Файл: 1. 2 Общение как основа социальнопедагогической деятельности педагога дополнительного образования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 7. Разработайте конспект беседы педагога дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности (тема на выбор обучающегося) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Укажите возраст детей, отдельно опишите, какие именно особенности детей при подготовке беседы Вы учли.
Конспект беседы «Общение на иностранном языке: итальянский язык»
Продолжительность: 35 – 40 минут
Возрастная категория: 11-13 лет (средний школьный возраст)
Количество учеников: не более 10 человек
Цель: воспитание толерантности, интерес к другим культурам (в частности, к культуре общения, принятой в разных странах, на примере Италии), знакомство с ключевыми конструкциями общения на итальянском языке.
Задачи:
- раскрытие понятия «толерантность»
- объяснение того, что все культуры разные, что приветствия и общение везде происходит по-разному: привести примеры из различных культур
- Расписать на примерах и в красках культуру общения в Италии на примере общения друзей, незнакомцев, общения в общественных местах (продавец, врач…), общение учитель-ученик
- Знакомство с конкретными грамматическими и лексическими конструкциями для минимального общения в указанных ситуациях.
Оборудование и материалы: презентация (или распечатанные картинки), где показаны в картинках различные ситуации; перемешаны строки диалогов; даны примеры диалогов, где надо определить в какой ситуации подойдёт то или иное общение; дана небольшая историческая справка и определение слова «толерантность»
План
-
Понятие «толерантность».
Сначала спрашиваем знают ли дети что это такое; если не знают, просим построить предположения.
Далее разъясняем суть понятия. -
Показываем несколько примеров простейших диалогов в одинаковых ситуациях, но в разных странах (переводы должны быть очень дословными, чтобы хорошо была видна разница).
Просим детей проанализировать эти диалоги. Сказать, что им кажется смешным, странным или ужасным… -
Перемешиваем диалоги (то есть, одна строчка из одного диалога, другая из другого). Просим детей проанализировать/пофантазировать, к чему это может привести.
Делаем вывод, что нельзя смешивать русские, итальянские и английские традиции общения: в каждом языке мы должны придерживаться культуры общения данного языка. -
Рассматриваем несколько типовых коммуникативных ситуаций в итальянском языке. -
Выделяем ключевые фразы из диалогов, с которыми работали в предыдущем пункте: готовим базу знаний для ролевой игры, которую мы проведём на следующей встрече, где будем разыгрывать различные ситуации общения на итальянском языке.
Средний школьный возраст (на который ориентированная эта беседа) характеризуется развитием гибкости мышления: преобладают классификация, аналогия, обобщение — всё это учтено в нашей беседе. Мы предлагаем учащимся анализировать и классифицировать определённые модели общения, делать выводы. Даём возможность пофантазировать на тему «А что будет, если…?» (3ий пункт плана беседы). При этом беседу ведёт и направляет именно педагог; именно педагог подводит к выводу: «как правильно себя вести, чтобы остаться личностью самому и при этом позволить остаться личностью нашему собеседнику (в условиях международной коммуникации)».
Задания по теме 3.2 Образовательные технологии как способ мотивации учащихся системы дополнительного образования. Использование ИКТ в дополнительном образовании.
Цель: формирование умения использовать образовательные, в том числе информационные, технологии в профессиональной деятельности педагога дополнительного образования.
Задание 8. На основе анализа материалов лекции и учебной литературы представьте характеристику и особенности использования технологии портфолио в дополнительном образовании в области социально-педагогической деятельности.
Приведите конкретный пример использования данной технологии при реализации программы в дополнительном образовании в области социально-педагогической деятельности, при этом укажите, какие разделы выделяются в структуре портфолио и каково их примерное наполнение.
Доктор педагогических наук А.В. Хуторской считает, что ученическое портфолио является альтернативой «формализованному контролю образовательных результатов учащихся». Существенное значение технология портфолио придаёт планированию и самооценке обучающимися своих образовательных результатов.
Портфолио достижений представляет собой коллекцию работ, целью которых является демонстрация образовательных достижений обучающегося. Такое портфолио может стать альтернативным по отношению к традиционным формам и способом оценивания образовательного результата.
В этом случае портфолио помогает педагогу дополнительного образования проследить индивидуальный прогресс обучающегося, достигнутый им в процессе получения образования.
Работа с портфолио всегда ведётся так, что обучающийся не просто проектирует своё портфолио, но и определяет конкретное место размещения результата своей самооценки. Портфолио — это самоконтроль учащегося. Здесь виден прогресс, как проходит обучение; а обучающийся может сделать самостоятельные выводы о том, на сколько
эффективен для него тот или иной путь обучения, на сколько он ему подходит. При помощи портфолио ученик демонстрирует свой прогресс.
Если приводить в пример портфолио ребёнка, изучающего итальянский язык, то деление на разделы и наполнение будет примерно таким:
5 разделов: говорение, аудирование, чтение, письмо, грамматика — такое деление на разделы подготовит к формату международных экзаменов, если ребёнок в будущем захочет сдать экзамен на знание языка.
В раздел говорения (если портфолио у нас на физическом носители, а не в компьютере) мы кладём флешку или диск с записью монологов на изучаемом языке. Монологи должны располагаться на флешке строго в хронологическом порядке — так ребёнок будет сам слышать свой прогресс: расширение словарного запаса, увеличение беглости речи, использование более сложных грамматических конструкций…
В раздел аудирования мы помещаем диктанты, записанные на слух песни (в красивом оформлении), расшифровку мультфильмов с картинками и т.д.
В раздел чтение можно размещать записанное на аудио выразительное чтение (постепенно усложняя тексты) или пересказ; и любые творческие работы по прочитанным произведениям: рисунки, эссе, краткое содержание…
В раздел письмо: любые письменные работы, чаще всего это бывают «письма иностранным друзьям» с правильным оформлением на листе.
В разделе грамматика: любые награды за прохождения тестов, результаты тестов, схематически красиво оформленные правила и т.д.
Задание 9. На основе анализа Интернет-источников выявите особенности использования ИКТ в учреждении дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности. Опишите цели и задачи использования ИКТ, приведите конкретные примеры использования данных технологий для решения задач дополнительного образования.
Применение ИКТ позволяет превратить образовательный процесс в привлекательную и современную «активность», решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. Здесь могут быть применены различные текстовые редакторы, таблицы, программы презентаций, видеомонтажные программы (в совокупности с видеокамерами, микрофонами, интерактивными досками и пр.). Использование ИКТ позволяет окрасить образовательную деятельность дополнительными эмоциями, чтобы вызвать у ребёнка живой интерес, что в свою очередь ведёт к повышению результативности занятий.
Но вместе с тем должны соблюдаться требования СанПин: при работе с ИКТ обязательно проводить физкульт-минутки, комплексы упражнений для глаз и не забывать проветривать помещение.
Использование ИКТ не только помогает заинтересовать детей и сделать более наглядным процесс обучения, но также способствует развитию самого педагога, потому что каждый раз приходится анализировать свою деятельность, создавая новые более эффективные учебные материалы: слайды, видео и др. Тут же не только анализ своей деятельности и результатов, но также и отбор, систематизация анализ имеющихся у педагога знаний. И даже более того. Если профессионально подходит к созданию медиа-продукта для урока, то автоматически педагог начинает изучать психологию зрителя и законы монтажа, чтобы глаза и мозг детей правильно воспринимали и обрабатывали поданную информацию. Таким образом появляется неограниченный простор для управления вниманием ребёнка, возможность его заинтересовать и сделать так, что он запомнит информацию. Но при этом надо не забывать ещё и о возрасте детей: для каждого возраста будет требоваться разная длительность слайдов и разное наполнение. И обязательно потом переносить это в реальность с экрана, что образование не было просто очередной информацией на экране.
Также воспроизведение аудио помогает, например, услышать речь носителей языка (при изучении любого иностранного языка): особенно хорошо воспроизводить одни и те же фразы разными голосами — так у детей не будет проблем с пониманием разных людей (ибо все люди говорят по-разному, и не стоит привыкать только к речи педагога). Воспроизведение дикторской речи (а затем подражание ей) научит детей выразительному чтению и вообще выразительному донесению своих мыслей и эмоций, управлению своим голосом. Звуковой сигнал и красный крестик или зелёная галочка быстрее и ярче донесут до ребёнка верность или неверность его ответа, нежели учительский комментарий. А воспроизведение какого-то интершума поможет «погрузиться в обстановку» и научит воспринимать не только чистую речь в тишине, но и вылавливать нужную информацию из потоков окружающих нас звуков, например, при разыгрывании сценки «в библиотеке» можно изредка слышать перелистывающиеся страницы, при изучении правил дорожного движения — шум машин на дороге и т.д.
Со стороны обучающихся (здесь речь идёт о детях постарше: начиная с среднего школьного возраста) использование интернет-технологий и ИКТ даёт более широкой простор для творчеств аи поиска информации. Здесь возможности бесконечно велики: от поиска информации для реферата или доклада до создание обучающей компьютерной игры или приложения для телефона.