Файл: 1. 2 Общение как основа социальнопедагогической деятельности педагога дополнительного образования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задания по теме 3.3 Требования к подготовке и проведению занятий по реализации программ дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности
Цель: формирование умений осуществлять поиск и анализ информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития педагога дополнительного образования.
Задание 10. На основе использования материалов лекции и учебной литературы определите основные требования к структурным этапам учебного занятия по реализации программ дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности.
Разработайте содержание двух структурных этапов учебного занятия по реализации программ дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности (этапы на выбор обучающегося). Для этого воспользуйтесь следующей схемой:
- название программы, ее краткая характеристика;
- форма учебного занятия, его протяженность во времени по плану реализации программы, тема, его цели и задачи;
- структура учебного занятия с краткой характеристикой
- подробное изложение содержание двух этапов из всей структуры занятия (при необходимости с описание выбранных образовательных технологий, методов)
Занятие — это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованный педагогом процесс передачи знаний, умений и навыков по конкретному предмету.
В учебном занятии представлены все элементы образовательного процесса: цели, содержания, средства, методы, организация.
К организации и проведению занятия в дополнительном образовании предъявляются чёткие требования:
- занятие должно иметь чёткую структуру и цель;
- на занятии должны комплексно решаться обучающие (образовательные), развивающие и воспитательные задачи, способствующие достижению цели, создаваться мотивация предстоящей деятельности;
- занятие должно реализовываться через применение активных форм организации образовательного процесса, эффективных технологий, приемов, методов и средств обучения;
- содержание занятия должно отвечать интересам, потребностям обучающихся
, быть современным, отвечать запросам родителей, государства;
- занятие должно способствовать развитию у обучающихся способов познавательной и практической деятельности, личностного развития, умения и навыков учебного труда, интересов к занятию;
- формы и методы, используемые при проведении занятия, должны учитывать психолого-педагогические и возрастные особенности детей и строиться на основе индивидуального подхода;
- занятие должно быть выстроено на основе принципа экологичности, т.е. учитывать состояние здоровья детей, настроение, степень общей учебной нагрузки; учитывать правильную организацию учебного пространства; способствовать созданию «ситуации успеха».
Программа «Итальянский язык»
Изучение итальянского языка в учреждении дополнительного образования. Возрастная группа: средний школьный возраст.
Форма учебного занятия: учебная игра.
Длительность: 40 минут
количество участников: 5-7
Тема: “Parto da Roma per Venezia”
Цель: отработать изученные ранее диалоговые конструкции на тему «На вокзале»; познакомиться с культурой общения в путешествии.
Задачи: разыграть ситуации решения проблем на вокзале (здесь заключены сразу все три типа задач — образование, так как закрепляем изученный материал; развитие, так как в игре включается воображение и много общения, на которое нужно быстро среагировать; воспитание, так как изучаем культуру общения в путешествии), конкретные темы: изучение расписания (обсуждение с другом); получение информации в кассе; объявления на вокзале; поиск нужного пути и поезда; прощание с провожающими; валидирование билета; взаимодействие с контролёром; выход на нужной станции; приветствие встречающих.
Структура занятия (длительность указана очень примерно):
- повторяем диалоги прошлого урока и лексику (только самые важные моменты): 5 минут
- распределяем роли и раздаточный материал; занимаем места, согласно ролям: 10 минут
- дети знакомятся с полученным материалом, готовятся: 5 минут
- педагог ещё раз повторяет задачу, проверяет все ли на своих местах: 3 минуты
- разыгрываем сценку; педагог для себя фиксирует ошибки в диалогах, но по возможности не вмешивается в развитие событий: 5-7 минут
- вместе разбираем ошибки, подводим итоги, хвалим друг друга: 10-12 минут
Я подробно опишу два этапа этого урока-игры: второй этап (потому что он самый длинный и важный: постановка задачи, распределение ролей) и последний этап (разбор и подведение итогов занятия).
2. Постановка задачи, распределение ролей.
На этом этапе педагог подробно рассказывает суть и правила игры: главный герой должен доехать из Рима в Венецию на поезде — прийти на вокзал изучить расписание (обсудить с другом), купить билет, выслушать объявление откуда отправится поезд, найти нужный путь, попрощаться с другом, пробить билет, сесть в поезд, выйти на нужной остановке (опять же слушаем объявления); поприветствовать встречающего его друга.
Распределяем роли: путешественник, провожающий друг, кассир, объявляющий, сосед в поезде, контролёр, встречающий друг — зависит от количество детей (можно какую-то роль убрать; или добавить)
Раздаточный материал: расписание поездов (как на стене, а лучше на экране в интерактивной форме, так и у кассира); цены на билеты (у кассира); деньги (как у путешественника, так и у кассира), текст для объявления по радио х2 (с какого пути отправляется поезд + объявление остановок в поезде; только у объявляющего)
Реквизит: деньги, билеты, валидатор (можно сделать из лего, например), специальный аппарат для контролёра (тоже можно сделать из конструктора), расписание в большом и маленьком формате, чемодан или сумка, номера путей + разделение территории помещения: стулья, расположенные, как сиденья в поезде; уголок кассира; уголок объявляющего; расписание на стене…
Реквизит и раздаточный материал педагог готовит заранее.
6. Разбираем ошибки, подводим итог.
Во-первых, хвалим всех и друг друга. Отмечаем самые удачные фразы. Далее, разбираем то, что могло бы звучать лучше. Подводим итог: что изучили, где может пригодиться.
Задание 11. Разработайте проект предметно-развивающей среды кабинета, в котором реализуется программа дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности (по Вашему выбору).
Проект предметно-развивающей среды «Италия» в учреждении дополнительного образования.
Предметно-развивающая среда – это комплекс психолого-педагогических и санитарных условий, служащих для всестороннего развития и осуществление образовательного процесса.
Цель: создание предметно-развивающей среды для погружения в итальянскую атмосферу, что способствует гармоничному развитию и саморазвитию детей в выбранной области знаний.
Задачи:
- организовать среду для учащихся центра дополнительного образования, погружающую в мир Италии;
- создать условия для эффективной реализации и освоения учебной программы;
- создать условия для упрощения
смены видов деятельности в процессе занятия;
- обеспечить охрану здоровья детей;
- обеспечить многофункциональность помещения;
- рационально использовать пространство;
- гармонично связать цветовую отделку помещения с его освящением, декором и домашними растениями.
Предметно-развивающая среда делится на 4 зоны:
-
Учебная зона
парты, учительский стол, интерактивная доска, компьютер (или ноутбук), книжный шкаф, магнитно-маркерная доска, маркеры, на стенах плакаты: с грамматической справкой, лексикой по некоторым темам, картой Италии + флаг Италии. -
Информационная зона
географическая справка об Италии, символика (флаг, гербы, деньги…); здесь же работы учеников, различные награды; игрушки или сувениры в форме основных достопримечательностей; книжная полка с адаптированной литературой. -
Зона отдыха
пуфы для сидения; утеплённый пол (специальные подстилки для сидения на полу); фото-зона с символикой Италии; небольшой телевизор с возможностью подключения к основному компьютеру; зелёные растения (лучше что-нибудь из Италии, если условия позволяют); игрушки и/или инвентарь для учебных игр. -
Санитарно-гигиеническая зона
раковина для мытья рук, мыло, бумажные полотенца, зеркало (по возможности)
Задание 12. Составьте конспект занятия в системе дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности (по Вашему выбору).
Оформите конспект следующим образом:
Тема:
Цель:
Возраст учащихся:
Формируемые компетенции:
Структура занятия:
Ход занятия:
Обоснование выбора используемых технологий (методов, приемов, средств) обучения.
Тема: Natale in Italia («Рождество в Италии»)
Цель: познакомится с культурными традициями и обычаями католического рождества в Италии
Возраст учащихся: 11-16 лет
Формируемые компетенции: креативность (придумать как использовать ту или иную атрибутику на рождество), коммуникация (поздравляем друг друга с Рождеством на итальянском), кооперация (командная работа в викторине + рождественские итальянские настольные игры)
Структура занятия:
1. Организационный этап: настроить учащихся на учебную деятельность
2. Постановка целей и задач урока: предложить по картинке в презентации угадать тему урока, объяснить правила викторины
3. Актуализация знаний (в виде викторины): на экране будут показываться различные рождественские атрибуты и 4 варианта ответа — дети должны угадать (или просто сделать предположения) что это и для чего используется в Италии на рождество
4. Первичное усвоение новых знаний: с помощью презентации рассказываем о традициях, которые дети не угадали, даём пояснения.
5. Первичная проверка понимания: предлагаем коротко поздравить друг друга на итальянском, в соответствии с итальянскими традициями
6. Физкультминутка + традиционные итальянские рождественские игры
7. Рефлексия: учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока; оценка и самооценка деятельности на уроке; обобщение знаний, полученных за урок
Ход занятия:
1. Приветствие, улыбаемся друг другу, спрашиваем о настроении, настраиваем друг друга на рождественские праздник парой подбадривающих слов на итальянском (дети приветствуют таким способом друг друга)
2. Запускаем презентацию: на первом слайде — коллаж из рождественской атрибутики, просим ребят угадать тему урока и почему мы сегодня рассматриваем именно эту тему. Предлагаем ребятам угадать для чего используется в Италии та или иная атрибутика — это мы делаем в виде викторины. По мимо атрибутики в викторине встретятся вопросы и на рождественские традиции Италии, на тему рождественской кухни и т. д. Но на этом этапе мы только объясняем правила викторины и делим ребят на две группы
3. Проводим викторину. Дети не просто выбирают правильный ответ, а строят свои предположения по поводу назначения того или иного символа, предмета, блюда…
4. По окончании викторины мы переходим к обсуждению, разбираем ту символику и те традиции, которые не удалось угадать; педагог отвечает на любые вопросы учащихся по тем или иным традициям и обычаям. Изначально должна быть заготовлена презентация со всем традициями и обычаями, которые нам встретились в викторины, но разбираем только то, что непонятно, чего дети не знали
5. «Примеряем» на себя изученные только что традиции и обычаи: моделируем мини-диалоги; пишем микро-поздравления друг другу в стиле Италии…
6. Играем в итальянские рождественские игры: о них тоже ранее упоминалось в викторине и в разборе рождественских традиций
7. Просим у детей обратную связь: какая традиция им больше всего понравилась, почему. На экране коллаж из всех новогодних традиций Италии, которые мы рассмотрели в уроке.
Обоснование выбора используемых технологий (методов, приемов, средств) обучения.
Поздравляя друг друга, ребята учат общаться; предполагая темы урока — учатся анализировать малую дозу информации, и на её основе строить предположения; играя в викторину и в итальянские игры, учатся угадывать, приобщаются к итальянской культуре, учатся работать в команде; проявляют креативность, примеряя на себя иностранные традиции, адаптируя их при необходимости; при подведении итогов дети учатся систематизировать материал, выделяя важное для себя и делать выводы, искать применение полученным знаниям, тем самым ещё более закрепляя их.