Файл: Защита проекта коррекционноразвивающей программы психологопедагогическая коррекция.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 157
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вторичной профилактикой и коррекцией должны заниматься преимущественно педагоги-психологи или социальные педагоги. Ее цель - это решение важнейших проблем подростка «группы риска» и снижение антивитальных и суицидальных переживаний при:
-
Тревожных состояниях обучающихся. -
Депрессивных состояниях. -
Фрустрационных состояниях. -
Стрессовых ситуациях. -
Эмоциональные колебания настроения и т.д.
Третичная профилактика должна оказывается тем обучающимся, которые уцелели после попытки суицида, а также их ближайшему окружению для предотвращения риска подражательных суицидов.
Основные направления работ педагога-психолога по данному направлению это:
-
Профилактические мероприятия по установлению психологического контакта, сплочение группы. -
Диагностика обучающихся «группы риска», а также тех обучающихся, которые пережили попытку суицида. -
Консультирование обучающихся «группы риска», а также тех обучающихся, которые пережили попытку суицида, главная цель которых - это помощь обучающемуся в овладении ситуации и предотвращения перетекания антивитального поведения в суицидальное. Этапы подобного консультирования должны выглядеть следующим образом: активное слушание для определения степени серьезности состояния подростка; оценка объема работ; оценка ожиданий подростка. -
Разработка индивидуальных рекомендаций по каждому из обучающихся «группы риска», а также тех обучающихся, которые пережили попытку суицида.
Рекомендации для педагогов-психологов по профилактике и коррекции антивитального и суицидального поведения должны выглядеть следующим образом:
-
Если есть возможность, то работу по профилактике антивитального и суицидального поведения проводите в своеобразном консилиуме. Хорошо, когда ответственность разделяется между несколькими специалистами. -
Помните, что любая демонстративная попытка суицида будет являться случаем, которая будет предполагать ваше вмешательство. -
Обращайте больше внимание на детей и подростков у кого уже есть наличие совершенной попытки, а также на тех, у кого в ближайших родственниках есть суициденты.-
Если подросток когда-либо был госпитализирован в психиатрическое отделение в прошлом (особенно если она сопровождалась суицидом) - это тоже сигнал о том, что необходимо, в мерах профилактики, проводить с ним коррекционные занятия. -
Если известно, что родители данного подростка предъявляют к нему высокие социальные требования - это также возможность антивитальных и суицидальных настроений и т.д.
-
Рекомендации для родителей по профилактике антивитального и суицидального поведения должны выглядеть следующим образом:
Если вы заметили у подростка суицидальные или же антивитальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним. Не стоит задавать вопрос о суициде внезапно, если человек сам не затрагивает эту тему. Можно попытаться выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен.
-
Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами. -
Оцените серьезность намерений и чувств подростка. Если он или она уже имеют конкретный план суицида, ситуация более острая, чем, если эти планы расплывчаты и неопределенны. -
Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги. -
Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии. -
Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы. -
Необходимо разговаривать с подростком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. -
Нужно «внушить» подростку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. -
Не обвинять подростка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности.
Позитивная самооценка защищает подростков и молодых людей от психологического стресса и подавленности, а также помогает им лучше справляться со стрессовыми ситуациями в жизни. Для повышения самооценки можно использовать следующие подходы:
-
Всегда старайтесь подчеркивать все хорошее и успешное, что присуще подростку. Ощущение успешности, достижения в чем-то, в том числе, прошлые успехи улучшают состояние, повышают уверенность в себе и укрепляют веру в будущее. -
Не следует оказывать постоянное давление на подростка или молодого человека или предъявлять чрезмерные требования в отношении все лучших и лучших результатов (в учебе, в жизни и т.д.). -
Подростков важно принимать такими, какие они есть. -
Поддерживайте самостоятельные устремления подростка. Не судите его слишком строго. Вообще стремитесь поменьше оценивать. Самостоятельность и собственные умения - эти строительный материал для повышения самооценки. -
Самооценка во многом зависит от физического развития, навыков общения среди сверстников. Поощряйте занятия спортом, успехи среди друзей [25, 38, 42].
Выводы по Главе III:
-
Нами была проведена диагностика группы 2м1. В ходе данного исследования до психолого-педагогической коррекции было установлено, что 5 обучающихся группы 2м1 имеют антивитальные настроения. Однако после проведения психолого-педагогической коррекции уровень антивитальных настроений значительно снизился. -
В целом необходимо отметить, что обучающиеся стали более жизнестойкими, менее тревожными. -
Уровень стрессоустойчивости у обучающихся значительно не изменился, однако стоит сказать, что при перечислении определенных «стрессоров» (ситуаций, предложенных одним из обучающихся) и их подробному разбору, можно было заметить некое расслабление и повышение настроения у данного обучающегося. -
Одной из рекомендаций школьному педагогу-психологу стоит отметить, что при проведении психолого-педагогической коррекции антивитального поведения среди старших подростков необходимо больше внимания уделить разборам ситуаций предложенными самими обучающимися.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев развитие антивитального поведения в подростковом возрасте можно сделать следующие выводы:
-
Первичный мотив при формировании антивитального поведения связан со снижением напряжения в динамической системе регуляции психической деятельности. Постепенно нарушение может углубляться, возможен сдвиг «мотива на цель», далее - «цель на средство». Изначальное средство становится целью, затем - мотивом деятельности. Антивитальное поведение перерождается в суицидальное поведение, имеющее личностный смысл и побудительную силу. -
В результате тестирования по методикам «Витальность», «Самооценка психических состояний» и «Шкала депрессии» 5 человек состоит в «группе риска». Наблюдается необходимость в разработке программы психолого-педагогической коррекции антивитального поведения подростков и определении ее эффективности в ходе формирующего эксперимента. -
После реализации психолого-педагогической коррекции антивитального поведения подростков в целом можно было отметить, что обучающиеся стали более жизнестойкими и менее тревожными. Уровень стрессоустойчивости у обучающихся значительно не изменился, однако стоит сказать, что при перечислении определенных «стрессоров» (ситуаций, предложенных одним из обучающихся) и их подробному разбору, можно было заметить некое расслабление и повышение настроения у данного обучающегося. -
В результате реализации всех ранее поставленных задач исследования, гипотеза работы подтвердилась. На основе теоретических и имперических данных, выяснили, что возможно снизить антивитальные настроения подростков, используя психодиагностические методы, которые состоят из проведения диагностических замеров и анализа полученных данных с последующими психолого-педагогическими коррекционными занятиями.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
-
Абдрахимова, Р. Г. Инфантильность подростков и статистика подростковых суицидов в России [Текст] / Р. Г. Абдрахимова // Апробация. - 2014. -№11. - С. 79-81. -
Абрумова, А. Г. Диагностика суицидального поведения [Текст]: метод, рекомендации / А. Г. Абрумова, В. А. Тихоренко. - М.: Московский НИИ психиатрии М3 РСФСР, 1980. - 55 с. -
Амбрумова, А. Г. О самоубийцах [Текст] / А. Г. Амбрумова // Аргументы и факты. - 1994. - №12. - С. 7-9. -
Амбрумова, А. Г. XII съезд психиатров России [Текст] / А. Г. Амбрумова, Г. В. Старшенбаум // О состоянии суицидологической службы в России. - Москва, 1995. - С. 17-29. -
Амбрумова, А. Г. Диагностика суицидального поведения [Текст] / А. Г. Амбрумова, В. А. Тихоненко. - Москва, 1980. - 48 с. -
Амбрумова, А. Г. Социально-психологическая дезадаптация личности и профилактика суицида [Текст] / А. Г. Амбрумова, В. А. Тихоненко, Л. Л. Бергельсон // Вопросы психологии. - 1981. - №4. - С. 2327. -
Амбрумова, А. Г. Суицид как феномен социальнопсихологической дезадаптации личности [Текст] / А. Г. Амбрумова, В. А. Тихоненко // Актуальные проблемы суицидологии. - 1978. -№2. - С. 6-28. -
Бородин, С.В. Мотивы и причины самоубийств [Текст] / С.В. Бородин, А.С. Михлин // Актуальность проблемы суицидологии. - М.: Изд-во Московского НИИ психиатрии. - 2008. -№7. - С. 28-43. -
Ван Прааг, Г. М. Обманутые ожидания [Текст]: почему антидепрессанты мало влияют на чистоту суицидальных проявлений? / перевод с нидерландского Е. Можаевой // Социальная и клиническая психиатрия. - 2003. -№3. - С. 11-15. -
Войцех, В. Ф. Нарушение адаптации и суицидальное поведение у молодежи [Текст] / В. Ф. Войцех, Е. В. Гальцев // Социальная и клиническая психиатрия. - 2009. - №2. - С. 17-24. -
Войцех, В. Ф. Факторы риска повторных суицидальных попыток [Текст] / В. Ф. Войцех // Социальная и клиническая психиатрия. - 2002. - №3. - С. 14-20. -
Вроно, Е.М. Особенности суицидального поведения детей и подростков и меры его профилактики [Текст] / Е.М. Вроно // В кн.: Проблемы профилактики и реабилитации в суицидологии. Сб. науч. трудов - М.: Моск. НИИ психиатрии МЗ РСФСР, 1984. - С. 135-142. -
Выготский, Л. С. Проблема высших интеллектуальных функций в системе психотехнического исследования. Переплетение филогенетической и культурной истории в онтогенезе [Текст] / Л. С. Выготский // Культурно-историческая психология. - 2007. - №3. - С. 105
111.
-
Выготский, Л. С. Психология развития как феномен культуры [Текст] / Л.С. Выготский; под ред. М. Г. Ярошевского. - Воронеж: Издательство «Мэдок», 1996. - 512 с. -
Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст]: в 6 т. Т. 1. / Л.С. Выготский. - Москва: Изд-во МГУ, 1982. - 435 с. -
Давыдов, А. А. Самоубийства, пол и золотое сечение [Текст] / А. А. Давыдов // Социологические исследования. - 1991. - №3. - С. 99-101. -
Дмитриев, М. Г. Практикум по психодиагностике девиантного поведения у трудных подростков [Текст] / М. Г. Дмитриев. - СПб.: ПОНИ, 2008. - 263 с. -
Долгова, В. И., Рокицкая Ю. А. Индивидуально-психологические детерминанты суицидального и антисуицидального поведения подростков [Текст] / В.И. Долгова, Ю.А. Рокицкая // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2016. - №3. - С. 107110. -
Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология [Текст] / В. Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2011. - 320 с. -
Дюркгейм, Э. Самоубийство [Текст]: Социологический этюд / Э. Дюркгейм; под ред. В. А. Базарова. - Москва: Мысль, 1994. - 399 с. -
Зотов, М.В. Суицидальное поведение [Текст]: механизмы развития, диагностика, коррекция. / М.В. Зотов. - СПб.: Речь, 2006. - 150 с. -
Ильин, Е. П. Психология взрослости [Текст] / Е.П. Ильин. - Спб.: Питер, 2012. - 544 с. -
Ильин, Е. П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин. - Спб.: Питер, 2011. - 784 с. -
Каплан, Г.И. Клиническая психиатрия [Текст] Т. 1-2 / Г.И. Каплан, Б.Дж. Сэдок // Клиническая психиатрия. - М.: Медицина, 1994. - 984 с. -
Костюкевич, В. П. Выявление суицидального риска у детей [Текст] / В. П. Костюкевич, А. А. Кучер // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2001. - № 3. - С. 32-39. -
Курсек, Н.С. Эмоциональное общение матери и дочери как фактор формирования аддиктивного поведения в подростковом возрасте [Текст] / Н.С. Курсек // Вопросы психологии. - 1997. - №2. - С. 48-60. -
Левин, К. Динамическая психология [Текст]: избранные труды. / К. Левин. - Москва: Смысл, 2001. - 572 с. -
Леонтьев, Д. А. Экзистенциальный смысл суицида [Текст]: жизнь как выбор / Д. А. Леонтьев // Московский психотерапевтический журнал. - 2008. - №4. - С. 58-82. -
Лукашук, А. В. Современная клинико-психологическая характеристика подростков, совершающих суицидальную попытку (обзор литературы) [Текст] / А.В. Лукашук // Университетская медицина Урала. - 2015. - № 1 (1). - С. 15-19. -
Миннингер, К. Война с самим собой [Текст] / К. Миннингер; перевод Ю. Бондарева. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс. - 2000. - 480 с. -
Павлова, Т. С. Копинг-стратегии подростков с антивитальными переживаниями [Текст] / Т. С. Павлова // Психологическая наука и образование. - 2003. - №1. - С. 42-59. -
Парфенова, А. А. Типологические особенности суицидального пациента [Текст] / А. А. Парфенова // Социологические исследования. - 2009. - №4. - С. 108-116. -
Попов, Ю. В. Аддиктивное суицидальное поведение подростков [Текст] / Ю. В. Попов, А. В. Бруг // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. - 2005. - № 1. - С. 24-28. -
Пурич-Пейакович, Й., Самоубийство подростков [Текст] / Й. Пурич-Пейакович, Д.Й. Дуньич. - М.: Медицина, 2000. - 168 с. -
Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика [Текст] / Д.Я. Райгородский. - Москва: Бахрах-М, 2011. - 672 с. -
Резапкина, Г. В. Отбор в профильные классы [Текст] / Г.В. Резапкина. - Москва: Генезис, 2005. - 124 с. -
Розанов, В.А. Нейробиологические основы суицидальности [Текст] / В.А. Розанов, А.Н. Моховиков, Д. Вассерман // Украинский медицинский журнал. - 1999. - №6(14). - С. 25-30. -
Розанов, В.А. Перспективы предикции суицидального поведения [Текст] / В.А. Розанов // Клинико-лабораторный консилиум. - 2010. - №1. - С. 53-40. -
Сагалакова, О. А. Нарушение когнитивной регуляции аффекта в ситуации социального оценивания при антивитальной направленности поведения [Текст] / О.А. Сагалакова, Д.В. Труевцев. - Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2014. - 158 с. -
Сагалакова, О. А. Психологические механизмы антивитальной настроенности личности // Universum: Психология и образование: электрон. науч. журн. - 2014. - №10(9) [Электронный ресурс]. - URL: http://7universum.com/en/psy/archive/item/1637 (дата обращения: 20.02.2020). -
Сидоров, П.И. Введение в клиническую психологию: Т. II.: Учебник для студентов медицинских вузов [Текст] / П.И. Сидоров, А.В. Парников. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000 - 381 с. -
Смидович, Г. С. Самоубийства в зеркале статистики [Текст] / Г. С. Смидович // Социологические исследования. - 1990. - №5. - С. 74-79. -
Стоянова, И. Я. Психологические особенности системноуровневой модели адаптации у больных с расстройством непсихотического спектра [Текст] / И.Я. Стоянова // Сибирский Вестник психиатрии и наркологии. - 2006. - №3. - С. 94-98. -
Титкова, Л. С. Математические методы в психологии [Текст]: учеб. пособие / Л.С. Титкова. - Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2002. - 140 с. -
Тихоренко, В.А. Классификация суицидальных проявлений [Текст] / В.А. Тихоренко // Актуальные проблемы суицидологии. - 1978. - №4. - С. 59-71. -
Тутушкина, М.К. Психологическая помощь и консультирование [Текст] / М.К. Тутушкиной. - С-Пб., 2001. - 482 с. -
Том, Р. Структурная устойчивость и морфогенез [Текст] / Р. Том. - М.: Логос, 2002. - 500 с. -
Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст]: учеб. пособие / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. - М.: Издательство института психотерапии, 2005. - 496 с. -
Холмогорова, А. Б. Суицидальное поведение в студенческой популяции [Текст] / А. Б. Холмогорова // Культурно-историческая психология. - 2009. - №3. - С. 101-110. -
Хомич, А. В. Психология девиантного поведения [Текст]: учеб. пособие / А. В. Хомич. - Ростов на Дону, 2006. - 140 с. -
Шишковец, Т.А. Осложненное поведение подростков [Текст]: причины, психолого-педагогическое сопровождение, коррекция / Т. А. Шишковец. - М.: 5 за знания, 2006. - 192 с. -
Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков [Текст] / Л.Б. Шнейдер. - М., 2005. - 336 с. -
Щепетов, В. В. Девиантное поведение подростков: причины и способы преодоления [Текст] / В. В. Щепетов // Классный руководитель. - 2008. - № 3. - С. 43-50. -
Эбелинг, Э. О. Факторы распространения и воспроизводства суицидального риска в среде подростков Алтайского края [Текст] / Э.О. Эбелинг // Известия Алтайского государственного университета. - 2014. - № 21(82). - С. 243-247. -
Юраева, Л.Н. кризисные состояния [Текст]: монография / Л.Н. Юраева. - Днепропетровск, 1998. - 150 с. -
Юсупова, Г. В. Психоэмоциональное здоровье подростков как основа устойчивости личности к факторам, провоцирующим суицид [Текст]: Серия «Педагогика, психология» / Г. В. Юсупова, Н. Г. Климанова, А. А. Галиуллина // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2015. - № 3(22). - С. 215-221. -
Baller, R. D. Social integration, imitation, and the geographic patterning of suicide / Baller R. D., Richardson K. K. // American Sociological Review. - 2002. - №67. - P. 873-888. -
Rober, F. Valois Life satisfaction and suicide among high school adolescents / Rober F. Valois, Keith J. Zullig, E. Scott Huebner and J. Wanzer Drane // Kluwer Academic Publishers. Printed in the Netherlands. - 2004. - №66. - P. 81-105. -
Stark, C. Suicide in rural areas / C. Stark // Suicide: Strategies and interventions for reduction and prevention. - 2008. - №69. - P. 48-68. -
Simon, R.I. The American Psychiatric Publishing textbook of suicide assessment and management / R.I. Simon, R.E. Hales. - American Psychiatric Publishing, 2006. - 660 p.
подростков
Модифицированный тест «Витальность» Г.В. Резапкиной
Инструкция: Если вы согласны с утверждением, поставьте в клетке рядом с его номером плюс, если не согласны— минус. Точность результатов зависит от вашей искренности. Обработка будет проводиться вами самостоятельно, результаты будут известны только вам и вашему психологу.
-
Как правило, я довожу начатое дело до конца. -
Меня утомляет общение. -
Друзья уважают меня за упорство и непреклонность. -
Обычно я предпочитаю «плыть по течению». -
Я предпочитаю отвечать устно, а не письменно. -
Если преподаватель отступает от темы урока, меня это сбивает. -
Мое мнение часто не совпадает с мнением большинства. -
Я могу изменить свое мнение, если оно не совпадает с мнением большинства. -
Мне интересны другие люди. -
Часто мне ничего не хочется делать. -
Мне нравится ставить перед собой труднодостижимые цели. -
Неудачи выбивают меня из колеи. -
Неудачи делают меня сильнее. -
Я боюсь отвечать, даже если хорошо знаю предмет. -
Мне часто приходится отказывать в просьбах своим друзьям и знакомым. -
Мне трудно сказать «нет» своим друзьям и знакомым. -
Я не понимаю людей, которым нечем заняться. -
Иногда я чувствую себя одиноко даже в кругу друзей. -
У меня есть уверенность, что я смогу воплотить в жизнь то, что задумал(а). -
Если проблема требует больших усилий, я отложу ее решение до лучших времен. -
После спора или ссоры с друзьями я быстро успокаиваюсь. -
Если у меня что-то не получается, я опускаю руки. -
Я одеваюсь так, как мне нравится, не считаясь с модой и мнением друзей и знакомых. -
Я стараюсь одеваться так, как принято в моем окружении. -
Мне нравится быть в центре внимания. -
Мне часто не хватает упорства закончить начатое дело. -
Я могу влиять на то, что происходит вокруг. -
Меня тревожат мысли о будущем. -
Я люблю сюрпризы. -
Неожиданный вопрос обычно приводит меня в замешательство. -
Мои интересы отличаются от интересов большинства моих сверстников. -
Мне близки интересы большинства моих сверстников. -
Обычно я работаю с удовольствием. -
Бывает, жизнь кажется мне скучной и бесцветной. -
Я старюсь не откладывать на завтра то, что надо сделать сегодня. -
Нередко обстоятельства вынуждают меня менять свои планы. -
Меня трудно застать врасплох. -
Я предпочитаю спокойную, размеренную жизнь. -
Я спокойно реагирую на критику в свой адрес.