Файл: УМК Религиоведение от ЗПТ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2021

Просмотров: 2651

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Остальные науки считались низшими (астрономия, геометрия, история и т.д.) и подчиненными философии. Но у низших наук, как и у самой философии, которая служила теологии, были свои внутренние задачи, а именно постепенно накапливать опыт и знания и готовить следующий этап культурного развития западноевропейского общества. Одним из таких примеров накопления знаний было создание энциклопедий или энциклопедических сводов (сумм) в форме ответов на вопросы, соединявшие богословие, рациональную методику, формально-логические проблемы. Помимо предоставления читателю знаний энциклопедии должны были, по замыслу составителей, доказывать единство мира как создания Творца. В них содержались сведения по различным отраслям знаний. Наряду с энциклопедиями были созданы учебники по медицине и математике.

Огромную роль в распространении христианского мировоззрения как на Западе, так и на Востоке играл институт монашества. Максимально приближенная к христианскому идеалу аскетизма, самоотреченной любви к Богу и ближнему, организация монашеской жизни позволила добиться значительного успеха не только в области ведения хозяйства, но и превратить монастыри в подлинные центры средневековой культурной жизни, образования, воспитания, науки. Например, еще в раннее средневековье в 529 году Бенедикт Нурийский основал католический монашеский орден в Монтекассино (Италия), по образцу монастырей на Востоке, поставив задачу накопления знаний и развития науки. Монахи бенедиктинских монастырей вскоре стали известны как искусные врачеватели и фармацевты, научившиеся выращивать лекарственные растения и изготавливать лекарственные средства. На рубеже VII и VIII вв. англосаксонский летописец монах Беда Достопочтенный (672-755) произвел расчет церковного календаря, связанного с периодичностью астрономических явлений. Известность получили энциклопедический сборник аббата Грабана Мавра (VIII в.), в котором были собраны сведения по различным наукам: «Книга о делении чисел», «Правила счета на абаке», а также трактат по геометрии французского монаха Герберта (X в.); «Записки о различных ремеслах» монаха Теофила (X в.) и т.д. В период Классического Средневековья монастыри не потеряли своего значения как центры культурной жизни. В начале XIII в. возникли нищие монашествующие ордена, члены которых в поисках хлеба насущного бродили по городам и селам, оказывая влияние на народную культуру.

Главную роль в становлении системы образования сыграли школы, находившиеся в V-IX вв. под руководством церкви. Целью школ была подготовка служителей церкви, которая составляла программы обучения и осуществляла отбор учащихся. Наряду с изучением богословских наук в церковных школах сохранились предметы, унаследованные от античной системы светского образования: грамматика, риторика, диалектика с элементами логики, арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Параллельно с этими школами церковь открывала внешние школы для обучения юношей, не предназначенных для церковной карьеры. Во второй половине XI в. в Европе стали появляться светские школы для обучения детей из знатных семей.


В 1088 г. на основе Болонской юридической школы (Италия) был открыт первый университет ( от лат. universitas - совокупность, общность). В XIIXIII вв. возникают университеты в других странах Западной Европы. В Англии первым был университет в Оксфорде (1167), вторым - в Кембридже (1209). Первый университет Франции был основан в Париже (1160). Это был типичный средневековый университет, где преподавание велось на латинском языке, поэтому здесь могли обучаться студенты со всей Европы. В Парижском университете имелось четыре факультета: общеобразовательный (младший, подготовительный, где преподавались семь свободных искусств) и богословский, медицинский, юридический (старшие факультеты, куда принимались студенты, окончившие общеобразовательный факультет).

Художественное творчество средневековья также испытывало сильнейшее влияние церкви. Художник изображал миропорядок по строгим церковным канонам. Поэтому до XIV в. художник назывался геометр. В XIV в. это название было заменено на аджест (художник). Универсальные каноны церкви накладывались на специфику национальных культур, что выражалось в особенностях архитектурных форм, в разнообразии приемов изобразительного искусства и пр. Подтверждением этого служит наличие нескольких стилей, например, архитектуры средневековья: романский стиль, получивший развитие с конца X в. Сам термин был введен в научный оборот в начале XIX в. французскими археологами, которые увидели сходство обнаруженных построек с древнеримской архитектурой, с ее полукруглыми арками, элементами украшений и т.д. Светские постройки романского стиля отличаются массивностью форм, узкими оконными проемами, значительной высотой башен, поскольку они выполняли функции фортификационных сооружений. Те же черты массивности характерны для храмовых сооружений, которые изнутри покрывали настенные росписи - фрески, а снаружи - ярко раскрашенные рельефы. Рыцарский замок, монастырский ансамбль, церковь - это основные виды романских сооружений, дошедшие до нашего времени. Характерными образцами романской архитектуры являются собор Нотр-Дам в Пуатье, соборы в Тулузе, Орсинвале, Велезе, Арне (Франция), соборы в Оксфорде, Винчестере, Нориче (Англия), в Станагере (Норвегия), в Лунде (Швеция), церковь монастыря Мария Лах (Германия) и др.

Для росписи и скульптуры романского стиля характерно плоскостное двухмерное изображение, обобщенность форм, нарушение пропорций в изображении фигур, отсутствие портретного сходства с оригиналом, напряженная духовная выразительность. Изображения исполнены строгостью, зачастую крайне наивны.

К концу XII в. романский стиль сменяется готическим. Расцвет его относится к XIIIXV вв. Эпоха готики совпала со временем становления и развития городских центров в период классического средневековья. Первые храмовые постройки готического стиля, ставшие образцом для более поздних сооружений, характеризуются уносящимися ввысь стройными колоннами, собранными как бы в пучки и раскрывающимися на каменном своде; огромными вытянутыми вверх окнами, украшенными витражами и непременно «розой» над входом в храм. В основе общего плана готического храма лежит форма латинского креста. Снаружи и изнутри соборы украшались статуями, рельефами, витражами, живописью, подчеркивавшими наиболее характерную черту готики - это устремленность ввысь. Таковы были готические соборы в Париже, Шартре, Бурже, Бове, Амьене, Реймсе (Франция).


Несколько отличались соборы Англии, для которых были характерны большая протяженность и своеобразное пересечение стрельчатых арок сводов. Наиболее яркими образцами готического стиля Англии являются Вестминстерское аббатство в Лондоне, соборы в Солсбери, Йорке, Кентербери и др.

Переход от романского стиля к готике в Германии был более медленным, чем во Франции и Англии. Там существовало большое количество сооружений эклектического стиля. Недостаток строительного камня, особенно в северных районах Германии, вызвал к жизни кирпичную готику, распространившуюся достаточно быстро по всей Европе. Первым кирпичным готическим храмом была церковь в Любеке (XIII в.).

В XIV в. возникает новая техника - пламенеющая готика, для которой было характерно украшение здания каменным кружевом, т.е. тончайшей резьбой по камню. К шедеврам пламенеющей готики можно отнести соборы в городах Амбере, Амьене, Аласоне, Конше, Корби (Франция).

Готическая архитектура выдвинула новые требования к скульптуре и живописи. Появляется круглая скульптура, изображение становится более реалистичным, богаче палитра красок.

Важным элементом художественной культуры Средневековья было литературное творчество. Высокого развития достигла устная поэзия. Лучшими образцами ее являются произведения героического эпоса Англии и Скандинавии. Крупнейшее произведение героического эпоса Англии «Поэма о Беовульфе», созданная около 700 г., повествует о ратных подвигах мужественного, справедливого и бесстрашного витязя Беовульфа.

Памятник скандинавского эпоса – «Старшая Эда» представляет сборник древненорвежских и древнеисландских песен и сказаний о героях. Эти произведения исполнялись певцами – музыкантами.

Весьма важный элемент устного творчества - саги, которые сохранили память народа о действительных исторических событиях («Сага о Ньяле», «Сага об Эгиле», «Сага об Эрике Рыжем» др.).

Еще одно крупное направление художественного творчества - это рыцарская литература, получившая повсеместное развитие в период Классического средневековья, в условиях феодальной раздробленности. Героем ее был воин-феодал, совершающий подвиги. Наиболее известными литературными произведения рыцарской литературы можно назвать: «Песнь о Роланде» (Франция); рыцарский стихотворный роман «Тристан и Изольда» (Германия); «Песнь о Нибелунгах» (Германия); «Песнь о моем Сиде» и «Родриго» (Испания) и др.

К западноевропейской рыцарской литературе относится и распространенная рыцарская лирическая поэзия, воспевавшая образцы верности даме сердца, ради которой рыцари подвергали себя всевозможным испытаниям с риском для жизни. Поэты-певцы, прославлявшие в своих песнях рыцарскую любовь, в Германии назывались миннезингерами (певцы высокой любви), на юге Франции - трубадурами, а на севере страны - труверами.


Весьма значительным явлением в литературном творчестве средневековой Европы была поэзия вагантов (от лат. vagari - бродить), родиной которой считается Франция. Вместе с появлением не церковных школ в XII в. и возникает данная субкультура в форме поэтического творчества учащихся этих школ, бродивших по городам и весям. Особенностью творчества вагантов была его яркая антиклерикальная направленность, что, безусловно, вызывало ответные репрессивные меры со стороны церкви.

С развитием городской культуры связано творчество жонглеров (Франция) и шпильманов (Германия), которые выступали в XIXII вв. на площадях городов как актеры, акробаты, дрессировщики, музыканты и певцы. Среди шпильманов (spilman - букв. игрец) можно было встретить и небогатого рыцаря, и школяра, и подмастерья. Церковь, как и светская власть, издавна преследовала шпильманов. Например, по судебнику «Саксонское зерцало» (VIII - IX вв.) шпильманы, как преступники, стоят вне закона. Тот же, кто против воли отца становился шпильманом, по судебнику лишался наследства. Однако, когда в XII в. среди шпильманов стали появляться странствующие клирики, отношение к игрецам стало меняться. Известно достаточно много случаев, когда знатные особы не только принимали их на службу, но и доверяли шпильманам посольские поручения в силу специфики их образа жизни и достаточно высокого образовательного уровня. В целом для эпического искусства шпильманов были характерны анонимность, т. е. автор не называл своего имени и не давал собственных оценок действующим лицам своих произведений, а также гиперболизм, т.е. намеренное преувеличение числа или силы.

Одной из основных форм театрального искусства был церковный театр. Приблизительно с XI в. во время литургии в храмах стали разыгрываться драматические религиозные сценки, основанные на библейском сюжете, называемые мистериями. В XIII в. эти действа стали выноситься на площади перед храмом. Участники представлений были горожане. По ходу представления появились различные импровизации, включавшие сценки из обыденной жизни, которые получили название фарса. Позднее фарсом стали называть самостоятельную форму средневекового сатирического, юмористического, зачастую фривольного содержания спектакля, персонажи которого представляли определенные социальные типы.

Одновременно широкое распространение с XIII в. получил особый жанр драмы в стихах - моралите, назидательной аллегорической пьесы, персонажи которой олицетворяли и добродетель, и пороки. Уже в XIV в. в культурной жизни европейских стран возникли новые тенденции, проявившиеся в усилении интереса к человеческой личности, реалистическому отображению действительности. Особенно эти тенденции стали заметны в культуре средневековой Италии. Приближался новый период в культурном развитии Западной Европы – Ренессанс.



Лекция: ФЕНОМЕН ИСТОРИИ, УЧЕНИЯ И КУЛЬТУРЫ ИСЛАМА.


Ислам является самой молодой из мировых религий. Он имеет свою специфику и особенности. Своеобразие религиозной системы ислама отмечали многие востоковеды. Например, В. Бартольд выделил следующие особенности ислама: 1. Ислам в отличие от буддизма и христианства возник среди народа, который до его возникновения не принимал участия в культурной жизни человечества; 2. Первые земные владыки, принявшие буддизм и христианство, были отделены несколькими столетиями от основателей религии. Мухаммад положил начало не только религии, но и государству. А ислам еще при жизни своего основателя пережил процесс развития, который пережил буддизм от Шакьямуни до Ашоки и христианство от Христа до Константина Великого1. 3. Ряд авторов видят особенность ислама в его рецептивном (заимствующем) характере. Действительно в Коране среди пророков посланников (расул-ислам), предшествовавших Мухаммаду названы ветхозаветные пророки древнееврейских книг: Адам, Ной (Нух, Авраам (Ибрахим), Моисей (Муса), Давид (Дауд), Соломон Сулейман) и пр. Среди персонажей христианских книг Нового Завета в Коране можно встретить: Иоанна Крестителя (Яхья), Иисуса Христа (Иса) и т.д. Причем Иисус Христос именуется в Коране как «Слово Бога и Дух Его». Отмечается также в исламе культ Иерусалима как священного города. В Коране этот город упоминается как «отдаленнейшая мечеть» и отождествляется с иерусалимской «мечетью» Аль-Акса. Эта мечеть по значению является третьей святыней в исламе после храма Кааба в Мекке и могилы Мухаммада в Медине. 4. Главной особенностью религиозной системы ислама является его предельно чистый и бескомпромиссный монотеизм. Ученые считают, Что Мухаммад выступил наиболее последовательным реставратором, восстановителем религии Авраама, которая, по мнению австрийского востоковеда И. Гольдцигера, была фальсифицирована христианскими народами2. Сам Мухаммад не воплотившийся Бог, а лишь передающий откровения Бога, как у иудеев пророк Моисей. 5. Мухаммад создал общество и государство, основываясь на божественном законе, по принципу неразделенности светской и духовной властей, а также на основе принципа социального равенства членов уммы (общины) и приоритета общественных целей над индивидуальными. Поэтому религиозная организация слита с социальной и политической. Социально-политическая жизнь входит в ткань религиозной проблематики. Задачей религиозно-политического руководства является не просто утверждение истинной веры, но и достижение порядка и благополучия общества. Служение Аллаху реализуется через служение умме. Вследствие этого мусульманин и при феодализме, и при капитализме, и других социально-политических формациях всегда принадлежит своей общине3. Поэтому насильственное разрушение исламского мира вызывает крайнюю реакцию, специфическую систему сопротивления и выживания. 6. Поэтому ислам допускает принцип такыйи (осторожности, спасения), который допускает сокрытие мусульманином своих взглядов и даже внешний отказ от ислама, а затем возвращение к исламу при первой возможности. 7. Ислам относительно веротерпим к другим монотеистическим религиям. При первых халифах притеснение христиан и иудеев осуждалось правоверными как преступление. Еще Мухаммад, борясь с оружием против «кяфиров» - идолопоклонников, проявлял полную терпимость к «людям книги» (иудеям и христианам), несмотря на то, что с точки зрения ислама эти люди отступили от единобожия Мусы и Исы4. Но почитание ими единого Бога приближало их к общине правоверных. Название «ислам» происходит от арабского слова «сипи» - мир, покорность. Религия, названная этим словом является самой молодой из трех мировых религий, возникла в VII в. на юго-западе Аравийского полуострова и во многом определила историю, идейную и культурную жизнь значительной части населения Азии, Африки и частично Европы в средние века, новое и новейшее время. Характерной чертой ислама является его роль социального и культурного регулятора. В мусульманской общине все стороны жизни человека и общества регламентированы религией. Как социальное и идейное явление ислам был, с одной стороны, итогом собственного развития общества Аравийского полуострова, а с другой – одним из порождений общих процессов, которые проходили на Ближнем Востоке в эпоху перехода от древности к средневековью. Иначе говоря, рождение ислама связано, как с влиянием и развитием монотеистических религий (иудаизма и христианства), так и с эволюцией религиозного сознания жителей Аравии со специфическими аравийскими формулами синкретического монотеизма.