Файл: Программа Педагогическая психология.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные комплексы задач могут быть применены учителями иностранного языка в коммуникативных ситуациях, а также могут быть использованы в системе профессиональной подготовки и повышения квалификации учителей.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Коммуникативные умения рассматриваются в системе коммуникативной компетенции, которая является комплексной характеристикой человека, проявляющейся в деятельности общения и включающей в себя такие компоненты, как: мотивационный (потребность в общении, взаимодействии, стремление к взаимопониманию, удовлетворение от общения); когнитивный (объем и качество знаний, их организация, пополнение и использование); регулятивно-поведенческий (способность принимать и сохранять коммуникативное намерение, планировать его реализацию, корректировать и контролировать свои действия, а также умения и навыки вербального и невербального взаимодействия);

  2. Коммуникативная задача представляет собой педагогическое средство, которое обладает возможностями в развитии умений и может:

• служить источником интереса;

• стимулировать к коммуникативной деятельности;

• служить способом получения обобщенного способа общения для группы ситуаций;

  1. Развитие коммуникативных умений у младших школьников с помощью коммуникативных задач будет обеспечивать достаточно высокий уровень их развития, если коммуникативная задача будет являться разновидностью учебной задачи, обеспечивающей в учебной деятельности осознание учащимися необходимости овладения умениями общаться как лично значимой цели; если в процессе обучения используются все виды коммуникативной деятельности, а их выбор обусловлен логикой предметного содержания обучения в начальных классах, возрастающей сложностью коммуникативных задач в зависимости от этапа обучения в начальной школе, системным подходом к отбору и применению коммуникативных задач.

Достоверность результатов исследования обеспечивается его методологической базой, целостным подходом к исследуемой проблеме, непротиворечивостью исходных теоретико-методологических позиций, полнотой и системностью рассмотрения предмета исследования; соответствием выбранных методов цели и содержанию исследования, разнообразием привлеченных источников.


Диссертация включает в себя: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы, состоящий из 120 источников, из них 6 на английском языке и 4 приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность исследования, ставится проблема, определяется объект, предмет, цель, гипотеза, задачи и методы исследования, раскрываются методологические, теоретические основания, научная новизна и практическая значимость данного исследования.

В первой главе - «Теоретические основы развития коммуникативных умений у школьников в начальном иноязычном образовании» - рассмотрены проблемы развития коммуникативных умений учащихся в современных социально-педагогических условиях, приведены толкования понятий, являющихся основополагающими в данной главе, перечислены и охарактеризованы факторы и условия формирования коммуникативных умений младших школьников, рассмотрена сущность коммуникативной задачи как средства развития коммуникативных умений младших школьников.

При анализе проблем развития коммуникативных умений у школьников в современных социально-педагогических условиях было приведено толкование понятия «умение» в отечественных психолого-педагогических источниках. Было выявлено, что все определения, приведенные в научной отечественной и зарубежной научной литературе, по своему содержанию и значению весьма близки друг другу. Тем не менее, существуют специфические особенности умений, которые отличают их от навыков. Самыми важными из них являются:

•отсутствие автоматизации при выполнении действий;

•постоянное использование опоры на знания и предшествующий опыт в процессе действий;

•параллельное использование в процессе неавтоматизированных в целом действий наряду со знаниями также отдельных простых навыков, являющихся компонентами этих действий;

•наличие развернутого самоконтроля в процессе выполнения действий;

•наличие особых этапов формирования умений - от "первичного, или первоначального умения" до "вторичного, или высокоразвитого творческого умения"; при этом и "... речевые, коммуникативные умения в постоянно изменяющихся условиях общения носят творческий характер".

Также было выявлено, что в современной психолого-педагогической литературе существуют две большие группы умений: простые (элементарные) и сложные (обобщенные).



Простые умения выполняют функции на основе приобретенных знаний. Общая структура данных действий, способы их выполнения не изменяются. Действие на уровне умения еще недостаточно отработано и закреплено, выполняется медленно. Сложное умение всегда основывается на системе ранее усвоенных знаний, навыков и простейших умений. Общая структура и способы их исполнения не остаются постоянными, они изменяются и не могут быть автоматизированными.

Таким образом, определено, что умение - это сложное социально - психологическое образование, составляющее освоенный субъектом новационный способ выполнения действия. Умения базируются на усвоенных ранее знаниях, навыках и опыте.

Также в данной главе диссертационной работы описано понятие умений в контексте нового образовательного стандарта, где говорится о том, что коммуникативные умения определяются как метапредметные и предметные.

В разделе «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования» нового образовательного стандарта говорится о том, что они должны отражать «готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества».

Далее в первой главе настоящей работы приведено понятие «компетентностный подход», в основании которого лежат понятия «компетенция»/«компетентность». Наиболее результативным с точки зрения автора, выбрано толкование понятия «компетенция», приведенное А.В. Хуторским: «Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимы для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним; компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности». Компетентность же рассматривается в качестве качественной особенности осуществления человеком сформированных в образовательном процессе знаний, обобщённых способов деятельности, познавательных и практических умений, компетенций, отражающих готовность человека активно и творчески применять полученное образование для решения личностно и социально значимых
образовательных и практических задач, эффективного достижения жизненных целей.

Таким образом, коммуникативная компетенция – это способность к эффективному общению соотносится со всеми сферами человеческой жизни, и развитие данной способности является одной из самых важных задач образования.

На основе теоретического анализа проблемы, с учётом современных научных подходов к выявлению сути коммуникативной компетенции в качестве способности построить эффективное общение в условиях меняющейся ситуации, определены её следующие основные компоненты:

мотивационный (потребность в общении, взаимодействии и

других видах коммуникативной практики, удовлетворение от нее),

когнитивный (объем и качество знаний, их организация, хранение и использование),

регулятивно-поведенческий (способность принимать и сохранять коммуникативное намерение, планировать его реализацию, корректировать и контролировать свои действия, а также умения и навыки вербального и невербального взаимодействия).

Представленные компоненты коммуникативной компетенции взаимосвязаны между собой, поэтому порой невозможно их абсолютное разграничение.

Таким образом, коммуникативная компетенция есть некоторая комплексная характеристика человека, проявляющаяся в деятельности общения и включающая в себя определённую мотивационную базу, когнитивные, аффективные и волевые компоненты.

При анализе факторов и условий формирования коммуникативных умений младших школьников была выделена личность современного школьника как участника образовательного процесса, выявлено, что успешность развития коммуникативной компетенции зависит от активности учеников. Активность личности рассматривалась как одно из основных условий, которое должно быть осуществлено в ходе развития коммуникативной компетенции.

Активность ребёнка в процессе речевого взаимодействия возможна при выполнении определенных условий:

- создание благоприятного социально-психологического климата на
занятиях;

- создание у школьника потребности во взаимодействии с другими детьми.

Далее определены возможности осуществления данных условий, описаны основные отличительные признаки благоприятной атмосферы в учебном коллективе. Особое внимание уделено характеристике роли педагога в становлении самого коллектива и в создании в нём благоприятного социально-психологического климата. Рассмотрены стили руководства, то есть позиции, которых придерживается учитель: авторитарный, демократический и либеральный стили. В ходе теоретического анализы выявлено, что наиболее предпочтительным является демократический стиль.


Выявлено также, что немаловажное значение имеют также профессиональные и личностные качества педагога, т.к. именно они способствуют созданию благоприятного социально-психологического климата в школьной среде, активизации деятельности учащихся и созданию у детей мотивации, которая направлена на общение и взаимопонимание.

Определено также важное условие, которое необходимо соблюдать в учебном процессе систематическое использование полученных знаний в практике. Поэтому учителю следует подбирать задания, связанные с постоянным использованием и закреплением полученных на уроке знаний. В связи с этим целесообразно использование игр (дидактических, ролевых игр, учебно-речевых ситуаций) на занятиях, что имеет ряд положительных моментов. Использование учебно-речевых ситуаций, заданий, позволяющих примерить на себя различные социальные роли, является оптимальной возможностью для использования и обогащения эмоционального и социального опыта учащихся. При этом содержание работы и используемые технологии должны предусматривать систематическое включение детей в речевое взаимодействие, что наиболее эффективно достигается при условии преобладания групповых и диалогических форм работы над индивидуальными и монологическими, а также требует постепенного научения взаимодействию при включении в самостоятельные и творческие виды деятельности.

Таким образом, выделенные условия успешного формирования коммуникативных умений школьников в начальном иноязычном образовании на основе компетентностной парадигмы соответствуют положениям, на которых основывается педагогика сотрудничества - в рамках этого направления педагогики проводится наше исследование. Определяя пути реализации намеченной цели, мы остановились на интерактивно-деятельностном подходе, т.к. он основан на взаимодействии учеников друг с другом и обладает потенциалом для формирования у учащихся способности к эффективному общению.

Среди педагогических технологий, традиционно выделяемых в данном подходе, для работы с учениками младшего школьного возраста наиболее подходят такие, которые позволяют обеспечить оптимальную активность личности:

- моделирование жизненных ситуаций в специальных упражнениях,

- ролевые игры соответствующей направленности,

- театрализованные импровизации определенного содержания,