Файл: 102015Часть viii редакционнаяколлеги я Главный редактор.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 247

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Валовая выручка (валовой доход) является для тур- фирм результирующим показателем, который коррек- тирует даже рассчитанные на основе экспертных оценок рейтинговые предложения туристских направлений.
Особое место в системе коммерческого расчета зани- мает прибыль. В общем виде прибыль — это разновид- ность между стоимостью валовой продукции и валовыми издержками или ценой продукции и затратами на ее про- изводство и реализацию.

846
«Молодой учёный» . № 10 (90) . Май, 2015 г.
Экономика и управление
Прибыль как основной мотив в конкурентной борьбе побуждает фирму искать способы ее максимизации.
Для условий совершенной конкуренции в качестве ос- новного способа используется сопоставление предельных издержек с предельными доходами. Чтобы понять этот способ максимизации прибыли, необходимо знать кате- горию предельного дохода. Предельный доход — это до- полнительный доход от продаж одной дополнительной единицы продукции. Он определяется как разность между объемами продаж в данный период, если за этот период объем продаж увеличится на одну единицу продукта [3].
В условиях классического рынка, при совершенной конкуренции, предельный доход равен цене товара. В ус- ловиях несовершенной конкуренции предельный доход ниже цены, поскольку несовершенный конкурент, моно- полист, чтобы продать дополнительную единицу товара и не допустить других конкурентов на свой рынок, вы- нужден уменьшать цену.
Литература:
1. Биншток, Ф. И. Ценообразование. Учебное пособие. — М.: Финансы и статистика, 2001–197 с.
2. Туризм и гостиничное хозяйство / Под. Ред. Чудновского А. Д. — М.: ТАНДЕМ, ЭКМОС, 2000–236 с.
3. Экономика современного туризма. Под редакцией Г. А. Карповой, — М. — СПБ: Изд.: Торговый дом «Герда»,
1998–443 с.
Особенности оценки нематериальных активов в строительной отрасли
Чуприкова Мария Николаевна, студент
Национальный исследовательский Томский политехнический университет
Ключевые слова: нематериальные активы, НМА, интеллектуальная собственность, доходный подход,
сравнительный подход, затратный подход, методы оценки, строительные организации.
В
деятельности любого предприятия нематериальные активы оказывают существенное влияние на эконо- мические и финансовые показатели работы. Поэтому ка- чественная оценка НМА и объектов интеллектуальной собственности так необходима для успешного функцио- нирования предприятия. Оценка нематериальных активов существенно повышает стоимость компании, положи- тельно влияет на ее имидж и привлекательность в глазах инвесторов и партнеров.
Нематериальные активыобъекты промышленной и интеллектуальной собственности и иных имущественных прав, минимальный срок использования которых превы- шает 12 месяцев и которые приносят доход и не имеют ма- териально-вещественной формы [1].
НМА представляют собой ресурс, используемый в управленческих, экономических, производственных отно- шениях организации, являются источником дополнительной стоимости, сами имеют стоимость и выступают в качестве объекта в отношениях «купли-продажи» ресурсов, обеспе- чивающих дееспособность организации, а также в субъек- тно-объектных отношениях организаций [2, с. 9].
К нематериальным активам отнесены [3]:
— исключительные права патентообладателя на изо- бретения, промышленные образцы, полезные модели и селекционные достижения;
— исключительные авторские права владельца на то- варный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товара;
— имущественное право автора или иного правообла- дателя на топологии интегральных микросхем;
— деловая репутация организации, а также организа- ционные расходы, которые в соответствии с учредитель- ными документами признаны вкладом в уставный капитал организации.
В российской экономике значимость нематериальных активов существенно занижена. Одна из причин такого состояния лежит, во-первых, в плоскости недооценки в целом большинством бизнесменов тех перспектив, ко- торые открываются при надлежащем их использовании, а, во-вторых, недостаточностью внимания к вопросам моде- лирования эволюции экономики с учетом НМА.
Данное упущение обусловлено тем, что предпри- ятия, как правило, стремятся или не показывать своих активов, или делать это по минимуму. Причиной этому служит, прежде всего, несовершенное законодательство, и, в частности, его налоговая составляющая, которая вы- нуждает каждое предприятие выбирать путь развития, да- лекий от инновационного, а в совокупности это пагубно сказывается на перспективах всей страны.
В соответствии с федеральным стандартом [4], оценщик должен рассмотреть все три подхода: доходный, сравнительный и затратный.
Доходный подход базируется на применении следу- ющих методов:
— избыточных прибылей;
— дисконтирования денежных потоков;


847
“Young Scientist” . #10 (90) . May 2015
Economics and Management
— освобождения от роялти;
— преимущества в прибылях.
Под методом избыточных прибылей подразумевается, что не отраженные на балансе нематериальные активы приносят предприятию избыточную прибыль, что обеспе- чивает доходность на активы и собственный капитал выше среднеотраслевого уровня. Данный метод в основном ис- пользуется для оценки деловой репутации организации.
Метод дисконтирования денежных потоков основан на прогнозировании денежных потоков организации в перспективе и их приведении к настоящему (или буду- щему) моменту времени. Важным принципом использо- вания этого метода является разграничение задач.
Метод освобождения от роялти используют при оценке патентов и лицензий. Роялти выражают в процентах от общего объема выручки от реализации, произведенных с применением патентованного средства. Стоимость ин- теллектуальной собственности представляет собой вели- чину будущих платежей по роялти в течение срока службы патента или лицензии. Размер роялти устанавливают на основании анализа рынка. Данный метод имеет при- знаки как доходного, так и рыночного подходов [5, с. 136].
Методом преимущества в прибылях оценивается сто- имость изобретений. Под преимуществом в прибыли по- нимается дополнительная прибыль, обусловленная оце- ниваемым нематериальным активом. Она равна разности между прибылью, полученной при использовании изо- бретений, и той прибылью, которую производитель полу- чает от реализации продукции без использования изобре- тения [6, с. 189–190].
Сравнительный подход основан на том, что объекты оценки участвуют в сделках купли-продажи. Данные по идентичным сделкам сравнивают с оцениваемыми объ- ектами.
При применении данного метода необходимо осу- ществить сравнительный анализ передаваемых имуще- ственных прав по каждому объекту интеллектуальной собственности и общего объема притязаний, вытека- ющих из формулы изобретения. Так как статистический анализ в сравнительных технологиях не совсем корректен и достаточен, следует использовать методы экспертных оценок, основанные на привлечении нескольких экс- пертов, мнения которых можно использовать при при- нятии решений о заключении сделки. Данный метод при- меняется для определения стоимости франшиз и лицензий на определенные виды деятельности.
Затратный подход предполагает использование следу- ющих методов:
— стоимости создания;
— выигрыша в себестоимости.
Метод стоимости создания обычно применяется тогда, когда нет возможности применить другие методы оценки результатов интеллектуальной деятельности.
Метод заключается в поэлементной оценке рыночной стоимости активов и обязательств организации и обу- словлен различием результатов балансовой и рыночной оценки составляющих активов и пассивов организации.
При оценке действующей компании используется метод чистых активов, при решении ликвидации или покупки компании используется метод ликвидационной стои- мости.
Метод выигрыша в себестоимости включает в себя эле- менты затратного и сравнительного подходов. Согласно данному методу стоимость нематериальных активов рас- считывается через определение экономии на произве- денных расходах в результате применения ноу-хау.
Специфика строительной отрасли непосредственно на- кладывает отпечаток на выбор методов оценки НМА пред- приятий соответствующей отрасли. Ниже приведем при- знаки, характерные для строительных организаций:
1. Нематериальные активы вносят значительный вклад в суммарную стоимость предприятия. Типичной яв- ляется ситуация, когда два предприятия-аналога, облада- ющих сопоставимыми материальными имущественными комплексами, имеют существенно различный потенциал кредитования и инвестиционную привлекательность, что, в свою очередь, обуславливает различную величину их ры- ночной стоимости. Причиной такого расхождения явля- ется наличие разнообразных нематериальных активов.
Полноценный анализ всех бизнес-цепочек предприятия строительной отрасли и его связей с контрагентами явля- ется одним из важнейших этапов оценки его стоимости, не- корректная реализация которого способна привести к су- щественному искажению итоговой величины стоимости предприятия или пакета его акций (доли участия).
2. Особенности налогообложения, такие как: мас- совое возмещение НДС, практика закрытия актов выпол- ненных работ к концу календарного года, несовпадение дат подписания актов выполненных работ и дат движения денежных средств. Данные особенности оказывают наи- большее влияние на расчеты, проводимые в рамках доход- ного подхода к оценке.
3. Использование разнообразных источников фи- нансирования
/ моделей реализации продукции, на- пример, таких как: приобретение жилья за безналичный расчет; приобретение по смешанной схеме налично / без- наличного расчета; рассрочка платежей, предлагаемая за- стройщиком; вексельная схема финансирования; «клас- сическое» и ипотечное кредитование. Указанные схемы оказывают прямое влияние на корректность прогноза де- нежных потоков и на точность определения величины ставки дисконтирования, учитывая специфику структуры рисков данной отрасли.
4. Значительная доля запасов / товаров в производ- стве в составе актива баланса. Данные статьи активов от- носятся к классу оборотных средств, не изъятых из обо- рота. По факту в составе данных статей могут числиться объекты незавершенного строительства, «замороженные» объекты. Следовательно, данные активы больше соот- ветствуют внеоборотным, так как на некоторый продол- жительный период времени объекты изъяты из оборота предприятия. Некорректный учет описанной специфики


848
«Молодой учёный» . № 10 (90) . Май, 2015 г.
Экономика и управление
может привести к ошибочным трактовкам полученных ре- зультатов при проведении оценки.
Таким образом, при оценке нематериальных активов предприятий, связанных со строительством, необходимо в обязательном порядке учитывать специфику данной от- расли, а также присущие ей риски. Ошибки при толко- вании результатов произведенных расчетов в такой ка- питалоемкой отрасли, как строительство, могут привести к неблагоприятным последствиям для предприятия. С ро- стом инновационной деятельности и постановления все большего числа нематериальных активов на баланс пред- приятий Россия постепенно выйдет на новый уровень.
На данный момент проводится разработка федерального стандарта оценки (ФСО) «Оценка стоимости НМА и ИС».
В настоящее время можно наблюдать множество нару- шений прав в области нематериальных активов, Например, некоторые компании нелегально используют опреде- ленные технологии в строительстве. Следовательно, в обя- зательном порядке необходимо законодательно принимать меры по ужесточению мер ответственности за нарушения в данной области и по совершенствованию механизмов формирования и управления нематериальными активами.
Литература:
1. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1 / 2008) (от 06.10.2008 N 106н).
Положение по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21 / 2008) (от 06.10.2008 N
106н): [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru / document / cons_doc_LAW_142566 / , свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 20.04.2015).
2. Ольховский, В. В. Управление нематериальными активами как инновационным ресурсом развития современных организаций / В. В. Ольховский; Российская академия государственной службы при Президенте РФ (РАГС). —
Москва: РАГС, 2009. — 304 с.
3. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материальных активов» (ПБУ 14 / 2007) (от 27.12.2007 г. N
153н): [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.consultant.ru / cons / cgi / online. cgi?req=doc; base=LAW; n=111054; div=LAW; dst=100004, — 1; rnd=0.26323780487291515, свободный. — Загл. с экрана
(дата обращения: 20.04.2015).
4. ФСО № 1 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки» (от 20.07.2007 г.
N 256): [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.labrate.ru / laws / 20070720_prikaz_mert_256_
fso-1_appraisal-approaches. htm, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 20.04.2015).
5. Чеботарев, Н. Ф. Оценка стоимости предприятия (бизнеса): учебник / Н. Ф. Чеботарев. — Москва: Дашков и К,
2009. — 253 с.
6. Есипов, В. Е. Оценка бизнеса: учебное пособие / В. Е. Есипов, Г. А. Маховикова, В. В. Терехова. — Санкт-Пе- тербург: Питер, 2008. — 464 с.
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   22

Некоторые вопросы совершенствования корпоративного управления
в Узбекистане
Шакирова Гулбахор Шарифджановна, старший преподаватель
Наманганский инженерно-педагогический институт (Узбекистан)
В статья посвящена вопросам эффективного воздействия внешних и внутренних факторов на систему
корпоративного управления, рассмотрены темпы улучшения корпоративного управления в Узбекистане.
Ключевые слова: корпоративное управление, внешние факторы, внутренние факторы, нормативно-пра-
вовые акты, финансовая отчетность, аудит
К
ак известно, система корпоративного управления должна обеспечивать защиту интересов всех эконо- мических агентов, имущественно и финансово связанных с корпорацией. Более того, практика показывает, что не- совершенная система корпоративного управления при- ведет к таким негативным последствиям, как «выка- чивание активов» или денежных потоков предприятия менеджерами, отдельными акционерами или аффилиро- ванными с ними структурами, например путем заключения нерыночных сделок, представляет собой прямое нару- шение прав мелких акционеров и кредиторов. Это перво- начально снижает кредитоспособность компании, а в ко- нечном счете становится причиной банкротства.
Эффективная система корпоративного управления формируется под воздействием внешних и внутренних факторов.

849
“Young Scientist” . #10 (90) . May 2015
Economics and Management
Внешние (макроэкономические) факторы:
— общее состояние экономики;
— общий уровень экономического развития;
— культурные традиции;
— нормативно-правовые акты и механизмы их реа- лизации (законодательство о создании и функциониро- вании предприятий различных организационно-правовых форм собственности, законодательство о защите прав ин- весторов, законодательство о банкротстве, законодатель- ство о рынке ценных бумаг);
— эффективное регулирование рынка ценных бумаг и действенный контроль за его функционированием;
— информационное обеспечение и его качество (стан- дарты финансовой отчетности, обязательность внешнего аудита, требования к полноте, достоверности и своевре- менности раскрытия информации).
Эффективное корпоративное управление зависит и от внутренниих факторов (факторы предприятия):
— учредительные документы предприятия (права ак- ционеров и кредиторов на участие в принятии ключевых стратегических решений, в назначении исполнительного органа управления, механизмы защиты от инсайдерских сделок, регистрация прав собственности и другие);
— прозрачность (своевременность, достоверность и полнота раскрытия информации о финансовом поло- жении предприятия, его обязательствах, структуре соб- ственности — это обеспечивается ведением бухгалтер- ского учета в соответствии с национальными стандарта бухгалтерского учета и составлением представлением фи- нансовой отчетности в соответствии с требованиями меж- дународных стандартов финансовой отчетности);
— внутренние процедуры взаимоотношений наблю- дательного совета и исполнительного органа управления, эффективное функционирование внутреннего аудита.
Ослабление реального влияния любого из вышеука- занных факторов означает несовершенное корпоративное управление и создает условия для нездоровой борьбы за контроль между различными заинтересованными сто- ронами: нынешними и потенциальными акционерами, управленцами, персоналом. Нередко одним из резуль- татов этой борьбы становится процедура банкротства предприятия, так как отдельные участники таким образом стремятся полностью завладеть предприятием путем из- менения его организационной формы. Борьба же за кон- троль над предприятием отвлекает менеджмент и акцио- неров от операционной и инвестиционной деятельности и имеет негативные последствия для финансового состо- яния предприятия.
Несовершенство системы корпоративного управления по сути означает неустойчивость прав собственности, за- ставляет как акционеров, так и менеджеров, меньше до- рожить репутацией своего предприятия, в частности его кредитной надежностью. Следствием этого нередко ста- новится недальновидная финансовая политика, а иногда и прямое нежелание платить по обязательствам, в том числе и перед государством.
Значить, для акционерных обществ жизненно важна хорошо отлаженная система корпоративного управления.
Она является необходимой предпосылкой для осущест- вления постоянной модернизации предприятия. Она по- зволяет своевременно заменить неэффективных соб- ственников и управленцев, не сумевших сделать бизнес прибыльным и финансов устойчивым. Адекватная за- щита прав инвесторов и собственников, заставляет тех из них, которые не заинтересованные в эффективном управлении предприятием, продать свои акции. Тогда акции концентрируются в руках тех инвесторов, которые способны максимизировать стоимость предприятия, до- биться высокой прибыльности и финансовой устойчи- вости бизнеса.
В условиях, когда права инвесторов недостаточно за- щищены, акции предприятия имеют ограниченное хож- дение на рынке и концентрируется в руках инсайдеров
(чаще всего менеджеров и связанных с ними структур).
Складывается положение — существующие акционеры, даже будучи не в состоянии наладить эффективную ра- боту предприятия, могут не захотеть поступиться вла- стью и собственностью. А внешние инвесторы не заин- тересованы в покупке ценных бумаг предприятия, если они не располагают полной и точной финансовой инфор- мацией и не уверены, что смогут реализовать свои права на получение дохода от инвестиций.
Кроме того, чтобы заменить плохого менеджера на хо- рошего необходим эффективный механизм реализации прав собственности. Опыт показывает, что в отсутствии действенного контроля со стороны собственников пред- приятия, менеджер скорее всего будет проводить политику, направленную на укрепление собственной власти и бла- госостояния или на повышение благосостояния трудового коллектива (например, «проедать» займы, а не вклады- вать их в долгосрочные проекты развития производства).
Таким образом, недостаточная защищенность прав ин- весторов искажает ситуацию на рынке корпоративного контроля, препятствуя как перераспределению собствен- ности в пользу более эффективных инвесторов, так и на- значению на руководящие посты наилучших менеджеров.
При неадекватном управлении предприятие может ока- заться не в состоянии обеспечить финансовые потоки в объеме достаточном для погашения его обязательств.
Состояние корпоративных отношений в стране вклю- чает два основных аспекта; во-первых, состояние законо- дательно-нормативной базы и практики ее применения и, во-вторых, состояние деловой среды, характер практики корпоративных отношений.
За последние годы в Узбекистане достигнут заметный прогресс в деле создания правовой основы регулиро- вания корпоративных отношений и обеспечения прав ин- весторов. Приняты новые редакции внесены изменения в такие законы как закон «Об акционерных обществах и защите прав акционеров», «О рынке ценных бумаг»,
«Об аудиторской деятельности», а также ряд нормативных актов.


850
«Молодой учёный» . № 10 (90) . Май, 2015 г.
Экономика и управление
Вместе с тем, очевидно, что существует настоятельная необходимость дальнейшего совершенствования дей- ствующих законов и актов, а также расширения зако- нодательно-нормативной базы, разработки стандартов и правил для регулирования информационных аспектов практики корпоративного управления. Не менее важная проблема — необходимость самых серьезных шагов по обеспечению эффективного применения и испол- нения принятых законов и нормативных актов. Темпы улучшения состояния корпоративного управления в Уз- бекистане будут в очень значительной степени зависеть от улучшения правоприменительной системы в целом.
Следует обратить внимание на состояние деловой куль- туры корпоративного сектора. Менеджеры отечественных компаний должны иметь высокую репутацию в мире в во- просах соблюдения прав инвесторов.
Литература:
1. Каримов, И. А. Создание в 2015 году широких возможностей для развития частной собственности и частного предпринимательства путем осуществления коренных структурных преобразований в экономике страны, по- следовательного продолжения процессов модернизации и диверсификации — наша приоритетная задача. До- клад на заседании Кабинета Министров Республики Узбекистан, посвященном итогам социально-экономи- ческого развития страны в 2014 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2015 год. — Народное слово, 17 января 2015 года.
2. Каримов, И. А. Наша главная цель — решительно следовать по пути широкомасштабных реформ и модерни- зации страны». Доклад на заседании Кабинета Министров Республики Узбекистан, посвященном итогам соци- ально-экономического развития страны в 2012 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2013 год. — Народное слово, 19 января 2013 года.
3. Закон Республики Узбекистан «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» www.Lex.Uz
Омниканальная стратегия:
интеграция каналов продвижения банковских продуктов и услуг
Шевченко Елена Игоревна, магистрант;
Рудская Елена Николаевна, кандидат экономических наук, доцент
Донской государственный технический университет (г. Ростов-на-Дону)
Н
овые технологии как совокупность способов преоб- разования ресурсов в заданный продукт изменяют по- рядок осуществления банковских операций. Если продук- товые инновации определяют отношения банк — клиент, то технологические инновации отражают качество этих отношений. Основными параметрами качества можно на- звать: скорость продуктообразования и доставки, эко- номию на издержках потребителя банковских продуктов и банка при продуктообразовании.
Сущность омниканальной стратегии. По мнению ана- литиков Бостонской консалтинговой группы, понятие ом- никанальность представляет собой маркетинговую стра- тегию продвижения, задачей которой является объединить различные каналы, такие как веб-сайты, приложения, со- циальные сети, электронные купоны, флеш-продажи, pop-up-магазины (или «всплывающие магазины») и прочее, в одно целое.
Главной целью данной стратегии является полное отсут- ствие границ между ними. Клиенту не требуется переклю- чаться на какой-либо другой канал, он может использовать все сразу — начать с онлайн- и завершить покупку оф- флайн режиме, и наоборот. Формируется комфортная биз- нес-среда и для клиента, и для продавцов. Как результат — омниканальные покупатели тратят в два раза больше, чем покупатели одного канала. Схема отличия линейных продаж от омниканальных представлена на рисунке 1.
Более подробно основные моменты омниканальной стратегии и этапы ее развития отражены на рисунке 2.
Интересным представляется исследование подразде- ления Cisco по интернет-решениям для бизнеса (Cisco®
Internet Business Solutions Group, IBSG).
Клиенты омниканальных банков сами выбирают канал взаимодействия, который они хотят использовать в любой момент времени. Они могут начать общение с банком с помощью одного канала (с мобильного устройства, на- пример, находясь дома) и закончить его с помощью дру- гого канала (например, зайдя в отделение банка по дороге домой с работы) (см. рис. 3).
Банк, использующий омниканальную стратегию, от- крывает более широкие возможности, делая банковские финансовые услуги легкодоступными и буквально ин- тегрируя их в повседневную жизнь физических и корпо- ративных клиентов. В основе омниканальной стратегии лежат девять инновационных концепций (см. табл. 1).