ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2021
Просмотров: 2878
Скачиваний: 4
Человек сам творит свою сущность – истинность, совершая при этом тяжкий путь познания, вырабатывая в себе новые, подлинно человеческие качества, формируя новые силы, умножая способности, возвышая потребности, раздвигая границы собственного гуманистического призвания, ради торжества культуры, полной, всеобщей человечности в отношениях свободных людей.
Среди людей есть немало и таких, которые стремятся к постижению своей подлинной сущности и овладению ею, к всестороннему, гармоничному развитию. Это движение к тому, что обнимается формулой: духовное богатство, моральная чистота, физическое совершенство. Таков идеал человека, и люди либо различаются по степени приближения к своему идеальному состоянию, имманентной сущности, или, напротив, по степени развертывания собственного Я отдаляются в сторону своей антисущности (61; с. 18-24).
А.А. Миголатьев абсолютно прав, когда утверждает, что самоценность человеческой жизни должна быть признанна абсолютной, высшей и безусловной. В нашей книге мы еще не раз вернемся к этому важному утверждению. Рассмотрение маркетинговой концепции развития и творческой самореализации личности может осуществляться только во взаимосвязи с реалиями современной жизни российского общества. А реалии таковы, что рядовой гражданин нашей страны, по воле политических авантюристов и экономических экспериментаторов, превратился в винтик «социального асфальтового катка».
Презумпция абсолютной ценности человека – основной критерий и главный аргумент при определении степени демократичности того или иного общественного строя. Абсолютная ценность человека означает, что именно он должен быть целью, более того – самоцелью, высшей целью всего социального развития, а не его средством или побочным продуктом. Как показывает исторический опыт (может быть, в особенности тысячелетний опыт развития российской социальности и государственности вплоть до самого последнего времени), превращение человека в средство достижения целей других людей, прежде всего власть предержащих, в меновую стоимость политических игр в мирное время, в пушечное мясо на войне ведет к обесчеловечению, губительной деградации всех общественных структур и самого человека.
Относительная ценность человека обусловлена различными аспектами его деятельности. Есть люди – эгоисты и эгоцентристы, которые усматривают смысл жизни, как уже отмечалось, в удовлетворении своих исключительно личных интересов и потребностей во все более значительных размерах. Жизнь в обществе они прагматично рассматривают как способ существования, обеспечивающий им максимум выгоды при минимуме собственных социально значимых усилий.
Естественно, общество вправе адекватно оценивать деятельность таких людей, хотя на практике они обычно процветают, презрев общественную мораль. Что касается правонарушителей – людей, которые преступают закон, то отношение к ним общества и государства строится как на нравственных принципах, так и на юридических законах, на уголовно-правовых кодексах. К сожалению, число преступных элементов, опустившихся на социальное дно, людей, потерявших подчас человеческий облик, исчисляется далеко не единицами (61; с. 25 – 26).
В последние годы заметно активизировали научные исследования отечественные культурологи. Политические потрясения и экономические пертурбации, приведшие к новой парадигме общественного развития, затронули судьбы миллионов россиян, произвели глубокие и необратимые сдвиги в их сознании, поставили отдельных индивидов, целое сообщество перед необходимостью поиска иных, чем это было прежде, приспособлений к условиям реального бытия, вызвали к жизни неординарные действия и поступки людей в различных сферах общественной жизни. Возникла опасность духовной деградации, культурного «одичания», утраты лучших черт и качеств российского гражданина. Об этом, в частности, с болью пишет в своей работе «Цивилизация грядущего столетия» известный культуролог А.И. Арнольдов.
В современной культуре, – отмечает он, – осталось еще многое от Средневековья, основной чертой которого было подавление индивидуальности, социальное и моральное пренебрежение к ней. И в наше время человек с большим трудом становится личностью, хозяином своей судьбы, вырывается из безымянного людского потока. В наше сознание и в наш язык вошли понятия «народные массы», «социальные слои», «коллектив». Они привычно воспринимаются мыслью как совокупность одинаковых, стандартных Людей. А между тем это массы, слои коллективных индивидуальностей. То, что индивидуальность надо ценить и беречь, давно стало расхожей фразой. Однако не мешало бы подойти к ней не как к пропагандистскому штампу, а как к руководству к реальному действию.
Сейчас как никогда необходимо сохранение в человеке индивидуальности, личностного начала, его потенций к совершенствованию, способности к свободному выбору. Наступление массового производства, глобальная агрессия средств массовой информации не самым лучшим образом влияют на человеческий облик.
Человек выступает основным и единственным автором своего главного сочинения – собственной жизни. Что характеризует его в окружающей Вселенной? Во-первых, его отличают критический разум, этот надежный, проверенный путь к человеческой свободе; во-вторых, стремление к созидательной творческой деятельности и сама эта деятельность; в-третьих, неиссякаемое стремление к свободе и познанию окружающего мира. Культурный прогресс – это, прежде всего, прогресс человека и для человека. Цивилизация творит человечество, культура творит личность. Отсюда и лейтмотив современной жизни – поставить человека в центр социального и культурного прогресса, спасти от огрубления и цинизма его нравственный мир, помочь одолеть трусость, духовное раболепие. Именно после, а не до этого мы можем рассчитывать на победу над общественным лицемерием и безнравственным политиканством. И освободившиеся силы будут направлены на спасение от бедной жизни с ее заботами и нуждой, скудной зарплатой, плохим питанием и очень плохой экологией.
Нет ничего, что может сравниться по значимости с человеческой жизнью; равного ей в природе не существует: ни цивилизации, ни революции, ни самые благородные идеи не в силах заменить ценность жизни. И в то же время она катастрофически девальвируется и обесценивается.
Драматизм создавшейся ситуации в том, что именно современное общество уродует человека, ограничивает его целостность, лишает нравственной чистоты и порядочности, достоинства и самобытности, превращает его в «массового человека», стандартизирует личную и общественную жизнь, делает из него манипулируемого индивида, – фактически лишает его видовых черт. Это падение человека не только его вина, а прежде всего – следствие и результат воздействия деградирующего социума.
Возникает серьезнейшая проблема, насколько в силах человек адаптироваться к новым культурным реалиям, способен ли он сегодня к жизни ради высшей цели. Любое культурное восхождение требует концентрации духовных сил, серьезного напряжения и преодоления, прежде всего, самого себя. Увы, это удается немногим, но в человеке неизменно живет извечное стремление к вершинам, в небо, к звездам... Поэтому только от него зависят движение вперед, воля и способность к развитию с опорой на собственные силы.
Человек не только имеет право, но и обязан в соответствии со своими природными данными и способностями занимать в жизни достойное место. В свою очередь, общество обязано неуклонно следовать принципу: только возвышая человека, оно достигает процветания и благополучия (7, с. 153 -160).
Другой российский культуролог – М.А. Ариарский – пишет о необходимости освободить толкование культурной жизни от педагогических догматов и политических пристрастий, дать право каждой индивидуальности интерпретировать её на основе своего разума и своих чувств.
М.А. Ариарский размышляет о проблеме подготовки индивида к жизни в поликультурном мире, где личность, сохраняя идентификацию с определенной культурой, вырабатывает в себе способность усваивать общечеловеческие ценности.
Становление индивида как человека, личности, индивидуальности, – отмечает автор, – изначально связано с освоением ценностей и нормативов культуры, овладением речью, санитарно-гигиенической культурой, методикой общения, умением одеваться, питаться, а в дальнейшем познавать, выполнять гражданские, нравственные, профессионально-трудовые, общественно-политические, семейно-бытовые и иные социальные функции, равно как и с формированием эстетического отношения к действительности и способности творить по законам красоты. Все это, естественно, не носит характер первооткрытия, а строится по веками сформированным и утвердившим себя в общественном сознании и традициях образцам культуры. Раскрыть эти образцы, вооружить человека умениями и навыками следовать им, приучить его всегда и во всем соизмерять себя с требованиями и нормами культуры, включить индивида в различные формы социально-культурной деятельности – генеральная функция прикладной культурологии.
Становление личности предполагает, как минимум, три взаимопроникающих, подчас протекающих параллельно, но сохраняющих свою специфику этапа, три аспекта усвоения культуры.
Первый этап – хоминизация (овладение индивидом основами человеческого поведения) – включает в себя освоение санитарно-гигиенической культуры, элементарных навыков общения (в первую очередь речи), культуры питания и иных компонентов культуры быта.
Второй этап – социализация – находит свое выражение во включении человека в общество посредством формирования у него культуры социального общения, культуры познания, культуры профессионально-трудовой деятельности, культуры выполнения гражданских, нравственных, общественных, семейных обязанностей.
Третий этап – инкультурация – связан с формированием у человека эстетического отношения к действительности и искусству, способности восприятия ценностей культуры; с овладением умениями и навыками художественного творчества, внесения эстетических начал в быт и досуг.
Многие становятся субъектами четвертого этапа развития личности -этапа самореализации своих творческих потенций, когда индивидуальность в полной мере раскрывает свои культуросозидаюшие возможности, внося в социально-культурную сферу свое «я», свою оригинальность и неповторимость.
Содержание и технология этих процессов предопределяются прикладной культурологией, а методика вовлечения человека в мир культуры строится в соответствии с требованиями социальной педагогики (6, с. 47-49).
В части разграничения понятий «личность», «индивид» и «индивидуальность» представляют определенный интерес взгляды психологов, в том числе социальных.
Индивид – это отдельный человек в группе или обществе в целом (хотя ни группа, ни общество не являются только суммой индивидов).
Понятие индивидуальность также относится к человеку и как к организму (без этого не надо было бы индивидуализировать лечение и обучение, трудовые и спортивные нагрузки). Из всех определений личности наиболее четко отграничивает её от понятия «человек» следующее: личность – это человек как субъект активной деятельности, преобразующий мир, а, следовательно, носитель сознания и самосознания.
Социальные психологи многократно пытались представить в завершенном виде психологическую структуру личности.
Принимая человека за нечто целое, представляя его как субъект деятельности и носитель содержания, ученые «делят» человека на две ипостаси: человек как организм и человек как личность.
Организм человека – это совокупность его телесных или материальных свойств, развившихся из свойств его животных предков, в дальнейшем изменившихся в процессе истории человечества. Организм сохраняет некоторые генетически унаследованные от родителей особенности психики.
У личности, взятой как целое, есть две взаимопроникающие стороны, две структуры: психологическая, определяющая ее индивидуальность, и социальная, определяемая ее социальными ролями и опытом деятельности в определенной социальной среде.
Элементами психологической структуры личности являются ее психологические свойства и особенности, обычно называемые «чертами личности».
По разным данным, принято различать до 4000 слов, означающих свойства личности, которые психологи «укладывают» в подструктуры личности.
Психологические подструктуры личности одновременно являются и ее уровнями, находящимися в иерархической зависимости одна от другой.
Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую наряду с темпераментом как системой природных свойств типа нервной системы входят также возрастные, половые, а иногда и некоторые препатологические и даже патологические свойства психики. Эта подструктура признается как достаточно самостоятельная и традиционно включается во все учебники психологии.
Следующий уровень личности является психологической подструктурой, которая включает в себя все индивидуальные свойства отдельных психических процессов, ставших свойствами личности. Они обобщены в подструктуру личности, которая объединяет в себе индивидуальность проявления памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятий, чувств и воли.
Следующим уровнем личности является ее социальный опыт, в который входят: приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Большое значение опыт личности имеет для ее социальной характеристики. При этом если опыт личности взять за целое, то он тоже может быть разделен на свои подструктуры, находящиеся в иерархическом соподчинении. На основе знаний возникают навыки, которые служат основой умений и привычек. И все они базируются на элементах предшествующих подструктур личности и в видоизмененном виде включают их в себя.
Высшим уровнем личности (требующим уже социально-психологического анализа) является ее направленность. Если направленность личности взять за целое, то и в ней можно увидеть подструктуры, которые могут быть уложены в следующий иерархически взаимосвязанный ряд: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, индивидуальная «картина мира» и высшая форма направленности – убеждения.
Довольно много и часто психологи рассуждают о соотношении в человеке биологического и социального.
Биологическое – это общее по происхождению, хотя и не обязательно тождественное у человека с животными. Оно близко, но не однозначно природному – существующему и развивающемуся в человеке независимо от влияния на него других людей. Все наследственное в человеке биологическое, но не все биологическое наследственно. Например, особенности личности взрослого человека, явившиеся результатом мозговой травмы, полученной им при рождении, биологичны, но не наследственны. Биологическое накладывает свой отпечаток на личность человека.