Файл: Защита проекта коррекционноразвивающей программы психологопедагогическая коррекция.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 157

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вторичной профилактикой и коррекцией должны заниматься преимущественно педагоги-психологи или социальные педагоги. Ее цель - это решение важнейших проблем подростка «группы риска» и снижение антивитальных и суицидальных переживаний при:

  1. Тревожных состояниях обучающихся.

  2. Депрессивных состояниях.

  3. Фрустрационных состояниях.

  4. Стрессовых ситуациях.

  5. Эмоциональные колебания настроения и т.д.

Третичная профилактика должна оказывается тем обучающимся, которые уцелели после попытки суицида, а также их ближайшему окружению для предотвращения риска подражательных суицидов.

Основные направления работ педагога-психолога по данному направлению это:

  1. Профилактические мероприятия по установлению психологического контакта, сплочение группы.

  2. Диагностика обучающихся «группы риска», а также тех обучающихся, которые пережили попытку суицида.

  3. Консультирование обучающихся «группы риска», а также тех обучающихся, которые пережили попытку суицида, главная цель которых - это помощь обучающемуся в овладении ситуации и предотвращения перетекания антивитального поведения в суицидальное. Этапы подобного консультирования должны выглядеть следующим образом: активное слушание для определения степени серьезности состояния подростка; оценка объема работ; оценка ожиданий подростка.

  4. Разработка индивидуальных рекомендаций по каждому из обучающихся «группы риска», а также тех обучающихся, которые пережили попытку суицида.

Рекомендации для педагогов-психологов по профилактике и коррекции антивитального и суицидального поведения должны выглядеть следующим образом:

  1. Если есть возможность, то работу по профилактике антивитального и суицидального поведения проводите в своеобразном консилиуме. Хорошо, когда ответственность разделяется между несколькими специалистами.

  2. Помните, что любая демонстративная попытка суицида будет являться случаем, которая будет предполагать ваше вмешательство.

  3. Обращайте больше внимание на детей и подростков у кого уже есть наличие совершенной попытки, а также на тех, у кого в ближайших родственниках есть суициденты.

    1. Если подросток когда-либо был госпитализирован в психиатрическое отделение в прошлом (особенно если она сопровождалась суицидом) - это тоже сигнал о том, что необходимо, в мерах профилактики, проводить с ним коррекционные занятия.

    2. Если известно, что родители данного подростка предъявляют к нему высокие социальные требования - это также возможность антивитальных и суицидальных настроений и т.д.


Рекомендации для родителей по профилактике антивитального и суицидального поведения должны выглядеть следующим образом:

Если вы заметили у подростка суицидальные или же антивитальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним. Не стоит задавать вопрос о суициде внезапно, если человек сам не затрагивает эту тему. Можно попытаться выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен.

  1. Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

  2. Оцените серьезность намерений и чувств подростка. Если он или она уже имеют конкретный план суицида, ситуация более острая, чем, если эти планы расплывчаты и неопределенны.

  3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.

  4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.

  5. Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.

  6. Необходимо разговаривать с подростком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными.

  7. Нужно «внушить» подростку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей.

  8. Не обвинять подростка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности.

Позитивная самооценка защищает подростков и молодых людей от психологического стресса и подавленности, а также помогает им лучше справляться со стрессовыми ситуациями в жизни. Для повышения самооценки можно использовать следующие подходы:

  1. Всегда старайтесь подчеркивать все хорошее и успешное, что присуще подростку. Ощущение успешности, достижения в чем-то, в том числе, прошлые успехи улучшают состояние, повышают уверенность в себе и укрепляют веру в будущее.

  2. Не следует оказывать постоянное давление на подростка или молодого человека или предъявлять чрезмерные требования в отношении все лучших и лучших результатов (в учебе, в жизни и т.д.).

  3. Подростков важно принимать такими, какие они есть.

  4. Поддерживайте самостоятельные устремления подростка. Не судите его слишком строго. Вообще стремитесь поменьше оценивать. Самостоятельность и собственные умения - эти строительный материал для повышения самооценки.

  5. Самооценка во многом зависит от физического развития, навыков общения среди сверстников. Поощряйте занятия спортом, успехи среди друзей [25, 38, 42].


Выводы по Главе III:

  1. Нами была проведена диагностика группы 2м1. В ходе данного исследования до психолого-педагогической коррекции было установлено, что 5 обучающихся группы 2м1 имеют антивитальные настроения. Однако после проведения психолого-педагогической коррекции уровень антивитальных настроений значительно снизился.

  2. В целом необходимо отметить, что обучающиеся стали более жизнестойкими, менее тревожными.

  3. Уровень стрессоустойчивости у обучающихся значительно не изменился, однако стоит сказать, что при перечислении определенных «стрессоров» (ситуаций, предложенных одним из обучающихся) и их подробному разбору, можно было заметить некое расслабление и повышение настроения у данного обучающегося.

  4. Одной из рекомендаций школьному педагогу-психологу стоит отметить, что при проведении психолого-педагогической коррекции антивитального поведения среди старших подростков необходимо больше внимания уделить разборам ситуаций предложенными самими обучающимися.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрев развитие антивитального поведения в подростковом возрасте можно сделать следующие выводы:

  1. Первичный мотив при формировании антивитального поведения связан со снижением напряжения в динамической системе регуляции психической деятельности. Постепенно нарушение может углубляться, возможен сдвиг «мотива на цель», далее - «цель на средство». Изначальное средство становится целью, затем - мотивом деятельности. Антивитальное поведение перерождается в суицидальное поведение, имеющее личностный смысл и побудительную силу.

  2. В результате тестирования по методикам «Витальность», «Самооценка психических состояний» и «Шкала депрессии» 5 человек состоит в «группе риска». Наблюдается необходимость в разработке программы психолого-педагогической коррекции антивитального поведения подростков и определении ее эффективности в ходе формирующего эксперимента.

  3. После реализации психолого-педагогической коррекции антивитального поведения подростков в целом можно было отметить, что обучающиеся стали более жизнестойкими и менее тревожными. Уровень стрессоустойчивости у обучающихся значительно не изменился, однако стоит сказать, что при перечислении определенных «стрессоров» (ситуаций, предложенных одним из обучающихся) и их подробному разбору, можно было заметить некое расслабление и повышение настроения у данного обучающегося.

  4. В результате реализации всех ранее поставленных задач исследования, гипотеза работы подтвердилась. На основе теоретических и имперических данных, выяснили, что возможно снизить антивитальные настроения подростков, используя психодиагностические методы, которые состоят из проведения диагностических замеров и анализа полученных данных с последующими психолого-педагогическими коррекционными занятиями.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Абдрахимова, Р. Г. Инфантильность подростков и статистика подростковых суицидов в России [Текст] / Р. Г. Абдрахимова // Апробация. - 2014. -№11. - С. 79-81.

  2. Абрумова, А. Г. Диагностика суицидального поведения [Текст]: метод, рекомендации / А. Г. Абрумова, В. А. Тихоренко. - М.: Московский НИИ психиатрии М3 РСФСР, 1980. - 55 с.

  3. Амбрумова, А. Г. О самоубийцах [Текст] / А. Г. Амбрумова // Аргументы и факты. - 1994. - №12. - С. 7-9.

  4. Амбрумова, А. Г. XII съезд психиатров России [Текст] / А. Г. Амбрумова, Г. В. Старшенбаум // О состоянии суицидологической службы в России. - Москва, 1995. - С. 17-29.

  5. Амбрумова, А. Г. Диагностика суицидального поведения [Текст] / А. Г. Амбрумова, В. А. Тихоненко. - Москва, 1980. - 48 с.

  6. Амбрумова, А. Г. Социально-психологическая дезадаптация личности и профилактика суицида [Текст] / А. Г. Амбрумова, В. А. Тихоненко, Л. Л. Бергельсон // Вопросы психологии. - 1981. - №4. - С. 23­27.

  7. Амбрумова, А. Г. Суицид как феномен социально­психологической дезадаптации личности [Текст] / А. Г. Амбрумова, В. А. Тихоненко // Актуальные проблемы суицидологии. - 1978. -№2. - С. 6-28.

  8. Бородин, С.В. Мотивы и причины самоубийств [Текст] / С.В. Бородин, А.С. Михлин // Актуальность проблемы суицидологии. - М.: Изд-во Московского НИИ психиатрии. - 2008. -№7. - С. 28-43.

  9. Ван Прааг, Г. М. Обманутые ожидания [Текст]: почему антидепрессанты мало влияют на чистоту суицидальных проявлений? / перевод с нидерландского Е. Можаевой // Социальная и клиническая психиатрия. - 2003. -№3. - С. 11-15.

  10. Войцех, В. Ф. Нарушение адаптации и суицидальное поведение у молодежи [Текст] / В. Ф. Войцех, Е. В. Гальцев // Социальная и клиническая психиатрия. - 2009. - №2. - С. 17-24.

  11. Войцех, В. Ф. Факторы риска повторных суицидальных попыток [Текст] / В. Ф. Войцех // Социальная и клиническая психиатрия. - 2002. - №3. - С. 14-20.

  12. Вроно, Е.М. Особенности суицидального поведения детей и подростков и меры его профилактики [Текст] / Е.М. Вроно // В кн.: Проблемы профилактики и реабилитации в суицидологии. Сб. науч. трудов - М.: Моск. НИИ психиатрии МЗ РСФСР, 1984. - С. 135-142.

  13. Выготский, Л. С. Проблема высших интеллектуальных функций в системе психотехнического исследования. Переплетение филогенетической и культурной истории в онтогенезе [Текст] / Л. С. Выготский // Культурно-историческая психология. - 2007. - №3. - С. 105­

111.

  1. Выготский, Л. С. Психология развития как феномен культуры [Текст] / Л.С. Выготский; под ред. М. Г. Ярошевского. - Воронеж: Издательство «Мэдок», 1996. - 512 с.

  2. Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст]: в 6 т. Т. 1. / Л.С. Выготский. - Москва: Изд-во МГУ, 1982. - 435 с.

  3. Давыдов, А. А. Самоубийства, пол и золотое сечение [Текст] / А. А. Давыдов // Социологические исследования. - 1991. - №3. - С. 99-101.

  4. Дмитриев, М. Г. Практикум по психодиагностике девиантного поведения у трудных подростков [Текст] / М. Г. Дмитриев. - СПб.: ПОНИ, 2008. - 263 с.

  5. Долгова, В. И., Рокицкая Ю. А. Индивидуально-психологические детерминанты суицидального и антисуицидального поведения подростков [Текст] / В.И. Долгова, Ю.А. Рокицкая // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2016. - №3. - С. 107­110.

  6. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология [Текст] / В. Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2011. - 320 с.

  7. Дюркгейм, Э. Самоубийство [Текст]: Социологический этюд / Э. Дюркгейм; под ред. В. А. Базарова. - Москва: Мысль, 1994. - 399 с.

  8. Зотов, М.В. Суицидальное поведение [Текст]: механизмы развития, диагностика, коррекция. / М.В. Зотов. - СПб.: Речь, 2006. - 150 с.

  9. Ильин, Е. П. Психология взрослости [Текст] / Е.П. Ильин. - Спб.: Питер, 2012. - 544 с.

  10. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин. - Спб.: Питер, 2011. - 784 с.

  11. Каплан, Г.И. Клиническая психиатрия [Текст] Т. 1-2 / Г.И. Каплан, Б.Дж. Сэдок // Клиническая психиатрия. - М.: Медицина, 1994. - 984 с.

  12. Костюкевич, В. П. Выявление суицидального риска у детей [Текст] / В. П. Костюкевич, А. А. Кучер // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2001. - № 3. - С. 32-39.

  13. Курсек, Н.С. Эмоциональное общение матери и дочери как фактор формирования аддиктивного поведения в подростковом возрасте [Текст] / Н.С. Курсек // Вопросы психологии. - 1997. - №2. - С. 48-60.

  14. Левин, К. Динамическая психология [Текст]: избранные труды. / К. Левин. - Москва: Смысл, 2001. - 572 с.

  15. Леонтьев, Д. А. Экзистенциальный смысл суицида [Текст]: жизнь как выбор / Д. А. Леонтьев // Московский психотерапевтический журнал. - 2008. - №4. - С. 58-82.

  16. Лукашук, А. В. Современная клинико-психологическая характеристика подростков, совершающих суицидальную попытку (обзор литературы) [Текст] / А.В. Лукашук // Университетская медицина Урала. - 2015. - № 1 (1). - С. 15-19.

  17. Миннингер, К. Война с самим собой [Текст] / К. Миннингер; перевод Ю. Бондарева. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс. - 2000. - 480 с.

  18. Павлова, Т. С. Копинг-стратегии подростков с антивитальными переживаниями [Текст] / Т. С. Павлова // Психологическая наука и образование. - 2003. - №1. - С. 42-59.

  19. Парфенова, А. А. Типологические особенности суицидального пациента [Текст] / А. А. Парфенова // Социологические исследования. - 2009. - №4. - С. 108-116.

  20. Попов, Ю. В. Аддиктивное суицидальное поведение подростков [Текст] / Ю. В. Попов, А. В. Бруг // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. - 2005. - № 1. - С. 24-28.

  21. Пурич-Пейакович, Й., Самоубийство подростков [Текст] / Й. Пурич-Пейакович, Д.Й. Дуньич. - М.: Медицина, 2000. - 168 с.

  22. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика [Текст] / Д.Я. Райгородский. - Москва: Бахрах-М, 2011. - 672 с.

  23. Резапкина, Г. В. Отбор в профильные классы [Текст] / Г.В. Резапкина. - Москва: Генезис, 2005. - 124 с.

  24. Розанов, В.А. Нейробиологические основы суицидальности [Текст] / В.А. Розанов, А.Н. Моховиков, Д. Вассерман // Украинский медицинский журнал. - 1999. - №6(14). - С. 25-30.

  25. Розанов, В.А. Перспективы предикции суицидального поведения [Текст] / В.А. Розанов // Клинико-лабораторный консилиум. - 2010. - №1. - С. 53-40.

  26. Сагалакова, О. А. Нарушение когнитивной регуляции аффекта в ситуации социального оценивания при антивитальной направленности поведения [Текст] / О.А. Сагалакова, Д.В. Труевцев. - Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2014. - 158 с.

  27. Сагалакова, О. А. Психологические механизмы антивитальной настроенности личности // Universum: Психология и образование: электрон. науч. журн. - 2014. - №10(9) [Электронный ресурс]. - URL: http://7universum.com/en/psy/archive/item/1637 (дата обращения: 20.02.2020).

  28. Сидоров, П.И. Введение в клиническую психологию: Т. II.: Учебник для студентов медицинских вузов [Текст] / П.И. Сидоров, А.В. Парников. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000 - 381 с.

  29. Смидович, Г. С. Самоубийства в зеркале статистики [Текст] / Г. С. Смидович // Социологические исследования. - 1990. - №5. - С. 74-79.

  30. Стоянова, И. Я. Психологические особенности системно­уровневой модели адаптации у больных с расстройством непсихотического спектра [Текст] / И.Я. Стоянова // Сибирский Вестник психиатрии и наркологии. - 2006. - №3. - С. 94-98.

  31. Титкова, Л. С. Математические методы в психологии [Текст]: учеб. пособие / Л.С. Титкова. - Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2002. - 140 с.

  32. Тихоренко, В.А. Классификация суицидальных проявлений [Текст] / В.А. Тихоренко // Актуальные проблемы суицидологии. - 1978. - №4. - С. 59-71.

  33. Тутушкина, М.К. Психологическая помощь и консультирование [Текст] / М.К. Тутушкиной. - С-Пб., 2001. - 482 с.

  34. Том, Р. Структурная устойчивость и морфогенез [Текст] / Р. Том. - М.: Логос, 2002. - 500 с.

  35. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст]: учеб. пособие / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. - М.: Издательство института психотерапии, 2005. - 496 с.

  36. Холмогорова, А. Б. Суицидальное поведение в студенческой популяции [Текст] / А. Б. Холмогорова // Культурно-историческая психология. - 2009. - №3. - С. 101-110.

  37. Хомич, А. В. Психология девиантного поведения [Текст]: учеб. пособие / А. В. Хомич. - Ростов на Дону, 2006. - 140 с.

  38. Шишковец, Т.А. Осложненное поведение подростков [Текст]: причины, психолого-педагогическое сопровождение, коррекция / Т. А. Шишковец. - М.: 5 за знания, 2006. - 192 с.

  39. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков [Текст] / Л.Б. Шнейдер. - М., 2005. - 336 с.

  40. Щепетов, В. В. Девиантное поведение подростков: причины и способы преодоления [Текст] / В. В. Щепетов // Классный руководитель. - 2008. - № 3. - С. 43-50.

  41. Эбелинг, Э. О. Факторы распространения и воспроизводства суицидального риска в среде подростков Алтайского края [Текст] / Э.О. Эбелинг // Известия Алтайского государственного университета. - 2014. - № 21(82). - С. 243-247.

  42. Юраева, Л.Н. кризисные состояния [Текст]: монография / Л.Н. Юраева. - Днепропетровск, 1998. - 150 с.

  43. Юсупова, Г. В. Психоэмоциональное здоровье подростков как основа устойчивости личности к факторам, провоцирующим суицид [Текст]: Серия «Педагогика, психология» / Г. В. Юсупова, Н. Г. Климанова, А. А. Галиуллина // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2015. - № 3(22). - С. 215-221.

  44. Baller, R. D. Social integration, imitation, and the geographic patterning of suicide / Baller R. D., Richardson K. K. // American Sociological Review. - 2002. - №67. - P. 873-888.

  45. Rober, F. Valois Life satisfaction and suicide among high school adolescents / Rober F. Valois, Keith J. Zullig, E. Scott Huebner and J. Wanzer Drane // Kluwer Academic Publishers. Printed in the Netherlands. - 2004. - №66. - P. 81-105.

  46. Stark, C. Suicide in rural areas / C. Stark // Suicide: Strategies and interventions for reduction and prevention. - 2008. - №69. - P. 48-68.

  47. Simon, R.I. The American Psychiatric Publishing textbook of suicide assessment and management / R.I. Simon, R.E. Hales. - American Psychiatric Publishing, 2006. - 660 p.


подростков

Модифицированный тест «Витальность» Г.В. Резапкиной

Инструкция: Если вы согласны с утверждением, поставьте в клетке рядом с его номером плюс, если не согласны— минус. Точность результатов зависит от вашей искренности. Обработка будет проводиться вами самостоятельно, результаты будут известны только вам и вашему психологу.

  1. Как правило, я довожу начатое дело до конца.

  2. Меня утомляет общение.

  3. Друзья уважают меня за упорство и непреклонность.

  4. Обычно я предпочитаю «плыть по течению».

  5. Я предпочитаю отвечать устно, а не письменно.

  6. Если преподаватель отступает от темы урока, меня это сбивает.

  7. Мое мнение часто не совпадает с мнением большинства.

  8. Я могу изменить свое мнение, если оно не совпадает с мнением большинства.

  9. Мне интересны другие люди.

  10. Часто мне ничего не хочется делать.

  11. Мне нравится ставить перед собой труднодостижимые цели.

  12. Неудачи выбивают меня из колеи.

  13. Неудачи делают меня сильнее.

  14. Я боюсь отвечать, даже если хорошо знаю предмет.

  15. Мне часто приходится отказывать в просьбах своим друзьям и знакомым.

  16. Мне трудно сказать «нет» своим друзьям и знакомым.

  17. Я не понимаю людей, которым нечем заняться.

  18. Иногда я чувствую себя одиноко даже в кругу друзей.

  19. У меня есть уверенность, что я смогу воплотить в жизнь то, что задумал(а).

  20. Если проблема требует больших усилий, я отложу ее решение до лучших времен.

  21. После спора или ссоры с друзьями я быстро успокаиваюсь.

  22. Если у меня что-то не получается, я опускаю руки.

  23. Я одеваюсь так, как мне нравится, не считаясь с модой и мнением друзей и знакомых.

  24. Я стараюсь одеваться так, как принято в моем окружении.

  25. Мне нравится быть в центре внимания.

  26. Мне часто не хватает упорства закончить начатое дело.

  27. Я могу влиять на то, что происходит вокруг.

  28. Меня тревожат мысли о будущем.

  29. Я люблю сюрпризы.

  30. Неожиданный вопрос обычно приводит меня в замешательство.

  31. Мои интересы отличаются от интересов большинства моих сверстников.

  32. Мне близки интересы большинства моих сверстников.

  33. Обычно я работаю с удовольствием.

  34. Бывает, жизнь кажется мне скучной и бесцветной.

  35. Я старюсь не откладывать на завтра то, что надо сделать сегодня.

  36. Нередко обстоятельства вынуждают меня менять свои планы.

  37. Меня трудно застать врасплох.

  38. Я предпочитаю спокойную, размеренную жизнь.

  39. Я спокойно реагирую на критику в свой адрес.