ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2021
Просмотров: 2647
Скачиваний: 1
После смерти Будды его учение стало широко распространяться благодаря идеям равенства людей, добродетельного правления монарха, терпимости, культу этики. Это способствовало успеху нового учения и поддержке его правителями. Одним из первых правителей царем империи Маурьев Ашокой (268-231 гг. до н.э.) буддизм был взят под покровительство государства, император стал его защитником. С помощью этого императора буддизм также получил распространение не только в Индии, но и в сопредельных с Индией странах, став официальной государственной идеологией.
Около VII в. н.э. индийский буддизм был практически полностью поглощен индуистским религиозно-культурным комплексом. Буддизм превратился в составную часть индуизма3. К XIII в. буддизм, как самостоятельная конфессия в Индии полностью исчез, оказав при этом значительное влияние на формирование индуистской культовой организации и практики. Будда в индуизме стал воплощением божества Брахмы.
В сопредельных странах буддизм также достиг расцвета благодаря взаимодействию с местными религиозными и культурно-идеологическими традициями: 1. доарийскими верованиями Южной Индии и Цейлона; 2. конфуцианством и даосизмом в Китае и Корее; 3. синтоизмом в Японии; 4. религией бон в Тибете; 5. шаманизмом в Монголии, Бурятии и Туве. В свою очередь высокая буддийская цивилизация внедряла в более низкие цивилизации свои достижения. Так, тибетцы вместе с буддизмом заимствовали светские науки Индии (грамматику, медицину, астрономию), а народы Юго-Восточной Азии – литературу, живопись и архитектуру индийских цивилизаций.
Суть космологии и мифологии буддизма заключается в том, что Вселенная в буддийской догматике имеет многослойное строение. Можно насчитать десятки небес, упоминаемых в различных канонических и неканонических сочинениях. Образ буддийской картины мира можно представить с помощью анализа общей схемы буддизма, изображённой на именуемом мандалой (круг, кольцо и пр.) культовом блюде или просто на полу культового здания. Изображённая на мандале картина довольно сложна. Внутри круга во всю мандалу помещён квадрат, в центре которого изображён малый круг. Принадлежность данной мандалы к тому или иному ответвлению буддизма определяется характером изображения, сделанного в малом круге, а именно божества, почитаемого данной буддийской деноминацией, или представляющие его атрибут, или символ. Окружающий малый круг квадрат ориентирован по четырём сторонам света. Из каждой стороны квадрата выходят ворота в большую Вселенную – второго порядка. На выходе из этих ворот изображаются различные божества: то же изображено и во внешнем пространстве вокруг квадрата.
Таким образом, перед нами предстаёт своего рода карта Вселенной в горизонтальном срезе. Такое представление не исключает, а, наоборот, предполагает наличие ещё ряда миров на разных уровнях линии, вертикальной по отношению к плоскости мандалы. Ось этой вертикали проходит через центр внутреннего круга. По господствующим представлениям, эту ось составляет гора Меру или Сумеру.
Согласно буддийской космологии существует 31 сфера бытия, которые расположены друг над другом снизу-вверх по степени своей возвышенности и одухотворенности. Они делятся на три разряда: кармалока, рупалока и арупалока. В кармалоку входят 11 ступеней или уровней сознания. Это составляет низшую область бытия. На первом уровне находятся обитатели ада, отбывающие наказание за преступные деяния. На втором уровне – все виду животных. На третьем – вечно голодные духи, никогда не способные насытиться и напиться. Дальше идут злые демоны, постоянно причиняющие страдания всем другим живым существам; обычные люди, подверженные радостям и страданиям; божества – хранители, оберегающие вход на более высокие уровни мироздания, где уже начинаются небеса; 33 божества неба Таватинсы, ведающие человеческими делами; божество Яма, в царстве которого прекращаются страдания; небо Тушиты, в котором пребывает среди прочих божеств Майтрейя – грядущий после Шакьямуни новый Будда; боги удовольствия и блаженства. Наконец, на 10-м и 11-м уровнях находятся прозрачные и исчезающие божества, пребывающие в неге и блаженстве.
Итак, вся область кармалоки представляет собой не только низшую, но и низменную область бытия, где действует карма. Это полностью телесная материальная сфера бытия, лишь на высших своих уровнях переходящая в более возвышенные стадии.
С 12-й по 27-й уровни бытия относятся к более высокой сфере созерцания – рупалоке. Здесь уже действует не прямое созерцание, а воображение, которое связано с телесным миром, с формами вещей. Последний уровень с 28-й по 31-ю сферы – арупалока отрешён от формы и телесного материального начала. В последнем разряде в направлении тхеравада 28-й уровень обозначается как бесконечное пространство, 29-й – как безграничное сознание, 30-й – как пустота, а 31-й – вообще не поддаётся описанию. В другом направлении, махаяне, арупалока представляет собой космическое тело Будды, где 28-й уровень является созидательным телом, 29-й – телом радости, 30-й – телом учения, 31-й – самосуществующим телом.
Таким образом, сверхъестественный мир в буддизме выглядит и как некая топографически определённая сфера, и как мир закономерностей, в корне отличных от тех, которые господствуют в естественном мире. Самое же главное его отличие заключается в населяющих его сверхъестественных существах.
Буддизм имеет несколько направлений и школ. 3 основные из них сложились еще в первые века н.э. (махаяна – большая колесница, хинаяна – малая колесница, ваджраяна – алмазная колесница). Махаянисты и ваджраянисты отличаются от хиджраянистов в понимании концепции «множественности ботхисаттв» - существ, т.е. людей стремящихся к просветлению. Хинаянисты считают, что ботхисаттвами могут быть исключительно будды, т.е. уже просветленные, а представители двух других направлений допускают, что путь ботхисаттв доступен всем, кто пройдет путь духовного совершенствования.
Существуют и другие различия в этих трех направлениях буддизма: 1. Хинаянисты считают, что нирвану могут достигнуть только малый круг последователей Будды – монахи (биккху и биккхуни). Тех, кто достиг нирваны, они называют архатами (праведниками). А махаянисты критически относятся к архатам. Они считают, что архаты заботятся лишь о собственном освобождении, оставаясь безразличными к страданиям других. 2. Махаянисты в отличие от хинаянистов видели в Будде, прежде всего, божественную природу. Ими была разработана концепция «Космического тела Будды» как божественной созидательной субстанции, способной принимать разнообразные земные формы ради спасения живых существ от страданий. Махаяна стала ведущей в Индии, ряде стран центральной Азии и Дальнего Востока. Она распространилась в Китае, Корее, Японии, Тибете, Монголии, а также у буддийских народов России (бурятов, калмыков, тувинцев). На ее основе сформировалось большое количество новых направлений и школ буддизма. 3. Ваджраянисты в отличие от махаянистов, которые придерживаются доктрины постепенного накопления духовных совершенств, верят в мгновенное просветление. Другое их название – тантра «непрерывность, поток, т.е. психика). Согласно их веры нирваны может достигнуть любой верующий при жизни через медитацию, т.е. йогическую практику. Важную роль в мифологии ваджраяны играет легенда о стране всеобщего благоденствия – Шамбале (тибетский вариант названия – Шангрила), которая находится в невидимом море. Эта страна сильных, красивых и добродетельных людей управляется царями – последователями Будды. Ее могут увидеть лишь достигшие просветления. При 25-м царе Шамбалы Рудрачакрине должна произойти решающая битва сил добра (воинства Шамбалы) и зла (противников буддизма). После победы сил добра наступит новая эпоха, ознаменованная приходом будды Майтреи. Несмотря на то, что Шамбала находится в невидимом мире, уже в XX в. неоднократно предпринимались попытки поиска этой страны в конкретных местностях (Тибете, Гималаях, на Алтае), а также отождествления её с существующими государствами, а именно с Россией, Тибетом и Монголией. 4. Самой ортодоксальной школой является школа тхеравада (старой мудрости) из хинаянского направления. Она сформирована после смерти Будды из числа его учеников. Согласно тхераваде принц Гаутама родился как человек, но прозрел и умер как Будда. Его просветление – это результат кармы, последовательно улучшавшейся в процессе 550 перерождений. Поэтому человек, вступающий на путь Будды, должен, прежде всего, заботиться об улучшении своей кармы. 5. В Китае и Японии на базе махаяны в VI-XII вв. сформировалась оригинальная школа дзэн (от слова дхьяна – медитация). Школой дзэн разработана философская концепция единства мироздания, связи человека с миром природы, взаимосвязи общего и частного («все в одном, одно во всем»). Школой дзэн просветление трактуется как интуитивный прорыв из сферы обыденного сознания, который достигается с помощью психофизического тренинга. Этот тренинг включает в себя медитативные упражнения и особые интеллектуальные задачи – коаны. Школа дзэн оказала огромное влияние на самые различные стороны жизни Китая, Японии, Кореи, Вьетнама – от военного искусства (кэмпо) до искусства аранжировки цветов (икебана) и чайной церемонии.
В отличие от двух последующих мировых религий в буддизме отдельные направления и школы не носят антагонистический характер, поскольку обще буддийские основы преобладают над конфессиональными особенностями. Буддизм также не признает авторитета в вопросах учения Будды. Считается, что его учение можно познать лишь на практике. Познавший его, сам становится авторитетом для себя. Поэтому в буддизме нет ересей.
Тибетцы приняли индийский буддизм в период, когда он прошел все стадии своего развития, имел все школы и направления. Начало буддизму в Тибете положил царь Сронцзангамбо (627-650 гг.), который привез из Индии в Тибет 2 статуи Будды. Первая школа в Тибете называлась кадампа (принявший посвящение). У истоков ее стоял индийский проповедник Атиша (982-1054 гг.). Авторитетного учителя в этой школе называли ламой (дословно – высший), а буддийское направление получило название ламаизм. Вступающий в буддийскую общину давал обет верности не только Будде, учению, сангхе, но и избранному им наставнику – ламе. Последователи этой школы сторонились участия в мирской жизни. Дальнейшее развитие эти положения получили в учении реформатора тибетского буддизма Цзонхавы (1357-1419 гг.). Он основал школу гелугпа (путь добродетели). Эта школа вскоре заняла господствующее положение среди всех других школ. Последователи школы гелугпы одобряли участие лам в светских делах, в том числе и политических. Концепция гелугпы провозглашала приоритет духовной власти над светской вплоть до формирования теократического правления. Это положение привело в последствии к установлению в Тибете теократического строя.
Другое отличие тибетского буддизма от индийского заключалось в наличии института хубилганов (перерожденцев) различных будд, бодхисаттв (существ – людей, стремившихся к просветлению), выдающихся подвижников буддийского вероучения. Хубилганами могли быть как светские правители (хутухты), так и духовные лица (гэгэны). С институтом хубилганов связано происхождение высшего духовного авторитета тибетского буддизма Далай-ламы (дословно – океан учения). Считается по теории реинкарнации, что Далай-лама является перерожденцем одного из ботхисаттв по имени Авалокитешвары. После смерти очередного Далай-ламы Авалокитешвара воплощается в новорожденного младенца, которого находят с помощью специальной процедуры. Первым Далай-ламой считается племянник Цзонхавы по имени Гедундуб (1391-1474 гг.), возглавивший школу гелугпа после ее основателя. С 5-го Далай-ламы по имени Агван Лобзанг Джамцхо (1617-1682 гг.) начинается эпоха правления Далай-ламами государством. В 1640 г. в ходе междоусобной войны тибетских князей он захватил духовную и светскую власть в свои руки. С этого времени и до присоединения Тибета в 1951 г. к Китаю управление государством считалось одной из функций Далай-ламы.
С XIII в. тибетский буддизм стал распространяться в Монголии. В 1252 г. внук Чингисхана хан Хубилай (основоположник монгольской династии Иань в Китае) и видный авторитет тибетского буддизма Пагба-лама подписали «Жемчужную хартию», по которой Пагба-лама становился духовным главой всех буддистов Монгольской империи. Будучи признанным в верхних слоях монгольского общества буддизм постепенно принимался монгольскими народами. Особенно интенсивно этот процесс пошел после распада империи Чингисхана. В 1576 г. на съезде всех монгольских князей (нойонов), с участием далай-ламы III наместника школы гелугпа по имени Соднам Джамцхо, буддизм школы гелугпа был объявлен государственной религией монголов.
Тибето–монгольский буддизм характеризуется яркой детально – ритуализированной обрядностью. Он имеет развитую систему храмового богослужения с использованием музыки (духовых и ударных инструментов), танца и пантомимы. Центральное место в буддийском богослужении занимает ежегодная религиозная мистерия Цам. По форме и количеству участников известно несколько видов Цам: 1. разговорный с многочисленными диалогами и импровизациями, когда актеры-ламы обращаются к зрителям и ведут себя в соответствии с их реакцией; 2. Цам – пантомима; 3. Цам с числом участников в 4-5 человек; 4. Цам с числом участников в 108 человек; 5. Цамы, посвященные разным персонажам, событиям буддийской истории и мифологии. В монастырях Тибета Цам устраивался чаще всего в связи с празднованием нового года. В Монголии, Бурятии, Туве Цам приурочен к летним праздникам буддийского календаря. Исполнять его могли лишь посвященные монахи, а незначительные роли доверяются монастырским послушникам. В течение нескольких недель перед исполнением Цама в монастырях шли специальные службы: исполнители ролей богов буддийского пантеона погружались в медитацию, идентифицируя себя с соответствующими богами. Проведение Цама имеет определенную цель. Но она в разных школах различна. Цам может быть средством, ведущим к просветлению, способом умиротворения и нейтрализации злых духов, а также Цам может служить подготовкой к жизни после смерти.
В тибето–монгольском буддизме приняты 6 ежегодных праздников (хуралов – собраний): 1. Цаагалган – буддийский новый год по лунному календарю в конце зимы; 2. Дуйн-Хор или Калачакра (поворот колеса времени), символизирующий начало проповеди Будды в мае месяце; 3. Гандан-Щунсэрмэ – день рождения Будды, его просветления и ухода из земного мира (в начале лета); 4. Майдари – в честь будды грядущего мирового периода Майтреи (в середине лета); 5. Лхабаб-Дуйсэн – в ознаменование воплощения на земле Будды (осенью); 6. Зула – день памяти основателя школы гелугпа Цзонхавы (зимой).
В праздники совершаются обряды, сопровождаемые чтением сакральных формул (мантр) и священных текстов, воскурением благовоний, организацией процессий и шествий, демонстрацией реликвий, игрой на духовых инструментах и особым горловым пением.