые
инструкциями
и
положе
-
ниями
государственных
органов
финансового
контроля
.
К
этой
группе
относят
-
ся
и
нормы
оплаты
труда
(
ставки
,
оклады
,
тарифы
,
разряды
,
категории
по
опла
-
те
и
прочие
нормативы
,
определяющие
размеры
фонда
заработной
платы
),
а
также
нормативы
использования
финансовых
ресурсов
.
Существуют
также
нормы
и
нормативы
использования
основных
фондов
–
зданий
,
сооружений
,
машин
и
оборудования
,
киноаппаратуры
,
музыкальных
инструментов
,
книг
и
т
.
д
.
К
таким
нормативам
относятся
,
например
,
норматив
использования
зала
,
от
-
дельных
помещений
и
т
.
д
.
Важное
место
в
планировании
деятельности
социо
-
культурных
учреждений
занимают
и
нормы
расхода
материалов
,
топлива
,
сы
-
рья
,
электроэнергии
,
инвентаря
.
Нормативным
методом
планируется
размеще
-
ние
и
развитие
сети
учреждений
данной
сферы
(
количество
учреждений
раз
-
личного
типа
в
различных
регионах
,
количество
мест
в
учреждениях
на
одну
тысячу
населения
).
Важнейшей
проблемой
развития
нормативного
планирования
в
сфере
культуры
является
создание
нормативной
базы
(
т
.
е
.
разработка
и
применение
норм
и
нормативов
)
объемов
потребления
(
а
значит
и
производства
)
видов
культурой
деятельности
.
Такие
нормы
могут
разрабатываться
двояким
образом
.
Во
-
первых
,
как
традиционно
разрабатываются
нормы
—
из
усреднения
соот
-
ветствующих
показателей
.
У
норм
,
определенных
«
по
среднему
»,
имеется
серь
-
езный
недостаток
:
они
ориентируют
,
как
нельзя
работать
хуже
(
задают
«
ниж
-
нюю
планку
»),
но
отнюдь
не
стимулируют
работать
лучше
(
известная
коллизия
«
передовик
-
нормировщик
»).
Поэтому
больший
интерес
,
особенно
применительно
к
потреблению
(
и
производству
)
услуг
в
сфере
культуры
является
разработка
и
применение
целе
-
вых
норм
и
нормативов
потребления
культурных
услуг
.
Такие
нормы
и
норма
-
тивы
могут
определяться
различным
образом
.
Это
могут
быть
утверждаемые
в
региональном
масштабе
нормативы
годовых
объемов
работы
по
учреждениям
культуры
различного
типа
и
категории
.
Опыт
таких
«
нормативных
годовых
планов
»
в
Российской
Федерации
накоплен
немалый
.
Могут
быть
разработаны
целевые
нормативы
потребления
культуры
для
отдельных
групп
населения
,
особенно
—
нуждающихся
в
социальной
защите
и
поддержке
.
Примером
может
быть
«
культурный
минимум
»
для
детей
и
молодежи
,
разработанный
и
дей
-
ствующий
в
Чешской
Республике
.
Могут
также
разрабатываться
целевые
нор
-
33
мативы
для
различных
категорий
и
групп
населения
.
В
основу
такой
разработки
может
быть
положена
методика
«
опережающих
групп
потребления
».
Согласно
этой
методике
разработка
состоит
из
нескольких
этапов
:
a)
определения
базовых
групп
потребителей
;
b)
выделение
в
каждой
из
групп
«
опережающих
групп
потребления
» («
социально
развитых
», «
социально
продвинутых
»),
чей
образ
жизни
принимается
наиболее
соответствующим
ряду
социальных
критериев
(
социальной
активности
,
уровню
достатка
и
т
.
п
.);
c)
анализа
структуры
и
интенсивности
потребления
этими
группами
ус
-
луг
в
сфере
культуры
;
d)
утверждение
показателей
потребления
«
опережающими
группами
»
в
качестве
целевых
для
соответствующих
категорий
потребителей
.
Целевые
нормативы
могут
выражаться
в
простых
натуральных
показате
-
лях
типа
количества
посещений
за
определенный
период
.
Могут
использовать
-
ся
и
более
сложные
показатели
типа
показателей
освоения
свободного
времени
.
Подобная
методика
с
успехом
может
применяться
как
в
региональном
масшта
-
бе
,
так
и
отдельными
учреждениями
,
в
том
числе
–
по
конкретным
видам
со
-
циокультурных
услуг
.
В
простейшем
случае
конкретного
тематического
плана
в
качестве
цели
может
фигурировать
конкретная
форма
работы
,
план
подготовки
и
проведения
которой
разрабатывается
в
формате
«
Дерева
целей
».
В
качестве
примера
дан
-
ной
технологии
приведем
структуру
«
Дерева
целей
»
подготовки
и
организации
фестиваля
(
рис
.5)
Рис
.5. «
Дерево
целей
»
подготовки
и
организации
фестиваля
Каждая
из
этих
позиций
может
быть
при
необходимости
еще
более
дета
-
лизирована
,
и
итогом
такой
проработки
образуется
конкретный
сценарный
план
.
В
качестве
целей
могут
использоваться
также
нормы
и
нормативы
,
в
том
числе
целевые
.
Во
всех
этих
случаях
цели
как
бы
задаются
«
сверху
».
В
случае
0
1
2
3
1.1
1.2
2.1
2.2
2.3
3.1
3.2
О
–
Фестиваль
1 –
привлечение
посетителей
на
мероприя
-
тие
1.1 –
разработка
рекламной
кампании
1.2 –
проведение
рекламных
мероприятий
2 –
привлечение
к
активному
участию
в
фестивале
2.1 –
выставка
возможностей
и
достижений
2.2. –
организация
коммуникации
2.3 –
деятельность
по
фандрейзингу
3 –
организация
отдыха
и
развлечений
3.1 –
представление
3.2 –
игры
и
аттракционы
и
т
.
д
.
34
же
отсутствия
нормативно
или
директивно
заданных
целей
,
последние
могут
быть
выведены
,
получены
аналитически
в
результате
осмысления
предшест
-
вующего
опыта
или
в
результате
маркетингового
анализа
.
В
последнем
случае
формулировке
целей
предшествует
дифференциация
потребителей
(
категори
-
зация
,
сегментация
рынка
)
и
характеристика
каждой
из
групп
.
Следующим
этапом
будет
формулировка
целей
как
изменения
характери
-
стики
.
Дифференциация
потребителей
социально
-
культурных
услуг
может
быть
построена
на
основе
классификации
по
различным
признакам
,
на
основе
типологии
и
на
основе
простой
группировки
.
В
случае
классификации
могут
быть
проведены
различные
дифференциа
-
ции
потребителей
:
географические
(
региональные
:
по
районам
,
микрорайонам
,
домам
,
населенным
пунктам
,
областям
,
странам
и
т
.
п
.);
поведенческие
(
актив
-
ное
,
пассивное
,
индифферентное
поведение
);
психологические
(
по
темперамен
-
ту
,
характеру
и
т
.
д
.);
возрастные
,
образовательные
,
этнические
;
по
ин
-
тенсивности
потребления
и
т
.
д
.
Такая
сегментация
может
проводиться
по
са
-
мым
различным
основаниям
.
Выбор
зависит
от
целей
и
конкретного
социо
-
культурного
продукта
.
В
одном
случае
это
социально
-
экономические
особен
-
ности
региона
,
численность
и
плотность
населения
.
В
другом
демографические
характеристики
(
возраст
,
образование
,
пол
,
семейное
положение
,
уровень
дос
-
татка
,
национальность
,
вероисповедание
и
конфессиональная
принадлежность
,
профессия
).
В
третьем
,
образ
и
стиль
жизни
,
субкультуры
и
т
.
д
.
Кроме
того
,
классификационная
установка
соответствует
,
скорее
,
те
-
оретическим
(
социологическим
,
педагогическим
и
т
.
п
.)
требованиям
,
но
не
требованиям
практического
менеджмента
.
Так
,
развивавшийся
в
методике
культурно
-
просветительской
работы
«
дифференцированный
подход
»
к
аудито
-
рии
предполагал
ряд
социально
-
демографических
классификаций
:
по
роду
за
-
нятий
,
по
профессии
,
по
возрасту
и
т
.
п
.
Но
эти
важные
для
социолога
класси
-
фикации
не
срабатывали
в
сфере
свободного
времени
,
поскольку
предполага
-
лось
и
в
ней
относиться
к
человеку
как
молодому
рабочему
,
полеводу
,
живот
-
новоду
,
инженерно
-
техническому
персоналу
и
т
.
д
.
Простая
классификация
,
по
мнению
Г
.
Л
.
Тульчинского
,
является
без
-
личной
«
инвентаризацией
»
потребителей
,
которые
как
бы
раскладываются
по
классификационным
ячейкам
,
которые
берутся
отдельно
и
изолированно
.
В
этом
плане
более
плодотворным
является
применение
типологии
,
отличие
ко
-
торой
от
классификации
состоит
в
рассмотрении
признаков
не
в
отдельности
,
а
в
органическом
единстве
и
целостности
,
выраженной
в
типе
или
наборе
типов
потребителей
.
Примером
такой
типологии
может
служить
типология
читателей
35
библиотеки
.
Подобная
типология
для
других
учреждений
культуры
может
быть
построена
в
несколько
этапов
.
На
первом
этапе
потребители
делятся
в
зависи
-
мости
от
интенсивности
посещения
учреждения
,
например
,
на
потребителей
постоянных
,
эпизодических
и
случайных
.
Затем
определяется
,
на
какие
виды
культурной
деятельности
(
массовую
,
групповую
или
индивидуальную
,
инфор
-
мационную
или
активную
творческую
,
по
жанрам
и
видам
искусства
)
ориенти
-
руются
представители
каждой
из
групп
.
И
,
наконец
,
на
последнем
этапе
каждой
из
полученных
подгрупп
дается
социально
-
демографическая
характеристика
(
по
полу
,
возрасту
,
роду
занятий
,
профессии
и
т
.
п
.).
В
результате
такой
типоло
-
гии
получается
как
собирательный
образ
типичных
потребителей
,
и
уже
из
та
-
ких
описаний
легко
и
просто
формулируются
цели
работы
с
ними
.
Планирование
организационного
обеспечения
Для
планирования
организационного
обеспечения
,
координации
деятель
-
ности
соисполнителей
и
партнеров
также
могут
использоваться
специальные
методики
и
технологии
.
Матричный
план
заключается
в
построении
таблицы
(
матрицы
),
в
кото
-
рой
соотносятся
перечень
необходимых
работ
и
круг
должностных
лиц
и
под
-
разделений
,
которые
обеспечивают
их
выполнение
(
таб
.2).
Таблица
2.
Структура
матричного
плана
Этапы
,
виды
работ
Исполнители
,
подразделения
В
клеточках
(
перекрестиях
)
таблицы
указывается
,
что
конкретно
должны
делать
конкретные
исполнители
и
подразделения
на
соответствующем
этапе
реализации
программы
.
Технология
сетевого
планирования
состоит
в
упорядочении
необходи
-
мых
работ
в
зависимости
от
их
последовательности
и
длительности
.
Сетевой
план
разрабатывается
в
три
этапа
:
Ø
Первый
этап
:
составление
полного
перечня
работ
.
На
этом
этапе
вся
планируемая
работа
расчленяется
на
операции
,
из
которых
она
складывается
,
и
составляется
полный
перечень
этих
операций
с
указанием
их
длительности
(
в
рабочих
днях
,
часах
или
месяцах
—
в
зависимости
от
характера
плана
).
От
обычного
плана
-
перечня
мероприятий
такой
перечень
отличается
только
тем
,
что
вместо
даты
,
к
которой
та
или
иная
операция
должна
быть
исполнена
,
ука
-
зывается
именно
рабочее
время
,
необходимое
для
ее
выполнения
.
Из
этого
сле
-
дует
,
что
точности
сетевого
планирования
во
многом
способствует
наличие