Файл: Отчет по практике (учебная практика) Специальность 26. 02. 03 Судовождение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 2048

Скачиваний: 73

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
потравливания груза под действием силы тяжести, а также для удержания груза на весу грузовой барабан снабжен тормозным барабаном с ленточным стопором. Кроме того, предусмотрен электрический тормоз. Пост управления лебедкой состоит из кулачкового контроллера водозащищенного исполнения, установленного на палубе. У электрогидравлических грузовых лебедок электродвигатель спарен с насосом, подающим рабочую жидкость в гидродвигатели лебедки. Лебедки обеспечивают плавное регулирование скорости подъема и опускания груза. Электрогидравлические лебедки грузоподъемностью 30 и 50 кН установлены на многих промысловых судах. Наиболее производительны грузовые операции при спаренной работе стрел «телефоном». Тяжеловесные стрелы могут не иметь оттяжек, в этом случае они поворачиваются с помощью топенант-талей. Топенантная вьюшка на одном валу имеет два барабана, один из которых предназначен для приводного стального троса (свистова), подаваемого на турачку грузовой лебедки, а другой — для лопаря топенанта. При выбирании грузовой лебедкой свистова оба барабана вьюшки вращаются и обеспечивают требуемый вылет грузовой стрелы. Вьюшка имеет стопор и тормоз, что позволяет надежно опускать стрелу под действием ее силы тяжести. Для подъема стрелы с грузом устанавливают специальные топенантные лебедки или грузовые лебедки имеют топенантный барабан. В последнем случае топенант выполняют в виде топенант-тали. Стопор топенанта устанавливают на некоторых добывающих судах при наличии одиночных стрел небольшой грузоподъемности. Стопор состоит из треугольного звена, на котором закреплены ходовой конец топенанта, лопарь топенанта — стальной гибкий трос — и стопор топенанта — длиннозвенная (такелажная) цепь. В этом случае вьюшкой (лебедкой) выбирают лопарь топенанта, поднимая стрелу на угол, больший требуемого, крепят стопор на палубе за звено, соответствующее требуемому вылету стрелы, и потравливают лопарь до натяжения стопора.

6.3 Грузовые краны.

Данный тип грузового устройства получил широкое распространение на судах. Высокая производительность работы крана обусловлена возможностью совершать три-четыре движения одновременно (на рис. 116 эти движении показаны стрелками). Механизмы поворота, подъема, изменения вылета и передвижения крана смонтированы на одной платформе, и ими управляет один человек из кабины, где расположен пульт управления. Такая компоновка упрощает управление грузовыми операциями и повышает безопасность обслуживающего персонала. Грузоподъемность кранов может достигать 25 т при скорости подъема груза до 70 м/мин. Привод кранов может быть электрическим или гидравлическим. Основными преимуществами кранов по сравнению со спаренными грузовыми стрелами являются их сравнительно небольшие размеры, быстрота действия, постоянная готовность к действию, возможность поворота стрелы с грузом на 360° и удобство обслуживания. К недостаткам судовых грузовых кранов следует отнести ограниченную грузоподъемность и «чувствительность» к крену. На промысловых судах устанавливают грузовые краны с электрическим или гидравлическим приводом. Гидравлический привод упрощает работу, дает возможность дистанционного управления и программированного рабочего цикла. На электрогидравлическом поворотном кране с гидроприводами низкого давления некоторых
промысловых судов работу грузового барабана, барабана топенанта, поворот платформы обеспечивают шесть гидродвигателей (по два на механизм). Механизмы подъема груза и изменения вылета стрелы оборудованы тормозами с автоматическим растормаживанием от гидроцилиндров. Колонна крана одновременно служит баком для рабочей жидкости.

7.Общесудовые системы.

 Они представляют собой совокупность специализированных трубопроводов с механизмами, аппаратами, приборами и устройствами. Они предназначены для перемещения жидкостей, воздуха или газов в целях обеспечения нормальной эксплуатации судна (за исключением энергетической установки, трубопроводы которой в число судовых систем не входят). Работа судовых систем обеспечивает живучесть судна, т. е. безопасность плавания, необходимые условия обитаемости, сохранность груза, а также выполнение специальных функций, связанных с назначением судна, например на танкерах, спасателях, промысловых судах.

Водяная система пожаротушения:

Судовая система пожаротушения – это основной инструмент борьбы с огнем на борту. Именно установка срабатывает первой, а уже потом к месту происшествия прибывает экипаж судна. Система может быть представлена несколькими устройствами: Комплекс разветвленных магистралей с насадками на местах выхода вещества. К таким установкам относят водяные и пенные устройства, реже – газовые. При пожаре средство поступает через насадки в пораженную зону. Модули. Представляют собой автономно работающие устройства, срабатывающие при повышении температуры в помещении или задымлении воздуха. К ним также относятся самосрабатывающие статичные огнетушители, дымодетекторы. Датчики, улавливающие продукты горения в воздухе и передающие сигнал на капитанский мостик. Системы сигнализации. Системы углекислотного тушения используются для защиты грузовых помещений, насосных отделений, помещений генераторов, кладовых (например, малярных и фонарных), плит и вентиляционных каналов камбузов. Они применяются также в машинных отделениях и для индивидуальной защиты генераторов. Углекислый газ как огнетушащее средство особенно удобен для использования на судах, так как не вызывает повреждения дорогостоящего груза и механизмов. Он не оставляет осадка, который нужно счищать с оборудования и палубы, не проводит электричества и, следовательно,

может подаваться на электрооборудование, находящееся под напряжением. По трубам углекислый газ подается в жидкой фазе под давлением, на выходе он расширяется, превращаясь в плотный газ при атмосферном давлении. Он остается в нижней части помещения, пока не рассеется с течением времени и при повышении температуры. Углекислый газ имеет некоторые недостатки. Количество углекислого газа, которое может перевозиться на судне, ограничено, так как он должен храниться в баллонах под давлением. Углекислый газ лишь в незначительной степени охлаждает материалы, нагревающиеся под воздействием пожара. Он создает эффект объемного тушения, т.е. вытесняет кислород окружающего воздуха, уменьшая его содержание до 15% и ниже. Таким образом, вещества, выделяющие кислород при горении, нельзя тушить с помощью углекислого газа. Углекислый газ опасен для людей, хотя его концентрация, достаточная для ликвидации пожара, не снижает содержания кислорода в воздухе до опасного уровня. При вдыхании углекислого газа повышается кислотный уровень крови. В результате гемоглобин не обогащается кислородом в легких, вследствие чего может произойти остановка дыхания. Поэтому очень опасно входить в помещение, куда был подан углекислый газ, без дыхательного аппарата, даже на очень короткое время. Если член экипажа быстро входит в трюм, чтобы вынести из него потерявшего сознание человека, он должен задержать дыхание. Углекислый газ особенно эффективен при борьбе с пожарами, связан­ными с горением воспламеняющихся жидкостей. Он применяется также для локализации пожаров горючих материалов класса А в ограниченных помещениях.

 

8.1 Борьба за живучесть судна. Общие понятия.

Живучестью называется способность судна в достаточной мере сохранять и восстанавливать свои мореходные качества и обеспечивать безопасность находящихся на борту людей и сохранность груза при аварийных ситуациях. Живучесть судна обеспечивается:

  • непотопляемостью;

  • взрыво- и пожаробезопасностью;

  • живучестью судовой техники;

  • подготовленностью экипажа к борьбе за живучесть судна и действиями по ее поддержанию и восстановлению.

Непотопляемость - это способность судна сохранять плавучесть и остойчивость после затопления одного или нескольких отсеков. Взрывопожаробезопасностью судна называется его способность противостоять
возникновению и распространению взрывов и пожаров, а также их воздействию на судно и груз. Живучестью судовой техники называется её способность сохранять и восстанавливать свои свойства при аварийных обстоятельствах и обеспечивать постоянную готовность к действию по прямому назначению. Под подготовленностью экипажа к борьбе за живучесть судна понимаются знания и умение членов экипажа выполнять организовано, решительно и квалифицировано действия, направленные на ликвидацию аварийных обстоятельств или уменьшение их влияния на судно, людей и находящийся на борту груз. Комплекс предупредительных мероприятий по обеспечению живучести судна включает в себя такие мероприятия, которые обеспечивают нормальную эксплуатацию судна в соответствии с его назначением. К предупредительным мероприятиям относятся:

  • эксплуатация судна, его механизмов и систем в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации;

  • соблюдение противопожарного режима на судне в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности;

  • загрузка судна в соответствии с действующими нормами и правилами, регламентирующими посадку судна, его остойчивость и высоту надводного борта.

Под борьбой за живучесть судна понимаются организованные, квалифицированные и энергичные действия судового экипажа при возникновении чрезвычайных ситуаций с целью ликвидации или уменьшения их отрицательного влияния на людей, судно и перевозимый груз.

8.2 Борьба за непотопляемость.

Борьба за непотопляемость судна - это совокупность действий экипажа по поддержанию и восстановлению плавучести и остойчивости судна. В ходе борьбы за непотопляемость экипаж судна должен предпринимать энергичные и квалифицированные действия, а именно:

  • обнаружение поступления воды внутрь корпуса судна и выявление мест, размеров и характера повреждений в корпусе, а также в других судновых конструкциях;

  • прекращение или ограничение поступления воды внутрь судна и распространение (фильтрация) ее по всему судну;

  • удаление из отсеков забортной и фильтрационной воды, а также воды, поступившей при тушении пожаров;

  • временное восстановление водонепроницаемости корпуса судна и осушение затопленного отсека;

  • заделка пробоин и восстановление водонепроницаемости корпуса;

  • восстановление остойчивости, плавучести и спрямление аварийного судна;

  • обеспечение хода и управляемости аварийного судна.


В случае угрозы гибели судна из-за недостаточной плавучести или остойчивости необходимо предпринять меры к посадке судна на мель, при наличии такой возможности. Для обеспечения водонепроницаемости корпуса необходимо выполнение следующих требований:

  • Своевременный и тщательный уход за всеми водонепроницаемыми закрытиями (дверями, горловинами, крышками и пр.). Ролики, шарниры, болты и задрайки должны быть хорошо расхожены и смазаны. Уплотняющая резина должна быть эластичной и не иметь повреждений, следов краски и нефтепродуктов (при необходимости резиновые прокладки следует заменить).

  • Все бортовые иллюминаторы в штормовую погоду должны быть задраены, а на иллюминаторах, расположенных близко к ватерлинии, задраивают и штормовые броняшки (при необходимости вместо барашков устанавливают гайки, ключ для которых хранится у судовой администрации).

  • Перепускные клинкеты и клапаны, установленные на водонепроницаемых конструкциях и трубопроводах балластной системы, должны быть постоянно закрыты. Все льяла судовых отсеков и помещений должны быть всегда чистыми и иметь качественное покрытие (цементировку, окраску). Приемные сетки трубопроводов должны быть исправными и чистыми.

  • Мерительные, воздушные трубы и шпигаты необходимо содержать в исправности, своевременно удалять грязь, а в зимнее время — снег и лед.

На всех водонепроницаемых закрытиях должны быть нанесены знаки маркировки, определяющие порядок их задраивания и открытия. В штормовых условиях необходимо регулярно контролировать состояние водонепроницаемых закрытий и креплений палубного груза. При осмотрах водонепроницаемых переборок палуб и платформ обращать внимание на состояние швов, сальников, наличие трещин и вмятин. Характерными признаками поступления воды в корпус судна являются:

  • появление статического крена судна;

  • изменение характера качки при неизменных внешних условиях плавания;

  • заметное изменение осадки судна;

  • крен судна при перекладке руля.

Поступление воды в смежный отсек может быть установлено по следующим признакам:

  • шуму поступающей в отсек воды;

  • фильтрации воды из смежного отсека через имеющиеся неплотности в переборках, палубах, платформах, втором дне и в местах прохода через них трубопроводов и кабелей;

  • шуму воздуха, выходящего через воздушные и измерительные трубки, горловины, различного рода неплотности;

  • глухому звуку, издаваемому полотном переборки, настилом палуб, платформ, второго дна при ударе по ним металлическим предметом;

  • отпотеванию конструкций переборок, палуб, платформ второго дна.