Файл: УМК Религиоведение от ЗПТ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2021

Просмотров: 2645

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эти запреты соблюдают как священнослужители, так и верующие. Раньше перед более важными церемониями периоды воздержания могли продолжаться около месяца, теперь они сокращены до одного – трёх дней.

Ещё один способ очищения называется охараи и обычно проводится священнослужителем, который обмахивает то, что подлежит очищению, слева направо ритуальным предметом хараигуси, разгоняя таким образом злых духов»122.

Молитва верующих сопровождается денежным пожертвованием. При совершении обряда возлияния проводится совместная трапеза верующих, которые выпивают сакэ и съедают часть съедобных пожертвований, что трактуется как участие в трапезе самого божества. Обрядовая практика синтоизма также предполагает храмовые представления – священные танцы и мистерии.

Синтоистская община в сегодняшней Японии выступает объединяющим началом в жизни квартала городов, поселков, деревень. Праздники, торжественные службы, обрядность, связанная с семейными событиями, расцвечивают повседневную жизнь людей, снимают стрессы, предлагая в качестве высшей ценности гармонию с природой и постоянную духовную связь с божествами и духами предков.

Вопросы и задания для повторения:


  1. Расскажите историю формирования синто.

  2. Обоснуйте божественность императорской власти по синтоизму и функции локальных богов пантеона Аматерасу.

  3. В чём сущность синкретизма синто и буддизма в Японии.

  4. Какова идея тэноизма и её изменения в Японии в разных исторических условиях?

  5. Расскажите о влиянии синтоизма на японскую культуру.


Лекция IV. Иудаизм как религиозная культура одного народа.

Истоки иудаизма. Корни иудаизма уходят в верования древнееврейских скотоводческих племён, кочевавших по Аравийскому полуострову. По преданию, около 1900 года до н. э. Аврааму потомку Ноя явился Господь и внушил ему Завет, который составляет основу иудаизма.

Термин «иудаизм» (на иврите «яаадут») происходит от названия еврейского племенного объединения Иуды. По библейскому преданию это было самое многочисленное среди всех двенадцати еврейских колен123. Своё происхождение из рода Иуды ведёт и царь Давид (конец XI века до н.э. – ок. 977 года до н.э.), при котором Израильско-Иудейское царство в конце XI века до н.э. достигло наивысшего могущества. Это обусловило особое положение иудейского рода в древнееврейском государстве, что в свою очередь позволило использовать термин «иудей» как эквивалентный слову «еврей»124.

Таким образом, под иудаизмом понимается религия еврейских племён. Она возникла на рубеже II-I тысячелетий до н.э. как комплекс правовых, морально-этических, философских и религиозных норм, определявший на протяжении многих тысячелетий уклад жизни евреев.

Приблизительно во второй половине II тысячелетия до н.э., наряду с процессом разложения родового строя у части еврейских племён, на смену широко распространённой среди народов Древнего Востока космогонической мифологии приходит идея сотворения мира единым Творцом.


Библейские патриархи Авраам, Исаак, Иаков начали вести борьбу с политеизмом. Их проповедническая деятельность увенчалась успехом. К моменту вторжения еврейских племён в Ханаан и появления у них первых государственных институтов (II век до н.э.) соотношение между мифологизированным язычеством и новой монотеистической верой склоняется в пользу последней.

Племенной союз (завет) с Богом Яхве (Саваофом) нашёл своё выражение в десяти заповедях, дарованных на двух скрижалях пророку Моисею на Синайской горе. Заповеди представляют собой религиозно-правовые и морально-этические нормы для обязательного соблюдения евреями: 1. да не будет у тебя других богов пред лицем Моим; 2. Не делай себе кумира… на земле… в воде… ибо Я Господь, Бог твой; 3. Не произноси имени Господа Бога в суе; 4. Помни день субботний, чтобы святить его…; 5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь Бог твой даёт тебе; 6. Не убивай; 7. Не прелюбодействуй; 8. Не кради; 9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего; 10. Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего… ничего, что у ближнего твоего125.

Первоначально Яхве не имел храмов. Для него возводился шатёр (скиния), где размещался ковчег завета, символизирующий земное местонахождение Бога. С образованием централизованного Израильско-Иудейского государства при царе Давиде в 1004 году до н.э. ковчег завета был перенесён в Иерусалим. В 945 году до н.э. сын Давида царь Соломон (965-928 год до н.э.) возвёл царский дворец и храм в честь Яхве. Храм обслуживался сословием священников (коханим) и их помощников (левитов), которые вместе с царской знатью составили господствующую верхушку утвердившегося в Ханаане рабовладельческого строя.

После отделения в конце X века до н.э. от Иудейского царства с культовым центром в Иерусалиме Израильского (северного) царства появляются новые места отправления культа Яхве. Однако многобожие у евреев просуществовало ещё несколько столетий. Об этом свидетельствует указ царя Иосии (ок. 639-608 годы до н.э.), датированного 622 годом, об отмене культов всех других богов, кроме культа Яхве126.

Иудаизм как монотеистическая религия окончательно утвердился вместо язычества в качестве господствующей религиозной идеи в эпоху Вавилонского плена (VI в. до н. э.). После захвата в 586 году до н.э. Самарии и Иудеи войсками царя Вавилонии Навуходоносора (605-562 годы до н.э.) начинается рассеивание евреев по другим странам, где возникают еврейские диаспоры.

Самая крупная диаспора находилась в Вавилонии. Там в результате соприкосновения евреев с зороастрийской культурой в иудаизм были привнесены вера в мифы об ангелах и сатане, в загробное царство, бессмертие души. Одновременно в годы вавилонского пленения усилилось стремление к освобождению у евреев. Иудаизм стал идейной мотивацией к восстановлению государственной самостоятельности, принявший форму движения к возврату на землю обетованную с целью воссоздания иерусалимского храма.


Таким образом, монотеизм помогал евреям сохраниться в качестве религиозно-этнического единства, служил их объединению. Этому же служил иудейский жреческий закон, установленный в 444 году до н. э., запрещавший евреям вступать в родство с представителями других народов. В результате произошло отделение иудеев от самаритян127. Ортодоксальный иудаизм до сих пор традиционно не признаёт законности смешанных браков.

Формирование Танах. Основные идеи иудаизма.Монотеизм и этническая замкнутость иудаизма в значительной степени обусловили идею богоизбранности еврейского народа. Эта идея получила развитие в учении о Мессии128, раскрытая в Танах.

Танах – Священное Писание иудеев, название которого представляет собойаббревиатуру входящих в него книг.

Тора (Учение), состоящее из пяти книг пророка Моисея (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие), созданные в IXVII веках до н. э. Это Пятикнижие получило окончательную редакцию в V веке до н. э. Тора может быть и самостоятельным Священным Писанием. Все экземпляры Торы с древности и до наших дней пишут вручную на коже и хранят в синагогах в особых шкафах. Раввины во всех странах мира целуют Тору перед началом богослужения.

Нэвиим (Пророки), состоящего из 21 книги религиозно-политического и историко-хронологического характера; Кэтувим или Хэтувим (Писания) – 13 книг разного религиозного жанра. Другими словами в Танах входят все 39 канонических ветхозаветных книг, включая Тору, 4 книги Царств, 2 книги Паралипоменон, книги больших и малых пророков. Цифра 39 обусловлена количеством букв в еврейском алфавите (иврит).

Процесс формирования Танах был постепенным. Существовало множество теософских школ, где писались священные тексты, вырабатывались основные принципы будущего Танах. Например, известна теософская школа рабби Симлай (III век н.э.), утверждавшая, что иудаизм насчитывает 613 догматов. В XII-XIII веках н.э. было популярным учение раввина129 из Египта М. Маймонида (1135 или 1138 – 1204 годы), разработавшего 13 принципов веры еврейской религии. Начиная с 1947 года в пещерах на берегу Мёртвого моря, было найдено множество рукописей. Основная их часть происходила из пещер Кумрана.

Эти рукописи представляют собой собрания законов, уставы, мессианскую литературу и библейские комментарии небольшой группы еврейской кумранской общины, датированных примерно со 134 года до н.э. по 68 год н.э.

Кроме документов, найденных в Кумране, до нашего времени дошли многочисленные библейские манускрипты, различные апокрифические и псевдоэпиграфические сочинения и прочее130.

Одновременно существовали философские течения, утверждавшие, что в иудаизме вообще нет догматики131. Однако еврейская догматика развивалась. Самая древняя часть Ветхого завета датируется X веком до н.э. Работа по составлению канонизированного варианта Танаха была завершена примерно в IIIII веках до н.э.


Первоначально в религии древних евреев мессиями были первые цари, божьи помазанники Саул, Давид и Соломон. После распада царства и завоевания Израиля Ассирией, а Иудеи – Вавилонией, Машиах стал восприниматься как справедливый судья, над которым «почиет Дух Господень, Дух премудрости и разума» и «который будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине»132.

После освобождения евреев из вавилонского плена персидским царём Киром, в возрождённом иудейском государстве возникло представление о царе Кире как об ожидаемом Машиахе. Вначале считалось, что его приход уже состоялся в лице царя Кира. Однако жёсткая власть, притеснение простого народа и давление со стороны персидских чиновников, способствовали укреплению идеи, что Машиах всё-таки ещё не пришёл на землю. Более того, Машиахом был как бы сам иудейский народ. А его страдания стали знаком его богоизбранности.

Таким образом, в иудаизме существует три идеи. Первая и центральная идея (доктрина) заключается в вере в единого, вечного, вездесущего, всемогущего, безграничного и бестелесного Бога. На земле адекватен образу Бога человеческий разум, следствием чего является вера в бессмертие человеческой души. В соответствии с нормами иудаизма верующий поддерживает связь с Богом через молитву, а божья воля открывается человеку через Танах.

Вторая идея составляет утверждение богоизбранности народа Израиля. Несмотря на то, что иудаизм поставил своей целью признание Бога всем человечеством, он всегда осуждал и противостоял ассимиляции евреев, превращаясь в национальную религию одного народа. Этническая замкнутость иудаизма стала фактором его жизнестойкости, поскольку он не просто призывал евреев к монотеизму, но выделял их из всех других народов, определял евреев как Богом избранный народ.

Третья идея – мессианизм вытекает из второй. Богом избранный народ определялся как народ-мессия, призванный осуществить цивилизаторскую миссию на земле с целью установления царства мира и справедливости.

Талмуд и его история создания.В первые века н.э. поражением евреев в Иудейской войне (66-73 годы н.э.) и подавлением антиримского восстания Бар-Кохбы в 135 году была спровоцирована массовая депортация иудеев из Палестины. Это расширило географическую зону иудаизма.

Объединяющим общественно-религиозным фактором иудейской диаспоры на чужих территориях была синагога. Она являлась молельным домом, местом проведения народных собраний для решения политических и гражданско-правовых вопросов.

Одним из самых авторитетных древних авторов Талмуда (Учение) был раввин Палестины Иегуда га-Наси (на рубеже II - III веков н. э.). Он обобщил многочисленные комментарии законоучителей к Торе и создал сборник правовых норм под названием Мишна (Повторение). В Мишну вошли свод нормативных актов Галаха (Закон) и Агада (Предание). Она представляла собой собрание рассказов и притч, поясняющих фрагменты из Танаха и Галахи.


В IVV веках н. э аммораи (толкователи) создали комментарий к самой Мишне и добавили к ней новые законодательные положения. Этот труд получил название Гемара (Завершение). Гемара и Мишна вместе составили Талмуд, который и сегодня остаётся основой иудейского вероисповедания, образуя так называемый талмудический иудаизм. Талмуд бывает иерусалимский, созданный в Палестине, и вавилонский, созданный в диаспоре.

Талмуд стал основой законодательства, судопроизводства и морально-этическим кодексом для верующих евреев. Но со временем многие его предписания перестали действовать по причине либо их архаичности (отмена закона о жертвоприношениях), либо в силу вытеснения законодательными актами тех стран, где жили евреи. Так, начиная со средних веков и до наших дней, большинство евреев соблюдают лишь один из разделов талмудического права, касающийся религиозных праздников (Моэд).

Религиозная практика иудаизма и современность.Поскольку Бог в иудаизме бестелесный, то Он не имеет никаких изображений. Как известно, общепринятое имя ему – Яхве. Однако современный иудаизм утверждает, что имя Бога на самом деле скрыто. Оно произносилось лишь первосвященником Иерусалимского храма Иомом-Киппуром раз в году за завесой храма. С разрушением этого храма сегодня имя Бога не знает никто. Оно станет известно людям лишь с приходом Машиаха, когда восстанут умершие, в том числе и первосвященник, который произнесёт имя Бога в восстановленном Иерусалимском храме.

Кроме учения о едином Боге, иудеи веруют в существование ангелов и демонов, в бессмертие души, в существование загробного мира. Самый главный ангел называется Метатрон («стоящий у престола»), главный демон – Сатана («противник»).

Особое место в иудаизме занимает учение о пророках, согласно которому пророки являются устами Бога, чтобы открывать людям божественную истину. Танах содержит книги больших и малых пророков, которые названы их именами. Кроме того, в книгах упоминается 78 пророков и пророчиц. Величайшим из пророков является Моисей, который вывел евреев из египетского плена и передал людям десять заповедей Бога. Иудаизм является единственной религией, создавшей институт пророков. Пророческая традиция иудаизма была в дальнейшем унаследована исламом, который признал пророком Иисуса Христа и завершил пророческий ряд Мухаммадом.

Культовая практика иудаизма включает в себя требование совместной молитвы в синагогах, соблюдение религиозных праздников и следование системе предписаний и запретов.

Сохранился до сих пор праздник шаббат, который должен посвящаться Богу. Вшаббат (субботу) в современном Израиле запрещено работать на предприятии, в учреждениях, по дому, запрещено хоронить умерших и прочее. В субботу может быть лишь неотложная деятельность, а именно на скорой помощи, в полиции, пожарников и т.д.