Файл: Скд Киселева красильников.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2021

Просмотров: 9329

Скачиваний: 228

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

ятия мира, короткая жизнь отдельных передач, негарантирован-ность размера аудитории, ограниченность возможности купить самое популярное время.

Преимущества телевидения: выход на большую, часто много­миллионную аудиторию, низкие издержки затрат на производство продукции на одного зрителя, высокая престижность (особенно отдельных каналов и рубрик), географическая и экономическая селективность. В социально-культурной деятельности важно опи­раться прежде всего на развивающие и развлекательные функции печати, радио и телевидения. Подготовку социально-культурных программ публицистически острых митингов, дискуссий, диалога, информационных встреч трудно представить себе без широкого использования актуальных целенаправленных материалов средств массовой информации.

Редакции газет, журналов, телевидения и радиовещания, как правило, располагают огромным количеством информации о со­стоянии социально-культурной сферы, уровне культурного обслу­живания населения. Знакомство с этой информацией, письмами, предложениями, жалобами читателей, слушателей, зрителей не > только позволяет журналистам чувствовать пульс жизни, но и дает им темы для выступлений.

Повседневный деловой контакт редакций с социально-куль­турной сферой помогает журналистам оперативно решать многие практические вопросы организации досуга населения, быть в кур­се важнейших событий культурной жизни, хорошо ориентиро­ваться в обстановке и четко представлять задачи региональной культурной политики, в решении которых участвуют местные го­сударственные и общественные структуры.

Источником информации для самих журналистов являются также интервью и выступления работников культуры в газете, по радио и телевидению. Они помогают редакциям ориентироваться в наиболее актуальных проблемах современной социально-куль­турной деятельности. Всегда сохраняется острая потребность в постановке критических вопросов, определении насущных про­блем, личных наблюдениях, кропотливом анализе работы много­численных социально-культурных институтов. Таких выступлений в печати, по радио и телевидению пока, к сожалению, бывает не­достаточно.

314

Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

НShape122 а основе вышесказанного можно сделать вывод, что роль и место печати, радиовещания и телевидения в социально-культур­ной деятельности определяются их двумя органически взаимосвя­занными функциями - информационной и организаторской. При всех специфических особенностях эти средства решают единые с другими социально-культурными институтами задачи - активно участвуют в создании необходимых условий для полноценного отдыха, творчества, просвещения.

6. Отраслевые учреждения социально-культурного профиля

Структурно в сеть традиционных и нетрадиционных учреж­дений социально-культурного профиля входят: 1) ведущие учре­ждения и организации отрасли; 2) вспомогательные лчреждения и организации отрасли; 3) учреждения-субъекты массового куль­турно-сервисного обслуживания;

В данном параграфе объектом нашего внимания являются уч­реждения, которые составляют ядро отраслевой социально-куль­турной инфраструктуры каждого города, поселка, региона в це­лом. В ней, как правило, представлены социально-культурные ин­ституты как традиционного, так и нетрадиционного типа - клуб­ные и библиотечные учреждения, социально-культурные и развле­кательно-игровые комплексы и центры досуга; парки и парковые учреждения и системы; историко-культурные учреждения и ком­плексы музейного типа; учреждения искусств и народного твор­чества, центры народных промыслов и ремесел; санаторно-оздоровительные и курортные учреждения; выставочные залы и комплексы; театрально-зрелищные предприятия и киноконцерт­ные учреждения; учреждения туризма и спорта. Эту инфраструк­туру дополняют традиционные и альтернативные учреждения до­школьного, школьного, профессионального и дополнительного образования.

К субъектам социально-культурного сервиса относится сеть государственных и негосударственных (частных, акционерных, общественных) учреждений и организаций, предметом деятельно­сти которых является массовое культурно-сервисное обслужива­ние населения.

315


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

v          В эту сеть входят следующие группы социально-культурных институтов:

  1. учреждения, предприятия и организации, предоставляю­
    щие комплекс специализированных социально-культурных
    услуг населению: гостиницы, пансионаты, кемпинги; тури­
    стские, экскурсионные и транспортные компании и агент­
    ства, предприятия по оказанию пиаровских, рекламно-ин­
    формационных,      издательско-полиграфических            услуг,
    аренде аудио-, видео-, кино- и радиооборудования; ресто­
    раны, кафе, столовые и другие предприятия общественного
    питания; парикмахерские, массажные, видеосалоны и ви-
    деотеки, ателье проката культ- и спортинвентаря; компью­
    терные центры и интернет-салоны; салоны аудиозаписи,
    кино- и фотоателье, кино- и фотолаборатории; пляжи и
    лодочные станции; игротеки и игорные учреждения - ка­
    зино, залы и павильоны игровых автоматов и др.;

  2. предприятия, мастерские и магазины-салоны по производ­
    ству и продаже изделий и оказанию услуг в различных ви­
    дах профессионального и самодеятельного художествен- v
    ного, технического и прикладного творчества, фольклора,
    народных промыслов и ремесел, любительской деятельно­
    сти;

  3. предприятия и организации, занимающиеся материальным
    производством и ремонтом оборудования, средств и пред­
    метов культуры, искусства, досуга, спорта, туризма, сер­
    висного обслуживания.

Вместе с отраслевыми учреждениями культуры, образования, искусства, досуга и спорта они составляют основу социально-культурной инфраструктуры

Субъекты массового культурно-сервисного обслуживания -клубы, библиотеки, парки, развлекательные, оздоровительные и образовательные центры, планетарии, музеи, ярмарки и выста­вочные центры, комплексы и залы, театры, филармонии и кон­цертные залы, цирки, компьтерные центры, клубы и салоны, ка­зино и залы игровых автоматов, учреждения кино- и видеопроката, рестораны и гостиницы, дома отдыха, турбазы и пансионаты, предприятия индустрии досуга, полиграфии, кино- и видеопроиз­водства      составляют основу социально-культурной инфраструк-

316

Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

тShape123 уры любого отдельно взятого региона - области, края, города, района. В свою очередь социально-культурную, в том числе куль­турно- сервисную, отраслевую инфраструктуру обычно рассмат­ривают как исторически сложившуюся в данной местности сово­купность субъектов (творцов и пользователей культурных ценно­стей), учреждений, средств и методов, служащую для осуществ­ления социально-культурной деятельности и массового сервисного обслуживания.

По своей сути субъекты массового культурно-сервисного об­служивания представляют собой действующие в сфере культуры, образования, искусства, досуга, спорта целостные функционально-целевые системы, основанные на разделении труда и упорядочен­ном взаимодействии индивидов, социально-культурных групп и общностей. Эти учреждения и организации создаются для удовле­творения разнообразных духовных интересов членов общества и действуют в определенных макро-, мезо- и микросредах.

Организационный или синергетический эффект этой категории субъектов социально-культурной деятельности обеспечивают, по мне­нию социологов, три основные составляющие: 1) их массовость, одно­временность многих усилий, что уже само по себе дает прирост дополни­тельной энергии; 2) специализация каждого из элементов субъекта на определенных заданных социально-культурных функциях, чем также усиливается концентрация энергии в одной точке; 3) их взаимозависи­мость и взаимодополняемость в решении множества проблем и задач, повседневно возникающих в социально-культурной среде.

Целевой характер и конкретная заданность функций субъектов со­циально-культурного сервиса способствуют формированию комфортной рекреационной среды, созданию достаточно благоприятных условий для отдыха и творчества отдельных групп населения.

В зависимости от уровня использования накопленного социально-культурного опыта и степени формализации существующих внутренних связей, взаимодействий и отношений, различаются традиционные и не­традиционные, формальные и неформальные субъекты массового культурно-сервисного обслуживания.

Традиционные и нетрадиционные отраслевые учреждения и организации характеризуются общими признаками и различиями Существует целый ряд принципов классификации традиционных и

317


Т. Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

альтернативных учреждений культуры, образования, искусства, досуга, спорта, сервиса.

Осуществление социально-культурной деятельности - обще­ственное назначение отраслевых учреждений и организаций - вы­ражается в их сущностных функциях. Сущностные функции соот­ветствуют операциям культурной деятельности и сервисного об­служивания (созидание, хранение, распространение культурных ценностей, оказание сервисных услуг). Кроме того, выполняются вспомогательные функции, служащие для удовлетворения внут­ренних потребностей отрасли. Функции осуществляются специа­лизированными учреждениями и организациями, взаимодейст­вующими друг с другом и образующими совместно с их пользова­телями инфраструктуру СКД.

В инфраструктуру социально-культурной деятельности и сер­висного обслуживания входят следующие функционально-специа­лизированные объекты.

Институт профессионального духовного производства и сер­висного обслуживания предполагает реализацию различных видов творческой продукции и услуг в сфере культуры, профессиональ­ного искусства, науки, религии, быта, досуга. В современном об­ществе эти институты представлены обширной сетью учреждений, располагающих квалифицированными и аттестованными (дипло­мированными) специалистами, имеющими статус творческих ра­ботников. Впрочем, творческие работники, особенно литераторы, артисты, художники, совсем не обязательно должны быть служа­щими какого-либо учреждения, не случайно они именуются людьми «свободных профессий»1. Профессиональное творчество всегда индивидуально; это, несомненно, индивидуально-культур­ная деятельность. Но творческие работники трудятся не только ради самореализации. Вне общества их деятельность теряет смысл. Произведения, созданные творческими работниками, как

1Shape124 В основах законодательства Российской Федерации о культуре указано (статья 3): «Творческий работник - физическое лицо, которое создает или интерпретиру­ет культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъ­емлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве твор­ческого работника, независимо от того, связано оно или нет трудовыми соглаше­ниями и является или нет членом какой-либо ассоциации творческих работни­ков».

318

Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

пShape125 равило, не являются анонимными и защищаются международ­ным авторским правом от несанкционированного использования.

Учреждения и организации любительского творчества в своей массе объединяют, как правило, участников индивидуальной со­циально-культурной деятельности. Любительское творчество по преимуществу является не продуктивным, а репродуктивным, оно ориентировано на творчество профессиональных работников. Причина этого понятна: именно в профессиональном искусстве, литературе, научном и техническом творчестве создаются куль­турные ценности, способные служить ориентирами для самораз­вивающегося индивида. Творческая досуговая социально-культур­ная деятельность (художественная самодеятельность, техническое творчество, фотолюбительство, изостудии и т. д.) вторична (под­ражательна) по отношению к профессионально-творческой дея­тельности или анонимному народному творчеству.

Учреждения и организации хранения культурного наследия (памятников культуры и природных ценностей) - это область про­фессиональной социально-культурной деятельности, где в каче­стве субъектов выступают архивисты, библиотечные работники, библиографы, музейные работники, реставраторы и другие спе­циалисты. Их пользователи - настоящее и будущие поколения.

Институты распространения (транслирования) культурных благ и ценностей имеют своей задачей обеспечение духовного развития современников на основе изучения и популяризации культурного наследия и распространения культурных инноваций Профессионалами в этом виде деятельности являются педагоги, журналисты, библиотечные, музейные, клубные и другие соци­ально-культурные работники. Их деятельность может осуществ­ляться в двух режимах: монологический режим и коммуникаци­онное общение. Надо заметить, что реальные социальные инсти­туты (учреждения) могут одновременно исполнять функции как хранения, так и распространения (например, библиотеки и музеи). Предприятия материально-технического обеспечения твор­ческих и коммуникационных объектов. Сюда относятся редакци-онно-издательские службы, техническое обеспечение радиотеле­центров, типографии, целлюлозно-бумажные комбинаты, средства связи, компьютерные фирмы и т. п.

Учреждения и организации кадрового обеспечения (специального

319


ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

образования), включающие сеть высших и средних специальных заведе­ний, готовящих профессионалов для отрасли.

Учреждения научные, где сосредоточены ученые и специали­сты, изучающие СКД.

Органы и учреждения управления СКД. Эта подсистема может рас­полагать репрессивным аппаратом, например, цензурой.

Система юридического обеспечения, в которую входят в на­шей стране «Основы законодательства РФ о культуре» (1992), «Закон о средствах массовой информации» (1990), «Закон о биб­лиотечном деле»(1995)и др.

Клубы

Современные клубные образования (государственные клуб­ные учреждения, общественные, коммерческие, частные клубные предприятия) - это социально-культурные институты, где реали­зуется профессиональная деятельность специалистов в области организации досуга. Их задача заключается в создании необходи­мых условий для удовлетворения общественных потребностей в отдыхе, оздоровлении, общении, развитии культуры, творчества, многообразных форм досуговой активности людей.

На практике клубные учреждения часто ассоциируются с клу­бом. Между тем еще задолго до революции понятие «клуб» озна­чало свободную от какой-либо принудительной регламентации, самодеятельную и самоуправляющуюся социально-культурную организацию граждан, объединившихся на основе общности ду­ховных потребностей и интересов. Однако в 20-е гг. понятия «клуб» и «клубное учреждение» были отождествлены. Это про­изошло на волне захлестнувших клубную сеть административно-командных методов управления, прочно утвердившейся субъект-объектной модели организации досуга населения. В этих условиях клубы как самодеятельные, любительские, общественные органи­зации существовать уже не могли.

Клуб всегда был и остается социально-культурным институ­том, центром досуговой деятельности. Как добровольно объеди­няющаяся общность людей, клуб может приобрести статус обще­ственной организации, статус юридического лица. В таком случае он относит к себе все права и обязанности, присущие клубному учреждению и в то же время любому малому предприятию.

320

Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

ТShape126 аким образом, клуб в широком понимании - это государст­венное или общественное учреждение, либо частная социально-культурная организация, которая имеет или может иметь статус юридического лица, создана и функционирует на основе совмест­ной профессиональной деятельности работников культуры или добровольного объединения граждан. Основная задача клуба как социально-культурного института заключается в развитии соци­альной активности и творческого потенциала населения, формиро­вании культурных запросов и потребностей, организации разнооб­разных форм досуга и отдыха, создании условий для духовного развития и наиболее полной самореализации личности в сфере до­суга. В соответствии со своими задачами и в порядке, установлен­ном законодательством, клубу или любому иному объединению клубного типа предоставляется право совершения различного рода сделок и иных юридических актов, необходимых для осуществле­ния деятельности: отчуждать, брать и сдавать внаем движимое и недвижимое имущество, иметь счета в банковских учреждениях, гербовую печать, фирменные бланки и другие реквизиты, высту­пать в качестве истца и ответчика в судах и арбитражах, а также иметь свои издания и участвовать во всякого рода предприятиях и акциях социально-культурного, досугового характера.

Структурными единицами клуба как учреждения являются учебно-творческие студии, любительские объединения, коллек­тивы художественной самодеятельности и технического творче­ства, клубы по интересам и другие инициативные формирования, в том числе и ассоциированные, которые обычно входят в состав клуба на условиях договора или коллективного подряда.

Учредителями клуба или любой иной структуры клубного ти­па могут быть любые социальные институты и общности сферы народного образования, искусства, спорта, туризма и других видов досуга, коммерческие совместные и малые предприятия и объеди­нения, учебные и научно-исследовательские центры, кооперативы, общественные организации, фонды и движения, а также отдель­ные частные лица, в принципе любой гражданин Российской Фе­дерации.

Учредители создаваемого клуба подают в муниципальные ор­ганы по территориальному местонахождению заявку с указанием состава организационного комитета, предоставляют устав клуба,

321


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность

рShape127 азработанный в соответствии со сложившейся уставной практи­кой и принятый решением общего собрания коллектива сотрудни­ков клуба или собранием граждан, желающих учредить клуб. Му­ниципальные органы вправе отказать учредителям в регистрации устава лишь в случае его противоречия Конституции и действую­щему на ее основе законодательству, а также при несоответствии программы деятельности клуба его функциональному назначению.

Клуб считается созданным с момента регистрации устава, ко­торый является основным документом, регулирующим его дея­тельность.

Контроль за деятельностью клуба и соблюдением им дейст­вующего законодательства осуществляют государственные ор­ганы, зарегистрировавшие устав.

Следует учитывать и возможность организации смешанных государственно-кооперативных предприятий и объединений куль-турно-досугового, клубного типа. Здесь не может быть застывших форм и схем. Повседневная социально-культурная практика дик­тует и направляет эти процессы.

Клубы и аналогичные структуры клубного типа могут дейст- > вовать как самостоятельно, так и при государственных, коопера­тивных, общественных организациях, предприятиях, учреждениях. По решению трудового коллектива и согласованию с организа­цией-учредителем клубные структуры на добровольных началах могут входить в состав социально-культурных комплексов в каче­стве основной структурной единицы, рядового подразделения, творческого формирования, а также других структурных единиц комплекса.

Библиотеки

Библиотеки по назначению, характеру выполняемой работы, составу книжных фондов подразделяются на массовые (публич­ные), учебные, научно-технические и специальные. Основное ме­сто в системе библиотечного обслуживания населения занимают массовые библиотеки.

К массовым библиотекам государственного подчинения отно­сятся: государственные публичные библиотеки, областные и крае­вые массовые, юношеские и детские библиотеки, сельские и при-

Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

клубные библиотеки, обслуживающие население по территори­альному признаку.

Учебные библиотеки обслуживают студентов, преподавате­лей, учащихся высших и средних специальных учебных заведе­ний, общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, коммерческих учебных центров.

Научно-технические, специализированные библиотеки рас­считаны на обслуживание более узкого круга специалистов - ра­ботников производственной сферы, сотрудников научно-исследо­вательских и проектных институтов, других научных организаций, редакций и издательств, театров, музыкальных, спортивных и дру­гих специальных учреждений.

Парни

Парки относятся к такому типу социально-культурных инсти­тутов, главными функциями которых являются рекреация, органи­зация массового отдыха и развлечений, проведение информаци­онно-просветительной и физкультурно-оздоровительной работы среди населения города, района, ближайших жилых массивов.

По функциональному назначению различают парки массовые и детские, историко-мемориальные парки-усадьбы, лесопарки и природные парки-заповедники, ботанические парки и зоопарки, спортивные парки, аква- и гидропарки, парки-выставки, зоны от­дыха. Структурно парк как социально-культурный центр включает в себя множество зон и секторов: площадку для массовых меро­приятий с открытыми эстрадами, зеленый театр, выставочные па­вильоны, зону аттракционов, детский городок, игровую площадку, спортивный сектор, танцевальную площадку, закрытые сооруже­ния (эстрадный театр, киноцентр, библиотеки-читальни, танце­вальный зал, зал игровых автоматов и др.), зеленый парковый и лесной массивы, водоемы, торговые павильоны и службы питания, подсобные помещения.

В процессе социально-культурного проектирования прини­маются во внимание многие характерные, присущие именно парку специфические особенности, в первую очередь рельеф, наличие зеленых массивов, водоемов, место расположения, оцениваемые с позиций наиболее эффективного отдыха, оздоровления человека.