Файл: Отчет по практике (учебная практика) Специальность 26. 02. 03 Судовождение.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 2050
Скачиваний: 73
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4.2 Состав буксирного устройства.
Буксирным устройством называется комплекс изделий и механизмов, обеспечивающий судну возможность буксировать другие суда (либо иные плав.средства) или идти на буксире самому.
В состав буксирного устройства транспортных судов входят:
- буксирные тросы;
-буксирная лебедка;
- буксирные кнехты;
-буксирная дуга;
-буксирная арка;
-буксирный гак;
- буксирные клюзы;
- вьюшки и банкеты для хранения буксирных тросов.
Помимо вышеперечисленного используются элементы якорного и швартовного устройств (шпили, якорные цепи, кнехты и т. п.).
Буксирная лебедка: предназначена для регулирования в процессе буксировки длины и натяжения буксирного троса. Длину обычно изменяют только во время буксировки судов по внутренним водным путям; в условиях извилистого фарватера, при проходе перекатов и других мест, когда приходится уменьшать расстояние между буксиром и судном. Буксирная лебедка имеет барабан, позволяющий принимать до 300 м троса на речных судах и до 900 м на морских. Буксирные лебедки имеют, в основном, электрический привод с тяговым усилием от 6 до 100 тс. Для подачи и выбирания буксирных тросов и выполнения швартовных операций на буксирах, не имеющих специальных лебедок, используют электрические лебедки или лебедки-вьюшки.
Буксирные тросы: применяемые для буксировки, бывают стальные, растительные (пеньковые, манильские, сизальские) и синтетические (капроновые, нейлоновые). Последние имеют преимущества перед стальными и растительными тросами: они легче, эластичнее, однако из-за искрообразования при их разрыве применять тросы из искусственного волокна при буксировке судов, перевозящих нефтепродукты первого класса (разряда), не разрешается.
Буксирный гак : служит для закрепления буксирного троса и его отдачи при буксировке без помощи специальной лебедки. На буксирах, имеющих буксирные лебедки, гак является резервным средством. Буксирные гаки бывают откидные и неоткидные, открытые и закрытые, с амортизатором или без него, с механическим или гидравлическим затвором, с дистанционной или ручной отдачей. Буксирные гаки снабжают пружинными амортизаторами, предназначенными для поглощения энергии рывков, возникающих в тросе при буксировке. На некоторых буксирах применяют буксирный направляющий блок, через который пропускают трос от лебедки к буксируемому судна.
Буксирная дуга:
предназначена для крепления буксирного гака к корпусу буксира с таким расчётом, чтобы он мог перемещаться в горизонтальной плоскости (у портовых буксиров не менее чем на угол 180 градусов). Буксирная дуга устанавливается в районе центра тяжести (ЦТ) судна по длине и как можно ниже, чтобы увеличить остойчивость буксира.
Буксирные арки:
трубы из круглой кованой стали располагают в кормовой части буксира (две – три арки) для защиты установленного на палубе оборудования и находящихся на ней людей от повреждения тросом. Кроме того, буксирные арки обеспечивают возможность плавного перехода буксирного троса с борта на борт.
Кормовой буксирный клюз:
предназначен для ограничения перемещения буксирного троса в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Клюзы бывают глухие, с откидывающейся верхней частью и с роульсами. В связи с тем, что глухие клюзы трудно заводить буксирный трос, их применяют только на небольших портовых и рейдовых буксирах.
4.3Подготовка судна к швартовке.
Транспортные суда в большинстве случаев швартуются к причальным сооружениям бортом. Этот способ швартовки считается основным, а остальные способы - частными. Термин “швартовные операции” включает: подход судна к причалу; его разворот в необходимое положение; закрепление судна у причала; обеспечение безопасности при стоянке на швартовах; отход судна от причала. Швартовные операции могут проводиться как самостоятельно (наиболее сложный вариант), так и с помощью одного или нескольких буксиров. Управление судном при выполнении швартовных операций происходит на предельно малых скоростях, что приводит: к снижению эффективности рулевого устройства. Основная часть силы, возникающей на руле при его перекладке, создается за счет струи от винта, набрасываемой на руль. Поэтому независимо от того, имеет ли судно движение вперед, или назад, или стоит на месте, руль оказывает наибольшее влияние, при работе винта на передний ход и оказывает очень малое или практически не оказывает влияния на поведение судна при винте, работающем на задний ход; увеличению относительного воздействия на судно ветра и течения; значительному влиянию на управляемость винта, конструктивных особенностей судна, его крена и дифферента. Поэтому четкое знание характера поведения судна в зависимости от направления его движения, положения руля и режима работы винта является обязательным условием для успешного проведения швартовных операций.
Все команды с мостика должны выполняться своевременно и четко, действия членов экипажа, участвующих в швартовных операциях, должны быть умелыми и слаженными. Для выполнения швартовных операций члены палубной команды расписываются по местам швартовки. Швартовными операциями на баке обычно руководит третий помощник капитана, на корме - второй помощник. Управляют носовыми и кормовыми швартовными механизмами соответственно боцман и плотник
5.1 Спасательные шлюпки
Коллективные судовые спасательные средства - это средства, которые могут использоваться группой людей и должны обеспечивать надежное и безопасное спасение. Посадка людей в спасательные средства и спуск последних на воду в спокойных условиях не должны превышать по времени: 10 минут - для грузовых судов; 30 минут - для пассажирских и промысловых судов.
Спасательные шлюпки и спасательные плоты, как правило, должны размещаться на одной палубе, допускается размещение спасательных плотов на одну палубу выше или ниже палубы, на которой установлены спасательные шлюпки. Спасательная шлюпка - это шлюпка, способная обеспечить сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна. На морских судах могут использоваться спасательные шлюпки всевозможных видов. Подобные устройства представляется возможным классифицировать по конструкции:
-
закрытые; -
частично закрытые; -
танкерные; -
огнезащитные;
Что касается способа спуска на воду, шлюпки делятся на:
-
спускаемые свободным падением; -
на талях.
Все спасательные шлюпки должны: иметь хорошую остойчивость и запас плавучести даже при заполнении водой, высокую маневренность;
обеспечивать надежное самовосстановление на ровный киль при опрокидывании; иметь механический двигатель с дистанционным управлением из рубки; быть окрашены в оранжевый цвет. Спасательная шлюпка должна быть оборудована двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия: двигатель должен работать не менее 5 минут от момента запуска в холодном состоянии, когда шлюпка находится вне воды; скорость шлюпки на тихой воде с полным комплектом людей и снабжения должна быть не менее 6 узлов; запас топлива должен быть достаточным для работы двигателя полным ходом в течение 24 часов.
5.2 Нормы снабжения спасательных шлюпок.
Каждая спасательная шлюпка должна иметь следующие предметы снабжения: один комплект весел, два запасных и кормовое; полтора комплекта уключин; один отпорный крюк; один черпак; два ведра; руль и румпель к нему; два топора; шлюпочный пиронафтовый фонарь с запасом горючего по крайней мере на 12 ч; две коробки спичек,которые могут зажигаться на ветру, в водонепроницаемой упаковке; мачта (или мачты) со штагами из оцинкованного стального троса; при каждой мачте парус оранжевого цвета в чехле; исправный компас в нактоузе; плавучий якорь; два фалиня: один прочно крепится к форштевню, другой в носовой части шлюпки при помощи стропа и клеванта так, чтобы он мог быть легко отдан; сосуд, содержащий 4,5 л растительного, рыбьего или животного жира; пищевой рацион; водонепроницаемые сосуды, содержащие по 3 л пресной воды на каждого человека (при наличии опресняющих средств запас воды может быть снижен до 2 л на человека); нержавеющий ковш со штертом; нержавеющий градуированный питьевой сосуд; четыре парашютных сигнала в водонепроницаемой упаковке, дающие ярко-красный свет на большой высоте; шесть фальшфейеров, дающие при горении ярко-красный свет; две плавучие дымовые шашки, выделяющие клубы дыма оранжевого цвета; аптечку первой помощи; один водонепроницаемый электрический фонарь; одно сигнальное зеркало (гелиограф)'; один большой складной карманный нож; два легких плавучих бросательных конца длиной 15 м каждый; один ручной осушительный насос; ящик для хранения небольших предметов снабжения; один свисток; один комплект рыболовных принадлежностей; одно покрытие хорошо видимого (оранжевого) цвета для защиты людей от действия внешней среды (непогоды, чрезмерной температуры); одни экземпляр иллюстрированной таблицы спасательных сигналов; приспособления для влезания в шлюпку из воды; комплект ремонтных принадлежностей (для шлюпок из пластмасс); опись предметов снабжения со схемой расположения их в шлюпке, выполненную на планшетке; инструкцию по сохранению жизни человека, находящегося на спасательной шлюпке.
5.3 Плот спасательный надувной.
Спасательный плот − это плот, способный обеспечить сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна. Его конструкция должна быть такой, чтобы выдержать на плаву влияние окружающей среды в течение не менее 30 суток при любых гидрометеоусловиях. Плоты изготавливаются вместимостью не менее 6 и обычно до 25 человек. Основными элементами спасательного плота являются: камера плавучести (обеспечивает плавучесть плота); днище − водонепроницаемый элемент, обеспечивающий изоляцию от холодной воды; тент − водонепроницаемый элемент, обеспечивающий изоляцию подтентового пространства от зноя и холода. Для надувания плота к его днищу крепится баллон с нетоксичным газом, закрытый специальным пусковым клапаном, который открывается при натяжении прикрепленного к нему пускового линя. При открытии пускового клапана газ заполняет отсеки в течение 1 – 3 минут. Пусковой линь имеет двойное назначение: используется для открытия клапана на баллоне с газом;
используется для удержания плота на воде у борта судна. Длина пускового линя не менее 15 метров.
5.4 Гидрокостюмы, спасательные круги, спасательные жилеты,
Спасательные круги:
В зависимости от назначения и длины суда снабжаются спасательными кругами в количестве от 2 до 30 шт. Конкретное число спасательных кругов определяется требованиями Конвенции СОЛАС-74 и Кодекса ЛСА. Количество спасательных кругов зависит от длины судна, на пассажирских судах их может быть от 8 до 30, на грузовых -от 8 до 14 штук. Спасательные круги должны соответствовать основным требованиям:
-
иметь наружный диаметр не более 800 мм, внутренний диаметр не менее 400 мм, масса не более 2,5 кг; -
иметь прочность, выдерживающую сброс с высоты 30 м; -
поддерживать на плаву в течение 24 часов груз 14,5 кг (приблизительно равный весу двух человек, находящихся в воде); -
не поддерживать горение или продолжать плавиться после того, как он был полностью охвачен пламенем в течение 2 с; -
иметь на каждой стороне не менее четырех полос из светоотражающего материала; -
иметь плавучий спасательный леер диаметром 9,5 мм и длиной не менее четырех наружных диаметров круга. Спасательный леер должен быть закреплен по периметру круга в четырех равноотстоящих друг от друга местах, образуя четыре одинаковые петли; -
быть изготовлены из негорючего пенопласта или пеноприта и обшиты тканью из синтетического волокна, быть окрашены в оранжевый цвет с нанесением названия порта приписки судна.
Кроме того, к комплекту судовых спасательных кругов предъявляют дополнительные требования:
-
один (или более) с каждого борта должен иметь спасательный линь длиной, равной двойному расстоянию от места установки круга до поверхности воды, но не менее 30 м; -
половина спасательных кругов, но не менее шести, должны быть снабжены самозажигающимися огнями с источником питания, обеспечивающим продолжительность горения не менее 2 ч -
не менее двух кругов должны иметь автоматически действующие дымовые шашки, дающие дым в течение не менее 15 мин.