ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2021
Просмотров: 9329
Скачиваний: 228
ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность
ятия мира, короткая жизнь отдельных передач, негарантирован-ность размера аудитории, ограниченность возможности купить самое популярное время.
Преимущества телевидения: выход на большую, часто многомиллионную аудиторию, низкие издержки затрат на производство продукции на одного зрителя, высокая престижность (особенно отдельных каналов и рубрик), географическая и экономическая селективность. В социально-культурной деятельности важно опираться прежде всего на развивающие и развлекательные функции печати, радио и телевидения. Подготовку социально-культурных программ публицистически острых митингов, дискуссий, диалога, информационных встреч трудно представить себе без широкого использования актуальных целенаправленных материалов средств массовой информации.
Редакции газет, журналов, телевидения и радиовещания, как правило, располагают огромным количеством информации о состоянии социально-культурной сферы, уровне культурного обслуживания населения. Знакомство с этой информацией, письмами, предложениями, жалобами читателей, слушателей, зрителей не > только позволяет журналистам чувствовать пульс жизни, но и дает им темы для выступлений.
Повседневный деловой контакт редакций с социально-культурной сферой помогает журналистам оперативно решать многие практические вопросы организации досуга населения, быть в курсе важнейших событий культурной жизни, хорошо ориентироваться в обстановке и четко представлять задачи региональной культурной политики, в решении которых участвуют местные государственные и общественные структуры.
Источником информации для самих журналистов являются также интервью и выступления работников культуры в газете, по радио и телевидению. Они помогают редакциям ориентироваться в наиболее актуальных проблемах современной социально-культурной деятельности. Всегда сохраняется острая потребность в постановке критических вопросов, определении насущных проблем, личных наблюдениях, кропотливом анализе работы многочисленных социально-культурных институтов. Таких выступлений в печати, по радио и телевидению пока, к сожалению, бывает недостаточно.
314
Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
Н а основе вышесказанного можно сделать вывод, что роль и место печати, радиовещания и телевидения в социально-культурной деятельности определяются их двумя органически взаимосвязанными функциями - информационной и организаторской. При всех специфических особенностях эти средства решают единые с другими социально-культурными институтами задачи - активно участвуют в создании необходимых условий для полноценного отдыха, творчества, просвещения.
6. Отраслевые учреждения социально-культурного профиля
Структурно в сеть традиционных и нетрадиционных учреждений социально-культурного профиля входят: 1) ведущие учреждения и организации отрасли; 2) вспомогательные лчреждения и организации отрасли; 3) учреждения-субъекты массового культурно-сервисного обслуживания;
В данном параграфе объектом нашего внимания являются учреждения, которые составляют ядро отраслевой социально-культурной инфраструктуры каждого города, поселка, региона в целом. В ней, как правило, представлены социально-культурные институты как традиционного, так и нетрадиционного типа - клубные и библиотечные учреждения, социально-культурные и развлекательно-игровые комплексы и центры досуга; парки и парковые учреждения и системы; историко-культурные учреждения и комплексы музейного типа; учреждения искусств и народного творчества, центры народных промыслов и ремесел; санаторно-оздоровительные и курортные учреждения; выставочные залы и комплексы; театрально-зрелищные предприятия и киноконцертные учреждения; учреждения туризма и спорта. Эту инфраструктуру дополняют традиционные и альтернативные учреждения дошкольного, школьного, профессионального и дополнительного образования.
К субъектам социально-культурного сервиса относится сеть государственных и негосударственных (частных, акционерных, общественных) учреждений и организаций, предметом деятельности которых является массовое культурно-сервисное обслуживание населения.
315
Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность
v В эту сеть входят следующие группы социально-культурных институтов:
-
учреждения, предприятия и организации, предоставляю
щие комплекс специализированных социально-культурных
услуг населению: гостиницы, пансионаты, кемпинги; тури
стские, экскурсионные и транспортные компании и агент
ства, предприятия по оказанию пиаровских, рекламно-ин
формационных, издательско-полиграфических услуг,
аренде аудио-, видео-, кино- и радиооборудования; ресто
раны, кафе, столовые и другие предприятия общественного
питания; парикмахерские, массажные, видеосалоны и ви-
деотеки, ателье проката культ- и спортинвентаря; компью
терные центры и интернет-салоны; салоны аудиозаписи,
кино- и фотоателье, кино- и фотолаборатории; пляжи и
лодочные станции; игротеки и игорные учреждения - ка
зино, залы и павильоны игровых автоматов и др.; -
предприятия, мастерские и магазины-салоны по производ
ству и продаже изделий и оказанию услуг в различных ви
дах профессионального и самодеятельного художествен- v
ного, технического и прикладного творчества, фольклора,
народных промыслов и ремесел, любительской деятельно
сти; -
предприятия и организации, занимающиеся материальным
производством и ремонтом оборудования, средств и пред
метов культуры, искусства, досуга, спорта, туризма, сер
висного обслуживания.
Вместе с отраслевыми учреждениями культуры, образования, искусства, досуга и спорта они составляют основу социально-культурной инфраструктуры
Субъекты массового культурно-сервисного обслуживания -клубы, библиотеки, парки, развлекательные, оздоровительные и образовательные центры, планетарии, музеи, ярмарки и выставочные центры, комплексы и залы, театры, филармонии и концертные залы, цирки, компьтерные центры, клубы и салоны, казино и залы игровых автоматов, учреждения кино- и видеопроката, рестораны и гостиницы, дома отдыха, турбазы и пансионаты, предприятия индустрии досуга, полиграфии, кино- и видеопроизводства составляют основу социально-культурной инфраструк-
316
Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
т уры любого отдельно взятого региона - области, края, города, района. В свою очередь социально-культурную, в том числе культурно- сервисную, отраслевую инфраструктуру обычно рассматривают как исторически сложившуюся в данной местности совокупность субъектов (творцов и пользователей культурных ценностей), учреждений, средств и методов, служащую для осуществления социально-культурной деятельности и массового сервисного обслуживания.
По своей сути субъекты массового культурно-сервисного обслуживания представляют собой действующие в сфере культуры, образования, искусства, досуга, спорта целостные функционально-целевые системы, основанные на разделении труда и упорядоченном взаимодействии индивидов, социально-культурных групп и общностей. Эти учреждения и организации создаются для удовлетворения разнообразных духовных интересов членов общества и действуют в определенных макро-, мезо- и микросредах.
Организационный или синергетический эффект этой категории субъектов социально-культурной деятельности обеспечивают, по мнению социологов, три основные составляющие: 1) их массовость, одновременность многих усилий, что уже само по себе дает прирост дополнительной энергии; 2) специализация каждого из элементов субъекта на определенных заданных социально-культурных функциях, чем также усиливается концентрация энергии в одной точке; 3) их взаимозависимость и взаимодополняемость в решении множества проблем и задач, повседневно возникающих в социально-культурной среде.
Целевой характер и конкретная заданность функций субъектов социально-культурного сервиса способствуют формированию комфортной рекреационной среды, созданию достаточно благоприятных условий для отдыха и творчества отдельных групп населения.
В зависимости от уровня использования накопленного социально-культурного опыта и степени формализации существующих внутренних связей, взаимодействий и отношений, различаются традиционные и нетрадиционные, формальные и неформальные субъекты массового культурно-сервисного обслуживания.
Традиционные и нетрадиционные отраслевые учреждения и организации характеризуются общими признаками и различиями Существует целый ряд принципов классификации традиционных и
317
Т. Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность
альтернативных учреждений культуры, образования, искусства, досуга, спорта, сервиса.
Осуществление социально-культурной деятельности - общественное назначение отраслевых учреждений и организаций - выражается в их сущностных функциях. Сущностные функции соответствуют операциям культурной деятельности и сервисного обслуживания (созидание, хранение, распространение культурных ценностей, оказание сервисных услуг). Кроме того, выполняются вспомогательные функции, служащие для удовлетворения внутренних потребностей отрасли. Функции осуществляются специализированными учреждениями и организациями, взаимодействующими друг с другом и образующими совместно с их пользователями инфраструктуру СКД.
В инфраструктуру социально-культурной деятельности и сервисного обслуживания входят следующие функционально-специализированные объекты.
Институт профессионального духовного производства и сервисного обслуживания предполагает реализацию различных видов творческой продукции и услуг в сфере культуры, профессионального искусства, науки, религии, быта, досуга. В современном обществе эти институты представлены обширной сетью учреждений, располагающих квалифицированными и аттестованными (дипломированными) специалистами, имеющими статус творческих работников. Впрочем, творческие работники, особенно литераторы, артисты, художники, совсем не обязательно должны быть служащими какого-либо учреждения, не случайно они именуются людьми «свободных профессий»1. Профессиональное творчество всегда индивидуально; это, несомненно, индивидуально-культурная деятельность. Но творческие работники трудятся не только ради самореализации. Вне общества их деятельность теряет смысл. Произведения, созданные творческими работниками, как
1 В основах законодательства Российской Федерации о культуре указано (статья 3): «Творческий работник - физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве творческого работника, независимо от того, связано оно или нет трудовыми соглашениями и является или нет членом какой-либо ассоциации творческих работников».
318
Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
п равило, не являются анонимными и защищаются международным авторским правом от несанкционированного использования.
Учреждения и организации любительского творчества в своей массе объединяют, как правило, участников индивидуальной социально-культурной деятельности. Любительское творчество по преимуществу является не продуктивным, а репродуктивным, оно ориентировано на творчество профессиональных работников. Причина этого понятна: именно в профессиональном искусстве, литературе, научном и техническом творчестве создаются культурные ценности, способные служить ориентирами для саморазвивающегося индивида. Творческая досуговая социально-культурная деятельность (художественная самодеятельность, техническое творчество, фотолюбительство, изостудии и т. д.) вторична (подражательна) по отношению к профессионально-творческой деятельности или анонимному народному творчеству.
Учреждения и организации хранения культурного наследия (памятников культуры и природных ценностей) - это область профессиональной социально-культурной деятельности, где в качестве субъектов выступают архивисты, библиотечные работники, библиографы, музейные работники, реставраторы и другие специалисты. Их пользователи - настоящее и будущие поколения.
Институты распространения (транслирования) культурных благ и ценностей имеют своей задачей обеспечение духовного развития современников на основе изучения и популяризации культурного наследия и распространения культурных инноваций Профессионалами в этом виде деятельности являются педагоги, журналисты, библиотечные, музейные, клубные и другие социально-культурные работники. Их деятельность может осуществляться в двух режимах: монологический режим и коммуникационное общение. Надо заметить, что реальные социальные институты (учреждения) могут одновременно исполнять функции как хранения, так и распространения (например, библиотеки и музеи). Предприятия материально-технического обеспечения творческих и коммуникационных объектов. Сюда относятся редакци-онно-издательские службы, техническое обеспечение радиотелецентров, типографии, целлюлозно-бумажные комбинаты, средства связи, компьютерные фирмы и т. п.
Учреждения и организации кадрового обеспечения (специального
319
ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность
образования), включающие сеть высших и средних специальных заведений, готовящих профессионалов для отрасли.
Учреждения научные, где сосредоточены ученые и специалисты, изучающие СКД.
Органы и учреждения управления СКД. Эта подсистема может располагать репрессивным аппаратом, например, цензурой.
Система юридического обеспечения, в которую входят в нашей стране «Основы законодательства РФ о культуре» (1992), «Закон о средствах массовой информации» (1990), «Закон о библиотечном деле»(1995)и др.
Клубы
Современные клубные образования (государственные клубные учреждения, общественные, коммерческие, частные клубные предприятия) - это социально-культурные институты, где реализуется профессиональная деятельность специалистов в области организации досуга. Их задача заключается в создании необходимых условий для удовлетворения общественных потребностей в отдыхе, оздоровлении, общении, развитии культуры, творчества, многообразных форм досуговой активности людей.
На практике клубные учреждения часто ассоциируются с клубом. Между тем еще задолго до революции понятие «клуб» означало свободную от какой-либо принудительной регламентации, самодеятельную и самоуправляющуюся социально-культурную организацию граждан, объединившихся на основе общности духовных потребностей и интересов. Однако в 20-е гг. понятия «клуб» и «клубное учреждение» были отождествлены. Это произошло на волне захлестнувших клубную сеть административно-командных методов управления, прочно утвердившейся субъект-объектной модели организации досуга населения. В этих условиях клубы как самодеятельные, любительские, общественные организации существовать уже не могли.
Клуб всегда был и остается социально-культурным институтом, центром досуговой деятельности. Как добровольно объединяющаяся общность людей, клуб может приобрести статус общественной организации, статус юридического лица. В таком случае он относит к себе все права и обязанности, присущие клубному учреждению и в то же время любому малому предприятию.
320
Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
Т аким образом, клуб в широком понимании - это государственное или общественное учреждение, либо частная социально-культурная организация, которая имеет или может иметь статус юридического лица, создана и функционирует на основе совместной профессиональной деятельности работников культуры или добровольного объединения граждан. Основная задача клуба как социально-культурного института заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала населения, формировании культурных запросов и потребностей, организации разнообразных форм досуга и отдыха, создании условий для духовного развития и наиболее полной самореализации личности в сфере досуга. В соответствии со своими задачами и в порядке, установленном законодательством, клубу или любому иному объединению клубного типа предоставляется право совершения различного рода сделок и иных юридических актов, необходимых для осуществления деятельности: отчуждать, брать и сдавать внаем движимое и недвижимое имущество, иметь счета в банковских учреждениях, гербовую печать, фирменные бланки и другие реквизиты, выступать в качестве истца и ответчика в судах и арбитражах, а также иметь свои издания и участвовать во всякого рода предприятиях и акциях социально-культурного, досугового характера.
Структурными единицами клуба как учреждения являются учебно-творческие студии, любительские объединения, коллективы художественной самодеятельности и технического творчества, клубы по интересам и другие инициативные формирования, в том числе и ассоциированные, которые обычно входят в состав клуба на условиях договора или коллективного подряда.
Учредителями клуба или любой иной структуры клубного типа могут быть любые социальные институты и общности сферы народного образования, искусства, спорта, туризма и других видов досуга, коммерческие совместные и малые предприятия и объединения, учебные и научно-исследовательские центры, кооперативы, общественные организации, фонды и движения, а также отдельные частные лица, в принципе любой гражданин Российской Федерации.
Учредители создаваемого клуба подают в муниципальные органы по территориальному местонахождению заявку с указанием состава организационного комитета, предоставляют устав клуба,
321
Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность
р азработанный в соответствии со сложившейся уставной практикой и принятый решением общего собрания коллектива сотрудников клуба или собранием граждан, желающих учредить клуб. Муниципальные органы вправе отказать учредителям в регистрации устава лишь в случае его противоречия Конституции и действующему на ее основе законодательству, а также при несоответствии программы деятельности клуба его функциональному назначению.
Клуб считается созданным с момента регистрации устава, который является основным документом, регулирующим его деятельность.
Контроль за деятельностью клуба и соблюдением им действующего законодательства осуществляют государственные органы, зарегистрировавшие устав.
Следует учитывать и возможность организации смешанных государственно-кооперативных предприятий и объединений куль-турно-досугового, клубного типа. Здесь не может быть застывших форм и схем. Повседневная социально-культурная практика диктует и направляет эти процессы.
Клубы и аналогичные структуры клубного типа могут дейст- > вовать как самостоятельно, так и при государственных, кооперативных, общественных организациях, предприятиях, учреждениях. По решению трудового коллектива и согласованию с организацией-учредителем клубные структуры на добровольных началах могут входить в состав социально-культурных комплексов в качестве основной структурной единицы, рядового подразделения, творческого формирования, а также других структурных единиц комплекса.
Библиотеки
Библиотеки по назначению, характеру выполняемой работы, составу книжных фондов подразделяются на массовые (публичные), учебные, научно-технические и специальные. Основное место в системе библиотечного обслуживания населения занимают массовые библиотеки.
К массовым библиотекам государственного подчинения относятся: государственные публичные библиотеки, областные и краевые массовые, юношеские и детские библиотеки, сельские и при-
Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
клубные библиотеки, обслуживающие население по территориальному признаку.
Учебные библиотеки обслуживают студентов, преподавателей, учащихся высших и средних специальных учебных заведений, общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, коммерческих учебных центров.
Научно-технические, специализированные библиотеки рассчитаны на обслуживание более узкого круга специалистов - работников производственной сферы, сотрудников научно-исследовательских и проектных институтов, других научных организаций, редакций и издательств, театров, музыкальных, спортивных и других специальных учреждений.
Парни
Парки относятся к такому типу социально-культурных институтов, главными функциями которых являются рекреация, организация массового отдыха и развлечений, проведение информационно-просветительной и физкультурно-оздоровительной работы среди населения города, района, ближайших жилых массивов.
По функциональному назначению различают парки массовые и детские, историко-мемориальные парки-усадьбы, лесопарки и природные парки-заповедники, ботанические парки и зоопарки, спортивные парки, аква- и гидропарки, парки-выставки, зоны отдыха. Структурно парк как социально-культурный центр включает в себя множество зон и секторов: площадку для массовых мероприятий с открытыми эстрадами, зеленый театр, выставочные павильоны, зону аттракционов, детский городок, игровую площадку, спортивный сектор, танцевальную площадку, закрытые сооружения (эстрадный театр, киноцентр, библиотеки-читальни, танцевальный зал, зал игровых автоматов и др.), зеленый парковый и лесной массивы, водоемы, торговые павильоны и службы питания, подсобные помещения.
В процессе социально-культурного проектирования принимаются во внимание многие характерные, присущие именно парку специфические особенности, в первую очередь рельеф, наличие зеленых массивов, водоемов, место расположения, оцениваемые с позиций наиболее эффективного отдыха, оздоровления человека.