Файл: нар твор пособик.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2021

Просмотров: 535

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

местности

В

 

северном

 

регионе

 

для

 

эпических

 

и

 

свадебных

 

песен

 

типичны

 

размеры

 11/4 

и

 9/4. 

Наиболее

 

яркой

 

особенностью

 

ладовой

 

организации

 

северных

 

песен

 

стала

 

опора

 

на

 

уменьшенные

 

интервалы

  (

уменьшенную

 

квинту

 

и

 

уменьшенную

 

кварту

). 

Преобладающий

 

тип

 

многоголосной

 

песенно

-

хоровой

 

фактуры

 – 

усложненная

 

гетерофония

 

с

 "

пучкообразным

расслоением

 

голосов

 

между

 

мелодическими

 "

узлами

". 

В

 

композиционном

 

от

-

ношении

 

для

 

песенного

 

фольклора

 

северного

 

региона

 

характерно

 

широкое

 

использование

 

развернутых

 

одно

-

фразовых

 

и

 

двухфразовых

 

структур

Вокальный

 

ансамбль

согласно

 

местным

 

традициям

 

певческой

 

манеры

отличается

 

двухрегистровым

 

звучанием

в

 

котором

 

октавное

 

удвоение

 

основной

 

мелодии

 (

в

 

легком

 

головном

 

регистре

проходит

 

либо

 

в

 

верхнем

либо

 

в

 

среднем

 

голосе

В

 

гармоническом

 

отношении

 

голоса

 

звучат

 

собран

-

но

 

и

 

достаточно

 

мягко

Строгость

сдержанность

степенность

 

эпического

 

строя

 

северного

 

народного

 

песенного

 

творчества

 

проявляется

 

и

 

в

 

самой

 

музыкальной

 

стилистике

а

 

также

 

в

 

исполнительской

 

манере

столь

 

характер

-

ной

 

для

 

строгих

 

этнических

 

эстетических

 

канонов

 

данного

 

региона

Южно

-

русская

 

народная

 

музыкальная

 

культура

 

представляет

 

собой

 

самобытнейший

 

пласт

 

отечественной

 

культуры

это

 

особая

 

песенная

 

традиция

вобравшая

 

в

 

себя

 

черты

 

иных

 

регионов

но

 

создавшая

 

уникальные

 

ладогармонические

 

и

 

полифонические

 

сочетания

Южно

-

русская

 

традиция

 

характерна

 

для

 

регионов

располо

-

женных

 

к

 

югу

 

от

 

реки

 

Ока

 

вплоть

 

до

 

границы

 

с

 

Украиной

Характерные

 

черты

 

этой

 

манеры

 

проявляются

 

в

 

пе

-

сенном

 

фольклоре

 

и

 

манере

 

вокализации

 

у

 

населения

 

Белгородской

Курской

Воронежской

Липецкой

Там

-

бовской

 

областей

Элементы

 

этой

 

песенной

 

традиции

 

часто

 

проявляются

 

также

 

в

 

фольклоре

 

восточных

 

районов

 

Орловской

 

и

 

Калужской

 

областей

юга

 

Тульской

 

и

 

Рязанской

 

областей

а

 

также

 

в

 

фольклоре

 

русского

 

населе

-

ния

проживающего

 

на

 

северо

-

востоке

 

Украины

 

в

 

Харьковской

Полтавской

 

и

 

Сумской

 

областях

Южно

-

русская

 

песенная

 

традиция

 

в

 

целом

 

сложилась

 

в

 XVII–XVIII 

столетиях

Исторически

 

это

 

было

 

связано

 

с

 

освое

-

нием

 

земель

 

дикого

 

поля

 

и

 

лесостепных

 

районов

 

в

 

верховьях

 

Дона

Такие

 

условия

 

бытования

 

фольклорной

 

тра

-

диции

 

предопределили

 

ее

 

основные

 

черты

связанные

 

с

 

опорой

 

на

 

хореографию

что

 

проявляется

 

в

 

значитель

-

ном

 

количестве

 

фольклорного

 

материала

 

плясового

 

характера

Хороводные

 

песни

 

Юга

 

также

 

очень

 

распро

-

странены

но

 

они

 

теснее

 

связаны

 

с

 

крестьянским

 

трудом

 

и

 

праздниками

 

крестьянского

 

календаря

Плясовые

 

по

 

характеру

  "

карагоды

и

  "

танки

распространены

 

во

 

всех

 

регионах

 

Юга

 

России

Эти

 

специфические

 

песни

 

с

 

движением

как

 

правило

имеют

 

характерный

 

припев

 

со

 

словами

  "

лели

лёли

". 

Сам

 

по

 

себе

 

он

 

связан

 

с

 

древ

-

нейшей

 

любовной

 

магией

поскольку

 

содержит

 

обращение

 

к

 

языческим

 

богам

Именно

 

этим

 

фактом

 

можно

 

объяснить

 

распространенное

 

в

 

регионе

 

название

 

этих

 

песен

  "

лелюшки

или

  "

алелешные

песни

Причем

 

все

 

равно

 

среди

 

данной

 

категории

 

песен

 

преобладают

 

плясовые

 "

лелюшки

", 

особенно

 

они

 

характерны

 

для

 

свадеб

-

ного

 

обрядового

 

действа

Гораздо

 

реже

 

можно

 

встретить

 

медленные

чинные

 

ритуальные

 

песни

Они

 

исполняются

 

обычно

 

только

 

в

 

самые

 

драматичные

 

моменты

 

свадебного

 

действа

когда

 

невеста

 

покидает

 

родительский

 

дом

 

или

 

ей

 

расплетают

 

косу

В

 

свадебном

 

обряде

 

Юга

 

причитания

 

либо

 

вовсе

 

отсутствуют

либо

 

занимают

 

очень

 

скромное

 

место

Характерной

 

особенностью

 

лирических

 

песен

 

Юга

 

является

 

то

что

 

они

 

в

 

большинстве

 

своем

 

содержа

-

тельно

 

исполняются

 

от

 

лица

 

мужчин

 

или

 

передают

 

переживания

 

мужчины

Поэтому

 

южно

-

русская

 

лирика

 

имеет

 

мужественный

 

оттенок

ярко

 

проявляющийся

 

при

 

исполнении

 

песен

 

мужскими

 

ансамблями

Вообще

 

мужское

 

ансамблевое

 

исполнительство

 

чрезвычайно

 

характерно

 

для

 

южно

-

русской

 

традиции

Из

 

сопровож

-

дающих

 

пение

 

народных

 

инструментов

 

на

 

юге

 

России

 

распространены

 

кугиклы

двойная

 

жалейка

 

и

 

дудки

В

 

основе

 

музыкального

 

стиля

 

южно

-

русской

 

песенной

 

культуры

так

 

же

как

 

и

 

в

 

северной

лежат

 

особенности

 

народного

 

стихосложения

Южно

-

русские

 

напевы

 

находятся

 

в

 

тесной

 

ритмической

 

и

 

структурной

 

взаимосвязи

 

с

 

мерно

-

цезурированным

 

стихом

Этот

 

стих

 

родственен

 

силлабическому

с

 

постоянной

 

цезурой

типичному

 

для

 

западно

-

русской

 

манеры

Однако

 

на

 

Юге

 

он

 

отличается

 

частым

 

варьированием

 

количества

 

слогов

 

в

 

стиховых

 

периодах

Это

 

становится

 

возможным

 

в

 

результате

 

дробления

 

или

 

укрупнения

 

основных

 

единиц

 

слогового

 

ритма

Все

 

это

 

сказывается

 

на

 

ритме

 

мелодии

ритмика

 

южно

-

русских

 

песен

 

очень

 

импульсивна

В

 

ней

 

широко

 

используются

 

дробные

 

рисунки

 

и

 

синкопы

Для

 

данного

 

стиля

 

типично

 

развитое

 

многоголосие

в

 

котором

 

полифонические

 

закономерности

 

сочетают

-

ся

 

с

 

гармоническими

Очень

 

богата

 

хоровая

 

партитура

 

песен

Она

 

во

 

многих

 

случаях

 

имеет

 

трехголосную

 

основу

 

с

 

подголоска

-

ми

Голоса

 

находятся

 

в

 

тесном

 

расположении

женский

 

состав

 

поет

 

преимущественно

 

в

 

низком

 

и

 

среднем

 

реги

-

страх

а

 

мужчины

 

в

 

высоком

На

 

основании

 

этого

 

можно

 

говорить

 

о

 

своеобразии

 

местного

 

ладового

 

мышления

Здесь

 

очень

 

характерно

 

использование

 

ладов

 

с

 

опорой

 

на

 

увеличенную

 

кварту

Иногда

 

звукоряд

 

всей

 

песни

 

состоит

 

всего

 

из

 

четырех

 

звуков

расположенных

 

друг

 

от

 

друга

 

на

 

расстоянии

 

большой

 

секунды

тем

 

самым

 

крайние

 

звуки

 

звукоряда

 

образуют

 

тритон

В

 

мелодии

 

песен

 

также

 

нередки

 

тритоновые

 

интервалы

образующие

 

несколько

 

угловатые

 

ходы

Вообще

 

исполнительскую

 

традицию

 

отличает

 

резкость

звонкость

зычность

 

открытой

 

вокальной

 

манеры

Иногда

 

мас

-

тера

-

песельники

 

украшают

 

напевы

 

особыми

 

короткими

 

призвуками

 ("

иканьями

") 

флажолетного

 

тембра

 

в

 

высо

-

ком

 

регистре

.

В

 

целом

 

характер

 

южно

-

русской

 

песенной

 

манеры

 

можно

 

описать

 

как

 

повышенно

-

экспрессивный

открытый

 

и

 

выраженно

-

эмоциональный

отличающийся

 

большой

 

непосредственностью

 

в

 

выражении

 

чувства

Как

 

отдельную

 

оригинальную

 

традицию

 

можно

 

рассматривать

 

казачий

 

песенный

 

фольклор

Наиболее

 

яр

-

ко

 

она

 

проявилась

 

в

 

искусстве

 

донских

 

казаков

хотя

 

в

 

целом

 

данная

 

традиция

 

не

 

выходит

 

за

 

пределы

 

южно

-

русской

 

культуры

являясь

 

ее

 

ответвлением

Для

 

песенного

 

фольклора

 

донских

 

казаков

так

 

же

как

 

и

 

в

 

южно

-

русской

 

культуре

очень

 

характерны

 

такие

 

формы

 

бытования

как

 

плясовой

 

хоровод

свадебная

 

игра

календар

-

ные

 

празднества

насыщенные

 

плясовыми

 

напевами

Здесь

 

также

 

распространена

 

лирическая

 

песня

 

мужествен

-

ного

 

воинского

 

склада

Яркими

 

стилевыми

 

особенностями

 

являются

 

многоголосие

 

с

 

противопоставлением

 

нижнему

 

голосу

 

верхнего

 

подголоска

 

в

 

условиях

 

напряженной

 

голосовой

 

тесситуры

 

и

 

открыто

 

эмоциональная

 


background image

активная

 

форма

 

вокализации

Наряду

 

с

 

этими

 

исполнительскими

 

приемами

 

пению

 

донских

 

казаков

 

присущи

 

и

 

уникальные

 

черты

Репертуар

 

донских

 

казаков

 

насыщен

 

песнями

 

воинского

 

содержания

В

 

них

 

рассказывается

 

о

 

подвигах

 

казаков

 

в

 

сражениях

 

с

 

врагами

 

отчизны

Уникальным

 

для

 

русского

 

фольклора

 

является

 

исполнение

 

героического

 

эпоса

 

в

 

многоголосном

 

ансамблевом

 

распеве

Свадебный

 

обряд

 

донских

 

казаков

 

эклектичен

поскольку

 

он

 

формировался

 

в

 

Х

VIII 

в

., 

после

 

реформ

 

Петра

 

I. 

В

 

целом

 

обряд

 

испытывает

 

воздействие

 

украинской

 

культуры

но

 

вобрал

 

в

 

себя

 

и

 

элементы

 

северных

 

и

 

за

-

падных

 

регионов

 

Руси

Отличительным

 

признаком

 

казачьего

 

пения

своеобразной

 

визитной

 

карточкой

 

этой

 

манеры

 

можно

 

выде

-

лить

 

виртуозный

 

орнаментальный

 

подголосок

 – "

дискант

". 

Наиболее

 

интересен

 

он

 

в

 

исполнительской

 

манере

 

жителей

 

среднего

 

Дона

Он

 

исполняется

 

тенором

 

и

 

альтом

 

при

 

вокализации

 

гласных

 "

о

-

а

-

е

", 

при

 

этом

 

голосом

 

выводятся

 

сложнейшие

 

мелодические

 

обороты

Для

 

песенной

 

традиции

 

донских

 

казаков

 

также

 

характерно

 

пре

-

обладание

 

пентатоники

Она

 

присутствует

 

как

 

в

 

чистых

так

 

и

 

в

 

усложненных

 

формах

что

 

формирует

 

неповто

-

римый

 

фольклорный

 

стиль

Для

 

казачьих

 

песен

 

характерна

 

также

 

чеканная

 

ритмика

В

 

исполнительской

 

трак

-

товке

 

доминирует

 

энергичная

 

импульсивная

 

подача

 

музыкального

 

материала

Пение

 

часто

 

сопровождается

 

бо

-

гатой

 

жестикуляцией

Иногда

 

казаки

 

резкими

 

взмахами

 

руки

 

отбивают

 

такт

Воодушевленная

 

лихая

 

манера

 

подчеркивает

 

волевую

 

активность

 

пения

В

 

ряде

 

случаев

 

их

 

исполнительская

 

манера

 

приобретает

 

бравый

озорной

 

характер

Все

 

основные

 

особенности

 

песенной

 

традиции

 

донских

 

казаков

 

сложились

 

в

 

условиях

 

ка

-

зачьей

 

вольницы

 

и

 

закрепились

 

в

 

воинской

 

станичной

 

общине

 

Х

VIII–XIX 

вв

В

 

среде

 

кубанского

 

казачества

 

также

 

возможны

 

социально

-

культурные

 

различия

вызванные

 

историческими

 

и

 

социально

-

политическими

 

про

-

цессами

При

 

общей

 

ориентации

 

на

 

южно

-

русскую

 

песенную

 

культуру

 

музыкальные

 

традиции

 

очень

 

неодно

-

родны

В

 

искусстве

 

кубанских

 

казаков

 

заметно

 

проступают

 

некоторые

 

общие

 

местные

 

черты

что

 

проявляется

 

и

 

в

 

особенностях

 

песенного

 

репертуара

 (

наличие

 

протяжных

 

песен

в

 

иных

 

районах

 

не

 

встречающихся

), 

и

 

в

 

свое

-

образии

 

музыкального

 

стиля

  (

поддержка

 

верхним

 

подголоском

 

нижнего

 

ведущего

 

голоса

имеющего

 

относи

-

тельно

 

закругленную

 

структуру

), 

и

 

в

 

характере

 

исполнения

более

 

мягком

нежели

 

у

 

донских

 

станичников

Уральские

 (

яицкие

), 

оренбургские

а

 

также

 

астраханские

 

казаки

 

в

 

целом

 

следуют

 

художественным

 

тради

-

циям

 

донского

 

войска

В

 

то

 

же

 

время

 

уникальной

 

особенностью

 

астраханского

 

казачества

 

является

 

присутствие

 

в

 

местном

 

песенном

 

репертуаре

 

рыбацких

 

трудовых

 

артельных

 

песен

Вокальные

 

традиции

 

терских

 

казаков

 

отличаются

 

светлой

лиричной

 

исполнительской

 

манерой

преобладанием

 

гармонической

 

фактуры

 

в

 

ансамбле

-

вых

 

вариантах

 

песен

В

 

этой

 

традиции

 

нет

 

орнаментального

 

подголоска

В

 

песнях

 

плясового

 

характера

 

отчет

-

ливо

 

ощущается

 

влияние

 

музыкальной

 

ритмики

 

кавказских

 

народностей

Возможно

 

сопровождение

 

пения

 

и

 

танца

 

выбиванием

 

ладонями

 

по

 

пустому

 

тазу

 

характерных

 

плясовых

 

ритмов

Особую

 

культуру

 

в

 

среде

 

казаков

 

несут

 

жители

 

станицы

 

Некрасовская

Они

 

долго

 

жили

 

в

 

Турции

 

в

 

изгна

-

нии

пока

 

в

 

начале

 1960-

х

 

гг

не

 

вернулись

 

в

 

Россию

Пребывание

 

их

 

в

 

исламской

 

стране

 

наложило

 

отпечаток

 

на

 

все

 

виды

 

художественного

 

творчества

и

 

даже

 

на

 

традиционный

 

костюм

Сложилась

 

у

 

них

 

и

 

особая

 

манера

 

исполнения

 

старинных

 

русских

 

песен

в

 

основном

 

донского

 

казачьего

 

происхождения

Они

 

распеваются

 

хором

 

в

 

гетерофонном

 

складе

 

с

 

обильным

 

использованием

 

ориентальной

 

мелизматики

В

 

типичной

 

для

 

ряда

 

восточ

-

ных

 

певческих

 

школ

 

манере

 

их

 

пение

 

имеет

 

несколько

 

носовое

 

звучание

 

с

 

остро

 

и

 

прямо

 

посылаемым

 

звуком

Ведущее

 

же

 

место

 

принадлежит

 

среднерусской

 

традиции

Географически

 

она

 

сконцентрирована

 

вокруг

 

Москвы

 

и

 

прилегающих

 

областей

то

 

есть

 

распространена

 

в

 

Московской

Владимирской

Нижегородской

 

и

 

дру

-

гих

 

центральных

 

областях

Ее

 

возникновение

 

приходится

 

на

 

период

 

укрепления

 

Московского

 

государства

 

в

 

Х

VI–

Х

VII 

вв

Позже

 

к

 

этой

 

песенной

 

традиции

 

стали

 

относить

 

и

 

музыкальный

 

фольклор

 

Ивановской

Ярослав

-

ской

 

и

 

Тверской

 

областей

Черты

 

и

 

центральной

и

 

южно

-

русской

 

культуры

 

несет

 

в

 

себе

 

фольклор

 

Калужской

Тульской

 

и

 

Рязанской

 

областей

Важнейшей

 

характеристикой

 

фольклора

 

центра

 

России

 

было

 

преобладание

 

жанра

 

лирической

 

песни

Произведения

 

этого

 

характера

 

явно

 

преобладают

Лирическая

 

песня

 

центра

 

России

 

несет

 

в

 

себе

 

и

 

особую

 

идейно

-

художественную

 

нагрузку

На

 

всех

даже

 

на

 

инструментальных

 

произведениях

 

ощущается

 

явное

 

тяготение

 

к

 

лирике

Это

 

сказывается

 

на

 

структуре

 

и

 

эстетических

 

особенностях

 

свадебного

 

обряда

в

 

нем

 

преобладает

 

лирическое

 

настроение

Лирические

 

песни

 

становятся

 

фактически

 

драматургическим

 

ядром

 

свадебного

 

обряда

Еще

 

одним

 

доминирующим

 

жанром

 

свадебного

 

обряда

 

являются

 

величальные

 

песни

хотя

 

они

 

носят

 

очень

 

жизнеутверждающий

бодрый

 

характер

 

и

 

часто

 

сопровождаются

 

плясовыми

 

движениями

В

 

этом

 

проявляется

 

близость

 

с

 

южно

-

русской

 

традицией

Среди

 

хороводных

 

песен

 

центра

 

России

 

преобладают

 

плавные

неторопливые

Они

 

также

 

очень

 

лиричны

Для

 

среднерусского

 

хоровода

 

очень

 

характерно

 

участие

 

солистов

 

танцоров

подкрепляющих

 

смысл

 

песни

 

плясовыми

 

движениями

Их

 

выразительные

 

движения

 

руками

 

в

 

фольклорной

 

традиции

 

называются

 "

рассуждениями

". 

Спокойствие

 

является

 

важной

 

особенностью

 

песенной

 

традиции

 

среднерусского

 

фольклора

Песни

 

более

 

поздних

 

жанров

 

(

кадрильные

 

и

 

частушки

также

 

исполняются

 

спокойно

неторопливо

с

 

мягким

 

лирическим

 

настроением

Среднерусская

 

вокальная

 

манера

 

приближается

 

к

 

академической

сохраняя

 

некоторые

 

характерные

 

народные

 

особые

 

черты

к

 

которым

 

относятся

 

артикуляция

близкое

 

к

 

разговорному

 

произнесение

 

слова

Среднерусские

 

песни

 

звучат

 

преимущественно

 

в

 

среднем

 

и

 

высоком

 

регистрах

очень

 

мягко

 

и

 

собранно

Как

 

особенный

 

компонент

 

системы

 

русского

 

фольклора

 

можно

 

выделить

 

народную

 

музыкальную

 

тради

-

цию

 

среднего

 

Поволжья

К

 

ней

 

относится

 

фольклор

 

Ульяновской

Самарской

Саратовской

 

и

 

Пензенской

 

об

-

ластей

Частично

 

они

 

проявляются

 

в

 

пении

 

русского

 

населения

 

Татарии

Башкирии

Мордовии

Чувашии

 

и

 

Ма

-

рий

 

Эл

Эта

 

песенная

 

традиция

 

сформировалась

 

в

 XVI – 

начале

 XVIII 

столетиях

Ее

 

появление

 

обусловлено

 

процессами

 

заселения

 

южных

 

и

 

юго

-

восточных

 

окраин

 

России

Песенная

 

традиция

 

Поволжья

 

сильно

 

отличает

-

ся

 

от

 

традиций

 

других

 

регионов

поскольку

 

на

 

ней

 

сказалось

 

влияние

 

соседних

 

финно

-

угорских

 

и

 

тюркских

 

народов

Резко

 

отличаются

 

от

 

иных

 

территорий

 

и

 

условия

 

хозяйствования

которые

 

отразились

 

в

 

содержании

 


background image

песенного

 

творчества

Сравнительно

 

более

 

суровые

 

природные

 

условия

развитие

помимо

 

крестьянского

про

-

мышленного

 

производства

 

предопределило

в

 

частности

отсутствие

 

плясовых

 

движений

 

и

 

ритмов

 

в

 

песенной

 

культуре

 

Поволжья

Вместе

 

с

 

тем

 

преобладающими

 

являются

 

медленные

 

хороводы

 ("

круги

"). 

Они

 

обычно

 

при

-

урочены

 

к

 

определенным

 

датам

 

крестьянского

 

календаря

 (

в

 

основном

к

 

весенним

 

праздникам

). 

Такая

 

приуро

-

ченность

 

является

 

местной

 

особенностью

родственной

 

южно

-

русской

 

культуре

Для

 

свадебного

 

обряда

 

По

-

волжья

 

характерно

 

преобладание

 

песен

 

лирического

 

содержания

Они

 

исполняются

 

в

 

умеренном

 

темпе

что

 

сближает

 

волжскую

 

певческую

 

манеру

 

со

 

среднерусской

В

 

свадебном

 

обряде

 

также

 

большое

 

место

 

занимают

 

плачи

 

и

 

причитания

 

невесты

что

 

в

 

большей

 

степени

 

сближает

 

его

 

с

 

обрядом

 

севера

 

России

Сходство

 

с

 

южной

 

традицией

 

прослеживается

 

в

 

величальных

 

песнях

Песни

 

Поволжья

 

имеют

 

развитую

 

многоголосную

 

фактуру

 

с

 

преобладанием

 

гармонических

 

средств

Характер

 

же

 

звучания

 

песен

 

очень

 

своеобразен

Для

 

него

 

характерно

 

широкое

 

расположение

 

голосов

 

с

 

использованием

 

мягкого

 

среднего

 

и

 

легкого

 

головного

 

регистров

Преобла

-

дающим

 

является

 

пение

 "

тонкими

 

голосами

", 

благодаря

 

которому

 

достигается

 

особая

 

прозрачность

, "

воздуш

-

ность

хоровой

 

звучности

Относительную

 

самостоятельность

 

приобретает

 

высокий

 

верхний

 

подголосок

кото

-

рый

 

часто

 

дублируется

 

в

 

октаву

 

одним

 

из

 

нижних

 

голосов

Подобная

 

манера

 

предопределяет

 

ассоциации

 

с

 

се

-

верным

 

многоголосием

Таким

 

образом

в

 

песнях

 

проявляются

 

многие

 

общенациональные

 

черты

 

русского

 

му

-

зыкального

 

фольклора

Важной

 

особенностью

 

является

 

развитая

широкая

 

по

 

диапазону

 

мелодия

которая

 

ста

-

новится

 

важнейшим

 

средством

 

выразительности

Ведущими

 

жанрами

 

являются

 

мужские

 

песни

 

вольницы

 

и

 

воинская

 

лирика

Сама

 

терминология

 

исполнения

 

песни

связанная

 

с

 

рассказыванием

 ("

сказать

 

песню

"), 

пред

-

полагает

 

ее

 

эпический

 

характер

Часто

 

пение

 

сопровождается

 

саратовской

 

гармоникой

реже

 – 

балалайкой

скрипкой

 

и

 

тростниковыми

 

дудками

В

 

целом

 

музыкально

-

образный

 

строй

 

средневолжской

 

традиции

 

отличают

 

широта

полнокровность

 

и

 

сдержанность

 

в

 

выражении

 

чувства

Особую

 

художественно

-

эстетическую

 

разновидность

 

представляет

 

собой

 

русский

 

музыкальный

 

фольклор

бытующий

 

на

 

обширной

 

территории

расположенной

 

за

 

Уралом

 

в

 

Сибири

 

и

 

на

 

дальнем

 

Востоке

Особенности

 

заселения

 

этой

 

территории

 

русскими

 

обусловили

 

его

 

разнообразие

 

и

 

многовариантность

В

 

сибирском

 

фольк

-

лоре

 

существуют

 

несколько

 

достаточно

 

обособленных

 

и

 

самобытных

 

традиций

Среди

 

них

 

можно

 

выделить

 

фольклор

 

старожилов

Он

 

принадлежит

 

потомкам

 

тех

кто

 

поселился

 

в

 

Сибири

 

в

 

Х

VII – 

начале

 

Х

VIII 

вв

Еще

 

одну

 

группу

 

представляет

 

песенная

 

культура

 

староверов

Среди

 

них

 

выделяется

 

песенная

 

традиция

  "

семей

-

ских

", 

проживающих

 

в

 

Забайкалье

и

 "

поляков

", 

осевших

 

на

 

Алтае

 

после

 

указа

 

Екатерины

 II. 

Особую

 

культур

-

ную

 

традицию

 

представляют

 

обычаи

 

сибирского

 

казачества

отдельную

 

группу

 

представляют

 

песенные

 

тради

-

ции

 

поздних

 

переселенцев

Наибольший

 

интерес

 

представляет

 

традиция

 

старожилов

Она

 

доминирует

 

в

 

местном

 

фольклоре

Все

 

ос

-

тальные

более

 

поздние

 

традиции

 

фактически

 

сложились

 

под

 

ее

 

влиянием

Эта

 

манера

 

исполнения

 

народной

 

песни

 

встречается

 

на

 

Алтае

в

 

Томской

 

области

на

 

Илиме

Нижней

 

Тунгуске

Основное

 

ее

 

качество

 – 

большая

 

собранность

строгость

 

и

 

суровость

Песни

 

старожилов

 

часто

 

звучат

 

в

 

предельно

 

низком

, "

угрюмом

регистре

для

 

них

 

характерен

 

медленный

 

или

 

достаточно

 

умеренный

 

темп

К

 

стилевым

 

признакам

 

сибирского

 

многоголо

-

сия

 

можно

 

отнести

 

параллелизм

 

терций

 

при

 

ведущей

 

роли

 

нижнего

 

голоса

широкое

 

использование

 

миксоли

-

дийских

дорийских

 

ладовых

 

красок

Характерна

 

также

 

опора

 

на

 

обиходный

 

звукоряд

Песенные

 

строфы

как

 

правило

отделены

 

одна

 

от

 

другой

Внутри

 

песенных

 

строф

 

типичны

 

цезуры

-

паузы

членящие

 

музыкальную

 

мысль

Нередко

 

они

 

попадают

 

на

 

середину

 

слова

На

 

свадьбе

обряд

 

которой

 

близок

 

к

 

северному

звучат

 

стро

-

гие

 

по

 

характеру

степные

 

песни

 

лирического

 

либо

 

лиро

-

эпического

 

содержания

Преобладающей

 

является

 

протяжная

 "

проголосная

песня

Совсем

 

иной

 

представляется

 

песенная

 

традиция

 

семейских

Они

 

являются

 

потомками

 

старообрядцев

 

За

-

байкалья

Художественный

 

колорит

 

этих

 

песен

 

очень

 

яркий

 

и

 

броский

Песни

 

семейских

 

имеют

 

бодрый

воле

-

вой

 

характер

Стилевая

 

особенность

 

их

 

насыщена

 

по

 

звучанию

фактура

 

многоголосна

В

 

основе

 

многоголосья

 

доминирование

 

двух

 

ведущих

 

певцов

 – 

баса

 

и

 

тенора

Остальные

 

участники

 

ансамбля

 

заполняют

 

звуковое

 

про

-

странство

 

между

 

этими

 

крайними

 

голосами

Тесное

 

расположение

 

голосов

 

и

 

их

 

взаимодействие

 

по

 

принципу

 

контрастной

 

полифонии

 

приводит

 

к

 

тому

что

 

в

 

хоровой

 

фактуре

 

по

 

вертикали

 

постоянно

 

возникают

 

терпкие

жесткие

 

созвучия

Поэтому

несмотря

 

на

 "

спокойный

средний

 

регистр

песни

 

звучат

 

весьма

 

напряженно

 

и

 

на

-

сыщенно

В

 

фольклоре

 

семейских

проживавших

 

в

 

инокультурном

 

окружении

 

оказались

 

законсервированными

 

некоторые

 

средневековые

 

традиции

 

певческого

 

искусства

столь

 

интересные

 

для

 

современных

 

исследователей

Очень

 

оригинальна

 

традиция

 

алтайских

 

казаков

Эта

 

традиция

 

очень

 

близка

 

манере

 

вокализации

распро

-

страненной

 

у

 

казаков

 

Дона

Урала

Терека

Однако

 

для

 

сибирских

 

казачьих

 

песен

 

свойственны

 

мягкость

 

и

 

ли

-

ризм

Алтайские

 

казаки

 

поют

 

в

 

низком

 

грудном

 

регистре

негромко

как

 

бы

 

напевая

Песни

 

так

 

же

 

имеют

 

разви

-

тую

 

многоголосную

 

фактуру

У

 

поздних

 

переселенцев

 

Сибири

 

особенности

 

песенной

 

манеры

 

проявляются

прежде

 

всего

в

 

репертуаре

Многие

 

обрядовые

 

песни

 

наследуют

 

традиции

 

исполнения

 

той

 

местности

откуда

 

прибыли

 

переселенцы

Лири

-

ческий

 

же

 

песенный

 

репертуар

 

близок

 

традициям

 

старожилов

В

 

сибирском

 

репертуаре

 

также

 

преобладают

 

тюремные

 

песни

что

 

связано

 

с

 

особым

 

социально

-

политическим

 

статусом

 

местного

 

края

В

 

музыкальном

 

фольклоре

 

Урала

 (

Пермской

Екатеринбургской

Челя

-

бинской

 

областей

соединяются

 

традиции

 

Севера

Поволжья

 

и

 

Сибири

Поскольку

 

освоение

 

уральских

 

земель

 

осуществлялось

главным

 

образом

переселенцами

 

из

 

северных

 

районов

  (

Новгорода

Архангельска

Вологды

Костромы

Вятки

и

 

верхнего

 

Поволжья

мелодические

 

особенности

 

данных

 

регионов

 

были

 

привнесены

 

на

 

уральскую

 

землю

Уральский

 

фольклор

 

также

 

испытал

 

воздействие

 

культуры

 

аборигенных

 

районов

а

 

также

 

переселенцев

 

с

 

юга

 

России

ассимилированных

 

в

 

русской

 

среде

Кроме

 

того

на

 

уральский

 

фольклор

 

оказали

 

влияние

 

песенные

 

традиции

 

народов

 

Поволжья

В

 

результате

 

сформировалась

 

особая

 

народная

 

музыкальная

 


background image

культура

 

Урала

Местная

 

манера

 

исполнения

 

песен

 

проявляется

 

в

 

характерном

 

произнесении

 

слов

 

в

 

процессе

 

пения

 (

со

 

смягчением

 

шипящих

 

согласных

). 

Крайне

 

сложной

 

и

 

прихотливой

 

является

 

метроритмика

 

уральских

 

свадебных

 

песен

чередующая

 

двухдольные

трехдольные

пятидольные

семидольные

 

построения

Каждая

 

из

 

перечисленных

 

песенных

 

традиций

 

уникальна

 

и

 

самобытна

хотя

 

они

 

находятся

 

в

 

постоянном

 

взаимодействии

Некоторые

 

песенные

 

традиции

 

получили

 

большее

 

географическое

 

распространение

 

и

 

образо

-

вали

 

своеобразные

 

зоны

 

певческого

 

искусства

 

§ 4.  

НАРОДНОЕ

 

ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ

 

ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

 

 

Народные

 

музыкальные

 

инструменты

 

представляют

 

важнейшую

 

часть

 

национальной

 

культуры

История

 

их

 

возникновения

 

и

 

развития

 

неразрывно

 

связана

 

с

 

развитием

 

художественной

 

культуры

 

в

 

целом

 

и

 

социально

-

культурного

 

развития

 

страны

 

в

 

частности

Анализ

 

развития

 

народных

 

музыкальных

 

инструментов

 

в

 

россий

-

ском

 

обществе

 

позволяет

 

понять

 

многие

 

сложные

 

процессы

 

формирования

 

национальной

 

музыкальной

 

культу

-

ры

 

и

 

в

 

целом

 

музыкальных

 

инструментов

Состав

 

этнических

 

музыкальных

 

инструментов

 

весьма

 

велик

 

и

 

раз

-

нообразен

В

 

каждом

 

регионе

 

России

 

сложилась

 

культура

 

самобытных

 

инструментов

особенности

 

которых

 

во

 

многом

 

определены

 

спецификой

 

развития

 

фольклорной

 

традиции

 

и

 

бытования

 

фольклора

Достаточно

 

яркой

 

иллюстрацией

 

данного

 

тезиса

 

служит

 

видовой

 

спектр

 

русских

 

гармоник

название

 

которых

 

соответствуют

 

мес

-

ту

 

их

 

бытования

 ("

бологоевская

", "

елецкая

", "

касимовская

", 

ливенская

и

 

др

.). 

В

 

то

 

же

 

время

 

в

 

исполнительской

 

практике

 

народных

 

музыкантов

 

утвердился

 

большой

 

унифицированный

 

ряд

 

инструментов

которые

 

использу

-

ются

 

повсеместно

 

как

 

в

 

любительской

так

 

и

 

в

 

профессиональной

 

сферах

К

 

нему

 

можно

 

отнести

 

жалейку

баян

домру

балалайку

гитару

бубен

 

и

 

др

Состав

 

народных

 

инструментов

 

очень

 

широк

 

и

 

разнообразен

он

 

имеет

 

многоуровневую

 

и

 

разветвленную

 

структуру

Не

 

раз

 

народные

 

музыкальные

 

инструменты

 

становились

 

объектом

 

глубокого

 

изучения

 

и

 

анализа

Существуют

 

различные

 

подходы

 

к

 

классификации

 

народных

 

инструментов

В

 

современном

 

инструменто

-

ведении

 

в

 

качестве

 

основы

 

получила

 

признание

 

классификационная

 

система

в

 

которой

 

определяющими

 

явля

-

ются

 

два

 

признака

источник

 

звука

 

и

 

способ

 

или

 

механизм

 

его

 

извлечения

Согласно

 

данной

 

системе

музы

-

кальные

 

народные

 

инструменты

 

систематизированы

 

в

 

четыре

 

большие

 

группы

 – 

духовые

струнные

клавишно

-

духовые

 

и

 

язычковые

 

и

 

ударные

Группа

 

духовых

 

инструментов

 

также

 

подразделяется

 

на

 

три

 

подгруппы

1.

 

Флейтовая

к

 

которой

 

относятся

 

свирель

сопель

кувиклы

 

или

 

кувички

2.

 

Язычковая

включающая

 

жалейку

брелку

волынку

3.

 

Мундштучные

в

 

которую

 

входят

 

разновидности

 

рога

 

и

 

рожка

Группа

 

струнных

 

народных

 

инструментов

 

включает

 

также

 

три

 

подгруппы

1.

 

Щипковая

которая

 

включает

 

гусли

домру

балалайку

бандурку

 

и

 

семиструнную

 

гитару

2.

 

Смычковая

в

 

которую

 

входит

 

гудок

 (

в

 

некоторых

 

регионах

 

скрипка

). 

3.

 

Фрикционная

включающая

 

лиру

 

колесную

Группу

 

клавишно

-

духовых

 

и

 

язычковых

 

инструментов

 

формируют

 

три

 

подгруппы

1.

 

Гармонь

 

с

 

ее

 

разновидностями

2.

 

Баян

 

и

 

его

 

модификации

3.

 

Аккордеон

Группа

 

ударных

 

инструментов

 

состоит

 

из

 

двух

 

подгрупп

1.

 

Мембранная

к

 

которой

 

относятся

 

бубен

барабан

набат

накры

тулумбас

2.

 

Самозвучащая

включающая

 

всевозможные

 

виды

 

ложек

трещоток

а

 

также

 

рубель

косточки

ухваты

коса

рогач

колокол

барабанка

пастуший

 

барабан

). 

Первые

 

упоминания

 

о

 

народных

 

инструментах

 

относятся

 

к

 

догосударственной

 

эпохе

 

и

 

упоминаются

 

в

 

ра

-

ботах

 

античных

 

историков

В

 

летописях

 

эпохи

 

Киевской

 

Руси

 

также

 

имеются

 

свидетельства

 

об

 

использовании

 

традиционных

 

инструментов

 

в

 

княжеских

 

дружинах

на

 

пирах

народных

 

праздниках

Изображения

 

музыкантов

играющих

 

на

 

народных

 

инструментах

находим

 

и

 

на

 

стенах

 

Софийского

 

собора

 

в

 

Киеве

В

 

повествованиях

 

о

 

военных

 

походах

 

русичей

 

также

 

есть

 

описания

 

народных

 

инструментов

В

 

ратных

 

дружинах

 

применялись

 

всевозможные

 

духовые

 

инструменты

различные

 

виды

 

труб

рог

сурна

свирель

 

и

 

др

Сигнальные

 

функции

 

в

 

дружинах

 

воинов

 

выполняли

 

множества

 

ударных

 

инструментов

среди

 

которых

 

било

 

(

деревянная

 

или

 

металлическая

 

доска

по

 

которой

 

ударяли

 

молотком

), 

колокол

варган

 (

инструмент

близкий

 

по

 

конструкции

 

к

 

металлофону

), 

всевозможные

 

ратные

 

бубны

накры

набат

 

и

 

др

Традиционно

 

широкое

 

распространение

 

народные

 

инструменты

 

имели

 

в

 

среде

 

скоморохов

 – 

многофунк

-

циональных

 

оседлых

 

и

 

бродячих

 

артистов

в

 

числе

 

которых

 

постепенно

 

сформировалась

 

когорта

 

первых

 

рус

-

ских

 

профессиональных

 

музыкантов

-

исполнителей

 

на

 

народных

 

инструментах

служивших

 

при

 

княжеских

 

и

 

царских

 

дворах

С

 

их

 

творчеством

 

связаны

 

как

 

первые

 

шаги

так

 

и

 

последующий

 

путь

 

развития

 

народного

 

му

-

зыкального

 

искусства

В

 

процессе

 

ярмарочных

 

увеселений

всевозможных

 

гуляний

в

 

профессиональной

 

дея

-

тельности

 

пастухов

в

 

повседневном

 

быту

 

наряду

 

с

 

духовыми

 

и

 

ударными

 

инструментами

 (

рожком

жалейкой

сопелью

свирелью

волынкой

бубном

колокольчиками

трещотками

 

ложками

 

и

 

др

.) 

использовались

 

и

 

разно

-

образные

 

струнные

 

инструменты

Среди

 

них

 

древнейшее

 

происхождение

 

имели

 

гусли

 (

впервые

 

упоминаются

 

около

 591 

г

.), 

домра

гудок

Несколько

 

позже

примерно

 

в

 

Х

VII–XIX 

вв

., 

стали

 

распространяться

 

балалайка

лира

бандурка

 

и

 

семи

-

струнная

 

гитара


background image

В

 

конце

 

Х

I

Х

 

в

появилось

 

многочисленное

 

семейство

 

гармоник

Эти

 

инструменты

 

получили

 

особую

 

попу

-

лярность

 

в

 

среде

 

рабочих

 

и

 

оказали

 

значительное

 

влияние

 

на

 

развитие

 

инструментального

 

и

 

вокального

 

творче

-

ства

 

народа

Некоторые

 

из

 

указанных

 

инструментов

 

не

 

получили

 

широкого

 

распространения

 

и

 

практически

 

не

 

дошли

 

до

 

нашего

 

времени

Проанализируем

 

наиболее

 

популярные

 

в

 

народной

 

среде

 

инструменты

составившие

 

основу

 

русского

 

эт

-

нического

 

инструментария

характеризующего

 

исполнительскую

 

культуру

 

народа

 

в

 

соответствии

 

с

 

ранее

 

при

-

веденной

 

классификацией

Их

 

изучение

 

активизировалось

 

в

 

конце

 

Х

I

Х

 

в

., 

когда

 

в

 

российском

 

обществе

 

повы

-

сился

 

интерес

 

к

 

отечественной

 

истории

 

и

 

культуре

 

и

 

фольклорным

 

традициям

В

 

результате

 

начали

 

появляться

 

многочисленные

 

публикации

 

в

 

области

 

музыкальной

 

этнографии

в

 

том

 

числе

 

первые

 

исследовательские

 

рабо

-

ты

 

по

 

народному

 

инструментарию

В

 

частности

большое

 

значение

 

имели

 

научные

 

исследования

 

А

Фоминцы

-

на

Н

Привалова

Е

Линевой

К

 

этому

 

же

 

времени

 

относится

 

начало

 

деятельности

 

выдающегося

 

музыканта

 

В

.

В

Андреева

 – 

реформато

-

ра

 

русских

 

народных

 

инструментов

создателя

 

и

 

руководителя

 

первого

 

Великорусского

 

оркестра

композитора

 

и

 

дирижера

исполнителя

-

виртуоза

 

на

 

балалайке

 

и

 

гармонике

общественного

 

деятеля

 

и

 

педагога

страстного

 

патриота

Свою

 

творческую

 

деятельность

 

он

 

начал

 

в

 1886 

г

И

 

если

 

в

 

самом

 

начале

 

на

 

игру

 

В

.

В

Андреева

 

смотрели

 

как

 

на

 

чудачество

то

 

по

 

прошествии

 

некоторого

 

времени

 

многие

 

увидели

 

в

 

балалайке

 

нечто

 

большее

Причем

 

отдельные

 

обозреватели

 

и

 

критики

 

справедливо

 

связывали

 

игру

  

В

.

В

Андреева

 

на

 

народных

 

инстру

-

ментах

 

с

 

общим

 

интересом

 

к

 

разного

 

рода

 

национальным

 

явлениям

Неслучайно

 

в

 

тот

 

период

 

в

 

Петербурге

 

возникали

 

многочисленные

 

кружки

 

и

 

коллективные

 

формирования

 

в

 

виде

 

народных

 (

вокальных

 

и

 

инструмен

-

тальных

хоров

 

и

 

капелл

Успех

 

концертных

 

выступлений

 

на

 

балалайке

 

и

 

гармонике

 

способствовал

 

активному

 

распространению

 

пя

-

тиладовой

 

балалайки

 

среди

 

появившихся

 

многочисленных

 

ее

 

почитателей

что

 

привело

 

к

 

необходимости

 

соз

-

дания

 

руководства

 

для

 

игры

 

на

 

инструменте

Постепенно

 

пришла

 

идея

 

создания

 

кружка

 

любителей

 

балалайки

Осенью

 1887 

г

В

.

В

Андреев

 

собрал

 

кружок

 

любителей

 

игры

 

на

 

балалайках

который

 

состоял

 

из

 

восьми

 

испол

-

нителей

включая

 

самого

 

руководителя

Уже

 

через

 

полгода

 

коллектив

 

начал

 

выступать

а

 

весной

 1888 

г

в

 

Большом

 

зале

 

Петербургского

 

городского

 

кредитного

 

общества

 

состоялся

 

первый

 

концерт

 

кружка

 

любителей

 

балалайки

 (

хора

 

балалаечников

), 

положивший

 

начало

 

триумфальному

 

пути

 

Великорусского

 

оркестра

который

 

вскоре

 

получил

 

всемирное

 

признание

 

и

 

о

 

котором

 

заговорили

 

как

 

о

 

явлении

 

оригинальном

ставшем

 

гордостью

 

национальной

 

музыкальной

 

культуры

Вряд

 

ли

 

история

 

знает

 

пример

когда

 

горстка

 

любителей

-

полупрофессионалов

 

уже

 

через

 

год

 

после

 

своего

 

первого

 

публичного

 

выступления

 

отправляется

 

завоевывать

 

сердца

 

поклонников

 

музыки

 

в

 

самой

 

просвещенной

 

столице

 

Европы

 – 

Париже

В

 1900 

г

., 

после

 

выступлений

 

Великорусского

 

оркестра

 

на

 

Всемирной

 

выставке

 

в

 

Париже

В

.

В

Андреев

 

будет

 

награжден

 

орденом

 

Почетного

 

легиона

 

и

 

золотой

 

медалью

 

выставки

Одновременно

 

он

 

был

 

избран

 

действительным

 

членом

 

Французской

 

Ака

-

демии

 

изящных

 

искусств

Где

 

бы

 

ни

 

выступал

 

оркестр

везде

 

был

 

восторженный

 

прием

заслуженный

 

успех

Всюду

где

 

бы

 

ни

 

гастролировали

 

русские

 

балалаечники

это

 

не

 

проходило

 

бесследно

На

 

чужой

 

земле

 

русское

 

искусство

 

давало

 

ростки

Разумеется

превращение

 

кружка

 

любителей

 

игры

 

на

 

балалайках

 

в

 

Великорусский

 

оркестр

 

происходило

 

не

 

сразу

 – 

этому

 

содействовала

 

неустанная

 

работа

 

В

.

В

Андреева

 

и

 

ближайших

 

его

 

сорат

-

ников

в

 

первую

 

очередь

 

Н

.

П

Фомина

по

 

усовершенствованию

 

и

 

введению

 

в

 

состав

 

оркестра

 

все

 

новых

 

инст

-

рументов

вначале

 

усовершенствованной

 

домры

 

и

 

шлемовидных

 

гуслей

 ("

псалтырь

"), 

позже

 

в

 

оркестр

 

были

 

введены

 

брелки

щипковые

 

гусли

парная

 

свирель

накры

клавишные

 

гусли

С

 

самого

 

начала

с

 

первых

 

дней

 

своей

 

деятельности

 

В

.

В

Андреев

 

получает

 

поддержку

 

и

 

горячее

 

понимание

 

со

 

стороны

 

таких

 

выдающихся

 

му

-

зыкантов

 

и

 

деятелей

 

культуры

как

 

П

.

И

Чайковского

Н

.

А

Римского

-

Корсакова

А

.

К

Глазунова

А

.

К

Лядова

В

.

В

Стасова

 

и

 

др

Близко

 

восприняли

 

сердцем

 

появление

 

на

 

музыкальном

 

небосклоне

 

Андреева

 

и

 

его

 

замеча

-

тельного

 

кружка

 

Л

.

Н

Толстой

И

.

Е

Репин

М

.

Т

Савина

М

.

А

Балакирев

Ц

.

Л

Кюи

М

.

П

Беляев

Тесно

 

сдру

-

жились

 

и

 

оказывали

 

поддержку

 

Андрееву

 

и

 

его

 

детищу

совместно

 

выступая

 

в

 

концертах

Ф

.

И

Шаляпин

Н

.

И

Фигнер

А

.

В

Нежданова

Л

.

В

Собинов

Е

.

А

Степанова

Е

.

В

Гельцер

 

и

 

др

Слава

 

о

 

замечательном

 "

русском

 

Штраусе

", 

как

 

назвал

 

Андреева

 

великий

 

А

Тосканини

перешагнула

 

рос

-

сийские

 

границы

Основы

 

репертуара

 

для

 

русского

 

народного

 

оркестра

 

закладывались

 

одновременно

 

с

 

его

 

за

-

рождением

 

и

 

первых

 

полупрофессиональных

 

ансамблей

Создателями

 

репертуара

авторами

 

первых

 

обработок

 

русских

 

народных

 

песен

оригинальных

 

произведений

сочиненных

 

специально

 

для

 

русского

 

народного

 

орке

-

стра

были

 

в

 

первую

 

очередь

 

сам

 

В

.

В

Андреев

 

и

 

блестящая

 

когорта

 

его

 

ближайших

 

друзей

-

сподвижников

 – 

Н

Фомин

В

Насонов

Н

Привалов

позже

 

Ф

Ниман

П

Каркин

С

Крюковский

Как

 

и

 

все

 

неординарные

 

люди

В

.

В

Андреев

 

сумел

 

сплотить

 

вокруг

 

себя

 

группу

 

творческих

 

людей

пове

-

ривших

 

ему

загоревшихся

 

благородной

 

идеей

 

создать

 

дотоле

 

неведомый

 

оркестр

состоящий

 

из

 

исконно

 

на

-

родных

столь

 

не

 

концертных

 

инструментов

как

 

балалайка

 

и

 

домра

Они

 

потянулись

 

к

 

нему

как

 

к

 

магниту

привнося

 

в

 

инструментарий

в

 

конструкцию

 

инструментов

в

 

репертуар

 

различные

 

новые

 

формы

свое

 

видение

профессиональное

 

мастерство

Так

петербургским

 

мастером

 

Ф

Пасербским

 

по

 

указанию

 

В

Андреева

 

и

 

на

 

ос

-

нове

 

балалайки

 

работы

 

В

Иванова

 

была

 

сконструирована

 

балалайка

 

с

 

хроматическим

 

звукорядом

а

 

вслед

 

за

 

тем

 

построено

 

целое

 

оркестровое

 

семейство

 

балалаек

: "

пикколо

", "

дискант

", "

прима

", "

альт

", "

тенор

", "

бас

и

 

"

контрабас

". 

В

 

дальнейшем

 "

пикколо

", "

дискант

и

 "

тенор

были

 

упразднены

но

 

появилась

 

балалайка

 "

секун

-

да

". 

Окончательный

 

состав

 

оркестровых

 

балалаек

 

установился

 

в

 

следующем

 

виде

: "

пикколо

", "

прима

", "

секун

-

да

", "

альт

", "

бас

и

 "

контрабас

". 

Кроме

 "

пикколо

", 

перечисленный

 

оркестровый

 

балалаечный

 

ряд

 

применяется

 

в

 

настоящее

 

время

 

в

 

исполнительской

 

практике

 

коллективов

Основным

 

сольным

 

инструментом

 

является

 

балалайка

 

"

прима

". 

Некоторое

 

количество

 

сочинений

 

написано

 

специально

 

для

 

балалайки

 "

бас

и

 "

контрабас

" (

соло

).