Файл: 102015Часть viii редакционнаяколлеги я Главный редактор.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 245

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Омск: — 2014. — с. 136–139.

832
«Молодой учёный» . № 10 (90) . Май, 2015 г.
Экономика и управление
Республика Узбекистан: актуальные проблемы совершенствования
финансового анализа в условиях модернизации экономики
Хужаханов Маъруфхон Хамидхонович, магистр экономики, старший преподаватель;
Ходжибаева Икбола Валиевна, магистр экономики, старший преподаватель
Наманганский инженерно-педагогический институт (Узбекистан)
П
ерестройка экономики на рыночные отношения со- провождается усилением значения эффективного использования капитала в процессе функционирования наших хозяйствующих субъектов и рефинансирования прибыли как важнейшего источника их развития. Это вы- зывает необходимость пересмотра содержания финансо- вого анализа хозяйствующих субъектов.
В теоретическом осмыслении нуждаются такие прин- ципиально важные для каждой науки вопросы как опре- деление предмета финансового анализа; взаимосвязей и взаимопроникновения общей системы экономических наук; учета требований различных групп пользователей при составлении программы проведения финансового анализа, несмотря на все возрастающую роль финансо- вого анализа в принятии управленческих решений, его методология остается до настоящего времени недо- статочно исследованной; многочисленные экономиче- ские публикации последних лет в основном сосредото- чены на анализе отдельных финансовых коэффициентов и их систематизации в виде конкретных методик. В ре- зультате, методология финансового анализа рассматрива- ется как набор прикладных методик, характеризующих от- дельные аспекты финансового состояния хозяйствующих субъектов. В то же время, глубинные основы теории фи- нансового анализа остаются пока не раскрытыми.
Одностороннее видение проблемы методологии фи- нансового анализа только как набора финансовых коэф- фициентов привело к снижению его действенности, от- рыву процесса обоснования и принятия управленческих решений от результатов анализа.
Проблема развития и совершенствования финансо- вого анализа в рыночных условиях может быть поставлена в широком и узком смысле. В узком смысле — это разра- ботка методики анализа, опирающей на имеющуюся ин- формационную базу.
Свойственное узкому подходу отсутствие четко опреде- ленных принципов и концептуальных подходов к теорети- ческому пониманию ключевых характеристик финансового состояния может иметь негативные последствия для успеш- ного функционирования хозяйствующего субъекта.
Развитие финансового анализа, понимаемое в ши- роком смысле, должно осуществляться на основе иссле- дования глубинной сущности учетных и финансовых ка- тегорий и понятий, в первую очередь, таких как капитал, активы, обязательства, доходы, расходы, финансовый ре- зультат, денежные потоки. Значение данного подхода со- стоит в том, что от содержания, которое вкладывается в исследуемые понятия, зависит их качественная интер- претация и количественная оценка, а, следовательно, и результаты анализа.
Первое узкое направление развития финансового ана- лиза — разработка отдельных практических методик ана- лиза в определенной степени представлено в современной отечественной аналитической литературе. Второе ши- рокое направление — теория финансового анализа, ох- ватывающая фундаментальные основы изучения и оценки текущего и будущего финансового состояния хозяйству- ющего субъекта с позиции его финансовой устойчивости и эффективности функционирования вложенного в него капитала остается недостаточно исследованным.
Эффективность финансового анализа напрямую за- висит от полноты и качества используемой информации.
Следует констатировать в этой связи, что в настоящее время в отечественной литературе сложился упрощенный подход к реализации финансового анализа, ориентиру- ющий его на использование исключительно бухгалтерской
(финансовой) отчетности или в несколько более широком плане — на данные бухгалтерского учета. Данная трак- товка информационной базы сужает возможности фи- нансового анализа и, главное, его результативность, по- скольку она оставляет вне рассмотрения принципиально важные для объективной оценки финансового состояния факторы, связанные с отраслевой принадлежностью хо- зяйствующего субъекта, состоянием внешней среды, включая, в первую очередь, рынок материальных и финан- совых ресурсов, тенденции фондового рынка, а также ряд других существенных факторов, например, финансовую стратегию собственников и руководящего персонала, иг- норирование которых приводит к ошибочной оценке фи- нансовой устойчивости хозяйствующего субъекта.
В этой связи особую актуальность приобретает ре- шение методологической проблемы обоснования объема и состава релевантной информации, необходимой для про- ведения эффективного финансового анализа, преследую- щего поставленные различными пользователями цели.
Данная проблема приобретает особую значимость в настоящее время, поскольку после принятия в 1996 году
Закона Республики Узбекистан «О бухгалтерском учете» в хозяйственную практику последовательно внедряются международные стандарты финансовой отчетности. По- этому изменение целевой направленности бухгалтерской отчетности, ее ориентация на удовлетворение информа- ционных потребностей различных групп пользователей, анализирующих финансовое состояние хозяйствующих субъектов и его финансовую устойчивость, обусловили не- обходимость раскрытия в отчетности всей существенной,


833
“Young Scientist” . #10 (90) . May 2015
Economics and Management
необходимой для обоснования управленческих решений информации. В этой связи возникает методологическая проблема обоснования объема, состава и качественных характеристик информации, раскрываемой в текстовой части бухгалтерского отчета: пояснительной записке и От- чете исполнительного органа.
К числу ключевых характеристик финансовой устой- чивости относится способность хозяйствующего субъ- екта к наращению капитала. В этой связи возникает про- блема идентификации собственного капитала, которая до настоящего времени остается нерешенной. Различные подходы к пониманию собственного капитала и аналити- ческой интерпретации его изменения приводят к неодно- значной оценке финансового состояния и его перспектив, что влечет за собой значительные затруднения и субъекти- визм в реализации финансового анализа на практике.
Финансовая устойчивость проявляется в постоянной платежеспособности, предполагающей погашение всех обязательств хозяйствующего субъекта в установленные сроки. Теоретическое и практическое изучение условий, определяющих неплатежеспособность многих хозяйству- ющих субъектов республики Узбекистана, в первую очередь таких как замедление оборачиваемости активов и снижение их ликвидности показывает, что все они связаны с особен- ностями операционного цикла и соотношением его про- должительности с периодом погашения обязательств перед кредиторами. Исходя их этого, можно заключить, что мето- дологическим подходом к исследованию факторов и условий поддержания платежеспособности является анализ опера- ционного цикла конкретного хозяйствующего субъекта и его сопоставление со сроками погашения заемных средств.
Финансовая устойчивость хозяйствующих субъектов в значительной степени зависит также от способности хо- зяйствующего субъекта приносить прибыль требуемой сумме. Методология анализа финансовых результатов в настоящее время претерпевает значительные изме- нения, связанные с постепенным отходом от узкой трак- товки прибыли как разности между бухгалтерскими дохо- дами и расходами, и приближением к более широкому ее пониманию как наращению собственного капитала. Ска- занное полностью согласуется с концепцией поддержания капитала, согласно которой прибыль может быть признана только в том случае, если имел место реальный рост соб- ственного капитала. Указанный принципиальный подход до настоящего времени не получил отражения в анализе финансовых результатов, что делает необходимым теоре- тическую и методическую проработку данного вопроса.
Существенным недостатком существующих методик финансового анализа является их преимущественно ре- троспективный характер. Учитывая целевую направ- ленность финансового анализа на обоснование управ- ленческих решений, последствия которых проявятся в ближайшем или отдаленном будущем, можно утвер- ждать, что важнейшей задачей финансового анализа в со- временных условиях является перспективная оценка фи- нансового состояния предприятия и его финансовой устойчивости в будущем с позиции их «соответствия целям развития хозяйствующих субъектов в условиях изменяю- щейся внешней и внутренней среды. В этой связи возни- кает необходимость разработки методологии перспектив- ного финансового анализа.
Необходимость обеспечения соответствия содержания финансового анализа современным условиям развития рыночной экономики, практическая востребованность его научного обоснования и в то же время отсутствие це- лостной научно-обоснованной теории финансового ана- лиза, неразработанность ряда принципиальных вопросов его методологии и методики обусловляет провести ис- следование по
«Актуальным проблемам совершенство-
вания финансового анализа в условиях модернизации
экономики»
Целью исслдование должень обосновать и разраба- тывать концепции финансового анализа как особого на- учного направления в области комплексного экономиче- ского анализа хозяйствующих субъектов.
Исходную основу концепции должень составлят новая авторская трактовка методологии финансового анализа, основанная на системном и комплексном подходе к иссле- дованию, преемственности результатов ретроспективного, оперативного и перспективного анализа, сопоставлении затрат и выгод, вероятностном подходе, учитывающем неопределенность и риск деятельности хозяйствующего субъекта, ориентации на запросы конкретных субъектов анализа.
Для достижения этой цели исследование должень ре- шать следующие важные задачи:
— раскрыть сущность, целевую направленность, предмет и содержание, круг основных задач и приори- теты в выборе ключевых направлений финансового ана- лиза в зависимости от временного аспекта его проведения, а также его место в системе других видов анализа и эконо- мических наук;
— предложить и обосновать определение базовых по- нятий финансового анализа, характеризующих финан- совое состояние, финансовую устойчивость, платежеспо- собность и ликвидность;
— охарактеризовать особенности метода финансового анализа, вытекающие из требований его целевой направ- ленности; раскрыть влияние базовых концепций теории финансов на методологию современного финансового анализа и выявить основные факторы, определяющие его развитие;
— обосновать принципиальные подходы к формиро- ванию информационного обеспечения финансового ана- лиза, разработать классификацию основных типов реле- вантной информации; сформулировать основные функции поясняющей информации бухгалтерской (финансовой) отчетности с учетом обеспечения информационных по- требностей финансового анализа; оценить влияние про- цесса реформирования бухгалтерского учета в Узбеки- стане в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности на информационную базу финан-


834
«Молодой учёный» . № 10 (90) . Май, 2015 г.
Экономика и управление
сового анализа; внести предложения по раскрытию ин- формации бухгалтерской отчетности для целей анализа;
— влияния скорости оборота капитала на денежные потоки хозяйствующего субъекта с позиции его текущей платежеспособности; предложить методику анализа де- нежных потоков применительно к узбекской информаци- онной базе;
— уточнить понятийный аппарат в части финансовых результатов деятельности;
— исследовать тенденции интерпретации доходов, рас- ходов и финансовых результатов в отечественной и засру- бежной литературе и раскрыть их последствия для мето- дики финансового анализа; раскрыть значение концепции поддержания капитала для анализа финансовых резуль- татов;
— систематизировать частные и обобщающие пока- затели оценки доходности, на основании чего предложить систему показателей эффективности деятельности хозяй- ствующего субъекта;
— провести критическое изучение действующих ме- тодик и предложить методику анализа финансовой устой- чивости, основанную на использовании системы показа- телей, отражающих способность предприятия стабильно функционировать, обеспечивая при этом удовлетворение требований кредиторов и инвестиционных ожиданий соб- ственников.
Мы считаем, что практическая значимость такого ис- следования заключается в разработке методики фи- нансового анализа, позволяющей решать актуальные прикладные задачи по обоснованию рациональных управ- ленческих решений в области финансовой деятельности предприятиями, инвестиционными и финансовыми ком- паниями, коммерческими банками и другими внешними пользователями финансовой отчетности.
Литература:
1. Каримов, И. А. «2014 год станет годом развития страны высокими темпами, мобилизации всех возможностей, последовательного продолжения оправдавшей себя стратегии реформ». Доклад на заседании Кабинета Мини- стров, посвященного итогам социально-экономического развития Узбекистана в 2013 году и важнейшим при- оритетным направлениям экономической программы на 2014 год // «Народное слово», 18 января 2014 года,
№ 13.
2. Гетман, В. Г. «Учёт внутрихозяйственных расчетов» — М: Финансы и статистика, 1990–8 стр.
3. Макарьян, Э. А. Герасеменко Г. П финансовый анализ. М:«ПРИОР», 1997. 41с
4. Ковалёв, В. В «Финансовый анализ», — М: «Финансқ и статистика» 1999–768 с.
5. Қосимов, Ғ. М. «Менежмент» Дарслик Т: «Ўзбекистон» нашрёти 2002 й 10-б.
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   22

Государственный бюджет и его роль в экономике
Цубрович Яков Алексеевич, студент;
Егорова Мария Сергеевна, ассистент
Национальный исследовательский Томский политехнический университет
А
ктуальность данного исследования заключается в зна- чимости вопросов регулирования и планирования бюджета и бюджетной системы в условиях рыночной эко- номики.
Бюджет — это важнейшая концепция в микроэконо- мике, и в макроэкономике — государственный бюджет.
Проект бюджета обсуждается и принимается законо- дательным органом страны ежегодно. Построение бюд- жетной системы определяется формой государственного устройства. Например, в унитарных государствах суще- ствует двухзвенная система — центральный и местные бюджеты. Федеративные государства включают и бюд- жеты республик, штатов, краев, земель [1, c. 57].
Одним из главных документов, который регулирует эко- номическую жизнь общества, является бюджет. Это по- нятие воспринимается как важнейший юридический закон экономической деятельности. Бюджет необходим каждому государству, бизнесу, семье, организации для удовлетво- рения его объективных потребностей в денежном фонде.
Важнейшее место в финансовой системе занимает госу- дарственный бюджет.
Государственный бюджет — это важнейший финан- совый документ РФ, который определяет перспективу и параметры ее развития на предстоящий год. Как правило, разработке его показателей уделяют особое внимание на всех уровнях власти и на всех этапах прохождения рас- четов. Бюджетный кодекс Российской Федерации рассма- тривает бюджет как форму образования и расходования фонда денежных средств, которые должны быть предна- значены для финансового обеспечения функций и задач государства и местного самоуправления [3, c. 124–156].
Исходя из вышеуказанного, государственный бюджет является средством накопления ресурсов финансовых для государства, а также дает возможность содержания

835
“Young Scientist” . #10 (90) . May 2015
Economics and Management
государственного аппарата государственной власти, со- держания армии, выполнения социальных меропри- ятий, реализации экономических задач, выполнения при- сущих функций государством. Государственный бюджет можно определить как финансовый счет в общем виде.
Тут представлена сумма расходов, доходов государства за какой-то период (обычно берут за год). Также, госу- дарственный бюджет можно рассмотреть как сумму ожи- даемых налоговых поступлений и предполагаемых го- сударственных расходов на стадии его окончательного утверждения законодательной властью.
В бюджетной системе РФ следующие уровни: внебюд- жетные фонды, муниципальных образований, субъектов
Российской Федерации, федеральный бюджет [3].
Федеральным казначейством осуществляет обслужи- вание исполнения бюджетной системы Российской Феде- рации.
Бюджетный профицит — это ситуация, если доходы бюджета выше расходов (профицит бюджета). Если же запланированные расходы ниже доходов бюджета, это на- зывается бюджетный дефицит (или дефицит бюджета) [5].
Бюджетом государственных внебюджетных фондов называют форму расходования, образования денежных средств, которые образуются вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Они пред- назначены для реализации конституционных прав граждан на социальное страхование, на пенсионное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обе- спечение в случае безработицы. Формируются же рас- ходы и доходы государственного внебюджетного фонда в порядке, который устанавливает федеральный закон, а так же в другом в порядке, который предусматривает
Бюджетный кодекс Российской Федерации. Государ- ственные федеральные внебюджетные фонды относят к федеральной собственности. Пенсионный фонд Рос- сийской Федерации; Фонд социального страхования Рос- сийской Федерации; Фонды обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения
РФ относят к государственным социальным внебюд- жетным фондам.
Для финансового обеспечения выполняемых фондом задач и функций, доходы и расходы государственного вне- бюджетного фонда составляют его бюджет. Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов раз- рабатываются их органами управления и представля- ются в органы исполнительной власти, которые передают их на рассмотрение в законодательные органы. К бюд- жетной системе Российской Федерации относятся госу- дарственные внебюджетные фонды. Эти проекты пред- ставляют одновременно с проектами соответствующих бюджетов на следующий финансовый год.
Источниками формирования доходов бюджетов вне- бюджетных фондов являются: обязательные платежи, предусмотренные соответствующими законодательными актами; добровольные взносы юридических и физических лиц; прочие доходы.
Устанавливаются направления расходов государ- ственных внебюджетных фондов в строгом соответствии с их социальным назначением и действующим законода- тельством. Органом управления фонда составляется отчет об исполнении бюджета федерального государственного внебюджетного фонда, затем его представляют на рассмо- трение и утверждение Государственной Думой и Советом
Федерации в форме федерального закона. Представление отчета осуществляется в аналогичном порядке. Органы, обеспечивающие контроль за исполнением бюджетов со- ответствующего уровня бюджетной системы Российской
Федерации осуществляют контроль за исполнением бюд- жетов государственных внебюджетных фондов [4].
Федеральным бюджетом называется основное орудие валового внутреннего продукта и перераспределения на- ционального дохода. Около 30 % валового внутреннего продукта перераспределяется через федеральный бюджет.
Этот бюджет наиболее широко используется в межотрас- левом, территориальном перераспределения финансовых ресурсов. Учитываются требования рационального раз- мещения производительных сил, подъема культуры, эко- номики на всей территории РФ, в том числе республики, края, области. При переходе к рыночным механизмам, средства государственного бюджета должны быть направ- лены на финансирование структурной перестройки эконо- мики, ускорение социального развития и социальную за- щищенность наименее обеспеченных слоев населения.
В настоящее время приоритетными являются транс- порт, топливно-энергетический, военный, промышленный и агропромышленный комплексы. Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшению пропорций и эффективному ис- пользованию средств государства [2].
Основные типы бюджета:
а) Бюджет, который был составлен снизу вверх. Он предусматривает сбор информации бюджета от исполни- телей к руководителям нижнего уровня, а затем — к руко- водителям организации.
б) Бюджет, который был составлен сверху вниз. Он требует от руководства компании точного понимания всех особенностей организации и готовность сформировать ка- кой-то реалистичный прогноз на определенный период времени [1].
Доходами бюджета называются денежные средства, которые поступают безвозмездно и безвозвратно в со- ответствии с законодательством Российской Федерации в управление органов государственной власти Россий- ской Федерации, субъектов государственной власти Рос- сийской Федерации и местного самоуправления органов.
Это определение написано в Бюджетном кодексе Россий- ской Федерации. Основный нормативный акт, который регулирует учет, систематизацию информации о состо- янии бюджета, является классификация бюджета. Её ис- пользуют для составления и исполнения бюджетов, обе- спечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней системы бюджетов. Именно этот документ клас-


836
«Молодой учёный» . № 10 (90) . Май, 2015 г.
Экономика и управление
сифицирует доходы бюджетов всех уровней бюджетной системы на группы доходов, которые состоят из статей, которые в свою очередь объединяются в конкретные виды доходов по способам получения доходов. Кроме этого, со- гласно кодексу Бюджетному Российской Федерации до- ходы бюджетов подразделяются на регулирующие и соб- ственные. К собственным доходам можно отнести доходы налоговые и часть доходов неналоговых. После всту- пления в силу законопроекта «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РФ в части регули- рования межбюджетных отношений» к собственным до- ходам теперь можно отнеси доходы неналоговые, которые зачисляются в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законо- дательством о сборах и налогах; доходы, которые полу- чены бюджетом в виде безвозвратных и безвозмездных перечислений за исключением субвенций из Федераль- ного фонда компенсаций и региональных фондов ком- пенсаций. К регулирующим доходам можно отнести такие доходы, которые получаются бюджетами в форме отчис- лений от собственных доходов бюджетов других уровней бюджетной системы в соответствии с установленными на определенный срок нормативами отчислений. Норма- тивы отчислений определяет закон о бюджете того уровня системы бюджета, который собственные доходы передает или распределяет переданные ему собственные доходы бюджета другого уровня [5].
Налоговые доходы являются самой большой группой доходов государственного бюджета. К ним относят феде- ральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени, предусмотренные в налоговом законодательстве
Российской Федерации. Налогами можно назвать важную экономическую категорию, связанную с существованием и функционированием государства. В Налоговом кодексе
Российской Федерации понятие «налог» и «сбор» раз- делены, в налоговом законодательстве Российской Фе- дерации налоги, сборы и пошлины трактуются как на- логи. Исходя из вышеуказанного налогами можно назвать не только собственно налоги, но и сборы и пошлины.
К расходам бюджета относят денежные средства, ко- торые направлены на обеспечение задач с финансовой стороны, а также функций государства и местного самоу- правления. Предоставление бюджетных средств осущест- вляется следующими способами:
1. Ассигнований, направленных на содержание бюд- жетных учреждений — бюджетные средства, предусмо- тренные бюджетной росписью получателю или распоря- дителю бюджетных средств. Основные виды бюджетных ассигнований являются ассигнования на: содержание уч- реждений бюджетных; реализацию обязательных выплат населению, установленных законодательством Россий- ской Федерации
2. Средствами на оплату работ и услуг, а также то- варов, которые выполняются физическими и юридиче- скими лицами по контрактам государственным или муни- ципальным
3. Трансферты населению, которые включают в себя ассигнования на выплату населению, которые установ- лены законодательством Российской Федерации и субъ- ектов Российской Федерации, правовыми актами предста- вительных органов местного самоуправления
4. Ассигнования для осуществления отдельных госу- дарственных полномочий, которые передаются на другие уровни власти
5. Ассигнования для компенсации дополнительных расходов, которые возникли в результате решений, при- нятых органами государственной власти, которые при- водят к увеличению расходов бюджетных или умень- шению доходов бюджетных
6. Бюджетные кредиты юридическим лицам (включая налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате на- логов и платежей)
7. Субвенции и субсидии юридическим лицам, а также физическим лицам;
8. Инвестиции в уставные капиталы действующих, а также вновь создаваемых юридических лиц
9. Бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджета других уровней бюджетной системы Российской
Федерации, государственным внебюджетным фондам
10. Кредиты для иностранных государств
11. Средства на обслуживание и погашение долговых обязательств, а также числе государственных и муници- пальных гарантий [3, c. 48].
Новые типы расходов бюджета могут финансироваться только с начала следующего финансового года, если они были включены в соответствующий бюджет. При опре- делении источника финансирования исключается повы- шение дефицита бюджетов.
Литература:
1. Бюджетный кодекс РФ (по состоянию на 1 октября 2004 года; включая изменения, вступающие в силу с 1 ян- варя 2005 года). — Новосибирск: Сиб. изд-во, 2004.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Федеральные законы от 17 июля 1998 года и от 26 июля 2000 года с дополнениями и изменениями. — М.: ПРИОР, 2002. — 320 с.
3. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. — М.:
Юрайт, 1999.
4. Немировский Игорь Борисович, Старожукова Инна Альбертовна, Бюджетирование. От стратегии до бюд- жета — пошаговое руководство. — М.: «Диалектика», 2006. — с. 512.
5. Бюджетная система РФ: Учебник для студентов вузов / Под ред. М. В. Романовского. М.: Юрайт, 2000.