Файл: О прохождении производственной (по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности) практики.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 767
Скачиваний: 22
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Численность персонала по предприятию значительно возросла при оставшемся на уровне 2021 года коэффициенте текучести кадров, но так и не достигла нормативной численности 811 человек (процент работающих к нормативу - 85,3% в 2022 году). Нормативная численность на ГБУ «Жилищник района Арбат» определяется согласно штатному расписанию. Анализ использования персонала необходимо рассматривать в тесной связи с оплатой труда. В связи с этим анализ расходования средств на оплату труда имеет большое значение. В процессе его необходимо осуществлять систематический контроль за использованием фонда заработной платы, выявлять возможности его экономии. На предприятии ГБУ «Жилищник района Арбат» действует тарифная система организации заработной платы с применением обязательных стимулирующих доплат и надбавок, а также начислением работникам премии за основные результаты деятельности предприятия. Таким образом, в состав фонда заработной платы ГБУ «Жилищник района Арбат» включаются:
-
Заработная плата, начисленная по тарифным ставкам и окладам за отработанное время; -
Заработная плата, начисленная за выполненную работу по отдельным расценкам; -
Премии и вознаграждения, носящие регулярный или периодический характер, независимо от источников их выплаты; -
Доплаты и надбавки к тарифным ставкам и окладам; -
Доплаты за работу во вредных или опасных условиях, за работу в ночное время, выходные, праздничные дни, за сверхурочные работы; -
Выплата разницы в окладах при временном совместительстве; -
Оплата ежегодных, дополнительных и учебных отпусков; -
Другие выплаты, предусмотренные законодательство и Трудовым кодексом РФ.
Перерасход заработной платы в 2022 году составил 1527,4 тыс.рублей. Перерасход оплаты труда допущен по всем категориям персонала, кроме категории руководителей и специалистов. При невыполнении плана по доходам за 2022 год на 3% допущен перерасход по фонду оплаты труда на 11,4%, что привело к удорожанию себестоимости в 2022 году на 1923,2 тыс.рублей.
Перерасход фонда заработной платы в данном случае имеет место из-за оплаты работникам часов, отработанных сверх нормы, то есть оплата так называемой "переработки". В 2022 году по сравнению с предыдущими годами превышение расходов на оплату труда промышленно-производственного персонала составило по сравнению с 2021 годом 5633,8 тыс.рублей или 61,0%, а по сравнению с 2020 годом 5661,6 тыс.рублей или 62,0% и имело место по всем категориям работников. При этом, темпы роста расходов на оплату труда опережали темпы роста доходов на оказанные услуги, что привело к увеличению доли затрат на заработную плату в себестоимости продукции.
Сопоставив 2021 и 2022 годы видно, что в результате увеличения численности работников, перерасход по фонду оплаты труда составил по рабочим 232,7 тыс.рублей, по ИТР - 52,2 тыс.рублей и из-за повышения среднегодовой заработной платы - по рабочим - на 3836,8 тыс.рублей, по ИТР -1057,8 тыс.рублей. Таким образом, на перерасход фонда заработной платы наибольшее влияние оказало увеличение средней заработной платы одного работника почти в 1,7 раза.
Полноту использования персонала можно определить по степени использования рабочего времени. Количество отработанных человеко-часов в 2022 году по сравнению с 2020 годом снизилось на 90302 человеко-часов (таблица 8). Основными причинами, повлиявшими на это снижение, являются:
-
Снижение количества дней, отработанных одним работником на 12 дней; -
Снижение средней продолжительности рабочего дня на 0.5 часа; -
Снижение численности работников, отработавших неполное рабочее время по инициативе администрации на 7 человек (55 человеко-часов).
При этом наблюдается увеличение числа человеко-дней болезни на 147 дней и численности работающих, которым были предоставлены отпуска без сохранения заработной платы, по собственному желанию на 21 человек (или 28 человеко-дней).
Необходимо проанализировать условия и охрану труда на рабочих местах,
Таблица 8
Использование рабочего времени в динамике за 2020-2022года [9]
Наименование показателей | 2020 год | 2021 год | 2022 год |
Количество отработанных человеко-дней, тыс. | 157,9 | 161,4 | 164 |
Количество отработанных человеко-часов. | 1287050 | 1232281 | 1196748 |
Количество дней, отработанных одним работником | 249 | 242 | 237 |
Средняя продолжительность рабочего дня, час. | 7,8 | 7,6 | 7,3 |
Численность работников, работавших неполное рабочее время.* | 56 | 51 | 49 |
Число неотработанных человеко-часов работниками, работавших неполное рабочее время.* | 783 | 751 | 728 |
Численность работников, которым были предоставлены отпуска без сохранения зарплаты.* | 10 | 8 | 7 |
Число человеко-дней отпусков по инициативе администрации | 315 | 299 | 307 |
Численность работающих с отпусками без сохранения зарплаты по собственному желанию. | 185 | 198 | 206 |
Число человеко-дней отпусков без сохранения зарплаты по собственному желанию. | 539 | 553 | 567 |
Число человеко-дней болезни. | 8541 | 8676 | 8688 |
На ГБУ «Жилищник района Арбат» присутствуют случаи нарушений условий и охраны труда. В основном, эти случаи происходят по вине администрации. Отсюда возрастают затраты по возмещению вреда, в 2021 году по сравнению с 2020 годом они возросли на 1184 рубля. Возросло число человеко-дней нетрудоспособности в 2021 году по сравнению с 2020 годом на 33 дня. Причиной возникновения случаев травматизма на ГБУ «Жилищник района Арбат» - несоблюдение правил техники безопасности и отсутствие контроля со стороны администрации за их соблюдением.
Таблица 9
Нарушения условий охраны труда в динамике за 2020-2022 года [9]
показатели | 2020 год | 2021 год | 2022 год |
Число пострадавших от несчастных случаев | 3 | 4 | 2 |
из них женщин | 1 | 1 | - |
Затраты по возмещению вреда | 10348 | 11532 | 10726 |
Из них пособие по временной нетрудоспособности | 691 | 704 | 692 |
Возмещение заработной платы | 9657 | 10828 | 10034 |
Число человеко-дней нетрудоспособности | 14 | 47 | 26 |
Далее проведем анализ системы управления персоналом ГБУ «Жилищник района Арбат».
4.2 Организация процесса принятия управленческих решений
Уровнями управления организационной структуры в Лунинецком ЖКХ выступают:
-
высший уровень (директор и его заместители, главный бухгалтер, главный инженер). Деятельность руководителя обусловлена целями и стратегиями развития предприятия в целом здесь реализуется большая часть внешних связей: -
средний - управленческий уровень, объединяющий руководителей среднего звена и их аппарат (начальники отделов). -
низший - производственно-технический уровень, объединяющий руководителей низового звена, находящихся непосредственно над рабочими (грузчики, водители, кладовщики).
Методы принятия решений отличаются на каждом уровне в соответствии со спецификой принимаемых решений, их содержанием. Построим таблицу 10, где покажем порядок принятия решения на предприятии.
Таблица 10
Порядок принятия решений руководящими работниками предприятия
Перечень решений, принимаемых в управляющей системе предприятия | Кто подготавливает материалы или проект решения) наименование отдела, службы | С кем согласовывается проект решения (наименование служб, должностных лиц) | Кто принимает решение | ||||
директор | главный инженер | зам. директора А | зам. директора В | зам. главного инженера | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Решение по кадровым вопросам | Отдел проектов | Директор | * | | | | |
Решения по экономическим вопросам | ПЭО | Бухгалтерия | | | | * | |
| |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Решения по научно-техническим вопросам (перечень) | Отдел технического развития | директор | | | * | | |
Решения по оперативно-организационным вопросам (перечень) | Оперативный отдел | директор | | | | | * |
Решения по хозяйственным вопросам | Отдел снабжения | директор | | * | | | * |
Прочие решения | отдел | директор | | | | * | |
В основном каждый руководитель принимает решения в своем отделе единолично и доходит их до исполнения сотрудникам. Однако, если необходимо принять сложное решение, например, с выбором инвестиционного или инновационного проекта, решения принимаются комплексно, всеми основными руководителями отделов предприятия, чтобы учесть последствия влияния решения на все сферы деятельности предприятия. В таком случае решения принимаются экспертным методом простой ранжировки. Решения принимаются экспертами с учетом накопленного опыта, данных различных маркетинговых исследований, инновационных технологий. В таблице 5 покажем оценку решения, принимаемых экспертами предприятия при решении управленческой задачи.
Таблица 11
Таблица оценок признаков по каждому решению
Признак | Фактический приоритет признака в решении | |||||
Наименование | Желательный приоритет | 1 | 2 | 5 | 4 | |
Время реализации Финансовые затраты Повышение объема сбыта Величина дополнительной прибыли Качество продукции | 4 3 1 2 5 | 1 3 5 2 4 | 3 2 1 4 5 | 4 1 3 2 5 | 2 5 4 1 3 |
По данным таблицы по данному решению нет согласия, соответствующего желательному распределению приоритетов признаков. Однако наиболее приемлемым считается решение № 2, у которого совпадают с желательным, приоритеты по третьему и пятому признакам и имеются небольшие отклонения по остальным.
После принятия решения, определяются непосредственные участники, участвующие в реализации принятого решения. Как правило, это работники, в компетенцию которых входит сфера деятельности, относительно которой принимается решение. Например – решения, направленные на увеличение сбыта продукции, разработку новых рекламных материалов – реализуются работниками отдела сбыта. Решения, направленные на повышение качества выпускаемой продукции – главным технологом и специалистами производственного отдела.