Файл: нар твор пособик.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2021

Просмотров: 534

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

держанию

 

эти

 

песни

 

полны

 

трагизма

 

и

 

безысходности

Следующая

 

жанровая

 

разновидность

 

песенного

 

творчества

 – 

трудовые

 

песни

Подобное

 

название

 

этот

 

жанр

 

получил

 

в

 

связи

 

с

 

тем

что

 

данные

 

песни

 

сопровождали

 

различные

 

производственные

 

процессы

 

и

 

харак

-

теризовали

 

типичный

 

труд

 

рабочего

батрака

 

или

 

крестьянина

В

 

этих

 

песнях

 

содержится

 

много

 

указаний

 

на

 

технологию

 

того

 

или

 

иного

 

вида

 

деятельности

В

 

фольклористике

 

иногда

 

данный

 

жанр

 

называется

 

как

 "

работ

-

ные

или

 "

отходнические

песни

Действительно

собственные

 

песни

 

имели

 

представители

 

самых

 

разнообраз

-

ных

 

специальностей

члены

 

тех

 

или

 

иных

 

артелей

представители

 

тех

 

или

 

иных

 

промысловых

 

занятий

батраки

кулаки

купечество

извозчики

 

и

 

ямщики

охотники

фабричные

 

рабочие

 

и

 

т

.

д

В

 

этих

 

песнях

 

труд

 

поэтизиро

-

вался

самые

 

трудоемкие

 

операции

 

обрисовывались

 

народными

 

авторами

 

с

 

особым

 

пафосом

По

 

этим

 

песням

 

можно

 

судить

 

не

 

только

 

о

 

трудовом

 

процессе

 

и

 

его

 

технологии

но

 

и

 

узнать

 

об

 

инструментарии

 

и

 

инвентаре

начиная

 

от

 

примитивных

 

орудий

 

и

 

кончая

 

сложными

 

фабричными

 

машинами

В

 

интонациях

 

песни

 

запечатле

-

ваются

 

рабочие

 

кличи

служившие

 

сигналом

 

к

 

совместному

 

приложению

 

общих

 

усилий

Чаще

 

всего

 

эти

 

инто

-

нации

 

имеют

 

очень

 

древнее

 

происхождение

поскольку

 

сопровождали

 

труд

 

человека

 

в

 

глубокой

 

древности

Отметим

что

 

подробное

 

описание

 

производственных

 

процессов

 

появляется

 

в

 

трудовых

 

песнях

 

достаточно

 

поздно

Наиболее

 

ярко

 

это

 

проявляется

 

в

 

фольклоре

 

советского

 

периода

Вместе

 

с

 

тем

 

в

 

трудовых

 

песнях

 

мож

-

но

 

легко

 

обнаружить

 

психологические

 

зарисовки

 

и

 

лирические

 

откровения

 

персонажей

столь

 

характерные

 

для

 

лирических

 

или

 

обрядовых

 

песен

 

и

по

 

всей

 

видимости

привнесенные

 

в

 

трудовые

 

песни

 

с

 

развитием

 

данного

 

жанра

Особую

 

категорию

 

отечественного

 

песенного

 

фольклора

 

составляют

 

военные

 

песни

.

 

Тематически

 

же

 

эти

 

песни

 

очень

 

отличаются

 

друг

 

от

 

друга

Кроме

 

того

появились

 

они

 

в

 

различные

 

временные

 

отрезки

Так

про

-

блематика

 

образного

 

языка

 

казацких

солдатских

 

и

 

рекрутских

 

песен

 

очень

 

различается

она

 

достаточно

 

разно

-

образна

Сюжеты

 

связаны

 

с

 

проводами

 

рекрута

 

в

 

армию

его

 

прощанием

 

с

 

родными

 

и

 

любимой

Особую

 

группу

 

составляют

 

бравые

шутливые

 

песни

тематически

 

связанные

 

с

 

определением

 

годности

 

парня

 

к

 

армейской

 

службе

В

 

них

 

описывается

 

последовательность

 

прохождения

 

этапов

 

рекрутского

 

набора

горькая

 

участь

 

ново

-

бранца

разлука

 

с

 

милой

 

и

 

трудность

 

общения

 

с

 

покинутыми

 

родственниками

горечь

 

известия

 

о

 

неверности

 

невесты

 

или

 

измены

 

супруги

Существенный

 

этнографический

 

материал

 

несут

 

описания

 

военных

 

походов

 

и

 

сражений

Особая

 

тематическая

 

группа

 

в

 

данном

 

жанре

 – 

возвращение

 

солдата

 

после

 

службы

 

домой

 

или

 

гибель

 

казака

 

на

 

чужбине

Военные

 

песни

 

тесно

 

связаны

 

с

 

российской

 

историей

в

 

них

 

очень

 

ярко

 

передается

 

нацио

-

нальный

 

характер

Данный

 

жанр

 

наиболее

 

близок

 

эпическим

 

жанрам

 

песенного

 

и

 

устного

 

творчества

 

и

 

пред

-

ставляет

 

в

 

связи

 

с

 

этим

 

особый

 

интерес

 

для

 

представителей

 

различных

 

научных

 

направлений

Еще

 

одна

 

группа

 

песенного

 

фольклора

 

также

 

тесно

 

связана

 

с

 

социально

-

политической

 

историей

 

страны

Это

 

такие

 

жанровые

 

разновидности

 

песен

как

 

полоняночные

,

 

темничные

,

 

тюремные

арестантские

Их

 

объе

-

диняет

 

общая

 

тематика

 

неволи

Самыми

 

архаичными

 

в

 

этом

 

сюжетном

 

ряду

 

являются

 

полоняночные

 

песни

В

 

них

 

легко

 

обнаружить

 

южно

-

русское

 

происхождение

поскольку

 

интонационно

 

они

 

более

 

близки

 

украинским

 

песням

Полоняночные

 

песни

 

повествуют

 

о

 

трагедии

 

юноши

честно

 

и

 

храбро

 

сражавшегося

 

с

 

татаро

-

монголами

 

и

 

попавшего

 

в

 

плен

Аналогичны

 

по

 

содержанию

 

песни

 

девушки

угнанной

 

на

 

чужбину

 

лютыми

 

врагами

 

и

 

мечтающей

 

вернуться

 

к

 

близким

 

на

 

родину

Следующая

 

категория

 

музыкального

 

фольклора

 – 

тю

-

ремные

 

и

 

каторжные

 

песни

 – 

сочинялись

 

заключенными

сознающими

 

свою

 

виновность

 

или

 

полагающими

 

себя

 

безвинно

 

осужденными

Сюжеты

 

этих

 

песен

 

не

 

столь

 

разнообразны

Они

 

повествуют

 

о

 

том

что

в

 

зависимости

 

от

 

психологического

 

состояния

 

лишенного

 

свободы

он

 

либо

 

решителен

полон

 

бунтарских

 

настроений

либо

 

смирился

 

со

 

своей

 

участью

и

 

тогда

 

побег

 

для

 

него

 – 

лишь

 

несбыточная

 

мечта

Содержательно

 

персонажу

 

обя

-

зательно

 

приходится

 

рассчитывать

 

либо

 

на

 

благоволение

 

Бога

либо

 

на

 

справедливость

 

охранников

 

и

 

судей

В

 

тюремных

 

и

 

каторжных

 

песнях

 

очень

 

много

 

сленговых

 

оборотов

столь

 

характерных

 

для

 

данной

 

категории

 

на

-

родных

 

авторов

Чрезвычайно

 

типичными

 

являются

 

речевые

 

обороты

 

типа

 

казенный

 

и

 

арестантский

 

дом

ост

-

рог

каземат

темница

тюрьма

 

и

 

т

.

д

Можно

 

проследить

 

эмоциональные

 

переживания

 

героя

 

на

 

различных

 

эта

-

пах

 

отбывания

 

наказания

раскрываются

 

причины

 

заключения

 

под

 

стражу

несправедливость

 

суда

 

и

 

жестокий

 

приговор

 – 

темница

 

или

 

каторжные

 

работы

Очень

 

любимы

 

в

 

народе

 

были

 

кор

u

льные

 

 

юмористические

 

и

 

шуточные

 

песни

Они

 

отличались

 

насмеш

-

ливым

 

и

 

шутливым

 

содержанием

Только

 

в

 

этих

 

песнях

 

допускалось

 

соединение

 

мелодии

 

и

 

речитатива

 (

произне

-

сения

 

определенных

 

строк

а

 

то

 

и

 

всего

 

текста

 

быстрой

 

скороговоркой

). 

В

 

этих

 

песнях

 

также

 

встречаются

 

мотивы

 

других

 

жанров

 – 

закличек

хороводов

плясовых

В

 

этих

 

песнях

 

множество

 

иносказаний

Человеческие

 

черты

 

приписываются

 

в

 

них

 

природным

 

объектам

 – 

грибам

насекомым

птицам

 

и

 

зверям

живущим

 

в

 

лесу

 

или

 

на

 

крестьянском

 

дворе

Эти

 

песни

 

с

 

особым

 

задором

 

и

 

юмором

 

передают

 

типичные

 

для

 

людей

 

жизненные

 

колли

-

зии

 

и

 

взаимоотношения

Все

 

вышеперечисленные

 

жанры

 

так

 

или

 

иначе

 

включались

 

в

 

более

 

крупные

 

фольклорные

 

жанры

Они

 

ста

-

новились

 

частью

 

обряда

 

или

 

вообще

 

имели

 

характер

 

ритуального

 

произведения

сопровождавшего

 

конкретное

 

сакральное

 

действие

Именно

 

их

 

магическо

-

сакральный

 

характер

 

и

 

предопределил

 

то

 

обстоятельство

что

воз

-

никнув

 

очень

 

давно

они

 

дошли

 

до

 

нас

 

в

 

мало

 

изменившемся

 

за

 

века

 

виде

Обрядовые

 

песни

 

в

 

художественном

 

отношении

 

очень

 

яркие

 

и

 

поэтичные

Они

 

резко

 

выделяются

 

своим

 

музыкальным

 

языком

 

на

 

фоне

 

других

 

песенных

 

жанров

Среди

 

них

 

можно

 

выделить

 

два

 

больших

 

класса

ка

-

лендарные

 

и

 

свадебные

 

песни

Они

 

наиболее

 

древние

 

по

 

происхождению

 

из

 

всего

 

песенного

 

фольклора

созда

-

лись

 

в

 

процессе

 

отправления

 

языческих

 

обрядов

 

различными

 

славянскими

 

племенами

Особенностью

 

и

соответственно

отличительным

 

признаком

 

календарных

 

песен

 

является

 

их

 

приурочен

-

ность

 

к

 

определенным

 

датам

 

земледельческого

 

календаря

связанного

 

с

 

важнейшими

 

астрономическими

 

собы

-

тиями

 

или

 

с

 

началом

 

и

 

окончанием

 

тех

 

или

 

иных

 

полевых

 

работ

Зависимость

 

крестьянского

 

труда

 

от

 

сил

 

при

-


background image

роды

 

обусловила

 

приуроченность

 

исполнения

 

тех

 

или

 

иных

 

календарных

 

песен

 

к

 

тем

 

или

 

иным

 

видам

 

сельско

-

хозяйственного

 

труда

 – 

весенней

 

пахоты

покоса

жатвы

Обрядовые

 

календарные

 

песни

 

не

 

только

 

являлись

 

символом

 

тех

 

или

 

иных

 

сельских

 

работ

но

 

и

 

сопровождали

 

различные

 

стороны

 

общественного

 

быта

 

крестьян

 

и

 

горожан

в

 

частности

 

народные

 

праздники

молодежные

 

гуляния

хороводные

 

игрища

 

и

 

другие

 

виды

 

традици

-

онного

 

досуга

Центральной

 

темой

 

в

 

календарном

 

песенном

 

творчестве

 

являются

 

земледельческий

 

труд

 

и

 

те

 

явления

 

природы

от

 

которых

 

зависел

 

успех

 

труда

Стремление

 

наших

 

древних

 

предков

 

позитивно

 

воздейство

-

вать

 

на

 

силы

 

природы

 

и

 

языческие

 

божества

 – 

покровителей

 

земледелия

 

и

 

скотоводства

 

на

 

протяжении

 

не

-

скольких

 

тысячелетий

 

позволило

 

создать

 

целую

 

систему

 

поэтических

 

магических

 

обращений

 

к

 

силам

 

природы

а

 

также

 

разнообразных

 

образов

отражающих

 

красоты

 

родной

 

природы

Календарные

 

обрядовые

 

песни

 

сопро

-

вождали

 

начало

 

или

 

окончание

 

полевых

 

работ

особенно

 

период

 

пахоты

первого

 

выгона

 

скота

покоса

 

и

 

жатвы

Особый

 

интерес

 

представляют

 

жатвенные

 

песни

В

 

них

 

с

 

помощью

 

ярких

 

повествований

 

раскрывается

 

поэзия

 

крестьянского

 

труда

тяжелой

 

и

 

напряженной

 

уборочной

 

работы

Постоянная

 

прочная

 

связь

 

песенного

 

творче

-

ства

 

древних

 

славян

 

с

 

земледельческим

 

трудом

 

и

 

различными

 

сторонами

 

народного

 

общественного

 

быта

 

спо

-

собствовала

 

формированию

 

различных

 

по

 

характеру

но

 

очень

 

богатых

 

по

 

своим

 

эмоциональным

 

составляю

-

щим

 

поэтических

 

образов

Еще

 

один

 

вид

 

обрядовых

 

песен

 – 

подблюдные

.

 

Они

 

соединяли

 

в

 

себе

 

и

 

аграрную

и

 

любовную

 

магию

К

 

XIX 

в

вера

 

в

 

чары

 

этой

 

магии

 

иссякла

и

 

поэтому

 

этнографам

 

не

 

удалось

 

записать

 

эти

 

произведения

 

в

 

доста

-

точной

 

мере

Позже

с

 

гонением

 

на

 

суеверия

культура

 

исполнения

 

подблюдных

 

песен

 

постепенно

 

сошла

 

на

 

нет

В

 

силу

 

этого

 

обстоятельства

 

они

 

оказались

 

мало

 

изучены

Современные

 

фольклористы

 

относят

 

их

 

то

 

к

 

раз

-

ряду

 

заклинательных

 

песен

то

 

к

 

особому

 

виду

 

новогодних

 

песен

-

гаданий

Однако

 

Ю

.

Г

Круглов

 

в

 

работе

 "

Рус

-

ские

 

обрядовые

 

песни

подчеркивает

что

 

сами

 

обряд

 

и

 

ритуал

 

гадания

 

требовали

 

исполнения

 

разнохарактер

-

ных

 

песен

обращения

 

к

 

песням

 

других

 

жанров

В

 

частности

к

 

подблюдным

 

традиционно

 

относят

 

песню

ис

-

полнявшуюся

 

в

 

начале

 

гадания

 

и

 

получившую

 

название

 "

Слава

 

хлебу

 

и

 

соли

". 

Особый

 

мелодический

 

и

 

ритми

-

ческий

 

строй

 

этой

 

песни

 

привлекли

 

внимание

 

многих

 

композиторов

сделав

 

данный

 

музыкальный

 

материал

 

хрестоматийным

Тем

 

не

 

менее

эта

 

песня

 

представляет

 

собой

 

типичную

 

песню

-

заклинание

исполнявшуюся

 

перед

 

гаданием

Сами

 

же

 

по

 

себе

 

подблюдные

 

песни

 

имели

 

ритуальный

 

характер

под

 

них

 

собирали

 

для

 

гада

-

ния

 

кольца

 

у

 

его

 

участников

этой

 

песней

 

приглашали

 

к

 

участию

 

в

 

гадании

У

 

девушки

 

или

 

у

 

молодца

 

просили

 

кольцо

 

или

 

иной

 

ритуальный

 

предмет

 

для

 

того

чтобы

 

опустить

 

его

 

в

 

чашу

Особый

 

сакральный

 

настрой

 

гада

-

ния

 

предопределил

 

уникальные

 

черты

 

жанра

 

подблюдных

 

песен

у

 

них

 

особая

 

поэзия

сближающаяся

 

с

 

загово

-

рами

это

 

песни

-

гадания

 

заклинательного

 

характера

Подблюдные

 

песни

 

даже

 

композиционно

 

повторяют

 

схему

 

заговоров

в

 

них

 

сначала

 

рассказывается

 

о

 

том

что

 

хотели

 

бы

 

видеть

 

в

 

будущем

 

участники

 

гадания

а

 

затем

 

этот

 

объект

 

или

 

явление

 

заклинаются

Языческие

 

по

 

происхождению

 

магические

 

формулы

 

содержат

 

обращение

 

к

 

богам

 – 

покровителям

 

любви

 

и

 

супружеского

 

счастья

Не

 

случайно

 

во

 

второй

 

части

 

подблюдных

 

песен

 

в

 

раз

-

нообразных

 

вариантах

 

упоминаются

 

Люб

 

и

 

Лада

Например

: " 

Ой

 

ладо

Ком

 

вынется

,

 

Ой

 

лада

!

 

Правда

 

сбудет

-

ся

!"

 

или

 "

Лада

 

мое

!

 

Любо

 

мое

Чья

-

то

 

вынется

 

– 

правда

 

сбудется

!"

 

Образная

 

проблематика

 

подблюдных

 

песен

 

отражала

 

ценностные

 

представления

 

крестьянства

 

относи

-

тельно

 

счастливой

 

судьбы

 

и

 

благополучной

 

жизни

Чаяния

 

крестьянства

 

о

 

здоровье

изобилии

 

хлеба

соли

 

и

 

денег

крепком

 

хозяйстве

счастливом

 

браке

 

и

 

безмятежной

 

жизни

 

на

 

родной

 

сторонушке

 

являлись

 

домини

-

рующими

 

для

 

данного

 

народного

 

вокального

 

жанра

По

 

ходу

 

гадания

 

в

 

иносказательной

 

форме

 

передавались

 

те

 

или

 

иные

 

сценарии

 

развития

 

судьбы

Эти

 

предположения

 

носили

 

как

 

позитивный

так

 

и

 

деструктивный

 

харак

-

тер

В

 

первой

 

части

 

подблюдной

 

песни

 

использовался

 

некий

 

сакральный

 

образ

разгадывание

 

которого

 

помога

-

ло

 

понять

 

в

 

целом

 

смысл

 

песни

Особый

 

ритуал

 

гадания

 

предполагал

 

наличие

 

развитой

 

семиотики

 

и

 

знаковой

 

культуры

Поэтому

 

в

 

данных

 

песнях

 

возникает

 

круг

 

образов

 

иносказательного

 

смысла

обусловленных

 

нормами

 

ритуального

 

действа

в

 

ходе

 

которого

 

люди

 

стремились

 

разгадать

 

собственную

 

судьбу

В

 

процессе

 

исполнения

 

песни

 

им

 

открывался

 

скрытый

 

символический

 

смысл

 

исполняемой

 

песни

Этим

 

объясняется

 

населенность

 

дан

-

ных

 

песен

 

подчас

 

не

 

состыкующимися

 

в

 

логическом

 

отношении

 

персонажами

Система

 

этих

 

подблюдных

 

обра

-

зов

-

символов

 

очень

 

разнообразна

сакральные

 

старик

 

и

 

старуха

распространенные

 

в

 

сказочном

 

фольклоре

 

представители

 

животного

 

и

 

растительного

 

мира

 – 

волк

овца

лиса

заяц

курица

воробей

клен

ива

береза

а

 

также

 

другие

 

растения

грибы

Символический

 

смысл

 

в

 

ходе

 

песнопений

 

и

 

гадания

 

приобретали

 

и

 

употребляе

-

мые

 

в

 

быту

 

предметы

В

 

зависимости

 

от

 

контекста

 

песни

 

они

 

могли

 

пророчить

 

позитивные

 

или

 

негативные

 

перспективы

Подблюдные

 

песни

 

вобрали

 

в

 

себя

 

черты

 

многих

 

магических

 

действий

Поэтому

 

можно

 

сделать

 

предположение

что

 

такой

 

синтез

 

был

 

возможен

 

в

 

несколько

 

более

 

поздний

 

период

то

 

есть

 

тогда

когда

 

боль

-

шинство

 

ритуально

-

магических

 

жанров

 

уже

 

было

 

создано

Самым

 

масштабным

с

 

точки

 

зрения

 

драматургии

 

и

 

художественного

 

оформления

было

 

свадебное

 

дейст

-

во

Соответственно

свадебные

 

песни

 

являются

 

тем

 

жанром

который

 

отличался

 

необычайным

 

мелодическим

 

и

 

образным

 

богатством

разнообразием

 

эмоционального

 

спектра

предполагавшим

 

вариативные

 

модели

 

исполь

-

зования

 

художественных

 

образцов

 

на

 

различных

 

этапах

 

обрядового

 

действа

то

 

есть

 

самые

 

разные

 

жанры

 

сва

-

дебного

 

фольклора

 

в

 

строгой

 

последовательности

 

исполнялись

 

по

 

ходу

 "

свадебной

 

игры

". 

Старинная

 

русская

 

свадьба

 

по

 

сути

 

представляла

 

собой

 

огромный

 

цикл

 

традиционных

 

драматических

 

обрядовых

 

и

 

ритуальных

 

действий

непременно

 

сопровождаемых

 

песнями

противоположными

 

по

 

своему

 

смыслу

 

и

 

мелодическому

 

ха

-

рактеру

Входившие

 

в

 

свадебный

 

обряд

 

песни

 

были

 

разнообразны

 

в

 

жанровом

 

отношении

Среди

 

них

 

можно

 

выделить

 

плачи

 

и

 

причитания

лирические

 

песни

-

жалобы

лирико

-

эпические

 

и

 

величальные

 

песни

связанные

 

с

 

поэтической

 

характеристикой

 

молодоженов

 

и

 

гостей

 

застолья

Исполнялись

 

также

 

торжественные

 

поздрави

-

тельные

 

величанья

эпические

 

сказы

Не

 

обходилось

 

на

 

свадьбе

 

без

 

сатиры

 

и

 

юмора

большое

 

внимание

 

уделя

-

лось

 

шуточным

 

и

 

плясовым

 

песням

Все

 

они

 

служили

 

одной

 

цели

 – 

магическому

 

заклинанию

 

счастливой

 

судь

-


background image

бы

 

молодоженов

Так

для

 

того

 

чтобы

 

исключить

 

горестные

 

события

 

после

 

свадьбы

 

с

 

помощью

 

обрядовых

 

плачей

невеста

 

и

 

окружавшие

 

ее

 

подруги

 

и

 

родственницы

 

должны

 

были

 

создать

 

утрированно

 

тяжелую

 

картину

 

расставания

 

с

 

родным

 

домом

любящими

 

родителями

то

 

есть

 

важнейшим

 

жанром

 

свадебного

 

действа

 

были

 

свадебные

 

при

-

читания

которые

 

исполнялись

 

чаще

 

самими

 

участницами

 

свадебного

 

действа

реже

 – 

приглашенной

 "

воплени

-

цей

". 

Центральной

 

темой

 

подобных

 

песнопений

 

было

 

бесправное

 

положение

 

будущей

 

жены

 

в

 

новой

 

семье

тя

-

жесть

 

расставания

 

с

 

любящими

 

родителями

безутешные

 

сетования

 

на

 

тяжелую

 

женскую

 

долю

 

на

 

чужой

 

сто

-

роне

Вот

 

почему

 

невеста

 

обращалась

 

поочередно

 

в

 

причитаниях

 

к

 

отцу

матери

другим

 

родным

 

с

 

просьбой

 

заступиться

 

за

 

нее

не

 

отдавать

 

ее

 

в

 

чужую

 

семью

В

 

противовес

 

этому

 

образному

 

строю

свадьба

 

включала

 

множество

 

шуточных

 – 

корильных

 – 

песен

Они

 

сопровождали

 

комедийные

 

и

 

игровые

 

сцены

 

масштабнейшего

 

и

 

разнохарактерного

 

обрядово

-

свадеб

-

ного

 

дей

-

ства

Особым

торжественным

величавым

мелодическим

 

строем

 

характеризовались

 

величальные

 

песни

Они

 

отличались

 

архаичностью

 

мелодического

 

склада

здесь

 

вновь

 

встречались

 

обращения

 

к

 

древним

 

языческим

 

бо

-

гам

покровительствовавшим

 

супружеской

 

любви

Это

 

были

 

распевные

 

мелодии

характеризующиеся

 

значи

-

тельной

 

протяжностью

широтою

 

развития

а

 

традиционные

 

магические

 

образы

 

утушки

селезня

лебедушки

 

и

 

лебедя

 

непременно

 

присутствовали

придавая

 

исполнению

 

песен

 

сакральный

 

смысл

Среди

 

обрядовых

 

песен

 

есть

 

и

 

другие

 

жанры

не

 

связанные

 

напрямую

 

с

 

гаданием

 

или

 

свадьбой

Эти

 

риту

-

альные

 

песни

,

 

по

 

всей

 

видимости

сопровождали

 

древние

 

обряды

 

аграрной

 

магии

смысл

 

которых

 

подчас

 

уте

-

рян

однако

 

традиции

 

исполнения

 

продолжают

 

жить

О

 

ритуальном

 

контексте

 

этих

 

песен

 

свидетельствует

 

от

-

сутствие

 

в

 

них

 

образа

 

человека

 

как

 

такового

Лишены

 

эти

 

песни

 

и

 

иной

 

образной

 

конкретики

В

 

них

 

присутст

-

вует

 

лишь

 

описание

 

некоего

 

магического

 

действа

связанного

 

с

 

традиционным

 

крестьянским

 

трудом

Это

как

 

правило

хоровые

 

песни

что

 

подчеркивает

 

их

 

особую

 

роль

 

в

 

древнем

 

магическом

 

обряде

закреплявшем

 

некое

 

событие

 

в

 

сознании

 

присутствовавших

 

во

 

время

 

обряда

 

людей

К

 

этому

 

жанру

 

песен

 

примыкает

 

еще

 

один

 

жанр

 

– 

заклинательные

 

песни

.

 

Они

 

использовались

 

для

 

заклинания

 

сил

 

природы

способных

 

дать

 

человеку

 

искомые

 

блага

 – 

богатство

здоровье

 

и

 

счастье

Они

 

также

 

имеют

 

древнее

 

происхождение

но

 

связаны

 

были

 

уже

 

не

 

с

 

аг

-

рарной

а

 

с

 

семейно

-

бытовой

 

магией

Неслучайно

 

заклинательные

 

песни

 

исполнялись

 

как

 

в

 

календарных

так

 

и

 

в

 

свадебных

 

обрядах

Это

 

были

 

магические

 

формулы

 

охранительного

 

характера

направленные

 

против

 

действия

 

злых

 

сил

Как

 

и

 

во

 

всех

 

ритуальных

 

песнях

образный

 

и

 

мелодический

 

строй

 

песен

-

заклинаний

 

очень

 

прост

Они

 

исполнялись

 

группой

 

участвовавших

 

в

 

обряде

 

людей

Эти

 

люди

 

могли

 

собираться

 

в

 

одном

 

особом

 

месте

 

населенного

 

пункта

или

 

эта

 

небольшая

 

группа

 

людей

 

приходила

 

в

 

дом

 

и

 

хором

 

исполняла

 

песенное

 

заклина

-

ние

которое

 

должно

 

было

 

помочь

 

и

 

семье

и

 

всей

 

общине

Данный

 

жанр

 

характеризуется

 

простейшим

 

типом

 

композиции

 – 

сочетанием

 

диалога

 

и

 

монолога

Они

 

начинались

 

с

 

некой

 

экспозиции

где

 

повествовалось

 

о

 

странствиях

 

либо

 

данной

 

группы

 

сакральных

 

пришельцев

либо

 

магических

 

персонажей

 

как

 

языческого

так

 

и

 

христианского

 

происхождения

а

 

затем

 

следовала

 

просьба

-

заклятье

К

 

магическим

 

силам

 

обращались

 

с

 

прось

-

бой

 

о

 

семейном

 

счастье

здоровье

урожае

благоприятной

 

погоде

 

и

 

т

.

д

Древнейшее

 

языческое

 

происхождение

 

имели

 

также

 

величальные

 

песни

Они

 

были

 

адресованы

 

участникам

 

ритуала

Эти

 

песни

 

сопоставимы

 

с

 

заклинательными

поскольку

 

они

 

с

 

помощью

 

магических

 

формул

 

были

 

на

-

целены

 

на

 

то

чтобы

 

сделать

 

жизнь

 

прославляемого

 

богатой

 

и

 

счастливой

Но

 

в

 

центре

 

внимания

 

этих

 

песен

 

оказывается

 

человек

в

 

этом

 

и

 

есть

 

их

 

принципиальное

 

отличие

 

от

 

ритуальных

 

и

 

заклинательных

Величальные

 

песни

 

были

 

в

 

древности

 

адресованы

 

еще

 

и

 

силам

 

природы

Именно

 

этим

 

можно

 

объяснить

 

наличие

 

множества

 

образцов

 

обрядового

 

фольклора

 

данного

 

жанра

где

 

объектом

 

величания

 

оказывались

 

языческие

 

божества

 

Ов

-

сень

Коляда

Масленица

 

и

 

Кострома

Однако

 

большинство

 

величальных

 

песен

 

исполняется

 

в

 

адрес

 

конкретно

-

го

 

человека

В

 

них

 

содержится

 

обращение

 

к

 

одному

 

человеку

к

 

супругам

всей

 

семье

группе

 

девушек

 

и

 

пар

-

ней

В

 

величальных

 

песнях

исполняемых

 

на

 

свадьбе

объектом

 

обращения

 

становились

 

практически

 

все

 

дейст

-

вующие

 

лица

 – 

свадебные

 "

чины

": 

жених

невеста

дружка

тысяцкий

сват

 

и

 

т

.

д

Эти

 

песни

 

могли

 

исполняться

 

только

 

на

 

свадьбе

все

 

остальные

 

часто

 

звучали

 

в

 

различные

 

календарные

 

и

 

семейно

-

бытовые

 

праздники

для

 

величальных

 

песен

 

характерна

 

развитая

 

образная

 

система

Основным

 

изобразительным

 

приемом

 

является

 

идеализация

Именно

 

так

 

предстает

 

в

 

песне

 

внешность

 

персонажа

его

 

одежда

поступки

окружающая

 

его

 

об

-

становка

В

 

этой

 

идеализации

 

восстанавливалась

 

этническая

 

картина

 

микромира

 

крестьянской

 

семьи

 

и

 

сельской

 

общины

В

 

свою

 

очередь

 

величальные

 

песни

 

подразделяются

 

на

 

две

 

разновидности

Одна

 

из

 

них

 – 

песни

-

описания

Описательность

 

в

 

этой

 

категории

 

песен

 

достигалась

 

введением

 

идеализированных

 

образов

не

 

прибе

-

гая

 

к

 

непосредственному

 

реалистическому

 

изображению

 

участников

 

обрядового

 

действа

 

в

 

окружающей

 

их

 

об

-

становке

Вторая

 

разновидность

 

величальных

 

песен

 – 

песни

-

повествования

В

 

них

 

описание

 

отходит

 

на

 

второй

 

план

В

 

центре

 

же

 

внимания

 

оказываются

 

действия

 

участников

 

обряда

 

и

 

окружающей

 

их

 

среды

Однако

 

действия

 

персонажей

 

обряда

да

 

и

 

сама

 

обстановка

 

очень

 

условны

Важнейшими

 

приемами

 

художественного

 

отображе

-

ния

 

в

 

этих

 

песнях

 

становятся

 

условность

 

и

 

символичность

которые

 

проявляются

 

как

 

в

 

сюжетах

так

 

и

 

в

 

изо

-

бражении

 

обстановки

в

 

которой

 

действует

 

герой

 

песни

Сама

 

окружающая

 

героя

 

песни

 

действительность

 

очень

 

условна

 

и

 

символична

Это

 

виртуальное

 

пространство

где

 

нет

 

движения

где

 

царствует

 

статика

которая

 

отте

-

няет

 

и

 

подчеркивает

 

идеальные

 

качества

 

персонажа

Животный

 

мир

 

в

 

величальных

 

песнях

 

одушевляется

 

и

 

ги

-

перболизируется

 

также

 

для

 

того

чтобы

 

подчеркнуть

 

его

 

лояльность

 

к

 

величаемому

 

человеку

Предметный

 

мир

 

величальных

 

песен

 

также

 

условен

 

и

 

строго

 

определен

В

 

него

 

включены

 

символы

 

богатства

 

и

 

роскоши

пре

-

стижные

 

предметы

вещи

жемчуг

бриллианты

золото

серебро

хрусталь

меха

 

и

 

т

.

д

Выбор

 

этих

 

предметов

 

не

 


background image

случаен

Выстраивается

 

некая

 

образная

 

модель

в

 

которой

 

этот

 

идеал

 

вечен

незыблем

существует

 

вне

 

времени

 

и

 

окружающей

 

реальности

В

 

основе

 

композиции

 

величальных

 

песен

 

лежит

 

описание

основанное

 

на

 

форме

 

монолога

сближающей

 

этот

 

жанр

 

с

 

ритуальными

 

и

 

заклинательными

 

песнями

Но

 

если

 

в

 

ритуальных

 

песнях

 

и

 

песнях

-

заклинаниях

 

данный

 

монолог

 

является

 

художественным

 

оформлением

 

некоего

 

обращения

то

 

в

 

вели

-

чальных

 

песнях

 

акцент

 

монолога

 

смещен

 

в

 

сторону

 

обращения

активно

 

используются

 

традиционные

 

образы

 

и

 

эпитеты

символизирующие

 

счастье

Это

 – 

солнце

месяц

звезды

виноград

яблоки

зрелые

 

ягоды

олени

голу

-

би

вещие

 

птицы

Каждый

 

из

 

этих

 

образов

 

семиотически

 

важен

он

 

выполняет

 

роль

 

знака

 

и

 

используется

 

в

 

ве

-

личальных

 

песнях

 

для

 

подчеркнуто

 

помпезного

 

изображая

 

красивых

умных

благородных

 

и

 

богатых

 

героев

Иное

 

драматургическое

 

и

 

эстетическое

 

предназначение

 

имели

 

корильные

 

песни

 – 

один

 

из

 

древнейших

 

жанров

 

фольклора

восходящий

 

к

 

карнавальной

 

и

 

смеховой

 

культуре

Исполнение

 

этих

 

песен

 

обусловлено

 

хо

-

дом

 

обряда

Участники

 

его

 

должны

 

ругать

  (

корить

тех

 

лиц

кому

 

адресованы

 

данные

 

песни

за

 

нерастороп

-

ность

скупость

нежелание

 

наградить

 

сакральных

 

пришельцев

исполнивших

 

песни

-

пожелания

В

 

этих

 

песнях

 

не

 

только

 

высмеивались

 

традиционные

 

пороки

 

и

 

недостатки

 

людей

смех

 

здесь

 

имел

 

магический

 

смысл

По

-

этому

 

хозяева

 

дома

 

стремились

 

не

 

допускать

 

исполнения

 

корильных

 

песен

поскольку

 

полагали

что

 

сатириче

-

ские

 

предсказания

 

могут

 

материализоваться

 

в

 

семейных

 

неурядицах

 

и

 

иных

 

проблемах

Объектами

 

корильных

 

песен

 

мог

 

стать

 

конкретный

 

человек

группа

 

людей

 

или

 

персонаж

 

обрядового

 

действа

 – 

реальный

 

или

 

мифоло

-

гический

Так

множество

 

корильных

 

песен

 

посвящено

 

Масленице

Корильные

 

песни

 

воссоздают

 

низменный

 

мир

в

 

котором

 

царствуют

 

не

 

добродетели

а

 

пороки

Особенно

 

резкие

 

эпитеты

 

были

 

направлены

 

против

 

обжор

пьяниц

 

и

 

глупцов

В

 

песне

 

намеренно

 

утрируются

 

самые

 

темные

 

и

 

непривлекательные

 

качества

 

того

кому

 

она

 

адресована

В

 

этом

 

отношении

 

корильные

 

песня

 – 

явный

 

антипод

 

величальным

Само

 

их

 

композиционное

 

строение

 

сопоставимо

 

с

 

композицией

 

величальных

Главной

 

задачей

 

корильных

 

песен

 

является

 

сатирическое

 

описание

 

персонажа

передача

 

его

 

неблаговидного

 

словесного

 

портрета

В

 

условиях

 

смеховой

 

обрядовой

 

куль

-

туры

 

это

 – 

пародия

шарж

 

на

 

персонажа

особенности

 

которого

 

передавались

 

в

 

особой

 

композиционной

 

манере

Древнее

 

обрядовое

 

происхождение

 

имели

 

игровые

 

песни

Когда

-

то

 

они

 

были

 

элементами

 

обрядовых

 

действ

а

 

позже

 

приобрели

 

самостоятельный

 

статус

Они

прежде

 

всего

передают

 

определенные

 

движения

 

и

 

действия

И

 

эта

 

их

 

особенность

 

сказывается

 

на

 

тематике

поэтических

 

образах

 

и

 

иных

 

элементах

 

содержания

Связь

 

с

 

древними

 

обрядами

 

заклинаний

 

обусловила

 

и

 

образный

 

строй

 

этих

 

песен

Здесь

 

вновь

 

изображаются

 

представители

 

растительного

 

и

 

животного

 

мира

что

 

позволяет

 

сделать

 

вывод

 

о

 

времени

 

создания

 

этих

 

песен

когда

 

человек

 

был

 

очень

 

зависим

 

от

 

природных

 

стихий

Сценарий

 

игрового

 

действия

 

диктует

 

динамизм

 

и

 

мно

-

гочастность

 

композиционного

 

строения

 

этих

 

песен

Количество

 

эпизодов

 

песни

 

может

 

быть

 

от

 

трех

 

до

 

двадца

-

ти

Игра

 

предполагает

 

общение

поэтому

 

игровые

 

песни

 

часто

 

диалогичны

хотя

 

возможны

 

и

 

небольшие

 

моно

-

логи

-

обращения

Композиционно

 

диалоги

 

перемежаются

 

монологами

Драматургия

 

песни

 

предполагает

 

вопро

-

сы

 

и

 

ответы

 

различных

 

групп

 

играющих

изображающих

 

не

 

только

 

антропоморфные

 

персонажи

но

 

и

 

живот

-

ных

птиц

Действенность

динамичность

 

этих

 

песен

 

приводит

 

к

 

особому

 

образному

 

строю

в

 

котором

 

отсутст

-

вует

 

описательность

но

 

моделируются

 

движения

часто

 

связанные

 

с

 

трудовыми

 

процессами

Для

 

игровых

 

пе

-

сен

 

более

 

характерны

 

короткие

в

 

мелодическом

 

отношении

 

повелительно

-

восклицательные

 

интонации

Эмо

-

циональный

 

фон

 

игры

 

всегда

 

веселый

радостный

именно

 

он

 

доминирует

 

и

 

в

 

мелодике

 

этих

 

песен

Рассказ

 

о

 

трудовых

 

процессах

 

и

 

иных

 

действиях

 

в

 

оптимистичном

 

ключе

 

также

 

имеет

 

заклинательное

 

значение

предвос

-

хищая

 

оптимистические

 

результаты

 – 

хороший

 

урожай

приплод

 

домашних

 

животных

удачную

 

охоту

 

и

 

т

.

д

Игровые

 

песни

 

предполагают

 

синкретизм

 

исполнения

Они

 

зрелищны

 

благодаря

 

игровым

 

движениям

 

и

 

переда

-

че

 

содержания

 

самого

 

игрового

 

процесса

Древнейшие

 

песни

-

действия

 

тем

 

самым

 

со

 

временем

 

эволюционировали

 

в

 

игровые

рекреативные

 

систе

-

мы

в

 

которых

 

участвует

 

преимущественно

 

молодое

 

поколение

Смыслом

 

исполнения

 

этих

 

песен

 

становятся

 

не

 

магические

 

составляющие

а

 

забава

 

и

 

развлечения

Более

 

поздние

 

образцы

 

игровых

 

песен

 

вообще

 

отвлекаются

 

от

 

магических

 

мотивов

в

 

них

 

исчезают

 

образы

 

природного

 

происхождения

  (

представители

 

растительного

 

и

 

животного

 

мира

), 

и

 

на

 

первый

 

план

 

выходят

 

социально

 

бытовые

 

проблемы

связанные

 

с

 

трудом

 

и

 

семейными

 

традициями

 

человека

В

 

связи

 

с

 

тем

что

 

содержательным

 

ядром

 

игровых

 

песен

 

стал

 

мир

 

человеческих

 

взаимо

-

отношений

большое

 

внимание

 

уделено

 

в

 

них

 

передаче

 

эмоционального

 

содержания

что

 

сказывается

 

на

 

инто

-

национном

 

строе

 

песен

Игровые

 

песни

 

чаще

 

всего

 

проникнуты

 

жизнерадостным

оптимистическим

 

настроени

-

ем

 

§ 3.  

РЕГИОНАЛЬНЫЕ

 

ТРАДИЦИИ

 

РУССКОГО

 

НАРОДНОГО

 

ПЕСЕННОГО

 

ТВОРЧЕСТВА

 

 

Природно

-

климатические

 

и

 

социально

-

культурные

 

особенности

 

того

 

или

 

иного

 

региона

 

наложили

 

особый

 

отпечаток

 

на

 

мелодику

интонацию

 

и

 

манеру

 

исполнения

 

песен

Все

 

это

 

обусловило

 

некоторые

 

отличительные

 

черты

 

и

 

типологию

 

песенного

 

фольклора

 

той

 

или

 

иной

 

местности

Сложились

 

так

 

называемые

 

местные

 

тради

-

ции

 

песенного

 

фольклора

под

 

которыми

 

понимается

 

совокупность

 

условий

 

бытования

черт

 

стиля

 

и

 

приемов

 

исполнения

придающих

 

своеобразие

 

и

 

характерные

 

отличительные

 

свойства

 

песенному

 

фольклору

 

определен

-

ного

 

народа

 

в

 

одной

 

ограниченной

 

местности

В

 

русском

 

песенном

 

фольклоре

 

современные

 

исследователи

 

выделяют

 

по

 

крайней

 

мере

 

семь

 

основных

 

стилевых

 

географических

 

зон

северно

-

русскую

южно

-

русскую

среднерусскую

западно

-

русскую

средне

-

волжскую

уральскую

 

и

 

сибирскую

В

 

отдельную

 

группу

 

также

 

выделяют

 

казачий

 

песенный

 

фольклор

в

 

кото

-

ром

 

также

 

можно

 

выделить

 

традиции

 

донских

оренбургских

терских

 

казаков

хотя

 

в

 

целом

 

музыкальная

 

куль

-

тура

 

качества

 

соответствует

 

южно

-

русским

 

фольклорным

 

традициям

Однако

 

внутри

 

южно

-

русской

 

культуры

 

в

 

силу

 

особенностей

 

заселения

 

территорий

примыкающих

 

к

 

Дону

 

и

 

Кубани

сложилось

 

множество

 

своеобразных

 


background image

песенных

 

традиций

Так

песенный

 

фольклор

 

Кубани

 

очень

 

неоднороден

В

 

нем

 

соединились

 

черты

 

и

 

украин

-

ского

 

мелоса

и

 

среднерусских

 

традиций

Достаточно

 

цельными

 

и

 

самостоятельными

 

являются

 

традиции

сформировавшиеся

 

в

 

казачьей

 

среде

 

до

 

Х

VIII 

столетия

когда

 

на

 

эти

 

территории

 

еще

 

не

 

приехали

 

выходцы

 

из

 

других

 

регионов

 

России

Особый

 

интерес

 

представляет

 

западно

-

русская

 

традиция

поскольку

 

в

 

ней

 

сохранились

 

архаичные

 

черты

 

славянского

 

мелоса

Географически

 

к

 

ареалу

 

данной

 

традиции

 

можно

 

отнести

 

территории

 

современных

 

Брян

-

ской

 

и

 

Смоленской

 

областей

 

и

 

близлежащие

 

районы

 

Орловской

Калужской

 

и

 

Псковской

 

областей

Основными

 

центрами

 

западнорусской

 

народной

 

традиции

 

является

 

Брянск

 

и

 

Смоленск

Особенности

 

русской

 

песенной

 

культуры

 

здесь

 

тесно

 

взаимодействуют

 

с

 

родственными

 

песенными

 

традициями

 

Украины

 

и

 

Белоруссии

Заслу

-

га

 

в

 

исследовании

 

песенного

 

фольклора

 

этих

 

областей

 

принадлежит

 

музыкантам

-

этнографам

 

В

.

М

Щурову

 

и

 

А

.

И

Соболевскому

В

 

западно

-

русской

 

традиции

 

можно

 

также

 

легко

 

обнаружить

 

родственные

 

черты

 

с

 

песенными

 

традициями

 

западных

 

славян

что

 

является

 

уникальным

 

явлением

 

для

 

русского

 

фольклора

 

и

 

свидетельствует

 

о

 

глубинности

 

ее

 

национальных

 

корней

Архаичность

 

и

 

неизменность

 

музыкальных

 

форм

 

в

 

народном

 

искусстве

 

русского

 

За

-

пада

 

отчетливо

 

проявляется

 

одновременно

 

во

 

всех

 

признаках

 

местных

 

интонационно

-

гармонических

 

и

 

испол

-

нительских

 

традиций

Яркой

 

отличительной

 

чертой

 

бытования

 

фольклора

 

в

 

данной

 

местности

 

является

 

опора

 

на

 

праздничную

 

культуру

фольклор

 

сохраняется

 

в

 

контексте

 

системы

 

календарных

 

обрядов

сопровождаю

-

щихся

 

пением

Песенный

 

фольклор

 

существует

 

в

 

рамках

 

хорошо

 

сохранившихся

 

традиций

 

празднования

 

таких

 

календарно

-

земледельческих

 

обрядов

как

 

Рождество

Масленица

Сороки

Семик

Иванов

 

день

Дожинки

Дос

-

таточно

 

распространенными

 

являлись

 

здесь

 

и

 

песни

знаменующие

 

начало

 

того

 

или

 

иного

 

вида

 

сельскохозяйст

-

венных

 

работ

например

обряд

 

первого

 

выгона

 

скота

 ("

Егорьевские

 

песни

"), 

прополочные

песни

 

жатвы

 

и

 

др

Качественно

 

определенными

 

чертами

 

обладал

 

и

 

местный

 

свадебный

 

обряд

Песни

характерные

 

для

 

данного

 

региона

иногда

 

сопровождались

 

игрой

 

на

 

музыкальных

 

инструментах

Наиболее

 

часто

 

используемые

 

инстру

-

менты

-

сопровождения

 – 

скрипка

сдвоенная

 

дудка

флейта

 

Пана

колесная

 

лира

В

 

музыкально

-

стилевых

 

формах

 

календарных

свадебных

 

и

 

хороводных

 

песен

 

западно

-

русской

 

традиции

 

преобладают

 

архаические

 

элементы

К

 

ним

 

относятся

силлабический

 

строго

 

цензурованный

 

стих

гетерофония

 

в

 

многоголосии

  (

либо

 

использование

 

бурдона

); 

система

 

ограниченных

 

по

 

диапазону

 

звукорядов

связанных

 

с

 

простейшими

 

ладовыми

 

формами

равномерный

 

музыкально

-

слоговой

 

ритм

 

с

 

минимальными

 

распевами

 

сло

-

гов

четко

 

расчлененные

 

простые

 

структуры

попевочные

 

мелодические

 

образования

Сама

 

манера

 

вокализации

 

в

 

западно

-

русской

 

традиции

 

очень

 

индивидуальна

Для

 

нее

 

характерна

 

звонкая

 

прямая

 

подача

 

звука

 

в

 

среднем

 

регистре

завершение

 

строф

 

длительным

тщательно

 

выстроенным

 

унисоном

использование

 

выкриков

 – 

возгласов

 (

гуканий

в

 

середине

 

и

 

конце

 

музыкальных

 

фраз

Можно

 

с

 

уверенностью

 

сделать

 

вывод

 

о

 

том

что

 

западно

-

русская

 

традиция

 

строго

 

сохранила

 

в

 

себе

 

архаичные

 

Славянские

 

черты

 

и

 

в

 

меньшей

 

степени

 

испытала

 

воздействие

 

межкультурных

 

контактов

следы

 

которых

 

этнографы

 

часто

 

обнаружи

-

вают

 

в

 

других

 

песенных

 

традициях

Второй

 

крупной

 

региональной

 

системой

 

песенного

 

фольклора

 

можно

 

считать

 

музыкально

-

поэтические

 

традиции

 

русского

 

Севера

Географически

 

они

 

распространены

 

на

 

территориях

 

современных

 

Новгородской

Архангельской

Ленинградской

 

и

 

Вологодской

 

областей

Частично

 

эти

 

традиции

 

продолжают

 

бытовать

 

у

 

пред

-

ставителей

 

славянского

 

этноса

проживающих

 

на

 

территориях

 

Коми

Карелии

 

и

 

Кольского

 

полуострова

Неко

-

торые

 

стилевые

 

особенности

 

северо

-

русской

 

песенной

 

традиции

 

можно

 

также

 

обнаружить

 

в

 

северных

 

районах

 

Костромской

 

и

 

Кировской

 

областей

Формированию

 

единой

 

традиции

 

способствовало

 

доминирование

 

Новго

-

родского

 

княжества

На

 

этих

 

территориях

 

в

 

меньшей

 

степени

 

сказались

 

последствия

 

междуусобиц

 XII–XIV 

вв

., 

здесь

 

в

 

меньшей

 

степени

 

проявились

 

отрицательные

 

последствия

 

крепостного

 

права

Вместе

 

с

 

тем

 

на

 

развитие

 

северных

 

песенных

 

традиций

 

особое

 

влияние

 

оказали

 

суровые

 

природные

 

и

 

уникальные

 

социально

-

культурные

 

и

 

бытовые

 

условия

 – 

преобладание

 

рыболовства

 

и

 

охоты

 

над

 

земледелием

традиционные

 

торговые

 

и

 

культур

-

ные

 

связи

 

с

 

западными

 

славянами

 

и

 

представителями

 

финно

-

угорского

 

этноса

а

 

также

 

другими

 

культурами

 

благодаря

 

торговым

 

связям

 

посредством

 

беломорского

 

судоходства

Все

 

эти

 

культурные

 

контакты

 

создали

 

воз

-

можность

 

для

 

появления

 

разнообразных

 

ассимиляционных

 

процессов

что

 

сформировало

 

уникальные

 

черты

 

и

 

особенности

 

северно

-

русской

 

песенной

 

традиции

Важнейшей

 

особенностью

 

северной

 

фольклорной

 

традиции

 

является

 

преобладание

 

эпических

 

песенных

 

жанров

 

в

 

сольной

 

сказительской

 

форме

Этнографам

 

удалось

 

зафиксировать

 

в

 

достаточно

 

развитой

 

и

 

полной

 

форме

 

многочисленные

 

былины

баллады

духовные

 

стихи

небылицы

скоморошины

Они

 

были

 

записаны

 

на

 

территориях

 

Заонежья

по

 

берегам

 

Пинеги

Мезени

 

и

 

Печеры

Очень

 

ярко

 

проявляется

 

в

 

большинстве

 

жанров

 

северного

 

фольклора

 

эпическое

 

начало

Эпическая

 

манера

 

наложила

 

отпечаток

 

и

 

на

 

стилевые

 

особенности

 

се

-

верных

 

плачей

 

и

 

причитаний

На

 

Севере

 

распространены

 

весьма

 

разнообразные

 

и

 

сложные

 

по

 

хореографиче

-

скому

 

рисунку

 

хороводы

Медленные

 

хороводные

 

песни

 

северного

 

региона

 

отличаются

 

степенным

повество

-

вательным

 

характером

 

музыкального

 

языка

Это

 

в

 

целом

 

соответствует

 

эпическому

 

складу

 

северной

 

народной

 

музыкальной

 

культуры

Для

 

сопровождения

 

песенного

 

фольклора

 

на

 

русском

 

Севере

 

чаще

 

всего

 

употреблялись

 

гусли

 

и

 

пастушеские

 

трубы

Применялись

 

и

 

инструменты

 

более

 

позднего

 

происхождения

наиболее

 

популяр

-

ными

 

из

 

которых

 

были

 

местные

 

разновидности

 

гармоник

 – 

тальянки

трехрядки

Музыкальная

 

стилистика

 

северного

 

песенного

 

фольклора

 

близка

 

эпическим

 

жанрам

 

сказателей

Для

 

нее

 

характерно

 

распевание

 

тонического

 (

акцентного

стиха

Ритмическая

 

организация

 

напева

 

чаще

 

всего

 

связана

 

с

 

использованием

 

трех

 

постоянных

 

ударений

Именно

 

такой

 

тип

 

стиха

 

распространен

 

в

 

северном

 

эпосе

причита

-

ниях

свадебных

 

и

 

хороводных

 

песнях

Их

 

проявление

 

легко

 

можно

 

обнаружить

 

и

 

в

 

лирических

 

песнях

 

север

-

ных

 

областей

Сочетание

 

напева

 

с

 

тоническим

 

стихом

 

обусловило

 

метроритмическое

 

своеобразие

 

песен

 

этой