ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.11.2021
Просмотров: 774
Скачиваний: 2
26
Принципиальные
требования
к
организации
деятельности
компании
в
процессе
моделирования
системы
управления
предъявляются
:
к
способу
управ
-
ления
(
например
,
авторитарный
или
демократичный
);
в
области
инноваций
(
например
,
текущее
,
гибкое
или
жесткое
планирование
);
в
среде
информации
(
открытость
,
секретность
);
к
принципам
мотивации
;
к
организационной
струк
-
туре
;
принципам
контроля
.
В
деятельности
любой
организации
,
в
том
числе
и
социально
-
культурного
профиля
,
присутствует
взаимосвязь
различных
сторон
ее
функционирования
(
рис
. 4).
Конкретные
политики
действий
организации
социокультурного
профиля
включают
:
a)
политику
приобретения
(
материалов
,
услуг
);
b)
инвестиционную
политику
;
c)
политику
в
области
материально
-
технического
обеспечения
;
d)
кадровую
политику
;
e)
финансовую
политику
;
f)
производственную
политику
(
технологические
процессы
,
оперативное
управление
);
g)
политику
позиционирования
(
цены
,
продвижение
,
реклама
);
h)
политику
отчетности
о
деятельности
.
Методы
управления
В
системе
менеджмента
,
в
том
числе
и
социокультурного
существует
три
основные
группы
методов
управления
:
экономические
,
организационно
-
распорядительные
и
социально
-
психологические
.
Рассмотрим
в
логической
по
-
следовательности
каждую
группу
методов
.
1.
Экономические
методы
управления
Это
система
приемов
и
способов
воздействия
на
исполнителей
с
помо
-
щью
конкретного
соизмерения
затрат
и
результатов
:
•
материальное
стимулирование
и
санкции
;
•
специфика
финансирования
нонпрофитной
сферы
;
•
фандрейзинг
(
привлечение
и
аккумулирование
финансовых
средств
);
•
зарплата
;
•
себестоимость
социокультурного
продукта
;
•
рентабельность
программ
и
социокультурных
проектов
;
•
цена
услуги
.
При
этом
следует
учесть
,
что
кроме
сугубо
личных
,
участник
социокуль
-
турного
процесса
преследует
и
общественные
,
и
групповые
цели
.
В
качестве
основных
методов
управления
выступает
система
заработной
платы
и
премиро
-
27
вания
,
которая
должна
быть
максимально
связана
с
результатами
деятельности
исполнителя
.
Оплату
труда
менеджера
целесообразно
связать
с
результатами
его
деятельности
в
сфере
профессиональной
ответственности
или
с
результата
-
ми
деятельности
всей
организации
.
2.
Организационно
-
распорядительные
методы
управления
Это
методы
прямого
воздействия
,
носящие
директивный
,
обязательный
характер
,
основанные
на
дисциплине
,
ответственности
,
власти
,
принуждении
К
организационным
методам
относятся
: 1)
организационное
проектиро
-
вание
; 2)
регламентирование
; 3)
нормирование
без
указания
на
конкретное
ли
-
цо
и
дату
исполнения
Распорядительные
методы
: 1)
приказ
, 2)
постановление
, 3)
распоряжение
,
4)
инструктаж
, 5)
команда
, 6)
рекомендации
,
где
указываются
конкретные
лица
и
дата
исполнения
.
Сущность
организационного
регламентирования
в
установлении
правил
,
обязательных
для
выполнения
и
определяющих
содержание
и
порядок
органи
-
зационной
деятельности
:
положение
об
организации
;
устав
компании
;
внутри
-
фирменные
стандарты
;
положения
;
инструкции
;
правила
планирования
,
учета
и
контроля
.
Организационное
нормирование
включает
нормы
и
нормативы
расходов
ресурсов
в
процессе
деятельности
учреждения
.
Управление
организацией
осуществляется
на
основе
правовых
норм
,
ко
-
торые
касаются
организационных
,
имущественных
,
трудовых
и
иных
отноше
-
ний
в
процессе
социально
-
культурной
деятельности
.
3.
Социально
-
психологические
методы
управления
включают
в
себя
мо
-
ральное
поощрение
,
социальное
планирование
,
убеждение
,
внушение
,
личный
пример
,
регулирование
межличностных
и
межгрупповых
отношений
,
создание
и
поддержание
морального
климата
в
коллективе
.
Данная
группа
методов
управления
непосредственным
образом
связана
с
мотивацией
сотрудников
на
рабочем
месте
.
Предпосылки
успешной
активной
работы
по
исполнению
заключаются
в
возможностях
исполнителей
:
•
знать
(
информация
о
целевых
установках
или
мероприятиях
,
по
которым
принято
решение
)
•
сметь
(
эти
установки
и
мероприятия
должны
быть
«
допустимыми
»
для
исполнителей
,
в
том
числе
не
нарушать
юридических
и
этических
норм
)
•
мочь
(
исполнители
должны
иметь
средства
для
выполнения
порученного
)
•
хотеть
(
они
должны
быть
мотивированы
).
28
Прежде
всего
,
следует
обеспечить
сотрудника
возможностями
выполнить
работу
,
определить
его
рамки
действий
,
четко
сформулировать
цели
и
задачи
,
создать
окружение
,
способствующее
выполнению
задачи
,
предоставить
средст
-
ва
,
необходимую
информацию
,
сформировать
организацию
,
использовать
стиль
управления
,
основанный
на
сопричастности
исполнителей
.
Мотивационное
управление
концентрируется
:
1)
на
влиянии
на
состояние
мотивации
(
степени
идентификации
сотрудника
с
компанией
,
формировании
его
мотивов
);
2)
на
чувстве
его
собственного
достоинства
(
уважения
как
личности
,
сооб
-
щения
о
его
значении
для
фирмы
,
ожиданиях
результатов
от
его
деятель
-
ности
);
3)
на
приведении
мотивов
в
действие
(
обсуждаются
личные
интересы
и
возможности
сотрудника
);
4)
на
усилении
мотивов
;
5)
на
оценке
работы
и
аттестации
(
пересмотр
зарплаты
,
рост
,
дополнитель
-
ные
выгоды
);
6)
на
удовлетворении
потребностей
;
7)
на
обеспечении
процесса
мотивации
.
Работа
по
мотивации
сотрудников
ведет
:
к
улучшению
качества
социо
-
культурного
продукта
;
более
творческому
подходу
и
активности
во
внедрении
креативных
технологий
;
сокращению
«
текучки
»
кадров
;
повышению
их
рабо
-
тоспособности
;
большей
сплоченности
и
солидарности
;
улучшению
имиджа
компании
.
Список
литературы
1.
Мескон
М
.
Х
.
Основы
менеджмента
/
М
.
Х
.
Мескон
,
М
.
Альберт
,
Ф
.
Хе
-
доури
. —
М
.:
Дело
, 2000. – 704
с
.
2.
Орлов
А
.
И
.
Менеджмент
:
Учебник
для
студентов
вузов
. /
А
.
И
.
Орлов
.
-
М
.:
Издательство
«
Изумруд
», 2003. - 298
с
.
3.
Тулъчинский
Г
.
Л
Технология
менеджмента
в
сфере
культуры
/
Г
.
Л
.
Тульчинский
. –
СПб
.:
СПб
.
ГАК
, 1996.-192
с
.
4.
Шекова
,
Е
.
Л
.
Менеджмент
в
сфере
культуры
:
российский
и
зарубежный
опыт
/
Е
.
Л
.
Шекова
. –
СПб
.:
Алетейя
, 2006. – 185
с
.
5.
Гольдштейн
Г
.
Я
.
Основы
менеджмента
:
Учебное
пособие
/
Г
.
Я
.
Гольд
-
штейн
. -
Таганрог
:
Изд
-
во
ТРТУ
, 2003.
6.
http // www.aup.ru - “
Административно
-
управленческий
портал
”.
7.
http:// www.manage.ru.
29
Модуль
3.
ТЕХНОЛОГИЯ
ПЛАНИРОВАНИЯ
И
ОРГАНИЗАЦИОННОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ
СОЦИАЛЬНО
-
КУЛЬТУРНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Формируемые
компетенции
:
Социально
-
личностные
:
навыки
культуры
социальных
отношений
,
умение
критически
переосмысливать
свой
социальный
опыт
.
Инструментальные
:
проектная
деятельность
.
Профессиональные
:
организационное
обеспечение
менеджмента
компа
-
нии
,
осуществляющей
социально
-
культурную
деятельность
.
Лекция
3.
Темы
:
Методы
планирования
в
социально
-
культурной
сфере
.
Социокультурная
деятельность
в
системе
организационного
управления
.
Методы
планирования
в
социально
-
культурной
сфере
:
аналитическое
,
нормативное
планирование
,
планирование
организационного
обеспечения
со
-
циально
-
культурной
деятельности
.
В
настоящее
время
в
социально
-
культурной
сфере
применяется
ряд
групп
методов
планирования
,
каждая
из
которых
позволяет
решать
специфический
класс
задач
и
не
имеет
универсального
характера
.
Полноценное
планирование
предполагает
систематическое
использование
различных
методов
,
в
зависимо
-
сти
от
задач
,
решаемых
на
конкретном
этапе
разработки
.
Аналитическое
планирование
Данная
группа
методов
планирования
называется
также
методами
экст
-
раполяции
,
так
как
они
связаны
с
выявлением
тенденций
,
действовавших
в
предшествующий
период
,
факторов
,
определявших
развитие
этих
тенденций
,
и
предположении
,
что
эти
тенденции
и
факторы
будут
действовать
и
в
планируе
-
мый
период
.
Поскольку
центральным
моментом
аналитического
планирования
является
анализ
содержания
и
итогов
предшествующего
периода
,
иногда
его
называют
также
планированием
«
от
достигнутого
уровня
».
В
определенном
смысле
нет
и
не
может
быть
планирования
,
так
или
иначе
,
не
опирающегося
на
анализ
достигнутого
уровня
.
Проблема
заключается
в
добротности
и
достовер
-
ности
технологии
анализа
этого
уровня
.
Спектр
методов
такого
анализа
чрез
-
вычайно
широк
–
от
простого
переписывания
предыдущего
плана
(
именно
эта
порочная
практика
свойственна
учреждениям
социально
-
культурной
сферы
)
до
формализованных
математических
методик
.
30
В
зависимости
от
конкретных
технологий
аналитического
планирования
различаются
две
основные
группы
:
интуитивные
и
формализованные
методы
.
В
первом
случае
речь
идет
об
опоре
на
личностный
опыт
.
Во
втором
—
на
же
-
стко
упорядоченные
процедуры
(
алгоритмы
)
выработки
планового
решения
.
Интуитивные
методы
не
обязательно
являются
выражением
личных
пристра
-
стий
и
привычек
.
Они
также
могут
быть
упорядочены
,
соотносить
опыт
раз
-
личных
специалистов
и
экспертов
.
Примером
такого
упорядочения
могут
быть
совещания
,
экспертные
оценки
,
конференции
,
аналитические
записки
,
опросы
.
Формализованные
методики
опираются
на
использование
инструктивных
до
-
кументов
(
особенно
в
финансовой
сфере
),
математического
прогнозирования
и
моделирования
(
экспоненциального
и
адаптивного
сглаживания
,
наименьших
квадрантов
и
т
.
д
.).
Интуитивные
и
формализованные
методы
могут
сочетаться
и
дополнять
друг
друга
,
например
,
в
поисковых
и
апробационно
-
поисковых
де
-
ловых
играх
.
Примерами
аналитического
планирования
являются
методы
маркетинго
-
вого
анализа
,
реализация
которого
все
еще
проблематична
в
области
социо
-
культурной
деятельности
в
силу
ряда
причин
.
По
своему
технологическому
со
-
держанию
аналитическое
планирование
фактически
совпадает
с
методами
про
-
гнозирования
,
отличие
заключается
только
в
степени
директивности
прини
-
маемых
решений
по
итогам
разработки
.
Итогом
прогностического
анализа
яв
-
ляется
некоторое
предположительное
знание
о
будущем
.
Оно
не
является
пла
-
новым
документом
.
Но
может
им
стать
,
если
результаты
прогнозирования
бу
-
дут
утверждены
в
качестве
плановых
показателей
.
Возможности
аналитического
планирования
ограничены
.
Во
-
первых
,
его
результаты
решающим
образом
зависят
от
глубины
и
достоверности
проведен
-
ного
анализа
,
что
,
в
свою
очередь
,
определяется
адекватностью
используемой
методики
целям
планирования
и
самое
главное
–
полнотой
и
достоверностью
используемой
информации
.
Во
-
вторых
,
его
главной
слабостью
является
его
главное
достоинство
–
опора
на
предшествующий
опыт
исключительно
.
Нормативное
планирование
Нормативное
планирование
заключается
в
обосновании
плановых
зада
-
ний
с
помощью
,
норм
и
нормативов
.
Под
нормой
понимается
показатель
расхо
-
да
ресурсов
(
финансовых
,
материальных
,
трудовых
и
т
.
д
.)
на
единицу
работы
.
Под
нормативом
–
совокупность
производимых
или
потребляемых
услуг
и
то
-
варов
на
единицу
(
потребителя
,
финансирования
,
площади
,
оборудования
и
т
.
д
.).
Нормы
и
нормативы
выражаются
в
абсолютных
и
относительных
показате
-
лях
,
коэффициентах
,
процентах
,
удельных
весах
и
прочих
единицах
.