Файл: Программа Педагогическая психология.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Принцип целостного представления о мире предполагает личностное отношение ученика к полученным знаниям, окружающему миру, а также об умении использовать их в практической деятельности.

В модель нашего исследования также были включены условия, исполнение которых в процессе организации учебной деятельности обусловит эффективность развития коммуникативных умений. Такими условиями можно считать: психологическая комфортность, реализация комплекса коммуникативных задач, вариативность, рефлексивный характер учебной деятельности, коллективный характер заданий.

Под психологической комфортностью мы будем подразумевать снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в педагогическом процессе доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества. Так как именно "благополучный" ребёнок будет оптимально усваивать знания, развиваться в деятельности, строить общение со сверстниками и взрослыми. "Психологический комфорт" в науке понимается сложное образование, содержащее такие компоненты, как:

- эмоциональное благополучие (преобладание в процессе жизнедеятельности позитивных эмоций);

- позитивная Я-концепция (положительное самовосприятие, самоотношение, самооценка);

- благополучие и успешность в сфере общения и взаимоотношений (принятие ребенка родителями, сверстниками и педагогами);

- успешность в сфере деятельности.

При реализации этого принципа важна сущность психологической позиции взрослого:

- безусловное принятие детей;

- преобладание позитивных оценок личности и деятельности детей;

- положительное предвосхищении действий ребенка, оценку поступков, а не личности детей.

Реализация комплекса коммуникативных задач обеспечивает поэтапное развитие коммуникативных умений. Задания, которые представляют основу данной модели, должны представлять исключительно выстроенную систему, в которой каждый этап опирается на предыдущий и подготавливает следующий (принцип деятельности).

Вариативность – условие, которое, во-первых, относится к выбору заданий. Согласно требованиям ФГОС НОО, вариативностть подразумевает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. Во-первых, далеко не все задания, которые предложены в программе, необходимо провести. Можно отобрать только те задания каждого этапа, которые соответствуют возможностям педагога и интересам школьников. Во-вторых, это относится к повторению одних и тех же учебных заданий. Многократное вариативное повторение одних и тех же заданий является непременным условием их развивающего эффекта. В-третьих, данное условие можно отнести к умению спокойно относится к непредвиденным ситуациям на уроках, обнаруживая различные варианты решения (принцип деятельности).


Рефлексивный характер учебной деятельности. Рефлексия, связанная с организацией учебной деятельности, по нашему мнению, это оценка школьником состоявшегося взаимодействия между педагогом и участниками учебного процесса. То есть, в нашем случае, это фиксирование того, насколько лично ученик принял коммуникативную задачу, способствовала ли она возникновению радости, чувству удовлетворению у него и, что не менее важно, принесла ли пользу, способствуя развитию социально-личностной сферы (принцип деятельности).

При разработке структурных компонентов нашей модели, мы установили основные направления, которые позволили развить коммуникативные умения в ходе урока иностранного языка в начальной школе.

Мы учитывали, что в ходе становления коммуникативной сферы ребенка, необходимо учитывать:

-усваиваются коммуникативные средства и операции;

-данные операции наполняются внутренним содержанием и на их основе возникает коммуникативный акт;

-данные действия приводят к построению коммуникативной деятельности с внешним планом и внутренней мотивационно-потребностной стороной.

Данные положения выявлены в нашей модели в следующих направлениях работы по развитию коммуникативных умений младших школьников.

Первое направление основывается на развитии у ребенка понимания себя как субъекта общения и восприятия одноклассника как субъекта взаимодействия. То есть подразумевается работа по развитию восприятия сверстника на положительной основе, развитии делового сотрудничества с ним, общих интересов, что, в конечном итоге, приведет к развитию мотивационно-ценностного отношения к общению и развитие коммуникативных представлений.

Второе направление заключается в развитии у школьника способности воспринимать и применять разнообразные коммуникативные средства.

Третье направление заключается в способности выстроить своё поведение и связано с адекватностью самооценки младшего школьника.

Описанные выше компоненты предложенной модели, определили выбор формы и методов развития коммуникативных умений младших школьников.

Основной формой работы с младшими школьниками нами была определена коммуникативная задача.


Модель формирования коммуникативных умений

Для возникновения важнейших умений коммуникативного характера необходима целенаправленная организация учебного взаимодействия.

Преподаватель демонстрирует необходимые модели общения, организовывает отношения между школьниками, обращает их внимание к субъектным качествам друг друга, помогает учащемуся «открыть» одноклассника.

В нашей модели отражена данная стратегия, которая находит конкретное воплощение в предлагаемых этапах работы с применением коммуникативных задач.

Основной задачей первого этапа является формирование внимание к сверстнику. В коммуникативных задачах данного раздела школьники учатся воспринимать небольшие детали движений, интонаций своих одноклассников.

На втором этапе отрабатывается способность к согласованности движений, что требует ориентации на действие партнеров и подстройки к ним. Данная согласованность осуществляет направление внимания к другому, сплоченности действий и возникновению чувства общности.

На третьем этапе подразумевается погружение младших школьников в общие для всех учебные переживания – как тревожные, так и радостные. Создаваемое в заданиях мнимое чувство общей тревожности объединяет учеников.

На четвертом этапе вводятся задания, в которых школьники оказывают друг другу помощь и поддержку в «трудных» учебных ситуациях.

На пятом этапе становится возможным вербальное выражение своего отношения к однокласснику, которое, по правилам задачи, должно иметь только положительный характер.

И, на заключительном шестом этапе, проводятся занятия, в которых ученики оказывают реальную помощь в совместной деятельности (коммуникативного характера).

Мы находим выход из данной ситуации в дополнении обозначенных разделов структурным компонентом в виде двух блоков, связанных непосредственно с теми возможностями, которыми обладает коммуникативная задача для развития средств вербального общения.


Соответственно этому, первые три этапа составляют первый блок, направленный на развитие слухового восприятия, четвертый, пятый и шестой этапы входят во второй блок – развитие произносительной стороны речи. Работа над такими компонентами речи, как развитие активного словаря и совершенствование грамматического строя речи, носит в целом прикладной характер.

Ведь в ситуации коммуникативной деятельности, младшие школьники вынуждены активизировать словарь, когда обмениваются впечатлениями о событии, которые сопровождают учебную деятельность, высказывают эстетические суждения, дают эмоциональные оценки происходящему событию. Реализация данного содержательного комплекса напрямую или косвенно выводит на формирование коммуникативных умений.

Проиллюстрируем организацию решения коммуникативных задач учащимися средствами иностранного (английского) языка.

На первом этапе были проведены упражнения, направленные на снятие напряжённости, создание положительного эмоционального настроя.

На втором этапе детям было озвучено задание, которое необходимо было выполнить в течение урока, также они были сгруппированы по парам.

На третьем этапе наша работа заключалась в развитии у школьников обоих классов положительной мотивации к учебному материалу, создании эмоциональной раскрепощенности, правильном целеполагании.

На четвертом этапе была введена коммуникативная задача по определенному вопросу.

На пятом этапе учителем была оказана пе­дагогическая поддержка в достижении результата решения коммуникативной задачи.

На шестом этапе дети оказывали друг другу поддержку при решении коммуникативной задачи.

Пример 1. «Посоветуй однокласснику и прими его рекомендации по поддержанию здорового образа жизни»

Цели задачи:

  1. развить у детей умения использовать в общении этикетные формы для выражения приветствия, благо­дарности за совет;

  2. развить умение выражать свои эмоции, чувства, отношение, делиться мыслями.

Этапы задачи:

  1. Формирования внимания к партнеру;

  2. Развитие согласованности действий партнеров;

  3. Оказание помощи друг другу в учебной ситуации;

  4. Выражение положительных качеств друг к другу;

  5. Оказание реальной помощи друг другу.


На первоначальном этапе она вызвала большой интерес у учеников 3 «А» и 3 «В» классов. На втором и третьем этапе решения поставленной коммуникативной задачи, в ходе ее принятия и актуализации необходимых знаний возникла активность детей в постановке вопросов, которые касались работы с лексикой, уточнения предложенной ситуации.

В процессе коллективного планирования решения задачи, дети показывали доверие и уважение к партнерам и педагогу, который выступал в качестве консультанта. Живое обсуждение идей в процессе совместной деятельности в парах свидетельствовало об интересе в результатах общения. Ученики обоих классов активно овладевали умением слушать и слышать, доказательно выражать свое мнение по поводу высказывания, когда в качестве советов предлагали пить горячее молоко, лечебный чай, кушать фрукты, заниматься разнообразными видами спорта, вместе с тем были готовы помочь медицинскими препаратами однокласснику.

Во время практического решения некоторые ученики вовремя применяли определенные невербальные средства общения: при вступлении в диалоговое взаимодействие - улыбку (Е.А., К.Е., Б.В., Д.Б.); в процессе разговора о «затяжной болезни» Г. Л. и М. А. показали першение в горле. Телодвижения и жесты применяли Б. А., З.Е. Ученики активно овладевали умением слушать и слышать, доказательно выражали свое мнение относительно данного высказывания, когда в качестве советов предлагали пить горячее молоко, кушать больше фруктов, заниматься спортом, в то же время были готовы оказать помощь в выборе медицинских лекарственных средств однокласснику. Данная коммуникативная задача нацелила школьников на развитие умения использовать в беседы этикетные формы для выражения приветствия, благодарности за совет, в этом аспекте цель была достигнута. Продуктивной была работа по развитию умения выражать свои эмоции, чувства, отношение, что нашло отражение в выражении заинтересованности и сострадания (Г.А., Ф.С., В.Е., А.Д., Р.И., С.А.,), выражении поддержки (Р. Д. – относительно скорейшего выздоровления одноклассника). Предложенная коммуникативная задача может служить примером развития коммуникативных умений младших школьников. К таким умениям можно отнести:

- умение выражать свои эмоции и чувства (данное умение проявлялось в проявлении заинтересованности и сочувствия; выражении поддержки и одобрения)

- умение употреблять в общении этикетные формы (умение школьников вступить в диалог, использовать различные формы обращения к собеседнику);