Файл: Скд Киселева красильников.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2021

Просмотров: 9322

Скачиваний: 228

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

танцплощадок, спортивных сооружений и т.д. Широкого размаха достигло движение добровольцев, обязавшихся безвозмездно от­работать на строительстве объектов культуры и быта определен­ное число выходных дней. Это, несомненно, принесло ощутимую пользу, поскольку в условиях утвердившегося остаточного прин­ципа выделения ресурсов для развития социально-культурной сферы во многих регионах, особенно в городах-новостройках, сельской местности и т.д., действительно требовалось сооружение объектов культуры и досуга, укрепление материальной базы, не­обходимой для удовлетворения духовных запросов людей в сфере свободного времени.

Однако даже развитая социально-культурная инфраструктура, сеть учреждений культуры, искусства, спорта с широким предло­жением благ еще не решают проблему досуга. Все это - лишь крайне существенный, важный элемент полноценной, жизненно необходимой человеку культурной среды.

Среда досуга и общения имеет ярко выраженный социальный характер. Наш курс рассматривает ее в самом широком плане -как социально-культурную среду, предполагающую наличие трех обязательных элементов: активных субъектов социально-культурной деятельности в лице различных общественных инсти­тутов, социальных групп и отдельных индивидуумов; самого про­цесса этой деятельности на всех ее этапах; совокупности объек­тивных условий, факторов и возможностей для ее реализации.

Понятие «социально-культурная среда» означает, таким обра­зом, конкретное своеобразие и проявление общественных отноше­ний в сфере культуры и досуга. Эти отношения между участника­ми социально-культурной деятельности могут выстраиваться как по вертикали (по принципу субординации), так и по горизонтали (по принципу координации). Они могут носить либо сугубо фор­мальный (для формализованных структур), либо неформальный (для неформальных групп и общностей) характер.

В отличие от широкой социально-культурной макросреды, в которой действуют факторы, закономерности и институты обще­государственного масштаба, микросреда - это сфера действия ма­лых групп и входящих в них личностей, их непосредственное со­циально-культурное окружение.

Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

Социально-культурная микросреда, ближайшее окружение че­ловека, включает в себя множество составных элементов — мик­росред досуга и общения. К ним относятся: среда общения в се­мье; среда общения с ближайшими родственниками, друзьями, соседями по квартире, дому, двору; среда личностного общения в дошкольных учреждениях, школе, техникуме, вузе; внешкольная, внеучебная и внесемейная среда общения; производственно-трудовая среда общения; среда внеличностного общения (влияние средств массовой информации, общение с книгой, искусством, природой, животными и т.д.); круг общения по профессии, а также непрофессиональным интересам, временным увлечениям.

Личность может менять свое место в социально-культурной среде, постоянно переходить из одной микросреды досуга и обще­ния в другую и тем самым конструировать в определенной мере свою социально-культурную среду. Естественно, подобная и, на первый взгляд, ничем не ограниченная мобильность человека в социально-культурной среде на самом деле не является абсолют­ной. Она имеет определенные пределы, обусловленные общест­венно-экономическими отношениями, структурой общественного устройства. Тем не менее эта свобода выбора, активность лично­сти по отношению к избираемой ею среде досуга и общения не может не учитываться в процессе разработки и реализации соци­ально-культурных проектов, организации социально-культурной деятельности.

Альтернативность, инвариантность социально-культурной среды представляет собой широкое поле для проявления инициа­тивы и самостоятельности, творчества и самоутверждения челове­ка, свободы его социального поведения и социальных ориентации, оценок и предпочтений, свободного участия в принятии социаль­ных решений.

Цементирующей основой для сохранения и развития жизне­способной социально-культурной среды является, как свидетель­ствует практика, наличие в существующей инфраструктуре города или района достаточно популярных у жителей традиционных и со­временных нетрадиционных досуговых центров, в которых преоб­ладающим фактором является досуговая активность населения, самодеятельное культуротворческое начало. На региональном



80

81

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

уровне, в масштабах микрорайона, малого, среднего, крупного го­рода предпринимаются попытки найти достаточно эффективные пути, которые смогут в той или иной мере приостановить, нейтра­лизовать сам процесс относительного спада культурно-творческой активности населения. В муниципальных программах социально-культурного развития регионов предусматривается совершенство­вание отдыха людей, развлечений, концертно-зрелищной и физ­культурно-оздоровительной работы, борьба с алкоголизмом, нар­команией, правонарушениями, профилактика антисоциального поведения.

Однако все эти острейшие, злободневные социальные пробле­мы не могут быть решены по отдельности. Их решение невозмож­но без наличия целостной (городской или сельской) культурной среды, соответствующей нынешнему этапу развития общества и активной роли в этой среде самого человека. Полноценная, соци­ально открытая культурная среда жизненно необходима для чело­века, для его повседневной деятельности. С одной стороны, она предоставляет широкий простор для общественных инициатив и движений культурно-исторического, экологического, просвети­тельного, физкультурно-оздоровительного характера. С другой — является тем свободным пространством, в котором сосредоточены, непрерывно циркулируют и взаимодействуют друг с другом мно­гочисленные субкультуры - возрастные, социальные, профессио­нальные, этнические, конфессиональные и т.д.

В этой среде постепенно изживают себя традиционные подхо­ды, основанные только на потреблении предлагаемых готовых культурных благ. Этот процесс естественный и необратимый, по­скольку время постоянно рождает новые духовные потребности, и практически невозможно удовлетворить их всякий раз только с помощью формальных структур - специальных органов и учреж­дений.

Социально-культурная деятельность различных слоев населе­ния в нашей стране всегда исторически была связана со стреми­тельно развивающимся социумом. Конкретным результатом соци­альной инициативы, культурно-преобразующей деятельности миллионов людей были возникшие в 20-е годы XX века многочис­ленные рабочие и красноармейские клубы, клубы творческой ин­теллигенции, сельские избы-читальни, домпросветы, пункты лик-

Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

беза, разнопрофильные кружки и студии, кооперативные столовые и чайные, дома-коммуны, первые рабоче-крестьянские здравницы и т.д.

В то же время в социально-культурной среде господствовали чрезмерная централизация управления, исторически сложившийся ориентир на однообразные типы «традиционного» клуба, Дома культуры, музея, парка, библиотеки. Обеднение форм и методов работы, отсталость материально-технической базы этих учрежде­ний на фоне расширения предложений различных форм досуга кооперативами, хозрасчетными и другими досуговыми центрами, динамического развития средств массовой информации, возраста­ния уровня и многообразия духовных потребностей людей поро­дили в значительной массе населения, особенно среди подростков, молодежи, негативное отношение, определенный кризис доверия к сегодняшним и будущим инициативам государства в социально-культурной сфере. Существовавший на протяжении многих лет определенный авторитет традиционного клуба или библиотеки сегодня основательно поблек, далеко не всегда отвечает современ­ным ожиданиям и представлениям населения.

Многочисленные социальные инициативы и начинания, не­прерывно возникающие в рамках свободного времени людей, -сегодня один из самых привычных, постоянных элементов куль­турной среды города и села. Они являются и результатом, и необ­ходимым условием непосредственного общения детей, подростков и взрослых, их живой потребностью участия в общественно-полезных делах. По сути, мы имеем дело с коллективными уси­лиями людей, чья социально-культурная активность, с одной сто­роны, не ограничивается узкими семейными рамками, а с другой -по тем или иным причинам не вписывается в деятельность совре­менных институтов социально-культурной сферы - клубов, теат­ров, парков, музеев, художественных студий и т.д.

Социально-культурная среда в настоящее время далеко не все­гда и не везде подготовлена к глубоким изменениям, происходя­щим в обществе и в сознании людей. Создавая новые условия ее функционирования, эти изменения выдвигают новые требования как к формам организации творчества и досуга, так и к целям и методам их реализации.



82

83

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

Современная социально-культурная ситуация

Важнейшим условием развития и практического использования социально-культурной деятельности как системы является ситуацион­ный подход. Ключевым моментом этого подхода является социально-культурная ситуация. В широком контексте под категорией «ситуа­ция» понимают совокупность типичных условий и конкретных об­стоятельств, которые в тот или иной момент оказывают непосредст­венное влияние на содержание и формы жизнедеятельности человека или группы людей, на систему их ценностных ориентиров, на межлич­ностные отношения.

Социально-культурную ситуацию, исходя из сказанного, право­мерно рассматривать как характерную для конкретного отрезка време­ни (дня, недели, месяца, года и т.д.) данность, включающую человека или группу людей, определенную социально-культурную среду и конкретные условия (сферы, мотивы, цели) их социально-культурной деятельности в этой среде. Богатейшая общественная практика изоби­лует разновидностями социально-культурной ситуации - ситуациями проблемными и привычными «штатными»; управляемыми и неуправ­ляемыми, конфликтными и бесконфликтными, объективными и субъ­ективными, конструктивными и деструктивными (блокирующими раз­витие социально-культурного явления). Например, проблемная ситуа­ция выявляет, как правило, наличие определенной социально-культурной проблемы, которая обычно представляет собой противоре­чие либо несоответствие между реальным и желаемым.

Исследования культурологов, социологов, педагогов, психоло­гов отмечают ухудшение социального самочувствия многих слоев населения, развитие социального пессимизма, утраты внутренних ориентиров поведения, с одной стороны, и нарастание агрессивно­сти, напряженности - с другой.

До сих пор не разработаны и не реализованы провозглашенные в «Основах законодательства Российской Федерации о культуре» государственные гарантии общедоступности учреждений культу­ры для населения, пользования культурными ценностями и бла­гами для социально незащищенных слоев населения.

Общество оказалось неспособным защитить ребенка от наси­лия и безнравственности взрослых. Ребенок развивается в услови­ях стабильной социально-культурной депривации, когда не удов­летворяются его самые элементарные потребности. Высокими

Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

темпами растет подростковая преступность. Статистика свиде­тельствует: в России, по данным на конец XX столетия, в детских домах, школах-интернатах, домах ребенка, детдомах-интернатах для инвалидов воспитывалось свыше 140 тысяч детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей. 90% воспитанников по­ступали в детские дома из семей, где родители полностью дегра­дировали.

Понимание сути современной социально-культурной ситуации невозможно без четкого представления о роли и значении культу­ры в радикальной перестройке жизни общества в период перехода к новым экономическим отношениям.

Рыночная экономика неоднозначно отражается на культуре. С одной стороны, она помогает ей выжить в условиях жесточайшего экономического кризиса. С другой - не может не наносить опре­деленного ущерба духовному потенциалу и нравственному здоро­вью общества.

Наряду с другими отраслями научных знаний социально-педагогическая деятельность в сфере культуры и искусства, отнесенная «Основами законодательства Российской Федерации о культуре» к разряду важнейших культурных ценностей, призвана обеспечить сохранение и развитие духовного потенциала общест­ва, предотвратить кризисные явления в культуре, добиться гармо­низации и гуманизации духовного развития личности. Бесконечно прав академик Д.С. Лихачев, который отмечал: «Без культуры в обществе нет и нравственности. Без элементарной нравственности не действуют социальные и экономические законы».

В специальной литературе, публицистике, на творческих встречах, конференциях, семинарах, «круглых столах» звучат раз­личные, порой прямо противоположные оценки ситуации, сло­жившейся в духовной жизни, культуре современного социума.

Современная социально-культурная ситуация характеризуется значительным усложнением структуры и содержания взаимоот­ношений людей, когда остро встает вопрос о последовательном освоении культурного потенциала и активном включении основ­ной массы населения в социально-культурную деятельность.

Именно на решение этой задачи направлен Государственный образовательный стандарт по специальности «Социально-куль-



84

85

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

турная деятельность», который базируется на сопряжении соци­ально-педагогического образования с образованием культурологи­ческим. В отрасли культуры и искусства оба этих начала состав­ляют единый процесс. Основанием такого единства являются та­кие положения, как единый социальный заказ со стороны государ­ства и негосударственных структур (общественных, коммерче­ских, частных и т.д.), их взаимная ответственность за судьбу и ду­ховное здоровье общества, которые определяют и цели, и содер­жание, и уровни социально-педагогического и культурологиче­ского образования специалистов отрасли.

В процессе разработки Государственного образовательного стандарта «Социально-культурная деятельность» авторский кол­лектив исходил из признания человека не только как представите­ля социума, но и представителя этноса, следующего конкретным, национально-культурным традициям. Благодаря Госстандарту практически впервые в России заложен фундамент социально-культурологического образования специалистов, занятых в самых различных областях образования, досуга, искусства, спорта и т.д. Основное их назначение заключается в реализации функций соци­ально-культурной адаптации и реабилитации, детской и семейной рекреологии, создании предметно-пространственной среды для социокультурной информации и коммуникации.

По существу, возникло новое направление высшей школы, обусловленное нынешней социально-культурной ситуацией и ор­ганично объединившее социальную педагогику и культурологию. Условно его можно было бы определить как специальное образо­вание в сфере социально-культурной экологии человека. При этом нельзя не учитывать, что у каждой страны есть своя специфика и в национальной культуре, и в содержании и технологии социально-культурной деятельности. Естественно, эта специфика переносит­ся и на систему подготовки кадров для социально-культурной дея­тельности.

Свою задачу инициаторы введения новой специальности изна­чально видели в том, чтобы, приближая отечественную систему культурологической подготовки специалистов к современным стандартам европейской школы, ни в коей степени не отрываться от собственных корней, национальных и культурных особенно­стей. Постоянно обращаясь к своей истории, к российским тради-

Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

циям, авторы вновь и вновь пытаются проследить и осмыслить огромный путь в пространстве и времени, пройденный Россией, в области просвещения, досуга, творчества - от разрозненных, эпи­зодических форм к внедрению общественно значимых программ и систем.

Пытаясь сегодня вернуть и возродить часть отвергнутой, но не утраченной навсегда российской культуры, мы стремимся осмыс­лить и наполнить современным содержанием понятия, казалось бы, навсегда исчезнувшие из нашего лексикона: «странноприим-ницы» и «сиропитательницы», «доброхоты» и «меценаты», «мило­сердие» и «филантропия», сделать их одними из базовых, родовых в содержании современного социально-культурологического обра­зования.

Сегодня культурологический и социально-педагогический компоненты присутствуют практически в каждой из специально­стей, которыми вуз культуры вооружает своих выпускников. По существу, функции менеджера, педагога, технолога, работающего в самых различных областях современного социума (учебного, досугового, производственного и др., с детьми, подростками, взрослыми), выполняет любой специалист - хореограф, постанов­щик спортивно-бальных танцев и шоу-программ, руководитель эстрадного, духового, народного оркестров или ансамбля, режис­сер любительского театра или театрализованного представления, менеджер в сфере освоения отраслевых информационно-библиографических ресурсов.

В контексте нынешней социокультурной ситуации неизмеримо возрастает общественная, гражданская роль специалиста-лидера как организатора практической деятельности различных социаль­ных групп и категорий в сфере культуры, искусства и досуга. Его деятельность в настоящее время исполнена огромным нравствен­ным, воспитательным смыслом.

При изучении курса, освоении профессиональных знаний, умений и навыков важно научиться ориентироваться в характер­ных особенностях социально-культурной ситуации, в закономер­ностях её возникновения и возможных последствиях, выстраивать в процессе её развития возможные варианты поведения субъектов и межсубъектных отношений, овладеть набором основных средств



86

87

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

и понятий, с которыми эта ситуация прямо или косвенно связана. Особенно велика роль ситуационного мышления организаторов, педагогов благодаря которому они лучше понимают, какие прие­мы, методы и технологии будут в большей степени способствовать достижению цели в конкретной ситуации.

Как видим, ситуационный подход в равной степени значим как для управленческих, так и для технологических аспектов социаль­но-культурной деятельности. Каждая из социально-культурных технологий, каждый из методов управления имеют свои сильные и слабые стороны в той или иной ситуации. Отсюда необходи­мость своевременного предвидения вероятных последствий их применения, и положительных, и отрицательных.

Кардинальное обновление всех сфер жизни чрезвычайно обо­стрило дефицит духовной культуры, той культуры, которая, наря­ду с физическим развитием, призвана служить фундаментом, кон­структивной основой социализации личности.

Причин возросшего во многих регионах страны активного ин­тереса к изучению и освоению национальной культуры немало. После обвального падения официальной партийной идеологии воз­никла мировоззренческая пустота, определенный духовный ваку­ум, который очень целенаправленно пытаются заполнить культом «золотого тельца». Многие средства массовой информации, на­пример, буквально обожествляют власть денег, внушая изначально безнравственную мысль о том, что все способы обогащения пре­красны, хотя любому думающему человеку ясно, как трудно со­вмещаются бизнес и мораль в наших сегодняшних условиях кри­минализированного рынка.

Культ богатства явно не соответствует русской духовной тра­диции, исконно русскому мировоззренческому идеалу. Эта мысль великолепно выражена в словах российского ученого, педагога, фи­лософа Павла Флоренского: «Если идеал Запада - материальное благополучие, то идеал России - преображение души».

Признавая неизбежность реформирования, мы, одновременно опираемся на высочайший идеал тысячелетней русской культуры, идеал, связанный с поисками красоты, добра и правды, идеал пре­ображения души на службе Отечеству. На этой духовной основе всегда стояли, стоят и будут стоять и русская классическая музы-

Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

ка, литература, живопись, и устное народное творчество, декора­тивно-прикладное искусство, многочисленные промыслы и ремесла. Задача совершенствования социально-культурной сферы и объединения потенциальных возможностей всех общественных сил поставлена самим временем. Очевидно, она должна исходить из приоритетности русской духовной традиции, необходимости формирования у человека с ранних лет чувства духовной привя­занности, интереса и любви к родным местам, бережного отноше­ния к окружающей природной и социальной среде.

Например, для социокультурной ситуации в обществе в тече­ние долгих лет были характерны недостаточная развитость дейст­вующих в сфере досуга общественных структур, кризис социаль­но-нравственных идеалов, культуры в целом. Существенное отста­вание социально-культурной сферы является результатом много­летней изоляции страны от широких контактов с цивилизованны­ми странами мира, оторванности от своих исторических корней. Всё это значительно сужает возможности для реализации эффек­тивной социально-культурной политики, в то время как объек­тивная потребность в такой политике резко возрастает.

Бурный всплеск инициативы подростков, молодежи на фоне отдельных деструктивных явлений в общественной среде нередко приводит их к асоциальной деятельности, криминализации подро­стковых общностей, отчуждению юношества от государственных и общественных институтов, семьи.

Корни этого явления произрастают из той социокулътурной, экономической ситуации, которая сформировалась за длительный период. Драматизм сегодняшней подростковой ситуации обуслов­лен десятилетиями террора и застоя, социальной демагогии, соци­ального неравенства в обществе, остаточным принципом финан­сирования культуры, образования, а также недооценкой интеллек­туального, творческого труда.

Современная социокультурная ситуация с особой остротой выдвинула проблемы коренного изменения воспитательной дея­тельности среди детей, подростков, молодежи, глубоких преобра-Еваний в области семейного воспитания, воспитательной дея-льности трудовых, учебных коллективов, работы по месту жи-льства.