ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.11.2021
Просмотров: 560
Скачиваний: 1
местности
.
В
северном
регионе
для
эпических
и
свадебных
песен
типичны
размеры
11/4
и
9/4.
Наиболее
яркой
особенностью
ладовой
организации
северных
песен
стала
опора
на
уменьшенные
интервалы
(
уменьшенную
квинту
и
уменьшенную
кварту
).
Преобладающий
тип
многоголосной
песенно
-
хоровой
фактуры
–
усложненная
гетерофония
с
"
пучкообразным
"
расслоением
голосов
между
мелодическими
"
узлами
".
В
композиционном
от
-
ношении
для
песенного
фольклора
северного
региона
характерно
широкое
использование
развернутых
одно
-
фразовых
и
двухфразовых
структур
.
Вокальный
ансамбль
,
согласно
местным
традициям
певческой
манеры
,
отличается
двухрегистровым
звучанием
,
в
котором
октавное
удвоение
основной
мелодии
(
в
легком
головном
регистре
)
проходит
либо
в
верхнем
,
либо
в
среднем
голосе
.
В
гармоническом
отношении
голоса
звучат
собран
-
но
и
достаточно
мягко
.
Строгость
,
сдержанность
,
степенность
эпического
строя
северного
народного
песенного
творчества
проявляется
и
в
самой
музыкальной
стилистике
,
а
также
в
исполнительской
манере
,
столь
характер
-
ной
для
строгих
этнических
эстетических
канонов
данного
региона
.
Южно
-
русская
народная
музыкальная
культура
представляет
собой
самобытнейший
пласт
отечественной
культуры
,
это
особая
песенная
традиция
,
вобравшая
в
себя
черты
иных
регионов
,
но
создавшая
уникальные
ладогармонические
и
полифонические
сочетания
.
Южно
-
русская
традиция
характерна
для
регионов
,
располо
-
женных
к
югу
от
реки
Ока
вплоть
до
границы
с
Украиной
.
Характерные
черты
этой
манеры
проявляются
в
пе
-
сенном
фольклоре
и
манере
вокализации
у
населения
Белгородской
,
Курской
,
Воронежской
,
Липецкой
,
Там
-
бовской
областей
.
Элементы
этой
песенной
традиции
часто
проявляются
также
в
фольклоре
восточных
районов
Орловской
и
Калужской
областей
,
юга
Тульской
и
Рязанской
областей
,
а
также
в
фольклоре
русского
населе
-
ния
,
проживающего
на
северо
-
востоке
Украины
в
Харьковской
,
Полтавской
и
Сумской
областях
.
Южно
-
русская
песенная
традиция
в
целом
сложилась
в
XVII–XVIII
столетиях
.
Исторически
это
было
связано
с
освое
-
нием
земель
дикого
поля
и
лесостепных
районов
в
верховьях
Дона
.
Такие
условия
бытования
фольклорной
тра
-
диции
предопределили
ее
основные
черты
,
связанные
с
опорой
на
хореографию
,
что
проявляется
в
значитель
-
ном
количестве
фольклорного
материала
плясового
характера
.
Хороводные
песни
Юга
также
очень
распро
-
странены
,
но
они
теснее
связаны
с
крестьянским
трудом
и
праздниками
крестьянского
календаря
.
Плясовые
по
характеру
"
карагоды
"
и
"
танки
"
распространены
во
всех
регионах
Юга
России
.
Эти
специфические
песни
с
движением
,
как
правило
,
имеют
характерный
припев
со
словами
"
лели
,
лёли
".
Сам
по
себе
он
связан
с
древ
-
нейшей
любовной
магией
,
поскольку
содержит
обращение
к
языческим
богам
.
Именно
этим
фактом
можно
объяснить
распространенное
в
регионе
название
этих
песен
"
лелюшки
"
или
"
алелешные
"
песни
.
Причем
все
равно
среди
данной
категории
песен
преобладают
плясовые
"
лелюшки
",
особенно
они
характерны
для
свадеб
-
ного
обрядового
действа
.
Гораздо
реже
можно
встретить
медленные
,
чинные
ритуальные
песни
.
Они
исполняются
обычно
только
в
самые
драматичные
моменты
свадебного
действа
,
когда
невеста
покидает
родительский
дом
или
ей
расплетают
косу
.
В
свадебном
обряде
Юга
причитания
либо
вовсе
отсутствуют
,
либо
занимают
очень
скромное
место
.
Характерной
особенностью
лирических
песен
Юга
является
то
,
что
они
в
большинстве
своем
содержа
-
тельно
исполняются
от
лица
мужчин
или
передают
переживания
мужчины
.
Поэтому
южно
-
русская
лирика
имеет
мужественный
оттенок
,
ярко
проявляющийся
при
исполнении
песен
мужскими
ансамблями
.
Вообще
мужское
ансамблевое
исполнительство
чрезвычайно
характерно
для
южно
-
русской
традиции
.
Из
сопровож
-
дающих
пение
народных
инструментов
на
юге
России
распространены
кугиклы
,
двойная
жалейка
и
дудки
.
В
основе
музыкального
стиля
южно
-
русской
песенной
культуры
,
так
же
,
как
и
в
северной
,
лежат
особенности
народного
стихосложения
.
Южно
-
русские
напевы
находятся
в
тесной
ритмической
и
структурной
взаимосвязи
с
мерно
-
цезурированным
стихом
.
Этот
стих
родственен
силлабическому
,
с
постоянной
цезурой
,
типичному
для
западно
-
русской
манеры
.
Однако
на
Юге
он
отличается
частым
варьированием
количества
слогов
в
стиховых
периодах
.
Это
становится
возможным
в
результате
дробления
или
укрупнения
основных
единиц
слогового
ритма
.
Все
это
сказывается
на
ритме
мелодии
:
ритмика
южно
-
русских
песен
очень
импульсивна
.
В
ней
широко
используются
дробные
рисунки
и
синкопы
.
Для
данного
стиля
типично
развитое
многоголосие
,
в
котором
полифонические
закономерности
сочетают
-
ся
с
гармоническими
.
Очень
богата
хоровая
партитура
песен
.
Она
во
многих
случаях
имеет
трехголосную
основу
с
подголоска
-
ми
.
Голоса
находятся
в
тесном
расположении
,
женский
состав
поет
преимущественно
в
низком
и
среднем
реги
-
страх
,
а
мужчины
в
высоком
.
На
основании
этого
можно
говорить
о
своеобразии
местного
ладового
мышления
.
Здесь
очень
характерно
использование
ладов
с
опорой
на
увеличенную
кварту
.
Иногда
звукоряд
всей
песни
состоит
всего
из
четырех
звуков
,
расположенных
друг
от
друга
на
расстоянии
большой
секунды
,
тем
самым
крайние
звуки
звукоряда
образуют
тритон
.
В
мелодии
песен
также
нередки
тритоновые
интервалы
,
образующие
несколько
угловатые
ходы
.
Вообще
исполнительскую
традицию
отличает
резкость
,
звонкость
,
зычность
открытой
вокальной
манеры
.
Иногда
мас
-
тера
-
песельники
украшают
напевы
особыми
короткими
призвуками
("
иканьями
")
флажолетного
тембра
в
высо
-
ком
регистре
.
В
целом
характер
южно
-
русской
песенной
манеры
можно
описать
как
повышенно
-
экспрессивный
,
открытый
и
выраженно
-
эмоциональный
,
отличающийся
большой
непосредственностью
в
выражении
чувства
.
Как
отдельную
оригинальную
традицию
можно
рассматривать
казачий
песенный
фольклор
.
Наиболее
яр
-
ко
она
проявилась
в
искусстве
донских
казаков
,
хотя
в
целом
данная
традиция
не
выходит
за
пределы
южно
-
русской
культуры
,
являясь
ее
ответвлением
.
Для
песенного
фольклора
донских
казаков
,
так
же
,
как
и
в
южно
-
русской
культуре
,
очень
характерны
такие
формы
бытования
,
как
плясовой
хоровод
,
свадебная
игра
,
календар
-
ные
празднества
,
насыщенные
плясовыми
напевами
.
Здесь
также
распространена
лирическая
песня
мужествен
-
ного
воинского
склада
.
Яркими
стилевыми
особенностями
являются
многоголосие
с
противопоставлением
нижнему
голосу
верхнего
подголоска
в
условиях
напряженной
голосовой
тесситуры
и
открыто
эмоциональная
активная
форма
вокализации
.
Наряду
с
этими
исполнительскими
приемами
пению
донских
казаков
присущи
и
уникальные
черты
.
Репертуар
донских
казаков
насыщен
песнями
воинского
содержания
.
В
них
рассказывается
о
подвигах
казаков
в
сражениях
с
врагами
отчизны
.
Уникальным
для
русского
фольклора
является
исполнение
героического
эпоса
в
многоголосном
ансамблевом
распеве
.
Свадебный
обряд
донских
казаков
эклектичен
,
поскольку
он
формировался
в
Х
VIII
в
.,
после
реформ
Петра
I.
В
целом
обряд
испытывает
воздействие
украинской
культуры
,
но
вобрал
в
себя
и
элементы
северных
и
за
-
падных
регионов
Руси
.
Отличительным
признаком
казачьего
пения
,
своеобразной
визитной
карточкой
этой
манеры
можно
выде
-
лить
виртуозный
орнаментальный
подголосок
– "
дискант
".
Наиболее
интересен
он
в
исполнительской
манере
жителей
среднего
Дона
.
Он
исполняется
тенором
и
альтом
при
вокализации
гласных
"
о
-
а
-
е
",
при
этом
голосом
выводятся
сложнейшие
мелодические
обороты
.
Для
песенной
традиции
донских
казаков
также
характерно
пре
-
обладание
пентатоники
.
Она
присутствует
как
в
чистых
,
так
и
в
усложненных
формах
,
что
формирует
неповто
-
римый
фольклорный
стиль
.
Для
казачьих
песен
характерна
также
чеканная
ритмика
.
В
исполнительской
трак
-
товке
доминирует
энергичная
импульсивная
подача
музыкального
материала
.
Пение
часто
сопровождается
бо
-
гатой
жестикуляцией
.
Иногда
казаки
резкими
взмахами
руки
отбивают
такт
.
Воодушевленная
лихая
манера
подчеркивает
волевую
активность
пения
.
В
ряде
случаев
их
исполнительская
манера
приобретает
бравый
,
озорной
характер
.
Все
основные
особенности
песенной
традиции
донских
казаков
сложились
в
условиях
ка
-
зачьей
вольницы
и
закрепились
в
воинской
станичной
общине
Х
VIII–XIX
вв
.
В
среде
кубанского
казачества
также
возможны
социально
-
культурные
различия
,
вызванные
историческими
и
социально
-
политическими
про
-
цессами
.
При
общей
ориентации
на
южно
-
русскую
песенную
культуру
музыкальные
традиции
очень
неодно
-
родны
.
В
искусстве
кубанских
казаков
заметно
проступают
некоторые
общие
местные
черты
,
что
проявляется
и
в
особенностях
песенного
репертуара
(
наличие
протяжных
песен
,
в
иных
районах
не
встречающихся
),
и
в
свое
-
образии
музыкального
стиля
(
поддержка
верхним
подголоском
нижнего
ведущего
голоса
,
имеющего
относи
-
тельно
закругленную
структуру
),
и
в
характере
исполнения
,
более
мягком
,
нежели
у
донских
станичников
.
Уральские
(
яицкие
),
оренбургские
,
а
также
астраханские
казаки
в
целом
следуют
художественным
тради
-
циям
донского
войска
.
В
то
же
время
уникальной
особенностью
астраханского
казачества
является
присутствие
в
местном
песенном
репертуаре
рыбацких
трудовых
артельных
песен
.
Вокальные
традиции
терских
казаков
отличаются
светлой
,
лиричной
исполнительской
манерой
,
преобладанием
гармонической
фактуры
в
ансамбле
-
вых
вариантах
песен
.
В
этой
традиции
нет
орнаментального
подголоска
.
В
песнях
плясового
характера
отчет
-
ливо
ощущается
влияние
музыкальной
ритмики
кавказских
народностей
.
Возможно
сопровождение
пения
и
танца
выбиванием
ладонями
по
пустому
тазу
характерных
плясовых
ритмов
.
Особую
культуру
в
среде
казаков
несут
жители
станицы
Некрасовская
.
Они
долго
жили
в
Турции
в
изгна
-
нии
,
пока
в
начале
1960-
х
гг
.
не
вернулись
в
Россию
.
Пребывание
их
в
исламской
стране
наложило
отпечаток
на
все
виды
художественного
творчества
,
и
даже
на
традиционный
костюм
.
Сложилась
у
них
и
особая
манера
исполнения
старинных
русских
песен
,
в
основном
донского
казачьего
происхождения
.
Они
распеваются
хором
в
гетерофонном
складе
с
обильным
использованием
ориентальной
мелизматики
.
В
типичной
для
ряда
восточ
-
ных
певческих
школ
манере
их
пение
имеет
несколько
носовое
звучание
с
остро
и
прямо
посылаемым
звуком
.
Ведущее
же
место
принадлежит
среднерусской
традиции
.
Географически
она
сконцентрирована
вокруг
Москвы
и
прилегающих
областей
,
то
есть
распространена
в
Московской
,
Владимирской
,
Нижегородской
и
дру
-
гих
центральных
областях
.
Ее
возникновение
приходится
на
период
укрепления
Московского
государства
в
Х
VI–
Х
VII
вв
.
Позже
к
этой
песенной
традиции
стали
относить
и
музыкальный
фольклор
Ивановской
,
Ярослав
-
ской
и
Тверской
областей
.
Черты
и
центральной
,
и
южно
-
русской
культуры
несет
в
себе
фольклор
Калужской
,
Тульской
и
Рязанской
областей
.
Важнейшей
характеристикой
фольклора
центра
России
было
преобладание
жанра
лирической
песни
.
Произведения
этого
характера
явно
преобладают
.
Лирическая
песня
центра
России
несет
в
себе
и
особую
идейно
-
художественную
нагрузку
.
На
всех
,
даже
на
инструментальных
произведениях
ощущается
явное
тяготение
к
лирике
.
Это
сказывается
на
структуре
и
эстетических
особенностях
свадебного
обряда
:
в
нем
преобладает
лирическое
настроение
.
Лирические
песни
становятся
фактически
драматургическим
ядром
свадебного
обряда
.
Еще
одним
доминирующим
жанром
свадебного
обряда
являются
величальные
песни
,
хотя
они
носят
очень
жизнеутверждающий
,
бодрый
характер
и
часто
сопровождаются
плясовыми
движениями
.
В
этом
проявляется
близость
с
южно
-
русской
традицией
.
Среди
хороводных
песен
центра
России
преобладают
плавные
,
неторопливые
.
Они
также
очень
лиричны
.
Для
среднерусского
хоровода
очень
характерно
участие
солистов
танцоров
,
подкрепляющих
смысл
песни
плясовыми
движениями
.
Их
выразительные
движения
руками
в
фольклорной
традиции
называются
"
рассуждениями
".
Спокойствие
является
важной
особенностью
песенной
традиции
среднерусского
фольклора
.
Песни
более
поздних
жанров
(
кадрильные
и
частушки
)
также
исполняются
спокойно
,
неторопливо
,
с
мягким
лирическим
настроением
.
Среднерусская
вокальная
манера
приближается
к
академической
,
сохраняя
некоторые
характерные
народные
особые
черты
,
к
которым
относятся
артикуляция
,
близкое
к
разговорному
произнесение
слова
.
Среднерусские
песни
звучат
преимущественно
в
среднем
и
высоком
регистрах
,
очень
мягко
и
собранно
.
Как
особенный
компонент
системы
русского
фольклора
можно
выделить
народную
музыкальную
тради
-
цию
среднего
Поволжья
.
К
ней
относится
фольклор
Ульяновской
,
Самарской
,
Саратовской
и
Пензенской
об
-
ластей
.
Частично
они
проявляются
в
пении
русского
населения
Татарии
,
Башкирии
,
Мордовии
,
Чувашии
и
Ма
-
рий
Эл
.
Эта
песенная
традиция
сформировалась
в
XVI –
начале
XVIII
столетиях
.
Ее
появление
обусловлено
процессами
заселения
южных
и
юго
-
восточных
окраин
России
.
Песенная
традиция
Поволжья
сильно
отличает
-
ся
от
традиций
других
регионов
,
поскольку
на
ней
сказалось
влияние
соседних
финно
-
угорских
и
тюркских
народов
.
Резко
отличаются
от
иных
территорий
и
условия
хозяйствования
,
которые
отразились
в
содержании
песенного
творчества
.
Сравнительно
более
суровые
природные
условия
,
развитие
,
помимо
крестьянского
,
про
-
мышленного
производства
предопределило
,
в
частности
,
отсутствие
плясовых
движений
и
ритмов
в
песенной
культуре
Поволжья
.
Вместе
с
тем
преобладающими
являются
медленные
хороводы
("
круги
").
Они
обычно
при
-
урочены
к
определенным
датам
крестьянского
календаря
(
в
основном
,
к
весенним
праздникам
).
Такая
приуро
-
ченность
является
местной
особенностью
,
родственной
южно
-
русской
культуре
.
Для
свадебного
обряда
По
-
волжья
характерно
преобладание
песен
лирического
содержания
.
Они
исполняются
в
умеренном
темпе
,
что
сближает
волжскую
певческую
манеру
со
среднерусской
.
В
свадебном
обряде
также
большое
место
занимают
плачи
и
причитания
невесты
,
что
в
большей
степени
сближает
его
с
обрядом
севера
России
.
Сходство
с
южной
традицией
прослеживается
в
величальных
песнях
.
Песни
Поволжья
имеют
развитую
многоголосную
фактуру
с
преобладанием
гармонических
средств
.
Характер
же
звучания
песен
очень
своеобразен
.
Для
него
характерно
широкое
расположение
голосов
с
использованием
мягкого
среднего
и
легкого
головного
регистров
.
Преобла
-
дающим
является
пение
"
тонкими
голосами
",
благодаря
которому
достигается
особая
прозрачность
, "
воздуш
-
ность
"
хоровой
звучности
.
Относительную
самостоятельность
приобретает
высокий
верхний
подголосок
,
кото
-
рый
часто
дублируется
в
октаву
одним
из
нижних
голосов
.
Подобная
манера
предопределяет
ассоциации
с
се
-
верным
многоголосием
.
Таким
образом
,
в
песнях
проявляются
многие
общенациональные
черты
русского
му
-
зыкального
фольклора
.
Важной
особенностью
является
развитая
,
широкая
по
диапазону
мелодия
,
которая
ста
-
новится
важнейшим
средством
выразительности
.
Ведущими
жанрами
являются
мужские
песни
вольницы
и
воинская
лирика
.
Сама
терминология
исполнения
песни
,
связанная
с
рассказыванием
("
сказать
песню
"),
пред
-
полагает
ее
эпический
характер
.
Часто
пение
сопровождается
саратовской
гармоникой
,
реже
–
балалайкой
,
скрипкой
и
тростниковыми
дудками
.
В
целом
музыкально
-
образный
строй
средневолжской
традиции
отличают
широта
,
полнокровность
и
сдержанность
в
выражении
чувства
.
Особую
художественно
-
эстетическую
разновидность
представляет
собой
русский
музыкальный
фольклор
,
бытующий
на
обширной
территории
,
расположенной
за
Уралом
в
Сибири
и
на
дальнем
Востоке
.
Особенности
заселения
этой
территории
русскими
обусловили
его
разнообразие
и
многовариантность
.
В
сибирском
фольк
-
лоре
существуют
несколько
достаточно
обособленных
и
самобытных
традиций
.
Среди
них
можно
выделить
фольклор
старожилов
.
Он
принадлежит
потомкам
тех
,
кто
поселился
в
Сибири
в
Х
VII –
начале
Х
VIII
вв
.
Еще
одну
группу
представляет
песенная
культура
староверов
.
Среди
них
выделяется
песенная
традиция
"
семей
-
ских
",
проживающих
в
Забайкалье
,
и
"
поляков
",
осевших
на
Алтае
после
указа
Екатерины
II.
Особую
культур
-
ную
традицию
представляют
обычаи
сибирского
казачества
,
отдельную
группу
представляют
песенные
тради
-
ции
поздних
переселенцев
.
Наибольший
интерес
представляет
традиция
старожилов
.
Она
доминирует
в
местном
фольклоре
.
Все
ос
-
тальные
,
более
поздние
традиции
фактически
сложились
под
ее
влиянием
.
Эта
манера
исполнения
народной
песни
встречается
на
Алтае
,
в
Томской
области
,
на
Илиме
,
Нижней
Тунгуске
.
Основное
ее
качество
–
большая
собранность
,
строгость
и
суровость
.
Песни
старожилов
часто
звучат
в
предельно
низком
, "
угрюмом
"
регистре
,
для
них
характерен
медленный
или
достаточно
умеренный
темп
.
К
стилевым
признакам
сибирского
многоголо
-
сия
можно
отнести
параллелизм
терций
при
ведущей
роли
нижнего
голоса
;
широкое
использование
миксоли
-
дийских
,
дорийских
ладовых
красок
.
Характерна
также
опора
на
обиходный
звукоряд
.
Песенные
строфы
,
как
правило
,
отделены
одна
от
другой
.
Внутри
песенных
строф
типичны
цезуры
-
паузы
,
членящие
музыкальную
мысль
.
Нередко
они
попадают
на
середину
слова
.
На
свадьбе
,
обряд
которой
близок
к
северному
,
звучат
стро
-
гие
по
характеру
,
степные
песни
лирического
либо
лиро
-
эпического
содержания
.
Преобладающей
является
протяжная
"
проголосная
"
песня
.
Совсем
иной
представляется
песенная
традиция
семейских
.
Они
являются
потомками
старообрядцев
За
-
байкалья
.
Художественный
колорит
этих
песен
очень
яркий
и
броский
.
Песни
семейских
имеют
бодрый
,
воле
-
вой
характер
.
Стилевая
особенность
их
насыщена
по
звучанию
,
фактура
многоголосна
.
В
основе
многоголосья
доминирование
двух
ведущих
певцов
–
баса
и
тенора
.
Остальные
участники
ансамбля
заполняют
звуковое
про
-
странство
между
этими
крайними
голосами
.
Тесное
расположение
голосов
и
их
взаимодействие
по
принципу
контрастной
полифонии
приводит
к
тому
,
что
в
хоровой
фактуре
по
вертикали
постоянно
возникают
терпкие
,
жесткие
созвучия
.
Поэтому
,
несмотря
на
"
спокойный
"
средний
регистр
,
песни
звучат
весьма
напряженно
и
на
-
сыщенно
.
В
фольклоре
семейских
,
проживавших
в
инокультурном
окружении
оказались
законсервированными
некоторые
средневековые
традиции
певческого
искусства
,
столь
интересные
для
современных
исследователей
.
Очень
оригинальна
традиция
алтайских
казаков
.
Эта
традиция
очень
близка
манере
вокализации
,
распро
-
страненной
у
казаков
Дона
,
Урала
,
Терека
.
Однако
для
сибирских
казачьих
песен
свойственны
мягкость
и
ли
-
ризм
.
Алтайские
казаки
поют
в
низком
грудном
регистре
,
негромко
,
как
бы
напевая
.
Песни
так
же
имеют
разви
-
тую
многоголосную
фактуру
.
У
поздних
переселенцев
Сибири
особенности
песенной
манеры
проявляются
,
прежде
всего
,
в
репертуаре
.
Многие
обрядовые
песни
наследуют
традиции
исполнения
той
местности
,
откуда
прибыли
переселенцы
.
Лири
-
ческий
же
песенный
репертуар
близок
традициям
старожилов
.
В
сибирском
репертуаре
также
преобладают
тюремные
песни
,
что
связано
с
особым
социально
-
политическим
статусом
местного
края
.
В
музыкальном
фольклоре
Урала
(
Пермской
,
Екатеринбургской
,
Челя
-
бинской
областей
)
соединяются
традиции
Севера
,
Поволжья
и
Сибири
.
Поскольку
освоение
уральских
земель
осуществлялось
,
главным
образом
,
переселенцами
из
северных
районов
(
Новгорода
,
Архангельска
,
Вологды
,
Костромы
,
Вятки
)
и
верхнего
Поволжья
,
мелодические
особенности
данных
регионов
были
привнесены
на
уральскую
землю
.
Уральский
фольклор
также
испытал
воздействие
культуры
аборигенных
районов
,
а
также
переселенцев
с
юга
России
,
ассимилированных
в
русской
среде
.
Кроме
того
,
на
уральский
фольклор
оказали
влияние
песенные
традиции
народов
Поволжья
.
В
результате
сформировалась
особая
народная
музыкальная
культура
Урала
.
Местная
манера
исполнения
песен
проявляется
в
характерном
произнесении
слов
в
процессе
пения
(
со
смягчением
шипящих
согласных
).
Крайне
сложной
и
прихотливой
является
метроритмика
уральских
свадебных
песен
,
чередующая
двухдольные
,
трехдольные
,
пятидольные
,
семидольные
построения
.
Каждая
из
перечисленных
песенных
традиций
уникальна
и
самобытна
,
хотя
они
находятся
в
постоянном
взаимодействии
.
Некоторые
песенные
традиции
получили
большее
географическое
распространение
и
образо
-
вали
своеобразные
зоны
певческого
искусства
.
§ 4.
НАРОДНОЕ
ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ
ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
Народные
музыкальные
инструменты
представляют
важнейшую
часть
национальной
культуры
.
История
их
возникновения
и
развития
неразрывно
связана
с
развитием
художественной
культуры
в
целом
и
социально
-
культурного
развития
страны
в
частности
.
Анализ
развития
народных
музыкальных
инструментов
в
россий
-
ском
обществе
позволяет
понять
многие
сложные
процессы
формирования
национальной
музыкальной
культу
-
ры
и
в
целом
музыкальных
инструментов
.
Состав
этнических
музыкальных
инструментов
весьма
велик
и
раз
-
нообразен
.
В
каждом
регионе
России
сложилась
культура
самобытных
инструментов
,
особенности
которых
во
многом
определены
спецификой
развития
фольклорной
традиции
и
бытования
фольклора
.
Достаточно
яркой
иллюстрацией
данного
тезиса
служит
видовой
спектр
русских
гармоник
,
название
которых
соответствуют
мес
-
ту
их
бытования
("
бологоевская
", "
елецкая
", "
касимовская
",
ливенская
"
и
др
.).
В
то
же
время
в
исполнительской
практике
народных
музыкантов
утвердился
большой
унифицированный
ряд
инструментов
,
которые
использу
-
ются
повсеместно
как
в
любительской
,
так
и
в
профессиональной
сферах
.
К
нему
можно
отнести
жалейку
,
баян
,
домру
,
балалайку
,
гитару
,
бубен
и
др
.
Состав
народных
инструментов
очень
широк
и
разнообразен
,
он
имеет
многоуровневую
и
разветвленную
структуру
.
Не
раз
народные
музыкальные
инструменты
становились
объектом
глубокого
изучения
и
анализа
.
Существуют
различные
подходы
к
классификации
народных
инструментов
.
В
современном
инструменто
-
ведении
в
качестве
основы
получила
признание
классификационная
система
,
в
которой
определяющими
явля
-
ются
два
признака
:
источник
звука
и
способ
или
механизм
его
извлечения
.
Согласно
данной
системе
,
музы
-
кальные
народные
инструменты
систематизированы
в
четыре
большие
группы
–
духовые
,
струнные
,
клавишно
-
духовые
и
язычковые
и
ударные
.
Группа
духовых
инструментов
также
подразделяется
на
три
подгруппы
:
1.
Флейтовая
,
к
которой
относятся
свирель
,
сопель
,
кувиклы
или
кувички
.
2.
Язычковая
,
включающая
жалейку
,
брелку
,
волынку
.
3.
Мундштучные
,
в
которую
входят
разновидности
рога
и
рожка
.
Группа
струнных
народных
инструментов
включает
также
три
подгруппы
:
1.
Щипковая
,
которая
включает
гусли
,
домру
,
балалайку
,
бандурку
и
семиструнную
гитару
.
2.
Смычковая
,
в
которую
входит
гудок
(
в
некоторых
регионах
скрипка
).
3.
Фрикционная
,
включающая
лиру
колесную
.
Группу
клавишно
-
духовых
и
язычковых
инструментов
формируют
три
подгруппы
:
1.
Гармонь
с
ее
разновидностями
.
2.
Баян
и
его
модификации
.
3.
Аккордеон
.
Группа
ударных
инструментов
состоит
из
двух
подгрупп
:
1.
Мембранная
,
к
которой
относятся
бубен
,
барабан
,
набат
,
накры
,
тулумбас
.
2.
Самозвучащая
,
включающая
всевозможные
виды
ложек
,
трещоток
,
а
также
рубель
,
косточки
,
ухваты
,
коса
,
рогач
,
колокол
,
барабанка
,
пастуший
барабан
).
Первые
упоминания
о
народных
инструментах
относятся
к
догосударственной
эпохе
и
упоминаются
в
ра
-
ботах
античных
историков
.
В
летописях
эпохи
Киевской
Руси
также
имеются
свидетельства
об
использовании
традиционных
инструментов
в
княжеских
дружинах
,
на
пирах
,
народных
праздниках
.
Изображения
музыкантов
,
играющих
на
народных
инструментах
,
находим
и
на
стенах
Софийского
собора
в
Киеве
.
В
повествованиях
о
военных
походах
русичей
также
есть
описания
народных
инструментов
.
В
ратных
дружинах
применялись
всевозможные
духовые
инструменты
:
различные
виды
труб
,
рог
,
сурна
,
свирель
и
др
.
Сигнальные
функции
в
дружинах
воинов
выполняли
множества
ударных
инструментов
,
среди
которых
било
(
деревянная
или
металлическая
доска
,
по
которой
ударяли
молотком
),
колокол
,
варган
(
инструмент
,
близкий
по
конструкции
к
металлофону
),
всевозможные
ратные
бубны
,
накры
,
набат
и
др
.
Традиционно
широкое
распространение
народные
инструменты
имели
в
среде
скоморохов
–
многофунк
-
циональных
оседлых
и
бродячих
артистов
,
в
числе
которых
постепенно
сформировалась
когорта
первых
рус
-
ских
профессиональных
музыкантов
-
исполнителей
на
народных
инструментах
,
служивших
при
княжеских
и
царских
дворах
.
С
их
творчеством
связаны
как
первые
шаги
,
так
и
последующий
путь
развития
народного
му
-
зыкального
искусства
.
В
процессе
ярмарочных
увеселений
,
всевозможных
гуляний
,
в
профессиональной
дея
-
тельности
пастухов
,
в
повседневном
быту
наряду
с
духовыми
и
ударными
инструментами
(
рожком
,
жалейкой
,
сопелью
,
свирелью
,
волынкой
,
бубном
,
колокольчиками
,
трещотками
ложками
и
др
.)
использовались
и
разно
-
образные
струнные
инструменты
.
Среди
них
древнейшее
происхождение
имели
гусли
(
впервые
упоминаются
около
591
г
.),
домра
,
гудок
.
Несколько
позже
,
примерно
в
Х
VII–XIX
вв
.,
стали
распространяться
балалайка
,
лира
,
бандурка
и
семи
-
струнная
гитара
.
В
конце
Х
I
Х
в
.
появилось
многочисленное
семейство
гармоник
.
Эти
инструменты
получили
особую
попу
-
лярность
в
среде
рабочих
и
оказали
значительное
влияние
на
развитие
инструментального
и
вокального
творче
-
ства
народа
.
Некоторые
из
указанных
инструментов
не
получили
широкого
распространения
и
практически
не
дошли
до
нашего
времени
.
Проанализируем
наиболее
популярные
в
народной
среде
инструменты
,
составившие
основу
русского
эт
-
нического
инструментария
,
характеризующего
исполнительскую
культуру
народа
в
соответствии
с
ранее
при
-
веденной
классификацией
.
Их
изучение
активизировалось
в
конце
Х
I
Х
в
.,
когда
в
российском
обществе
повы
-
сился
интерес
к
отечественной
истории
и
культуре
и
фольклорным
традициям
.
В
результате
начали
появляться
многочисленные
публикации
в
области
музыкальной
этнографии
,
в
том
числе
первые
исследовательские
рабо
-
ты
по
народному
инструментарию
.
В
частности
,
большое
значение
имели
научные
исследования
А
.
Фоминцы
-
на
,
Н
.
Привалова
,
Е
.
Линевой
.
К
этому
же
времени
относится
начало
деятельности
выдающегося
музыканта
В
.
В
.
Андреева
–
реформато
-
ра
русских
народных
инструментов
,
создателя
и
руководителя
первого
Великорусского
оркестра
,
композитора
и
дирижера
,
исполнителя
-
виртуоза
на
балалайке
и
гармонике
,
общественного
деятеля
и
педагога
,
страстного
патриота
.
Свою
творческую
деятельность
он
начал
в
1886
г
.
И
если
в
самом
начале
на
игру
В
.
В
.
Андреева
смотрели
как
на
чудачество
,
то
по
прошествии
некоторого
времени
многие
увидели
в
балалайке
нечто
большее
.
Причем
отдельные
обозреватели
и
критики
справедливо
связывали
игру
В
.
В
.
Андреева
на
народных
инстру
-
ментах
с
общим
интересом
к
разного
рода
национальным
явлениям
.
Неслучайно
в
тот
период
в
Петербурге
возникали
многочисленные
кружки
и
коллективные
формирования
в
виде
народных
(
вокальных
и
инструмен
-
тальных
)
хоров
и
капелл
.
Успех
концертных
выступлений
на
балалайке
и
гармонике
способствовал
активному
распространению
пя
-
тиладовой
балалайки
среди
появившихся
многочисленных
ее
почитателей
,
что
привело
к
необходимости
соз
-
дания
руководства
для
игры
на
инструменте
.
Постепенно
пришла
идея
создания
кружка
любителей
балалайки
.
Осенью
1887
г
.
В
.
В
.
Андреев
собрал
кружок
любителей
игры
на
балалайках
,
который
состоял
из
восьми
испол
-
нителей
,
включая
самого
руководителя
.
Уже
через
полгода
коллектив
начал
выступать
,
а
весной
1888
г
.
в
Большом
зале
Петербургского
городского
кредитного
общества
состоялся
первый
концерт
кружка
любителей
балалайки
(
хора
балалаечников
),
положивший
начало
триумфальному
пути
Великорусского
оркестра
,
который
вскоре
получил
всемирное
признание
и
о
котором
заговорили
как
о
явлении
оригинальном
,
ставшем
гордостью
национальной
музыкальной
культуры
.
Вряд
ли
история
знает
пример
,
когда
горстка
любителей
-
полупрофессионалов
уже
через
год
после
своего
первого
публичного
выступления
отправляется
завоевывать
сердца
поклонников
музыки
в
самой
просвещенной
столице
Европы
–
Париже
.
В
1900
г
.,
после
выступлений
Великорусского
оркестра
на
Всемирной
выставке
в
Париже
,
В
.
В
.
Андреев
будет
награжден
орденом
Почетного
легиона
и
золотой
медалью
выставки
.
Одновременно
он
был
избран
действительным
членом
Французской
Ака
-
демии
изящных
искусств
.
Где
бы
ни
выступал
оркестр
,
везде
был
восторженный
прием
,
заслуженный
успех
.
Всюду
,
где
бы
ни
гастролировали
русские
балалаечники
,
это
не
проходило
бесследно
.
На
чужой
земле
русское
искусство
давало
ростки
.
Разумеется
,
превращение
кружка
любителей
игры
на
балалайках
в
Великорусский
оркестр
происходило
не
сразу
–
этому
содействовала
неустанная
работа
В
.
В
.
Андреева
и
ближайших
его
сорат
-
ников
,
в
первую
очередь
Н
.
П
.
Фомина
,
по
усовершенствованию
и
введению
в
состав
оркестра
все
новых
инст
-
рументов
:
вначале
усовершенствованной
домры
и
шлемовидных
гуслей
("
псалтырь
"),
позже
в
оркестр
были
введены
брелки
,
щипковые
гусли
,
парная
свирель
,
накры
,
клавишные
гусли
.
С
самого
начала
,
с
первых
дней
своей
деятельности
В
.
В
.
Андреев
получает
поддержку
и
горячее
понимание
со
стороны
таких
выдающихся
му
-
зыкантов
и
деятелей
культуры
,
как
П
.
И
.
Чайковского
,
Н
.
А
.
Римского
-
Корсакова
,
А
.
К
.
Глазунова
,
А
.
К
.
Лядова
,
В
.
В
.
Стасова
и
др
.
Близко
восприняли
сердцем
появление
на
музыкальном
небосклоне
Андреева
и
его
замеча
-
тельного
кружка
Л
.
Н
.
Толстой
,
И
.
Е
.
Репин
,
М
.
Т
.
Савина
,
М
.
А
.
Балакирев
,
Ц
.
Л
.
Кюи
,
М
.
П
.
Беляев
.
Тесно
сдру
-
жились
и
оказывали
поддержку
Андрееву
и
его
детищу
,
совместно
выступая
в
концертах
,
Ф
.
И
.
Шаляпин
,
Н
.
И
.
Фигнер
,
А
.
В
.
Нежданова
,
Л
.
В
.
Собинов
,
Е
.
А
.
Степанова
,
Е
.
В
.
Гельцер
и
др
.
Слава
о
замечательном
"
русском
Штраусе
",
как
назвал
Андреева
великий
А
.
Тосканини
,
перешагнула
рос
-
сийские
границы
.
Основы
репертуара
для
русского
народного
оркестра
закладывались
одновременно
с
его
за
-
рождением
и
первых
полупрофессиональных
ансамблей
.
Создателями
репертуара
,
авторами
первых
обработок
русских
народных
песен
,
оригинальных
произведений
,
сочиненных
специально
для
русского
народного
орке
-
стра
,
были
в
первую
очередь
сам
В
.
В
.
Андреев
и
блестящая
когорта
его
ближайших
друзей
-
сподвижников
–
Н
.
Фомин
,
В
.
Насонов
,
Н
.
Привалов
,
позже
Ф
.
Ниман
,
П
.
Каркин
,
С
.
Крюковский
.
Как
и
все
неординарные
люди
,
В
.
В
.
Андреев
сумел
сплотить
вокруг
себя
группу
творческих
людей
,
пове
-
ривших
ему
,
загоревшихся
благородной
идеей
создать
дотоле
неведомый
оркестр
,
состоящий
из
исконно
на
-
родных
,
столь
не
концертных
инструментов
,
как
балалайка
и
домра
.
Они
потянулись
к
нему
,
как
к
магниту
,
привнося
в
инструментарий
,
в
конструкцию
инструментов
,
в
репертуар
различные
новые
формы
,
свое
видение
,
профессиональное
мастерство
.
Так
,
петербургским
мастером
Ф
.
Пасербским
по
указанию
В
.
Андреева
и
на
ос
-
нове
балалайки
работы
В
.
Иванова
была
сконструирована
балалайка
с
хроматическим
звукорядом
,
а
вслед
за
тем
построено
целое
оркестровое
семейство
балалаек
: "
пикколо
", "
дискант
", "
прима
", "
альт
", "
тенор
", "
бас
"
и
"
контрабас
".
В
дальнейшем
"
пикколо
", "
дискант
"
и
"
тенор
"
были
упразднены
,
но
появилась
балалайка
"
секун
-
да
".
Окончательный
состав
оркестровых
балалаек
установился
в
следующем
виде
: "
пикколо
", "
прима
", "
секун
-
да
", "
альт
", "
бас
"
и
"
контрабас
".
Кроме
"
пикколо
",
перечисленный
оркестровый
балалаечный
ряд
применяется
в
настоящее
время
в
исполнительской
практике
коллективов
.
Основным
сольным
инструментом
является
балалайка
"
прима
".
Некоторое
количество
сочинений
написано
специально
для
балалайки
"
бас
"
и
"
контрабас
" (
соло
).