Файл: УМК Религиоведение от ЗПТ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2021

Просмотров: 2649

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В результате этих запретов ортодоксальный иудей в Израиле, чтобы попасть в субботу в храм, должен жить в пределах пешеходного расстояния от синагоги, поскольку водить машину в субботу нельзя, а общественный транспорт не работает.

Не менее значительными сохранились сегодня и такие праздники как: йом – киппур (день всепрощения) – суточный пост, символизирующий покаяние; песах (пасха) – праздник, знаменующий начало весны; суккот и швуот – праздники, посвящённые сбору урожая; симхат Тора (радость Торы) – празднуется по случаю завершения цикла чтения Торы в синагоге.

Многие евреи соблюдают также обряды инициаций – обрезание мальчиков на восьмой день после рождения, церемонии бар-мишва (совершеннолетие мальчиков) и бат-мишва (совершеннолетие девочек), а также обряды по случаю вступления в брак, смерти и траура по усопшему.

Остальные многочисленные и обременительные ограничения, ритуалы, пищевые запреты и другие предписания Торы и Талмуда соблюдаются только немногими ортодоксально настроенными верующими евреями.

Особое внимание привлекает к себе комплекс пищевых запретов. Учение о пищевых запретах включает в себя запрещение употребления мяса животных, которые в Торе названы нечистыми. Список этих животных составляют раввины. В него входят: свиньи, зайцы, лошади, верблюды, омары, крабы, креветки и прочее. Запрещается употреблять в пищу кровь. Поэтому умерщвлённые животные, которые предписаны к употреблению, тщательно моются, чтобы стать правильным мясом. Запрещается также одновременное употребление мясной и молочной пищи.

В современном Израиле иудаизм не имеет законодательно оформленного статуса официальной религии. Тем не менее, его институты тесно переплетены с государственными структурами и финансируются государством. Всем его пищевым запретам и предписаниям принято придерживаться и сегодня. Религиозное ортодоксальное образование пользуется полной автономией, а в светских школах религиозные дисциплины занимают четвёртую часть учебного времени.


Вопросы и задания для повторения:


  1. Каковы истоки формирования иудаизма?

  2. Расскажите об истории формирования Танах и основных идеях иудаизма.

  3. Расскажите об истории создания и содержании Талмуда.

  4. В чём особенности культовой практики иудаизма?

  5. Расскажите о праздниках и обрядах, сохранившихся в современном иудаизме.



ТЕМА: МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ. ИХ УЧЕНИЯ, НАПРАВЛЕНИЯ, ШКОЛЫ И КУЛЬТУРА


Мировые религии теснейшим образом связаны с культурными процессами общества. Под влиянием религии складываются религиозные философии, мораль, искусство, образование и пр. Религиозная мораль – это развиваемая и проповедуемая той или иной религией система нравственных представлений, норм, понятий, чувств, ценностей, наполняемых конкретным (буддийским, христианским, исламским) содержанием. Религиозное искусство представляет собой область созидания, восприятия и трансляции художественных ценностей, в которых живут религиозные символы.


Можно выделить две части религиозной культуры: 1. образуется из компонентов, в которых вероучение выражается прямо и непосредственно. К таким культурным ценностям относятся сакральные тексты, теология, различные элементы культа, символы, религиозные праздники и обряды; 2. составляют те явления из области философии, морали, искусства, образования, которые исторически вовлекаются в религиозно-духовную и культовую деятельность, в церковную жизнь.

Религиозная культура не одинакова в разных мировых религиях и конфессиях. Соответственно она предстаёт как культура буддийская, христианская и исламская в их многочисленных конфессиональных разновидностях.

Религиозная культура в зависимости от исторических обстоятельств, в большей или меньшей мере оказывает влияние на светскую культуру в целом, а также на отдельные её части.


Лекция: ОСОБЕННОСТИ ИСТОРИИ, ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРЫ БУДДИЗМА.


Буддизм самая древняя из мировых религий. Он старше христианства более чем на 500 лет, а ислама – более чем на 12 столетий. Буддизм сформировался в VI-V вв. до н.э. в Индии. В основе его лежит философско-религиозное учение о жизни и человеке в ней, основателем которого является наследный принц из царского рода Шакьев или Сакьев Сидхартха (совершенный во всем) Гаутама.

История буддизма начинается с рождения Будды. В настоящее время известны 5 биографий Будды. Они были написаны в текстах Палийского канона, излагающего основные положения буддийской доктрины. В нем даны лишь отдельные эпизоды из жизни Будды. Позднее его биография была красочно изложена в популярных жизнеописаниях под названием «Лалитавистары» и «Махавасту». Несмотря на разночтения в датировании жизни Сидхартха Гаутамы, принято считать, что Гаутама жил примерно в VI-V вв. Поэтому и буддизм возник именно в это время. В биографиях рассказывается, что отцом принца Сидхартха был царь Судходана (царь закона и управлял по закону), а матерью – жена царя Майя, прозванная так за красоту (буквально «призрак», «иллюзия»). Мудрыми старцами было предсказано, что Сидхартху ожидало необыкновенное будущее не связанное с преемственностью на царский трон отца Судходана. Отец же желал его в качестве преемника на царский трон. 29 лет царю удавалось оберегать сына от знаний о трудном испытании жизнью. 29 лет Сидхартха жил беспечно в своих дворцах среди множества жен и роскоши. Но как-то он вышел на прогулку за пределы дворцов и встретился с немощным стариком, больным проказой человеком и похоронным шествием. Эти встречи его сильно потрясли и огорчили. Гаутама покинул царский дворец и отправился искать путь избавления человечества от страданий. Он осуществил семь духовных поисков в лесу Урувела. Там на него снизошло озарение («бодхи»), которые раскрыли причины человеческих страданий, а также пути избавления от них. Гаутама как бы просветлел, понял главный смысл жизни, но был не в состоянии двинуться с места и несколько дней просидел под священным деревом. Этим воспользовался злой дух Мара, который стал искушать Гаутаму, призывая его не возвещать истины людям, а прямо погрузиться в нирвану. Но Гаутама стойко вынес все искушения и продолжил свой великий подвиг. Он решил помочь людям в преодолении всех трудностей в ней. Первую свою проповедь Гаутама произнес близ города Бенарес на берегу реки Ганг (ныне – это город Варанаси, Индия). В ней он кратко изложил основные положения новой религии. 40 лет вместе с учениками он ходил по городам и деревням вдоль реки Ганга, творил чудеса и проповедовал свое учение. За достижение им высшей святости и просветления Сидхартха был назван Буддой (буквально – просветленным). Смерть его застала в 80-летнем возрасте и совпала с днем майского полнолуния, когда Будда родился и прозрел. Поэтому этот майский день в полнолуние для буддистов является трижды святым. Позже проповеди Будды были записаны его двоюродным братом и любимым учеником Анандой. Они вошли в состав Сутта-питаки – одной из трёх основных частей буддийского канона священных текстов.


В учении Будды главным вопросом является вопрос о характере мира и человеческой личности. Ответ на него сформулирован в учении о дхармах (об элементах). В нем отрицаются существование материи, субстанциальность физического мира и человеческой психики. По этому учению внешний мир и человеческая личность меняются сочетаниями постоянно меняющихся дхарм. Дхармы по своей природе пассивны, возбуждаются волевыми действиями, словами и мыслями человека. Возбужденные дхармы являются носителями физических, психических, химических и прочих качеств. Они образуют пять форм человеческого существования (скандх): 1. телесные дхармы, или тело (рупа); 2. дхармы ощущения и чувств (ведана); 3. дхармы воспринятия и представлений (самджня); 4. дхармы кармических «формирующих факторов» (самскара); 5. дхармы сознания и различного знания (виджняна). Согласно буддизму не дцуша переходит из одного тела в другое, а создается новых комплекс дхарм, составляющих личность. Дхармы находятся в постоянном изменении сочетаний и лишены постоянства. Успокоенная дхарма теряет свои качественные отличия и исчезает, как угасающее пламя свечи. Отсюда мир представляет собой случайную игру возбужденных дхарм. Поэтому он иллюзорен и неустойчив.

Главной идеей буддизма является то, что жизнь есть страдание, но существует путь к спасению, который изложен в учении «о четырех благородных истинах» и «восьмеричном» избавлении от страданий:

1-я истина гласит, что каждое живое существо испытывает страдание в виде рождения, смерти, болезней, соприкосновения с неприятным, разлучением с приятным. Человек испытывает постоянное вращение в бесконечном процессе перерождений, т.е. сансаре («колесо жизни»). В этом процессе он обречен на вечное страдание.

2-я истина раскрывает причину страдания в желаниях, которые продолжают жизненный бесконечный процесс. Желания и возбуждаемые ими действия образуют карму (воздаяние) – цепь этической причинности. Закон кармы гласит о том, что человек в своих перерождениях получает, что заслужил в предыдущей жизни. Карма созданная благими действиями ведет к возрождению в царстве богов, полубогов и людей. Карма, образованная злыми деяниями, ведет к возрождению в низших мирах среди животных или злых духов.

3-я истина учит, что лишь прекращение желаний ведет к прекращению страданий.

4-я истина раскрывает «срединный» или «восьмеричный путь» избавляющий от желаний: 1-я ступень этого пути – правильное понимание; 2-я ступень – правильная мысль; 3-я – правильная речь; 4-я – правильное действие; 5-я – правильный образ жизни; 6-я – правильное намерение; 7-я – правильное усилие; 8-я – правильное сосредоточение. Следование этим путем приводит к внутреннему спокойствию, дружелюбию, состраданию, симпатии ко всем живым существам, что обеспечивает к постижению истинной праджни (мудрости). Праджня является первым шагом к нирване (отсутствию паутины желаний). Принято считать под нирваной ни как полное ничто, а как преодоление уровня человеческого бытия.


Как видим при жизни Будды его учение не похоже на религиозное, а скорее этическое, философское.

При жизни Будды вокруг него сложилась община (сангха – общество) монахов (биккху) и монахинь (биккхуни). Каждый монах, вступая в сангху, приносил обет верности Будде и его учению. В этот обет входило выполнение 10-ти предписаний, т.е. запретов: 1. не убивать, 2. не красть, 3. не прелюбодействовать, 4. не лгать, 5. не употреблять спиртных напитков, 6. не есть после полудня, 7. не танцевать, не петь, не посещать зрелищ, 8. не носить украшений, 9. не пользоваться роскошными сидениями, 10. не брать золота и серебра.

Позднее не для монахов, но последователей учения Будды были определены 5 заповедей (панча шила): 1. не убивать, 2. не лгать, 3. не красть, 4. не прелюбодействовать, 5. не употреблять спиртных напитков. Эти заповеди точно совпадают с иудейско-христианскими «десятью заповедями».

До I в. н.э. никаких священных книг буддизма не существовало. Тексты преданий, сюжеты мифов, поучения, проповеди, гимны заучивались наизусть и в практике деятельности монахов и других деятелей сангхи постоянно повторялись, чем поддерживалась устная традиция буддизма. С возникновением письменности на языке пали эти многочисленные тексты стали записываться. Причём это происходило первое время на острове Цейлон, потом перешло в другие страны Юго-Восточной, Центральной и Восточной Азии.

После смерти Будды был создан свод правил на основании 10-ти предписаний, регламентирующих жизнь буддийских монахов. Этот свод правил (Виная-питаки – Корзина устава) является частью полного свода буддийских священных текстов, который был составлен на языке пали на Цейлоне, где-то в I в. до н.э. Полный свод состоит из 3-х корзин (Трипитаки).

1. Кроме Виная-питаки, в которой содержатся устав сангхи и правила жизни буддийских монахов через рассказы о проступках монахов, за которые они несли наказание, имеется корзина поучений (Сутта-питаки) и корзина толкования учения или корзина чистого знания (Абхидхамма-питаки).

2. Сутта-питаки составляет наибольшую часть Трипитаки. Она содержит изречения и проповеди Будды в изложении его любимого ученика Ананды. Сутта – это стихотворное изложение. Так вот, в этой корзине в стихотворной форме объединены притчи и беседы Будды, сборники легенд о нем и его жизни, поэм, афоризмов, комментариев. В ней рассказано о превосходстве буддизма над другими восточными религиями, особенно над брахманизмом (2-я стадия формирования индуизма, сформировавшаяся в результате приспособления к ведической религии индоарийских племен1. Их верховные боги – Брахма, Вишна и Шива. У них имеются: сложный ритуал брахманов – высшей касты в Индии из древнего сословия жрецов; строгая обрядовая регламентация жизни; аскетические подвиги. Все это рассматривается как средство обеспечения по закону кармы лучшее перевоплощение души и конечного освобождения от цепи перерождений). В Сутте также дана критика аскетизму, как методу спасения.


3. В Абхидхамме-питаки находится семь трактатов, в которых систематизируются учения Будды из Сутта-питаки. Здесь также дано буддийское толкование мира, как порождение толкования самого человека и философское обоснование буддийской религии.

В XIX в. на смену плетенным корзинам и пальмовым листьям пришли мраморные плиты с выбитыми текстами из плетенных корзин. В 1871 г. на специальном буддийском соборе 2400 монахов приняли решение создать город – библиотеку под открытым небом. Они сверили списки и переводы текстов трех корзин, а затем вырезали тексты на 729 мраморных плитах. Так, Винная-питаки расположилась на 111 плитах, Сутта-питаки – на 410, Абхидхамма-питаки – на 208 плитах. Все вместе эти мраморные плиты составили городок – библиотеку в местечке Кутодо в Бирме.

Буддийская литература делится на каноническую и неканоническую. Та и другая литература стала появляться во II-III вв. н.э. Литература 3-х корзин (Трипитаки) относится к канонической литературе.

Наиболее разнообразны популярные произведения, т.е. неканоническая литература. К ней можно отнести «Лотосовую Сутру» (Книга Благого Закона), написанная неизвестным автором около 125 г.; Алмазная Сутра, приписываемая буддийскому мыслителю Нагарджуне (ок. 150-250 гг.). К неканонической литературе относится также, составленный на Тибете в XIV в., Ганджур (буквально – переводы сказанного Буддой). Ганджур представляет собой собрание канонических текстов в 108 томах. Позднее появились комментарии к нему Данджур (буквально – переводы пояснений к сказанному Буддой). Данджур состоит из 225 томов. Своды Ганджур и Данджур стали своеобразными энциклопедиями буддизма, в которых выделены разделы, посвященные буддийской этике, философии и медитативной практике. Наиболее популярной неканонической литературой являются Веды. Этим словом, который с санскрита переводится буквально как «знание», обозначаются памятники древнеиндийской литературы конца II – начала I тысячелетия до н.э. Ведическую литературу составляют сборники гимнов и жертвенных формул (Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Ахтарваведа) более трёх тысячам шестистам богам народов, живущих по реке Ганга. Веды содержат также теологические трактаты (брахманы и упанишады). Они являются источником сведений по социально-экономической и культурной истории древнейшей Индии. Существует также древний сборник священных книг древнеиранской религии зороастризм, которая распространилась в древности и раннем средневековье в Средней Азии, Иране, Азербайджане, Афганистане и ряде других стран Ближнего и Среднего Востока до VII-VIII вв. н.э., т.е. до Арабского завоевания2.

В настоящее время эта религия распространена у парсов в Индии и гебров в Иране. Эта религия получила название по имени пророка Зороастра (между X и 1-й пол. VI в. до н.э.). Священным каноном зороастризма является «Авеста». Основные принципы зороастризма следующие: 1. вера в единого бога Ахурамазду; 2. противопоставление «двух вечных начал» - добра и зла; 3. борьба между ними составляет содержание мирового процесса; 4. вера в конечную победу добра; 5. главную роль в ритуале зороастризма играет огонь. «Авеста» представляет собой собрание священных книг, которые появились, видимо, в 1-й половине 1-го тысячелетия до н.э. «Авеста» содержит свод религиозных и юридических предписаний, молитв, песнопения, гимны зороастрийским божествам. Она включает в себя также множество мифических элементов.