ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2021
Просмотров: 9322
Скачиваний: 228
Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность
танцплощадок, спортивных сооружений и т.д. Широкого размаха достигло движение добровольцев, обязавшихся безвозмездно отработать на строительстве объектов культуры и быта определенное число выходных дней. Это, несомненно, принесло ощутимую пользу, поскольку в условиях утвердившегося остаточного принципа выделения ресурсов для развития социально-культурной сферы во многих регионах, особенно в городах-новостройках, сельской местности и т.д., действительно требовалось сооружение объектов культуры и досуга, укрепление материальной базы, необходимой для удовлетворения духовных запросов людей в сфере свободного времени.
Однако даже развитая социально-культурная инфраструктура, сеть учреждений культуры, искусства, спорта с широким предложением благ еще не решают проблему досуга. Все это - лишь крайне существенный, важный элемент полноценной, жизненно необходимой человеку культурной среды.
Среда досуга и общения имеет ярко выраженный социальный характер. Наш курс рассматривает ее в самом широком плане -как социально-культурную среду, предполагающую наличие трех обязательных элементов: активных субъектов социально-культурной деятельности в лице различных общественных институтов, социальных групп и отдельных индивидуумов; самого процесса этой деятельности на всех ее этапах; совокупности объективных условий, факторов и возможностей для ее реализации.
Понятие «социально-культурная среда» означает, таким образом, конкретное своеобразие и проявление общественных отношений в сфере культуры и досуга. Эти отношения между участниками социально-культурной деятельности могут выстраиваться как по вертикали (по принципу субординации), так и по горизонтали (по принципу координации). Они могут носить либо сугубо формальный (для формализованных структур), либо неформальный (для неформальных групп и общностей) характер.
В отличие от широкой социально-культурной макросреды, в которой действуют факторы, закономерности и институты общегосударственного масштаба, микросреда - это сфера действия малых групп и входящих в них личностей, их непосредственное социально-культурное окружение.
Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
Социально-культурная микросреда, ближайшее окружение человека, включает в себя множество составных элементов — микросред досуга и общения. К ним относятся: среда общения в семье; среда общения с ближайшими родственниками, друзьями, соседями по квартире, дому, двору; среда личностного общения в дошкольных учреждениях, школе, техникуме, вузе; внешкольная, внеучебная и внесемейная среда общения; производственно-трудовая среда общения; среда внеличностного общения (влияние средств массовой информации, общение с книгой, искусством, природой, животными и т.д.); круг общения по профессии, а также непрофессиональным интересам, временным увлечениям.
Личность может менять свое место в социально-культурной среде, постоянно переходить из одной микросреды досуга и общения в другую и тем самым конструировать в определенной мере свою социально-культурную среду. Естественно, подобная и, на первый взгляд, ничем не ограниченная мобильность человека в социально-культурной среде на самом деле не является абсолютной. Она имеет определенные пределы, обусловленные общественно-экономическими отношениями, структурой общественного устройства. Тем не менее эта свобода выбора, активность личности по отношению к избираемой ею среде досуга и общения не может не учитываться в процессе разработки и реализации социально-культурных проектов, организации социально-культурной деятельности.
Альтернативность, инвариантность социально-культурной среды представляет собой широкое поле для проявления инициативы и самостоятельности, творчества и самоутверждения человека, свободы его социального поведения и социальных ориентации, оценок и предпочтений, свободного участия в принятии социальных решений.
Цементирующей основой для сохранения и развития жизнеспособной социально-культурной среды является, как свидетельствует практика, наличие в существующей инфраструктуре города или района достаточно популярных у жителей традиционных и современных нетрадиционных досуговых центров, в которых преобладающим фактором является досуговая активность населения, самодеятельное культуротворческое начало. На региональном
80
81
Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность
уровне, в масштабах микрорайона, малого, среднего, крупного города предпринимаются попытки найти достаточно эффективные пути, которые смогут в той или иной мере приостановить, нейтрализовать сам процесс относительного спада культурно-творческой активности населения. В муниципальных программах социально-культурного развития регионов предусматривается совершенствование отдыха людей, развлечений, концертно-зрелищной и физкультурно-оздоровительной работы, борьба с алкоголизмом, наркоманией, правонарушениями, профилактика антисоциального поведения.
Однако все эти острейшие, злободневные социальные проблемы не могут быть решены по отдельности. Их решение невозможно без наличия целостной (городской или сельской) культурной среды, соответствующей нынешнему этапу развития общества и активной роли в этой среде самого человека. Полноценная, социально открытая культурная среда жизненно необходима для человека, для его повседневной деятельности. С одной стороны, она предоставляет широкий простор для общественных инициатив и движений культурно-исторического, экологического, просветительного, физкультурно-оздоровительного характера. С другой — является тем свободным пространством, в котором сосредоточены, непрерывно циркулируют и взаимодействуют друг с другом многочисленные субкультуры - возрастные, социальные, профессиональные, этнические, конфессиональные и т.д.
В этой среде постепенно изживают себя традиционные подходы, основанные только на потреблении предлагаемых готовых культурных благ. Этот процесс естественный и необратимый, поскольку время постоянно рождает новые духовные потребности, и практически невозможно удовлетворить их всякий раз только с помощью формальных структур - специальных органов и учреждений.
Социально-культурная деятельность различных слоев населения в нашей стране всегда исторически была связана со стремительно развивающимся социумом. Конкретным результатом социальной инициативы, культурно-преобразующей деятельности миллионов людей были возникшие в 20-е годы XX века многочисленные рабочие и красноармейские клубы, клубы творческой интеллигенции, сельские избы-читальни, домпросветы, пункты лик-
Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
беза, разнопрофильные кружки и студии, кооперативные столовые и чайные, дома-коммуны, первые рабоче-крестьянские здравницы и т.д.
В то же время в социально-культурной среде господствовали чрезмерная централизация управления, исторически сложившийся ориентир на однообразные типы «традиционного» клуба, Дома культуры, музея, парка, библиотеки. Обеднение форм и методов работы, отсталость материально-технической базы этих учреждений на фоне расширения предложений различных форм досуга кооперативами, хозрасчетными и другими досуговыми центрами, динамического развития средств массовой информации, возрастания уровня и многообразия духовных потребностей людей породили в значительной массе населения, особенно среди подростков, молодежи, негативное отношение, определенный кризис доверия к сегодняшним и будущим инициативам государства в социально-культурной сфере. Существовавший на протяжении многих лет определенный авторитет традиционного клуба или библиотеки сегодня основательно поблек, далеко не всегда отвечает современным ожиданиям и представлениям населения.
Многочисленные социальные инициативы и начинания, непрерывно возникающие в рамках свободного времени людей, -сегодня один из самых привычных, постоянных элементов культурной среды города и села. Они являются и результатом, и необходимым условием непосредственного общения детей, подростков и взрослых, их живой потребностью участия в общественно-полезных делах. По сути, мы имеем дело с коллективными усилиями людей, чья социально-культурная активность, с одной стороны, не ограничивается узкими семейными рамками, а с другой -по тем или иным причинам не вписывается в деятельность современных институтов социально-культурной сферы - клубов, театров, парков, музеев, художественных студий и т.д.
Социально-культурная среда в настоящее время далеко не всегда и не везде подготовлена к глубоким изменениям, происходящим в обществе и в сознании людей. Создавая новые условия ее функционирования, эти изменения выдвигают новые требования как к формам организации творчества и досуга, так и к целям и методам их реализации.
82
83
Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность
Современная социально-культурная ситуация
Важнейшим условием развития и практического использования социально-культурной деятельности как системы является ситуационный подход. Ключевым моментом этого подхода является социально-культурная ситуация. В широком контексте под категорией «ситуация» понимают совокупность типичных условий и конкретных обстоятельств, которые в тот или иной момент оказывают непосредственное влияние на содержание и формы жизнедеятельности человека или группы людей, на систему их ценностных ориентиров, на межличностные отношения.
Социально-культурную ситуацию, исходя из сказанного, правомерно рассматривать как характерную для конкретного отрезка времени (дня, недели, месяца, года и т.д.) данность, включающую человека или группу людей, определенную социально-культурную среду и конкретные условия (сферы, мотивы, цели) их социально-культурной деятельности в этой среде. Богатейшая общественная практика изобилует разновидностями социально-культурной ситуации - ситуациями проблемными и привычными «штатными»; управляемыми и неуправляемыми, конфликтными и бесконфликтными, объективными и субъективными, конструктивными и деструктивными (блокирующими развитие социально-культурного явления). Например, проблемная ситуация выявляет, как правило, наличие определенной социально-культурной проблемы, которая обычно представляет собой противоречие либо несоответствие между реальным и желаемым.
Исследования культурологов, социологов, педагогов, психологов отмечают ухудшение социального самочувствия многих слоев населения, развитие социального пессимизма, утраты внутренних ориентиров поведения, с одной стороны, и нарастание агрессивности, напряженности - с другой.
До сих пор не разработаны и не реализованы провозглашенные в «Основах законодательства Российской Федерации о культуре» государственные гарантии общедоступности учреждений культуры для населения, пользования культурными ценностями и благами для социально незащищенных слоев населения.
Общество оказалось неспособным защитить ребенка от насилия и безнравственности взрослых. Ребенок развивается в условиях стабильной социально-культурной депривации, когда не удовлетворяются его самые элементарные потребности. Высокими
Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
темпами растет подростковая преступность. Статистика свидетельствует: в России, по данным на конец XX столетия, в детских домах, школах-интернатах, домах ребенка, детдомах-интернатах для инвалидов воспитывалось свыше 140 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 90% воспитанников поступали в детские дома из семей, где родители полностью деградировали.
Понимание сути современной социально-культурной ситуации невозможно без четкого представления о роли и значении культуры в радикальной перестройке жизни общества в период перехода к новым экономическим отношениям.
Рыночная экономика неоднозначно отражается на культуре. С одной стороны, она помогает ей выжить в условиях жесточайшего экономического кризиса. С другой - не может не наносить определенного ущерба духовному потенциалу и нравственному здоровью общества.
Наряду с другими отраслями научных знаний социально-педагогическая деятельность в сфере культуры и искусства, отнесенная «Основами законодательства Российской Федерации о культуре» к разряду важнейших культурных ценностей, призвана обеспечить сохранение и развитие духовного потенциала общества, предотвратить кризисные явления в культуре, добиться гармонизации и гуманизации духовного развития личности. Бесконечно прав академик Д.С. Лихачев, который отмечал: «Без культуры в обществе нет и нравственности. Без элементарной нравственности не действуют социальные и экономические законы».
В специальной литературе, публицистике, на творческих встречах, конференциях, семинарах, «круглых столах» звучат различные, порой прямо противоположные оценки ситуации, сложившейся в духовной жизни, культуре современного социума.
Современная социально-культурная ситуация характеризуется значительным усложнением структуры и содержания взаимоотношений людей, когда остро встает вопрос о последовательном освоении культурного потенциала и активном включении основной массы населения в социально-культурную деятельность.
Именно на решение этой задачи направлен Государственный образовательный стандарт по специальности «Социально-куль-
84
85
Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность
турная деятельность», который базируется на сопряжении социально-педагогического образования с образованием культурологическим. В отрасли культуры и искусства оба этих начала составляют единый процесс. Основанием такого единства являются такие положения, как единый социальный заказ со стороны государства и негосударственных структур (общественных, коммерческих, частных и т.д.), их взаимная ответственность за судьбу и духовное здоровье общества, которые определяют и цели, и содержание, и уровни социально-педагогического и культурологического образования специалистов отрасли.
В процессе разработки Государственного образовательного стандарта «Социально-культурная деятельность» авторский коллектив исходил из признания человека не только как представителя социума, но и представителя этноса, следующего конкретным, национально-культурным традициям. Благодаря Госстандарту практически впервые в России заложен фундамент социально-культурологического образования специалистов, занятых в самых различных областях образования, досуга, искусства, спорта и т.д. Основное их назначение заключается в реализации функций социально-культурной адаптации и реабилитации, детской и семейной рекреологии, создании предметно-пространственной среды для социокультурной информации и коммуникации.
По существу, возникло новое направление высшей школы, обусловленное нынешней социально-культурной ситуацией и органично объединившее социальную педагогику и культурологию. Условно его можно было бы определить как специальное образование в сфере социально-культурной экологии человека. При этом нельзя не учитывать, что у каждой страны есть своя специфика и в национальной культуре, и в содержании и технологии социально-культурной деятельности. Естественно, эта специфика переносится и на систему подготовки кадров для социально-культурной деятельности.
Свою задачу инициаторы введения новой специальности изначально видели в том, чтобы, приближая отечественную систему культурологической подготовки специалистов к современным стандартам европейской школы, ни в коей степени не отрываться от собственных корней, национальных и культурных особенностей. Постоянно обращаясь к своей истории, к российским тради-
Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
циям, авторы вновь и вновь пытаются проследить и осмыслить огромный путь в пространстве и времени, пройденный Россией, в области просвещения, досуга, творчества - от разрозненных, эпизодических форм к внедрению общественно значимых программ и систем.
Пытаясь сегодня вернуть и возродить часть отвергнутой, но не утраченной навсегда российской культуры, мы стремимся осмыслить и наполнить современным содержанием понятия, казалось бы, навсегда исчезнувшие из нашего лексикона: «странноприим-ницы» и «сиропитательницы», «доброхоты» и «меценаты», «милосердие» и «филантропия», сделать их одними из базовых, родовых в содержании современного социально-культурологического образования.
Сегодня культурологический и социально-педагогический компоненты присутствуют практически в каждой из специальностей, которыми вуз культуры вооружает своих выпускников. По существу, функции менеджера, педагога, технолога, работающего в самых различных областях современного социума (учебного, досугового, производственного и др., с детьми, подростками, взрослыми), выполняет любой специалист - хореограф, постановщик спортивно-бальных танцев и шоу-программ, руководитель эстрадного, духового, народного оркестров или ансамбля, режиссер любительского театра или театрализованного представления, менеджер в сфере освоения отраслевых информационно-библиографических ресурсов.
В контексте нынешней социокультурной ситуации неизмеримо возрастает общественная, гражданская роль специалиста-лидера как организатора практической деятельности различных социальных групп и категорий в сфере культуры, искусства и досуга. Его деятельность в настоящее время исполнена огромным нравственным, воспитательным смыслом.
При изучении курса, освоении профессиональных знаний, умений и навыков важно научиться ориентироваться в характерных особенностях социально-культурной ситуации, в закономерностях её возникновения и возможных последствиях, выстраивать в процессе её развития возможные варианты поведения субъектов и межсубъектных отношений, овладеть набором основных средств
86
87
Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность
и понятий, с которыми эта ситуация прямо или косвенно связана. Особенно велика роль ситуационного мышления организаторов, педагогов благодаря которому они лучше понимают, какие приемы, методы и технологии будут в большей степени способствовать достижению цели в конкретной ситуации.
Как видим, ситуационный подход в равной степени значим как для управленческих, так и для технологических аспектов социально-культурной деятельности. Каждая из социально-культурных технологий, каждый из методов управления имеют свои сильные и слабые стороны в той или иной ситуации. Отсюда необходимость своевременного предвидения вероятных последствий их применения, и положительных, и отрицательных.
Кардинальное обновление всех сфер жизни чрезвычайно обострило дефицит духовной культуры, той культуры, которая, наряду с физическим развитием, призвана служить фундаментом, конструктивной основой социализации личности.
Причин возросшего во многих регионах страны активного интереса к изучению и освоению национальной культуры немало. После обвального падения официальной партийной идеологии возникла мировоззренческая пустота, определенный духовный вакуум, который очень целенаправленно пытаются заполнить культом «золотого тельца». Многие средства массовой информации, например, буквально обожествляют власть денег, внушая изначально безнравственную мысль о том, что все способы обогащения прекрасны, хотя любому думающему человеку ясно, как трудно совмещаются бизнес и мораль в наших сегодняшних условиях криминализированного рынка.
Культ богатства явно не соответствует русской духовной традиции, исконно русскому мировоззренческому идеалу. Эта мысль великолепно выражена в словах российского ученого, педагога, философа Павла Флоренского: «Если идеал Запада - материальное благополучие, то идеал России - преображение души».
Признавая неизбежность реформирования, мы, одновременно опираемся на высочайший идеал тысячелетней русской культуры, идеал, связанный с поисками красоты, добра и правды, идеал преображения души на службе Отечеству. На этой духовной основе всегда стояли, стоят и будут стоять и русская классическая музы-
Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
ка, литература, живопись, и устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство, многочисленные промыслы и ремесла. Задача совершенствования социально-культурной сферы и объединения потенциальных возможностей всех общественных сил поставлена самим временем. Очевидно, она должна исходить из приоритетности русской духовной традиции, необходимости формирования у человека с ранних лет чувства духовной привязанности, интереса и любви к родным местам, бережного отношения к окружающей природной и социальной среде.
Например, для социокультурной ситуации в обществе в течение долгих лет были характерны недостаточная развитость действующих в сфере досуга общественных структур, кризис социально-нравственных идеалов, культуры в целом. Существенное отставание социально-культурной сферы является результатом многолетней изоляции страны от широких контактов с цивилизованными странами мира, оторванности от своих исторических корней. Всё это значительно сужает возможности для реализации эффективной социально-культурной политики, в то время как объективная потребность в такой политике резко возрастает.
Бурный всплеск инициативы подростков, молодежи на фоне отдельных деструктивных явлений в общественной среде нередко приводит их к асоциальной деятельности, криминализации подростковых общностей, отчуждению юношества от государственных и общественных институтов, семьи.
Корни этого явления произрастают из той социокулътурной, экономической ситуации, которая сформировалась за длительный период. Драматизм сегодняшней подростковой ситуации обусловлен десятилетиями террора и застоя, социальной демагогии, социального неравенства в обществе, остаточным принципом финансирования культуры, образования, а также недооценкой интеллектуального, творческого труда.
Современная социокультурная ситуация с особой остротой выдвинула проблемы коренного изменения воспитательной деятельности среди детей, подростков, молодежи, глубоких преобра-Еваний в области семейного воспитания, воспитательной дея-льности трудовых, учебных коллективов, работы по месту жи-льства.