ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.11.2021
Просмотров: 556
Скачиваний: 1
держанию
эти
песни
полны
трагизма
и
безысходности
.
Следующая
жанровая
разновидность
песенного
творчества
–
трудовые
песни
.
Подобное
название
этот
жанр
получил
в
связи
с
тем
,
что
данные
песни
сопровождали
различные
производственные
процессы
и
харак
-
теризовали
типичный
труд
рабочего
,
батрака
или
крестьянина
.
В
этих
песнях
содержится
много
указаний
на
технологию
того
или
иного
вида
деятельности
.
В
фольклористике
иногда
данный
жанр
называется
как
"
работ
-
ные
"
или
"
отходнические
"
песни
.
Действительно
,
собственные
песни
имели
представители
самых
разнообраз
-
ных
специальностей
,
члены
тех
или
иных
артелей
,
представители
тех
или
иных
промысловых
занятий
:
батраки
,
кулаки
,
купечество
,
извозчики
и
ямщики
,
охотники
,
фабричные
рабочие
и
т
.
д
.
В
этих
песнях
труд
поэтизиро
-
вался
,
самые
трудоемкие
операции
обрисовывались
народными
авторами
с
особым
пафосом
.
По
этим
песням
можно
судить
не
только
о
трудовом
процессе
и
его
технологии
,
но
и
узнать
об
инструментарии
и
инвентаре
,
начиная
от
примитивных
орудий
и
кончая
сложными
фабричными
машинами
.
В
интонациях
песни
запечатле
-
ваются
рабочие
кличи
,
служившие
сигналом
к
совместному
приложению
общих
усилий
.
Чаще
всего
эти
инто
-
нации
имеют
очень
древнее
происхождение
,
поскольку
сопровождали
труд
человека
в
глубокой
древности
.
Отметим
,
что
подробное
описание
производственных
процессов
появляется
в
трудовых
песнях
достаточно
поздно
.
Наиболее
ярко
это
проявляется
в
фольклоре
советского
периода
.
Вместе
с
тем
в
трудовых
песнях
мож
-
но
легко
обнаружить
психологические
зарисовки
и
лирические
откровения
персонажей
,
столь
характерные
для
лирических
или
обрядовых
песен
и
,
по
всей
видимости
,
привнесенные
в
трудовые
песни
с
развитием
данного
жанра
.
Особую
категорию
отечественного
песенного
фольклора
составляют
военные
песни
.
Тематически
же
эти
песни
очень
отличаются
друг
от
друга
.
Кроме
того
,
появились
они
в
различные
временные
отрезки
.
Так
,
про
-
блематика
образного
языка
казацких
,
солдатских
и
рекрутских
песен
очень
различается
,
она
достаточно
разно
-
образна
.
Сюжеты
связаны
с
проводами
рекрута
в
армию
,
его
прощанием
с
родными
и
любимой
.
Особую
группу
составляют
бравые
,
шутливые
песни
,
тематически
связанные
с
определением
годности
парня
к
армейской
службе
.
В
них
описывается
последовательность
прохождения
этапов
рекрутского
набора
,
горькая
участь
ново
-
бранца
,
разлука
с
милой
и
трудность
общения
с
покинутыми
родственниками
,
горечь
известия
о
неверности
невесты
или
измены
супруги
.
Существенный
этнографический
материал
несут
описания
военных
походов
и
сражений
.
Особая
тематическая
группа
в
данном
жанре
–
возвращение
солдата
после
службы
домой
или
гибель
казака
на
чужбине
.
Военные
песни
тесно
связаны
с
российской
историей
,
в
них
очень
ярко
передается
нацио
-
нальный
характер
.
Данный
жанр
наиболее
близок
эпическим
жанрам
песенного
и
устного
творчества
и
пред
-
ставляет
в
связи
с
этим
особый
интерес
для
представителей
различных
научных
направлений
.
Еще
одна
группа
песенного
фольклора
также
тесно
связана
с
социально
-
политической
историей
страны
.
Это
такие
жанровые
разновидности
песен
,
как
полоняночные
,
темничные
,
тюремные
,
арестантские
.
Их
объе
-
диняет
общая
тематика
неволи
.
Самыми
архаичными
в
этом
сюжетном
ряду
являются
полоняночные
песни
.
В
них
легко
обнаружить
южно
-
русское
происхождение
,
поскольку
интонационно
они
более
близки
украинским
песням
.
Полоняночные
песни
повествуют
о
трагедии
юноши
,
честно
и
храбро
сражавшегося
с
татаро
-
монголами
и
попавшего
в
плен
.
Аналогичны
по
содержанию
песни
девушки
,
угнанной
на
чужбину
лютыми
врагами
и
мечтающей
вернуться
к
близким
на
родину
.
Следующая
категория
музыкального
фольклора
–
тю
-
ремные
и
каторжные
песни
–
сочинялись
заключенными
,
сознающими
свою
виновность
или
полагающими
себя
безвинно
осужденными
.
Сюжеты
этих
песен
не
столь
разнообразны
.
Они
повествуют
о
том
,
что
,
в
зависимости
от
психологического
состояния
лишенного
свободы
,
он
либо
решителен
,
полон
бунтарских
настроений
,
либо
смирился
со
своей
участью
,
и
тогда
побег
для
него
–
лишь
несбыточная
мечта
.
Содержательно
персонажу
обя
-
зательно
приходится
рассчитывать
либо
на
благоволение
Бога
,
либо
на
справедливость
охранников
и
судей
.
В
тюремных
и
каторжных
песнях
очень
много
сленговых
оборотов
,
столь
характерных
для
данной
категории
на
-
родных
авторов
.
Чрезвычайно
типичными
являются
речевые
обороты
типа
казенный
и
арестантский
дом
,
ост
-
рог
,
каземат
,
темница
,
тюрьма
и
т
.
д
.
Можно
проследить
эмоциональные
переживания
героя
на
различных
эта
-
пах
отбывания
наказания
:
раскрываются
причины
заключения
под
стражу
,
несправедливость
суда
и
жестокий
приговор
–
темница
или
каторжные
работы
.
Очень
любимы
в
народе
были
кор
u
льные
–
юмористические
и
шуточные
песни
.
Они
отличались
насмеш
-
ливым
и
шутливым
содержанием
.
Только
в
этих
песнях
допускалось
соединение
мелодии
и
речитатива
(
произне
-
сения
определенных
строк
,
а
то
и
всего
текста
быстрой
скороговоркой
).
В
этих
песнях
также
встречаются
мотивы
других
жанров
–
закличек
,
хороводов
,
плясовых
.
В
этих
песнях
множество
иносказаний
.
Человеческие
черты
приписываются
в
них
природным
объектам
–
грибам
,
насекомым
,
птицам
и
зверям
,
живущим
в
лесу
или
на
крестьянском
дворе
.
Эти
песни
с
особым
задором
и
юмором
передают
типичные
для
людей
жизненные
колли
-
зии
и
взаимоотношения
.
Все
вышеперечисленные
жанры
так
или
иначе
включались
в
более
крупные
фольклорные
жанры
.
Они
ста
-
новились
частью
обряда
или
вообще
имели
характер
ритуального
произведения
,
сопровождавшего
конкретное
сакральное
действие
.
Именно
их
магическо
-
сакральный
характер
и
предопределил
то
обстоятельство
,
что
,
воз
-
никнув
очень
давно
,
они
дошли
до
нас
в
мало
изменившемся
за
века
виде
.
Обрядовые
песни
в
художественном
отношении
очень
яркие
и
поэтичные
.
Они
резко
выделяются
своим
музыкальным
языком
на
фоне
других
песенных
жанров
.
Среди
них
можно
выделить
два
больших
класса
:
ка
-
лендарные
и
свадебные
песни
.
Они
наиболее
древние
по
происхождению
из
всего
песенного
фольклора
,
созда
-
лись
в
процессе
отправления
языческих
обрядов
различными
славянскими
племенами
.
Особенностью
и
,
соответственно
,
отличительным
признаком
календарных
песен
является
их
приурочен
-
ность
к
определенным
датам
земледельческого
календаря
,
связанного
с
важнейшими
астрономическими
собы
-
тиями
или
с
началом
и
окончанием
тех
или
иных
полевых
работ
.
Зависимость
крестьянского
труда
от
сил
при
-
роды
обусловила
приуроченность
исполнения
тех
или
иных
календарных
песен
к
тем
или
иным
видам
сельско
-
хозяйственного
труда
–
весенней
пахоты
,
покоса
,
жатвы
.
Обрядовые
календарные
песни
не
только
являлись
символом
тех
или
иных
сельских
работ
,
но
и
сопровождали
различные
стороны
общественного
быта
крестьян
и
горожан
,
в
частности
народные
праздники
,
молодежные
гуляния
,
хороводные
игрища
и
другие
виды
традици
-
онного
досуга
.
Центральной
темой
в
календарном
песенном
творчестве
являются
земледельческий
труд
и
те
явления
природы
,
от
которых
зависел
успех
труда
.
Стремление
наших
древних
предков
позитивно
воздейство
-
вать
на
силы
природы
и
языческие
божества
–
покровителей
земледелия
и
скотоводства
на
протяжении
не
-
скольких
тысячелетий
позволило
создать
целую
систему
поэтических
магических
обращений
к
силам
природы
,
а
также
разнообразных
образов
,
отражающих
красоты
родной
природы
.
Календарные
обрядовые
песни
сопро
-
вождали
начало
или
окончание
полевых
работ
,
особенно
период
пахоты
,
первого
выгона
скота
,
покоса
и
жатвы
.
Особый
интерес
представляют
жатвенные
песни
.
В
них
с
помощью
ярких
повествований
раскрывается
поэзия
крестьянского
труда
,
тяжелой
и
напряженной
уборочной
работы
.
Постоянная
прочная
связь
песенного
творче
-
ства
древних
славян
с
земледельческим
трудом
и
различными
сторонами
народного
общественного
быта
спо
-
собствовала
формированию
различных
по
характеру
,
но
очень
богатых
по
своим
эмоциональным
составляю
-
щим
поэтических
образов
.
Еще
один
вид
обрядовых
песен
–
подблюдные
.
Они
соединяли
в
себе
и
аграрную
,
и
любовную
магию
.
К
XIX
в
.
вера
в
чары
этой
магии
иссякла
,
и
поэтому
этнографам
не
удалось
записать
эти
произведения
в
доста
-
точной
мере
.
Позже
,
с
гонением
на
суеверия
,
культура
исполнения
подблюдных
песен
постепенно
сошла
на
нет
.
В
силу
этого
обстоятельства
они
оказались
мало
изучены
.
Современные
фольклористы
относят
их
то
к
раз
-
ряду
заклинательных
песен
,
то
к
особому
виду
новогодних
песен
-
гаданий
.
Однако
Ю
.
Г
.
Круглов
в
работе
"
Рус
-
ские
обрядовые
песни
"
подчеркивает
,
что
сами
обряд
и
ритуал
гадания
требовали
исполнения
разнохарактер
-
ных
песен
,
обращения
к
песням
других
жанров
.
В
частности
,
к
подблюдным
традиционно
относят
песню
,
ис
-
полнявшуюся
в
начале
гадания
и
получившую
название
"
Слава
хлебу
и
соли
".
Особый
мелодический
и
ритми
-
ческий
строй
этой
песни
привлекли
внимание
многих
композиторов
,
сделав
данный
музыкальный
материал
хрестоматийным
.
Тем
не
менее
,
эта
песня
представляет
собой
типичную
песню
-
заклинание
,
исполнявшуюся
перед
гаданием
.
Сами
же
по
себе
подблюдные
песни
имели
ритуальный
характер
,
под
них
собирали
для
гада
-
ния
кольца
у
его
участников
,
этой
песней
приглашали
к
участию
в
гадании
.
У
девушки
или
у
молодца
просили
кольцо
или
иной
ритуальный
предмет
для
того
,
чтобы
опустить
его
в
чашу
.
Особый
сакральный
настрой
гада
-
ния
предопределил
уникальные
черты
жанра
подблюдных
песен
:
у
них
особая
поэзия
,
сближающаяся
с
загово
-
рами
;
это
песни
-
гадания
заклинательного
характера
.
Подблюдные
песни
даже
композиционно
повторяют
схему
заговоров
:
в
них
сначала
рассказывается
о
том
,
что
хотели
бы
видеть
в
будущем
участники
гадания
,
а
затем
этот
объект
или
явление
заклинаются
.
Языческие
по
происхождению
магические
формулы
содержат
обращение
к
богам
–
покровителям
любви
и
супружеского
счастья
.
Не
случайно
во
второй
части
подблюдных
песен
в
раз
-
нообразных
вариантах
упоминаются
Люб
и
Лада
.
Например
: "
Ой
ладо
!
Ком
вынется
,
Ой
лада
!
Правда
сбудет
-
ся
!"
или
"
Лада
мое
!
Любо
мое
!
Чья
-
то
вынется
–
правда
сбудется
!"
Образная
проблематика
подблюдных
песен
отражала
ценностные
представления
крестьянства
относи
-
тельно
счастливой
судьбы
и
благополучной
жизни
.
Чаяния
крестьянства
о
здоровье
,
изобилии
хлеба
,
соли
и
денег
,
крепком
хозяйстве
,
счастливом
браке
и
безмятежной
жизни
на
родной
сторонушке
являлись
домини
-
рующими
для
данного
народного
вокального
жанра
.
По
ходу
гадания
в
иносказательной
форме
передавались
те
или
иные
сценарии
развития
судьбы
.
Эти
предположения
носили
как
позитивный
,
так
и
деструктивный
харак
-
тер
.
В
первой
части
подблюдной
песни
использовался
некий
сакральный
образ
,
разгадывание
которого
помога
-
ло
понять
в
целом
смысл
песни
.
Особый
ритуал
гадания
предполагал
наличие
развитой
семиотики
и
знаковой
культуры
.
Поэтому
в
данных
песнях
возникает
круг
образов
иносказательного
смысла
,
обусловленных
нормами
ритуального
действа
,
в
ходе
которого
люди
стремились
разгадать
собственную
судьбу
.
В
процессе
исполнения
песни
им
открывался
скрытый
символический
смысл
исполняемой
песни
.
Этим
объясняется
населенность
дан
-
ных
песен
подчас
не
состыкующимися
в
логическом
отношении
персонажами
.
Система
этих
подблюдных
обра
-
зов
-
символов
очень
разнообразна
:
сакральные
старик
и
старуха
,
распространенные
в
сказочном
фольклоре
представители
животного
и
растительного
мира
–
волк
,
овца
,
лиса
,
заяц
,
курица
,
воробей
,
клен
,
ива
,
береза
,
а
также
другие
растения
,
грибы
.
Символический
смысл
в
ходе
песнопений
и
гадания
приобретали
и
употребляе
-
мые
в
быту
предметы
.
В
зависимости
от
контекста
песни
они
могли
пророчить
позитивные
или
негативные
перспективы
.
Подблюдные
песни
вобрали
в
себя
черты
многих
магических
действий
.
Поэтому
можно
сделать
предположение
,
что
такой
синтез
был
возможен
в
несколько
более
поздний
период
,
то
есть
тогда
,
когда
боль
-
шинство
ритуально
-
магических
жанров
уже
было
создано
.
Самым
масштабным
,
с
точки
зрения
драматургии
и
художественного
оформления
,
было
свадебное
дейст
-
во
.
Соответственно
,
свадебные
песни
являются
тем
жанром
,
который
отличался
необычайным
мелодическим
и
образным
богатством
,
разнообразием
эмоционального
спектра
,
предполагавшим
вариативные
модели
исполь
-
зования
художественных
образцов
на
различных
этапах
обрядового
действа
,
то
есть
самые
разные
жанры
сва
-
дебного
фольклора
в
строгой
последовательности
исполнялись
по
ходу
"
свадебной
игры
".
Старинная
русская
свадьба
по
сути
представляла
собой
огромный
цикл
традиционных
драматических
обрядовых
и
ритуальных
действий
,
непременно
сопровождаемых
песнями
,
противоположными
по
своему
смыслу
и
мелодическому
ха
-
рактеру
.
Входившие
в
свадебный
обряд
песни
были
разнообразны
в
жанровом
отношении
.
Среди
них
можно
выделить
плачи
и
причитания
,
лирические
песни
-
жалобы
,
лирико
-
эпические
и
величальные
песни
,
связанные
с
поэтической
характеристикой
молодоженов
и
гостей
застолья
.
Исполнялись
также
торжественные
поздрави
-
тельные
величанья
,
эпические
сказы
.
Не
обходилось
на
свадьбе
без
сатиры
и
юмора
,
большое
внимание
уделя
-
лось
шуточным
и
плясовым
песням
.
Все
они
служили
одной
цели
–
магическому
заклинанию
счастливой
судь
-
бы
молодоженов
.
Так
,
для
того
чтобы
исключить
горестные
события
после
свадьбы
с
помощью
обрядовых
плачей
,
невеста
и
окружавшие
ее
подруги
и
родственницы
должны
были
создать
утрированно
тяжелую
картину
расставания
с
родным
домом
,
любящими
родителями
,
то
есть
важнейшим
жанром
свадебного
действа
были
свадебные
при
-
читания
,
которые
исполнялись
чаще
самими
участницами
свадебного
действа
,
реже
–
приглашенной
"
воплени
-
цей
".
Центральной
темой
подобных
песнопений
было
бесправное
положение
будущей
жены
в
новой
семье
,
тя
-
жесть
расставания
с
любящими
родителями
,
безутешные
сетования
на
тяжелую
женскую
долю
на
чужой
сто
-
роне
.
Вот
почему
невеста
обращалась
поочередно
в
причитаниях
к
отцу
,
матери
,
другим
родным
с
просьбой
заступиться
за
нее
,
не
отдавать
ее
в
чужую
семью
.
В
противовес
этому
образному
строю
,
свадьба
включала
множество
шуточных
–
корильных
–
песен
.
Они
сопровождали
комедийные
и
игровые
сцены
масштабнейшего
и
разнохарактерного
обрядово
-
свадеб
-
ного
дей
-
ства
.
Особым
,
торжественным
,
величавым
,
мелодическим
строем
характеризовались
величальные
песни
.
Они
отличались
архаичностью
мелодического
склада
,
здесь
вновь
встречались
обращения
к
древним
языческим
бо
-
гам
,
покровительствовавшим
супружеской
любви
.
Это
были
распевные
мелодии
,
характеризующиеся
значи
-
тельной
протяжностью
,
широтою
развития
,
а
традиционные
магические
образы
утушки
,
селезня
,
лебедушки
и
лебедя
непременно
присутствовали
,
придавая
исполнению
песен
сакральный
смысл
.
Среди
обрядовых
песен
есть
и
другие
жанры
,
не
связанные
напрямую
с
гаданием
или
свадьбой
.
Эти
риту
-
альные
песни
,
по
всей
видимости
,
сопровождали
древние
обряды
аграрной
магии
,
смысл
которых
подчас
уте
-
рян
,
однако
традиции
исполнения
продолжают
жить
.
О
ритуальном
контексте
этих
песен
свидетельствует
от
-
сутствие
в
них
образа
человека
как
такового
.
Лишены
эти
песни
и
иной
образной
конкретики
.
В
них
присутст
-
вует
лишь
описание
некоего
магического
действа
,
связанного
с
традиционным
крестьянским
трудом
.
Это
,
как
правило
,
хоровые
песни
,
что
подчеркивает
их
особую
роль
в
древнем
магическом
обряде
,
закреплявшем
некое
событие
в
сознании
присутствовавших
во
время
обряда
людей
.
К
этому
жанру
песен
примыкает
еще
один
жанр
–
заклинательные
песни
.
Они
использовались
для
заклинания
сил
природы
,
способных
дать
человеку
искомые
блага
–
богатство
,
здоровье
и
счастье
.
Они
также
имеют
древнее
происхождение
,
но
связаны
были
уже
не
с
аг
-
рарной
,
а
с
семейно
-
бытовой
магией
.
Неслучайно
заклинательные
песни
исполнялись
как
в
календарных
,
так
и
в
свадебных
обрядах
.
Это
были
магические
формулы
охранительного
характера
,
направленные
против
действия
злых
сил
.
Как
и
во
всех
ритуальных
песнях
,
образный
и
мелодический
строй
песен
-
заклинаний
очень
прост
.
Они
исполнялись
группой
участвовавших
в
обряде
людей
.
Эти
люди
могли
собираться
в
одном
особом
месте
населенного
пункта
,
или
эта
небольшая
группа
людей
приходила
в
дом
и
хором
исполняла
песенное
заклина
-
ние
,
которое
должно
было
помочь
и
семье
,
и
всей
общине
.
Данный
жанр
характеризуется
простейшим
типом
композиции
–
сочетанием
диалога
и
монолога
.
Они
начинались
с
некой
экспозиции
,
где
повествовалось
о
странствиях
либо
данной
группы
сакральных
пришельцев
,
либо
магических
персонажей
как
языческого
,
так
и
христианского
происхождения
,
а
затем
следовала
просьба
-
заклятье
.
К
магическим
силам
обращались
с
прось
-
бой
о
семейном
счастье
,
здоровье
,
урожае
,
благоприятной
погоде
и
т
.
д
.
Древнейшее
языческое
происхождение
имели
также
величальные
песни
.
Они
были
адресованы
участникам
ритуала
.
Эти
песни
сопоставимы
с
заклинательными
,
поскольку
они
с
помощью
магических
формул
были
на
-
целены
на
то
,
чтобы
сделать
жизнь
прославляемого
богатой
и
счастливой
.
Но
в
центре
внимания
этих
песен
оказывается
человек
,
в
этом
и
есть
их
принципиальное
отличие
от
ритуальных
и
заклинательных
.
Величальные
песни
были
в
древности
адресованы
еще
и
силам
природы
.
Именно
этим
можно
объяснить
наличие
множества
образцов
обрядового
фольклора
данного
жанра
,
где
объектом
величания
оказывались
языческие
божества
Ов
-
сень
,
Коляда
,
Масленица
и
Кострома
.
Однако
большинство
величальных
песен
исполняется
в
адрес
конкретно
-
го
человека
.
В
них
содержится
обращение
к
одному
человеку
,
к
супругам
,
всей
семье
,
группе
девушек
и
пар
-
ней
.
В
величальных
песнях
,
исполняемых
на
свадьбе
,
объектом
обращения
становились
практически
все
дейст
-
вующие
лица
–
свадебные
"
чины
":
жених
,
невеста
,
дружка
,
тысяцкий
,
сват
и
т
.
д
.
Эти
песни
могли
исполняться
только
на
свадьбе
,
все
остальные
часто
звучали
в
различные
календарные
и
семейно
-
бытовые
праздники
,
для
величальных
песен
характерна
развитая
образная
система
.
Основным
изобразительным
приемом
является
идеализация
.
Именно
так
предстает
в
песне
внешность
персонажа
,
его
одежда
,
поступки
,
окружающая
его
об
-
становка
.
В
этой
идеализации
восстанавливалась
этническая
картина
микромира
крестьянской
семьи
и
сельской
общины
.
В
свою
очередь
величальные
песни
подразделяются
на
две
разновидности
.
Одна
из
них
–
песни
-
описания
.
Описательность
в
этой
категории
песен
достигалась
введением
идеализированных
образов
,
не
прибе
-
гая
к
непосредственному
реалистическому
изображению
участников
обрядового
действа
в
окружающей
их
об
-
становке
.
Вторая
разновидность
величальных
песен
–
песни
-
повествования
.
В
них
описание
отходит
на
второй
план
.
В
центре
же
внимания
оказываются
действия
участников
обряда
и
окружающей
их
среды
.
Однако
действия
персонажей
обряда
,
да
и
сама
обстановка
очень
условны
.
Важнейшими
приемами
художественного
отображе
-
ния
в
этих
песнях
становятся
условность
и
символичность
,
которые
проявляются
как
в
сюжетах
,
так
и
в
изо
-
бражении
обстановки
,
в
которой
действует
герой
песни
.
Сама
окружающая
героя
песни
действительность
очень
условна
и
символична
.
Это
виртуальное
пространство
,
где
нет
движения
,
где
царствует
статика
,
которая
отте
-
няет
и
подчеркивает
идеальные
качества
персонажа
.
Животный
мир
в
величальных
песнях
одушевляется
и
ги
-
перболизируется
также
для
того
,
чтобы
подчеркнуть
его
лояльность
к
величаемому
человеку
.
Предметный
мир
величальных
песен
также
условен
и
строго
определен
.
В
него
включены
символы
богатства
и
роскоши
,
пре
-
стижные
предметы
,
вещи
:
жемчуг
,
бриллианты
,
золото
,
серебро
,
хрусталь
,
меха
и
т
.
д
.
Выбор
этих
предметов
не
случаен
.
Выстраивается
некая
образная
модель
,
в
которой
этот
идеал
вечен
,
незыблем
,
существует
вне
времени
и
окружающей
реальности
.
В
основе
композиции
величальных
песен
лежит
описание
,
основанное
на
форме
монолога
,
сближающей
этот
жанр
с
ритуальными
и
заклинательными
песнями
.
Но
если
в
ритуальных
песнях
и
песнях
-
заклинаниях
данный
монолог
является
художественным
оформлением
некоего
обращения
,
то
в
вели
-
чальных
песнях
акцент
монолога
смещен
в
сторону
обращения
;
активно
используются
традиционные
образы
и
эпитеты
,
символизирующие
счастье
.
Это
–
солнце
,
месяц
,
звезды
,
виноград
,
яблоки
,
зрелые
ягоды
,
олени
,
голу
-
би
,
вещие
птицы
.
Каждый
из
этих
образов
семиотически
важен
,
он
выполняет
роль
знака
и
используется
в
ве
-
личальных
песнях
для
подчеркнуто
помпезного
изображая
красивых
,
умных
,
благородных
и
богатых
героев
.
Иное
драматургическое
и
эстетическое
предназначение
имели
корильные
песни
–
один
из
древнейших
жанров
фольклора
,
восходящий
к
карнавальной
и
смеховой
культуре
.
Исполнение
этих
песен
обусловлено
хо
-
дом
обряда
.
Участники
его
должны
ругать
(
корить
)
тех
лиц
,
кому
адресованы
данные
песни
,
за
нерастороп
-
ность
,
скупость
,
нежелание
наградить
сакральных
пришельцев
,
исполнивших
песни
-
пожелания
.
В
этих
песнях
не
только
высмеивались
традиционные
пороки
и
недостатки
людей
,
смех
здесь
имел
магический
смысл
.
По
-
этому
хозяева
дома
стремились
не
допускать
исполнения
корильных
песен
,
поскольку
полагали
,
что
сатириче
-
ские
предсказания
могут
материализоваться
в
семейных
неурядицах
и
иных
проблемах
.
Объектами
корильных
песен
мог
стать
конкретный
человек
,
группа
людей
или
персонаж
обрядового
действа
–
реальный
или
мифоло
-
гический
.
Так
,
множество
корильных
песен
посвящено
Масленице
.
Корильные
песни
воссоздают
низменный
мир
,
в
котором
царствуют
не
добродетели
,
а
пороки
.
Особенно
резкие
эпитеты
были
направлены
против
обжор
,
пьяниц
и
глупцов
.
В
песне
намеренно
утрируются
самые
темные
и
непривлекательные
качества
того
,
кому
она
адресована
.
В
этом
отношении
корильные
песня
–
явный
антипод
величальным
.
Само
их
композиционное
строение
сопоставимо
с
композицией
величальных
.
Главной
задачей
корильных
песен
является
сатирическое
описание
персонажа
,
передача
его
неблаговидного
словесного
портрета
.
В
условиях
смеховой
обрядовой
куль
-
туры
это
–
пародия
,
шарж
на
персонажа
,
особенности
которого
передавались
в
особой
композиционной
манере
.
Древнее
обрядовое
происхождение
имели
игровые
песни
.
Когда
-
то
они
были
элементами
обрядовых
действ
,
а
позже
приобрели
самостоятельный
статус
.
Они
,
прежде
всего
,
передают
определенные
движения
и
действия
.
И
эта
их
особенность
сказывается
на
тематике
,
поэтических
образах
и
иных
элементах
содержания
.
Связь
с
древними
обрядами
заклинаний
обусловила
и
образный
строй
этих
песен
.
Здесь
вновь
изображаются
представители
растительного
и
животного
мира
,
что
позволяет
сделать
вывод
о
времени
создания
этих
песен
,
когда
человек
был
очень
зависим
от
природных
стихий
.
Сценарий
игрового
действия
диктует
динамизм
и
мно
-
гочастность
композиционного
строения
этих
песен
.
Количество
эпизодов
песни
может
быть
от
трех
до
двадца
-
ти
.
Игра
предполагает
общение
,
поэтому
игровые
песни
часто
диалогичны
,
хотя
возможны
и
небольшие
моно
-
логи
-
обращения
.
Композиционно
диалоги
перемежаются
монологами
.
Драматургия
песни
предполагает
вопро
-
сы
и
ответы
различных
групп
играющих
,
изображающих
не
только
антропоморфные
персонажи
,
но
и
живот
-
ных
,
птиц
.
Действенность
,
динамичность
этих
песен
приводит
к
особому
образному
строю
,
в
котором
отсутст
-
вует
описательность
,
но
моделируются
движения
,
часто
связанные
с
трудовыми
процессами
.
Для
игровых
пе
-
сен
более
характерны
короткие
,
в
мелодическом
отношении
повелительно
-
восклицательные
интонации
.
Эмо
-
циональный
фон
игры
всегда
веселый
,
радостный
,
именно
он
доминирует
и
в
мелодике
этих
песен
.
Рассказ
о
трудовых
процессах
и
иных
действиях
в
оптимистичном
ключе
также
имеет
заклинательное
значение
,
предвос
-
хищая
оптимистические
результаты
–
хороший
урожай
,
приплод
домашних
животных
,
удачную
охоту
и
т
.
д
.
Игровые
песни
предполагают
синкретизм
исполнения
.
Они
зрелищны
благодаря
игровым
движениям
и
переда
-
че
содержания
самого
игрового
процесса
.
Древнейшие
песни
-
действия
тем
самым
со
временем
эволюционировали
в
игровые
,
рекреативные
систе
-
мы
,
в
которых
участвует
преимущественно
молодое
поколение
.
Смыслом
исполнения
этих
песен
становятся
не
магические
составляющие
,
а
забава
и
развлечения
.
Более
поздние
образцы
игровых
песен
вообще
отвлекаются
от
магических
мотивов
,
в
них
исчезают
образы
природного
происхождения
(
представители
растительного
и
животного
мира
),
и
на
первый
план
выходят
социально
бытовые
проблемы
,
связанные
с
трудом
и
семейными
традициями
человека
.
В
связи
с
тем
,
что
содержательным
ядром
игровых
песен
стал
мир
человеческих
взаимо
-
отношений
,
большое
внимание
уделено
в
них
передаче
эмоционального
содержания
,
что
сказывается
на
инто
-
национном
строе
песен
.
Игровые
песни
чаще
всего
проникнуты
жизнерадостным
,
оптимистическим
настроени
-
ем
.
§ 3.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ
ТРАДИЦИИ
РУССКОГО
НАРОДНОГО
ПЕСЕННОГО
ТВОРЧЕСТВА
Природно
-
климатические
и
социально
-
культурные
особенности
того
или
иного
региона
наложили
особый
отпечаток
на
мелодику
,
интонацию
и
манеру
исполнения
песен
.
Все
это
обусловило
некоторые
отличительные
черты
и
типологию
песенного
фольклора
той
или
иной
местности
.
Сложились
так
называемые
местные
тради
-
ции
песенного
фольклора
,
под
которыми
понимается
совокупность
условий
бытования
,
черт
стиля
и
приемов
исполнения
,
придающих
своеобразие
и
характерные
отличительные
свойства
песенному
фольклору
определен
-
ного
народа
в
одной
ограниченной
местности
.
В
русском
песенном
фольклоре
современные
исследователи
выделяют
по
крайней
мере
семь
основных
стилевых
географических
зон
:
северно
-
русскую
,
южно
-
русскую
,
среднерусскую
,
западно
-
русскую
,
средне
-
волжскую
,
уральскую
и
сибирскую
.
В
отдельную
группу
также
выделяют
казачий
песенный
фольклор
,
в
кото
-
ром
также
можно
выделить
традиции
донских
,
оренбургских
,
терских
казаков
,
хотя
в
целом
музыкальная
куль
-
тура
качества
соответствует
южно
-
русским
фольклорным
традициям
.
Однако
внутри
южно
-
русской
культуры
в
силу
особенностей
заселения
территорий
,
примыкающих
к
Дону
и
Кубани
,
сложилось
множество
своеобразных
песенных
традиций
.
Так
,
песенный
фольклор
Кубани
очень
неоднороден
.
В
нем
соединились
черты
и
украин
-
ского
мелоса
,
и
среднерусских
традиций
.
Достаточно
цельными
и
самостоятельными
являются
традиции
,
сформировавшиеся
в
казачьей
среде
до
Х
VIII
столетия
,
когда
на
эти
территории
еще
не
приехали
выходцы
из
других
регионов
России
.
Особый
интерес
представляет
западно
-
русская
традиция
,
поскольку
в
ней
сохранились
архаичные
черты
славянского
мелоса
.
Географически
к
ареалу
данной
традиции
можно
отнести
территории
современных
Брян
-
ской
и
Смоленской
областей
и
близлежащие
районы
Орловской
,
Калужской
и
Псковской
областей
.
Основными
центрами
западнорусской
народной
традиции
является
Брянск
и
Смоленск
.
Особенности
русской
песенной
культуры
здесь
тесно
взаимодействуют
с
родственными
песенными
традициями
Украины
и
Белоруссии
.
Заслу
-
га
в
исследовании
песенного
фольклора
этих
областей
принадлежит
музыкантам
-
этнографам
В
.
М
.
Щурову
и
А
.
И
.
Соболевскому
.
В
западно
-
русской
традиции
можно
также
легко
обнаружить
родственные
черты
с
песенными
традициями
западных
славян
,
что
является
уникальным
явлением
для
русского
фольклора
и
свидетельствует
о
глубинности
ее
национальных
корней
.
Архаичность
и
неизменность
музыкальных
форм
в
народном
искусстве
русского
За
-
пада
отчетливо
проявляется
одновременно
во
всех
признаках
местных
интонационно
-
гармонических
и
испол
-
нительских
традиций
.
Яркой
отличительной
чертой
бытования
фольклора
в
данной
местности
является
опора
на
праздничную
культуру
,
фольклор
сохраняется
в
контексте
системы
календарных
обрядов
,
сопровождаю
-
щихся
пением
.
Песенный
фольклор
существует
в
рамках
хорошо
сохранившихся
традиций
празднования
таких
календарно
-
земледельческих
обрядов
,
как
Рождество
,
Масленица
,
Сороки
,
Семик
,
Иванов
день
,
Дожинки
.
Дос
-
таточно
распространенными
являлись
здесь
и
песни
,
знаменующие
начало
того
или
иного
вида
сельскохозяйст
-
венных
работ
,
например
,
обряд
первого
выгона
скота
("
Егорьевские
песни
"),
прополочные
,
песни
жатвы
и
др
.
Качественно
определенными
чертами
обладал
и
местный
свадебный
обряд
.
Песни
,
характерные
для
данного
региона
,
иногда
сопровождались
игрой
на
музыкальных
инструментах
.
Наиболее
часто
используемые
инстру
-
менты
-
сопровождения
–
скрипка
,
сдвоенная
дудка
,
флейта
Пана
,
колесная
лира
.
В
музыкально
-
стилевых
формах
календарных
,
свадебных
и
хороводных
песен
западно
-
русской
традиции
преобладают
архаические
элементы
.
К
ним
относятся
:
силлабический
строго
цензурованный
стих
;
гетерофония
в
многоголосии
(
либо
использование
бурдона
);
система
ограниченных
по
диапазону
звукорядов
,
связанных
с
простейшими
ладовыми
формами
;
равномерный
музыкально
-
слоговой
ритм
с
минимальными
распевами
сло
-
гов
;
четко
расчлененные
простые
структуры
;
попевочные
мелодические
образования
.
Сама
манера
вокализации
в
западно
-
русской
традиции
очень
индивидуальна
.
Для
нее
характерна
звонкая
прямая
подача
звука
в
среднем
регистре
,
завершение
строф
длительным
,
тщательно
выстроенным
унисоном
,
использование
выкриков
–
возгласов
(
гуканий
)
в
середине
и
конце
музыкальных
фраз
.
Можно
с
уверенностью
сделать
вывод
о
том
,
что
западно
-
русская
традиция
строго
сохранила
в
себе
архаичные
Славянские
черты
и
в
меньшей
степени
испытала
воздействие
межкультурных
контактов
,
следы
которых
этнографы
часто
обнаружи
-
вают
в
других
песенных
традициях
.
Второй
крупной
региональной
системой
песенного
фольклора
можно
считать
музыкально
-
поэтические
традиции
русского
Севера
.
Географически
они
распространены
на
территориях
современных
Новгородской
,
Архангельской
,
Ленинградской
и
Вологодской
областей
.
Частично
эти
традиции
продолжают
бытовать
у
пред
-
ставителей
славянского
этноса
,
проживающих
на
территориях
Коми
,
Карелии
и
Кольского
полуострова
.
Неко
-
торые
стилевые
особенности
северо
-
русской
песенной
традиции
можно
также
обнаружить
в
северных
районах
Костромской
и
Кировской
областей
.
Формированию
единой
традиции
способствовало
доминирование
Новго
-
родского
княжества
.
На
этих
территориях
в
меньшей
степени
сказались
последствия
междуусобиц
XII–XIV
вв
.,
здесь
в
меньшей
степени
проявились
отрицательные
последствия
крепостного
права
.
Вместе
с
тем
на
развитие
северных
песенных
традиций
особое
влияние
оказали
суровые
природные
и
уникальные
социально
-
культурные
и
бытовые
условия
–
преобладание
рыболовства
и
охоты
над
земледелием
,
традиционные
торговые
и
культур
-
ные
связи
с
западными
славянами
и
представителями
финно
-
угорского
этноса
,
а
также
другими
культурами
благодаря
торговым
связям
посредством
беломорского
судоходства
.
Все
эти
культурные
контакты
создали
воз
-
можность
для
появления
разнообразных
ассимиляционных
процессов
,
что
сформировало
уникальные
черты
и
особенности
северно
-
русской
песенной
традиции
.
Важнейшей
особенностью
северной
фольклорной
традиции
является
преобладание
эпических
песенных
жанров
в
сольной
сказительской
форме
.
Этнографам
удалось
зафиксировать
в
достаточно
развитой
и
полной
форме
многочисленные
былины
,
баллады
,
духовные
стихи
,
небылицы
,
скоморошины
.
Они
были
записаны
на
территориях
Заонежья
,
по
берегам
Пинеги
,
Мезени
и
Печеры
.
Очень
ярко
проявляется
в
большинстве
жанров
северного
фольклора
эпическое
начало
.
Эпическая
манера
наложила
отпечаток
и
на
стилевые
особенности
се
-
верных
плачей
и
причитаний
.
На
Севере
распространены
весьма
разнообразные
и
сложные
по
хореографиче
-
скому
рисунку
хороводы
.
Медленные
хороводные
песни
северного
региона
отличаются
степенным
,
повество
-
вательным
характером
музыкального
языка
.
Это
в
целом
соответствует
эпическому
складу
северной
народной
музыкальной
культуры
.
Для
сопровождения
песенного
фольклора
на
русском
Севере
чаще
всего
употреблялись
гусли
и
пастушеские
трубы
.
Применялись
и
инструменты
более
позднего
происхождения
,
наиболее
популяр
-
ными
из
которых
были
местные
разновидности
гармоник
–
тальянки
,
трехрядки
.
Музыкальная
стилистика
северного
песенного
фольклора
близка
эпическим
жанрам
сказателей
.
Для
нее
характерно
распевание
тонического
(
акцентного
)
стиха
.
Ритмическая
организация
напева
чаще
всего
связана
с
использованием
трех
постоянных
ударений
.
Именно
такой
тип
стиха
распространен
в
северном
эпосе
,
причита
-
ниях
,
свадебных
и
хороводных
песнях
.
Их
проявление
легко
можно
обнаружить
и
в
лирических
песнях
север
-
ных
областей
.
Сочетание
напева
с
тоническим
стихом
обусловило
метроритмическое
своеобразие
песен
этой