ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2021
Просмотров: 2882
Скачиваний: 4
В переводе с латинского характер означает «отпечаток»-отпечаток того, что накладывает на нас социальное окружение (семья, учителя, друзья, условия жизни). Чтобы понять характер человека, достаточно посмотреть на его четыре важнейших типа отношений:
– к самому себе;
– к другому человеку;
– к труду;
– к материальной собственности.
Эти отношения пытаются выявить кадровики или, как их сегодня называют, менеджеры, во время собеседования при приеме на работу.
Воля является одной из наиболее существенных сторон характера, влияющей на карьеру. В психологии воли различают первичные, вторичные и третичные качества.
Основными, первичными волевыми качествами личности считаются целеустремленность, настойчивость, выдержка, энергичность. Они необходимы абсолютно для любой карьеры. Ко вторичным волевым качествам относят те, которые необходимы для деятельности в экстремальных условиях. Это решительность, смелость, самообладание уверенность в себе. Третичными волевыми качествами считаются ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность, инициативность. Эти качества выше всего ценятся при работе в команде. В зависимости от того, в какой сфере деятельности вы собираетесь делать карьеру, надо подумать о соответствии ваших волевых качеств избираемой профессии. Вот какие качества личности были присущи выдающемуся американскому менеджеру Ли Якокка, который в 80-е годы вывел из сильнейшего кризиса американскую автомобильную компанию «Крайслер»:
– сильная воля, способная преодолевать внешние и внутренние препятствия, выносливость, надежность в условиях перегрузок и стрессов, настойчивость и терпение в делах;
– надежность в делах, соблюдение возложенных на себя обязательств;
– человеколюбие (то есть умение заботиться о своих подчиненных), знание своих недостатков (что формирует терпимость по отношению к другим), умение радоваться не только за себя, но и за своих подчиненных;
– решительность при неполноте информации, смелость, позволяющая сознавать, что принятое решение может быть правильным;
– честность – способность быть нелицеприятным по отношению к вышестоящему руководству, высказывать принципиальные суждения, по отношению к себе – вовремя признавать свои ошибки и менять планы;
– уверенность в себе, но без заносчивости, вера в свои силы, но без высокомерия.
В начале 2000 года из печати вышло сразу несколько работ известного московского учёного В.Н. Панкратова. В одной из них – «Искусство управлять собой» – автор, в частности, пишет: «Об окружающих нас людях мы начинаем судить именно по первому впечатлению. Установлено, что 90% информации о нас складывается в первые 90 секунд общения (известное правило 90/90)».
На основе первого впечатления происходит межличностное оценивание, формируется образ другого человека. Оценивание своего партнера по общению, как правило, осуществляется по универсальным ценностным шкалам «хорошо-плохо», «красиво-безобразно», «полезно-вредно» и др. Чем больше таких шкал, тем точнее оценка. Особую роль в межличностном оценивании играют стереотипы, сложившиеся у человека под влиянием многих факторов: социального положения, профессиональной деятельности и др.
На формирование первого впечатления могут оказывать влияние, например, следующие факторы: внешний облик человека; эмоциональное состояние; поведение; предполагаемые качества личности, выявляющиеся на этой основе.
Внешний облик, как утверждают специалисты, складывается из следующих показателей:
а) физическая привлекательность (особое внимание обращается на лицо, волосы, осанку);
б) самопрезентация – умение преподнести себя, т.е. сконцентрировать внимание окружающих на своих несомненных достоинствах и «закамуфлировать» свои недостатки.
Персонология
Физиология
(строение тела)
Кинесика
(телодвижение)
Имиджелогия
(гармонизация
внутреннего и внешнего мира человека)
Голова
Френология
(наука о черепе)
Физиогномика
(наука о лице)
Мимика
(движение мышц
лица, выражающее душевное состояние
человека)
Фейсбилдинг
(коррекция лица,
уход за кожей)
Туловище
(тело)
Конечности
Пантомимика
(осанка, поза,
походка,
жестикуляция)
Бодибилдинг
(строительство
фигуры, коррекция и уход)
1. Модели поведения
2. Стилистика
3. Манера говорить
4. Интерьер
Рис. 22. Персонология и её составляющие
Что касается внешнего облика, то речь о нём шла в главе об имидже личности. Дополним начатый разговор некоторыми из положений новой прикладной науки – персонологии. В приведённой схеме (рис. 22) содержатся все составляющие этого нового направления в изучении личности.
По поводу имиджа самопрезентации личности хорошо сказал А.А. Альтшуллер (4; с. 9-12).
Благодаря положительному имиджу создается облик личности, который подчеркивает ее духовное достоинство, визуально опредмечивает ее лучшие душевные характеристики и в целом демонстрирует ее индивидуальную незаурядность.
Личность, обладающая обаянием, обречена на людское внимание и признание, что пополняет, а в ряде случаев восстанавливает ее биоэнергетику, о чем свидетельствует ее устойчивое положительное настроение, оптимизм в достижении своих целей и уверенность в себе. Реализация ценностных функций имиджа ориентирована на создание в самой личности так называемой подъемной силы, за счет которой она с меньшими психофизическими затратами добивается жизненного успеха и общается с людьми.
Создание такого выразительного личного облика, который бы располагал к себе людей, а значит, облегчал им общение с таким человеком, стимулирует быть с ним более открытым (доверять свои взгляды и желания, рассчитывать на понимание своих проблем, выражать ему симпатии).
Начальное положение имиджелогии – «светиться людям». В этом утверждении большая доля правды. Визуальная доброжелательность и техника расположения к себе свойственны каждому, кто настойчиво хочет овладеть технологией самопрезентации. Поэтому необходимо очень серьезно относиться к этому главному понятию имиджелогии.
Самопрезентация – это умение подать себя, расположить к себе, привлечь внимание, актуализируя интерес людей к своим каким-то внешним качествам. Самопрезентация пользуется большим спросом в театре, шоу-бизнесе и в политике. В данных сферах хорошо известно, что недостаточно иметь талант, надо уметь понравиться публике. В государственной сфере самопрезентация во многом определяет успех политических деятелей.
В умении создавать подобный успех, конечно, профессионально заинтересован каждый бизнесмен и менеджер. Его достижения или неудачи в овладении самопрезентацией окажут непосредственное влияние на личный авторитет в своей сфере бизнеса, на деловое общение с клиентами. Прежде чем заниматься самопрезентацией, необходимо проникнуться пониманием взаимосвязи ценностных и технологических функций имиджа. Ведь даже спонтанная их реализация является личностной самопрезентацией, результативность которой будет возрастать по мере сознательного овладения этими функциями и перевода знаний о них в практическое умение. Самопрезентация – это искусство, владея которым личность может визуально выразить данное ему природой личностное величие и скрыть то обыденное или примитивное, что неизбежно имеет место в каждом человеке. Пусть облик человека располагает людей говорить о нем, как о современном, деловом, доброжелательном профессионале. Обаятельный имидж бизнесмена или менеджера – это проявление его ума и воспитанности. В целом по отношению бизнесмена к имиджелогии можно судить о его нравственной ответственности как профессионального управленца, деловые успехи которого напрямую связаны с поддержкой и уважением тех, с кем он работает.
15.3. Самооздоровление
В заключении главы необходимо сказать ещё об одном виде деятельности, о котором многие «личности» почему-то забывают, – это наше здоровье. Оказывается, и здесь многое зависит от каждого из нас. Лучше и полнее других авторов в этой проблеме разобрался, на наш взгляд, В.М. Шепель. В разделе «Технология ортобиоза» его большой и умной книги «Человековедческая компетентность менеджера» он, в частности, отмечает: «Управленческая деятельность – труд предельного напряжения. Тем, кто занимается ею, приходится быть постоянно в состоянии повышенной ответственности за судьбу людей, за благополучие своей семьи. Несоразмерные нагрузки травмируют нашу нервную систему. «Человек в этом отношении, – писал В.В. Вересаев, – страшно отстал от жизни. Жизнь требует от него все большей нервной энергии, все больше умственных затрат; нервы его не способны на такую интенсивную работу...».
В возрасте от 30 до 70 лет происходит естественное ослабление многих функций нашего организма. В зрелом возрасте способность сердечной мышцы перекачивать кровь ухудшается в год на 1 %, уменьшается жизненная емкость легких, к 60 годам приток крови к ногам ослабевает на 30—40%, заметно снижается скорость прохождения нервных импульсов. К этому добавим болезни нашего времени. Среди них на первом месте – сердечно-сосудистые заболевания. В мире более миллиарда, а в России более 30 миллионов сердечных больных.
Человек обладает огромными жизненными ресурсами. При разумном их использовании можно значительно продлить свою активную деятельность. Считалось, что мозг значительно теряет силу к 45 годам. Однако существует немало фактов, свидетельствующих об обратном. Ч. Дарвину было 60 лет, когда он написал книгу «Происхождение человека». В возрасте 70 лет Галилей установил факт вращения Земли вокруг Солнца. После 80 лет Бенджамин Франклин написал свою знаменитую автобиографию.
Чтобы плодотворно трудиться и долго жить, надо действовать в согласии с естественными законами организма, разумно его оберегая и поддерживая.
Никогда не поздно заняться своим здоровьем. Чем раньше это будет сделано, тем больше шансов продлить активную часть своей жизни, полноценно использовать отведенное генофондом и судьбой возрастное время. В ортобиозе познание себя – это достоверное знание о плюсах и минусах своего физического, психического и нравственного здоровья. Выяснив их, не обольщайтесь на счет первых, не расстраивайтесь по поводу вторых.
Напомним, что слагаемыми ортобиоза являются «четыре радости»: духовная, мышечная, пищеварительная и доброжелательность к людям. Именно «радости», ибо делаемое, даже с самыми наилучшими пожеланиями, но без внутреннего доброго переживания, не содействует укреплению духа и тела. Сила радости ни с чем не сравнима.
Возможно, читатели захотят поразмыслить над приведённой в книге схемой (см. рис. 23), что позволит им укреплять и сохранять своё здоровье.
Ориентиры
здоровья
Натуральное
сбалансированное
питание
Физическая
активность
Культура
Комфортный
эмоционально-психологический фон
дыхания
Рациональное
водопотребление
Интеллектуально-динамизм
Целебный сон
Экологизация и
гармонизация внутренней и внешней
среды обитания
Оптимальный
биоэнергообмен
Рис. 23. Самооздоровление личности
Глава шестнадцатая
Индивидуальный
маркетинговый комплекс личности:
разработка и реализация
Есть три пути самосовершенствования: путь размышления – самый благородный; путь подражания – самый легкий; путь опыта – самый трудный.
Сенека
Поразмышляли мы достаточно, подражанием – мало чего добьешься. Остается третий путь: действовать!
В этой главе мы подводим итог всему сказанному выше. Имеет смысл ещё раз коснуться наиболее важных моментов поведения личности на рынке.
Предыдущие главы книги были написаны для всех. Завершающая глава – для каждого. Наш уважаемый читатель, если у него хватило терпения долистать книгу до настоящей главы, наверняка не раз подумал: все это правильно, все хорошо, но с чего же все-таки начинать? Мы благодарим терпеливого читателя за внимание к написанному и советуем ему совершенно определенно: начните с себя. По целому ряду поводов мы уже обращались к различным аспектам маркетинга личности: рассматривали ее как товар, назначали ей цену, вели речь о способах «раскрутки» на выгодном сегменте рынка, предлагали ей услуги продюсера, импресарио и менеджера, советовали, как лучше организовать рекламу и т.п. Но все это имело отношение к суперзвездам шоу-бизнеса, в крайнем случае, к спортсменам или политикам. А как же быть, если мы не эстрадные дивы, не перспективные киносекссимволы и даже не многообещающие кандидаты в депутаты? Если нам просто необходимо устроиться на работу, получить повышение по службе, утвердить себя в обычной профессиональной среде, добиться доброй репутации, изменить собственный имидж, наконец, просто войти плотнее в благоприятную для нас общественную среду? Кто позаботится о нас, кто нас «раскрутит»? Жизнь учит: никто, если мы этого не сделаем сами.
Первое, с чем нам придется согласиться, мы – товар. Причем речь идет не только о наших профессиональных знаниях, умениях и навыках, т.е. собственно профессиональной квалификации, речь идет о личности в целом, включая нашу внешность, нашу речь, наши ценности и интересы, наш характер и темперамент, наши досуговые увлечения, семейное положение, не говоря уже о стаже работы и опыте, профессиональной и моральной репутации. Так что надо, с одной стороны, основательно позаботиться о собственных «потребительских достоинствах», с другой – быть готовым к тому, что они могут быть в любой момент востребованы кем-то, в данном случае нашим потенциальным покупателем – работодателем или администратором, от которого зависят наше продвижение по службе, наш творческий рост, наша карьера, если хотите – наше будущее.
Прежде всего, мы должны ответить себе на три вопроса:
1. Востребованы ли мы рынком труда сегодня, кем конкретно и на каких условиях?
2. Понадобятся ли наши профессиональные услуги уже завтра, в связи с какими-то предполагаемыми изменениями, и как скоро?