Файл: Отчет по практике (учебная практика) Специальность 26. 02. 03 Судовождение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 2047

Скачиваний: 73

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Человек за бортом: ____ ____ _____( три продолжительных звонка)

Шлюпочная тревога: ______________ (один продолжительный звонок 25-30 сек.)

Пожарная тревога: . . . . . . . ________( семь коротких и один продолжительный звонок)

2.6 Порядок несения вахт стояночных и ходовых.

 Состав ходовой вахты: Вахтенный помощник капитана, вахтенный рулевой, вахтенный механик. Состав стояночной вахты: Вахтенный помощник капитана, вахтенный у трапа, вахтенный механик. Обязанности вахтенного рулевого: Вахтенный матрос подчиняется непосредственно вахтенному помощнику капитана. На ходу судна вахтенные матросы выполняют в основном две главные функции: стоят на руле и ведут визуально-слуховое наблюдение за окружающей обстановкой. Прием и сдача вахты как рулевым матросом, так и впередсмотрящим производится только с разрешения вахтенного помощника капитана. Во время несения вахты впередсмотрящему и рулевому матросу категорически запрещается уходить с поста, а также отвлекаться от прямых обязанностей. Не разрешается производить смену вахты на руле непосред­ственно перед изменением и в момент изменения курса. Нельзя также: менять рулевых при расхождении с судами и обгоне их. В тех случаях, когда судно следует на автоматическом управ­лении, сдающий и принимающий вахту матросы передают курс авторулевого, проверяя, правильно ли он установлен на приборе. Это выполняется независимо от того, что аналогичную проверку производит заступающий на вахту штурман. Эта опера­ция всегда необходима, так как вахтенный рулевой обязан в любой момент быть готовым принять управление рулем, а для этого он должен знать, каким курсом идет судно. Заданный курс записывают либо обозначают иным образом на специаль­ной доске или табло, которые обычно укрепляют перед руле­вым постом. Во время вахты на руле матрос обязан точно удер­живать судно на заданном курсе, как можно чаще сличая по­казания гирокомпаса с магнитным. Он должен внимательно следить за исправной работой курсоуказателей и рулевого уст­ройства. О всех замеченных отклонениях в работе компасов, как, например, застой картушки,внезапное изменение курса, ухудшение освещения курсоуказателей, а также о неисправном действии рулевого устройства вахтенный матрос должен немедленно доложить вахтенному штурману. Если судно начнет вдруг плохо слушать руля, матрос обязан сразу доложить об этом. Удерживая судно на заданном курсе или приводя его на новый, указанный вахтенным помощником курс, рулевой мат­рос должен избегать резких и чрезмерно больших перекладок руля. Для этого он внимательно
следит за угловой скоростью поворота судна, регулируя ее таким образом, чтобы к моменту подхода к линии заданного курса оно могло быть задержано и не перевалило бы этой линии по инерции. Выполнение каких-либо поручений и иных работ, не связанных с функциями рулевого или впередсмотрящего, допустимо лишь с разрешения вахтенного помощника.Обязанности вахтенного у трапа:вахтенный пост у трапа судна по значению один из весьма важных и ответственных. Устав службы на этот счет гласит: «При несении вахты у трапа вахтенный матрос осуществляет контроль за посещением судна, неотлучно находясь у трапа и не допуская на судно посторонних лиц без разрешения вахтенного помощника капитана». Недалеко от поста должен располагаться переключатель судовой аварийной сигнализации, состоящей из звонков громкого боя, и желательно, чтобы тут же был смонтирован микрофон радиотрансляционной командной установки. Возле трапа следует держать спасательный круг с концом достаточной длины.Вахтенному матросу, как и вообще любому члену экипажа, положено знать о персональном составе суточной вахты по всем основным службам. Кроме этого, важно всегда быть осведомленным. Кто именно из лиц командного состава отсутствует, а кто в данный момент находится на борту. Это позволяет ему в любой момент ответить, кто из лиц комсостава находится на судне, а кто отсутствует.Вахтенный матрос у трапа не имеет права самостоятельно, без разрешения вахтенного помощника или дежурного командира пропускать на борт кого бы то ни было из посторонних лиц. Если поставленный на вахту к трапу матрос не всех членов экипажа знает в лицо, то его нужно снабжать судовой ролью, чтобы он мог проверить, служит ли данный человек на судне.Порядок допуска на судно посторонних или должностных лиц состоит в следующем. Остановив у трапа поднявшегося на борт человека, вахтенный матрос вызывает вахтенного помощника или дежурного командира. Последний проверяет у прибывшего документы и выясняет у него цель посещения судна. Если 'вопросы, с которыми прибыло данное лицо, выходят за пределы компетенции вахтенного помощника, то он узнает, к кому из судового состава хотел бы пройти посетитель. Каждый прибывший на судно по частному делу или служебному вопросу обязан предъявить вахтенной службе документ, удостоверяющий его личность. Этот документ хранится у вахтенного помощника или вахтенного матроса и возвращается владельцу при уходе с судна. Кто бы ни прибыл на борт вахтенный помощник (дежурный командир) обязан

сопровождать его от трапа до самой каюты, куда направляется посетитель. Обратное сопровождение до трапа осуществляет тот, кто принимал посетителя, либо вахтенный помощник, если ему будет дано такое поручение. Если постороннее или должностное лицо при оставлении борта почему-либо не сопровождает вахтенный помощник (дежурный командир), то вахтенный у трапа матрос обязан вызвать последнего для доклада ему, что человек сошел с судна. Такой доклад можно сделать и по телефону. При посещении судна членами правительства, министром морского флота и его заместителями, начальником пароходства или соответствующими ему.


3.1 Система деления горизонта, курс, пеленг, курсовой угол.

Курсом корабля называется угол на плоскости горизонта между нордовой частью меридиана и диаметральной плоскостью корабля. Пеленгом называется угол на плоскости горизонта между нордовой частью меридиана и линией, указывающей на предмет. На морской карте всегда прокладываются истинные направления, а рулевому для удержания корабля на истинном курсе рассчитывается и задается компасный курс. Поэтому очень важно знать величины и знаки склонения и девиации, уметь правильно переходить от компасных направлении к истинным и обратно. Переход от компасных направлений к истинным называется исправлением румбов, а переход от истинных направлении к компасным—переводом румбов. Для перевода и исправления румбов существуют следующие формулы:

ИК = КК + D к и КК = ИК - D к

Чтобы проложить на карте пеленги, снятые по компасу, их надо исправить обшей поправкой компаса, действующей на курсе, которым шел корабль в момент взятия пеленгов:

ИП = КП + D к ; КП = ИП - D к

Перевод и исправление румбов считается очень ответственной работой судоводителя, поэтому ее следует выполнять со всей тщательностью, небрежность и ошибка в расчете могут привести к навигационной аварии. Чтобы избежать возможных ошибок в знаках d и d при расчете по приведенным формулам, судоводителю для наглядности рекомендуется производить графическое построение. В навигации применяется круговая (градусная) система деления горизонта от 0° до 360°. При этом счет ведется от N по часовой стрелке. Курсовой угол -угол между диаметральной плоскостью судна и направлением на какой-либо наблюдаемый с судна объект.

3.2 Магнитные курсы и пеленги.

Направление движения судна, а также Направления на различные предметы можно определять не только по отношению к истинному меридиану, но и относительно магнитного меридиана. Направления, определяемые относительно магнитного меридиана, называются магнитными. Угол в плоскости истинного горизонта, отсчитываемый от 
части магнитного меридиана по часовой стрелке до линии курса, называется магнитным курсом (МК). Угол в плоскости истинного горизонта, отсчитываемый от N части: магнитного меридиана по часовой стрелке до направления на предмет, называется магнитным пеленгом (МП). Магнитным курсом (МК) называется угол в плоскости истинного горизонта между плоскостью магнитного меридиана и носовой частью диаметральной плоскости корабля. Магнитный курс отсчитывается от северной части магнитного меридиана по часовой стрелке и может иметь значения от 0 до 360°. Магнитным пеленгом (МП) называется угол в плоскости истинного горизонта между северной частью магнитного меридиана и направлением на наблюдаемый ориентир. Магнитный пеленг отсчитывается от северной части магнитного меридиана и может принимать значения от 0 до 360°. Как видно из рисунка, магнитные направления (курсы и пеленги) отличаются от истинных на величину магнитного склонения:


ИК = МК + d

ИП = МП + d

МК = ИК - d

МП = ИП – d
3.3 Приборы для определения направления в море.

На ходовом мостике находятся приборы и устройства, необходимые для управления судном. Навигационные приборы – предназначены для определения местоположения судна и измерения отдельных элементов его движения:

  • компасы

  • лаги

  • эхолоты

  • секстаны

Основным прибором, служащим для определения направлений море, является компас. Компас – основной навигационный прибор, служащий для определения курса судна, направлений (пеленгов) на различные объекты. На судах применяются магнитные и гироскопические компасы. Гирокомпас – механический указатель направления истинного (географического) меридиана, предназначенный для определения курса объекта, а также азимута (пеленга) ориентируемого направления.

Гирокомпасы имеют два преимущества перед магнитными компасами: они показывают направление на истинный полюс, т. е. на ту точку, через которую проходит ось вращения Земли, в то время как магнитный компас указывает направление на магнитный полюс; они гораздо менее чувствительны к внешним магнитным полям. Навигационный эхолот предназначен для надежного измерения, наглядного представления, регистрации и передачи в другие системы данных о глубине под килем судна.