Файл: маркетинг личности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2021

Просмотров: 2878

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Человек сам творит свою сущность – истинность, совершая при этом тяжкий путь познания, вырабатывая в себе новые, подлин­но человеческие качества, формируя новые силы, умножая способ­ности, возвышая потребности, раздвигая границы собственного гу­манистического призвания, ради торжества культуры, полной, все­общей человечности в отношениях свободных людей.

Среди людей есть немало и таких, которые стремятся к постижению своей подлинной сущности и овладению ею, к всестороннему, гармоничному развитию. Это движение к тому, что обнимается формулой: духовное богатство, моральная чистота, физическое совершенство. Таков идеал человека, и люди либо различаются по степени приближения к своему идеальному состоянию, имманентной сущности, или, напротив, по степени развертывания собственного Я отдаляются в сторону своей антисущности (61; с. 18-24).

А.А. Миголатьев абсолютно прав, когда утверждает, что самоценность человеческой жизни должна быть признанна абсолютной, высшей и безусловной. В нашей книге мы еще не раз вернемся к этому важному утверждению. Рассмотрение маркетинговой концепции развития и творческой самореализации личности может осуществляться только во взаимосвязи с реалиями современной жизни российского общества. А реалии таковы, что рядовой гражданин нашей страны, по воле политических авантюристов и экономических экспериментаторов, превратился в винтик «социального асфальтового катка».

Презумпция абсолютной ценности человека – основной крите­рий и главный аргумент при определении степени демократичности того или иного общественного строя. Абсолютная ценность челове­ка означает, что именно он должен быть целью, более того – са­моцелью, высшей целью всего социального развития, а не его сред­ством или побочным продуктом. Как показывает исторический опыт (может быть, в особенности тысячелетний опыт развития российс­кой социальности и государственности вплоть до самого последне­го времени), превращение человека в средство достижения целей других людей, прежде всего власть предержащих, в меновую стои­мость политических игр в мирное время, в пушечное мясо на вой­не ведет к обесчеловечению, губительной деградации всех общест­венных структур и самого человека.

Относительная ценность человека обусловлена различными аспектами его деятельности. Есть люди – эгоисты и эгоцентрис­ты, которые усматривают смысл жизни, как уже отмечалось, в удов­летворении своих исключительно личных интересов и потребностей во все более значительных размерах. Жизнь в обществе они праг­матично рассматривают как способ существования, обеспечиваю­щий им максимум выгоды при минимуме собственных социально значимых усилий.

Естественно, общество вправе адекватно оценивать деятель­ность таких людей, хотя на практике они обычно процветают, пре­зрев общественную мораль. Что касается правонарушителей – людей, которые преступают закон, то отношение к ним общества и государства строится как на нравственных принципах, так и на юридических законах, на уголовно-правовых кодексах. К сожале­нию, число преступных элементов, опустившихся на социальное дно, людей, потерявших подчас человеческий облик, исчисляется дале­ко не единицами (61; с. 25 – 26).


В последние годы заметно активизировали научные исследования отечественные культурологи. Политические потрясения и экономические пертурбации, приведшие к новой парадигме общественного развития, затронули судьбы миллионов россиян, произвели глубокие и необратимые сдвиги в их сознании, поставили отдельных индивидов, целое сообщество перед необходимостью поиска иных, чем это было прежде, приспособлений к условиям реального бытия, вызвали к жизни неординарные действия и поступки людей в различных сферах общественной жизни. Возникла опасность духовной деградации, культурного «одичания», утраты лучших черт и качеств российского гражданина. Об этом, в частности, с болью пишет в своей работе «Цивилизация грядущего столетия» известный культуролог А.И. Арнольдов.

В современной культуре, – отмечает он, – осталось еще многое от Средневековья, основной чертой которого было подавление индивидуальности, социальное и моральное пренебрежение к ней. И в наше время человек с большим трудом становится личностью, хозяином своей судьбы, вы­рывается из безымянного людского потока. В наше созна­ние и в наш язык вошли понятия «народные массы», «со­циальные слои», «коллектив». Они привычно воспринима­ются мыслью как совокупность одинаковых, стандартных Людей. А между тем это массы, слои коллективных индиви­дуальностей. То, что индивидуальность надо ценить и бе­речь, давно стало расхожей фразой. Однако не мешало бы подойти к ней не как к пропагандистскому штампу, а как к руководству к реальному действию.

Сейчас как никогда необходимо сохранение в челове­ке индивидуальности, личностного начала, его потенций к совершенствованию, способности к свободному выбору. Наступление массового производства, глобальная агрес­сия средств массовой информации не самым лучшим об­разом влияют на человеческий облик.

Человек выступает основным и единственным авто­ром своего главного сочинения – собственной жизни. Что характеризует его в окружающей Вселенной? Во-первых, его отличают критический разум, этот надежный, прове­ренный путь к человеческой свободе; во-вторых, стремле­ние к созидательной творческой деятельности и сама эта деятельность; в-третьих, неиссякаемое стремление к сво­боде и познанию окружающего мира. Культурный прогресс – это, прежде всего, прогресс человека и для человека. Цивилизация творит человече­ство, культура творит личность. Отсюда и лейтмотив со­временной жизни поставить человека в центр социаль­ного и культурного прогресса, спасти от огрубления и ци­низма его нравственный мир, помочь одолеть трусость, духовное раболепие. Именно после, а не до этого мы мо­жем рассчитывать на победу над общественным лицеме­рием и безнравственным политиканством. И освободив­шиеся силы будут направлены на спасение от бедной жизни с ее заботами и нуждой, скудной зарплатой, плохим пита­нием и очень плохой экологией.


Нет ничего, что может сравниться по значимости с человеческой жизнью; равного ей в природе не существу­ет: ни цивилизации, ни революции, ни самые благород­ные идеи не в силах заменить ценность жизни. И в то же время она катастрофически девальвируется и обесценива­ется.

Драматизм создавшейся ситуации в том, что именно современное общество уродует человека, ограничивает его целостность, лишает нравственной чистоты и порядочно­сти, достоинства и самобытности, превращает его в «мас­сового человека», стандартизирует личную и обществен­ную жизнь, делает из него манипулируемого индивида, – фактически лишает его видовых черт. Это падение чело­века не только его вина, а прежде всего – следствие и результат воздействия деградирующего социума.

Возникает серьезнейшая проблема, насколько в силах человек адаптироваться к новым культурным реалиям, способен ли он сегодня к жизни ради высшей цели. Любое культурное восхождение требует концентрации духовных сил, серьезного напряжения и преодоления, прежде всего, самого себя. Увы, это удается немногим, но в человеке неизменно живет извечное стремление к вершинам, в не­бо, к звездам... Поэтому только от него зависят движение вперед, воля и способность к развитию с опорой на собст­венные силы.

Человек не только имеет право, но и обязан в соответст­вии со своими природными данными и способностями за­нимать в жизни достойное место. В свою очередь, общест­во обязано неуклонно следовать принципу: только возвышая человека, оно достигает процветания и благополучия (7, с. 153 -160).

Другой российский культуролог – М.А. Ариарский пишет о необходимости освободить толкование культурной жизни от педагогических догматов и политических пристрастий, дать право каждой индивидуальности интерпретировать её на основе своего разума и своих чувств.

М.А. Ариарский размышляет о проблеме подготовки индивида к жизни в поликультурном мире, где личность, сохраняя идентификацию с определенной культурой, вырабатывает в себе способность усваивать общечеловеческие ценности.

Становление индивида как человека, личности, индивидуальности, – отмечает автор, – изначально связано с освоением ценностей и нормативов культуры, овладением речью, санитарно-гигиенической культурой, методикой общения, умением одеваться, питаться, а в дальнейшем познавать, выполнять гражданские, нравственные, профессионально-трудовые, общественно-политические, семейно-бытовые и иные социальные функции, равно как и с формированием эстетического отношения к действительности и способности творить по законам кра­соты. Все это, естественно, не носит характер первооткрытия, а строится по веками сформированным и утвердившим себя в общественном сознании и традициях образцам культуры. Раскрыть эти образцы, вооружить человека умениями и навыками следовать им, приучить его всегда и во всем соизме­рять себя с требованиями и нормами культуры, включить индивида в различные формы социально-культурной деятельности – генеральная функция прикладной культурологии.


Становление личности предполагает, как минимум, три взаимопроника­ющих, подчас протекающих параллельно, но сохраняющих свою специфику этапа, три аспекта усвоения культуры.

Первый этап – хоминизация (овладение индивидом основами человечес­кого поведения) – включает в себя освоение санитарно-гигиенической куль­туры, элементарных навыков общения (в первую очередь речи), культуры питания и иных компонентов культуры быта.

Второй этап – социализация – находит свое выражение во включении че­ловека в общество посредством формирования у него культуры соци­ального общения, культуры познания, культуры профессионально-трудовой деятельности, культуры выполнения гражданских, нравственных, обществен­ных, семейных обязанностей.

Третий этап – инкультурация – связан с формированием у человека эстетического отношения к действительности и искусству, способности вос­приятия ценностей культуры; с овладением умениями и навыками художест­венного творчества, внесения эстетических начал в быт и досуг.

Многие становятся субъектами четвертого этапа развития личности -этапа самореализации своих творческих потенций, когда индивидуальность в полной мере раскрывает свои культуросозидаюшие возможности, внося в со­циально-культурную сферу свое «я», свою оригинальность и неповторимость.

Содержание и технология этих процессов предопределяются прикладной культурологией, а методика вовлечения человека в мир культуры строится в соответствии с требованиями социальной педагогики (6, с. 47-49).

В части разграничения понятий «личность», «индивид» и «индивидуальность» представляют определенный интерес взгляды психологов, в том числе социальных.

Индивид – это отдельный человек в группе или обществе в целом (хотя ни группа, ни общество не являются только суммой индивидов).

Понятие индивидуальность также относится к человеку и как к организму (без этого не надо было бы индивидуализировать лечение и обучение, трудовые и спортивные нагрузки). Из всех определений личности наиболее четко отграничивает её от понятия «человек» следующее: личность – это человек как субъект активной деятельности, преобразующий мир, а, следовательно, носитель сознания и самосознания.

Социальные психологи многократно пытались представить в завершенном виде психологическую структуру личности.

Принимая человека за нечто целое, представляя его как субъект деятельности и носитель содержания, ученые «делят» человека на две ипостаси: человек как организм и человек как личность.

Организм человека – это совокупность его телесных или материальных свойств, развившихся из свойств его животных предков, в дальнейшем изменившихся в процес­се истории человечества. Организм сохраняет некоторые генетически унаследованные от родителей особенности психики.


У личности, взятой как целое, есть две взаимопроникающие стороны, две структуры: психологическая, определяющая ее индивидуальность, и социальная, опреде­ляемая ее социальными ролями и опытом деятельности в определенной социальной среде.

Элементами психологической структуры личности яв­ляются ее психологические свойства и особенности, обыч­но называемые «чертами личности».

По разным данным, принято различать до 4000 слов, означающих свойства личности, которые психологи «укладывают» в подструктуры личности.

Психологические подструктуры личности одновремен­но являются и ее уровнями, находящимися в иерархиче­ской зависимости одна от другой.

Низшим уровнем личности является биологически об­условленная подструктура, в которую наряду с темпера­ментом как системой природных свойств типа нервной си­стемы входят также возрастные, половые, а иногда и некоторые препатологические и даже патологические свойства психики. Эта подструктура признается как достаточно са­мостоятельная и традиционно включается во все учебники психологии.

Следующий уровень личности является психологиче­ской подструктурой, которая включает в себя все индивидуальные свойства отдельных психических процессов, ставших свойствами личности. Они обобщены в подструктуру личности, которая объединяет в себе индивидуальность проявления памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятий, чувств и воли.

Следующим уровнем личности является ее социальный опыт, в который входят: приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Большое значение опыт лич­ности имеет для ее социальной характеристики. При этом если опыт личности взять за целое, то он тоже может быть разделен на свои подструктуры, находящиеся в иерархиче­ском соподчинении. На основе знаний возникают навыки, которые служат основой умений и привычек. И все они базируются на элементах предшествующих подструктур личности и в видоизмененном виде включают их в себя.

Высшим уровнем личности (требующим уже социально-психологического анализа) является ее направленность. Если направленность личности взять за целое, то и в ней можно увидеть подструктуры, которые могут быть уло­жены в следующий иерархически взаимосвязанный ряд: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, инди­видуальная «картина мира» и высшая форма направ­ленности – убеждения.

Довольно много и часто психологи рассуждают о соотношении в человеке биологического и социального.

Биологическое – это общее по происхождению, хотя и не обязательно тождественное у человека с животными. Оно близко, но не однозначно природному – существую­щему и развивающемуся в человеке независимо от влия­ния на него других людей. Все наследственное в человеке биологическое, но не все биологическое наследственно. На­пример, особенности личности взрослого человека, явив­шиеся результатом мозговой травмы, полученной им при рождении, биологичны, но не наследственны. Биологиче­ское накладывает свой отпечаток на личность человека.